Научная статья на тему 'Особенности ценностно-смысловой сферы студентов: типология личности'

Особенности ценностно-смысловой сферы студентов: типология личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
325
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / SPHERE VALUE SENSE OF PERSONALITY / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / VALUE ORIENTATIONS / СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / SOCIAL ATTITUDE / ДИСПОЗИЦИЯ / DISPOSITION / АТТИТЮД / ATTITUDE / VALUES OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кучеренко Светлана Валериевна

В статье предложена типология личности, основанная на структурно-динамической модели системы ценностных ориентаций личности М.С. Яницкого. В зависимости от особенностей ценностно-смысловой сферы, рассматриваются: экстернальный, эмоционально-рефлексивный, доминантный, альтруистический, интернальный и интегративный типы личности. Адаптирующемуся типу личности, ориентированному на ценности выживания и самоутверждения, соответствуют экстернальный и эмоционально-рефлексивный типы личности в терминологии нашего эмпирического исследования. Идентифицирующемуся типу, ориентированному на традиционные ценности и ценности значимых других ? доминирующий и альтруистический типы. Самоактуализирующемуся, который ориентирован на ценности творчества и личностного роста интернальный и интегративный типы личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кучеренко Светлана Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF VALUE-SEMANTIC SPHERE OF STUDENTS: PERSONALITY TYPOLOGY

The article offered for consideration a personality typology that bases on the structural dynamicmodel of the M. Yanitsky’s systemvalue personality orientations. Depending on the features, the value-sense sphere, considered personality types: external, emotionally reflective, dominant, altruistic, internal and integrative. For the personality type that adapts and orients toward the values of survival and self assertion, in the terminology of our empirical exploration, there are correspond the external and the emotionally reflective personality types. For the personality type that identifies and orients toward the traditional values of social environment: the dominant and the altruistic personality types. For a type that self actualizes and orients to the values of creativity and personal growth, there are corresponds the internal and the integrative personality types.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностно-смысловой сферы студентов: типология личности»

12. Кузьмина Р. И., Аблаева Л. Р. О гражданственности учеников второго класса / Р. И. Кузьмина, Л. Р. Аблаева // ХХ Межд. Науч.-практ. конференция «Актуальные проблемы науки XXI века». 31.03.2017, 2 часть. - С. 32-36. - М.: Cognito ISSN: 5647-2412.

13. Личность. Психологический словарь. - Электронный ресурс. - Режим доступа. http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/?id=1004

14. Лучинкина А.И. Психология человека в интернете. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. К.: ООО Информационные системы 2012. - 240 с.

15. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.

16. Михайлов Л. А. Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете: дис... д-ра пед. наук. - СПб., 2003. - 340 с.

17. Овчарова Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. - М.: Новая школа, 1993. - 256 с.

18. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 20112015 годы.- Минск, 2011. - 40 с.

19. Семейное воспитание: Методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ) [Электронный ресурс]. -Режим доступа. -http: http://psyholog.by/klient/tests/81-test.html; http://psycabi.net/testy/281-oprosnik-analiz-semejnykh-vzaimootnoshenij-e-g-ejdemiller-metodika-asv

Психология

УДК 159.9.072.432

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Кучеренко Светлана Валериевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ: ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье предложена типология личности, основанная на структурно-динамической модели системы ценностных ориентаций личности М.С. Яницкого. В зависимости от особенностей ценностно-смысловой сферы, рассматриваются: экстернальный, эмоционально-рефлексивный, доминантный, альтруистический, интернальный и интегративный типы личности. Адаптирующемуся типу личности, ориентированному на ценности выживания и самоутверждения, соответствуют экстернальный и эмоционально-рефлексивный типы личности в терминологии нашего эмпирического исследования. Идентифицирующемуся типу, ориентированному на традиционные ценности и ценности значимых других -доминирующий и альтруистический типы. Самоактуализирующемуся, который ориентирован на ценности творчества и личностного роста - интернальный и интегративный типы личности.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, ценности личности, ценностные ориентации, социальная установка, диспозиция, аттитюд.

Annotation. The article offered for consideration a personality typology that bases on the structural dynamicmodel of the M. Yanitsky's systemvalue personality orientations. Depending on the features, the value-sense sphere, considered personality types: external, emotionally reflective, dominant, altruistic, internal and integrative. For the personality type that adapts and orients toward the values of survival and self assertion, in the terminology of our empirical exploration, there are correspond the external and the emotionally reflective personality types. For the personality type that identifies and orients toward the traditional values of social environment: the dominant and the altruistic personality types. For a type that self actualizes and orients to the values of creativity and personal growth, there are corresponds the internal and the integrative personality types.

Keywords: sphere value sense of personality, values of personality, value orientations, social attitude, disposition, attitude.

Введение. Личность, являясь субъектом, имея определенную позицию в социальной среде, характеризуется оценочным, избирательным отношением к окружающему. Следовательно, она сопоставляет, оценивает, сравнивает и выбирает ценности из окружающей среды, руководствуясь собственными потребностями, интересами, прошлым опытом, личностными смыслами, ценностными ориентациями, установками, которые совокупно создают конкретную ситуацию жизнедеятельности личности. Ценностно-смысловой сфере личности отводится в данном контексте ведущая роль.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является описание исследования по построению типологии личности в зависимости от особенностей ее ценностно-смысловой сферы.

Изложение основного материала статьи. Ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента: ценностные ориентации и систему личностных смыслов [14; 131. Оба компонента включены в самосознание и мотивационную сферу личности. Поскольку потребностно-мотивационная сфера личности пребывает в постоянном движении, изменяется, зафиксировать психометрическими методами можно только относительно стабильные и устойчивые ее составляющие. К таким относительно стабильным личностным образованиям относятся, на наш взгляд, ценностные ориентации и личностные смыслы.

В данном контексте изучения проблемы построения ценностно-смысловой типологии личности интересно исследование С.Р. Айбазовой [1]. Так, ею получены результаты, свидетельствующие о том, что совокупность определенных ценностно-смысловых и мотивационно-потребностных характеристик образует прагматически-профессиональный, социально-коммуникативный и индивидуально-эгоистический типы ценностно-смысловой направленности личности, характеризующие отношение субъекта к окружающей действительности и самому себе. В прагматично-профессиональном типе доминируют ценности: труд, результативность, деньги и процесс. Наименее привлекательной для них выступает ценность власти. У респондентов с социально-коммуникативной ценностно-смысловой направленностью в качестве основных ценностей выступают альтруизм, результативность, деньги. Отличительной особенностью индивидуально-

эгоистического типа ценностно-смысловой направленности выступают такие ценности, как эгоцентризм, власть, деньги и свобода.

В зависимости от степени адаптированности личности к социокультурному окружению (по У.Томасу и Ф.Знанецкому) [2; 3], в социальной психологии рассматриваются: 1) неадаптированная личность с несформированными или неустойчивыми социальными установками; 2) адаптированная личность с устойчивыми традиционными социальными установками («мещанского типа» в авторской терминологии); 3) адаптированная личность с неустойчивыми и несогласованными социальными установками («богемного типа»); 4) личность, адаптирующая социальное окружение под себя, с гибкими и креативными социальными установками.

В моем рассмотрении типологии личности в зависимости от характера и сформированности у нее социальных установок [10], неадаптированная личность с несформированными или неустойчивыми социальными установками и адаптированная личность с гибкими и креативными социальными установками -преимущественно неконформные. Первая из-за несформированности социально значимых адаптивных установок или из-за наличия неадаптивных, вторая - из-за гибкости и креативного подхода к собственным социальным установкам. Адаптированные личности с устойчивыми традиционными социальными установками («мещанского типа» по У.Томасу и Ф.Знанецкому) и с неустойчивыми и несогласованными социальными установками («богемного типа» по У.Томасу и Ф.Знанецкому) относятся к конформным личностям с относительно предсказуемым поведением.

В соответствии с иерархической системой ценностных ориентаций личности М. С. Яницкого [14], индивидуальные особенности иерархии системы ценностных ориентаций определяют отдельные типы личности. Доминирование в индивидуальной ценностной системе определенных уровней системы ценностных ориентаций (защитный - низший, заимствованный - средний и автономный - высший) соответствуют такие типы личности: адаптирующийся, идентифицирующийся и самоактуализирующийся [14].

Проанализируем и сопоставим типологию личности М.С. Яницкого с типологией личности в зависимости от ее адаптированности к социальной среде по У. Томасу и Ф. Знанецкому. Неадаптированному типу личности по по У. Томасу и Ф. Знанецкому соответствует адаптирующаяся личность по М.С. Яницкому. Ведущим процессом личностного развития является адаптация, механизмами развертывания развития - психологические защитные механизмы; кроме того, такой личности свойственны: высокая тревожность и фрустрационная напряженность, стремление к физической и экономической безопасности, предпочитаются такие ценностные ориентации, как «свобода от», «материальная обеспеченность» и «развлечения» [12].

Адаптированной личности «мещанского типа» по У. Томасу и Ф. Знанецкому соответствует идентифицирующаяся личность по М.С. Яницкому [14]. Ведущим процессом личностного развития такой личности является социализация, механизмом развертывания развития - идентификация, ей свойственны конформность, зависимость и экстернальность, благосклонность традиции, отдается предпочтение таким ценностным ориентациям, как семья, карьера, престиж и общественное признание.

Адаптированной личности «богемного типа» по У. Томасу и Ф. Знанецкому отсутствует аналог в типологии М.С. Яницкого. Поскольку в реальной личности могут сосуществовать социальные установки и ценностные ориентации, которые противоречат друг другу, например, предпочтение таких ценностных ориентаций, как «семья», «карьера», «престиж» и «общественное признание» сочетается с важностью «свободы», «материальной обеспеченности» и «развлечений» [12]. Или стремление к свободе, материальной обеспеченности и развлечениям сочетается со стремлением к творчеству, активности, и самореализации, то такую личность справедливо отнести к адаптированной личности с неустойчивыми и несогласованными социальными установками.

Адаптированной личности творческого типа по У. Томасу и Ф. Знанецкому соответствует самоактуализирующаяся личность в типологии М.С. Яницкого, которая ориентируется на ценности творчества и личностного роста. Ведущим процессом личностного развития является индивидуализация, механизмом развертывания развития - интернализация, такой личности свойственны осознание жизни, интернальность, позитивная Я-концепция и альтруистическая направленность, отдается предпочтение таким ценностным ориентациям, как творчество, активность, свобода, самореализация и широта взглядов [12].

Самосознание личности состоит из следующих компонентов [10]: 1) эмоционально-рефлексивного (отражение в переживаниях особенностей собственного Я); 2) эпистемного (характеристики категориального и зеркального Я с отношением к себе); 3) ценностного (система ценностных ориентаций); 4) интернального (степень ответственности человека за значимые в его жизни события и готовность преодолевать неблагоприятные условия собственной активностью).

Исследование системы ценностных ориентаций личности и их внутриличностных коррелятов проводилось в 2009-2013 гг. на выборке 183 респондента (студенты Крымского гуманитарного университета 1-4 курсов). Диагностический комплекс [10] состоял из: методики изучения отношения к себе С.Р. Пантилеева, методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича в модификации Е.Б. Фанталовой, методики Т. Лири и опросника «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной и А.М. Эткинда. Среди методик исследования ценностных ориентаций мы выбрали методику изучения терминальных ценностей М. Рокича (Rokeach Value Survay - RVS) в модификации Е.Б. Фанталовой [15]. Преимуществами данной модификации является простота - используется двенадцать самых распространенных ценностных ориентаций, кроме того, выбор ценностей осуществляется попарно по двум критериям - ценности (важности) и доступности, что способствует более осознанному выбору.

На основе комплексной диагностической методики исследования самосознания студентов, получены эмпирические результаты по каждому компоненту самосознания, обнаружены группы с различными типами ценностно-смысловой сферы личности. С целью выявления групп студентов с различными типами ценностно-смысловой сферы, поскольку количество лиц велико для применения иерархического кластерного анализа (183 чел.), использован метод анализа кластерных центров (K-Means Cluster) с помощью программы STATISTICA ч99 Edition 5.5. Таким образом, эмпирически выявлено шесть типов ценностно-смысловой сферы личности (см. Табл. 1).

Первый - экстернальный, характеризуется экстернальным локусом контроля, низкой выраженностью эпистемного компонента самосознания, предпочтением ценностей внешнего успеха и доминирования, высокими значениями эмоционально-рефлексивного компонента.

Таблица 1

Типология ценностно-смысловой сферы личности студентов (метод анализа кластерных центров,

183 чел.)

Компоненты Типы ценностно-смысловой сферы личности

Первый Второй Третий Четвертый Пятый Шестой

Эмоционально-рефлексивный 11,08 11,77 7,25 8,07 10,31 7,98

Эпистемный 10,61 13,23 14,28 14,14 13,46 13,55

Ценностный (доминантности) 11,61 10,99 11,79 9,73 9,14 10,82

Ценностный (альтруистический) 10,44 11,05 9,42 14,11 15,82 11,15

Интернальный 4,68 9,42 9,14 7,29 12,41 14,48

Второй - эмоционально-рефлексивный: при выраженности одноименного компонента самосознания (самообвинение, внутренняя противоречивость), на среднем уровне выражены эпистемный и ценностный компоненты, интернальный - на уровне ниже среднего или низком.

Третий - доминирущий тип - характеризуется преобладанием эпистемного компонента самосознания в сочетании с предпочтением ценностей внешнего успеха и доминирования. Четвертый тип -альтруистический, характеризуется значительным предпочтением альтероцентрических ценностей (ценностей-отношений) и альтруистическими чертами в сочетании с высокими значениями эпистемного компонента, причем эмоционально-рефлексивный и интернальный компоненты не выражены.

Пятый тип ценностно-смысловой сферы - интернальный: высокие значения интернального компонента самосознания сочетаются с предпочтением альтероцентрических ценностей и альтруистичности.

Шестой тип - интегративный, характеризуется доминированием интернального компонента самосознания в сочетании со значительной выраженностью эпистемного и ценностного компонентов (см. Табл. 2), невыраженностью эмоционально-рефлексивного компонента.

Таблица 2

Корреляты типов ценностно-смысловой сферы студентов (183 чел.)*

Характеристика Типы ценностно-смысловой сферы личности (г)

1 Экстернальный 2 Эмоц.- рефлек- сив. 3 Доминирующий 4 Альтруистический 5 Интегративный 6 Интернальный

Общая интернальность -0,55 0,01 -0,03 -0,26 0,24 0,59

Уверенность в себе -0,42 -0,18 0,15 0,19 0,09 0,14

Самоценность -0,26 -0,03 0,19 0,09 -0,04 -0,01

Внутренняя противоречивость 0,27 0,41 -0,3 -0,21 0,03 -0,23

Самообвинение 0,26 0,44 -0,37 -0,28 0,13 -0,18

ЦО** творчества 0,21 0,02 0,02 -0,24 -0,03 0,04

ЦО нормативности -0,07 -0,03 0,29 -0,01 -0,29 0,04

ЦО-отношения -0,18 -0,03 -0,23 0,29 0,25 -0,07

* - жирным шрифтом отмечены корреляции, которые статистически значимы при р<0,01, курсивом -при р<0,05; **ЦО - ценностные ориентации

Как видно из Табл. 2, типы ценностно-смысловой сферы студентов имеют следующие эмпирические характеристики: представители экстернального типа ценностно-смысловой сферы кроме экстернальности локуса контроля характеризуются предпочтением материальной обеспеченности и стремлением стать доминантными, лица юношеского возраста с эмоционально-рефлексивным типом ценностно-смысловой сферы характеризуются согласованностью Я-реального и Я-идеального и меньше предпочтением материальной обеспеченности. Лицам с доминантным типом ценностно-смысловой сферы также свойственна согласованность Я-реального и Я-идеального, стремление стать дружелюбнее и предпочтение материальной обеспеченности (ценности нормативности). Лицам юношеского возраста альтруистического типа ценностно-смысловой сферы не свойственна согласованность Я-реального и Я-идеального, они отдают меньшее предпочтение свободе и большее - любви. Представителям интернального и интегративного типов ценностно-смысловой сферы присуща общая интернальность. Кроме того, представители интернального типа ценностно-смысловой сферы характеризуются меньшим стремлением к доминантности, меньшим вниманием к материальной обеспеченности и большим - к свободе. Для представителей интегративного типа ценностно-смысловой сферы присуще стремление стать дружелюбнее, несогласованность реального и идеального Я, желание меняться и меньшее предпочтение материальной обеспеченности и свободы, предпочтение счастливой семейной жизни.

Эмпирически выявленная мною [10] одновершинная система ценностных ориентаций, в которой доминируют ценности-отношения, соответствует, по моему мнению, идентифицирующемуся типу системы ценностных ориентаций по М.С. Яницкому [17] (доминируют ценности социализации: «интересная работа», «счастливая семейная жизнь», «хорошие и верные друзья» и «любовь»); одновершинная система ценностных

ориентаций, в которой доминируют ценности интегративности («здоровье», «материальная обеспеченность» и «уверенность в себе»), - адаптирующемуся; одновершинная система ценностных ориентаций, в которой доминируют ценности творчества («свобода», «познание», «творчество» и «красота»), -самоактуализирующемуся. Поскольку двухвершинные типы системы ценностных ориентаций студентов встречаются достаточно редко, то их можно рассматривать как варианты первых трех типов. Можно допустить, что безвершинный тип системы ценностных ориентаций личности является переходным, то есть в будущем, после прохождения студентом этапа моратория, формируется в один из одно- или двухвершинных типов.

Выводы. На основе структурно-динамической модели системы ценностных ориентаций личности по М.С. Яницкому, предложена типология личности в зависимости от особенностей ценностно-смысловой сферы: 1) адаптирующийся тип личности, ориентирующийся на ценности выживания и самоутверждения представлен в двух вариантах - экстернальном и эмоционально-рефлексивном, 2) идентифицирующийся тип, ориентирующийся на традиционные ценности и ценности значимых других - доминирующий и альтруистический, 3) самоактуализирующийся, ориентирующийся на ценности творчества и личностного роста - интернальный и интегративный в эмпирическом исследовании. Рассмотрены ведущие процессы личностного развития и механизмы развертывания каждого из вышеупомянутых типов личности (по М. С. Яницкому).

Перспективны дальнейшие исследования по эмпирической проверке предложенной типологии личности в социальной психологии и кросс-культурных исследованиях.

Литература:

1. Айбазова, С.Р. Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности / Софья Ратмировна Айбазова: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. - М.: РУДН, 2015. - 239 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология в современном мире. / Галина Михайловна Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 334 с.

3. Андреева, Г.М., Зарубежная социальная психология XX столетия / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. - М., 2001. - 288 с.

4. Анцыферова, Л.И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техники» ее бытия / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал, 1993. - Т. 14, № 2, - С. 8-17.

5. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 672, [6] с. - (Большая университетская библиотека).

6. Братусь, Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания / Б.С. Братусь // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н.Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. - М.: Смысл, 1999. - С. 284-298.

7. Бубнова, С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С.С. Бубнова // Психологический журнал, 1999. - №5. - С. 38-44.

8. Иванов, М.С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения / М.С. Иванов, М.С. Яницкий // Философия образования, 2004, № 11. - С. 233-241.

9. Иванов, М.С. Модель напряжений самореализации и ее эмпирическая валидизация / М.С. Иванов, М.С. Яницкий // Сибирский психологический журнал, 2007, №25. - С. 20-29

10. Кучеренко, С.В. Сощальна установка: адаптацшна класифжащя особистостей / С.В. Кучеренко // Психолопя i суспшьство, 2015. - № 1. - С. 92-101.

11. Лукьянов, О.В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений / Олег Валерьевич Лукьянов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. - 212 с.

12. Фанталова, Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов / Елена Борисовна Фанталова // Психологический журнал, 1992. - Т. 13, № 1. - С. 19-26.

13. Франкл, В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. / Виктор Франкл.; общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с. - (Б-ка зарубежной психологии).

14. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система: монография / Михаил Сергеевич Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

Психология

УДК 316.61

доктор психологических наук, профессор Маркелова Татьяна Владимировна

Национальный исследовательский

Нижегородский университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Дунаева Наталья Ивановна

Национальный исследовательский

Нижегородский университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Шуткина Жанна Александровна

Национальный исследовательский

Нижегородский университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)

ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ

Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптационных способностей военнослужащих при прохождении военной службы по призыву, представлены специфические факторы, влияющие на процесс адаптации, изучены индивидуально - психологические особенности личности военнослужащих, влияющие на процесс адаптации к военной среде.

Ключевые слова: адаптационные способности, специфические факторы, изучение, связи индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и адаптации к армейской среде.

Annotation. In article the problem of adaptation abilities of the military personnel when passing military service is considered, the specific factors influencing adaptation process are presented, studied individually - the psychological features of the identity of the military personnel influencing process of adaptation to the military environment.

Keywords: adaptation abilities, specific factors, studying, communications of individual and psychological features of the military personnel and adaptation to the army environment.

Введение. В настоящее время активно обсуждается проблема повышения качества призывного контингента, способного в кратчайшие сроки к быстрой адаптации к воинской службе. Следует отметить, что адаптационные возможности молодежи призывного возраста часто не соответствуют требованиям современной военной службы. Кратковременность военной службы (один год) обуславливает необходимость быстрой и успешной адаптации призывников к жестко очерченным правилам поведения и взаимодействия принятым при прохождении службы. Можно отметить, что сама среда и специфические условия военной службы предъявляют достаточно жесткие требования к личности призывника, причем не только самой спецификой службы, но и ситуацией реформировании Вооруженных Сил Российского государства.

Формулировка цели статьи. Целью экспериментального исследования, предпринятого авторами статьи, является изучение индивидуально - психологических особенностей личности военнослужащих, влияющих на процесс адаптации к военной среде.

Изложение основного материала статьи. В исследованиях военных психологов в последнее десятилетие, уделялось большое значение изучению адаптационного потенциала, а также процессу психофизиологической и социально-психологической адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (Л.Ф. Железняк, Н.Ф. Феденко, С. С. Муцынов, А.И. Александров, Ж.Г. Сенокосов, М.В. Кулакова, О.Н. Тузова, А.С. Кислицына, Д.А. Ситмбетов, В.А. Корытков и др.) (1, 6).

Данный интерес связан с необходимостью оценки адаптационных способностей призывника к успешной адаптации в условиях военной службы, выделением в структуре личности тех составляющих, которые тем или иным образом влияют на успешность выполнения военной деятельности.

Процесс адаптации личности к военной службе по призыву - это сложное и многогранное явление, призванное обеспечить формирование комплекса психических реакций, определяющих адекватное поведение личности и ее эффективное взаимодействие с непривычной средой существования, имеющей по своей природе психогенный характер (5).

Условия и факторы, влияющих на процесс адаптации военнослужащих активно изучались в психологической науке (А.Е. Попов, И.Г.Скороходова, И.В. Соловьев, И.И. Дорофеев, Ю.Р. Дорфман А.С. Кислицына и.др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существует целый перечень факторов, оказывающих специфическое воздействие на военнослужащих. При этом данное воздействие в зависимости от особенностей того или иного фактора может осуществляться на одном из трех уровней: биологическом, психическом, деятельностном (2).

Классификация специфических стресс-факторов военной службы в зависимости от характера, предъявляемых ими требований на субъект деятельности представлена на рисунке 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.