Энергетика. Изв. высш. учеб. заведений и энерг. объединений СНГ. Т. 67, № 5 (2024), с. 452-470 Energetika. Proc. CIS Higher Educ. Inst. and Power Eng. Assoc. V. 67, No 5 (2024), pp. 452-470 452
https://doi.org/10.21122/1029-7448-2024-67-5-452-470 УДК 504.3.054
Особенности углеродного регулирования в Республике Беларусь и Российской Федерации: сравнительный анализ и тенденции
О. А. Любчик1*, В. Е. Пинаев2), В. Н. Ухова2)
^Белорусский национальный технический университет (Минск, Республика Беларусь), 2)Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (Москва, Российская Федерация)
© Белорусский национальный технический университет, 2024 Belarusian National Technical University, 2024
Реферат. В статье рассмотрены международные акты в области противодействия изменению климата (Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, Киотский протокол и Парижское соглашение), выявлены основные тренды в области углеродного регулирования: квотирование выбросов, реализация климатических проектов, введение отчетности по парниковым газам и расширение законодательной базы. Проведен сравнительный анализ национального законодательства, действующего на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, рассмотрена его условная классификация с выделением применяемых в них инструментов углеродного регулирования: рыночных, ограничивающих, поддерживающих и вспомогательных. Регулирование выбросов парниковых газов должно включать широкий спектр мероприятий и не может сводиться исключительно к ограничивающим инструментам. К рыночным инструментам отнесены национальная система торговли выбросами, международные добровольные рынки и инструменты международной кооперации, к ограничивающим инструментам - введение углеродных налогов, квот, а также обязательной углеродной отчетности. Среди примеров поддерживающих инструментов отмечены субсидии, целевое финансирование и налоговые преференции, информационная политика. Вспомогательные инструменты включают методологии количественной оценки выбросов и поглощения парниковых газов, стандарты углеродной отчетности и инструменты верификации отчетности о выбросах парниковых газов, законодательно закрепленную возможность реализации климатических проектов. Рассмотрено нормативное национальное регулирование в части учета выбросов парниковых газов, обозначены категории источников выбросов и парниковые газы, выбросы которых подлежат учету. Важно отметить, что законодательство по парниковым газам в Республике Беларусь и Российской Федерации, как и во всем мире, не сформировано окончательно и находится в процессе становления.
Ключевые слова: углеродное регулирование, парниковые газы, сокращение выбросов, изменение климата, адаптация, климатическая повестка, климатическая стратегия, устойчивое развитие
Для цитирования: Любчик, О. А. Особенности углеродного регулирования в Республике Беларусь и Российской Федерации: сравнительный анализ и тенденции / О. А. Любчик, В. Е. Пинаев, В. Н. Ухова // Энергетика. Изв. высш. учеб. заведений и энерг. объединений СНГ. 2024. Т. 67, № 5. С. 452-470. https://doi.org/10.21122/1029-7448-2024-67-5-452-470
Адрес для переписки Address for correspondence
Любчик Ольга Андреевна Liubchyk Volha A. Белорусский национальный технический университет Bekrusian National Technical University
просп. Независимости, 65/2, 65/2, Nezavisimosty Ave.,
220013, г. Минск, Республика Беларусь 220013, Minsk, Republic of Belarus
Тел.: +375 17 293-96-24 Tel.: +375 17 293-96-24
[email protected] [email protected]
Features of Carbon Regulation
in the Republic of Belarus and the Russian Federation: Comparative Analysis and Trends
V. A. Liubchyk", V. E. Pinaev2), V. N. Ukhova2)
'^Belarusian National Technical University (Minsk, Republic of Belarus), 2)Peopl es' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba (Moscow, Russian Federation)
Abstract. The article reviews international acts in the field of combating climate change (United Nations Framework Convention on Climate Change, Kyoto Protocol and Paris Agreement), identifies the main trends in the field of carbon regulation: emissions quoting; implementation of climate projects; introduction of greenhouse gas reporting and expansion of the legislative framework. A comparative analysis of the national legislation in force in the Republic of Belarus and the Russian Federation is carried out, its conditional classification is considered with the allocation of carbon regulation instruments being applied, viz. the market ones, the restrictive ones, the supporting ones and the auxiliary ones. The regulation of greenhouse gas emissions should include a wide range of activities and cannot be reduced solely to restrictive instruments. Market instruments include the national emissions trading system, international voluntary markets and instruments of international cooperation, while restrictive instruments include the introduction of carbon taxes, quotas, and mandatory carbon reporting. Among the examples of supporting instruments subsidies, targeted financing and tax preferences, as well as information policy may be noted. Auxiliary instruments include methodologies for quantitative assessment of greenhouse gas emissions and uptake, carbon reporting standards and tools for verification of reporting on greenhouse gas emissions, legislated possibility of implementing climate projects. The normative national regulation regarding the accounting of greenhouse gas emissions is considered, the categories of emission sources and greenhouse gases whose emissions are subject to accounting are identified. It is important to note that the legislation on greenhouse gases in the Republic of Belarus and the Russian Federation, as well as around the world, has not been finalized and is in the process of formation.
Keywords: carbon regulation, greenhouse gases, emission reductions, climate change, adaptation, climate agenda, climate strategy, sustainable development
For citation: Liubchyk V. A., Pinaev V. E., Ukhova V. N. (2024) Features of Carbon Regulation in the Republic of Belarus and the Russian Federation: Comparative Analysis and Trends. Ener-getika. Proc. CIS Higher Educ. Inst. and Power Eng. Assoc. 67 (5), 452-470. https://doi.org/10. 21122/1029-7448-2024-67-5-452-470 (in Russian)
Введение
Углеродное регулирование в мире становится все более актуальной темой в условиях изменения климата. Все больше стран признают необходимость принятия мер для сокращения выбросов парниковых газов и разрабатывают новые механизмы углеродного регулирования [1].
Законодательство в области парниковых газов начало формироваться относительно недавно и не сформировано окончательно. Следует отметить, что законодательство по парниковым газам в Республике Беларусь и Российской Федерации, как и во всем мире, находится в процессе становления - нормативные документы изменяются [2].
Рассмотрим основные аспекты углеродного регулирования в Республике Беларусь и Российской Федерации. Углеродное регулирование на территории стран представлено широким спектром различных документов, как международных, так и национальных. Именно с ратификации международных документов и принятия на себя соответствующих обязательств начинается формирование национального углеродного регулирования, которое создано для достижения глобальных целей углеродной нейтральности [3].
Международное регулирование в области изменения климата
Что касается международных актов, то важно отметить, что и Беларусь, и Россия подписали и ратифицировали Рамочную конвенцию Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН), Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и Парижское соглашение (табл. 1).
Таблица 1
Ратификация международных документов в области изменения климата Ratification of international documents related to climate change
Республика Беларусь Российская Федерация
Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата
Подписание: 11 июня 1992 г. Ратификация: 10 апреля 2000 г. (Указ Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 177 «Об одобрении Рамочной конвенции ООН об изменении климата» [4]) Подписание: 12 июня 1992 г. Ратификация: 4 ноября 1994 г. (Федеральный закон от 04.11.1994 № 34-Ф3 «О ратификации Рамочной конвенции ООН об изменении климата» [5])
Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата
Присоединение: 12 августа 2005 г. (Указ Президента Республики Беларусь от 12 августа 2005 г. № 370 «О присоединении Республики Беларусь к Киотскому протоколу к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» [6]) Подписание: 11 марта 1999 г. Ратификация: 4 ноября 2004 г. (Федеральный закон от 04.11.2004 № 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» [7])
Парижское соглашение
Подписание: 22 апреля 2016 г. Принятие: 20 сентября 2016 г. (Указ Президента Республики Беларусь № 345 «О принятии Международного договора» [8]) Подписание: 22 апреля 2016 г. Принятие: 21 сентября 2019 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2019 № 1228 «О принятии Парижского соглашения» [9])
На территории стран также действуют национальные стандарты в области парниковых газов, идентичные международному стандарту ISO. Наблюдаем поэтапное принятие нормативно-правовых актов, призванных
расширить функционал бизнеса и субъектов в части деятельности по сокращению выбросов парниковых газов. На данный момент в России возможна реализация климатических проектов, операции с углеродными единицами, существуют реестр углеродных единиц и национальная методология количественной оценки выбросов и поглощений парниковых газов, также проводится эксперимент по квотированию выбросов парниковых газов.
В будущем можно ожидать реализации таких трендов в области углеродного регулирования, как:
• расширение эксперимента по квотированию выбросов на другие регионы страны;
• разработка и утверждение методологий климатических проектов;
• введение обязательной верификации углеродной отчетности и формирование реестра аккредитованных органов валидации и верификации парниковых газов [10];
• появление национального стандарта нефинансовой отчетности, обязывающего бизнес раскрывать информацию о выбросах парниковых газов и климатических рисках по аналогии с международными стандартами ОМ и 82;
• расширение законодательной базы в части рисков, связанных с изменением климата, в том числе разработка национальной методологии оценки климатических рисков.
Национальное регулирование в области изменения климата
и его классификация
Цель национального углеродного регулирования состоит в сокращении уровня выбросов парниковых газов на уровне страны [11].
В Республике Беларусь приняты следующие документы национального углеродного регулирования [12]:
• Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-Х11 «Об охране окружающей среды» (Глава 7. Охрана озонового слоя. Регулирование воздействия на климат) [13]:
о Статья 55. Охрана озонового слоя;
о Статья 56. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами парниковых газов в атмосферный воздух;
о Статья 57. Регулирование воздействия на климат.
• Национальный план действий по увеличению абсорбции поглотителями парниковых газов на период до 2030 г. [14];
• Стратегия адаптации лесного хозяйства Беларуси к изменению климата до 2050 г. [15];
• Национальный план действий по адаптации лесного хозяйства Беларуси к изменению климата до 2030 г. [16];
• Стратегия адаптации сельского хозяйства к изменению климата до 2050 г. [17].
В Российской Федерации основу национального законодательства в области парниковых газов составляют следующие документы национального углеродного регулирования:
• Указ Президента РФ от 26.10.2023 № 812 «Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации» [18];
• Указ Президента Российской Федерации от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» [19];
• Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»;
• Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. (распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р) [20];
• Федеральный закон «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» от 06.03.2022 № 34-Ф3.
Существуют и другие документы, регламентирующие реализацию климатических проектов, порядок количественной оценки выбросов и поглощений парниковых газов, работу реестра углеродных единиц, операции с этими единицами и т. д.
Национальное углеродное регулирование можно условно классифицировать как рыночные инструменты, ограничивающие инструменты, поддерживающие инструменты и вспомогательные инструменты.
К рыночным инструментам относятся национальная система торговли выбросами, международные добровольные рынки (Verified Carbon Standard, Verra) и инструменты международной кооперации (Статья 6 Парижского соглашения).
В Республике Беларусь привлечению внимания к рыночным механизмам климатического финансирования способствовала реализация проекта ПРООН/ГЭФ «Наращивание потенциала для торговли выбросами парниковых газов и укрепление системы мониторинга, отчетности и верификации в Республике Беларусь», целью которого были их разработка и внедрение, а также создание системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов [21].
С 2022 г. в России существует национальная система выпуска углеродных единиц, создан реестр углеродных единиц. Путь к получению углеродных единиц начинается с разработки климатического проекта, далее происходит валидация проекта и верификация сокращений, после этого происходит выпуск углеродных единиц в национальном реестре углеродных единиц. Полученные углеродные единицы можно продать, использовать для добровольного сокращения углеродного следа либо зачесть в рамках квоты Сахалинского эксперимента [22].
Статьей 6 Парижского соглашения [23] признается, что «стороны используют добровольное сотрудничество при осуществлении своих определяемых на национальном уровне вкладов, с тем чтобы создать возможности для повышения амбициозности своих действий по предотвращению
изменения климата и адаптации и поощрения устойчивого развития и экологической целостности».
Статья 6 устанавливает три подхода:
• Статья 6.2 обеспечивает основы учета международного сотрудничества. Это позволяет осуществлять международную передачу углеродных кредитов между странами.
• Статья 6.4 определяет централизованный механизм ООН для торговли кредитами за сокращение выбросов, полученными в рамках отдельных проектов.
• Статья 6.8 определяет рабочую программу для нерыночных подходов к смягчению последствий и адаптации [24].
Ограничивающие инструменты включают в себя введение углеродных налогов и квот, которые стимулируют компании ставить цели по сокращению выбросов и выполнять взятые на себя обязательства, введение обязательной углеродной отчетности [25].
В Беларуси с 26.04.2024 вступает в силу постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 28 марта 2024 г. № 8-Т, которым утверждены экологические нормы и правила (ЭкоНиП) «Охрана окружающей среды и природопользование. Климат. Требования (правила) количественного определения выбросов парниковых газов». Данный документ определяет категории источников и перечень парниковых газов для каждого источника, по которым предусмотрена отчетность (табл. 2) [26].
Таблица 2
Категории источников выбросов и парниковые газов, подлежащие учету Emission source categories and greenhouse gases to be accounted for
№ п/п Источник Парниковый газ
1 Стационарное сжигание топлива Углекислый газ
2 Сжигание на факельных установках Углекислый газ, метан
3 Нефтепереработка Углекислый газ, метан
4 Металлургическое производство Углекислый газ
5 Производство минеральных материалов Углекислый газ
6 Химическая промышленность Фторид серы (VI), трифторметан, углекислый газ, оксид азота (I)
7 Обращение с твердыми отходами Углекислый газ, оксид азота (I), метан
В Российской Федерации перечень парниковых газов, подлежащих учету, регламентируется распоряжением Правительства РФ от 22.10.2021 № 2979-р «Об утверждении перечня парниковых газов, в отношении которых осуществляются государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов» [27] и содержит наименование парникового газа, химическую формулу и потенциал глобального потепления (на горизонте 100 лет).
Эксперимент по квотированию выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области проводится с 1 сентября 2022 г. по 31 де-
кабря 2028 г. включительно и регламентируется Федеральным законом от 06.03.2022 № 34-Ф3 «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» [28]. Целью эксперимента является достижение углеродной нейтральности на территории субъекта. Для этого применяется стимулирование внедрения технологий сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения, формируется система независимой верификации и создается система обращения углеродных единиц и единиц выполнения квоты [29]. Дополнительно хочется подчеркнуть важность внедрения стратегий энергоэффективности и создания новых мощностей возобновляемых источников энергии (ВИЭ) - солнечных электростанций (СЭС) и ветряных электростанций (ВЭС) для декарбонизации энергетической отрасли [30].
В России введена обязательная отчетность о выбросах парниковых газов для регулируемых организаций, к которым относятся:
• юридические лица и индивидуальные предприниматели;
• организации, деятельность которых сопровождается годовыми выбросами парниковых газов массой 150 тысяч тонн СО-эквивалента и более, предоставляют отчеты о выбросах парниковых начиная с 1 января 2023 г., организации, деятельность которых сопровождается годовыми выбросами парниковых газов массой 50 тысяч тонн СО-эквивалента и более, - с 1 января 2025 г. [31];
• организации, деятельность которых соответствует производственным процессам и (или) видам хозяйственной и иной деятельности по перечню и показателям, указанным в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 № 355 «О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям» [32].
Отчет предоставляется в Министерство экономического развития Российской Федерации ежегодно до 1 июля года, следующего за отчетным, в электронном виде через Интернет на сайте ГИС «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ» [33] путем заполнения формы отчета в реестре выбросов парниковых газов. При этом расчет выбросов парниковых газов, представляемый в отчете, необходимо проводить по национальной методологии.
Важно подчеркнуть, что регулирование выбросов парниковых газов должно включать широкий спектр мероприятий и не может сводиться исключительно к ограничивающим инструментам.
Поддерживающие инструменты могут быть финансовые и нефинансовые. Примером финансовых поддерживающих инструментов являются субсидии, целевое финансирование и налоговые преференции, нефинансовых - внедрение новых технологий, поддержка НИОКР, информационная политика.
Вспомогательные инструменты представляют собой методологии количественной оценки выбросов и поглощений парниковых газов, стандарты углеродной отчетности и инструменты верификации отчетности
о выбросах парниковых газов, законодательно закрепленная возможность реализации климатических проектов.
Углеродный след включает в себя три категории выбросов - прямые (Охват 1), косвенные энергетические (Охват 2) и прочие косвенные (Охват 3) выбросы парниковых газов [34].
Охват 1, Охват 2 и Охват 3 были введены и определены в первом издании стандарта GHG Protocol в 2001 г. [35].
Охват 1 - прямые энергетические выбросы, связанные с собственной генерацией энергии, происходят из источников, принадлежащих компании или контролируемых ею. Примерами источников выбросов могут быть: непосредственно производственный процесс, сжигание топлива на стационарных энергетических источниках, потребление топлива корпоративным транспортом, эксплуатация системы охлаждения.
Охват 2 - косвенные энергетические выбросы, связанные с производством электроэнергии, теплоты или пара, закупаемых компанией.
Охват 3 - косвенные неэнергетические выбросы, связанные с осуществлением компанией хозяйственной и иной деятельности (выбросы, образующиеся при добыче (производстве) и транспортировке топлива, сырья, материалов, полуфабрикатов, а также выбросы от использования продукции и утилизации ее остатков).
В Республике Беларусь ЭкоНиП «Охрана окружающей среды и природопользование. Климат. Требования (правила) количественного определения выбросов парниковых газов» установлены требования количественно -го определения выбросов парниковых газов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для обеспечения производственного учета выбросов парниковых газов из источников и их абсорбции поглотителями. Постановление вступает в силу одновременно с Законом Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 294-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» [36].
Также в Республике Беларусь существуют Технические кодексы установившейся практики (ТКП):
• ТКП 17.08-03-2006 (02120). Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух. Выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух. Правила расчета выбросов механическими транспортными средствами в населенных пунктах [37];
• ТКП 17.08-11-2008 (02120). Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух. Правила расчета выбросов от животноводческих комплексов, звероферм и птицефабрик [38].
В России национальная методология количественной оценки выбросов парниковых газов существует для прямых и косвенных выбросов парниковых газов [39].
Прямые выбросы рассчитываются в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
от 27.05.2022 № 371 «Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов» [40]. Данный документ содержит описание методологии расчета, подробные формулы и коэффициенты выбросов для следующих категорий источников прямых выбросов парниковых газов: 1. Стационарное сжигание топлива; 2. Сжигание в факелах; 3. Фугитивные выбросы; 4. Нефтепереработка; 5. Производство кокса; 6. Производство цемента; 7. Производство извести; 8. Производство стекла; 9. Производство керамических изделий; 10. Производство аммиака; 11. Производство азотной кислоты, капролактама, глиоксаля и глиоксиловой кислоты; 12. Нефтехимическое производство; 13. Производство фторсодержащих веществ; 14. Черная металлургия; 15. Производство ферросплавов; 16. Производство первичного алюминия; 17. Прочие промышленные процессы; 18. Транспорт; 19. Дорожное хозяйство; 20. Захоронение твердых отходов; 21. Биологическая переработка твердых отходов; 22. Сжигание отходов; 23. Очистка и сброс сточных вод; 24. Выбросы закиси азота из сточных вод.
Количественная оценка косвенных энергетических выбросов парниковых газов по национальной методологии осуществляется в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2017 № 330 «Об утверждении методических указаний по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов» [41]. Документ представляет собой порядок количественного определения объема косвенных энергетических выбросов в организациях.
Климатические проекты подразделяются на проекты, которые обеспечивают сокращение выбросов парниковых газов, и проекты, направленные на увеличение их поглощения [42].
Основные требования к климатическим проектам изложены в приказе Минэкономразвития России от 11 мая 2022 г. № 248 «Об утверждении критериев и порядка отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам, формы и порядка представления отчета о реализации климатического проекта» [43]. Также данный документ содержит форму отчета о реализации климатического проекта. Правила верификации результатов реализации климатических проектов представлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 24.03.2022 № 455 «Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов» [44].
Реализация климатических проектов позволяет получить углеродные единицы, с которыми впоследствии можно проводить операции на бирже [45]. На текущий момент в российском реестре углеродных единиц зарегистрированы 23 климатических проекта, в том числе проекты, связанные с повышением энергоэффективности и модернизацией оборудования энергетическими компаниями. Могут быть эффективны и другие про-
екты, например связанные с переходом на альтернативные виды топлива [46].
В Республике Беларусь на национальном уровне пока недоступно проведение операций с углеродными единицами. В связи с этим прогрессивные компании делают попытки проведения таких операций на международных рынках.
Аккредитация органов валидации и верификации парниковых газов (ОВВПГ) возможна в национальной системе аккредитации. Целью аккредитации ОВВПГ является подтверждение их компетентности, профессионализма и соответствия требованиям стандартов. Аккредитованные органы по валидации и верификации парниковых газов осуществляют верификацию углеродной отчетности и валидацию результатов климатических проектов. Аккредитация ОВВППГ регламентируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» [47] и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации» [48].
Результаты анализа существующих инструментов углеродного регулирования в Республике Беларусь и Российской Федерации представлены в табл. 3.
Таблица 3
Маппинг инструментов углеродного регулирования
и нормативно-правовых актов в Республике Беларусь и Российской Федерации
Mapping of carbon management instruments and regulations in the Republic of Belarus and the Russian Federation
Республика Беларусь Российская Федерация
Рыночные инструменты
Не представлены • Национальная система торговли выбросами; • Реестр углеродных единиц Шр8://саг bonreg.ru (постановление Правительства РФ от 30.04.2022 № 790 «Об утверждении Правил создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с углеродными единицами в реестре углеродных единиц»)
Ограничивающие инструменты
• Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-ХП «Об охране окружающей среды» (Глава 7. Охрана озонового слоя. Регулирование воздействия на климат) • Сахалинский эксперимент (Федеральный закон от 06.03.2022 № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации»); • Обязательная отчетность о выбросах парниковых газов для регулируемых организаций (Федеральный закон от 02.07.2021 «296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», статья 14);
Окончание табл. 3 Ending of Table 3
Республика Беларусь Российская Федерация
Поддерживающие инструменты
Законодательно не регулируются Законодательно не регулируются
Вспомогательные инструменты
• Экологические нормы и правила (ЭкоНиП) 17.09.08-001-2024 «Охрана окружающей среды и природопользование. Климат. Требования (правила) количественного определения выбросов парниковых газов» • Национальная методология количественной оценки выбросов парниковых газов (приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.05.2022 № 371 «Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов» и приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2017 № 330 « Об утверждении методических указаний по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов»); • Климатические проекты (приказ Минэкономразвития России от 11 мая 2022 г. № 248 «Об утверждении критериев и порядка отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам, формы и порядка представления отчета о реализации климатического проекта»; постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2022 № 455 «Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов»); • Аккредитация органов валидации и верификации парниковых газов (ОВВПГ) (Федеральный Закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»; приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.10.2020 № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации»)
ВЫВОДЫ
1. Республика Беларусь и Российская Федерация полностью поддерживают мировую повестку в отношении сокращения выбросов парниковых газов и минимизации изменения климата и его последствий. Ратифицированы Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата и Киотский протокол к ней, подписано Парижское соглашение. Обе страны на национальном уровне принимают нормативные правовые акты в области углеродного регулирования, разрабатывают национальные стандарты в области парниковых газов, идентичные международному стандарту ISO.
2. В настоящий момент в Российской Федерации имеется большой набор инструментов для мотивации сокращения выбросов, который представлен возможностью торговли углеродными единицами на национальных рынках, признания реализуемых на предприятиях проектов климатическими, наличием возможности аккредитации органов валидации и верификации парниковых газов, чего пока нет в Республике Беларусь. Несмотря на это, в Республике Беларусь, так же как и в Российской Федерации, имеется законодательство в области охраны окружающей среды, методика количественной оценки выбросов парниковых газов, обязательный учет выбросов парниковых газов рядом источников их выбросов и другие инструменты углеродного регулирования. Обе страны имеют цели по сокращению выбросов парниковых газов и обновляют свои нормативно-правовые акты для достижения этих целей.
3. Законодательство по парниковым газам в Республике Беларусь и Российской Федерации, как и во всем мире, не сформировано окончательно и находится в процессе становления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пинаев, В. Е. Органы по валидации и верификации парниковых газов в России и Китае - новая реальность. Особенности аккредитации органов и подготовки специалистов в России [Электронный ресурс] / В. Е. Пинаев, С. Чжан, Т. Н. Ледащева // Отходы и ресурсы. 2023. Т. 10, № 1. Режим доступа: ЬИр8://ге80игсе8.1»11ау/РВЕ/30ЕС0РЛ23.р111:". Дата доступа: 02.05.2024. https://doi.org/10.15862/30EC0R123.
2. Кучихин, Ю. А. Углеродное регулирование в России: стратегии по трансграничному регулированию в ЕС / Ю. А. Кучихин // Государственное управление и развитие России: глобальные тренды и национальные перспективы: сб. статей Междунар. конференц-сессии, Москва, 16 мая 2022 г. - 20 мая 2023 г. М.: Изд. дом «Научная библиотека», 2023. Т. II. С. 847-853.
3. Павленко, С. П. Переход к углеродной нейтральности: миф или реальность? Правовые основы углеродного регулирования в России и Европе / С. П. Павленко // Конференция молодых ученых «Правовое регулирование деятельности топливно-энергетического комплекса в современных условиях»: сб. науч. тр. конф., Москва, 22 окт. 2021 г. / сост.: С. Н. Рожнов, С. И. Конев; отв. ред. В. Г. Мартынов. М.: Рос. гос. ун-т нефти и газа имени И. М. Губкина, 2021. С. 261-265.
4. Об одобрении Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 10 апр. 2000 г., № 177. Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=p30000177. Дата доступа: 02.05.2024.
5. О ратификации Рамочной конвенции ООН об изменении климата [Электронный ресурс]: Федеральный закон, 4 нояб. 1994 г., № 34-ФЗ. Режим доступа: http://www.krem lin.ru/acts/bank/7188. Дата доступа: 02.05.2024.
6. О присоединении Республики Беларусь к Киотскому протоколу к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 12 авг. 2005 г., № 370. Режим доступа: https://etalonline.by/ documen1/?regnum=P30500370. Дата доступа: 02.05.2024.
7. О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата [Электронный ресурс]: Федеральный закон, 4 нояб.
2004 г., № 128-ФЗ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/21599. Дата доступа: 02.05.2024.
8. О принятии международного договора [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 20 сент. 2016 г., № 345. Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3961 &p0=P31600345. Дата доступа: 02.05.2024.
9. О принятии Парижского соглашения [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации, 21 сент. 2019 г., № 1228. Режим доступа: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201909240028. Дата доступа: 02.05.2024.
10. Пинаев, В. Е. Требования к документации и анализ существующей практики подготовки документов для создания и функционирования органа по валидации и верификации парниковых газов / В. Е. Пинаев, В. Н. Ухова. М.: Мир науки, 2024. 172 с. https://doi. org/10.15862/01mnnpu24.
11. Ухова, В. Н. Обзор актуального законодательства в области национального углеродного регулирования [Электронный ресурс] / В. Н. Ухова, В. Е. Пинаев // Garant Science Discussion Board on Legal, Accounting and Auditing. 2023. Вып. 1. Режим доступа: https://base.garant.ru/77029762.
12. Любчик, О. А. Декарбонизация энергетического сектора: разработка Калькулятора сокращения выбросов парниковых газов. Журнал Белорусского государственного университета. Экология. 2023. № 2. С. 87-95. https://doi.org//10.46646/2521-683X/2023-2-87-95.
13. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII. Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=v19201982. Дата доступа: 02.05.2024.
14. Национальный план действий по увеличению абсорбции парниковых газов поглотителями на период до 2030 года [Электронный ресурс]: постановление коллегии Министерства лесного хозяйства Респ. Беларусь, 05 дек. 2019 г. Режим доступа: https://minpriroda. gov.by/uploads/files/1-Minlesxoz-Nats.-plan-po-absorbtsii-1-2.pdf. Дата доступа: 02.05.2024.
15. Постановление коллегии Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 05 декабря 2019 г. «Стратегия адаптации лесного хозяйства Беларуси к изменению климата до 2050 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minpriroda.gov.by/ uploads/files/2-Minlesxoz-Strategija-adaptatsii-l-x.pdf. Дата доступа: 02.05.2024.
16. Национальный план действий по адаптации лесного хозяйства Беларуси к изменению климата до 2030 г. [Электронный ресурс]: постановление коллегии Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, 05 дек. 2019 г. Режим доступа: https://min priroda.gov.by/uploads/files/3-Minlesxoz-Nats.-plan-po-adaptatsii.pdf. Дата доступа: 02.05.2024.
17. Стратегия адаптации сельского хозяйства Беларуси к изменению климата [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minpriroda.gov.by/uploads/files/4-Minselxozprod-Strategija-adaptatsii-s-x.pdf. Дата доступа: 02.05.2024.
18. Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации, 26 окт. 2023 г., № 812. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310260009. Дата доступа: 02.05.2024.
19. О сокращении выбросов парниковых газов [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации, 04 нояб. 2020 г., № 666. Режим доступа: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202011040008. Дата доступа: 02.05.2024.
20. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ, 29 окт. 2021 г., № 3052-р. Режим доступа: http://static. govern ment.ru/media/files/ADKkCzp3fW032e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf. Дата доступа: 02.05.2024.
21. Выступление на семинаре по внедрению системы торговли выбросами в Республике Беларусь [Электронный ресурс] // Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Бел НИЦ «Экология». Режим доступа: https://www.ecoinfo.by/post/ 10180.html. Дата доступа: 02.05.2024.
22. Маяков, М. А. Влияние Сахалинского эксперимента на продвижение концепции устойчивого развития в РФ / М. А. Маяков // Актуальные проблемы общества, экономики
и права в контексте глобальных вызовов: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Орел, 19 апр. 2023 г. Орел: Картуш, 2023. С. 61-65.
23. Парижское соглашение [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unfccc.int/sites/ default/files/russian_paris_agreement.pdf. Дата доступа: 02.05.2024.
24. Фрикано, Ф. Возможные подходы к сотрудничеству в рамках Статьи 6 Парижского соглашения [Электронный ресурс]: Седьмая Конференция высокого уровня ЕС-Центральная Азия, Рим, 22-24 февр. 2023 г. / Ф. Фрикано. Режим доступа: https://wecoop.eu/ wp-content/uploads/2023/01/Session-5-Pres-1-Federica-Fricano-MASE-RU.pdf. Дата доступа: 04.05.2024.
25. Александрова, Ж. П. Достижение углеродной нейтральности путем внедрения инструментов налогообложения / Ж. П. Александрова, С. А. Кат // Кронос. 2022. Т. 6, № 10 (72). С. 92-95.
26. Правила расчета выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность [Электронный ресурс]: ТКП-17.09-06-2022 (33140). Минск: Минприроды, 2023. Режим доступа: https://www.ecoinfo.by/wp-content/uploads/ 2023/03/3-ТКП-17.09-06-2022^. Дата доступа: 04.05.2024.
27. Перечень парниковых газов, в отношении которых осуществляется государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации, 22 окт. 2021 г., № 2979-р. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110260021. Дата доступа: 02.05.2024.
28. О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон, 06 марта 2022 г., № 34-ФЗ. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012 02203060003. Дата доступа: 02.05.2024.
29. Ситников, С. Л. Некоторые аспекты углеродного ценообразования и его особенности / С. Л. Ситников // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2023. № 9 (109) С. 188-198. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2023.109.9.188-198
30. Стратегия производства электрической и тепловой энергии в условиях ограниченного количества топлива / В. С. Кузеванов [и др.] // Энергетика. Изв. высш. учеб. заведений и энерг. объединений СНГ. 2023. Т. 66, № 3. С. 273-288. https://doi.org/10.21122/1029-7448-2023-66-3-273-288. Дата доступа: 20.04.2024.
31. Об ограничении выбросов парниковых газов [Электронный ресурс]: Федеральный закон, 02 июля 2021 г., № 296-ФЗ. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Docu ment/ View/0001202107020031. Дата доступа: 02.05.2024.
32. О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации, 14 марта 2022 г., № 355. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202203150019. Дата доступа: 02.05.2024.
33. Реестр выбросов парниковых газов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://co2. gisee.ru. Дата доступа: 06.05.2024.
34. Лукерьянова, А. В. Углеродный след: международный и российский опыт сокращения / А. В. Лукерьянова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 5-4 (80). С. 11-14.
35. A Corporate Accounting and Reporting Standard [Electronic resource]. Mode of access: https://ghgprotocol.org/sites/default/files/standards/ghg-protocol-revised.pdf. Date of access: 02.05.2024.
36. Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 17 июля 2023 г., № 294-З. Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=H12300294. Дата доступа: 02.05.2024.
37. Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух. Правила расчета выбросов механическими транспортными средствами в населенных пунктах [Электронный ресурс]:
ТКП 17.08-03-2006 (02120). Минск: Минприроды, 2006. Режим доступа: https://www.eco info.by/wp-content/uploads/2022/07/17.08-03-2006.pdf. Дата доступа: 02.05.2024.
38. Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух. Правила расчета выбросов от животноводческих комплексов, звероферм и птицефабрик [Электронный ресурс]: ТКП 17.08-11-2008 (02120). Минск: Минприроды, 2008. Режим доступа: https://www.ecoinfo. by/wp-content/uploads/2022/07/17.08-11-2008.pdf. Дата доступа: 02.05.2024.
39. Марфина, Е. А. Основы количественной оценки выбросов парниковых газов / Е. А. Марфина // Форум СНИПИ: сб. тез. докл. науч.-техн. форума ООО «СамараНИПИнефть», Самара, 20-29 сент. 2021 г. Самара: ООО «Портал инноваций», 2021. С. 139-140.
40. Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов [Электронный ресурс]: приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, 27 мая 2022 г., № 371. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207290034. Дата доступа: 02.05.2024.
41. Об утверждении методических указаний по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов [Электронный ресурс]: приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, 29 июня 2017 г., № 330. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201710230028? ysclid=lgvxetnzru432991376. Дата доступа: 02.05.2024.
42. Пинаев, В. Е. Направления, опыт и перспективы реализации климатических проектов в России [Электронный ресурс] / В. Е. Пинаев, В. Н. Ухова, Т. Н. Ледащева // Отходы и ресурсы. 2023. Т. 10. № 2. Режим доступа: https://resources.today/PDF/17ECOR223.pdf. https://doi.org/10.15862/17ecor22.
43. Об утверждении критериев и порядка отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам, формы и порядка представления отчета о реализации климатического проекта [Электронный ресурс]: приказ Минэкономразвития России, 11 мая 2022 г. N 248. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/prikaz_minekonom razvitiya_rossii_ot_11_maya_2022_g_248.html. Дата доступа: 02.05.2024.
44. Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации, 24 марта 2022, N 455. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 00012022032 50027. Дата доступа: 02.05.2024.
45. Любчик, О. А. Развитие возобновляемой и ядерной энергетики как направление снижения выбросов парниковых газов и обеспечения экологической безопасности / О. А. Люб-чик, Г. В. Бельская, Н. Г. Малькевич // Сахаровские чтения 2023 г.: экологические проблемы XXI века: материалы 23-й Междунар. науч. конф., 18-19 мая 2023 г., г. Минск. Минск: ИВЦ Минфина, 2023. Ч. 1. С. 52-55.
46. Оценка возможности перевода энергетических котлов на альтернативные твердые топлива путем моделирования процессов горения / В. Б. Прохоров [и др.] // Энергетика. Изв. высш. учеб. заведений и энерг. объединений СНГ. 2023. Т. 66, № 6. С. 536-551. https://doi.org/10.21122/1029-7448-2023-66-6-536-551.
47. Об аккредитации в национальной системе аккредитации [Электронный ресурс]: Федеральный закон, 28 дек. 2013 г., № 412-ФЗ. Режим доступа: https://fsa.gov.ru/documents/ 5328/. Дата доступа: 02.05.2024.
48. Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации [Электронный ресурс]: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации, 26 окт. 2020 г., № 707. Режим доступа: https://fsa.gov.ru/documents/15721/. Дата доступа: 02.05.2024.
Поступила 21.05.2024
Подписана в печать 23.07.2024
Опубликована онлайн 30.09.2024
REFERENCES
1. Pinaev V. E., Zhang X., Ledashcheva T. N. (2023) Greenhouse Gas Validation and Verification Bodies in Russia and China — New Reality. Features of Bodies Accreditation and Training of Specialists in Russia. Russian Journal of Resources, Conservation and Recycling, 10 (1). Available at: https://resources.today/PDF/30ECOR123.pdf. https://doi.org/10.15862/ 30ECOR123 (in Russian).
2. Kuchikhin Yu. A. (2023) Carbon Regulation in Russia: Strategies for Cross-Border Regulation in the EU. Gosudarstvennoe upravlenie i razvitie Rossii: global'nye trendy i natsional'nye per-spektivy: sb. statei Mezhdunar. konferents-sessii, Moskva, 16 maya 2022 g. - 20 maya 2023 g. T. II [Public Administration and Development of Russia: Global Trends and National Prospects: Collection of Articles of the International Conference Session, Moscow, May 16, 2022 - May 20, 2023. Vol. II.] Moscow, "Scientific Library" Publishing House, 847-853 (in Russian).
3. Pavlenko S. P. (2021) Transition to Carbon Neutrality: Myth or Reality? Legal Bases of Carbon Regulation in Russia and Europe. Konferentsiya molodykh uchenykh «Pravovoe reguliro-vanie deyatel'nosti toplivno-energeticheskogo kompleksa v sovremennykh usloviyakh»: Sb. nauch. tr. konf., Moskva, 22 okt. 2021 g. [Conference of Young Scientists "Legal Regulation of Fuel and Energy Complex in Modern Conditions": Collection of Scientific Papers of the Conference. Moscow, October 22, 2021]. Moscow, Russian State University of Oil and Gas (Gubkin National Research University), 261-265 (in Russian).
4. On Approval of the United Nations Framework Convention on Climate Change. Decree of the President of the Republic of Belarus of April 10, 2000 No 177. Available at: https://etalonline. by/document/?regnum=p30000177 (accessed 02 May 2024) (in Russian).
5. On Ratification of the UN Framework Convention on Climate Change. Federal Law of November 4, 1994 N 34-FZ. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7188 (accessed 02 May 2024) (in Russian).
6. On the Accession of the Republic of Belarus to the Kyoto Protocol to the United Nations Framework Convention on Climate Change. Decree of the President of the Republic of Belarus of August 12, 2005 N 370. Available at: https://etalonline.by/document/?regnum= P30500370 (accessed 02 May 2024) (in Russian).
7. On Ratification of the Kyoto Protocol to the United Nations Framework Convention on Climate Change. Federal Law of November 4, 2004 No 128-FZ. Available at: http://www.krem lin.ru/acts/bank/21599 (accessed 02 May 2024) (in Russian).
8. On the Adoption of an International Treaty. Decree of the President of the Republic of Belarus of September 20, 2016. No 345. Available at: https://pravo.by/document/?guid=3961&p0= P31600345 (accessed 02 May 2024) (in Russian).
9. On the Adoption of the Paris. Agreement Resolution of the Government of the Russian Federation of September 21, 2019 No 1228. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201909240028 (accessed 02 May 2024) (in Russian).
10. Pinaev V. E., Ukhova V. N. (2024) Requirements for Documentation and Analysis of the Existing Practice of Document Preparation for the Establishing and Functioning of the Body for Validation and Verification of Greenhouse Gases. Moscow, Mir nauki Publ. 172 (in Russian). https://doi.org/10.15862/01mnnpu24 (in Russian.)
11. Ukhova V. N., Pinaev V. E. Review of Current Legislation in the Field of National Carbon Regulation. Garant Science Discussion Board on Legal, Accounting and Auditing, 2023, No 1. Available at: https://base.garant.ru/77029762/ (accessed 02 May 2024) (in Russian).
12. Liubchyk V. (2023) Energy Sector Decarbonization: Avoided Greenhouse Gas Emissions Calculator developing. Journal of the Belarusian State University. Ecology, (2), 87-95 (in Russian). https://doi.org//10.46646/2521-683X/2023-2-87-95.
13. On Environmental Protection. Law of the Republic of Belarus of November 26, 1992 No 1982-XII. Available at: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=v19201982 (accessed 02 May 2024) (in Russian).
14. National Action Plan to Increase the Absorption of Greenhouse Gases by Sinks for the Period up to 2030. Resolution of the Board of the Ministry of Forestry of the Republic of Belarus of December 05, 2019. Available at: https://minpriroda.gov.by/uploads/files/1-Minlesxoz-Nats.-plan-po-absorbtsii-1-2.pdf (accessed 02 May 2024) (in Russian).
15. Strategy of Adaptation of Forestry in Belarus to Climate Change until 2050. Resolution of the Board of the Ministry of Forestry of the Republic of Belarus of December 05, 2019. Available at: https://minpriroda.gov.by/uploads/files/2-Minlesxoz-Strategija-adaptatsii-1-x.pdf (accessed 02 May 2024) (in Russian).
16. National Action Plan on Adaptation of Forestry of Belarus to Climate Change until 2030. Resolution of the Board of the Ministry of Forestry of the Republic of Belarus of December 05, 2019. Available at: https://minpriroda.gov.by/uploads/files/3-Minlesxoz-Nats.-plan-po-adaptatsii.pdf (accessed 02 May 2024) (in Russian).
17. Strategy of Adaptation of Belarusian Agriculture to Climate Change. Available at: https://min priroda.gov.by/uploads/files/4-Minselxozprod-Strategija-adaptatsii-s-x.pdf (accessed 02 May 2024) (in Russian).
18. On Approval of the Climate Doctrine of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation of October 26, 2023 No 812. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/ document/0001202310260009 (accessed 02 May 2024) (in Russian).
19. On Reducing Greenhouse Gas Emissions. Decree of the President of the Russian Federation of November 04, 2020 No 666. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202011040008 (accessed 02 May 2024) (in Russian).
20. On Approval of the Strategy of Socio-Economic Development of the Russian Federation with Low Greenhouse Gas Emissions until 2050. Order of the Government of the Russian Federation of October 29, 2021 No 3052-r. Available at: http://static.government.ru/media/files/AD KkCzp3fW032e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf (accessed 02 May 2024) (in Russian).
21. Presentation at the Seminar on the Implementation of the Emissions Trading System in the Republic of Belarus. Republican scientific research unitary enterprise "Bel SIC "Ecology". Available at: https://www.ecoinfo.by/post/10180.html (accessed 02 May 2024) (in Russian).
22. Mayakov M. A. (2023) The Impact of the Sakhalin Experiment on the Promotion of the Concept of Sustainable Development in the Russian Federation. Aktual'nye problemy obshchestva, ekonomiki iprava v kontekste global'nykh vyzovov: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Orel, 19 apr. 2023 g. Orel, Kartush Publ., 61-65 (in Russian).
23. Paris Agreement. Available at: https://unfccc.int/sites/default/files/russian_paris_agreement.pdf (accessed 02 May 2024) (in Russian).
24. Frikano F. (2023) Possible Approaches to Cooperation under Article 6 of the Paris Agreement. Seventh High-Level EU-Central Asia Conference, Rome, February 22-24, 2023. Available at: https://wecoop.eu/wp-content/uploads/2023/01/Session-5-Pres-1-Federica-Fricano-MASE-RU.pdf (accessed 02 May 2024) (in Russian).
25. Aleksandrova J. P., Kat S. A. (2022) Achieving Carbon Neutrality Through the Implementation of Taxation Tools. Kronos, 6 (10), 92-95 (in Russian).
26. TKP-17.09-06-2022 (33140). Rules for Calculation of Greenhouse Gas Emissions by Organizations Engaged in Economic and Other Activities. Minsk, Minprirody, 2023. Available at: https://www.ecoinfo.by/wp-content/uploads/2023/03/3-TKP-17.09-06-2022.pdf (accessed 02 May 2024) (in Russian).
27. The list of Greenhouse Gases for which the State Accounting of Greenhouse Gas Emissions and the Maintenance of a Greenhouse Gas Inventory Is Carried out. Order of the Government of the Russian Federation of 22.10.2021 № 2979-r. Available at: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202110260021 (accessed 02 May 2024) (in Russian).
28. On Conducting an Experiment to Limit Greenhouse Gas Emissions in Certain Subjects of the Russian Federation. Federal Law of March 06, 2022 No 34-FZ. Available at: http://pub
lication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203060003 (accessed 02 May 2024) (in Russian).
29. Sitnikov S. L. (2023) Certain Aspects of Carbon Pricing and its Peculiarities. Courier of Kuta-fin Moscow State Law University (MSAL), (9), 188-198. https://doi.org/10.17803/2311-5998. 2023.109.9.188-198 (in Russian).
30. Kuzevanov V. S., Zakozhurnikov S. S., Zakozhurnikova G. S., Kaverin A. A. (2023) Electrical and Heat Energy Production Strategy in Conditions of Limited Amount of Fuel. Energetika. Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenii i Energeticheskikh Ob'edinenii SNG = Energetika. Proceedings of CIS Higher Education Institutions and Power Engineering Associations, 66 (3), 273-288. https://doi.org/10.21122/1029-7448-2023-66-3-273-288 (in Russian).
31. On Limiting Greenhouse Gas Emissions. Federal Law of July 02, 2021 No 296-FZ. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107020031 (accessed 02 May 2024) (in Russian).
32. On Criteria for Attributing Legal Entities and Individual Entrepreneurs to Regulated Organizations. Resolution of the Government of the Russian Federation of March 14, 2022, No 355. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203150019 (accessed 02 May 2024) (in Russian).
33. Register of Greenhouse Gas Emissions. Available at: https://co2.gisee.ru (accessed 02 May 2024) (in Russian).
34. Lukeryanova A. V. (2023) Carbon Footprint: International and Russian Experience in Reduction. International Journal of Humanities and Natural Sciences, (5-4), 11-14 (in Russian).
35. The Greenhouse Gas Protocol: A Corporate Accounting and Reporting Standard. Available at: https://ghgprotocol.org/sites/default/files/standards/ghg-protocol-revised.pdf (accessed 02 May 2024).
36. On Amendments to the Law of the Republic of Belarus. On Environmental Protection Law of the Republic of Belarus of July 17, 2023 No 294-Z. Available at: https://pravo.by/document/? guid=3961&p0=H12300294 (accessed 02 May 2024) (in Russian).
37. TKP 17.08-03-2006 (02120). Environmental Protection and Nature Management. Atmosphere. Emissions of Pollutants and Greenhouse Gases into Atmospheric Air. Rules for Calculation of Emissions by Motor Vehicles in Populated Areas. Minsk, Minprirody, 2006. Available at: https://www.ecoinfo.by/wp-content/uploads/2022/07/17.08-03-2006.pdf (accessed 02 May 2024) (in Russian).
38. TKP 17.08-11-2008 (02120). Environmental Protection and Nature Management. Atmosphere. Emissions of Pollutants and Greenhouse Gases into Atmospheric Air. Rules for Calculating Emissions from Livestock Complexes, Fur Farms and Poultry Farms. Minsk, Minpriro-dy, 2008. Available at: https://www.ecoinfo.by/wp-content/uploads/2022/07/17.08-11-2008.pdf. (accessed 02 May 2024) (in Russian).
39. Marfina E. A. (2021) Fundamentals of Quantitative Assessment of Greenhouse Gas Emissions. Forum SNIPI: sb. tez. dokl. nauch.-tekhn. foruma OOO «SamaraNIPIneft'», Samara, 20-29 Sent. 2021 g. [SRDI Forum: Collection of Abstracts of Scientific and Technical Forum of LLC "SamaraNIPIneft", Samara, September 20-29, 2021]. Samara, LLC "Portal of Innovations", 139-140 (in Russian).
40. On Approval of Methods for Quantitative Determination of Greenhouse Gas Emissions and Greenhouse Gas Absorptions. Order of the Ministry of Natural Resources and Environment of the Russian Federation of May 27, 2022 No 371. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202207290034 (accessed 02 May 2024) (in Russian).
41. On approval of methodological guidelines for quantitative determination of the volume of indirect energy emissions of greenhouse gases. Order of the Ministry of Natural Resources and Environment of the Russian Federation of June 29, 2017. No 330. Available at: http://pub lication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201710230028?ysclid=lgvxetnzru432991376 (accessed 02 May 2024) (in Russian).
42. Pinaev V. E., Ukhova V. N., Ledashcheva T. N. (2023) Directions, Experience and Prospects for the Implementation of Carbon Projects in Russia. Russian Journal of Resources, Conservation and Recycling, 10 (2). Available at: https://resources. today/PDF/17ECOR223.pdf. https://doi.org/10.15862/17ecor22343 (in Russian).
43. On Approval of Criteria and Procedure for Attributing Projects Implemented by Legal Entities, Individual Entrepreneurs or Individuals to Climate Projects, the Form and Procedure for Submitting a Report on the Implementation of the Climate project. Order of the Ministry of Economic Development of Russian Federation of May 11, 2022 No 248. Available at: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/prikaz_minekonomrazvitiya_rossii_ot_11_ maya_2022_g_248.html (accessed 02 May 2024) (in Russian).
44. On Approval of the Rules of Verification of the Results of the Implementation of Climate Projects. Resolution of the Government of the Russia of March 24, 2022 N 455. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203250027 (accessed 02 May 2024) (in Russian).
45. Liubchyk V. A., Belskaya G. V., Malkevich N. G. (2023) Development of Renewable and Nuclear Energy Production as a Direction for Greenhouse Gas Emissions Reducing and Environmental Safety Ensuring. Sakharov Readings 2023: Environmental Problems of the XXI Century: Materials of the 23rd International Scientific Conference, May 18-19, 2023, Minsk. Part 1. Minsk, IVC of the Ministry of Finance, 52-55 (in Russian).
46. Prokhorov V. B., Kirichkov V. S., Chernov S. L., Fomenko M. V. (2023) Assessment of the Possibility of Transition Power Boilers to Alternative Solid Fuels by Modeling Combustion Processes. Energetika. Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenii i Energeticheskikh Ob'edi-nenii SNG = Energetika. Proceedings of CIS Higher Education Institutions and Power Engineering Associations, 66 (6), 536-551. https://doi.org/10.21122/1029-7448-2023-66-6-536-551 (in Russian).
47. On Accreditation in the National Accreditation System. Federal Law of December 28, 2013 No 412-FZ. Available at: https://fsa.gov.ru/documents/5328/ (accessed 02 May 2024) (in Russian).
48. On Approval of Accreditation Criteria and the List of Documents Confirming the Compliance of the Applicant, Accredited Person with the Criteria of Accreditation. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation from October 26, 2020 N 707. Available at: https://fsa.gov.ru/documents/15721/ (accessed 02 May 2024) (in Russian).
Received: 21 May 2024 Accepted: 23 July 2024 Published online: 30 September 2024