Научная статья на тему 'Особенности ценностных ориентаций супругов в межнациональных семьях'

Особенности ценностных ориентаций супругов в межнациональных семьях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
193
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / INTERNATIONAL FAMILIES / VALUE ORIENTATIONS / FAMILY VALUES / SYSTEM VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Джабер Хасан М. А.

В данной статье рассматривается проблема трансформации ценностных ориентаций в современных межнациональных семьях, обозначены категории ценностей. Автор приходит к выводу, что межнациональные семьи действуют как один из каналов взаимного влияния культур. Взаимодействие различных элементов культуры контактирующих этносов в межнациональной семье и передача потомкам элементов двух этнических культур является источником для развития и обогащения культуры каждого народа. Люди, которые вступили в межнациональный брак или являющиеся выходцами из межнациональной семьи в большинстве своем более терпимы, готовы к коммуникации и положительному взаимодействию с представителями других национальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VALUABLE ORIENTATIONS OF THE SPOUSES IN INTERETHNIC FAMILIES

In the article a problem of transformation of valuable orientations in modern international families is observed, categories of values in families are designated. The author comes to a conclusion that international families act as a channel of mutual influence of cultures. The interaction of different cultural elements contacting ethnic groups in interethnic families and the descendants of members of two ethnic cultures are the sources for the development and enrichment of the culture of each people. People, who entered into an inter-ethnic marriage or who come from ethnic families in the majority more tolerant, are ready for communication and positive interaction with representatives of other nationalities. The study of inter-ethnic marriage gives the opportunity to show its reproductive potential and the degree of adaptation to new social conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностных ориентаций супругов в межнациональных семьях»

3. Assessing Human Vulnerability due to Environmental Change: Concepts, Issues, Methods and Case Studies, UNEP, DEWA and TR, Nairobi 2000. Cited in UNEP. Global Environmental Outlook: 3, 2002.

4. Scherr S. Poverty-Environment in Agriculture: Key Factors and Policy Implications, in Poverty and Environment Initiative Background Paper: 3, UNDP, New York, 1999. Cited in DFID et al. Linking Poverty Reduction and Environmental Management, 2002.

5. Глебов В.В., Родионова О.М. Экологическая физиология и биология человека: конспект лекций: учебное пособие. Москва: РУДН, 2014.

6. Родионова О.М., Глебов В.В. Лекции по дисциплинам «Экологическая физиология» и «Биология человека»: учебное пособие: в 2 ч. Москва: РУДН, 2013; Ч.1.

7. DFID et al. Linking Poverty Reduction and Environmental Management. 2002.

8. Frankhauser S. Valuing climate change: the economics of the greenhouse. Earthscan. London, 1995.

9. World Development Report 2000/2001. The World Bank, Washington DC.

10. Neumayer E., & Plümper T. The Gendered Nature of Natural Disasters: The Impact of Catastrophic Events on the Gender Gap in Life Expectancy, 1981-2002. Annals of the Association of American Geographers. 2007; 97 (3): 551-566.

11. Peterson K. (2007). Reaching Out to Women When Disaster Strikes. Soroptimist White Paper. Available at: http://www.soroptimist.org

12. Ikeda K. Gender Differences in Human Loss and Vulnerability in Natural Disasters: A Case Study from Bangladesh. Indian Journal of Gender Studies. 1995; 2: 171 - 193.

13. Food and Agriculture Organization (FAO). 2000. Gender and Nutrition. Available at: http://www.fao.org/sd/2001/PE0703a_en.htm] Consulted in July 2008.

14. World Bank/IEG (2009:50) citing Center of Studies in Social Science. Survey of Rehabilitated Households Affected by Killari Earthquake (Latur and Osmanabad Districts). 1999.

15. Pirard P., et al. Summary of the Mortality Impact Assessment of the 2003 Heat Wave in France. Euro Surveillance. 2005; 10 (7): 153 - 156.

16. Gault B. et al. 2005. The Women of New Orleans and the Gulf Coast: Multiple Disadvantages and Key Assets for Recovery. Part I: Poverty, Race, Gender, and Class. Institute for Women's Policy Research. Available at: http://www.iwpr.org/pdf/D464.pdf

17. Williams E., et al. 2006. The Women of New Orleans and the Gulf Coast: Multiple Disadvantages and Key Assets for Recovery. Part II: Poverty, Race, Gender, and Class in the Labor Market. Institute for Women's Policy Research. Available at: http://www.iwpr.org/pdf/D465.pdf

18. Neumayer E. and Pluemper T. The Gendered Nature of Natural Disasters: The Impact of Catastrophic Events on the Gender Gap in Life Expectancy 1981 - 2002. Annals of the American Association of Geographers. 2007; 97: 3: 551 - 566. Available at: http://www2.lse.ac.uk/ geographyAndEnvironment/whosWho/profiles/neumayer/pdf/Disastersarticle.pdf

19. Oxfam International. The Tsunami's Impact on Women. Oxfam Briefing Note. 2005. Available at: http://www.oxfam.org.uk/what_we_do/is-sues/conflict_disasters/downloads/bn_tsunami_women.pdf

20. WEDO (Women's Environment and Development Organization). Changing the Climate: Why Women's Perspectives Matter. Fact sheet. WEDO, New York, 2007. Available at: http://www.gdnonline.org/resources/WEDO_Gender

21. Oxford Commitee for Famine Relief (Oxfam). The Tsunami's Impact on Women. Briefing Note. 2005.

22. Cannon T. Gender and climate hazards in Bangladesh. Gender & Development. 2002; 10 (2): 45-50.

References

1. World Development Report Indicators 2001. The World Bank. Washington DC, 2001.

2. World Disaster Report 2001: Focus on Recovery, IFRC (International Federation of Red Cross and Red Crescent Societies). Cited in UNEP. Global Environmental Outlook: 3, 2002.

3. Assessing Human Vulnerability due to Environmental Change: Concepts, Issues, Methods and Case Studies, UNEP, DEWA and TR, Nairobi 2000. Cited in UNEP. Global Environmental Outlook: 3, 2002.

4. Scherr S. Poverty-Environment in Agriculture: Key Factors and Policy Implications, in Poverty and Environment Initiative Background Paper: 3, UNDP, New York, 1999. Cited in DFID et al. Linking Poverty Reduction and Environmental Management, 2002.

5. Glebov V.V., Rodionova O.M. 'Ekologicheskaya fiziologiya ibiologiya cheloveka: konspekt lekcij: uchebnoe posobie. Moskva: RUDN, 2014.

6. Rodionova O.M., Glebov V.V. Lekcii po disciplinam «'Ekologicheskaya fiziologiya» i «Biologiya cheloveka»: uchebnoe posobie: v 2 ch. Moskva: RUDN, 2013; Ch.1.

7. DFID et al. Linking Poverty Reduction and Environmental Management. 2002.

8. Frankhauser S. Valuing climate change: the economics of the greenhouse. Earthscan. London, 1995.

9. World Development Report 2000/2001. The World Bank, Washington DC.

10. Neumayer E., & Plümper T. The Gendered Nature of Natural Disasters: The Impact of Catastrophic Events on the Gender Gap in Life Expectancy, 1981-2002. Annals of the Association of American Geographers. 2007; 97 (3): 551-566.

11. Peterson K. (2007). Reaching Out to Women When Disaster Strikes. Soroptimist White Paper. Available at: http://www.soroptimist.org

12. Ikeda K. Gender Differences in Human Loss and Vulnerability in Natural Disasters: A Case Study from Bangladesh. Indian Journal of Gender Studies. 1995; 2: 171 - 193.

13. Food and Agriculture Organization (FAO). 2000. Gender and Nutrition. Available at: http://www.fao.org/sd/2001/PE0703a_en.htm] Consulted in July 2008.

14. World Bank/IEG (2009:50) citing Center of Studies in Social Science. Survey of Rehabilitated Households Affected by Killari Earthquake (Latur and Osmanabad Districts). 1999.

15. Pirard P., et al. Summary of the Mortality Impact Assessment of the 2003 Heat Wave in France. Euro Surveillance. 2005; 10 (7): 153 - 156.

16. Gault B. et al. 2005. The Women of New Orleans and the Gulf Coast: Multiple Disadvantages and Key Assets for Recovery. Part I: Poverty, Race, Gender, and Class. Institute for Women's Policy Research. Available at: http://www.iwpr.org/pdf/D464.pdf

17. Williams E., et al. 2006. The Women of New Orleans and the Gulf Coast: Multiple Disadvantages and Key Assets for Recovery. Part II: Poverty, Race, Gender, and Class in the Labor Market. Institute for Women's Policy Research. Available at: http://www.iwpr.org/pdf/D465.pdf

18. Neumayer E. and Pluemper T. The Gendered Nature of Natural Disasters: The Impact of Catastrophic Events on the Gender Gap in Life Expectancy 1981 - 2002. Annals of the American Association of Geographers. 2007; 97: 3: 551 - 566. Available at: http://www2.lse.ac.uk/ geographyAndEnvironment/whosWho/profiles/neumayer/pdf/Disastersarticle.pdf

19. Oxfam International. The Tsunami's Impact on Women. Oxfam Briefing Note. 2005. Available at: http://www.oxfam.org.uk/what_we_do/is-sues/conflict_disasters/downloads/bn_tsunami_women.pdf

20. WEDO (Women's Environment and Development Organization). Changing the Climate: Why Women's Perspectives Matter. Fact sheet. WEDO, New York, 2007. Available at: http://www.gdnonline.org/resources/WEDO_Gender

21. Oxford Commitee for Famine Relief (Oxfam). The Tsunami's Impact on Women. Briefing Note. 2005.

22. Cannon T. Gender and climate hazards in Bangladesh. Gender & Development. 2002; 10 (2): 45-50.

Статья поступила в редакцию 20.01.16

УДК 159.9

Jaber Hasan M.A., postgraduate, Department of Social and Differential Psychology, The People's Friendship University of Russia

(Moscow, Russia), E-mail: alone5544332211@mail.ru

FEATURES OF VALUABLE ORIENTATIONS OF THE SPOUSES IN INTERETHNIC FAMILIES. In the article a problem of transformation of valuable orientations in modern international families is observed, categories of values in families are designated. The author comes to a conclusion that international families act as a channel of mutual influence of cultures. The interaction of different cultural elements contacting ethnic groups in interethnic families and the descendants of members of two ethnic cultures are the sources for the development and enrichment of the culture of each people. People, who entered into an inter-ethnic marriage or who

come from ethnic families in the majority more tolerant, are ready for communication and positive interaction with representatives of other nationalities. The study of inter-ethnic marriage gives the opportunity to show its reproductive potential and the degree of adaptation to new social conditions.

Key words: international families, value orientations, family values, system values.

М.А. Джабер Хасан, аспирант второго курса, каф. социально и дифференциальной психологии, РУДН, г. Москва,

Е-mail: alone5544332211@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СУПРУГОВ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ

В данной статье рассматривается проблема трансформации ценностных ориентаций в современных межнациональных семьях, обозначены категории ценностей. Автор приходит к выводу, что межнациональные семьи действуют как один из каналов взаимного влияния культур. Взаимодействие различных элементов культуры контактирующих этносов в межнациональной семье и передача потомкам элементов двух этнических культур является источником для развития и обогащения культуры каждого народа. Люди, которые вступили в межнациональный брак или являющиеся выходцами из межнациональной семьи в большинстве своем более терпимы, готовы к коммуникации и положительному взаимодействию с представителями других национальностей.

Ключевые слова: ценностные ориентации, семейные ценности, система ценностей.

Размышляя над семьёй в повороте тысячелетий, необходимо рассмотреть предмет межнациональных браков. Это настолько важно, многопроблемно, касается судьбы большого количества людей, что, несомненно, заслуживает отдельного исследования. Межнациональные браки существуют с тех пор, как начали появляться первые города, и, возможно, и ещё ранее - во время межплеменных войн, когда девушки из другого рода, племени становились женами, и часто - на основе любви. Есть известные примеры, в частности, Roksolana. Мы знаем очень много исторических примеров, когда встречались люди различных культур и цивилизаций, например, Клеопатра и Цезарь. Трудно вообразить себе русскую культуру без Пушкина, который имел, как мы знаем, предка африканского происхождения.

Изучая глубь веков с позиции выживания человеческого рода, с точки зрения развития таланта, можно утверждать, что тенденция к межнациональным бракам положительная, и это существует с незапамятных времен.

Межнациональная семья представляет очень сложное социальное образование, где объединены различные типы культур, традиций, языков, поведения, в результате в людях формируются различные ценностные ориентации.

Главная трудность смешанного брака, когда супруги принадлежат различным расам или нациям, - необходимость интеграции различных культур и религий в рамках одной семьи. Конечно, каждый межнациональный, межрелигиозный, межрасовый брак - большая проблема. Международные браки нередко становятся заложниками политических и межэтнических конфликтов. В то же время, международный брак - как специфический барометр общества: когда он становится явлением обычным, и не вызывает у людей отрицательных эмоций, это, несомненно, свидетельствует о здоровом социальном климате [1; 2].

Межэтнические браки - закономерное и естественное социальное явление, они - последствие существования общего социокультурного пространства, в котором осуществляются связи между представителями различных народов. Межнациональные браки создают семьи, которые являются непосредственно микросредой процессов интеграции и естественной ассимиляции. Каждая межэтническая семья представляет этнокультурное явление с определенной уникальной оригинальностью. Межэтнический брак представляет социальное и психологическое образование со сложной, противоречивой и не всегда предсказуемой динамикой. Чтобы изучить специфические особенности отношения к межэтническим бракам как социальному явлению и установить причины такого отношения, проводилось множество специальных социологических исследований. Полученные данные свидетельствуют, что современное общество в основном не одобряет межэтнические браки (48%), только приблизительно 30% ответчиков придерживаются противоположного мнения, 10% - затрудняются с ответом [3].

К главным причинам отрицательного отношения к межэтническим бракам респонденты относят: различные взгляды супругов на брак (50% от отмеченных вариантов), различия в понимании супружеских ролей - 24,1%, различное представление супругов о воспитании детей - 20,7% и 13,8% - разное понимание ведения домашнего хозяйства. Что касается ответчиков, они

в свою очередь одобряют межэтнические браки в современном обществе. Невозможно говорить об абсолютном положительном отношении к такому виду браков все, т. к., в конце концов, большая часть ответчиков выразила отрицательное отношение и неодобрение межэтнических браков.

Чтобы определить, какие положительные и отрицательные стороны в межэтнических браках видят респонденты, были заданы соответствующие вопросы. Полученные данные свидетельствуют, что ответчики относят к главным положительным моментам: культурное взаимное обогащение супругов в таком браке (44%), способ воспитания терпимости относительно других национальностей в обществе - 3б%, возможности выезда за границу и места жительства в другой стране - 26%, другие ответчики представляют межэтнический брак как способ противостоять стереотипам общества (16%) и показать свою независимость (2%). Необходимо обратить внимание, что такую позицию, как «Я не вижу положительные стороны», выбрали лишь немногие (14%), но, тем не менее, это имеет место быть, обычно так отвечают те, которые не одобряют межэтнические браки в современном обществе.

К главным отрицательным сторонам межэтнических браков ответчики отнесли: осложнение супружеских отношений в коммуникации вследствие пересечения различных культур (54%), трудности в отношениях с родственниками (44%), неодобрение общества (22%), генетическая несовместимость и трудности юридического плана (12%), различие в понимании ведения домашнего хозяйства (4%). Действительно, в каждой культуре есть определённые типы поведения, поэтому конфликт в семьях из-за таких разногласий на домашнем уровне возможен, что в результате действует как фактор отрицательного отношения к межэтническим бракам.

Таким образом, межэтнический брак представляется сложным явлением и не имеет какой-то однозначной оценки. Несмотря на то что в последние годы имеет место увеличение межэтнических браков, в обществе, согласно мнению многих, такой тип брака является социально не одобряемым. В свою очередь, современная молодёжь достаточно положительно относится к таким бракам и считает их альтернативой моноэтническому браку. Динамика и развитие международной семьи находится под влиянием системы внешних и внутренних факторов. К внешним макро-факторам принадлежат экономика, право, политика, религия, территория, характер расселения и т. д. К внутренним факторам относятся: особенности этнической культуры каждого из супругов; обычаи и обряды людей, которым они принадлежат; формирование ценностной системы, терпимости, доверия; распределение обязанностей между супругами, и т. д. Различия в психическом складе, характере, привычках супругов межнациональных семей не только не мешают нормальной семейной жизни, но и, как правило, взаимно обогащают супругов, поддерживают их интерес друг к другу. Внутренняя атмосфера в таких семьях больше, чем в национальных, способствует развитию терпимости, уважения к обычаям и традициям другого этноса. Конечно, межнациональные семьи, а также однонациональные, не избавлены от противоречий и конфликтов. Как показали наблюдения, межнациональные семьи распадаются не чаще, чем однонациональные.

Межнациональные семьи действуют как один из каналов взаимного влияния культур. Взаимодействие различных элементов культуры контактирующих этносов в межнациональной семье и передача потомкам элементов двух этнических культур является источниками для развития и обогащения культуры каждого народа. Люди, которые вступили в межнациональный брак, или являющиеся выходцами из межнациональной семьи, в большинстве своём более терпимы, готовы к коммуникации и положительному взаимодействию с представителями других национальностей. В межнациональной семье есть синтез разнообразных этнических признаков, который сопровождается преобразованием этнического самосознания. Члены межнациональной семьи испытывают проникновение опыта противоположных культур, поэтому имеет место разрушение первоначальных сторон их национальной идентичности [4].

В результате проведённого опроса 45-ти русско-арабских супружеских пар можно сделать следующие выводы: возраст пар: более 40 лет - 17 пар, от 30 до 40 - 14 пар, до 30 лет -14 пар; время совместной жизни: боле 15 лет - 16 пар, от 10

до 15 лет - 4 пары, от 1 до 10 лет - 25 пар; количество детей:

0 у 14 пар, 1 - 3 - 21 пара, 3 и более детей - 10 пар; у всех это первый брак. Господствующая в семье культура: 21 пара указала как мусульманскую; 24 пары указали - интернациональная. Стимул к созданию семьи - в основном указывались любовь, судьба, красота, лишь один респондент признал, что получение гражданства. 14 пар указали, что имелись возражения к созданию семьи со стороны родителей. 15 исследованных пар имеют в семье трудности, такие как: языковые, культурные, религиозные, финансовые, трудности образа жизни супруга. 17 пар оценили влияние брака как положительное, у 27 пар ответ был - «никак»,

1 пара ответила, что «плохое».

Резюмируя вышеизложенное, вспомним слова Киплинга: «Запад - это Запад, Восток - это Восток». В этой связи межрелигиозные проблемы в браке - довольно сильный источник препятствий перед молодой парой, и не всегда они разрешаются мирно. Тем не менее, существующие положительные примеры счастливых межнациональных браков позволяют утверждать, что эти проблемы преодолимы.

Библиографический список

1. Авдеева И.А. Формирование ценностей как философская, социальная и культурологическая проблема. Вестник ТГУ. 2012; 3 (107): 256-268.

2. Абаюкова А.Б., Кильберг-Шахзадова Н.В. Социально-философский анализ семейных ценностей. Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012; 4.

3. Волкова А.Н., Трапехникова Т.М. Методические приёмы диагностики супружеских отношений. Вопросы психологии. 2010; 5: 17-22.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. Москва, 2010.

References

1. Avdeeva I.A. Formirovanie cennostej kak filosofskaya, social'naya i kul'turologicheskaya problema. Vestnik TGU. 2012; 3 (107): 256-268.

2. Abayukova A.B., Kil'berg-Shahzadova N.V. Social'no-filosofskij analiz semejnyh cennostej. Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij. 2012; 4.

3. Volkova A.N., Trapehnikova T.M. Metodicheskie priemy diagnostiki supruzheskih otnoshenij. Voprosypsihologii. 2010; 5: 17-22.

4. Shnejder L.B. Psihologiya semejnyh otnoshenij: kurs lekcij. Moskva, 2010.

Статья поступила в редакцию 10.02.16

УДК 159.9.072.432

Kalita V.V., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, School of Human Sciences, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), E-mail: kalita.vv@dvfu.ru

Mukhacheva A.S., researcher, Sikhote-Alin Biosphere Zapovednik (Vladivostok, Russia), E-mail: siam83@mail.ru Arkhipova M.S., postgraduate, Pacific Geographical Institute, FEB RAS of Russian Federation (Vladivostok, Russia), E-mail: marina_arhipova@list.ru

AN IMAGE OF A TIGER IN PERCEPTION BY SCHOOLCHILDREN IN VLADIVOSTOK (CASE STUDY OF ECO-BIOLOGICAL AND GENERAL EDUCATION CLASSES). The tiger is the largest modern terrestrial predatory mammals in Asia. As shown by historical experience, the existence of the tiger depends on the success of environmental activities. Zoologists have reasonably believed that the fate of tiger populations depends on the people living near the tiger. For the planning and implementation of environmental protection measures and the maintenance of the tiger population, it is necessary to know and take into account the opinion of the local population. In the article the authors present some results of psychological and sociological research carried out in 2015 in the Primorye territory and is dedicated to the study of man's relationship to nature. The reconstructed image of the tiger in two groups of schoolchildren. Psychosemantic methods of bipolar semantic differential are used in the study. The work reconstructs semantic universals estimated stimulus "Tiger" by 80% and 90% level, frequency of occurrence. The authors found that the performance of schoolchildren of Vladivostok formed a positive, stable and consistent image of the tiger regardless of their specialization. The unique (specific to a single group) and general (common to both groups) the features that consistently characterize the tiger have been identified and described.

Key words: image of tiger, psycho-semantic methods, semantic differential, semantic universal.

В.В. Калита, канд. психол. наук, проф. каф. психологии, Школа гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, E-mail: kalita.vv@dvfu.ru

А.С. Мухачева, научн. сотр., ФГБУ «Сихотэ-Алинский государственный биосферный заповедник имени К.Г. Абрамова», г. Владивосток, E-mail: siam83@mail.ru

М.С. Архипова, аспирант, Федеральное агентство научных организаций, Тихоокеанский институт географии, г. Владивосток, E-mail: marina_arhipova@list.ru

ОБРАЗ ТИГРА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ВЛАДИВОСТОКА (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИХ И НЕПРОФИЛИРОВАННЫХ КЛАССОВ)

Тигр является крупнейшим современным наземным хищным млекопитающим в Азии. Как показал исторический опыт, существование тигра зависит от успешности природоохранных мероприятий. Зоологи обоснованно считают, что судьба популяции тигров зависит от людей живущих рядом с тигром. Для планирования и осуществления природоохранных мероприятий и поддержания численности тигра, необходимо знать и учитывать мнение местного населения. В статье авторами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.