2. Попова Л.Ф. Адаптационный механизм управления организационной структурой в системе устойчивого развития промышленного предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 4 (48). С. 64 - 69.
Popova L.F. (2013) Adaptatsionnyy mekhanizm upravleniya organizatsionnoy strukturoy v sisteme ustoychi-vogo razvitiya promyshlennogo predpriyatiya [Adaptation mechanism for managing organizational structure in the sustainable development of industrial enterprises] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomi-cheskogo universiteta. № 4 (48). P. 64 - 69.
3. Фролова Е.А. Стратегическое управление предприятием в условиях неопредленности внешней среды // Информационная безопасность регионов. 2015. № 1 (18). С. 99 - 104.
Frolova Ye.A. (2015) Strategicheskoye upravleniye predpriyatiyem v usloviyakh neopredlennosti vneshney sredy [Strategic management of the enterprise in the conditions of uncertainty] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 1(18). P. 99 - 104.
4. Ansoff H.I., Sullivan P.A. (1993). Optimizing Profitability in Turbulent Environments: A Formula for Strategic Success // Long Range Planning. № 5 (26). P. 11 - 23.
5. Furr N., Dyer J. (2014). The Innovator's Method: Bringing the Lean Start-up into Your Organization // Harvard Business Review Press.
6. March J.G. (1991). Exploration and Exploitation in Organizational Learning // Organization Science. № 2 (1). P. 71 - 87.
7. Tushman M.L., O'Reilly C.A. (2013) Organizational Ambidexterity: Past, Present and Future // Academy of Management Perspectives. № 4 (24). P. 324 - 338.
8. [Электронный ресурс]. URL://www.ratingtechup.ru/.
УДК 336.71
ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЭМИССИОННЫХ ОТНОШЕНИЯХ
ASPECTS OF THE PARTICIPATION OF THE CENTRAL BANK OF RUSSIA IN CASH EMISSSIONAND SECURITIES ISSUANCE
^^^^^^ Эрлин Артур Гусейнович
Erlin Artur Guseynovich
аспирант кафедры публичного права, ССЭИ (филиала) ФГБОУ ВО _ «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов
postgraduate student of the department of public law, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: erlin_artur(®,mail.ra
Актуальность эффективного правового регулирования эмиссионных отношений обусловлена повышенным значением последних в процессе модернизации национальной экономики. Посредством проведения анализа действующего законодательства сделан вывод об особой роли Центрального банка Российской Федерации в эмиссионных отношениях. Доказано, что Банк России участвует в отношениях в области как денежной эмиссии, так и эмиссии рынка ценных бумаг.
Ключевые слова: эмиссионные отношения, Центральный банк, финансовый мегарегулятор, эмиссия денежных средств, эмиссия ценных бумаг.
The paper argues that urgency of effective legal regulation of equity emissions is due to their increasing importance in the process of modernization of the Russian economy. The author presents an analysis of the current legislation and concludes that the Central Bank of the Russian Federation pays special role in equity emission. It is shown that the Central Bank of Russia participates both in cash emission and issuance in the securities market.
Keywords: emission, the Central bank, financial mega-regulator, emission of cash, issuance of securities.
Одним из основных субъектов эмиссионных отношений является Центральный банк Российской Федерации, который обладает монополией на выпуск денежных средств, а также является уполномоченным субъектом на осуществление контроля в области финансовых рынков, которые охватывают общественные отношения в рамках эмиссии ценных бумаг.
Особое положение Центрального банка Российской Федерации в эмиссионных отношениях обусловливается необходимостью обеспечения и поддержания безопасности на финансовых рынках государства. Соблюдение финансовой дисциплины всеми субъектами эмиссионных отношений является одним из ключевых факторов, способствующих росту инвестиционной привлекательности Российской Федерации. Вследствие чего Банк России следует рассматривать в качестве субъекта, реализующего политику финансовой безопасности в государстве.
Нехватка концептуальных исследований правового регулирования эмиссионных отношений, в том числе и роли и места в них Центрального банка Российской Федерации, влечет проблемы в процессе реформирования законодательных основ, целью которых можно обозначить повышение эффективности экономического развития государства в условиях соблюдения финансовой дисциплины.
Следует обратить внимание, что эмиссионные отношения охватывают два вида эмиссии -эмиссию денежных средств и эмиссию ценных бумаг. Ошибочно определять эмиссионные отношения в контексте какого-либо одного вида эмиссии, поскольку это приведет к искажен-ности их толкования, равно как и повлечет ошибки правоприменительного характера.
В соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции РФ, а также п. 2 ст. 4, ст. 29 Федерального закона № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. (в ред. от 13 июля 2015 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - закон о Банке России), эмиссия денежных средств осуществляется исключительно Банком России. Данное правомочие Центрального банка Российской Федерации можно квалифицировать как государственную монополию, на которую не распространяется действующее антимонопольное законодательство в силу реализации Банком России публичных интересов. Однако в науке существует мнение, о том, что Центральный банк РФ не является субъектом государственной монополии. Таковым выступает специальный хозяйствующий субъект (Московский монетный двор), выполняющий заказ Центрального банка РФ [4, с. 75 - 76].
К.С. Бельский пишет, что Банк России «... является единственным эмиссионным органом страны: никакой другой орган не имеет права выпускать денежные знаки. При этом следует отметить, что в осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк России, но и его региональные подразделения, содержащие резервные фонды и оборотные кассы» [2].
На основании главы XI закона о Банке России Центральный банк Российской Федерации осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков. В соответствии со ст. 76.1 закона о Банке России, его указанные полномочия распространяются на профессиональных участников рынка ценных бумаг. Следует отметить, что «законодатель, наделяя Банк России полномочиями по осуществлению надзора за некредитными финансовыми организациями, по контролю поведения на рынке финансовых услуг и по защите прав потребителей финансовых услуг, потребовал от него организовать работу по предупреждению конфликта интересов, понимаемого как конфликт между целями, характерными для различных направлений деятельности Банка России» [3].
Представляется возможным констатировать, что «долгое время регулирование, контроль и надзор за отечественным финансовым рынком и деятельностью его участников были распределены между различными министерствами и ведомствами. При этом их функции в рассматриваемой сфере пересекались и дублировались. Такая ситуация приводила к неэффективности всей системы государственного регулирования, контроля и надзора за российским финансовым рынком и выступала тормозом развития этого важнейшего сектора экономики страны» [2, с. 2].
Одной из целей регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков закон о Банке России называет обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям.
В соответствии со с. 76.2 закона о Банке России, Центральный банк Российской Федерации следует рассматривать как орган, осуществляющий регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
Полномочия Банка России включают в себя возможность:
- проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений;
- направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
- применять иные меры, предусмотренные действующим законодательством.
Нормативные акты Банка России закрепляют порядки проведения проверок и применения иных мер.
Данная деятельность возложена на ряд отдельных структурных подразделений Банка России, в частности на Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка, в полномочия которого входит:
- регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- рассмотрение обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, в том числе международных и зарубежных организаций, центральных (национальных) банков, иностранных регуляторов финансового рынка, юридических и физических лиц по вопросам, относящимся к компетенции департамента;
- участие в процедурах лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также осуществление мероприятий по контролю за прекращением деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- подготовка решений Банка России о приостановлении действия или об аннулировании лицензий (отзыве аккредитации) профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также о лишении статуса саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в рамках установленной компетенции обозначенного департамента.
Более того, Центральный банк Российской Федерации в отдельных случаях сам осуществляет эмиссию облигаций от своего имени в целях реализации денежно-кредитной политики. Такие облигации размещаются и обращаются среди кредитных организаций. В соответствии со ст. 44 закона о Банке России, пре-
дельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующих Нормативов обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России (резервных требований). То есть представляется возможным констатировать, что Банк России обладает облигационной правоспособностью.
Эмиссия облигаций Центральным банком Российской Федерации осуществляется на основании Положения о порядке эмиссии облигаций, утвержденного Банком России 29 марта 2006 г. № 284-П.
В соответствии с данным актом, эмиссия облигаций Банка России осуществляется на основании принятого Советом директоров решения о размещении облигаций и утвержденного Советом директоров решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций. Решение о выпуске облигаций оформляется по определенной форме.
Банк России присваивает выпуску облигаций идентификационный номер в соответствии с порядком, установленным им же.
Выпуск облигаций оформляется сертификатом облигаций Банка России по определенной форме.
Итак, по результатам проведенного исследования можно сделать о множественном характере участия Центрального банка Российской Федерации в системе эмиссионных отношений, который является:
- органом денежной эмиссии;
- финансовым мегарегулятором, то есть органом наделенным полномочиями по регулированию, контролю и надзору в области эмиссии ценных бумаг;
- субъектом, обладающим облигационной правоспособностью.
При этом важно отметить, что участие Центрального банка Российской Федерации в эмиссионных отношениях служит достижению одной из общегосударственных целей -созданию условий соблюдения всеми участниками финансового законодательства, поддержанию системы финансовой безопасности в государстве.
Библиографический список (References)
1. Бельский К.С. К вопросу о понятии денежной системы Российской Федерации // Финансовое право. 2005. № 8. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Bel'skiy K.S. (2005) K voprosu o ponyatii denezhnoy sistemy Rossiyskoy Federatsii [The concept of the monetary system of the Russian Federation] // Finansovoye pravo. № 8. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
2. Вавулин Д.А., Симонов С.В. Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор российского финансового рынка // Дайджест-финансы. 2014. № 2.
Vavulin D.A., Simonov S.V. (2014) Tsentral'nyy bank Rossiyskoy Federatsii kak megaregulyator rossiyskogo finansovogo rynka [The Central Bank of the Russian Federation as a mega-regulator of the Russian financial market] // Daydzhest-finansy. № 2.
3. Гузанов А.Г. Банк России как орган по защите прав потребителей финансовых услуг // Банковское право. 2014. № 1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Guzanov A.G. (2014) Bank Rossii kak organ po zashchite prav potrebiteley finansovykh uslug [The Bank of Russia as a supervisory authority for protecting the rights of consumers of financial services] // Bankovskoye pravo. № 1. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
4. Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). М., 2002. Parashchuk S.A. (2002) Konkurentnoye pravo (pravovoye regulirovaniye konkurentsii i monopolii)
[Competition law (legal regulation of competition and monopoly)]. Moscow.
УДК 368
СТРАХОВАНИЕ РИСКОВ В ТУРИНДУСТРИИ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
INSURANCE IN TOURISM INDUSTRY: NATIONAL AND INTERNATIONAL EXPERIENCE
Бессонова Галина Борисовна
Bessonova Galina Borisovna
кандидат исторических наук, доцент кафедры торгового дела, сервиса и гостинично-туристического бизнеса ССЭИ (филиала) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов
Cand. Sc. (History), associate professor of the department of trade, tourism, service, and hospitality business, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
В статье анализируются риски, существующие в деятельности современной международной туристской индустрии, изучаются факторы риска как общеэкономического характера, так и те, которые касаются непосредственно потребителя туристского продукта - человека. В работе раскрывается содержание страхования как основного метода управления рисками в отечественной и зарубежной практике туристской деятельности, значение и роль государства как основного гаранта безопасности в предоставлении туристских услуг населению. В заключении сделаны выводы и рекомендации о необходимости совершенствования как общетуристского отечественного законодательства (в частности, в разделе страхования гражданской ответственности туроператоров), так и страхового с целью повышения эффективности предупреждения рисков в деятельности отечественной туристской индустрии на основе использования положительного опыта в этой сфере западных стран с развитыми экономиками.
Ключевые слова: туристская индустрия, трансформирующаяся экономика, туристский риск, туроператор, финансовые гарантии, туристское законодательство, турпоток.
The paper analyzes the risks that modern international tourism industry faces and studies risk factors both of general economic nature and those relating directly to an individual consumer of a tourist product. The author
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731