Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕМЬЕ, РОДИНЕ И СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕМЬЕ, РОДИНЕ И СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
268
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ / СЕМЬЯ / ПАТРИОТИЗМ / СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ / ТРАДИЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВО / STUDENTS' VALUE SYSTEM / FAMILY / PATRIOTISM / SAVING HISTORICAL MEMORY / TRADITIONS / YOUTH / EDUCATION / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Галынская Юлия Сергеевна, Коростелева Наталья Александровна

В статье освещаются результаты опроса младших студентов одного из вузов г. Новосибирска - СибУПК, проведенного в октябре-ноябре 2019 г., об их восприятии семьи, своей страны, отношении к вопросам сохранения семейной и государственной истории, общественной активности. Исследования показали двойственность отношения студентов к проблеме сохранения традиций: с одной стороны, большинство интересуются историей своей семьи и осознают необходимость передачи новым поколениям семейных традиций, с другой стороны, недостаточно осознают остроту проблемы сохранения истории страны. Большинство студентов имеют более свободное представление о семье, но в отношении трансформации института семьи доля традиционалистов растет. В вопросах сохранения своей истории респондентов, отстаивающих традиционные ценности больше, чем в отношении к институту семьи и брака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENT YOUTH IN RESPECT TO FAMILY, HOMELAND AND MODERN SOCIETY

The paper presents the results of the research on the perception of the family, homeland, relation to saving family and country's history problem, public activity of junior students, conducted on the basis of the Siberian University of Consumer Cooperation (Novosibirsk) in October-November, 2019. The studies have shown the duality of students' attitude to the problem of traditions saving: on the one hand, the majority is interested in family history and aware of the necessity to transfer family traditions to new generations, on the other hand, the need to save their country's history is not enough realized. Most students have a looser understanding of the family, but with regard to the transformation of the family institution, the share of traditionalists is growing. In matters of preserving their history, there are more respondents who defend traditional values than in relation to the institution of family and marriage.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕМЬЕ, РОДИНЕ И СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ»

УДК 316.424-053.81

Галынская Юлия Сергеевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социологии Сибирского университета потребительской кооперации

Коростелева Наталья Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социологии Сибирского университета потребительской кооперации

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕМЬЕ, РОДИНЕ И СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ

Galynskaya Yuliya Sergeyevna

PhD in Social Science Associate Professor, Pedagogy, Psychology and Sociology Department, Siberian University of Consumer Cooperatives,

Korostelyova Natalya Aleksandrovna

PhD in Education Science, Associate Professor, Pedagogy, Psychology and Sociology Department, Siberian University of Consumer Cooperatives,

FEATURES OF VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENT YOUTH IN RESPECT TO FAMILY, HOMELAND AND MODERN SOCIETY

Аннотация:

В статье освещаются результаты опроса младших студентов одного из вузов г. Новосибирска -СибУПК, проведенного в октябре-ноябре 2019 г., об их восприятии семьи, своей страны, отношении к вопросам сохранения семейной и государственной истории, общественной активности. Исследования показали двойственность отношения студентов к проблеме сохранения традиций: с одной стороны, большинство интересуются историей своей семьи и осознают необходимость передачи новым поколениям семейных традиций, с другой стороны, недостаточно осознают остроту проблемы сохранения истории страны. Большинство студентов имеют более свободное представление о семье, но в отношении трансформации института семьи доля традиционалистов растет. В вопросах сохранения своей истории респондентов, отстаивающих традиционные ценности больше, чем в отношении к институту семьи и брака.

Ключевые слова:

ценностные ориентации студентов, семья, патриотизм, сохранение исторической памяти, традиции, молодежь, воспитание, общество.

Summary:

The paper presents the results of the research on the perception of the family, homeland, relation to saving family and country's history problem, public activity of junior students, conducted on the basis of the Siberian University of Consumer Cooperation (Novosibirsk) in October-November, 2019. The studies have shown the duality of students' attitude to the problem of traditions saving: on the one hand, the majority is interested in family history and aware of the necessity to transfer family traditions to new generations, on the other hand, the need to save their country's history is not enough realized. Most students have a looser understanding of the family, but with regard to the transformation of the family institution, the share of traditionalists is growing. In matters of preserving their history, there are more respondents who defend traditional values than in relation to the institution of family and marriage.

Keywords:

students' value system, family, patriotism, saving historical memory, traditions, youth, education, society.

Исследования различных аспектов в области ценностных ориентиров студенческой молодежи являются достаточно актуальными для понимания как социальных процессов в целом, так и для образовательной сферы в вопросах управления: построение программ профориентации и воспитательной деятельности в конкретной образовательной организации в работе со студенческим контингентом.

Сегодняшних российских студентов необходимо рассматривать как особую социальную группу, которая является своеобразным фундаментом для развития потенциала нашей страны. Кроме того, адекватная способность личности в студенческом возрасте оценивать и определять важные для себя жизненные ценности, служит залогом формирования зрелой нравственной позиции в будущем [1].

В нынешних условиях стремительно изменяющегося мира и ввиду обострившейся конфронтации ценностей стран западной и традиционной культуры, человек оказывается на нравственном перепутье с множеством моделей ценностного ориентирования и поведения. Важно, чтобы молодое поколение делало разумный выбор и научилось смотреть в будущее.

Так как в период студенчества происходит овладение будущей профессией, ценностные ориентации могут быть одним из важных условий социального управления для успешной самореализации личности в качестве субъекта профессиональной деятельности [2].

Кроме того, Ю.В. Степанова и И.А. Кодолова считают, что при выборе молодыми людьми будущей профессии большую роль играют не только конкретные осознаваемые мотивы, но и определенные личностные ценности. По мнению авторов, профессиональная жизнь человека представляет собой возможность удовлетворения его потребностей в общении, является основным средством финансового обеспечения, а в некоторых случаях и выступает на первый план в сфере семейной жизни индивида [3].

В современных исследованиях, проведенных Е.Ю. Бикметовым, С.В. Голиковым и С.А. Ли, раскрываются особенности формирования ценностных ориентаций студентов вуза в отношении профессиональной управленческой деятельности, делаются выводы о том, что в процессе социально-профессиональной социализации личности в период получения профессионального образования большую роль играют ценностные ориентации, которые актуализируются в сознании студенчества как будущего субъекта управления и оказывают значительное влияние на характер управленческой деятельности в вузе [4].

Г.И. Саганенко и А.Э. Гегер, исследуя жизненные ценности студентов в двух временных точках - 2005 и 2015 гг., пришли к выводу о том, что у студенческого контингента слабо выражены общегуманитарные и общественные ценности такие, как патриотизм, свобода и демократия [5].

Изучая динамику ценностных ориентаций студентов, П.Ю. Тазов пришел к заключению о том, что ценностное ядро современных студентов является достаточно стабильным и устойчивым личностным образованием, среди современных студентов возрастает популярность таких ценностей, как «самореализация», «приятное времяпрепровождение», «патриотизм», но в то же время теряют популярность такие ценности, как «гражданский долг», «мнение окружающих о себе» [6].

О.З. Кузнецова, проведя теоретический анализ понятия «ценностные ориентации» в студенчестве, пришла к выводам о том, что они позволяют определить вектор развития личности студентов и выполняют определенные функции управления в области контроля и регуляции деятельности и поведения студентов [7].

Целью проведенного исследования являлось изучение особенностей ценностных ориентаций студенческой молодежи семейных и гражданских ценностей на основе их отношения к таким понятиям, как «семья», «Родина», «патриотизм» и отслеживание динамики данных показателей в сравнении с результатами проведенного в 2002 году подобного исследования с участием студентов СибУПК.

Новизна исследования заключается в совместном анализе деформаций ценностного сознания молодежи в двух взаимосвязанных областях - семья и Родина, и распределении этих сфер по степени консерватизма и толерантности, а также рассмотрении ценностной деформации двух поколений студенческой молодежи.

Практическая значимость исследования заключается в определении уровня усвоенности студенческой молодежью фундаментальных ценностей семейной жизни и гражданственности, выявлении степени диффузии этих ценностей. Такая информация даст управленцам возможность разработать программу распространения научных знаний о семье, супружестве, деторождении, социализации детей, истории своей страны среди студентов, а также программу профилактики усвоения ложных ценностей.

Исследование проводилось с участием студентов 1-3 курсов Сибирского университета потребительской кооперации (СибУПК) г. Новосибирска методом блиц-опроса и анкетирования. Опрошены 151 человек, из них 68 % - девушки, 32 % - молодые люди. Треть респондентов составили 18-летние первокурсники. Остальные же возрасты представлены так: 17-летние составляют 16 %, 19-летние - 19 %, 20-летние - 20 %, старше 20 лет - 11 % опрошенных.

Проведенный нами перед анкетированием блиц-опрос рисует однозначную картину. На рядовые вопросы об отношении к семье, браку, поступкам, осуждаемым обществом, планах и намерениях на будущее, подавляющее большинство студентов затруднились ответить. Большая часть ответов изменялась и оставалась неопределенной. Лишь небольшая часть юношей и девушек продемонстрировали наличие твердых убеждений и взглядов, что проявлялось в быстрых и уверенных ответах.

В соответствии с целью исследования разработана анкета, включающая в себя несколько тематических блоков. Анкетирование всех студентов носило сугубо анонимный характер, чтобы получить более достоверные результаты и снизить количество социально-одобряемых ответов со стороны студентов. Данные, полученные после обработки анкет, лишь подтверждают отсутствие у молодого поколения четкого понимания значения семьи, Родины и общества. Более трети опрошенных студентов безразличны к целому ряду острых вопросов, связанных с семьей, Родиной и историей своей страны. А ведь Родина берет свое начало в семье.

Так, однозначную оценку свободному браку, незарегистрированному сожительству, институту семьи и брака, патриотическому воспитанию молодежи не могут дать свыше 30 % опрошенных. Сожительство без регистрации не осуждается более чем половиной (рис. 1).

■ Безразлично Не осуждают "Одобряют "Категорически против

Рисунок 1 - Отношение студентов к свободному браку, %

Однако число прямых сторонников и противников пробных браков оказалось не столь высоким. Одобряют и поддерживают - 9 %. Люди, выступающие категорически против свободных браков, составляют также 9 %. Но при этом следует отметить, что более трети опрошенных считают для себя неприемлемой практику внебрачного сожительства (рис. 2).

■ Допускаю Нет Имею опыт

Рисунок 2 - Допустимость студентами сожительства лично для себя, %

Причина допустимости свободного брака лежит в искажении и ослаблении роли института семьи и брака. 47 % респондентов считают, что сожители - семья, 24 % знают и уверены в необходимости регистрации супружеского союза, а 28 % так и не смогли определиться.

Отчасти такой подход к пониманию традиционных форм сосуществования обусловлен веянием ценностей стран Запада, выраженных в основном в терпимости и поддержании гендерной независимости. Об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе опроса: однополые браки не осуждают 42 % респондентов, 20 % считают, что человеку необходимо предоставить право быть другим (рис. 3). Критическое отношение к однополому союзу поддерживают 37 %.

1

■ Не осуждаю ■ Резко отрицательно ■ Поддерживаю право на свободный выбор Отказ от ответа Рисунок 3 - Отношение студентов к однополым бракам, %

Однако заменить роль отца и матери на роли «Родитель-1» и «Родитель-2» не согласны 80 %, из которых практически половина опрошенных (46 %) понимают, что это приведет к разложению традиционных представлений о семье, а больше трети молодых людей (34 %) осознают, что ребенок в такой семье не сможет успешно пройти ролевое самоопределение. Пятая часть респондентов (20 %) принципиально считают, что дети в такой семье останутся гендерно независимыми (рис. 4).

■ Положительно ■ Отрицательно ■ Резко отрицательно

Рисунок 4 - Отношение студентов к унификации роли матери и отца, %

Таким образом, исследование выявило двоякую позицию опрошенных в нравственном отношении к семье. Отторжения однополого союза не наблюдается, но унификация роли матери и отца большинством студенческой молодежи резко отрицается. Полученные данные подтверждают, что в повседневной жизни молодежь не задумывается о действительно важных вещах, не обладает достаточной ответственностью в основном по причине незнания. Эти выводы совпадают с результатами опроса студентов СибУПК, который был проведен в 2002 году [8].

Студенты начинают критически осмысливать происходящие в общественном сознании ценностные изменения только тогда, когда они сталкиваются с прямыми последствиями своего выбора, не рассматриваемыми в повседневной практике. Следует также отметить, что, несмотря на значительную долю «толерантных», имеющих свободное от давления традиций представление о семье, доля молодых респондентов, отстаивающих традиционные ценности, увеличивается по мере продвижения от вопросов о пробных браках (34 %) к вопросам об однополых союзах (37 %) и воспитании детей в таких «семейных группах» (80 %).

Исследования показали двойственность отношения студентов к проблеме сохранения традиций: с одной стороны, большинство (95 %) интересуются историей своей семьи (почти треть -глубоко) и осознают необходимость передачи новым поколениям семейных традиций (73 %). С другой стороны, молодежь недостаточно осознает остроту проблемы сохранения истории страны. Так, участвуют в акции «Бессмертный полк» больше половины опрошенных (60 %). Практически равные доли респондентов, которые отрицательно относятся к процессам переписывания истории и к сносу памятников советским солдатам в странах, освобожденных ими от фашизма, а также связывают свои жизненные перспективы с родной страной (рис. 5-6).

Знаю, не интересно Знаю, задевает Знаю, но ничего не поделать Не знаю Рисунок 5 - Отношение студентов к проблеме сохранения исторической памяти, %

■ Толерантное Резко отрицательное "Безразличное

Рисунок 6 - Отношение к сносу памятников советским солдатам в странах, освобожденных ими от фашизма, %

При этом респонденты испытывали трудности при ответе на вопрос о необходимости воссоздания системы патриотического воспитания в нашей стране. Следовательно, традиционалистов в вопросах сохранения своей истории больше, чем в отношении к институту семьи и брака. Но и здесь наблюдается парадоксальность ответов, свидетельствующая о недостаточной осознанности молодежью рассмотренных проблем. Взгляды студентов в отношении семьи характеризуются большей неустойчивостью и неопределенностью, чем в отношении к своей стране и ее истории, что можно объяснить сформированностью таких взглядов в собственной неблагополучной семье, влиянием современных источников массовой информации и нахождением молодых людей только на стадии проектирования собственной семьи.

Подавляющая часть студентов отдает предпочтение развлекательному досугу - клубы по интересам, КВН, танцевальные и музыкальные группы. Треть студентов остаются не включенными ни в какие молодежные общественные организации (рис. 7), а люди, действительно отстаивающие какие-либо интересы, составляют самую малую часть (15 %).

студенческие отряды 10

не заняты 30

религиозные группы, общины 1

зоо и экозащитники 4

военно-патриотические объединения 4

клубы по интересам (спорт, туризм, авто) 15

студенческий актив 12

неформальные движения (панки, рокеры, скейтеры и т. д. 7

КВН, музыкальные и танцевальные группы 11

политические движения 6

Рисунок 7 - Участие студентов в молодежных организациях г. Новосибирска, %

Таким образом, источником ценностной диффузии может служить недостаточная общественная активность и вовлеченность студентов в деятельность молодежных организаций, занимающихся решением значимых социальных проблем.

По сравнению с 2002 г., произошел огромный скачок в представлениях студенческой молодежи о нормальной семье. В 2002 г. в аналогичном исследовании не ставился вопрос об однополых союзах. Деформация образа семьи выражалась в широкой распространенности и поддержке пробных браков. Исследование, проведенное в 2019 г., показало, что взгляды, разделяемые молодежью в сфере семейного строительства, сейчас еще более толерантны и свободны от различных условностей и ограничений.

Причины еще больших ценностных деформаций современных студентов по отношению к семье заключаются в полной неосведомленности студентов в области научных основ конструктивного семейного строительства, обусловленной более широкой распространенностью псевдонаучной информации. Источником их убеждений в области создания семьи служат YouTube, мес-сенджеры, но никак не научная литература и не официальные СМИ. Это можно объяснить в целом маргинальностью данной социальной группы, подверженностью ее влиянию недобросовестных СМИ, слабым уровнем критического мышления и отсутствием личного опыта создания семьи и воспитания детей, сфокусированностью на задаче общения и личностного развития.

Управленцам в сфере молодежной политики необходимо понимать, что такие ценности приводят к формированию у целого поколения неконструктивных жизненных целей и устремлений на пути формирования здоровой благополучной семьи и здорового социума. Необходима демифологизация семейной сферы жизнедеятельности, повышение степени включенности ее проблем в повестку публичных дискуссий, популяризация научных знаний о семье среди молодежи. Студенческая молодежь - главный субъект в области будущего семейного и государственного строительства и от того, насколько оно будет эффективным, зависит и личностное, и государственное благополучие.

С другой стороны, исследование показало, что традиционный образ семьи как союза разнополых родителей, воспитывающих детей, достаточно устойчив у современных студентов, как и осознание необходимости сохранения традиций как на уровне своей семьи, так и на уровне своей страны. Это дает возможность кураторам, лидерам молодежного самоуправления, ответственным по воспитательной работе проводить работу по коррекции образа семьи и Родины в сознании студентов.

На наш взгляд, сотрудникам университета, занимающимся воспитательной, научно-исследовательской и учебной деятельностью с молодежью, необходимо нахождение эффективных форм работы со студентами по формированию психологически здорового образа своей страны, института семьи и брака как источника личностного и профессионального развития человека, корректировке гражданской позиции и жизненных установок в области семейного строительства, развенчанию мифов о нормальности противоестественных форм половых отношений и семейных практик с помощью распространения научных знаний.

Ссылки:

1. Мартыненко О.О., Коротина О.А. Ценностные ориентации студенческой молодежи // Высшее образование в России. М., 2016. № 8-9 (204). С. 22-29.

2. Бильданова В.Р., Гришанина Э.Д. Профессиональные ценностные ориентации студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-1. С. 79-79.

3. Степанова Ю.В., Кодолова И.А. Ценностные ориентации студентов экономических специальностей // Казанский экономический вестник. Казань, 2016. № 1 (21). С. 76-80.

4. Бикметов Е.Ю., Голиков С.В., Ли С.А. Формирование ценностных ориентаций студентов вуза в отношении профессиональной управленческой деятельности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. Пермь, 2016. № 3. С. 49-59.

5. Саганенко Г.И., Гегер А.Э. Cравнение ценностных ориентаций студентов на интервале в 10 лет: вопросы методологии и результаты // Высшее образование в России. М., 2016. № 12. С. 22-33.

6. Тазов П.Ю. Динамика ценностных ориентаций студентов ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» в 2001-2018 гг. // Вестник университета. М., 2019. № 7. С. 178-186. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-7-178-186

7. Кузнецова О.З. Ценностные ориентации студентов Омского государственного аграрного университета // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. Омск, 2018. № 5. С. 14.

8. Зайченко Е. Сожительство и пробные браки // Современные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук : Сборник тезисов докладов Новосибирской межвузовской научной студенческой конференции. Новосибирск, 2002. С. 11.

Редактор: Шейхетова Ирина Александровна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.