УДК 33 Таскаранова Р.М., Молчанова О.В.
Таскаранова Р.М.
магистрант кафедры «Финансы и учёт» Астраханский государственный технический университет (г. Астрахань, Россия)
Научный руководитель: Молчанова О.В.
канд. экон. наук, профессор кафедры «Финансы и учёт» Астраханский государственный технический университет (г. Астрахань, Россия)
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: статья предлагает внедрение аналитических статей расходов для учета затрат на инновационные процессы. Рассмотрены категории, такие как "Научные исследования", "Инновационное проектирование", "Инновационное производство", "Коммерциализация" и "Прочие расходы". Внедрение этих статей позволяет систематизировать информацию, обеспечивает полную стоимостную характеристику инновационного продукта и способствует рациональному учету затрат, обеспечивая объективную оценку эффективности инноваций.
Ключевые слова: аналитические статьи расходов, инновационные процессы, учет затрат, научные исследования, инновационное проектирование, инновационное производство, коммерциализация продукта, прочие расходы, стоимостная характеристика, эффективность инноваций.
Учет затрат на создание инновационных объектов представляет собой неотъемлемую часть системы финансового управления, направленной на эффективное руководство инновационными процессами в организации. Разработка соответствующей системы бухгалтерского учета может быть
улучшена путем внедрения аналитических статей расходов, которые специально связаны с инновационными проектами, например, "Расходы на создание инновационных объектов".
Аналитические статьи расходов могут включать в себя различные категории затрат такие, как расходы на научные исследования, разработки, проектирование, производство, маркетинг, коммерциализацию и другие аспекты, связанные с инновационным процессом. Это позволяет более подробно учитывать расходы на каждом этапе создания инновационных объектов.
Цель данной статьи является анализ существующих подходов к отражению инновационной деятельности на счетах бухгалтерского учета.
Проведем анализ существующих подходов к отражению инновационной деятельности на счетах бухгалтерского учета.
Основными нормативными документами, регулирующими учет инноваций в России:
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. (устанавливает порядок и правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в Российской Федерации),
- Налоговый кодекс Российской Федерации, части 1, 2 (регулирует вопросы налогообложения и стимулирования инноваций),
- «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования» - Приказ Росстата от 29.08.2013 №349 (утверждает форму федерального статистического наблюдения «Сведения об инновационной деятельности организации» (К 4-инновация)),
- ряд Положений по бухгалтерскому учету, раскрывающих сущность инноваций и различие аспекты их учета и финансирования и др.
На сегодняшний день одной из основных проблем в организации учета инновационной деятельности является отсутствие единой системы счетов и регистров бухгалтерского учета для отражения расходов, доходов и финансовых
результатов научно-исследовательской деятельности на предприятии [3]. Существующие учетные регистры и бухгалтерские счета не предоставляют достоверной информации для проведения анализа инновационной продукции и ее воздействия на финансовые результаты предприятия [1].
Следовательно, в силу отсутствия четкого представления об инновационном продукте как объекте учета, формирование системы бухгалтерского учета затрат на инновационные мероприятия должно руководствоваться следующими принципами развития:
• Рассмотрение инновационного продукта как объекта бухгалтерского учета с учетом его измеримости и обособленности.
• Отражение инноваций на счетах бухгалтерского учета как количественно определенных и выделенных объектов.
• Накопление "инновационных" затрат на счетах бухгалтерского учета в соответствии с этапами инновационной деятельности.
• Расширение содержания и перечня объектов "инновационного" учета, включая понимание инвестиций как вложений не только в основной капитал и нематериальные активы, но и в научные исследования, разработки и человеческий капитал.
С целью организации учета затрат на различных этапах формирования инновационного продукта предлагаются следующие категории инновационных расходов:
• Маркетинговые исследования.
• Научные исследования или разработки.
• Инновационное проектирование.
• Инновационное производство.
• Коммерциализация продукции.
• Прочие расходы.
Для учета перечисленных видов расходов предлагается внедрить аналитические статьи расходов, соотнесенные с соответствующими счетами такими, как "Расходы на выполнение научных исследований" и "Расходы на
выполнение научных разработок". Аналитические статьи расходов позволят суммировать информацию о расходах на каждом этапе формирования инновационного продукта, проводить анализ состава, динамики и структуры затрат, а также выявлять отклонения между плановыми и фактическими характеристиками затрат на различных этапах развития инновации [2].
Для более детальной спецификации категории инновационных расходов предлагается разделение их на виды, учитывая особенности деятельности организации и потребности в аналитической информации. Оценка рыночной привлекательности инновационного продукта становится первостепенно важной в процессе разработки и внедрения нововведения.
Аналитическая статья расходов "Научные исследования или разработки" необходима для обобщения информации о затратах на генерацию идей, исследование целесообразности реализации идей, оценку дополнительных выгод от внедрения, а также исследование возможностей превращения идей в практику.
Аналитическая статья расходов "Инновационное проектирование" отражает затраты на разработку четкого плана действий, расчет плановых характеристик проекта и патентование изобретения.
Аналитическая статья расходов "Инновационное производство" предназначена для отражения затрат на производство инновационного продукта.
Статья "Коммерциализация продукта" включает расходы на рекламу, маркетинговые услуги, продвижение и сбыт продукта, а также другие коммерческие расходы.
Аналитическая статья расходов "Прочие расходы" позволяет учитывать затраты на подготовку и перепрофилирование персонала, приобретение технологической документации (лицензий, сертификатов).
Таким образом, внедрение аналитических статей расходов искусственных счетов позволяет систематизировать информацию о расходах на различных этапах развития инновации и предоставлять полную стоимостную характеристику инновационного продукта. Эта система учета затрат на
инновации обеспечивает классификацию и анализ информации об инновационных расходах, обеспечивает учет фактической стоимости инновационного продукта на каждом этапе его становления и способствует рациональному учету затрат на инновационные мероприятия, что в комплексе обеспечивает объективную оценку эффективности инноваций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рура, О. В. Особенности бухгалтерского учета процессов инновационной деятельности и рекомендации по его совершенствованию / О. В. Рура, А. В. Огильба. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — №2 27 (131). _ с. 493-495;
2. Пронькина Н. В. Проблема учета затрат на инновации в контексте бухгалтерского учета / Н. В. Пронькина // Вестник Омского университета. - 2015. - №2. - С. 72-75;
3. Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 115н (ред. от 16.05.2016) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02" [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi (дата обращения: 01.02.2024)
Taskaranova R.M., Molchanova O. V.
Taskaranova R.M.
Astrakhan State Technical University (Astrakhan, Russia)
Scientific advisor: Molchanova O.V.
Astrakhan State Technical University (Astrakhan, Russia)
FEATURES OF COST ACCOUNTING FOR CREATION OF INNOVATIVE FACILITIES IN ORGANIZATION
Abstract: article suggests the introduction of analytical cost items to account for the costs of innovative processes. Categories such as "Scientific research", "Innovative design", "Innovative production", "Commercialization" and "Other expenses" are considered. The introduction of these articles allows you to systematize information, provides a complete cost description of an innovative product andpromotes rational cost accounting, providing an objective assessment of the effectiveness of innovations.
Keywords: analytical items of expenditure, innovative processes, cost accounting, scientific research, innovative design, innovative production, product commercialization, other expenses, cost characteristics, innovation efficiency.