КЕНОЗЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК
Особенности ценопопуляции Cypripedium calceolus и (Orchidaceae) на севере озера Коломенское в Каргопольском секторе Кенозерского национального парка
Светлана Игоревна ДРОВНИНА, к.г.н., начальник отдела изучения природных комплексов и объектов
ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский», Лилия Ивановна ЮРОВСКАЯ, студентка 4 курса Высшей школы естественных наук и технологий С(А)ФУ
Организация мониторинга биологического разнообразия важное направление в современной экологии и охраны природы. Целью исследования являлся мониторинг популяций редкого вида орхидей — Cypripe-dium calceolus на севере оз. Коломенское в Каргопольском секторе Кенозерского национального парка.
е
и s; и
о ^
UJ 0Q
0 с:
1
L-U
С;
о
0
1
0Q §
^ 0Q
О
3 5
и s;
UJ
:г ^
ас
Cypripedium calceolus — редкий бореальный евразиатский вид, занесенный в Красную книгу России в Красную книгу Архангельской области в Бернскую конвенцию, в список МСОП со статусом ОТ (состояние близкое к угрожающему). В пределах Архангельской области венерин башмачок встречается в среднем течении р. Онега, верховьях р. Емца, в среднем и нижнем течении р. Пинега и р. Чуга, в верховьях и нижнем течении р. Северная Двина, в бассейне р. Кулой (р. Сотка, Келда, Тимтома, Полта, Сояна), на р. Мезень и Мезенская Пижма и окрестностях Кенозера [1]. Изучение распространения ценопопуляций редких видов проводится в парке и на прилегающих к нему территориях с конца 80-х годов [2,3,4,5]. Как отмечают А.В. Разумовская, И.Б. Кучеров и Л.В. Пучнина, в Кенозерском парке башмачок настоящий встречается изредка по всей территории, преимущественно на известняках в сообществах ключевых ельников аконитово-таволговых сфагновых и сосняков горцово-вахтовых в Каргопольском секторе парка, а также в ельниках таволговых (приручьевых и подтопленных) и аконитовых, заболоченные влажноразнотравных лугах у выходов ключей, но не отмечен в старых осинниках [6]. По результатам исследований 1987-
2017 годов в парке отмечено 25 мест произрастания C. calceolus: в Плесецком секторе — 10, в Каргопольском секторе — 15.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Пробная площадь расположена на севере оз. Коломенское в 30 м от кромки воды на слабо-заболоченной низменности. С севера площадь ограничена склоном высотой до 5 м. Почва торфяная, сильно увлажненная. В древесном ярусе ольха серая (Alnus incana) и ива мирзинолист-ная (Salix myrsinifolia). Тип леса —
березняк таволжниково-аконитовый крупнотравный, проективное
покрытие 80 %. Возрастная структура популяции C calceolus была впервые изучена Н.А. Неверовым [7] в 2014 году, где он заложил пробную площадь № 1, в 2016 году Н.М. Махнович был проведен мониторинг состояния данной популяции [8], в 2017 году мониторинговые исследования данной популяции продолжены нами.
Изучение особенностей
популяции C calceolus проводилось по общепринятым методикам: определяли возрастной спектр популяции через сплошной учет встречаемых особей с учетом имеющихся разработок [9]. Как отмечают И.В. Блинова и П.В. Куликов [10], наличие у орхидных продолжительной подземной микотрофной фазы в жизненном цикле затрудняет применение для них общепринятой
Рисунок 1. Места произрастания Cypripedium calceolus: 1 — в 2014-2016 гг.; 2 — в 2017 г.
классификации онтогенетических состояний. Поэтому мы проводили учет лишь тех особей, которые имели надземный лист: от проростка до взрослого генеративного растения.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В 2014 году ценопопуляция состояла из 3-х групп растений с общим количеством особей 57 шт [7]. Скорее всего, 2-я и 3-я куртины венерина башмачка — это клоны 1-й микрогруппы с преобладанием зрелых особей, тем более что в условиях средней подзоны тайги размножение СурпрвЬ1ит са!-сео!и$ происходит чаще всего вегетативным путем.
В 2016 году популяция С. са!-сео!и$ состояла из 72 особей, произрастающих на площади 100 м2, преимущественно, 2-мя группами или куртинами по 2030 (максимум — 44), а иногда одиночными экземплярами, то есть имела диффузно-групповое распределение. Динамика
численности и возрастного состава ценопопуляции СурпреЬ1-ит са!сео!ш в 2014, 2016 и 2017 гг. представлена на рисунке 2.
В 2017 году более тщательное обследование показало, что в 50 метрах от основной ценопопуляции в березняке разнотравном, в 4 м от берега озера произрастает еще одна куртина из 9 особей (побегов), из которых 8 были генеративными не цветущими и 1 цветущая. С учетом обнаруженной вновь це-нопопуляции, которую мы считаем частью основной ценопопуляции, численность С. са!сеои составила 439 особей, произрастающих либо одиночно, либо по 2-3 особи или куртинами до 30 особей (побегов). Всего насчитано 74 куртины. В 2017 году генеративными цветущими были 181 особь (41 %), из них с 2-мя цветками 32 особи (рис.2). Средняя высота растений — 26,9 см, максимальная — 53 см. Средний размер цветка (по длине губы) — 3,9 см, максимальный — 5,5 см.
Ювенильное состояние 0') в исследуемой ценопопуляции отмечалось у 9,2 % особей.
Имматурное состояние (¡т) присуще 33,9 % особей.
Взрослое виргинильное
состояние (у+д') у башмачка настоящего отмечено у 15,9 % растений. При изучении популяций
нами у вегетативных особей этого года были найдены прошлогодние усохшие цветоносы, то есть это были генеративные временно не цветущие особи.
Генеративные цветущие особи в изучаемой популяции составляют 41,0 %.
Сенильных особей нами не было обнаружено.
На 2017 год ценопопуляция С. са!сео!и$ зрелая, поскольку 56,9 % особей взрослые. Возрастной спектр бимодальный с пиками в имматурной и генеративной группах. За период наблюдений с 2014 по 2017 гг. доля цветущих от общего числа взрослых растений составляла в среднем от 48 до 72%. В целом, независимо от количества выявленных побегов в разные годы, возрастной спектр менялся незначительно. К 2017 году доля молодых особей выросла на 1,5 %, увеличилась доля генеративных цветущих особей и сократилась доля вегетативных особей при общем увеличении числа побегов в 6 раз по сравнению с 2016 годом, что, скорее всего, связано с более тщательным обследованием территории. По возрастному спектру,
Рисунок 2. Возрастной спектр ценопопуляции Cypripedium са!сео!из на севере оз. Коломенское в июне 2014, 2016 и 2017 гг. (количество особей, %). Возрастные состояния особей: ' — ювенильное, ¡т — имматурное, у+д' — виргинильное (с учетом генеративных не цветущих в этом году), д — генеративное.
морфометрическим показателям данная крупная ценопопуляция близка к популяциям башмачка настоящего в Пинежском государственном заповеднике на Беломорско-Кулойском плато, описанным Л.В. Пучниной [11].
Таким образом, мы выяснили, что возрастной спектр популяции С. са!сео!и$ является полночленным, двувершинным. В 2017 году в цено-популяции преобладают взрослые вегетативные и генеративные особи (56,9 %), высока доля имматурных особей (33,9 %). По сравнению с состоянием на 2014 год популяция стала больше, что говорит о благоприятных условиях произрастания, позволяющих растениям активно развиваться и размножаться, образуя новые клоны на незначительном расстоянии от основной части ценопопуляции.
С целью охраны природных местообитаний С. са!сеои необходимо ежегодно в середине июня продолжать исследования для выявления изменений в структуре обнаруженной ценопопуляции и возможностей её дальнейшего существования, а также необходим поиск новых мест произрастания данного вида. На других известных по литературным данным участках необходимо обследование с целью подтверждения существования вида и закладки мониторинговых площадок.
Список литературы
1. Пучнина Л.В. Башмачок настоящий / Красная книга Архангельской области. Архангельск: Комитет по экологии Архангельской области, 2008. С. 154-155.
2. Мироненко О.Н., Мельник В.А. Материалы к проектированию Кенозерского национального парка («Геоботаническое и флористическое обследование»). Архангельск: Архангельский институт леса и лесохимии, 1991. 18 с. Научный архив ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский». Ф.1. Оп.2. Д.12.
3. Разумовская А.В., Кучеров И.Б. Отчет по теме «Инвентаризация редких высших сосудистых растений на территории Кенозерского национального парка с целью включения информации в новое издание Красной книги Архангельской области». Санкт-Петербург, 2005. 56 с. Научный архив ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский». Ф.1. Оп.2. Д.112.
4. Разумовская А.В., Петрова О.И. Научный отчет по результатам
работ 2006 г. «Инвентаризация редких видов флоры на территории Кенозерского национального парка с целью включения информации в новое издание Красной книги Архангельской области» Санкт-Петербург, 2006. 15 с. Научный архив ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский». Ф.1. Оп.2. Д.120.
5. Разумовская А.В. Детально-маршрутное геоботаническое обследование территории Кенозерского национального парка. СПб., 2013. 4 с. Научный архив ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский». Ф.1. Оп.2. Д.449.
6. Разумовская А.В., Кучеров И.Б., Пучнина Л.В. Сосудистые растения национального парка «Кенозерский». Архангельск, 2012. С. 53.
7. Неверов Н.А. Научный отчет по теме «Мониторинг состояния популяции Венериного башмачка СурпресИит са!-сео!ш Ь в Каргопольском секторе Кенозерского национального парка». Архангельск, 2014. 5 с. Научный архив ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский»
Ф.1. Оп. 2. Д. 302.
8. Махнович Н.М. Научный отчет «Мониторинг состояния популяций редких видов растений в Каргопольском секторе ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский». Архангельск, 2016. 46 с. Научный архив ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» Ф.1. Оп. 2. Д. 583.
9. Заугольнова Л.Б. Структура популяций семенных растений и проблемы их мониторинга: Автореф. дис... д-ра биол.наук. СПб, 1994. 70 с.
10. Блинова И.В., Куликов П.В. Характеристика онтогенеза Calypso bulbosa (Orchidaceae) // Бот.журнал, 2006. Т.91. №6. С. 904-916.
11. Пучнина Л.В. Особенности биологии и экологии Calypso bulbosa и Cypripedium calceolus (Orchidaceae) в карстовых ландшафтах европейского севера России // Проблемы изучения и сохранения растительного мира Евразии: Мат-лы Всеросс. науч. конф. с междунар. участием, посвящ. памяти Л.В. Бардунова. Иркутск, 2010. С. 420423.