удк 911.3
особенности цифровизации стран
скандинавского региона
Елена Евгеньевна Демидова
научный сотрудник Географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; Москва, Россия
е-шаП: [email protected]
Глобальный масштаб происходящей цифровизации определяет безусловную включенность в него всех стран и регионов мира. При этом очевиден факт колоссальной «цифровой» территориальной дифференциации. Страны континентальной Скандинавии (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия) одни из первых в мире встали на путь внедрения цифровых систем. Высокий уровень затрат на НИОКР, короткий период внедрения инноваций, активное развитие цифровой инфраструктуры в совокупности со сформированными «цифровыми компетенциями» населения определили положение данных стран в авангарде мировой цифровизации. По данным исследования Digital Economy and Society Index (DESI), в 2017 г. Дания, Норвегия, Финляндия и Швеция демонстрировали наивысшие показатели развития цифровой экономики в Западной Европе. По данным международного исследования Digital Planet 2017, Норвегия, Швеция, Дания и Финляндия вошли в пятерку лидеров по уровню цифровизации в рейтинге из 60 стран мира. При этом анализ цифровой активности в период 2008-2015 гг. выявил значительное снижение темпов развития цифровой экономики в указанных странах, в результате чего они рискуют оказаться в группе «постлидеров», блестящее цифровое будущее которых осталось в прошлом.
Ключевые слова: страны Скандинавского региона, цифровизация, цифровая экономика, особенности социально-экономического развития
В условиях меняющегося общественного ландшафта XXI в. тема цифровой экономики становится одной из важнейших. Глобальный масштаб происходящей цифровизации определяет безусловную включенность в нее всех стран и регионов мира. При этом не вызывает сомнения факт колоссальной «цифровой» территориальной дифференциации: от стран-лидеров, где цифровая экономика активно развивается на протяжении десятков лет, до стран-аутсайдеров, только начинающих осваивать азы цифровизации.
Страны континентальной Скандинавии1 (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия) одни из первых в мире вступили на путь внедрения цифровых систем в различные сферы жизни общества. Их по праву можно отнести к пионерам освоения цифрового общественного пространства. Именно поэтому опыт цифровизации этих стран (от социально-экономических условий, в которых возникли и развиваются цифровые процессы, специфики их протекания до реальных и потенциальных проблем и рисков) становится столь значимым для понимания происходящих «цифровых» процессов не только в их национальных границах, но и в масштабе мира в целом.
Первые государственные программы, касающиеся электронного правительства и цифровой экономики, в скандинавских странах были приняты еще в конце в 1990-х гг. На тот момент перед государством стояли задачи повышения эффективности работы сложной разветвленной системы государственного аппарата: прежде всего, налоговых органов. Подобный фокус отнюдь не случаен, т. к. традиционно именно налоговые отчисления составляют около половины ВВП стран региона2.
Успешному старту внедрения цифровых технологий способствовал целый ряд социально-экономических и политико-администра-
1 Несмотря на то, что в мировой науке не сложилось единое общепринятое определение Скандинавии, в отечественной научной школе принято к Скандинавским странам относить 5 стран: Швецию, Норвегию, Данию, Финляндию и Исландию. В контексте данной статьи будут рассматриваться лишь 4 из них (кроме Исландии).
2 Например, в Швеции в период правления премьер-министра Улофа Пальме налоговые отчисления достигали 87% ВВП страны; в 1990 г. этот показатель составлял более 53%. На 2016—2017 гг. доля налоговых поступлений в ВВП в скандинавских странах находится в диапазоне от 38% (Норвегия) до 46% (Дания) (OECD Data. Tax revenue...).
тивных условий, выделяющих страны Скандинавского региона даже на фоне других высокоразвитых стран Западной Европы. Так, низкая численность населения скандинавских стран (в самой крупной стране Скандинавии — Швеции — число ее жителей в конце 1990-х гг. составляло лишь около 9 млн чел.; в Норвегии и Финляндии — по 5,5 млн чел. в Дании — 5 млн чел.), как ни парадоксально, стала конкурентным преимуществом в вопросе внедрения цифровых технологий. Немалую роль сыграл высокий уровень урбанизации (свыше 80% населения Скандинавии проживает в городах), т. к. именно города становятся основными полигонами для внедрения инноваций. Кроме количественных характеристик и особенностей территориального размещения, большое значение имели и качественные показатели человеческих ресурсов. Население Скандинавии традиционно имеет один из самых высоких уровней образования в мире. Еще в начале XX в. в Швеции, Дании, Норвегии уровень безграмотности был близок к нулевой отметке. И в конце XX в. по числу граждан со средним специальным и высшим образованием, эти страны (включая и догнавшую, а в ряде аспектов и перегнавшую их Финляндию) относятся к числу мировых лидеров. Высокий базовый уровень образования позволил населению в короткие сроки получить достаточные «цифровые компетенции» для внедрения и последующего развития цифровых технологий в различных сферах. Кроме того, высокие реальные доходы населения создавали необходимый материально-финансовый фон, при котором подавляющее большинство жителей могли позволить себе покупку дорогостоящих технических устройств, наличие которых является необходимым условием цифровиза-ции. Таким образом, фактор ограниченного числа участников цифрового развития, обладающих необходимыми устойчивыми навыками пользования технологиями и финансовыми ресурсами, в совокупности с высокой степенью их территориальной концентрации обусловил таргетированный эффект цифровизации и, таким образом, способствовал достижению значимых успехов в вопросе внедрения цифровых инноваций.
Не менее благоприятные условия были созданы и в политико-экономической среде. Несмотря на то, что решение о развитии цифровой экономики первоначально принималось на уровне каждой их стран (национальные программы по цифровизации к
началу 2000-х были приняты уже во всех странах Скандинавского региона), в течение короткого периода цифровизация приобрела характер региональной стратегии. Общую координацию действий по развитию цифровой сферы взяло на себя специально созданное подразделение при Совете Северных стран1 (Nordic Council of Ministers for Digitalisation (MR-DIGITAL)). Это позволило добиться синергетического эффекта в использовании различных технологических решений, учитывать как положительный, так и отрицательный опыт процесса цифровизации стран-членов, динамично внедряя успешные решения и минимизируя возможные негативные последствия.
Развитие информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) с момента их появления оценивалось как приоритетное направление экономики скандинавских стран. Именно поэтому сфера научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) являлась и продолжает являться важным реципиентом бюджетных средств. В конце 2000-х гг. доля расходов на НИОКР в Финляндии достигала рекордных 3,7% ВВП, в Швеции — 3,6%, в Дании — 3,1%. Несмотря на то, что во второй половине 2010-х гг. произошло некоторое снижение долевых показателей (таблица 1), Швеция, Дания и Финляндия по-прежнему остаются в группе мировых лидеров.
Страны Скандинавского региона обладают разветвленной сетью технопарков от локального до международных масштабов. Помимо государства, значимую роль здесь играет частный бизнес. Практически каждое крупное предприятие ориентировано на создание собственного исследовательского центра или же работу в тесной связи с научными и исследовательскими центрами, лабораториями, институтами. Эта система обеспечивает сокращение временного периода внедрения инноваций, т. е. пути от изобретения до его коммерциализации. В регионе действуют крупные компании-локомотивы, на которые приходится львиная доля достижений в области ИКТ: в частности, Nokia (Финляндия) и
1 Совет Северных стран (Северный Совет, англ. Nordic Council) — международная организация, в которую на постоянной основе входят 5 стран Скандинавского региона и задачей которой является содействие созданию общности северных народов, а также кооперации стран-членов в области социальной политики, экономики, культуры, права, транспорта и проч.
Таблица 1. Основные социально-экономические показатели стран Скандинавского региона, 2015—2017 гг.
Страна/показатель Численность населения, млн. чел. ВВП на душу нас. Доля интернет-пользователей, % Расходы на образование, % ВВП Доля расходов на НИОКР, % ВВП
тыс. $ место в мире
Швеция 10,0 51,2 26 96 7,7 3,2
Норвегия 5,3 72,1 11 97 7,7 1,9
Дания 5,7 50,1 30 97 7,6 3,0
Финляндия 5,5 41,8 38 87 7,2 2,9
Россия 146 27,9 74 67 3,8 1,1
Источник: World Factbook, World Bank Open Data.
Ericsson (Швеция) специализируются на разработке и производстве телекоммуникационного оборудования для мобильных, фиксированных, широкополосных и IP-сетей; Hexagon (Швеция) — один из мировых лидеров по разработке и производству комплексных решений для развития «умных» систем различных уровней: от отдельных устройств (например, измерительных приборов) до секторов экономики (smart energy, smart transport) и «умных городов» (smart cities); Telenor Group (Норвегия) — одна из крупнейших мировых телекоммуникационных компаний, Telia Company (Швеция) — региональный лидер рынка сотовой связи и др. Наличие современных модернизованных оптико-волоконных линий позволяет обеспечить доступ к высокоскоростному Интернету на территории практически всего региона. Широкое покрытие сетью мобильной связи делает доступным мобильную связь с повышенными требованиями не только четвертого (4G), но и пятого поколения (5G). По данным аналитического агентства GSMA Intelligence страны Северной Европы являются мировыми лидерами по числу мобильных соединений, относящихся к категории широкополосных (Mobile Economy Europe...). Таким образом, совокупность благоприятных социальных, экономических и политико-административных условий определила положение Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии в авангарде мировой цифровизации.
Эмпирические данные, полученные в результате страноведческого анализа, подтверждаются и международными исследо-
ваниями. По данным исследования Digital Economy and Society Index (DESI), оценивающего уровень цифровизации стран-членов Евросоюза и ряда других стран Западной Европы, в 2017 г. Дания, Норвегия, Финляндия и Швеция занимали верхние строчки рейтинга, демонстрируя наивысшие показатели развития цифровой экономики (таблица 2). Индекс DESI — это комплексный агрегированный показатель, учитывающий такие объективные параметры как распространение широкополосной связи, «цифровые компетенции» населения, активность Интернет-пользователей, степень интеграции цифровых технологий в бизнесе и цифровые государственные услуги (рис. 1).
Показательно, что совокупный балл цифровизации в странах Скандинавии на 60—70 пунктов превышает соответствующий среднеевропейский показатель. При высоких общих показателях развития цифровой экономики, характерных для данных стран в целом, внутренняя категориальная структура имеет значимые межстрановые различия. Так, наибольшая зона покрытия высокоскоростной связью наблюдается в Дании, тогда как в Финляндии этот показатель почти на 10 пунктов ниже. При этом Финляндия
Таблица 2. Агрегированные показатели развития цифровой экономики
Страна DESI 2017 Digital Planet
Балл Ранг Балл Ранг
Дания 72,1 1 3,72 4
Финляндия 67,2 2 3,72 5
Норвегия 67,1 3 3,79 1
Швеция 67,0 4 3,79 2
Нидерланды 66,5 5 3,55 13
Великобритания 61,2 8 3,67 8
Германия 52,7 12 3,36 17
Франция 48,8 18 3,25 20
Италия 40,4 27 2,58 34
ЕС 50,2 - - -
Россия - - 2,44 39
Источник: Digital Economy and Society Index, 2017; Digital Planet, 2017.
□ Связь
О Цифровые компетенции
□ Активность интернет-пользователей
Я Интеграция цифровых услуг
Рис. 1. Уровень развития секторов цифровой экономики в странах Скандинавского региона. По данным (Digital... 2017).
характеризуется самыми высокими «цифровыми компетенциями», значительно опережая в этом отношении своих западных соседей. Самая высокая в Европе активность интернет-пользователей наблюдается в Норвегии, тогда как по степени развитости цифровых деловых и государственных услуг со значительным отрывом лидирует Дания.
По данным другого авторитетного международного исследования — Digital Planet 2017, проводимого Школой Флетчера исследовательского университета Тафтса (The Fletcher School at Tufts University, Массачусетс, США), совместно с компанией MasterCard, оценивающего конкурентоспособность стран в сфере цифровой экономики, скандинавские страны также продемонстрировали крайне высокие результаты. Норвегия, Швеция, Дания и Финляндия заняли, соответственно, 1-е, 2-е, 4-е и 5-е места в рейтинге из 60 стран мира (таблица 2). Согласно данным этого исследования, страны Скандинавского региона обогнали таких «титанов» цифровизации как США, Япония, Германия, высокоразвитые страны Юго-Восточной Азии (Сингапур, Южная Корея, Гонконг1 и др.). Однако при этом анализ цифровой активности
1 Фактически являясь страной, де-юре Гонконг относится к провинциям КНР.
в период 2008—2015 гг., выявил значительное снижение темпов развития цифровой экономики в Швеции, Дании и Финляндии. На основе полученных данных эти страны были причислены к группе так называемого тормозящего развития. Лишь положение с позиций перспектив цифровизации Норвегии оценено как «выдающееся», определяющееся совокупностью высокого уровня развития цифровых сфер и не снижающихся темпов их развития. Безусловно, маловероятно, что Швеция, Дания и Финляндия, обладая значительным «запасом прочности» цифровой экономики, в самом ближайшем будущем сдадут свои лидирующие позиции. Кроме того, в их случае имеет место эффект высокой базы, когда при высоких первоначальных показателях достижения могут выглядеть гораздо менее значимыми, чем они есть на самом деле. Тем не менее, учитывая высокие темпы цифровизации в других странах и регионах мира, страны Скандинавского региона рискуют оказаться в группе «постлидеров», у которых блестящее цифровое будущее осталось в прошлом.
Источники
OECD Data. Tax revenue - [Электронный ресурс]. URL: https://data. oecd.org/tax/tax-revenue.htm
World Factbook - [Электронный ресурс]. URL: https://www.cia.gov/ library/publications/the-world-factbook/
World Bank Open Data - [Электронный ресурс]. URL: https://data. worldbank.org/
Mobile Economy Europe - [Электронный ресурс]. URL: https:// www.gsmaintelligence.com/research/2018/09/the-mobile-economy-europe-2018/695/
Digital Economy and Society Index - [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/digital-economy-and-society-index-2018-report
Digital Planet 2017: How Competitiveness And Trust In Digital Economies Vary Across The World- [Электронный ресурс]. URL: https://sites.tufts. edu/digitalplanet/files/2017/05/Digital_Planet_2017_FINAL.pdf
FEATURES OF THE DIGITALIZATION OF THE NORDIC COUNTRIES
Elena E. Demidova
Science researcher
Moscow State University, Geographical Department
Moscow, Russia
The global scale of the ongoing digitalization determines the unconditional inclusion of all countries and regions in the world in this process. At the same time, there is no doubt about the fact of colossal "digital" differentiation. The Nordic countries (Sweden, Norway, Denmark, Finland) were among the first in the world to embed digital systems in various areas of society in these countries. The high level of R&D costs, a short period of innovation, active development of digital infrastructure in conjunction with the established digital competencies of the population determined the position of these countries in the forefront of world digitalization. According the Digital Economy and Society Index (DESI), in 2017 Denmark, Norway, Finland and Sweden topped the list the rating in EU, demonstrating the highest rates of development of the digital economy. It takes into account such objective parameters as the spread of broadband, the "digital competencies" of the population, the activity of Internet users, the integration of digital technologies in business and public digital services). According to the international study Digital Planet 2017, that assesses the competitiveness of countries in the sphere of digital economy, the Nordic countries showed extremely good results: Norway, Sweden, Denmark and Finland ranked the 1st, 2nd, 4th and 5th, respectively among 60 countries of the world. Such high results are, among other things, the result of effective cooperation among the countries of the region in the field of digitalization. At the same time, the analysis of digital activity in the period of 2008-2015 revealed a significant slowdown in the development of the digital economy in these countries. On these grounds, the Scandinavian countries are at risk of moving to the group of "post leaders" who had a brilliant digital future in the past.
Keywords: Nordic countries, digitalization, digital economy, features of socio-economic development