ФИЛОЛОГИЯ
УДК 8P1.3(06) К.В. ПАНКРАТЬЕВА
ББК 83.3(2 Рос=Рус)6я5 аспирант
Оренбургского государственного педагогического университета
e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОУПОТРЕБЛЕНИЯ В РАССКАЗАХ М.П. АРЦЫБАШЕВА
Анализируется поэтика цвета в рассказах М.П. Арцыбашева. Рассматриваются особенности и цели функционирования цвета при описании пейзажа и характеристики персонажей.
Ключевые слова: М.П. Арцыбашев; цветоупотребление; массовая литература; натурализм; экспрессионизм.
K.V. PANKRATEVA
post-graduate student, Orenburg State Pedagogical University e-mail: [email protected]
SOME FEATURES OF THE USE OF COLOURS IN STORIES BY M.P. ARTSYBASHEV
The author analyzes the colour poetics in the stories by M.P. Artsybashev and studies the features and the purposes of colour functioning at the process of describing landscapes and characters.
Keywords: M.P. Artsybashev; use of colours; mass literature; naturalism; expressionism.
В прозе беллетриста Михаила Петровича Арцыбашева (1878-1927) существенную роль играет цвет. Это обстоятельство вполне объяснимо, ведь Арцыбашев смотрел на мир глазами не только писателя, но и живописца. В 1897-1898 гг. он учился в Харьковской школе рисования и живописи и планировал поступить в Петербургскую Академию художеств. Влияние его увлечения живописью на литературное творчество критики и литературоведы отмечали как при жизни Арцыбашева [9], так и в наши дни [4]. В. Львов-Рогачевский называл его «Моне русской литературы» и утверждал, что в первую очередь Арцыбашев — живописец и лишь затем — беллетрист [Там же, с. 32]. Поэтика цвета имеет принципиальное значение для определения специфики творческого метода Арцыбашева. Однако целенаправленно и в полном объеме эта проблема до сих пор не изучалась. В данной статье попытаемся проанализировать поэтику цве-
та в рассказах Арцыбашева. Рассмотрим использование цвета при описании пейзажа, обстановки действия и портрета как средства характеристики персонажа.
В живописи Арцыбашев придерживался принципа абсолютной правдивости. Хорошо его знавший художник Е. Агафонов отмечал, что его живописные работы были сделаны «добросовестно», хотя «скорее нарисованы краской, чем написаны», он «работал долго и упорно, пока это не становилось похожим; совсем как Сезанн: «realister tau est 1а» [3, с. 763]. Предпочитавший в живописи яркие зеленые и солнечные пейзажи любимой Ахтырки, в литературном творчестве, как показывает проведенное исследование, писатель отдает предпочтение трем краскам: белой, черной и красной. Причем Арцыбашев их использует не всегда в привычном — с точки зрения реализма — значении. Так, белый цвет в его прозе характерен для описаний смерти, умирания.
© К.В. Панкратьева, 2012
Так как тема смерти — важнейшая для Арцыбашева [11], поэтому белый цвет несет наибольшую эмоциональную нагрузку в его прозе. Убедительный пример — рассказ «Палата неизлечимых», где гнетущая больничная атмосфера медленного умирания передана при помощи этого эпитета. Уже первое предложение рассказа — «Открылась высокая белая дверь» [3, с. 578] — подготавливает читателя к восприятию этой атмосферы. Первое, что видит вновь прибывший больной, — «белый и обширный потолок» [Там же], который заставляет его сосредоточиться на мыслях о смерти. Далее концентрация белого цвета увеличивается: в палату «льется белый свет» [Там же, с. 579], лицо больного покрыто «белыми рубцами» [Там же], в огромные белые окна льется равнодушный холодный свет. Белый цвет используется не только для описания обстановки, но и для характеристики персонажей. Он сопровождает врачей: «...из толпы белых безличных фигур автоматически выдвинулась одна» [Там же, с. 588]; «доктор и все белые фигуры зашумели, взметнулись, как листья осенью. И вдруг вся белая толпа повалила прочь из палаты» [Там же, с. 592]. В последнем примере эпитет «белый», казалось бы, противоречит сравнению «как листья осенью», но писатель вводит это противоречие намеренно, подчеркивая неестественность изображаемого. «Белый» по отношению к врачам указывает на то, что и они — часть мертвой больничной среды, и сами не менее безжизненны, чем пациенты. При многократном повторении «белый» перестает быть просто эпитетом, начинает брать на себя значительную смысловую нагрузку.
Кроме описаний смерти, эпитет «белый» в поэтике Арцыбашева часто применяется для описания природы — белый снег или белый день: «День был белый, светлый. От чистого белого снега.» и т.д. [2, с. 560]. Белый — естественный цвет, цвет чистой, неиспорченной людьми природы. Люди вносят в эту чистоту и белизну контраст: «.расстрелянные лежали неподвижно, чернея на белом снегу» [Там же, с. 564].
Черный цвет у Арцыбашева, как правило, используется для описания людей — отдельных фигур, силуэтов: «.он видел
молчаливые, приникшие, черные фигуры»
[Там же, с. 523]; «три черных человека стояли в ряд у самой изгороди» [Там же, с. 562]. Но чаще — при описании человеческой толпы. Так, в рассказе «Ужас» описание толпы, совершающей самосуд, строится исключительно при помощи эпитета «черный»: «рабочие <...> побросали работы и черными кучками поползли через поля в деревню»; «черная толпа, медленно свивая черные кольца, тронулась и поползла за гробом» [Там же, с. 565].
То же — в рассказе «Кровавое пятно», повествующем о движении революционных масс: «.от черных толп, непрестанно движущихся по платформе и путям, казалось, что вся она движется, как муравейник, .говор так и висел над ней в чистом, холодном воздухе белого дня». Толпа в представлении Арцыбашева — это «человеческая волна» — «волна мутной злобы и бешенства» [Там же, с. 630]. Она агрессивна и существует по собственным законам, изменить которые человек не в состоянии. Черный цвет — цвет обреченности, неуправляемой бездушной массы.
При помощи черного цвета Арцыбашев создает один из знаковых для него образов — образ Черной Дыры. Умирающий от чахотки Семенов из «Санина», думая о смерти, испытывает «ощущение близости круглой, черной дыры» [1, с. 120]. В рассказе «Ужас» «желтая крышка гроба» убитой девушки появляется из «черной дыры дверей» [Там же, с. 566], «в ту самую черную дыру» переходит жизнь, полная света, — утверждает доктор Лурье [3, с. 369]. Неоднократно Арцыбашев обращался к этому образу и в публицистике: «.вижу, как страстно хочется жить, как страшно умирать, вижу впереди только ту же черную дыру» или «надежда уходит, и с неодолимой силой надвигается черная дыра» [Там же, с. 699]. Черная дыра — образ бесконечности, небытия, наступающего после смерти.
Контрастирует с белым также и красный цвет. Один из основных цветов спектра, традиционно значимый для литературы, на рубеже ХІХ-ХХ вв. актуализируется, приобретает новые коннотации. В произведениях массовой литературы рубежа веков группа красного, как правило, имеет отрицательное значение (см., например, роман «Люди» А.П. Каменского, повесть А.Ф. Даманской
К.В. ПАНКРАТЬЕВА
«Однажды», повесть «Марево» Ю.Л. Слез-кина). У Арцыбашева красный цвет несет однозначно негативную окраску в рассказах и повести о революции («Кровавое пятно», «Революционер», «Человеческая волна» и др.), выражая его бескомпромиссно отрицательное отношение к ней. Красный — цвет революционных флагов, повязок, всего, что напоминает о восстании, мятежниках. Красный крест сигнализирует о ранах и боли [2, с. 639]. «Маленький красный флажок» на баррикаде [Там же, с. 679] символически предвещает скорое поражение и смерть.
Определенную смысловую и эмоциональную нагрузку в прозе Арцыбашева несет серый цвет, который традиционно воспринимается им не только как символ скуки, повседневности, обыденности, но и безысходности, исчерпанности жизни. При характеристике персонажа серый цвет соответствует человеку без эмоций, воплощению системы, бесчувственному исполнителю. То же относительно пейзажа и обстановки действия. Серый цвет символизирует обыденность и безысходность, невозможность что-либо изменить. Так, в «Палате неизлечимых» умирающие день за днем видят в окне серую глухую стену — знак бессилия и непреодолимости обстоятельств.
Следует отметить, что подобный принцип распределения цвета применим прежде всего к прозе Л. Андреева, названные цвета у него также наиболее частотны [5; 6]. Исследователи творчества Леонида Андреева отмечают, что физическая или духовная
смерть у писателя ассоциируется с белым цветом, революция — с кровавым, красным, а черный цвет — с жизнью социальных низов, выражает настроение трагизма и безнадежности эпохи. Хотя мы не можем утверждать, что Арцыбашев выстраивал систему цветообозначений исключительно под влиянием творчества Леонида Андреева, очевидно, что он ориентировался на представления о цвете, свойственные литературе его времени.
Подводя итоги, можно констатировать, что М.П. Арцыбашев использует цвет в соответствии с поэтикой натурализма. В описаниях преобладают монохромные, яркие цвета. В живописи такой цвет называется локальным, т.е., «собственным цветом предмета <...> максимально освобожденным от воздействия окружающих предметов, от рефлексов и освещения». Именно такой цвет живописец и педагог Н.П. Крымов называл «виновником натурализма» [7, с. 74]. В то же время, делая в своей прозе акцент на белом, черном и красном (иногда — желтом и сером) цветах, Арцыбашев подобно экспрессионистам [8; 10; 12] усиливает и усложняет эмоционально-эксперссивные функции цвета, учитывает особенности его воздействия на читателя, сознательно создавая определенный колорит своих произведений. Цвет в его творчестве активизируется и расширяется в своих изобразительных возможностях, становится средством создания эмоционального фона произведения, способом формирования активного читательского восприятия.
Список использованной литературы
1. Арцыбашев М.П. Собр. соч.: в 3 т. М., 1994. Т. 1.
2. Арцыбашев М.П. Собр. соч.: в 3 т. М., 1994. Т. 2.
3. Арцыбашев М.П. Собр. соч.: в 3 т. М., 1994. Т. 3.
4. Бердышева Л.Р. Проблема героя в творчестве М.П. Арцыбашева: автореф. дис. ... канд. филол. наук.
М., 2002.
5. Климов Л.А. Цвет в творчестве Леонида Андреева 1898-1904 гг. // Творчество Леонида Андреева: современный взгляд: материалы междунар. науч. конф., посвященной 135-летию со дня рождения писателя, 28-30 сент. 2006 г. Орел, 2006.
6. Копысова Е.А. Особенности цветописи в раннем творчестве Л. Андреева // Вестник Удмуртского университета. Филологические науки. 2006. № 5 (2). С. 73-78.
7. Крымов Н.П. О натурализме и формализме // Н.П. Крымов. Художник и педагог: статьи, воспоминания. М., 1989.
8. Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. М., 1978.
9. Львов-Рогачевский В.М. Снова накануне. М., 1913.
10. Марков В.Ф. Экспрессионизм в России // Поэзия и живопись. М., 2000.
11. Панкратьева К.В. Отражение «эпидемии самоубийств» в романе М.П. Арцыбашева «У последней черты» // Научная перспектива. 2012. № 4. С. 57-61.
12. Соколов И. Экспрессионизм. Теория. М., 1920.
References
1. Artsybashev M.P. Sobr. soch.: v 3 t. M., 1994. T. 1.
2. Artsybashev M.P. Sobr. soch.: v 3 t. M., 1994. T. 2.
3. Artsybashev M.P. Sobr. soch.: v 3 t. M., 1994. T. 3.
4. Berdysheva L.R. Problema geroya v tvorchestve M.P. Artsybasheva: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk.
M., 2002.
5. Klimov L.A. Tsvet v tvorchestve Leonida Andreeva 1898-1904 gg. // Tvorchestvo Leonida Andreeva: sovremennyi vzglyad: materialy mezhdunar. nauch. konf., posvyashchennoi 135-letiyu so dnya rozhdeniya pisatelya, 28—30 sent. 2006 g. Orel, 2006.
6. Kopysova E.A. Osobennosti tsvetopisi v rannem tvorchestve L. Andreeva // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Filologicheskie nauki. 2006. № 5 (2). S. 73—78.
7. Krymov N.P. O naturalizme i formalizme // N.P. Krymov. Khudozhnik i pedagog: stat'i, vospominaniya. M., 1989.
8. Kulikova I.S. Ekspressionizm v iskusstve. M., 1978.
9. L'vov-Rogachevskii V.M. Snova nakanune. M., 1913.
10. Markov V.F. Ekspressionizm v Rossii // Poeziya i zhivopis'. M., 2000.
11. Pankrat'eva K.V. Otrazhenie «epidemii samoubiistv» v romane M.P. Artsybasheva «U poslednei cherty» // Nauchnaya perspektiva. 2012. № 4. S. 57—61.
12. Sokolov I. Ekspressionizm. Teoriya. M., 1920.