Научная статья на тему 'Особенности тревожности младших школьников и подростков из неполных семей'

Особенности тревожности младших школьников и подростков из неполных семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
594
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тревожность / полная семья / неполная семья / подростковый возраст / младший школьный возраст / anxiety / full family / incomplete family / adolescence / early school age

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жуина Диана Валериевна, Юсупова Регина Рифатовна

В статье представлен теоретический анализ проблемы формирования личности ребенка, воспитывающегося в неполной семье. Описаны результаты эмпирического исследования по изучению особенностей тревожности младших школьников и подростков из неполных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жуина Диана Валериевна, Юсупова Регина Рифатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents a theoretical analysis of the problem of formation of the personality of the child, was raised in a single-parent family. The results of an empirical study on the characteristics of anxiety in primary schoolers and teenagers from single-parent families.

Текст научной работы на тему «Особенности тревожности младших школьников и подростков из неполных семей»

116

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Жуина Диана Валериевна

Канд. психол. наук, доцент кафедры специальной и прикладной психологии , г. Саранск Юсупова Регина Рифатовна

студентка 6 курса факультета психологии и дефектологии, г. Саранск

АННОТАЦИЯ

В статье представлен теоретический анализ проблемы формирования личности ребенка, воспитывающегося в неполной семье. Описаны результаты эмпирического исследования по изучению особенностей тревожности младших школьников и подростков из неполных семей.

ABSTRACT

The paper presents a theoretical analysis of the problem offormation of the personality of the child, was raised in a single-parent family. The results of an empirical study on the characteristics of anxiety in primary schoolers and teenagers from single-parent families.

Ключевые слова: тревожность, полная семья, неполная семья, подростковый возраст, младший школьный возраст. Keywords: anxiety, full family, incomplete family, adolescence, early school age.

Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии (научные труды А. И. Захарова [5], А. М. Прихожан [6] и

др.).

Как показал теоретический анализ литературы, ученые по-разному трактуют понятие тревожность. В своем исследовании тревожность понимается нами как «черта личности, связанная с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обусловленная постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги» [6, с. 26].

Во многом причины появления тревожности у младших школьников и подростков связаны с семьей и внутрисемейными отношениями. Именно в семейном окружении происходит формирование психики детей [1, с. 12]. Наиболее уязвимой и проблемной в воспитательном плане является неполная семья. Аномалии воспитания в семье как особую причину развития тревожности и неврозов у детей рассмотрены в трудах А. И. Захарова [5], В. И. Гарбузова [2] и др. Исследователи отмечают, что главной особенностью неблагополучной семьи является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений [2, с. 17].

При построении детско-родительских

взаимоотношений неполная семья испытывает трудности, вызванные причинами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Младшие школьники из неполных семей становятся более замкнутыми, агрессивными, тревожными, капризными, имеют заниженную самооценку, склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [4, с. 85]. Подростки из неполных семей испытывают трудности в

установлении отношений с противоположным полом. Как правило, они обладают более высокой тревожностью по всем факторам тревожности: ситуациям связанными со школой, общением с учителями, ситуациями связанные с представлениями о себе и межличностным общением [3, с. 78].

Для изучения тревожности младших школьников и подростков из неполных семей нами было проведено эмпирическое исследование. Исследование проводилось на базе МОУ «Средняя образовательная школа J№3» г. Саранска. В качестве испытуемых выступили младшие школьники (средний возраст - 8-9 лет) и подростки (средний возраст -12-13 лет) в количестве 24 человек. Из них 12 человек -дети младшего школьного возраста из неполных семей, и 12 человек - подростки из полных семей.

В исследовании был использован следующий психодиагностический инструментарий: методика

«Изучение тревожности» Ч.Д. Спилбергера, методика «Шкала явной тревожности CMAS» (адаптация А.М. Прихожан), метод математической статистики - ф* -критерий углового преобразования Фишера.

По данным, полученным в ходе проведения методики Спилбергера по изучению тревожности было выявлено, что у младших школьников из неполных семей преобладающим является высокий уровень личностной (10 чел. - 83,3%;) и ситуативной (6 чел. - 50%) тревожности. У подростков из неполных семей преобладающим является умеренный уровень личностной (10 подростков - 83,3%) и ситуативной (9 подростков - 75%) тревожности.

Статистически значимые различия по ситуативной и личностной тревожности между младшими школьниками и подростками из неполных семей обнаружены по умеренному и высокому уровню личностной и ситуативной тревожности (по критерию Фишера - ф < 0,01). Данные представлены в таблице 1.

117

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица 1.

Сравнительные показатели личностной и ситуативной тревожности у младших школьников и подростков из

неполных семей

Испытуемые Личностная тревожность Ситуативная тревожность

низкая умеренная высокая низкая умеренная высокая

младшие школьники 1 (8,3%) 1 (8,3%) 10 (83,3%) 2 (16,7%) 4 (33,3%) 6 (50%)

подростки 1 (8,3%) 9 (75%) 2 (16,7%) 1 (8,3%) 10 (83,3%) 1 (8,3%)

ф* 0 3,699** 3,571** 1,134 2,621** 2,418**

В ходе проведенного исследования по методике «Шкала явной тревожности CMAS» были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Сводные данные результатов методики «Шкала явной тревожности CMAS» у младших школьников и подростков из

неполных семей

Уровень тревожности Младшие школьники из неполных семей Подростки из неполных семей ф*

Нормальный 1 (8,3%) 4 (33,3%)

Несколько повышенный 1 (8,3%) 5 (41,7%) 2,319**

Явно повышенный 5 (41,7%) 2 (16,7%) 1,377

Очень высокий 5 (41,7%) 1 (8,3%) 2,319**

Результаты таблицы 2 свидетельствуют, что большинство младших школьников из неполной семьи характеризуются явно повышенным и очень высоким уровнем тревожности (по 5 чел. - 41,7%), тогда как у подростков из неполной семьи преобладает несколько повышенный (5 чел. - 41,7%) и нормальный (4 чел. - 33,3%) уровень развития тревожности.

Различия являются статистически значимы по несколько повышенному и очень высокому уровням тревожности (ф < 0,01).

Таким образом, в ходе проведенного исследования было установлено, что неполная семья является одним из факторов влияния возникновения тревожности как у младших школьников, так и у подростков. Именно в семье дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном общении. Возможно, дефицит теплых, дружеских взаимоотношений в семье и приводит к некой социальной дезадаптации детей из неполных семей в окружающем мире.

Список литературы:

• Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: Персе, 2001.

- 35 с.

• Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1999. - 44 с.

Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей • в неполной семье. М. : Социология семьи, 2001. -187 с.

• Жуина Д.В., Лабурина Ю.Ю. Психологическая адаптация к дошкольному учреждению детей из полных и неполных семей // материалы XIX международной заочной научно-практической конференции «Инновации в науке» (22 апреля 2013 г.). - Новосибирск: Изд. СибАК, 2013. - С. 84-89.

• Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. М.: Союз, 2002. - 82 с.

• Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. М.: Гуманит, 2001. - 46 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.