Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСХОДОВ НА АМОРТИЗАЦИЮ И РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОССЕКТОРА'

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСХОДОВ НА АМОРТИЗАЦИЮ И РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОССЕКТОРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / СТАНДАРТ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / FIXED ASSETS / BUDGET ACCOUNTING STANDARD / STATE INSTITUTION / GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / PUBLIC SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саушкина Н.А.

Основные средства являются основной для исполнения учреждениями государственного сектора своих уставных целей, выполнения функций государственного управления, а также оказание населению Российской Федерации социально-значимых услуг. Отсутствие должного учета данного вида нефинансовых активов, а также расходов на их амортизацию и ремонт негативно сказывается на оценке достоверного объема необходимого финансирования и снижает эффективности принимаемых управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACCOUNTING FOR DEPRECIATION AND REPAIR OF FIXED ASSETS OF PUBLIC SECTOR INSTITUTIONS

Fixed assets are essential for public sector institutions to fulfill their statutory goals, perform public administration functions, and provide socially significant services to the population of the Russian Federation. The lack of proper accounting of this type of non-financial assets, as well as the costs of their depreciation and repair, negatively affects the assessment of the reliable amount of necessary financing and reduces the effectiveness of management decisions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСХОДОВ НА АМОРТИЗАЦИЮ И РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОССЕКТОРА»

УДК 657.1.012.1

Саушкина Н.А. студент магистратуры Саратовский социально-экономический институт (филиала)

РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия, г. Саратов

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСХОДОВ НА АМОРТИЗАЦИЮ И РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ УЧРЕЖДЕНИЙ

ГОССЕКТОРА

Аннотация: Основные средства являются основной для исполнения учреждениями государственного сектора своих уставных целей, выполнения функций государственного управления, а также оказание населению Российской Федерации социально-значимых услуг. Отсутствие должного учета данного вида нефинансовых активов, а также расходов на их амортизацию и ремонт негативно сказывается на оценке достоверного объема необходимого финансирования и снижает эффективности принимаемых управленческих решений.

Ключевые слова: основные средства, стандарт бюджетного учета, государственное учреждение, Правительство РФ, государственные услуги.

N. Savushkina master's degree student Saratov socio-economic Institute (branch) of the Russian University

of Economics. G. V. Plekhanov Russia, Saratov

FEATURES OF ACCOUNTING FOR DEPRECIATION AND REPAIR OF FIXED ASSETS OF PUBLIC SECTOR INSTITUTIONS

Annotation: Fixed assets are essential for public sector institutions to fulfill their statutory goals, perform public administration functions, and provide socially significant services to the population of the Russian Federation. The lack of proper accounting of this type of non-financial assets, as well as the costs of their depreciation and repair, negatively affects the assessment of the reliable amount of necessary financing and reduces the effectiveness of management decisions.

Key words: fixed assets, budget accounting standard, state institution, government of the Russian Federation, public services

Основные средства представляют собой уникальный вид нефинансового актива, который опосредует деятельность любого учреждения государственного сектора. Стоит отметить, что в связи с развитием современных технологий состав основных средств постоянно обновляется, наряду с уже ставшими такими «классическими» категориями

как здания, сооружения, автотранспорт, машины и силовые машины. Ярким примером этого служат например «сервер» и «информационные киоски». Любое государственное учреждение в Российской Федерации, оказывающее услуги населению, как правило, имеет в своем распоряжении «информационные киоски». Это объекты, которые путем электронного обращения к ним выдают талоны на посещение определенных кабинетов и служб государственного учреждения или предоставляют необходимую справочную информацию. Данные электронные устройства облегчают доступ населения к справочной информации и соответственно повышают эффективность получаемых от государственных органов услуг. Но активное их использование населением приводит к частым поломкам и случаям не запланированных ремонтных работ и текущего технического осмотра. Учет расходов на ремонт объектов основных средств должен быть прозрачным и своевременным, а также достоверным.

Важность учета расходов на ремонт объектов основных средств, а также учета амортизации данного вида нефинансовых активов подтверждается постоянной методической работой Минфина РФ над разработкой новых стандартов бюджетного учета по данному направлению.

Стоит отметить, что именно учет амортизации основных средств важен для учетных работников государственных учреждений, так как именно на данном участке бюджетного учета фиксируется большое количество искажений и ошибок, которые могут привести к ошибкам при расчетах с бюджетом по налогам и сборам, а также при формировании сметы расходов на следующие отчетные периоды.

Представители проверяющих контролирующих органов обращают пристальное внимание на достоверность и законность операций по учеты амортизации основных средств, а также расходов на ремонт данного вида нефинансовых активов, так как это связано с трудоемкостью осуществления такого вида аналитических учетных работ и возможностью манипуляций и хищений.

В настоящее время в соответствии с принятым Стандартом от 31 декабря 2016 г. № 257н «Основные средства» учреждениям госсектора необходимо вести учет по новым правилам. Изменения коснулись касательно сроков полезного использования и методов начисления амортизации объектов основных средств и нематериальных активов.

Отметим, что в настоящий момент правила налогового учета нефинансовых активов стоимостью свыше 100 тыс. руб., совпадают с бухгалтерским учетом в случае одинаково выбранных сроков полезного использования и методов начисления амортизации объектов основных средств и нематериальных активов. Согласно статье 256 НК РФ стоимость имущества свыше 100 тыс. руб. и наличие права собственности с целью получения дохода в рамках приносящей доход деятельности, является основанием для отнесения его к объектам основных средств. Тогда как имущество стоимостью до 100 тыс. руб. списывается на текущие расходы при вводе в эксплуатацию. При этом, непроизведенные активы и товары

согласно этой статье к объектам основных средств не относятся.

И вот в этом случае при введении Стандарта «Основные средства» для бухгалтеров учреждений госсектора встал вопрос о необходимости применения рекомендаций п. 97 Единой инструкции 157-н, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 относительно параметров начисления амортизации на имущество стоимостью до 100 тыс. руб. Возникает нестыковка бухгалтерского и налогового учета. Ведь учреждениям госсектора рекомендовано списывать на текущие расходы при вводе в эксплуатацию только основные средства, стоимостью до 10 тыс. руб. включительно.

Согласно изменениям Стандарта о возможности приостанавливать начисление амортизации на основные средства свыше трех месяцев находящихся на консервации, либо на восстановлении более года, при неизменном порядке определения сроков использования, амортизация должна начисляться непрерывно, пока их остаточная стоимость не достигнет нуля.

Согласно пп. «б» п. 8 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н, на все объекты основных средств, находящиеся на консервации, необходимо начислять амортизацию. Тогда как пункт 85 Инструкции № 157н в редакции, действовавшей до 01.01.2018, предусматривал приостановку начисления амортизации при переводе объекта основных средств на консервацию на срок более трех месяцев. При этом расходы на консервацию отражаются в составе расходов текущего финансового года (счет 0 401 20 с КОСГУ 226, 225) и участвуют в формировании финансового результата деятельности учреждения.

Рассмотрим в данной статье правомерность отнесения расходов на амортизацию учреждения на счет 401.20.271 или 109.00 и в каких ситуациях. Выбор счета зависит от того, как формируется себестоимость работ (услуг).

Порядок должен быть установлен в учетной политике учреждения. Если в учетной политике закреплено, что расходы на амортизацию не формируют себестоимость продукции, работ (услуг), то списываются они на счет 0.401.20.271. Если расходы на амортизацию формируют себестоимость продукции, услуг (работ) - применяется счет 109.00.

К примеру, по безвозмездно полученным ОС амортизация списывается на расход, а не на себестоимость, ведь такие ОС могут участвовать в выполнении госзадания или в платных услугах, а, значит и формировать их себестоимость.

В бухучете учреждений госсектора начисление амортизации отражается проводками:

- отражение начисленной амортизации по объекту основного средства

По дебету сч. 0.109.00.271

По кредиту сч. 0.104.00.410

-отражение ранее начисленной амортизации при безвозмездном

полученном объекте основного средства:

- при закреплении права оперативного управления

По дебету сч. 0.401.10.180

По кредиту сч.0.104.00.410

- при внутриведомственной передаче

По дебету сч. 0.304.04.310

По кредиту сч. 0.104.00.410

То есть, выбор счета зависит от того, как закреплено в учетной политике.

Под расходами на проведение ремонта (текущего, среднего и капитального) подразумевается стоимость работ по поддержанию объектов основных фондов в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования, не приводящих к улучшению первоначальных нормативных показателей функционирования.

Текущим ремонтом принято считать ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года для поддержания объектов основных фондов в рабочем состоянии.

При капитальном ремонте зданий и сооружений производится замена изношенных конструкций и деталей или смена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей) В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ модернизация, реконструкция и техническое перевооружение означают следующее:

- к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами;

- под реконструкцией понимается переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции;

- к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Таким образом, ремонт направлен на сохранение первоначальных характеристик основных средств, а модернизация (реконструкция, техническое перевооружение) - на их увеличение (улучшение) или создание

новых.

При установлении нового срока полезного использования важно помнить, что согласно принципу повышения принятых нормативных показателей функционирования в результате достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации объекта пересмотренный срок полезного использования не может быть ниже оставшегося срока эксплуатации.

Стандартом рекомендовано применение трех способов начисления амортизации на выбор учреждениями госсектора [1, с.141].

Рекомендовано применение способа равномерного ежемесячного расчета суммы амортизации в течение всего срока полезного использования или способа уменьшаемого остатка, при котором сумма амортизации за год определяется умножением остаточной стоимости объектов основных средств на рассчитанную норму за весь всего срок полезного, либо пропорционально объему продукции. Отметим, что в Стандарте не сделан акцент при выборе способа с целью закрепления в учетной политике учреждений госсектора относительно параметров начисления амортизации на имущество стоимостью свыше 100 тыс. руб.. Выделена цель получения будущих экономических выгод и возможность применения разных способов для отдельных групп объектов основных средств (к примеру, оборудование, находящееся в здании может амортизироваться быстрее, чем здание).

Касательно имущества стоимостью до 3тыс. руб., Стандартом не рекомендуются положения в отличие от ранее применявшейся инструкции 157-н, согласно которой установлен особый порядок учета объектов основных средств, первоначальная стоимость которых не превышает 3 тыс. руб. Так. в отличие от других основных средств, на подобное имущество амортизацию не начисляют, а стоимость единовременно включают в расходы учреждения в момент передачи в эксплуатацию

При внесении корректировок в учетную политику необходимо прописать способ перерасчета амортизации при переоценке ОС.

До введения стандарта было обязательным умножение начисленной за весь период амортизации, как и балансовой стоимости ОС, на коэффициент переоценки. Теперь можно вычесть имеющуюся сумму амортизации из балансовой стоимости, а оставшуюся часть переоценить. Далее амортизация начисляется по той же норме, что и до переоценки [2, с.97].

Итак, мы определили, кто правомочен пересматривать срок, какие показатели нужно учесть при его пересмотре и что нужно знать для того, чтобы определить правомерность пересмотра срока, а также какие расходы на амортизацию учреждения имеют право относить на счет 401.20.271 и в каких ситуациях.

Использованные источники:

1. Ваганова О.Е. Аудит бюджетных организаций: международная и российская практика Вестник Саратовского государственного социально -экономического университета. 2009. № 5. С. 140-143.

2. Коблова Г.И. Организация учета доходов и расходов Наука и общество. 2012. № 2. С. 96-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.