Научная статья на тему 'Особенности трансформации системы управления лесами в Украине'

Особенности трансформации системы управления лесами в Украине Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
245
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ / ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КОРПОРАТИЗАЦИЯ / TIMBER COMPLEX / FOREST MANAGEMENT / REGULATORY BODY / TRANSFORMATION / FORESTRY ENTERPRISE / CORPORATIZATION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Шубалый А. М.

Основы системы управления лесами в Украине были заложены еще в условиях плановой экономики. Проведенный с использованием историко-системного метода анализ особенностей организации системы управления лесами показал, что, начиная с 30-х гг. ХХ века, в Украине не было специализированного государственного органа управления лесным хозяйством. Соответствующие функции выполняли управления в составе органов управления промышленностью или сельским хозяйством. Только в 1966 г. было создано Министерство лесного хозяйства, которое во времена независимости Украины было реформировано в Государственный комитет лесного хозяйства. В настоящее время в Украине нет единого государственного органа управления лесами, а после последней трансформации Государственное агентство лесных ресурсов Украины имеет значительно меньшие полномочия. Обосновано, что в условиях рыночных отношений необходимо провести ряд трансформационных процедур с целью ликвидации бюрократизма, повышения роли региональных органов управления, формирования единого центра принятия решения путем концентрации функций управления лесами в одном ведомстве Государственном агентстве лесных ресурсов Украины. Предложено разделить лесохозяйственную и перерабатывающую сферы деятельности комплексных государственных лесохозяйственных предприятий путем проведения корпоратизации. На базе сформированных акционерных обществ целесообразно создать государственные региональные акционерные лесоперерабатывающие холдинговые компании. Предложено создать национальную акционерную компанию «Леса Украины», которая будет заниматься сугубо хозяйственной деятельностью, связанной с ведением семенного хозяйства, посадкой, уходом, заготовкой и хранением лесопродукции с целью получения прибыли на основе самоокупаемости. Лесничества станут государственными учреждениями и выполнять только регулирующие и контрольные функции в сфере охраны и защиты леса. Создание специализированных лесопромышленных бирж будет способствовать организации прозрачного рынка лесосырья и лесопродукции на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Шубалый А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentals of forest management system in Ukraine had been already laid in times of planned economy. Conducted analysis using historical and systemic method of of the characteristics of the organization of forest management has shown that since the 30-ies of XX century Ukraine hasn’t had a specialized state forestry agency. Respective functions were performed by departments being a part of industry or agriculture regulatory bodies. Only in 1966 the Ministry of Forestry was established, later reformed to the State Forestry Committee in conditions of Ukraine’s independence. Currently there is no single state body of forest management in Ukraine, and after the last transformation of the State Forest Resources Agency of Ukraine, it has lost the majorityof its authority. It is proved that in the market economy conditions, it is necessary to carry out a number of transformation procedures to eliminate bureaucracy and increase the role of regional regulatory bodies, to form a single center of decision-making by concentrating forest management functions in one agency the State Forest Resources Agency of Ukraine. It is offered to divide forestry and processing sectors of activity of complex state forest enterprises by means of corporatization. On the basis of formed joint-stock companies, it is appropriate to establish the state regional joint stock holding wood processing companies. It is suggested to create a state joint-stock company «Forests of Ukraine», which is to deal with purely economic activities related to seed farming, planting, care, harvesting and timber storage for profit on a self sufficiency basis. The forestries are to be government-owned institutions performing only regulatory and supervisory functions in the field of forest protection. Creation of specialized timber exchanges will facilitate the organization of transparent market of forest raw material resources and products at the regional level.

Текст научной работы на тему «Особенности трансформации системы управления лесами в Украине»

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

References

1. Erokhina VI. [et al.]. Ozelenenie naselennykh mest: spravochnik [Greening of localities]. Moscow, Stroyizdat Publ., 1987. 480

p.

2. Rekul’tivatsiya peschanykh kar’erov v Roshchinskom lespromkhoze [Reclamation of sand pits in the Roshinsky lespromhoz]. Moscow, Gosleskhoza USSR Publ., 1981. 6 p

3. Vasil’eva N.P., Kaar E.V Metody i napravleniya lesovosstanovleniya v tekhnogennykh landshaftakh [Methods and areas of reforestation in technogenic landscapes]. Programma i metodika izucheniya tekhnogennykh biogeotsenozov [Program and methods of the studies of technogenic biogeocenosis]. Moscow, Nauka Publ., 1978, pp. 159-165.

4. Osobo okhranyaemyeprirodnye territoriiKostromskoy oblasti [Protected areas in Kostroma region]. Kostroma, 2002. 114 p.

5. Postanovlenie Glavy goroda Kostromy ot 15.07.2008 g. N 1290 «Ob utverzhdenii Perechnya ozelenennykh territoriy goroda Kostromy» [Resolution of the Head of the Kostroma city 15.07.2008 N 1290 «About the adoption of the list of green areas of the Kostroma city»].

6. Yunatov A.A. Tipy i soderzhanie geobotanicheskikh issledovaniy. Vybor probnykh ploshchadey i zalozhenie ekologicheskikh profiley [Types and contents of geobotanic research. The selection of plots and the inception of environmental profiles]. Polevaya geobotanika [Field geobotany]. Moscow-Leningrad, Nauka Publ., 1964, Vol. 3, pp. 9-36.

7. Anuchin N. P. Lesnaya taksatsiya: uchebnikdlya vuzov [Forest inventory: textbook for high schools]. Moscow, VNIILM Publ., 2004. 552 p.

8. Sanitarnye pravila v lesakh Rossiyskoy Federatsii [Sanitary rules in the forests of the Russian Federation]. Moscow, Federal Forestry Service of the Russian Federation Publ., 1998. 25 p.

9. Nikonov, M. V Lesovodstvo [Forestry]. Saint-Petersburg, LAN’ Publ., 2010. 224 p.

10. OST 56-100-95. Metody i edinitsy izmereniya rekreatsionnykh nagruzok na lesnye prirodnye kompleksy [Methods and units of recreational pressure on forest natural complexes]. Moscow, VNIILM Publ., 1995. 12 p.

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ В УКРАИНЕ

А.М. ШУБАЛЫЙ, доц. каф. прикладной статистики и экономии труда Луцкого национального технического университета, канд. экон. наук

shubalyi@mail. ru

Луцкий национальный технический университет, Украина г. Луцк, ул. Львовская,75

Основы системы управления лесами в Украине были заложены еще в условиях плановой экономики. Проведенный с использованием историко-системного метода анализ особенностей организации системы управления лесами показал, что, начиная с 30-х гг. ХХ века, в Украине не было специализированного государственного органа управления лесным хозяйством. Соответствующие функции выполняли управления в составе органов управления промышленностью или сельским хозяйством. Только в 1966 г. было создано Министерство лесного хозяйства, которое во времена независимости Украины было реформировано в Государственный комитет лесного хозяйства. В настоящее время в Украине нет единого государственного органа управления лесами, а после последней трансформации Государственное агентство лесных ресурсов Украины имеет значительно меньшие полномочия. Обосновано, что в условиях рыночных отношений необходимо провести ряд трансформационных процедур с целью ликвидации бюрократизма, повышения роли региональных органов управления, формирования единого центра принятия решения путем концентрации функций управления лесами в одном ведомстве - Государственном агентстве лесных ресурсов Украины. Предложено разделить лесохозяйственную и перерабатывающую сферы деятельности комплексных государственных лесохозяйственных предприятий путем проведения корпоратизации. На базе сформированных акционерных обществ целесообразно создать государственные региональные акционерные лесоперерабатывающие холдинговые компании. Предложено создать национальную акционерную компанию «Леса Украины», которая будет заниматься сугубо хозяйственной деятельностью, связанной с ведением семенного хозяйства, посадкой, уходом, заготовкой и хранением лесопродукции с целью получения прибыли на основе самоокупаемости. Лесничества станут государственными учреждениями и выполнять только регулирующие и контрольные функции в сфере охраны и защиты леса. Создание специализированных лесопромышленных бирж будет способствовать организации прозрачного рынка лесосырья и лесопродукции на региональном уровне.

Ключевые слова: лесной комплекс, система управления, управление лесами, орган управления, трансформация, лесохозяйственное предприятие, корпоратизация.

В лесном комплексе Украины сложная система управления, основы которой были заложены еще в условиях плановой экономики, неравномерностью территориального размещения сырьевой и производственно-технической базы, разнообразием организационно-право-

вых форм хозяйствования и отраслей специализации, отсутствием единого органа управления всеми процессами, происходящими в этой сложной эколого-экономической системе.

По уровню лесистости территории Украина относится к малолесистым странам. Это

116

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2014

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

связано во многом с природно-климатическими условиями лесовосстановления, а также с тем, что длительный период неэффективной была государственнаяполитика по расширению площади лесов и тем самым наращиванию лесоресурсного потенциала. Поэтому неудивительно, что по уровню лесистости Украина уступает даже тем странам, которые в начале ХХ в. были малолесистыми, но в результате целенаправленных действий по стимулированию лесоразведения значительно повысили уровень лесистости - это Франция, Испания, Турция. Значительная дифференциация также наблюдается в разрезе основных природно-климатических зон Украины: высокий уровень лесистости (42 %) наблюдается в зоне Карпат, а самый низкий - в зоне Степи (5,3 %). Высоким уровнем лесистости отмечается также зона Полесья - 26,8 %. Такое распределение уровня лесистости территории в значительной мере определяет и уровень мощностей лесопроизводственного комплекса в отдельных административнотерриториальных единицах Украины.

Согласно украинской классификации видов экономической деятельности, лесной комплекс объединяет следующие основные виды экономической деятельности на уровне разделов и групп: охота; лесное хозяйство и связанные с ним услуги; переработка и консервирование овощей и фруктов (в том числе древесных соков, ягод, грибов и других продуктов леса), обработка древесины и производство изделий из древесины, кроме мебели, производство бумажной массы, бумаги и картона (в том числе химико-термомеханической древесной массы), производство основной химической продукции (в том числе древесного угля). В то же время, следует отметить, что в настоящее время в Украине нет единого государственного органа управления всеми процессами, которые происходят в лесном комплексе. Во времена плановой экономики в начале 1930 г. лесное хозяйство было объединено с лесной промышленностью. Основные заготовители древесины были освобождены от платы за нее, рубить лес стали исходя из заказов потребителей древесины. В последующие 30 лет основной задачей лесного хозяйс-

тва было обеспечение древесиной народного хозяйства. Индустриализация, коллективизация, война, восстановление разрушенного хозяйства - все это требовало древесины, и лес снова рубили по необходимости.

Отдельного, специализированного государственного органа управления лесами и лесным хозяйством в этот период не было. Соответствующие функции выполняли управления в составе органов управления промышленностью или сельским хозяйством. При этом подчиненность лесного хозяйства и структура управления менялись каждые 2-3 года. Это негативно повлияло на состояние лесов, проявилось в резком уменьшении пригодных к эксплуатации лесов в равнинных регионах Украины. Потребность Украины в лесных ресурсах удовлетворялась за счет ввоза древесины в основном из России и Беларуси.

В 1966 г. было создано Министерство лесного хозяйства, которое согласно Указу Президента № 732/ 97 от 29.07.1997 г. [1] было реформировано в Государственный комитет лесного хозяйства (Госкомлесхоз), деятельность которого направлялась и координировалась Кабинетом министров Украины через Министерство охраны окружающей природной среды.

С целью оптимизации системы органов государственной власти в Украине в декабре 2010 г. на основании соответствующего Указа Президента Украины [2] центральным органом исполнительной власти в сфере лесного и охотничьего хозяйства вместо Министерства экологии и природных ресурсов Украины было определено Министерство аграрной политики и продовольствия Украины, а на базе Государственного комитета лесного хозяйства Украины создано Государственное агентство лесных ресурсов Украины (Гослесагентство), которое является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины через министра аграрной политики и продовольствия Украины, который входит в систему центральных органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере лесного и охотничьего хозяйства.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2014

117

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Полномочия Гослесагентства ограничены по сравнению с возможностями Госком-лесхоза, поскольку среди основных его задач оставлены только:

1) внесение предложений по формированию государственной политики в сфере лесного и охотничьего хозяйства;

2 ) реализация государственной политики в сфере лесного и охотничьего хозяйства.

Среди изъятых можно выделить полномочия по осуществлению государственного управления, регулированию и контролю в сфере лесного и охотничьего хозяйства, а также разработки и организации выполнения государственных и региональных (местных) программ в сфере охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесных ресурсов, участия в разработке и выполнении программ по вопросам охраны, использования и воссоздания охотничьих животных, развития охотничьего хозяйства.

Согласно новому Положению [3], Гослесагентство также не обеспечивает бюджетное финансирование, распределение и контроль за целевым использованием бюджетных средств и материальных ресурсов, но оставлены полномочия по принятию решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной собственности, которые относятся к сфере его управления. Также ограничены полномочия по осуществлению функций регулирования и контроля в сфере лесного и охотничьего хозяйства, которые были характерны для Гос-комлесхоза [4]. Основное внимание в новом положении акцентируется на осуществление функций по управлению объектами государственной собственности - лесохозяйственными предприятиями. В сфере непосредственного подчинения Гослесагентства находятся областные управления лесного и охотничьего хозяйства и Республиканский комитет Авто-номнои Республики Крым по лесному и охотничьему хозяйству, которые являются его территориальными органами. Они способствуют обеспечению формирования и реализации государственной политики в сфере лесных

отношений и ведения лесного и охотничьего хозяйства и охоты на территории соответствующей области.

Основными задачами региональных органов управления в этой сфере являются:

- участие в содействии формированию и реализации государственной политики в сфере лесных отношений и ведения лесного и охотничьего хозяйства и охоты на территории области;

- осуществление государственного управления и контроля, межотраслевой координации и функционального регулирования в области ведения лесного и охотничьего хозяйства и охоты;

- участие в организации ведения государственного лесного кадастра и государственного кадастра охотничьих животных;

- организация осуществления лесоустройства и упорядочение охотничьих угодий , мониторинга лесов и охотничьих животных;

- участие в разработке и организации выполнения государственных и региональных (местных) программ в сфере охраны, использования, воспроизводства лесов и животного мира, побочных пользований и развития сети лесных дорог, туризма, заповедности территорий [5].

К сфере подчинения областных управлений лесного и охотничьего хозяйства относятся ряд субъектов хозяйственной деятельности: 232 государственных лесохозяйственных предприятия, 50 лесоохотничьих хозяйств, 15 охотничьих хозяйств, 6 природных заповедников, 3 национальных парка и 23 других специализированных предприятия (лесосеменные станции, радиологические лаборатории, перерабатывающие предприятия и др.). В прямом подчинении Госкомлесхоза находятся также ряд учреждений и организаций, которые выполняют отдельные функции: научно-исследовательские, проектные организации, учебные заведения (УкрНИИЛХА, УкрНИИгорлес, «Укрцентркадастрлес», ПО «Укргослеспро-ект», «Укрдипролес», «Харьковгипроагро-лес», НИЦ лесоуправления, 8 учебных заведений), специализированные предприятия и организации («Укргослеснасинспекция»,

118

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2014

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Украинская государственная база авиационной охраны лесов, Государственное предприятие «Крона», Государственные предприятия «Дубрава», «Схидлесоохрана», «Захидлесо-охрана», «Центрлесоохрана»), а также другие предприятия непосредственного подчинения (Шацкий национальный природный парк, Те-теревский опытно-производственный гослесхоз, Севастопольское государственное лесоохотничье хозяйство) [6].

Еще в 70-х гг. в условиях плановой экономики в лесообеспеченных регионах Украины создавались межхозяйственные лесхозы на основе объединения лесов, находившихся на территории нескольких колхозов, которые стали паевыми участниками новых образований и получали льготные условия получения продукции этих предприятий. Характерной особенностью межхозяйственных лесхозов стало также то, что они получили в пользование худшие по качественным характеристикам (основные объемы заготовки древесины проходили в порядке рубок ухода за лесом), по сравнению с гослесхозами, лесные ресурсы и не находились в сфере подчинения органов управления лесным хозяйством, а относились к аграрной сфере. В условиях плановой экономики, когда процессы снабжения, производства и сбыта продукции, а также направления капитальных инвестиций были четко регламентированы плановыми органами, межхозяйственные лесхозы на уровне отдельного региона развивалась как отдельная производственно-хозяйственная структура по обеспечению потребностей сельхозпроизводителей и местных общин. В сложных условиях рыночной трансформации экономики межхозяйственные лесхозы стали самостоятельными субъектами хозяйствования, которые, как и гослесхозы, были наделены правом не только постоянного пользования лесными ресурсами, но и получили право собственности на заготовленное лесосырье. Развивая перерабатывающую базу, они также стали полноправными субъектами рыночных отношений, создав конкуренцию гослесхозам, в том числе и на зарубежном рынке.

Распространенной во многих областях Украины была ситуация, когда в пределах од-

ного административного района конкурировали гослесхоз и межхозяйственный лесхоз. Но отсутствие надлежащего государственного надзора и контроля за деятельностью межхозяйственных лесхозов привели к тому, что достижение достаточно высоких (по сравнению даже с некоторыми гослесхозами) показателей эффективности работы стало следствием экстенсивного лесопользования, что противоречит базовым принципам и целевым ориентирам лесной политики Украины, в основу которой положены принципы перехода к устойчивому управлению лесами.

За последние годы в системе межхозяйственных лесхозов происходила масштаб-наяреструктуризация. На базе межхозяйственных лесхозов создавались государственные лесохозяйственные предприятия, а также коммунальные лесохозяйственные предприятия и хозяйственные общества (что противоречит действующему законодательству), которым было передана лесохозяйственная сфера. Они находятся на полном бюджетном финансировании. А перерабатывающие подразделения большинства этих предприятий трансформировались в хозяйственные общества или частные предприятия. Следствием этих преобразований, происходивших без участия центрального органа управления в сфере лесного хозяйства, стала потеря государственного контроля и непрозрачная «теневая» приватизация уникальных самодостаточных комплексных производственнохозяйственных структур лесного комплекса, которые в условиях дефицита бюджетных средств, как и гослесхозы, реинвестировали доходы от переработки древесины на развитие лесного хозяйства.

Представители межхозяйственных лесхозов отмечали преждевременность принятого решения (постановление Кабинета Министров Украины № 273 от 13.03.2006 г. [7]) о реформировании вышеуказанных предприятий лесной отрасли путем передачи лесов системы Минагрополитики к сфере управления Государственного комитета лесного хозяйства Украины. Ведь на практике это означало ликвидацию системы государственных и коммунальных лесохозяйств, что

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2014

119

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

не согласуется с принципом равенства всех форм собственности - государственной, коммунальной и частной, который закреплен в основных нормативно-правовых актах. По их мнению, сегодня решающим должна стать национальная политика, направленная на поддержку лесохозяйственных предприятий всех форм собственности. Поэтому была создана ассоциация «Украгролес», учредителями которой выступили государственные и коммунальные лесохозяйственные предприятия системы Минагрополитики [8].

В то же время, соответствующие субъекты хозяйствования, находящиеся в прямом подчинении Министерства аграрной политики и продовольствия Украины и непосредственно его областных управлений и объединений «Агролес» на местах, не являются специализированными институтами в сфере лесного хозяйства. То есть под видом отстаивания интересов местных общин и сохранения конкурентной среды в сфере лесного и охотничьего хозяйства происходило масштабное лоббирование ведомственных и корпоративных интересов, идущих вразрез с базовыми принципами и целевыми ориентирами национальной лесной политики.

Вопросы о передаче лесов, подчиненных Министерству аграрной политики и Министерству обороны Украины, активно рассматривались в течение последних лет. В частности, в 2009 г. вышло Распоряжение Кабинета Министров Украины «О совершенствовании порядка управления лесным хозяйством», в котором предусматривалась указанная передача объектов права государственной собственности. Но при отсутствии согласованности между соответствующими органами государственной власти необходимые решения не были реализованы. После этого дополнительно был принят ряд нормативноправовых актов, а именно Указ Президента № 801/2010 «О решении Совета национальной безопасности и обороны от 05.08.2010 г. «О неотложных мерах по предотвращению пожарной опасности в Украине» [9] и протокол № 35 заседания Кабинета Министров от 23.05.2011 г., которым предусмотрена передача лесного фонда Минагрополитики и Мино-

бороны в сферу управления Гослесагентства. В результате работа в этом направлении активизировалась. Точку в этом вопросе должно поставить Распоряжение Кабинета Министров Украины «О передаче целостных имущественных комплексов государственных лесохозяйственных предприятий в сферу управления Государственного агентства лесных ресурсов Украины» от 3 июля 2013 г. № 584-

р. [10], в котором четко поставлено задача - передать имущество 39 госагролесхозов из сферы управления Министерства аграрной политики и продовольствия Украины в сферу управления Государственного агентства лесных ресурсов Украины.

В настоящее время лесохозяйственные предприятия, созданные на базе межхозяйственных лесхозов, несмотря на неоднократные попытки их уклонения от подчинения единому органу управления лесным и охотничьим хозяйством, находятся в стадии реформирования, предусматривающей передачу лесов и целостных имущественных комплексов в подчинение Гослесагентства. Для ускорения этих процессов важно обеспечить общую позицию органов власти областного и местного уровней. Ценный в этом плане опыт Волынской области, где по решению областного совета на базе бывших агролесхозов созданы два государственных лесохозяйственных предприятия, но в данном регионе существует еще пять государственных лесохозяйственных предприятий (бывших агролесхозов), которые находятся в прямом подчинении Минагропроду Украины. Поэтому без переподчинения этих предприятий в рамках единого министерства Гослесагентству Украины процесс реформирования системы управления лесным хозяйством нельзя считать завершенным. Но процесс трансофрма-ции на этом не должен завершиться. Считаем, что для построения действенной системы управления лесами нужно еще провести ряд организационно-экономических преобразований, предусматривающих реорганизацию существующих хозяйственных структур и создание новых интегрированных субъектов хозяйствования, которые будут функционировать на рыночных принципах.

120

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2014

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Первый этап организационно-экономических преобразований в лесном комплексе предусматривает разделение лесохозяйственной и перерабатывающей сфер деятельности комплексных государственных лесохозяйственных предприятий. Принципиальное решение о реорганизации комплексных государственных лесохозяйственных предприятий должно быть принято на уровне Государственного агентства лесных ресурсов Украины. Ведь согласно утвержденному положению [3] на него возложены функции образования, ликвидации и реорганизации предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере его управления. Таким образом, реорганизуя комплексные лесохозяйственные предприятия, ни Гослесагентство, ни областные управления лесного и охотничьего хозяйства не сузят своих полномочий. Но для сохранения интересов государства в сфере лесопереработки и для предотвращения неконтролируемого использования мощной производственно-технической базы целесообразно на определенный период сохранить в государственной собственности имущество перерабатывающих подразделений лесохозяйственных предприятий после реорганизации. Процесс реорганизации этих предприятий предлагается провести путем выделения в отдельные структуры деревообрабатывающих, консервных и других перерабатывающих подразделений комплексных государственных лесохозяйственных предприятий и осуществления их акционирования и преобразования в государственные акционерные общества, т.е. путем проведения корпоратизации. При этом, во избежание чрезмерной бюрократизации системы управления, целесообразно на базе отдельного большого комплексного лесохозяйственного предприятия создавать не более двух отдельных разнопрофильных государственных акционерных обществ (например, одно охватывает все деревообрабатывающие подразделения, а другой - консервный цех и его складские помещения). В результате государственные лесохозяйственные предприятия потеряют статус комплексных, поскольку в их структуре останутся только лесохозяйственные подразделения, которые будут

заниматься семенным хозяйством, посадкой, уходом, охраной и защитой леса, частично заготовкой и хранением лесопродукции. При условии создания надлежащего нормативноправового обеспечения, местное население и представители малых лесозаготовительных предприятий могут создавать лесные кооперативы, которые будут предоставлять государственным лесохозяйственным предприятиям услуги лесозаготовки, хранения и транспортировки древесины.

На втором этапе преобразований предлагается в порядке эксперимента в лесообеспеченном регионе, например в Волынской области, на базе сформированных государственных акционерных обществ создать государственную региональную акционерную холдинговую лесоперерабатывающая компанию, которой будет управлять главная компания холдинга. В состав холдинговой компании как ассоциированные члены могут входить также негосударственные структуры: хозяйственные общества в сфере лесопереработки, коммунальные лесохозяйственные предприятия, частные деревообрабатывающие предприятия сферы малого и среднего бизнеса. Важная роль в условиях рыночных отношений должна отводиться группе обслуживающих предприятий, которые будут выполнять соответствующие функции: компания по разработке и обслуживанию информационных технологий, лизинговая компания, рекламноинформационная и маркетинговая компания, транспортно-логистическая компания.

В данном случае инициатором создания холдинга должны стать государственные лесохозяйственные предприятия, которые в процессе корпоратизации будут реорганизованы в государственные акционерные общества. Они должны подать органу, уполномоченному управлять государственным имуществом, обоснование целесообразности создания государственной холдинговой компании; перечень предприятий и их структурных подразделений, на базе которых предлагается образовать государственную холдинговую компанию и ее корпоративные предприятия; проект устава государственной холдинговой компании. Решение о создании

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2014

121

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

государственной холдинговой компании в процессе корпоратизации и приватизации должен принимать орган, уполномоченный управлять государственным имуществом. Пакеты акций (долей, паев) или другое имущество, переданные в уставный капитал государственной холдинговой компании, будут находиться в государственной собственности и закреплены за ней на праве хозяйственного ведения. Параллельно на этом этапе по подобной схеме предлагается также провести ряд организационно-экономических преобразований и в структуре государственных лесохозяйственных и охотничьих предприятий с целью разделения хозяйственных и контролирующих функций, сосредоточение которых в пределах одного предприятия приводило к непрозрачности деятельности этих структур.

Основные решения по данным преобразованиям должны также быть приняты на общегосударственном уровне. Предлагается на общегосударственном уровне создать национальную акционерную компанию под условным названием «Леса Украины», которая будет иметь региональные подразделения в отдельных областях страны и заниматься сугубо хозяйственной деятельностью, связанной с ведением семенного хозяйства, посадкой, уходом, заготовкой и хранением лесопродукции с целью получения прибыли на основе самоокупаемости. Для этого на региональном уровне нужно провести корпоратизацию государственных лесохозяйственных и охотничьих предприятий, сохранивших организационно-правовую форму хозяйствования в результате первого этапа преобразований, и создать региональные подразделения государственной акционерной компании «Леса Украины». Также предлагается создать на уровне административной области главную компанию, которая будет координировать и регулировать деятельность указанных региональных подразделений. Как самостоятельные структуры, которые должны находиться на полном бюджетном финансировании, предлагается выделить отдельные лесничества, которые должны стать государственными учреждениями и выполнять только регулирующие и контрольные функции в сфере охра-

ны и защиты леса. Эти учреждения останутся в сфере подчинения областных управлений лесного и охотничьего хозяйства [11].

С целью организации совместной взаимовыгодной деятельности двух интегрированных хозяйственных структур, а также других субъектов хозяйствования негосударственного сектора предлагается создать региональные лесопромышленные биржи, которые создадут условия для организации прозрачного рынка лесосырья и лесопродукции на региональном уровне. Следует отметить, что лесопромышленные биржи не будут дублировать функции лесных аукционов, организуемых сегодня Гослесагентством, а обслуживать операции купли-продажи лесосырья, которое не выставляется на лесных аукционах, а также продукции первичной и углубленной деревообработки, продукции предприятий, осуществляющих переработку пищевых ресурсов леса и лекарственного сырья.

Таком образом можно сделать вывод, что структура лесного комплекса Украины сформировалась еще в условиях плановой экономики и отмечается неравномерностью территориального размещения сырьевой и производственно-технической базы, создает объективные ограничения для применения перспективных форм лесохозяйствования, апробированных в зарубежных странах.

Центральным органом государственного управления лесами является Гослесагентство, в непосредственном подчинении которого находятся областные управления лесного и охотничьего хозяйства, республиканский комитет Автономной Республики Крым по лесному и охотничьему хозяйству. В результате первого этапа административной реформы в ведение Гослесагентства было передано межхозяйственные лесхозы, которые находились в системе Минагрополити-ки Украины. Необходимость сосредоточения функций управления лесами в едином органе обусловлена потребностью в разработке унифицированных мер по совершенствованию системы эколого-экономического регулирования восстановления, воспроизводства и охраны лесных ресурсов.

122

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2014

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Создание эффективной системы управления лесами является важнейшей задачей, которая сегодня стоит перед отечественной наукой и практикой. Ведь трансформационные процессы, которые происходили в лесном комплексе Украины начиная с 90-х гг., не дали положительных результатов, а бездействие в будущем может привести к упадку созданной предшествующими поколениями лесоводов инфраструктуры и потери потенциальных выгод, которые может дать в перспективе лесной комплекс национальному хозяйству страны. Поэтому основное внимание в дальнейших исследованиях нужно сосредоточить на дальнейшем обосновании теоретико-методологических положений, которые сформируют базис для решения проблемы совершенствования системы управления лесами в Украине на основе передового опыта соседних стран, в частности Республики Польши и Российской Федерации.

Библиографический список

1. Указ Президента Украины «Об образовании Государственного комитета лесного хозяйства Украины» от 29 июля 1997 г., № 732.

2. Указ Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 9 декабря 2010 г., № 1085/2010.

3. Положение о Государственном агентстве лесных ресурсов Украины : утв. Указом Прези-

дента Украины от 13 апреля 2011 г., № 458 / 2011.

4. Положение о Государственном комитете лесного хозяйства Украины : утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июня 2007 г., № 883.

5. Положение об областных управлениях лесного и охотничьего хозяйства : утв. Приказом Государственного комитета лесного хозяйства Украины 04.07.2007 г., № 223.

6. Государственное агентство лесных ресурсов Украины http://dklg.kmu.gov.ua.

7. Постановление Кабинета Министров Украины «Об итогах социально-экономического развития Украины в 2005 году и меры по улучшению экономической ситуации» от 13 марта 2006 г., № 273.

8. Министерство аграрной политики и продовольствия Украины http://www.minagro.gov.ua.

9. Указ Президента «О решении Совета национальной безопасности и обороны от 05.08.2010 года «О неотложных мерах по предотвращению пожарной опасности в Украине» от 06 августа 2010 г., № 801/2010.

10. Распоряжение Кабинета Министров Украины «О передаче целостных имущественных комплексов государственных лесохозяйственных предприятий в сферу управления Государственного агентства лесных ресурсов Украины» от 3 июля 2013 г., № 584-р.

11. Хвесик, М.А. Комплексне використання люоре-сурсного потенщалу: мехашзм стимулювання, шституцюнальне та шновацшно-швестицшне за-безпечення: Монографiя / М.А. Хвесик, О.М. Шу-балий, Н.М. Василик. - К. : ТЗОВ «ДКС», 2011. - 498 с.

FEATURES OF FOREST MANAGEMENT SYSTEM TRANSFORMATION IN UKRAINE

Shubalyi A.M., PhD, ,Academic rank of Associate Professor Lutsk National Technical University, professor of applied statistics and labor saving

[email protected] 43001, Ukraine, Lutsk, st. Lviv, 75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fundamentals of forest management system in Ukraine had been already laid in times ofplanned economy. Conducted analysis using historical and systemic method of of the characteristics of the organization of forest management has shown that since the 30-ies of XX century Ukraine hasn’t had a specialized state forestry agency. Respective functions were performed by departments being a part of industry or agriculture regulatory bodies. Only in 1966 the Ministry of Forestry was established, later reformed to the State Forestry Committee in conditions of Ukraine’s independence. Currently there is no single state body of forest management in Ukraine, and after the last transformation of the State Forest Resources Agency of Ukraine, it has lost the majorityof its authority. It is proved that in the market economy conditions, it is necessary to carry out a number of transformation procedures to eliminate bureaucracy and increase the role of regional regulatory bodies, to form a single center of decision-making by concentrating forest management functions in one agency - the State Forest Resources Agency of Ukraine. It is offered to divide forestry and processing sectors of activity of complex state forest enterprises by means of corporatization. On the basis of formed joint-stock companies, it is appropriate to establish the state regional joint stock holding wood processing companies. It is suggested to create a state joint-stock company «Forests of Ukraine», which is to deal with purely economic activities related to seed farming, planting, care, harvesting and timber storage for profit on a self sufficiency basis. The forestries are to be government-owned institutions performing only regulatory and supervisory functions

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2014

123

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

in the field offorest protection. Creation of specialized timber exchanges will facilitate the organization of transparent market of forest raw material resources and products at the regional level.

Key words: timber complex, forest management, regulatory body, transformation, forestry enterprise, corporatization.

References

1. Ukaz Prezidenta Ukrainy «Ob obrazovanii Gosudarstvennogo komiteta lesnogo khozyaystva Ukrainy» [Presidential Decree «On the Establishment of the State Forestry Committee of Ukraine»]. July 29, 1997, № 732.

2. Ukaz Prezidenta Ukrainy «Ob optimizatsii sistemy tsentral’nykh organov ispolnitel’noy vlasti» [Presidential Decree «On the optimization of the system of central executive bodies»]. December 9, 2010, № 1085/2010.

3. Polozhenie o Gosudarstvennom agentstve lesnykh resursov Ukrainy [Regulations of the State Forest Resources Agency of Ukraine] : approved by Presidential Decree, April 13, 2011, № 458/2011.

4. Polozhenie o Gosudarstvennom komitete lesnogo khozyaystva Ukrainy [Regulations of the State Forestry Committee of Ukraine] : approved by the Cabinet of Ministers of Ukraine, June 27, 2007, № 883.

5. Polozhenie ob oblastnykh upravleniyakh lesnogo i okhotnich’ego khozyaystva [Regulations of regional departments of forestry and hunting] : approved by the Order of the State Forestry Committee of Ukraine, July 4, 2007, № 223.

6. The State Forest Resources Agency of Ukraine [Official site] Available at: http://dklg.kmu.gov.ua. (accessed 23 June 2014).

7. Postanovlenie Kabineta Ministrov Ukrainy «Ob itogakh sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Ukrainy v 2005 godu i mery po uluchsheniyu ekonomicheskoy situatsii» [Resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine «On results of socio-economic development of Ukraine in 2005, and measures to improve the economic situation»]. March 13, 2006, № 273.

8. Ministry of Agrarian Policy and Food of Ukraine [Official site] Available at: http://www.minagro.gov.ua. (accessed 23 June 2014).

9. Ukaz Prezidenta «O reshenii Soveta natsional’noy bezopasnosti i oborony ot 05.08.2010 goda «O neotlozhnykh merakh popre-dotvrashcheniyu pozharnoy opasnosti v Ukraine» [Presidential Decree «On the decision of the Council of National Security and Defense of 05.08.2010» On urgent measures to prevent fire hazards in Ukraine «]. August 6, 2010, № 801/2010.

10. Rasporyazhenie Kabineta Ministrov Ukrainy «O peredache tselostnykh imushchestvennykh kompleksov gosudarstvennykh le-sokhozyaystvennykh predpriyatiy v sferu upravleniya Gosudarstvennogo agentstva lesnykh resursov Ukrainy» [Resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine «On the transfer of integral property complexes of state forest enterprises in the sphere of control of the State Forest Resources Agency of Ukraine»]. July 3, 2013, № 584-p.

11. Khvesik M.A., Shubaliy O.M., Vasilik N.M. Kompleksne vykorystannja lisoresursnogo potencialu: mehanizm stymuljuvannja, instytucional’ne ta innovacijno-investycijne zabezpechennja [Integrated Use of Forest Resource Potential: The Incentive Mechanism, Institutional and Investment Support]. Kyiv, 2011. 498 p (in Ukrainian).

124

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.