Научная статья на тему 'Особенности учета импортных операций'

Особенности учета импортных операций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
685
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ДОГОВОР / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / IMPORT / EXPORT / IMPORT OPERATIONS / ACCOUNTING / CUSTOMS AND TARIFF REGULATION / FOREIGN TRADE AGREEMENT / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / CURRENCY REGULATION / CURRENCY CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровицкая Марина Владимировна, Семенов Денис Евгеньевич

В статье рассматриваются аспекты учета импортных операций, которые в условиях современного рынка являются одними из сложных и спорных вопросов учетной практики. Поскольку внешнеэкономические операции проходят банковский валютный и таможенный контроль, значительно возрастают требования к правильности их отражения в бухгалтерском финансовом учете организации, что непосредственно влияет и на достоверность данных ее финансовой отчетности. Помимо этого, возникает много вопросов и трудностей при расчете и уплате налога на добавленную стоимость, в частности получения ответа на вопрос, как место оказания услуги влияет на исчисление налогов, какие документы, необходимо предоставить в обслуживающий банк, для проведения валютной выручки. Авторами в настоящей статье была проанализирована российская практика бухгалтерского учета импортных операций. По мнению авторов, важным аспектом в учете импортных операций является процедура признания ввозимого и вывозимого организацией имущества в качестве того или иного актива.. Например, оно может использоваться в качестве сырья или комплектующих для производства другой продукции, следовательно, оно не может признаваться в целях учета товаром, а только как «материалы». Ввезенное имущество может быть использовано организацией для обеспечения свое производственной или торговой деятельности, в том числе управления в качестве основных средств. Товаром для целей финансового учета может считаться ввезенное или вывезенное имущество только, если оно в дальнейшем будет перепродано. Авторы подчеркивают, что одним из недостатков системы нормативно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности организации в Российской Федерации является отсутствие федерального закона, который бы аналогично Закону № 164-ФЗ регулировал импорт и экспорт имущества, которое не является товаром. Особое внимание в статье уделено вопросам проведения организационно-распорядительных мероприятий отражения в учете импортной сделки. Важность данного вопроса обусловлена тем, что дальнейшее отражение в учете импортированного имущества, происходит по принципам учета для имущества данного вида: товара, основных средств или материалов. Авторы рекомендуют при учете импортируемых активов, использовать в системе аналитического бухгалтерского-финансового учета регистр, позволяющий рассчитать относительные показатели структуры себестоимости импортированного товара конкретной поставки. Это позволит бухгалтеру и руководителю предприятия оперативно получать данные о себестоимости каждой поставки, экономической эффективности ее осуществления. Представленные рекомендации по усовершенствованию методики учета импортных операций позволят экономическим субъектам усовершенствовать данную практику учета и предоставлять наиболее полную и объективную информацию о подобных операциях в бухгалтерской отчетности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Боровицкая Марина Владимировна, Семенов Денис Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACCOUNTING FOR IMPORT OPERATIONS

The article deals with aspects of accounting for import operations, which are one of the most difficult and controversial issues of accounting practice in the modern market. Since foreign economic transactions are subject to Bank currency and customs control, the requirements for the accuracy of their reflection in the financial accounting of the organization significantly increase, which directly affects the reliability of its financial statements. In addition, there are many questions and difficulties when calculating and paying value-added tax, in particular, getting an answer to the question of how the place of rendering the service affects the calculation of taxes, what documents must be provided to the servicing Bank to conduct foreign exchange earnings. The authors of this article analyzed the Russian practice of accounting for import operations. According to the author, an important aspect in accounting for import operations is the procedure for recognizing the property imported and exported by the organization as an asset.. For example, it can be used as raw materials or components for the production of other products, therefore, it can not be recognized for accounting purposes as a commodity, but only as "materials". Imported property can be used by an organization to support its production or trade activities, including management as fixed assets. Imported or exported property can be considered a commodity for financial accounting purposes only if it is resold in the future. The authors emphasize that one of the shortcomings of the system of legal regulation of the organization's foreign economic activity in the Russian Federation is the absence of a Federal law that would regulate the import and export of property that is not a commodity in the same way as Law № 164-FZ. Special attention is paid to the issues of organizational and administrative measures for recording an import transaction. The importance of this issue is due to the fact that further reflection in the accounting of imported property occurs according to the accounting principles for this type of property: goods, fixed assets, materials. The authors recommend that when accounting for imported assets, use a register in the system of analytical accounting and financial accounting, which allows calculating the relative indicators of the cost structure of the imported product of a specific delivery. This program will allow the accountant and the head of the company to quickly get data on the cost of each delivery, the economic efficiency of its implementation. The presented recommendations for improving the methodology of accounting for import operations will allow economic entities to improve this accounting practice and provide the most complete and objective information about such operations in the financial statements.

Текст научной работы на тему «Особенности учета импортных операций»

UDC 330:657.6

DOI: 10.34671/SCH.BSR.2020.0401.0019

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

© 2020

SPIN: 5975-4995 AuthorID: 626492 ORCID: 0000-0002-4277-6872

Боровицкая Марина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент департамента бакалавриата экономических и управленческих программ

SPIN-код: 8990-8743 AuthorID: 506607

Семенов Денис Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент департамента бакалавриата экономических и управленческих программ Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская 14, e-mail: geht066@mail.ru, sde-tlt@mail.ru) Аннотация. В статье рассматриваются аспекты учета импортных операций, которые в условиях современного рынка являются одними из сложных и спорных вопросов учетной практики. Поскольку внешнеэкономические операции проходят банковский валютный и таможенный контроль, значительно возрастают требования к правильности их отражения в бухгалтерском финансовом учете организации, что непосредственно влияет и на достоверность данных ее финансовой отчетности. Помимо этого, возникает много вопросов и трудностей при расчете и уплате налога на добавленную стоимость, в частности получения ответа на вопрос, как место оказания услуги влияет на исчисление налогов, какие документы, необходимо предоставить в обслуживающий банк, для проведения валютной выручки. Авторами в настоящей статье была проанализирована российская практика бухгалтерского учета импортных операций. По мнению авторов, важным аспектом в учете импортных операций является процедура признания ввозимого и вывозимого организацией имущества в качестве того или иного актива.. Например, оно может использоваться в качестве сырья или комплектующих для производства другой продукции, следовательно, оно не может признаваться в целях учета товаром, а только как «материалы». Ввезенное имущество может быть использовано организацией для обеспечения свое производственной или торговой деятельности, в том числе управления в качестве основных средств. Товаром для целей финансового учета может считаться ввезенное или вывезенное имущество только, если оно в дальнейшем будет перепродано. Авторы подчеркивают, что одним из недостатков системы нормативно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности организации в Российской Федерации является отсутствие федерального закона, который бы аналогично Закону № 164-ФЗ регулировал импорт и экспорт имущества, которое не является товаром. Особое внимание в статье уделено вопросам проведения организационно-распорядительных мероприятий отражения в учете импортной сделки. Важность данного вопроса обусловлена тем, что дальнейшее отражение в учете импортированного имущества, происходит по принципам учета для имущества данного вида: товара, основных средств или материалов. Авторы рекомендуют при учете импортируемых активов, использовать в системе аналитического бухгалтерского-финансового учета регистр, позволяющий рассчитать относительные показатели структуры себестоимости импортированного товара конкретной поставки. Это позволит бухгалтеру и руководителю предприятия оперативно получать данные о себестоимости каждой поставки, экономической эффективности ее осуществления. Представленные рекомендации по усовершенствованию методики учета импортных операций позволят экономическим субъектам усовершенствовать данную практику учета и предоставлять наиболее полную и объективную информацию о подобных операциях в бухгалтерской отчетности

Ключевые слова:. импорт, экспорт, импортные операции, бухгалтерский учет, таможенно-тарифное регулирование, внешнеторговый договор, внешнеэкономическая деятельность, валютное регулирование, валютный контроль.

FEATURES OF ACCOUNTING FOR IMPORT OPERATIONS

© 2020

Borovitskaya Marina Vladimirovna, Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of bachelor's degree in economic and management programs Semenov Denis Evgenievich, Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of bachelor's degree in economic and management programs Togliatti State University (145000, Russia, Tolyatti, Belorusskaya str. 14, e-mail: geht066@mail.ru, sde-tlt@mail.ru) Abstract. The article deals with aspects of accounting for import operations, which are one of the most difficult and controversial issues of accounting practice in the modern market. Since foreign economic transactions are subject to Bank currency and customs control, the requirements for the accuracy of their reflection in the financial accounting of the organization significantly increase, which directly affects the reliability of its financial statements. In addition, there are many questions and difficulties when calculating and paying value-added tax, in particular, getting an answer to the question of how the place of rendering the service affects the calculation of taxes, what documents must be provided to the servicing Bank to conduct foreign exchange earnings. The authors of this article analyzed the Russian practice of accounting for import operations. According to the author, an important aspect in accounting for import operations is the procedure for recognizing the property imported and exported by the organization as an asset.. For example, it can be used as raw materials or components for the production of other products, therefore, it can not be recognized for accounting purposes as a commodity, but only as "materials". Imported property can be used by an organization to support its production or trade activities, including management as fixed assets. Imported or exported property can be considered a commodity for financial accounting purposes only if it is resold in the future. The authors emphasize that one of the shortcomings of the system of legal regulation of the organization's foreign economic activity in the Russian Federation is the absence of a Federal law that would regulate the import and export of property that is not a commodity in the same way as Law № 164-FZ. Special attention is paid to the issues of organizational and administrative measures for recording an import transaction. The importance of this issue is due to the fact that further reflection in the accounting of imported property occurs according to the accounting principles for this type of property: goods, fixed assets, materials. The authors recommend that when accounting for imported assets, use a register in the system of analytical accounting and financial accounting, which allows calculating the relative indicators of the cost structure of the imported product of a specific delivery. This program will allow the accountant and the head of the Балканско научно обозрение. 2020. Т. 4. № 1(7) 75

Borovitskaya Marina Vladimirovna, Semenov Denis Evgenievich FEATURES OF ACCOUNTING FOR IMPORT ...

economic sceinces

company to quickly get data on the cost of each delivery, the economic efficiency of its implementation. The presented recommendations for improving the methodology of accounting for import operations will allow economic entities to improve this accounting practice and provide the most complete and objective information about such operations in the financial statements.

Keywords: import, export, import operations, accounting, customs and tariff regulation, foreign trade agreement, foreign economic activity, currency regulation, currency control.

ВВЕДЕНИЕ

Поскольку внешнеэкономические операции прочно вошли в финансово-хозяйственную деятельность организации, они подлежат отражению в бухгалтерском финансовом и налоговом учете. Кроме того, внешнеэкономические операции проходят банковский валютный и таможенный контроль, что повышает требования к правильности их отражения в бухгалтерском финансовом учете организации.

Происходящие изменения в учете импортных операций активно анализируются и обсуждаются как среди профессионалов, к которым в первую очередь относятся работники бухгалтерских-финансовых служб, так и должностными лицами налоговых органов, таможенных органов и банков. Однако на сегодня еще не сформировано достаточно обширного и глубокого опыта, затрудняются давать рекомендации и разъяснения практики, неоднозначно толкуют тот или иной нормативный акт исследователи-теоретики, а глубоких исследовательских работ практически нет.

Целью государственного нормативно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности является создание оптимальных условий для развития и успешности предпринимательской деятельности, при условии защиты государственных интересов (экономических и политических).

МЕТОДОЛОГИЯ

На сегодня многие российские организации активно импортируют и/или экспортируют товары, оборудование, сырье и материалы, а также работы и услуги. В первую очередь это связано с тем, что на сегодня субъектом внешнеэкономической деятельности может стать практически любая организация, так как ограничения введены только по некоторым основаниям.

Увеличение числа субъектов внешнеэкономической деятельности среди российских организаций связано не только с либерализацией внешнеэкономических отношений на микроуровне, но и желанием сократить затраты, исключив перепродавца.

Кроме того, организация внешнеэкономических операций значительно упрощена введением информационных технологий в процедуру таможенного оформления. Внедрен электронный документооборот с таможенными органами, базы данных таможенных органов и валютного контроля банка синхронизированы, введены обязательные единые лицевые счета для каждого участника внешнеэкономической деятельности для расчетов по НДС, по таможенным пошлинам и сборам и прочим обязательным платежам, связанным с перемещением товаров, работ и услуг через границу Российской Федерации.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В Российской Федерации основным нормативным документом, определяющим основы внешнеэкономической деятельности является Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее - Закон №164-ФЗ). Согласно ст. 3 указанного законодательного акта система нормативно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности представляет собой свод законодательно-нормативных документов, включающих в себя, такие документы, как Федеральные законы РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, нормативные документы исполнительных органов власти РФ (постановления, указы, распоряжения, инструкции, положения и письма и прочие формы распорядительных документов Правительства

РФ, Президента РФ, министерств и ведомств, а также Центрального банка РФ), а также внешнеэкономические контракты (договоры и соглашения) организации [1].

Анализ методической литературы, монографий и публикаций, посвященных данной теме, позволили сделать вывод о том, что большинством исследователей и авторов под внешнеэкономической деятельностью организации (сокращенно - ВЭД) понимают деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Внешнеэкономическую деятельность организации можно условно разделить на два вида:

- импорт (движение товаро - материальных ценностей с территории иностранных государств через таможенную границу на территорию РФ);

- экспорт (движение товаро - материальных ценностей с территории РФ через таможенную границу на территорию иностранных государств).

Необходимо отметить, что в нормах права, содержащихся в Законе №164-ФЗ, применяется понятие «товар». Вместе с тем, предметом внешнеэкономической деятельности может быть не только товар. Под товаром в экономической литературе, толковых словарях понимается вещь, которая приобретается с заранее обозначенной целью - продать (перепродать).

В тоже время, предметом внешнеторгового договора может выступать не только товар, но и иное движимое и недвижимое имущество за исключением вводимых государством ограничений.

Таким образом, установленное в Законе №164-ФЗ обозначение под предметом внешнеторгового договора единым термином «товар», по нашему мнению, является некорректным.

Необходимо также отметить, что в контексте Таможенного кодекса РФ любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также транспортные средства (кроме используемых в международных перевозках) также называется товаром [2].

Таким образом, на сегодня предметом внешнеторгового договора, как следует из толкования статей Закона №164-ФЗ, может быть движимое имущество, являющиеся недвижимым имуществом воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии.

Основным методом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности закон №1б4-ФЗ закрепляет экономический, а именно таможенно-тарифное регулирование. Оно заключается в установлении государством вывозных и ввозных таможенных пошлин.

Однако, в некоторых случаях, используется нетарифное регулирование. В качестве примера можно рассмотреть ст.21 Закона N 164-ФЗ. Данная норма права устанавливает общий принцип о том, что экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений. Но согласно, части 2 данной статьи указано, что Правительство РФ может устанавливать временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются важными для внутреннего рынка РФ по перечню, определяемому Правительством РФ.

В этом случае согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 24 Закона N 164-ФЗ для осуществления экспорта необходимо будет получать лицензию.

Кроме того, лицензия на экспорт нужна в случаях:

- реализации разрешительного порядка экспорта таких товаров, которые несут риск и возможность оказания отрицательного влияния на безопасность страны, жизнь или здоровье населения, частную и государственную собственность и имущество, экологию;

- предоставления исключительного права на экспорт отдельных видов товаров;

- выполнения Российской Федерацией международных обязательств.

Необходимо отметить, что одним из недостатков системы нормативно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности организации в Российской Федерации является отсутствие федерального закона, который бы аналогично Закону № 164-ФЗ регулировал импорт и экспорт имущества, которое не является товаром.

На практике ввозимое и вывозимое организацией имущество может использоваться по-разному. Например, оно может использоваться в качестве сырья или комплектующих для производства другой продукции, следовательно, оно не может признаваться в целях учета товаром, а только как «Материалы». Ввезенное имущество может быть использовано организацией для обеспечения свое производственной или торговой деятельности, в том числе управления в качестве основных средств. Товаром для целей финансового учета может считаться ввезенное или вывезенное имущество только, если оно в дальнейшем будет перепродано. Данный подход к определению понятия «товар» следует из ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» [3].

Еще одним из наиболее важных правовых актов в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности организации является Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О валютном регулировании и валютном контроле» (Далее по тексту Закон N 173-ФЗ) [4].

В части нормативно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности организации Закон N 173-ФЗ применяется для:

- совершения валютных операций, в том числе при расчетах по внешнеэкономическим сделкам;

- заключения внешнеэкономического контракта.

Согласно Закона N 173-ФЗ при совершении ряда валютных операций российская организация должна поставить внешнеэкономический контракт на учет в банке. На учет внешнеэкономический контракт ставит резидент в уполномоченном банке.

При этом обязанность поставить контракт на учет возникает при следующих условиях:

- расчеты по сделке организация-резидент ведет через свои счета в уполномоченных банках или через счета в банках за пределами России;

- организация-резидент заключила договор с нерезидентом определенного вида, куда включается контракт на поставку товаров;

- сумма контракта по экспорту больше или равна 6 млн рублей, по импорту или кредитному - 3 млн рублей.

Если контракт заключен в иностранной валюте, то рублевый эквивалент определяется по курсу ЦБ на день заключения контракта или дополнительного соглашения по нему, если изменяется цена.[5]

Перечисленные выше условия установлены Инструкцией Центрального Банка РФ №181-И от 16.08.2017 года (ред. от 05.07.2018). Данная инструкция также входит в системе нормативно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

Факт и значимые для финансового учета условия импортной операции подтверждаются такими документами, как внешнеэкономический договор (контракт), ин-войс иностранного контрагента, международные авиа-, авто-, железнодорожные накладные, коносамент, таможенная декларация.

Документарное сопровождение импорта не является

единственным и достаточным условием для отражения импорта в бухгалтерском учете. Для отражения в учете импортной сделки необходимы ряда организационно-распорядительные мероприятия.

Первым из них необходимо назвать создание комиссии по приемке импортного имущества. Комиссия может быть постоянно действующей (например, на год), а может формироваться каждый раз заново.

Для формирования комиссии руководитель организации издает приказ. В приказе отражается: состав комиссии, в том числе определяется ее председатель; цель создания; временные рамки деятельности; задачи, стоящие перед комиссией и форма отчетности по их выполнению.

Чаще всего, результатом работы комиссии (отчетом о выполнении поставленных задач) является составление акта. А именно акта о приеме импортированного имущества на склад.

Унифицированной формы акта приема импортного имущества на склад нет. По этой причине, исходя из общих принципов организации бухгалтерского учета, организация может самостоятельно разработать форму данного документа и утвердить ее в составе учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета.

Важным моментом, по нашему мнению, является отражение в акте решения комиссии об определении вида принимаемого на склад импортированного имущества для целей учета. Важность данного вопроса обусловлена тем, что дальнейшее отражение в учете импортированного имущества, происходит по принципам учета для имущества данного вида: товара, основных средств, материалов.

Определение вида импортированного имущества, следовательно, и отражение в финансовом учете, зависит от его роли в хозяйственном процессе и стоимости (суммы затрат по его приобретению): основное средство, нематериальный актив, сырье, материал, товар.[6]

В случае, если ввозимые ценности будут использованы в качестве сырья или исходных материалов для производства какой-либо продукции (выполнения работ, оказания услуг), их учет осуществляется в порядке, предусмотренном для учета материалов - на синтетическом счете 10 «Материалы».

Учет приобретения материалов в системе финансового учета Российской Федерации может осуществляться двумя способами: без использования счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» и с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» .[7].

При использовании первого способа на счете 10 «Материалы» отражается стоимость импортированных материалов. Под стоимостью понимаются все затраты, связанные с приобретением: покупная цена (цена продавца), стоимость доставки, пошлина и проч. Поэтому у бухгалтера организации-импортера возникают некоторые трудности следующего характера.

Согласно принципом российского бухгалтерского учета, ценности, включая и импортированные, принимаются к учету (оформляется бухгалтерская запись) в день (дату) перехода права собственности от продавца (поставщика) к покупателю (получателю). При этом момент перехода права собственности может быть для некоторых видов договора установлен законодательством, а может быть выбран самими сторонами и отражен в договоре.

При импортных операциях, в отличие от операций между российскими организациями, момент передачи предмета сделки (предмета учета) и фактической доставкой в организацию отдалены друг от друга на значительное время (недели и месяцы).

Для отражения в учете данного факта, рекоменду-

Borovitskaya Marina Vladimirovna, Semenov Denis Evgenievich economic

FEATURES OF ACCOUNTING FOR IMPORT ... sceinces

ется к счету 10 «Материалы» открывать специальный субсчет «Импортные материалы в пути». Отражение на данном субсчете стоимости переданных для доставки импортных материалов, позволит оперативно получать информацию о степени завершения импортной операции.

Вторая сложность заключается в том, что как упоминалось выше, в стоимость принимаемых к учете материалов включается не только их покупная стоимость, но и ряд расходов (перевозка, страховка и т.д.), которые в практике российского финансового учета получили название «транспортно-заготовительные расходы» или сокращенно «ТЗР».

Размер транспортно-заготовительных расходов и документы, их подтверждающие, чаще всего представляются в бухгалтерию уже вместе с материалами при фактическом получении, а в ряде случаев и позже.

Например, счет-фактура и акт выполненных работ транспортными компаниями направляются позже, так как ожидают подтверждения о получении груза и его сохранности от получателя (организации импортера). Поэтому транспортно-заготовительные расходы также эффективно отражать на отдельно открываемом субсчете к счету 10 «Материалы».

Порядок учета суммы НДС, подлежащей уплате в связи с импортом материалов, зависит от того, является ли данный налог возмещаемым для конкретной органи-зации.[8].

Курсовые разницы, возникающие из-за ежедневного изменения курса ЦБ РФ отражаются на счете ««Прочие доходы и расходы», то есть стоимость импортированных товаров не изменяют.

Бухгалтерские записи по учету импорта товаров аналогичны записям по учету материалов. А именно:

- дата принятия импортированных товаров к учету -момент перехода права собственности (чаще всего передача товара к транспортировке, если не указано иное в договоре между сторонами);

- в момент перехода права собственности отражается только покупная (контрактная стоимость), которая будет увеличиваться на сумму дополнительных расходов, связанных с ввозом товаров на территорию РФ.

Приобретение импортного оборудования, в качестве основного средства осуществляется в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (ред. от 16.05.2016). [9].

Критерии, позволяющие отнести импортируемый организацией объект к основным средствам, установлены в ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Согласно пункту 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

- во-первых, по назначению импортированное имущество (вещь) является оборудованием, приспособлением и т.п., которое будет использовано в производственном или управленческом процессе или будет сдано в аренду или прокат;

- во-вторых, период возможности использования предмета (вещи, имущества) для целей, перечисленных выше, составляет более 12 месяцев;

- в -третьих, целью импортирования данного предмета (вещи или имущества) не является перепродажа;

- и наконец, использование импортированного предмета (вещи или имущества) в целях, перечисленных выше, способно приносить доход.

Таким образом, если организация импортирует материальный объект, который предназначен для использования в основной деятельности в течение длительного времени (более одного года), эксплуатация которого будет приносить доходы и который не планируется перепродавать (по крайней мере, в ближайшем будущем), этот объект следует классифицировать, как основное

средство._

Ввод в эксплуатацию импортированных основных средств не имеет отличий от основных средств, приобретенных на территории РФ. Решение о возможности и целесообразности введения основного средства в эксплуатацию принимает специально созданная в организации комиссия.

ВЫВОДЫ

Целесообразно при учете импортируемых активов, использование в системе аналитического бухгалтерского-финансового учета регистра, позволяющего рассчитать относительные показатели структуры себестоимости импортированного товара конкретной поставки. Для реализации данного направления можно рекомендовать, во-первых, внести изменение в конфигурацию программы учета «1С: Бухгалтерия», с введением дополнительного субсчета аналитического учета в программе не только по номеру контракта, но и поставке. Во- вторых, использовать такую конфигурацию программы «1С: Предприятие», в которой имеется функция анализа данных. Данная программа позволит бухгалтеру и руководителю предприятия оперативно получать данные о себестоимости каждой поставки, экономической эффективности ее осуществления.

Реализация предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы финансового учета импортных операций не требует изменения организационно-правовой системы компании также как внесения изменений в правоустанавливающие документы. Кроме того, реализация предлагаемых мероприятий не требует пересмотра и изменения учетной политики для целей бухгалтерского-финансового учета, и учетной политики для целей налогового учета, но позволит получить более детальную и объективную информацию об импортных операциях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон N 164-ФЗ от 08.12.2003 (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». // СПС КонсультантПлюс.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) от 11.04.2017//СПС КонсультантПлюс

3. Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) // СПС КонсультантПлюс

4. Федеральный закон N 173-Ф3 от 10.12.2003 (ред. от 27.12.2019) «О валютном регулировании и валютном контроле» // СПС КонсультантПлюс.

5. Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И (ред. от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

05.07.2018) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» // СПС КонсультантПлюс.

6. Нечаев А. С. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности: Учебник / А.С. Нечаев, А.В. Прокопьева - 3-е изд. — М. : издательство «НИЦ ИНФРА-M», 2019. - 368 с.

7. Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» // СПС КонсультантПлюс.

8. Постановление Правительства РФ от 26.12.2001 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» // СПС КонсультантПлюс.

9. Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) // СПС КонсультантПлюс.

10. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (ред. от 30.09.2019) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» // СПС КонсультантПлюс.

11. Федеральный закон N 4-ФЗ от 04.01.1999 (ред. от 13.07.2015) «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

12. Федеральный закон N 164-ФЗ от 08.12.2003 (ред. от

01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». // СПС КонсультантПлюс.

13. Федеральный закон N 289-ФЗ от 03.08.2018 (ред. от 27.12.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

14. Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И (ред. от

05.07.2018) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» // СПС КонсультантПлюс.

15. Бархатов А. П. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности /А.П. Бархатов, - 9-е изд., перераб. — М. :издательство «Дашков и К», 2018. - 268 с.

16. Вологдин А. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры /А.А. Вологдин. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : издательство «Юрайт», 2019. — 387 с.

17. Джабиева А. П. Основы таможенного дела : учебник для вузов / А. П. Джабиев [и др.] ; под общей редакцией. А. П. Джабиева — Москва: издательство «Юрайт», 2019. — 392 с.

18. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения : учебник для академического бакалавриата / Л. Н. Красавина [и др.] — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: издательство «Юрайт», 2019. — 534 с.

19. Крохина Ю.А. Валютное регулирование и валютный контроль : учебник для вузов / под редакцией Ю. А. Крохиной. — 7-е изд., перераб. и доп. — M.: издательство «Юрайт», 2019. — 231 с

20. Евразийский экономический союз. 2020. URL:http://www. еаеитоп.оrg/

21. Единый портал внешнеэкономической информации. 2020. URL:http://www.ved.gov.ru/

22. КонсультантПлюс. 2020. URL:http://www.consultant.ru/

23. Министерство экономического развития РФ. 2020. URL:http:// economy.gov.ru/

24. Справочник Инкотермс 2010. 2020. URL:https://ru.icterms. сот/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.