Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ-СУИЦИДАНТОВ '

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ-СУИЦИДАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морева Г.И., Гиберт А.И.

В представленной статье рассматривается проблема, имеющая важное практическое значение. Анализ высказываний молодых суицидантов дает возможность выделить особенности ценностно-смысловых ориентиров, и определить основные проблемные зоны подростков-суицидантов. Главная проблема этих подростков – невозможность найти ответ на волнующий их вопросы личностного самоопределения, определения места в жизни. Выделенные особенности позволяют взрослым (родителям, педагогам) работать на предупреждение попыток суицида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF VALUE-SEMANTIC SPHERE OF TEENAGERS-SUICIDATO

A problem having an important practical value is examined in the presented article . The analysis of expressions of young suicidantov gives an opportunity to distinguish to the feature of valued-semantic reference-points, and to define the basic problem zones of подростков-suicidantov. A main problem of these teenagers is impossibility to find an answer for perturbing their questions of personality self-determination, locations in life. The distinguished features allow to the adults (to the parents, teachers) to work on warning of attempts of суицида. A problem, having an important practical value, is examined in the presented article . The analysis of utterances of youths of suicidantov gives the vozmozhnost’vydelit’ features of valuedsemantic orientirov, and to define the basic problem areas of podrostkov-suicidantov. A main problem of these teenagers is impossibility to find an answer for perturbing their questions of personality self-determination, locations in life. The selected features allow the grown man (to the parents, teachers) to work on warning of attempts of suicida.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ-СУИЦИДАНТОВ »

УДК: 159.97

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ-СУИЦИДАНТОВ

Морева Г.И.1, Гыберт А.И.2

1 Институт психологии и педагогики ТюмГу 2 Тюменская областная психиатрическая больница

Информация об авторах:

Морева Г.И., канд.психол.н., доцент, кафедры общей и социальной психологии,

Институт психологии и педагогики ТюмГу

Гиберт А.И., медицинский психолог Тюменской областной психиатрической

больницы

Information about authors:

Moreva G.I. kand.psihol.n., Associate Professor, Department of General and Social Psychology, Institute of Psychology and Pedagogy TSU

Gibert A.I. medical psychologist of Tyumen regional psychiatric hospital

РЕЗЮМЕ

В представленной статье рассматривается проблема, имеющая важное практическое значение. Анализ высказываний молодых суицидантов дает возможность выделить особенности ценностно-смысловых ориентиров, и определить основные проблемные зоны под-ростков-суицидантов. Главная проблема этих подростков - невозможность найти ответ на волнующий их вопросы личностного самоопределения, определения места в жизни. Выделенные особенности позволяют взрослым (родителям, педагогам) работать на предупреждение попыток суицида.

PECULIARITIES OF VALUE-SEMANTIC SPHERE OF TEENAGERS-SUICIDATO

Moreva G.I. 1, Gibert A.I. 2

1 kand.psihol.n., Associate Professor, Department of General and Social Psychology , Institute

of Psychology and Pedagogy TSU 2 medical psychologist of Tyumen regional psychiatric hospital

SUMMARY

A problem having an important practical value is examined in the presented article . The analysis of expressions of young суицидантов gives an opportunity to distinguish to the feature of valued-semantic reference-points, and to define the basic problem zones of подростков-суи-цидантов. A main problem of these teenagers is impossibility to find an answer for perturbing their questions of personality self-determination, locations in life. The distinguished features allow to the adults (to the parents, teachers) to work on warning of attempts of суицида.

A problem, having an important practical value, is examined in the presented article . The analysis of utterances of youths of suicidantov gives the vozmozhnost'vydelit' features of valued-semantic orientirov, and to define the basic problem areas of podrostkov-suicidantov. A main problem of these teenagers is impossibility to find an answer for perturbing their questions of personality self-determination, locations in life. The selected features allow the grown man (to the parents, teachers) to work on warning of attempts of suicida.

Актуальность исследования. В наше время проблема самоубийства стали предметом серьезных исследований психологов и социологов. Число самоубийц во всем мире

даже превосходит количество людей, погибших в результате военных действий и убийств, говорится в обнародованном в Австрии экспертном докладе Всемирной организации здравоохранения. Практически каждый день в сводках новостей можно увидеть сообщение об очередной трагедии. Тем более трагично, когда это сообщение касается детей и подростков.

Еще в начале века А. Ф. Кони писал, «черное крыло насильственной смерти от собственной руки все более и более развертывается над человечеством, привлекая под свою мрачную тень не только людей, по-видимому, обтерпевшихся в жизни, но и нежную юность, и тех, кто дожил до близкой уже могилы « (Кони А.Ф.) Истинность его слов нашла свое подтверждение после второй мировой войны, когда рост суицидальных попыток обнаружился в большинстве промышленно развитых стран. Суицидальная активность резко возрастает с 14-15 и достигает максимума в 16-19 лет. При этом 32% попыток приходится на 17-летних, 31% - на 16-летних, 21% - на 15-летних, 12% - на 14-легних и 4% - на 12-13 лет.

Что происходит с подростками и молодыми людьми, что приводит их к суициду? Большинство исследователей считают, что склонность к суициду можно обнаружить у лиц сверхкритичных к себе; фрустрированных несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями; покинутых окружением и страдающих от одиночества.

Однако, видимо, есть еще что-то, что изменяется под влиянием изменений в социальной жизни. И это система ценностей, смыслов, целей. Подросток, юность активно определяется в своих смыслах, пытается найти свое место в разных отношениях, мире в целом.

Что в этой системе отношений становится особенно напряженным для подростка? Что должны знать родители и педагоги, чтобы предотвратить подлобные явления у подростков?

Проблема: Любопытное исследование было проведено Э. Шнейдманом и Н. Фарбероу в 50-х гг. 20-го века. Э. Шнейдман собрал более 700 предсмертных записок из следственных дел Лос-Анджелеса за период с1945-1954 гг. и пришёл к выводу, что 12-15% лиц, умерших в результате суицида, оставляли записки, 75% из которых принадлежали мужчинам. Далее, психологи организовали сравнение 33-х пар «настоящих» и «симулированных» предсмертных записок (которые были написаны добровольцами без суицидальных мыслей) с целью выявления характерных особенностей предсмертных документов. Оказалось, что записки людей, совершившивших самоубийства, отличались более высоким уровнем «эмоционального дискомфорта»: проявлением чувства вины, стыда, повышенной уровнем агрессии; часто отражали амбивалентность психического состояния: осознавая, что не будет существовать в будущем, всё же представлял, что сможет наблюдать за событиями после своей смерти ( Шнейдман Э). С тех пор исследователи неоднократно обращались к анализу формальных и содержательных характеристик предсмертных записок. Исследовались гендер-ные и возрастные различия декларируемых причин суицида, эмоционального содержания, адресации, доминирующих тем, лингвистические особенности записок; проводились сравнения настоящих и симулированных записок, предсмертных записок и других письменных документов.

В последующем. изучение особенностей суицидентов через изучение текстов предсмертных записок было осуществлено другими авторами. В том числе изучались индивидуально-психологические особенности личности суицидентов с помощью текстов предсмертных записок (Ласый, Новодворской «Анализ предсмертных записок лиц умерших вследствие суицида» (2011). Можно констатировать, что работ целиком и полностью посвященных изучению ценностно-смысловой сферы суицидентов найдено не было.

Для нас важным становится выяснение того, что в образе мира, системе отношений подростка является особенно напряженным и может привести к суицидальному поведению. Мы полагаем, что анализ эмоциональных высказываний, обращенных виртуальному собеседнику, позволит выявить наиболее конфликтные сферы, о которых часто в «живом» общении мы можем только догадываться.

Предмет - ценностно-смысловая сфера суицидентов.

Цель - определить характер ценностно-смысловой сферы молодых людей, покончивших жизнь самоубийством.

Гипотезы:

1. напряженными смыслами для суицидентов выступают смысла жизни, отношение к себе (неспособность определить свое место в жизни).

2. система отношений к явлениям окружающей реальности у суицидентов имеет более негативный эмоциональный характер по сравнению с молодыми людьми контрольной группы.

Методы исследования: Основным методом данной работы стал контент-анализ продуктов деятельности молодых людей совершивших суицид, а также не склонных к совершению самоубийства.

Научная новизна: Научная новизна данной работы представлена прежде всего в эмпирической базе исследования. В силу того, что отечественные социальные сети появились сравнительно недавно (их история с трудом насчитывает 7 лет) значительных исследований их контента, по крайней мере в сфере суицидологии, предпринято не было (либо информации о них нет в открытом доступе). Кроме того, новизна состоит в сфере исследования-подробного исследования ценностно-смысловой сферы суицидентов посредством анализа продуктов деятельности проведено не было (либо отсутствует информация о них в открытом доступе).

В исследовании применялись следующие методы:

1) Контент-анализ - метод изучения текстовой информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке.

2) Метод статистической обработки данных с помощью и-критерия Манна-Уитни.

Характеристика выборки. Для исследования было отобрано 50 аккаунтов молодых

людей (юношей и девушек) в возрасте от 13,5 до 20 лет из социальной сети «В контакте», из них были сформированы 2 группы: 1) молодые люди, закончившие жизнь самоубийством и 2) молодые люди не склонные к совершению суицидальных поступков.

С помощью контент-анализа было проанализировано содержание данных аккаунтов -различные слова и фразы (как свои собственные, так и взятые из различных пабликов) размещенные на стене в открытом доступе, контент, взятый из раздела «личная информация», статусы, кроме того было уделено внимание картинкам, фотографиям и аудиозаписям.

Контент анализ содержал следующие категории - система отношений, восприятие жизни, восприятие смерти, смысл жизни, Образ Я, планы. Система отношений разделялась на отношение к родителям, отношение к друзьям, были выделены негативные и позитивные аспекты. В качестве единиц контент-анализа фигурировали слова, словосочетания, отдельные законченные предложения.

В результате исследования были получены следующие значения:

Рисунок 1. Напряженность различных смысловых категорий молодых людей не склонных к суицидальному поведению

планы отношение.

родителям .7%

отношение к социуму 17%

отношение к дружбе 11%

смысл жизни 4%

отношение к любви 23%

планы

■ смысл жизни

■ образ Я

■ восприятие смерти

восприятиеосприятие жизни смерти

0% отношение к любви

■ отношение к дружбе

■ отношение к родителям

■ отношение к социуму

Как видно из диаграммы, наиболее напряженными категориями для «нормальных» молодых людей оказываются такие категории как «Образ Я», «Отношение к социуму», «Отношение к любви». Данные смысловые группы для этого возраста становятся центральными. Молодой человек ищет себя в разных отношениях, пытается определить «Кто Я», «Зачем Я», «Кто мои друзья и враги». Это вопросы личностного самоопределения. И не случайно, высказывания относительно этих сфер так часто встречается на страницах молодых людей.

Рисунок 2. Напряженность различных смысловых категорий у суицидентов

На круговой диаграмме наглядно проиллюстрированы сходства и различия в долях смыслообразующих категорий, выявленных в записях суицидентов и подростков, не склонных к суицидальному поведению. Как в первом, так и во втором случае наибольшее количество упоминаний посвящено теме любви, что характерно для данной возрастной группы. У молодых людей в этом возрасте появляется стремление к близости с человеком противоположного пола (вступление в генитальную стадию по Фрейду - период активного поиска партнера и создания семьи), и данная проблема является, пожалуй, одной из самых волнующих для юношей и девушек.

Практически одинаковые доли, как в первой, так и во второй группе занимают «отношение к социуму» в целом, «образ Я» и «восприятие жизни». Такое распределение подтверждает положения психологов о значимости проблемы самоопределения в этом возрасте. Пятая стадия по Эриксону (11-20 лет) - ключевая для приобретения чувства идентичности. Слободчиков В.И. называет данный возраст периодом самоопределения. Как видно из диаграмм вопросы «кем быть» и «каким быть» волнуют юношей и девушек как суцидентов, так и не склонных к аутоагрессивному поведению практически в одинаковой степени (13% и 16% соответственно). Приблизительно в таком же процентном соотношении представлены категории «восприятие жизни» (14 и 17%) и «отношение к социуму в целом» (14 и 17%). Этот возраст связан с мучительными поисками себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы. В этой связи представляется вполне логичным, что большое внимание в своих высказываниях молодые люди посвящают той реальности, в которой они существуют и людям, которые их окружают.

Что касается различий, показательны упоминание в высказываниях представителей обеих групп «планов на будущее», «смыслы жизни» и рассуждений на тему смерти. Молодые люди не склонные к суицидальному поведению затрагивали тему планов на будущее в 5 раз, а тему смысла жизни в 2 раза чаще, чем юноши и девушки, покончившие жизнь самоубийством, что может свидетельствовать о том, что проблема будущего и смысла жизни, волнующие здоровых молодых людей, для суицидентов не представляли такого интереса, как для людей из контрольной группы. Можно предположить, что человек, который не может найти себе места в сегодняшнем, не особенно озабочен тем, что с ним случится в будущем. Кроме того, интересен тот факт, что в высказываниях суицидентов достаточно большую долю занимает тема смерти, которая практически не упоминается во второй группе. Действительно, аккаунты молодых людей, покончивших жизнь самоубийством изобилуют размышлениями и фантазиями на тему собственной гибели или убийства окружающих. «Кладбище. Идет сильный дождь. Все мокнут, а я лежу в теплом уютном ящике», «каждое утро думай о том, как будешь умирать», «мой корабль идет в такие теплые объятия смерти», «мы все равно все сдохнем», «жизнь, это очередь за смертью, но некоторые лезут без очереди», «но я лишь время убиваю, а так хотелось бы людей»- вот лишь некоторые высказывания

со страниц людей, добровольно ушедших из жизни.

Для оценки различий между двумя выборками был использован U - критерий Ман-на-Уитни. В результате вычислений, произведенных в программе STATISTICA были получены следующие результаты: не было найдено значимых различий в категориях «негативный образ «Я», «негативное восприятие смерти», «позитивное отношение к любви», «негативное отношение к любви», «негативное восприятие жизни», «негативное отношение к дружбе», «негативное отношение к родителям».

Что касается образа «Я», в ходе исследования было выявлено, что молодые люди, как первой, так и второй группы склонны отзываться о себе скорее в позитивно, нежели негативно, хотя и встречались фразы, указывающие на заниженную самооценку, самобичевание («ненавижу себя», «вспоминаю, что я дебил и все становится на свои места», «мой диагноз- патологический долбое*изм») положительные оценки себя все же доминировали.

В субкатегории «негативное восприятие смерти» значимых различий не обнаружилось в силу того, что высказывания о смерти в негативном ключе («боюсь смерти», «не хочу умирать», «только неудачники просят о смерти») практически отсутствовали в контенте ак-каунтов молодых людей как первой, так и второй группы (в высказываниях суицидентов образ смерти был романтизирован, смерть часто представлялась как нечто притягательное, как избавление от невыносимых мук бытия, тогда как в высказываниях молодых людей, не склонных к самоубийству, упоминаний о смерти вообще практически не встречалось). Что касается таких субкатегорий как «негативное отношение к любви», «позитивное отношение к любви» значимых различий также не обнаружилось. На наш взгляд это связано с тем, что данный жизненный период в принципе для подавляющего большинства молодых людей характеризуется стремлением к близости с человеком противоположного пола. Это период первой влюбленности - период головокружительных «взлетов», эмоциональных взрывов, период идеализации и преклонения перед объектом своей влюбленности и надежд на взаимность часто сменяющийся жестокими разочарованиями и оглушающим отчаянием. «Близость - это всегда раскрытие, всегда меньшая защищенность, уязвимость для мнения и оценки со стороны других»[Доценко Е.Л, 2009]. Здесь неизбежны трудности и разочарования (отсутствие взаимности, измена, недопонимание). Поэтому категория любви является самой «напряженной» как для первой, так и для второй группы. Страницы как суициден-тов, так и молодых людей не склонных к самоубийству наполнены фразами, характеризующими как любовь в целом, так и собственные отношения в частности как в позитивном («самое уютное место в объятиях любимого человека», «любая любовь правдива и красива», «хочу остаться с ним до конца жизни»), так и в негативом ключе («не надо этой лживой любви», «такого количества м*даков я не выдержу», «Хватит! Налюбилась!!!»).

Не было найдено значимых различий и в категории «негативное отношение к жизни». На наш взгляд, это связано с тем, что количество упоминаний о жизни в негативном аспекте было сравнительно небольших как в первой, так и во второй группах. Что касается суи-цидентов, больше внимания на их страницах было уделено позитивному восприятию смерти, нежели негативному отношению к самой жизни, хотя подобные высказывания все же встречались («вся наша жизнь - это одно длинное самоубийство», «Вся наша жизнь - череда потерь: девственность, мечты, идеалы, доверие к людям», «все достало, я устала»). В контрольной группе также встречались высказывания в негативном ключе, однако при анализе контекста становится очевидным, что чаще всего такого рода упоминания появлялись в сильных стрессовых ситуациях (к примеру, касающихся выпускных квалификационных экзаменов, расставания с любимым человеком и т. п.).

Фраз и словосочетаний характеризующих категории «негативное отношение к дружбе» и «негативное отношение к родителям» также было крайне мало в контентах страниц молодых людей как первой, так и второй группы. Юноши и девушки обеих групп были более склонны с теплотой отзываться как о родителях, так и о своих друзьях ( «хочу умереть, но нельзя, маму жалко», «на мам надо молиться», «ангелы бывают- просто на Земле их называют мама», «друзья- самое светлое», «порву за друзей»).

Негативные высказывания также встречались, но скорее в порядке исключения («мать- сука злое*учая», «я для своих родителей не существую», «друзья - персональные стервятники»).

Отсутствовали также различия в субкатегории «позитивное отношение к дружбе», нами было отмечено, что в целом, за редким исключением суициденты также тепло относились к своим друзьям и уделяли им в своих высказываниях столько же внимания, что и молодые люди не склонные к совершению суицидальных поступков.

Значимые различия были обнаружены в следующих категориях и субкатегориях:

Таблица 1. Уровень выраженности категории «планы» (в количестве упоминаний)

Общая сумма баллов р-^е1

суициденты 11 0,000012

несуициденты 42

Молодость - возраст, когда человек строит планы на будущее. Но эти планы возможны только тогда, когда человеку хорошо в настоящем. Если человек недоволен настоящим, оно волнует его и не дает возможности посмотреть в будущее. В таблице №1 представлено количество упоминаний в категории «планы». Люди склонные к самоубийству достаточно редко говорят о том, что они хотят осуществить в ближайшем будущем.

Молодые люди не склонные к суицидальному поведению гораздо чаще строят планы и гораздо больше озабочены своим будущим, нежели суициденты. При этом, как минимум половина молодых людей суицидентов вообще не затрагивали в своих виртуальных высказываниях тему планов на будущее. Пессимистическая личностная установка на перспективы выхода из кризиса, который переживает подросток, порождает суицидальные мысли и намерения, состояния депрессии, тревоги, чувство вины, подготовка и реализация суицидальных действий. Безусловно, эти личностные особенности не дает возможность даже думать о будущем . Кроме того, можно предположить, что человек, который не может найти себе места в сегодняшнем, не особенно озабочен тем, что с ним случится в будущем.

Таблица 2. Уровень выраженности категории «смысл жизни» (в количестве упоминаний)

Общая сумма баллов Р-^е1

суициденты 17 0,005206

несуициденты 31

Контенты страниц молодых людей не склонных к суицидальному поведению содержат гораздо больше упоминаний о смысле жизни. На страницах суицидентов действительно достаточно редко встречаются рассуждения на данную тему и в их виртуальных высказываниях не чувствуется истинной заинтересованности, желания понять «кто я» и «зачем я» («смысл жизни - это вопрос запрещенный для меня», «не думаю я о смысле жизни и никому не совету», «живу, чтобы жечь, жгу, чтобы жить»). Самосознание суицидента отличается эгоцентризмом. Об эгоцентризме при суицидальном поведении говорит уже тот факт, что в этом кризисном состоянии человек весь погружен в себя, свои мучительные переживания, свои страдания, а все остальное перестает существовать.

Таблица 3. Уровень выраженности категории «позитивный образ Я»

(в количестве упоминаний)

Общая сумма баллов Р-^е1

суициденты 75 0,042602

несуициденты 104

В контентах аккаунтов по меньшей мере половины суицидентов встречается не больше одной фразы, характеризующей ими самих себя с положительной стороны.

Это согласуется с исследованием Гроллмана, который отмечает наличие неадекватной самооценки у юношей и девушек склонных к суициду: «Молодые люди, предпринимающие попытки самоубийства, часто отличаются сниженной самооценкой, испытывают чувства малоценности и ненужности»[Гроллман 1998,с 28]. На важность адекватной самооценки указывает также и П.В. Зязюлькин: « Если у подростков нет положительного отношения к себе, они не ценят в достаточной мере жизнь и готовы с ней расстаться»[ Зязюлькин 2009, 134]

Таблица 4. Уровень выраженности категории «позитивное восприятие смерти»

(в количестве упоминаний)

Общая сумма баллов Р-^е1

суициденты 77 0,000104

несуициденты 0

В группе молодых людей, не склонных к совершению суицидальных поступков нет ни единого упоминания о смерти, как о явлении, вызывающем положительные эмоции. На страницах суицидентов, напротив, можно найти множество высказываний, в которых смерть представляется как некий переход в другой, манящий и загадочный мир, мир вечного покоя, без тщетной суеты и повседневных жизненных проблем. При этом суициденты как будто бы и не задумываются, что смерть - это окончание существования, конец всего. В фантазиях молодых людей смерть предстает как некое состояние долгожданного комфорта и вечного блаженства. («Кладбище. Идет сильный дождь. Все мокнут, а я лежу в теплом уютном ящике», «в этот момент, когда конец уже близок-она, наконец, чувствует, что она возвращается домой», «для себя я хочу вековой покой и тишину... смерть»). Многие из них в своих фантазиях как бы наблюдают со стороны за процессом собственных похорон и горем близких, дают им напутствие («Не забывай моих последних дней. Пойми меня, когда меня не станет»). Отдельные фразы поражают кровожадностью и неприкрытой аутоагрессией («прелесть вакуумных наушников в том, что когда тебя собьет машина, ты не услышишь хруст своих костей и разбрызгивания крови по асфальту», «После прыжка, через пару мгновений наступает смерть, и ты висишь с отрубленной головой, поливая кровью всех мимо проходящих»).

Таблица 5. Уровень выраженности категории «позитивное восприятие жизни»

(в количестве упоминаний)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общая сумма баллов Р-^е1

суициденты 68 0,002471

несуициденты 112

Суициденты примерно в 2 раза реже говорят о жизни в позитивном ключе. Фразы, свидетельствующие о ярких, положительных эмоциях по отношению к жизни и ко всему окружающему можно было увидеть лишь у 25% суицидентов. При этом, у молодых людей, склонных к совершению суицидальных поступков, выражены экстрапунятивные реакции (причина неудач видится в окружающей ситуации), «человек смотрит на мир глазами «ребенка» (проявляются инфантилизм и незрелость, недостаточная оценка ситуации)»[Дорохов 2007, с.39].

Мы обнаруживаем преобладание позитивных высказываниях в контентах аккаун-тов в группе «несуидентов». Вместе с тем в субкатегории «негативное восприятие жизни» значимых различий, как было указано выше, обнаружено не было. В высказываниях молодых людей, не склонных к аутоагрессивному поведению действительно превалирует позитивный взгляд на жизнь («и хватит париться, живи как нравится», «любите жизнь и она полюбит вас»), в высказываниях суицидентов также присутствуют фразы характеризующие жизнь скорее положительно, но больше с философским уклоном и значительно реже. («Жизнь - как фортепиано. Белые клавиши - это любовь и счастье, черные - горе и печаль. Чтобы услышать настоящую музыку жизни, мы должны коснутся и тех и тех», «побеждает в этой жизни лишь тот, кто победил сам себя»).

Таблица 6. Уровень выраженности категории «позитивное отношение к роди-

телям» (в количестве упоминаний)

Общая сумма баллов Р-^е1

суициденты 35 0,035274

несуициденты 58

В контентах аккаунтов по меньшей мере половины суицидентов полностью отсутствуют упоминания, демонстрирующие позитивное отношение к родителям.

Однако в целом, на страницах как первой, так и второй группы встречаются очень теплые, добрые фразы о родителях («мама -самый красивый человек», «улыбка мамы дороже каждого», «самые искренние глаза у мамы»). Отношения с родителями в принципе становятся напряженными у подростков, а если семья при этом демонстрирует эмоциональную холодность, напряженность, авторитаризм и непонимание подростка, то это становится дополнительным травмирующим фактором. Кроме тог, по мнению многих авторов, подростки, склонные к совершению суицидального поведения, отличаются повышенной чувствительностью; значимостью теплых, эмоциональных связей, искренности взаимоотношений; повышенной значимостью понимания и поддержки со стороны окружающих. В отсутствии этого понимания вопросы «Зачем «Я?», «Каково мое место? , «Кому я нужен» не находят своего ответа.

Таблица 7. Уровень выраженности категории «позитивное отношение к социуму» (в количестве упоминаний)

Общая сумма баллов P-level

суициденты 41 0,000012

несуициденты 120

Количество упоминаний, характеризующих позитивное отношение к социуму во второй группе, значительно превосходит количество упоминаний в первой группе (суициден-ты), что может характеризовать молодых людей не склонных к совершению суицидальных поступков в целом как настроенных более позитивно по отношению к окружающим их людям. Фразы и словосочетания типа «когда видишь в людях счастье, на душе становится теплее», «счастья всем», «люди умирают тогда, когда они забыты» практически не встречается в контентах аккаунтов первой группы.

Помимо прочего, нами было обнаружено, что примерно 85% суицидентов были склонны к избеганию окружающей реальности, существовали в ней скорее формально, на уровне автомата, предпочитали большую часть времени проводить в выдуманном им мире - среди молодых людей, покончивших жизнь самоубийством были ярые поклонники аниме-культу-ры, тяжелой музыки (темами которой часто являются сказки, мифы, легенды, вампирская тематика), поклонники компьютерных игр. На страницах суицидентов можно было встретить такие фразы как «как бы я хотел навсегда остаться в выдуманном мной мире», «я хотел бы жить в сети», «мечта- уйти в тот мир, что в мониторе». Возможно, в тот момент, когда разрывались какие-то невидимые, но очень важные нити, связующие молодых людей с окружающей реальностью (например, ссора с любимым человеком) и принималось роковое решение.

Итогами проведенного исследования стали следующие выводы:

1. Самой напряженной темой для обеих групп стала «отношение к любви».

2. Молодых людей из обеих групп действительно волнует «какие они» и «кто они», однако при этом суициденты в два раза реже говорят о смысле жизни, что может свидетельствовать о проблемах самоопределения. (Не могу понять кто я такой и зачем я). Появляется стремление к избеганию болезненной темы («Смысл жизни - вопрос запрещенный для меня»)

3.Суициденты в 5 раз реже строят планы. Можно предположить, что человек, который не может найти себе места в сегодняшнем, не особенно озабочен тем, что с ним случится в будущем.

4. На страницах молодых людей покончивших жизнь самоубийством значительное место отведено антивитальным переживаниям. В фантазиях молодых людей смерть часто предстает как некое состояние долгожданного комфорта и вечного блаженства.

5. В ходе исследования не было выявлено доминирования негативного отношения к значимым явлениям реальности, однако позитивные эмоции оказались в значительной мере «сглаженными», не настолько ярко выраженными, как у молодых людей из контрольной группы.

6. У подавляющей части суицидентов была выявлена тяга к выдуманным мирам, которые рассматривались как альтернатива убогой и жестокой реальной жизни.

Понимание дифференциальных основ личности подростка позволяет предсказать возможное поведение подростка, его склонность к суицидальному поведению, предотвратить психогенные факторы, способствующие трагическому исходу. Знание особенностей разных типов характера является ключом к пониманию детской психологии, позволит прогнозировать поведение подростка, предвидеть вероятность суицидов.

Основным содержанием работы должно стать ослабление и устранение социальных и социально-психологических предпосылок, способствующих формированию суицидального поведения и сохранению суицидальной обстановки в детских коллективах.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest: We have no conflict of interest to declare.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альбер Камю Миф о Сизифе www.book.atheism.ru

2. Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. Библиотека Якова Кротова. http:// krotov.mfo/library/04_g/ro/lman_01.html

3. Дорохов Г.И. Выявление индивидульно-психологических особенностей личности суицидентов через психолого-лингвистический анализ текстов предсмертных записок. Дипломная работа. Калуга, 2007.-84с.

4. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М: Мысль,1994, 399с.

5. Закондырина В. Аутоагрессивные суицидальные тенденции среди подростков// Наука-Культура-Общество, 2008 №3 с.131-137

6. Зязюлькин П.В., Психолого-педагогическая помощь детям в кризисных ситуациях: методические материалы». - Витебск: ГУО «Витебский областной институт развития образования»,2009-315с.

7. Кони А.Ф. Самоубийство в законе и жизни. - http://yurpsy.com/files/biblio/koni/05.htm

8. Ласый Е.В. Анализ предсмертных записок лиц, умерших вследствие суицида /Е.В. Ласый, М.В. Новодворская // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. - 2011. - № 4 (06). - С. 40 - 55.

9. Майсак Н.В., Потапенко О.В. Суицидальные тенденции подростков субкультуры «эмо». Сайт Ло-гистон. http://flogiston.ru/articles/social/emo

10. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./общ.ред. Л.Я.Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева.-М: Прогресс, 1990.-368с.

11. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. Монография, М:Смысл, 2001.- 132 с.

12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.-344с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.