Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Правосудие / право граждан на отправление правосудия / народ / граждане / демократия / правовое государство.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобомурод А.В.

В статье проанализирована специфика участия граждан в отправлении правосудия по законодательству Республики Таджикистан. Определена правовая природа участия граждан в отправлении правосудия. Отмечено, что основополагающим показателем проявления демократии выступает критерий участия народа в осуществлении публичной власти. Обосновано, что одной из форм участия общественности в осуществлении правосудия является задействование граждан в судопроизводстве в качестве народных заседателей. Право граждан на отправление правосудия является специфическим конституционным правом и имеет четкое прописывание в нормативных правовых актах. Подчеркнуто, что оно может ограничиваться с учетом особенностей национального права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-453-456 NIION: 2018-0076-10/22-1099 MOSURED: 77/27-023-2022-10-1297

БОБОМУРОД Арафат Валиджони,

адъюнкт 3 факультета подготовки научных и научно-педагогический кадров Академии управления МВД России, e-mail: araf.94@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ

ТАДЖИКИСТАН

Аннотация. В статье проанализирована специфика участия граждан в отправлении правосудия по законодательству Республики Таджикистан. Определена правовая природа участия граждан в отправлении правосудия. Отмечено, что основополагающим показателем проявления демократии выступает критерий участия народа в осуществлении публичной власти. Обосновано, что одной из форм участия общественности в осуществлении правосудия является задействование граждан в судопроизводстве в качестве народных заседателей. Право граждан на отправление правосудия является специфическим конституционным правом и имеет четкое прописывание в нормативных правовых актах. Подчеркнуто, что оно может ограничиваться с учетом особенностей национального права.

Ключевые слова: Правосудие, право граждан на отправление правосудия, народ, граждане, демократия, правовое государство.

BOBOMUROD Arafat Validjony,

Adjunct of the 3rd Faculty Training of Scientific and Pedagogical Staff of Management Academy of the Ministry of the Internal of Russia

PECULIARITIES OF CITIZENS' PARTICIPATION IN THE ADMINISTRATION OF JUSTICE UNDER THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Annotation. The article analyzes the specifics of citizens' participation in the administration of justice under the legislation of the Republic of Tajikistan. The legal nature of citizens' participation in the administration of justice is determined. It is noted that the criterion of participation of the people in the exercise of public power is a fundamental indicator of the manifestation of democracy. It is substantiated that one of the forms of public participation in the administration of justice is the involvement of citizens in legal proceedings as people's assessors. The right of citizens to the administration of justice is a specific constitutional right and is clearly stated in regulatory legal acts. It is emphasized that it can be limited taking into account the peculiarities of national law.

Key words: Justice, the right of citizens to administer justice, people, citizens, democracy, rule of law.

Проявление демократических институтов в любом государстве сводится не только в закреплении в Основных законах стран неотъемлемых прав и свобод, но придании расширительного нормативного толкования этих прав, например за счет предоставления возможности всем гражданам без исключения принимать как непосредственное участие в отправлении правосудия в качестве участников судопроизводства, так и участвовать в отправлении правосудия путем принятия решений, имею-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

щих юридическое значение, в отношении таких же граждан.

В Конституции Республики Таджикистан указывается, что оно является правовым государством. Тем самым права и свободы в нем признаются в качестве высших ценностей. Кроме того, Таджикистан является демократической страной, что в некоторой степени предполагает участие граждан не только в выборах, референдумах, но и в процессе отправления правосудия. Вместе с тем, в Конституции Республики Таджикистан от 6

ноября 1994 г. не содержится каких-либо положений, раскрывающих основание участия народа в отправлении правосудия [1].

При этом основополагающим показателем проявления демократии, по мнению ряда ученых, выступает критерий участия народа в осуществлении власти [2]. Как правило, происходит это в период проведения выборов в органы законодательной власти. Однако общественность задей-ствуется и в функционировании судебной власти. Граждане, участвует в судопроизводстве, например, в качестве заседателей, доносят до органов судебной власти общественное мнение и результате процесс отправления правосудия [3] приобретает демократические качества.

Об основах демократичности правосудия писал еще в XVIII в. Ш. Монтескье. Он подчеркивал, что в демократическом обществе присутствует: «независимость от политики, народное начало, так как именно участие народа позволяет суду быть независимым от государственных органов и сам народ на основе представленных фактов содействует отправлению правосудия и принятию решения с собственной позиции...» [4].

Хочется подчеркнуть, что общество составляют различные социальные группы, тем самым в суде каждый человек будет проявлять свое мнение по-разному (начиная не только со следования норме закона, но и с учетом морально-нравственных основ, милосердия и т.п.). Причем, в рамках реализации прав и свобод человека и гражданина именно право на отправления правосудия выступает в качестве политического права. Специфика дозволений зависит от принимаемых законов государством, на основе которых и осуществляется правосудие и возможность участия граждан в данной ветви власти. Однако не все лица имеют право отправлять правосудие: подобные люди должны быть законопослушными. Тем самым участие народа в отправлении правосудия является своего рода препятствием осуществления правосудия в обыденной деятельности по применению закона. При этом, привлечение населения к отправлению правосудия очевидно необходимо, и потому, что позволяет снизить судебную ошибку, по сравнению с ситуацией, если бы дело рассматривалось единолично судьей. Кроме того, участие граждан способствует более объективному рассмотрению конкретного дела: снижается проявление профессиональной деформации суди. Последние начинают в большей степени учитывать все обстоятельства дела и интересы участников процесса. Таким образом, участие граждан в отправлении правосудия увеличивает вероятность вынесения справедливого решения судом, а также повышает доверие к суду, усиливается его независимость, повышается уровень демократич-

ности, происходит индивидуализация каждого рассматриваемого дела, так как будут привнесены мнения общественности [5, с. 40.]. Участие населения в отправлении можно понимать в широком смысле (опосредованное участие общества в осуществлении правосудия, через избираемые им органы власти [6, с. 124-129]. Сюда можно отнести институт свидетельствования и понятых. В последнем случае население непосредственно не участвует в отправлении правосудия, но его представители существенно оказывают влияние на вынесение решения суда в узком смысле участие население в отправлении правосудия [7, с. 57-58.]. охватывает непосредственное участие в рассмотрении и разрешении соответствующих дел по существу, и возможности предложить собственное видение дела с учетом предоставленных данных, а также иных сведений, сообщенных участниками дела в период осуществления его в суде, тем самым оказать влияние на вынесения решения [8, с. 560-563.].

Относительно Республики Таджикистан можно сказать, что согласно Конституции Республики Таджикистан право на участие в отправлении правосудия осуществляется в следующих формах: создание тех форм суда, которые предполагают участие представителей народа, тем самым осуществление правосудия непрофессиональными судьями; осуществление контроля за деятельностью судебной власти. При этом следует отметить, что процессуальные моменты, сопряженные с особенностями судебного производства с участием присяжных заседателей, формирования суда присяжных в свете требований таджикского законодательства, находятся за пределами рассмотрения в настоящем исследовании.

Конституционный закон Республики Таджикистан от 26 июля 2014 г. № 1084 «О судах Республики Таджикистан» содержит указание на то, что судебная власть осуществляется только судьями и привлекаемыми (согласно нормам права) к осуществлению правосудия народными заседателями. Причем, народные заседатели имеют статус, сопоставимый с судейским статусом при осуществлении правосудия по уголовным делам. Соотношение судей и народных заседателей следующее: на одного судью приходится двадцать народных заседателей [9, с. 25-28].

Обращая внимание на УПК Республики Таджикистан, мы можем обнаружить, что в состав судебной коллегии входят один профессиональный судья и два народных заседателя (ст. 10). В особенном случае может быть вызван запасной народный заседатель [10, с. 28-32]. Кроме того, согласно ст. 34 УПК Республики Таджикистан рассмотрение уголовных дел сводится к единоличной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

и коллегиальной форме (в составе 1 профессионального судьи и 2 народных заседателей). Коллегиально рассматриваются дела о преступлениях, относящихся к категории тяжких (с возможной мерой наказания более пяти лет лишения свободы) и особо тяжких (более двенадцати лет лишения свободы соответственно). Народные заседатели привлекаются к рассмотрению дел во всех звеньях судебной системы - районных, областных судах, суде Горно-Бадахшанской автономной области, в военных судах, а также в Верховном суде Республики Таджикистан при рассмотрении этими судами дел по первой инстанции (ст. ст.251-255 УПК Республики Таджикистан) [11, с. 34-36].

Закон Республики Таджикистан от 5 января 2008 г. № 344 «О третейских судах» [12] предполагает участие граждан, не являющихся профессиональными юристами, в рассмотрении гражданских дел в третейских судах. Третейским судьей избирают или назначают физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи в порядке, согласованном сторонами. Таким образом, исследование природы и особенностей участия граждан в отправлении правосудия по законодательству Республики Таджикистан позволило нам сформулировать следующие выводы.

1. Участие граждан в отправление правосудия - это форма проявления демократии в Республике Таджикистан. Участие граждан в данном процессе представляет собой один из принципов политической системы общества.

2. Реализация права на осуществление правосудия предполагает претворение в жизнь тех правовых норм, которые регулируют общественные отношения в рамках осуществления судопроизводства.

3. Право граждан на отправление правосудия является специфическим конституционным правом и имеет четкое прописывание в нормах нормативных правовых актов. Правда подчеркнем, что оно может ограничиваться с учетом особенностей именно национального права, в силу чего способность лица реализовать право на отправление правосудия ограничены требованиями правосубъектности.

Список литературы:

[1] Конституции Республики Таджикистан от 06.11.1994 г. // Министерство иностранных дел Республики Таджикистан URL:https://www.mfa.tj/ru/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

main/tadzhikistan/konstitutsiya?ysclid=l9jl5ll x2w976066886 (дата обращения: 22.10.2022).

[2] Конституционный закон Республики Таджикистан от 5 января 2008 г. № 344 «О судах Республики Таджикистан» // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан. URL: http://ncz.tj/content/ (дата обращения: 17.10.2021).

[3] Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан от 3 дек. 2009 г. (в ред. от 19.07.2022 г.) // Юрист. Параграф. URL: https:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=30594304 (дата обращения: 17.10.2022).

[4] Закон Республики Таджикистан от 5 января 2008 года № 344 «О третейских судах» (с изменениями и дополнениями от 03.07.2012 г.) // Юрист. Параграф. URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30587920 (дата обращения: 17.10.2022).

[5] Асеева Е.А., Качалова О.В. Формы участия граждан в осуществлении правосудия по уголовным делам // Российское правосудие. 2015. № 6 (110). С. 33-40.

[6] Ветрова Г.Н. О значении участия граждан в правосудии по уголовным делам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2005. № 1. С. 124-129.

[7] Ветрова Г.Н. Участие народных представителей в правосудии по уголовным делам // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2001. № 3. С. 57-58.

[8] Дубовицкий С.С., Осокин Р.Б. О правовых последствиях введения суда с участием присяжных заседателей в Российской Федерации // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности: взаимодействие науки, нормотворчества и практики: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых 7 июня 2019 года. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. С. 560-563.

[9] Купряшина Е.А., Черкасова Е.А. Участие граждан в отправлении правосудия в России и зарубежных государствах // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 1. С. 25-28.

[10] Мицай Д.Г. Институт участия населения в отправлении правосудия // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2009. № 2 (2). С. 28-32.

[11] Осокин Р.Б. Осуществление правосудия в отношении несовершеннолетних в США // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в современных условиях: научно-практическая конференция, 20-24 апреля 2000 года. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2000. С. 34-36.

[12] Закон Республики Таджикистан от 5 января 2008 года № 344 «О третейских судах» (с изменениями и дополнениями от 03.07.2012 г.) // Юрист. Параграф. URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30587920 (дата обращения: 17.10.2022).

Spisok literatury:

[1] Konstitucii Respubliki Tadzhikistan ot 06.11.1994 g. // Ministerstvo inostrannyh del Respubliki Tadzhikistan URL:https://www.mfa.tj/ru/main/ tadzhikistan/konstitutsiya?ysclid=l-9jl5llx2w976066886 (data obrashcheniya: 22.10.2022).

[2] Konstitucionnyj zakon Respubliki Tadzhikistan ot 5 yanvarya 2008 g. № 344 «O sudah Respubliki Tadzhikistan» // Nacional'nyj centr zakono-datel'stva pri Prezidente Respubliki Tadzhikistan. URL: http://ncz.tj/content/ (data obrashcheniya:

17.10.2021).

[3] Ugolovno-processual'nyj kodeks Respubliki Tadzhikistan ot 3 dek. 2009 g. (v red. ot 19.07.2022 g.) // YUrist. Paragraf. URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30594304 (data obrashcheniya:

17.10.2022).

[4] Zakon Respubliki Tadzhikistan ot 5 yanvarya 2008 goda № 344 «O tretejskih sudah» (s izmeneni-yami i dopolneniyami ot 03.07.2012 g.) // YUrist. Paragraf. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=30587920 (data obrashcheniya: 17.10.2022).

[5] Aseeva E.A., Kachalova O.V. Formy uchas-tiya grazhdan v osushchestvlenii pravosudiya po ugolovnym delam // Rossijskoe pravosudie. 2015. № 6 (110). S. 33-40.

[6] Vetrova G.N. O znachenii uchastiya grazh-dan v pravosudii po ugolovnym delam // Vestnik

Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: YUridicheskie nauki. 2005. № 1. S. 124-129.

[7] Vetrova G.N. Uchastie narodnyh predstavi-telej v pravosudii po ugolovnym delam // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 11. Pravo. 2001. № 3. S. 57-58.

[8] Dubovickij S.S., Osokin R.B. O pravovyh posledstviyah vvedeniya suda s uchastiem prisyazh-nyh zasedatelej v Rossijskoj Federacii // Voprosy sovershenstvovaniya pravoohranitel'noj deya-tel'nosti: vzaimodejstvie nauki, normotvorchestva i praktiki: Sbornik materialov II Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh 7 iyunya 2019 goda. M.: Moskovskij universitet MVD Rossii imeni V.YA. Kikotya, 2019. S. 560-563.

[9] Kupryashina E.A., CHerkasova E.A. Uchastie grazhdan v otpravlenii pravosudiya v Rossii i zarubezhnyh gosudarstvah // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. 2018. № 1. S. 25-28.

[10] Micaj D.G. Institut uchastiya naseleniya v otpravlenii pravosudiya // Territoriya novyh vozmozh-nostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa. 2009. № 2 (2). S. 28-32.

[11] Osokin R.B. Osushchestvlenie pravosudiya v otnoshenii nesovershennoletnih v SSHA // Aktu-al'nye problemy bor'by s prestupnost'yu v sovremen-nyh usloviyah: nauchno-prakticheskaya konfer-enciya, 20-24 aprelya 2000 goda. Voronezh: Voro-nezhskij institut MVD Rossii, 2000. S. 34-36.

[12] Zakon Respubliki Tadzhikistan ot 5 yanvarya 2008 goda № 344 «O tretejskih sudah» (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 03.07.2012 g.) // Yurist. Paragraf. URL: https://online.zakon.kz/Docu-ment/?doc_id=30587920 (data obrashcheniya: 17.10.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.