Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-1.php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/55EVN117.pdf
Статья опубликована 23.02.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Таланцев В.И., Егоров Е.В., Дуплищев Д.Д. К вопросу об эффективности управления лесным хозяйством Приморского края // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/55EVN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 338
Таланцев Владимир Иванович
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Россия, Владивосток1 Профессор кафедры «Государственного и муниципального управления»
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Егоров Егор Валентинович
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Россия, Владивосток
Магистрант 2-го курса E-mail: [email protected]
Дуплищев Дмитрий Дмитриевич
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Россия, Владивосток
Магистрант 2-го курса E-mail: [email protected]
К вопросу об эффективности управления лесным хозяйством Приморского края
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы эффективного управления лесным хозяйством на региональном уровне, анализируется понятие «лесное хозяйство», отраженное в трудах различных авторов, выделяются отдельные направления ведения лесного хозяйства. Приводятся показатели использования лесов в Приморском крае, выявляются причины невысокой эффективности деятельности в сфере лесоустройства. Обосновывается необходимость выполнения лесохозяйственных мероприятий, необходимых для развития лесного хозяйства Приморского края. Особое внимание уделяется причинам ухудшения целевых показателей эффективности выполнения лесохозяйственных мероприятий, модернизации системы государственного управления лесным хозяйством на региональном уровне, разработке инструментария для анализа и оценки эффективности управления лесами, расположенными на землях лесного фонда региона. Обосновывается необходимость взаимодействия органов государственной власти и хозяйствующих субъектов по рациональной и эффективной реализации мероприятий по комплексному освоению и использованию лесных ресурсов, охране лесов, закреплению лесных угодий за предприятиями на условиях долгосрочной аренды. Предложена схема модернизации системы лесного хозяйства в регионе, включающая все его стадии - лесозаготовка, лесопереработка, лесопитомник и лесовосстановление. Приведены результаты разработки конкретного проекта по модернизации
1 690091, г. Владивосток, ул. Суханова, 8
управления лесного хозяйства в Приморском крае, рассчитаны экономический и социальный эффекты от возможного внедрения.
Ключевые слова: система управления; лесное хозяйство; лесопользование; лесохозяйственные мероприятия; охрана лесов; Приморский край; оценка эффективности
Создание эффективной системы управления лесным хозяйством, выполнение лесохозяйственных мероприятий по охране лесов от пожаров, защите и воспроизводству лесов всегда было в центре внимания федеральных и региональных органов власти, источником споров и конфликтов интересов между представителями собственников лесов и лесопользователями. Отрасли лесного хозяйства вносят существенный вклад в формирование национального и регионального валового продукта, способствуют решению проблемы занятости населения, проживающего в сельской местности, создают транспортную и социальную инфраструктуру, во многом формируют региональные и местные бюджеты. Высокая отдача этой сферы возможна при наличии эффективной системы управления лесным хозяйством2. Для разработки более совершенной системы управления необходимо детально исследовать существующие системы, используя методы анализа, выборочного обследования, учета мнения должностных лиц государственных органов и специалистов предприятий лесной отрасли.
В Российской Федерации леса занимают около 2/3 территории суши и являются возобновляемым природным ресурсом, который удовлетворяет многообразные потребности общества. По данным государственного лесного реестра на 01.01.2016 г. общий запас древесины составил более 83,0 млрд. м3 на землях лесного фонда3. Обладая таким большим национальным ресурсом, в России все еще не создана эффективная система лесоуправления, что обуславливают низкую экономическую результативность лесов. Россия, занимая по общему объему древесины в лесах планеты второе место в мире, неэффективно использует потенциал развития отрасли.
Для рассмотрения вопросов эффективности управления надо уточнить понятие «лесное хозяйство». Википедия дает следующее определение: лесное хозяйство - это отрасль экономики, в функции которой входит изучение и учет лесов, их воспроизводство, охрана от пожаров, вредителей и болезней, регулирование лесопользования, контроль за использованием лесных ресурсов. Судя по этой формулировки, лесное хозяйство - это сфера управленческой, предпринимательской и контрольной деятельности, в реализации которой участвуют государственные органы и хозяйствующие субъекты. Основная проблема при этом заключается в организации их эффективного взаимодействия.
Проблемами лесного хозяйства занимаются многие авторы, которые дают свои определения этого термина и высказывают различные точки зрения. Так, Орлов М.М. пишет «лесное хозяйство есть организованная на определенной социальной связи между людьми, планомерная и систематическая деятельность, приложенная к лесу, в установленных границах лесных площадей, и направленная на постоянное и наивыгоднейшее пользование ими» [9]. Карпачевский М.Л. и Ярошенко А.Ю считают, что «лесное хозяйство - это система мер по сохранению лесов, повышению их продуктивности, непрерывному удовлетворению потребностей человека в тех благах, которые дает ему лес» [5]. По мнению Моисеева Н.А.
2 Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2002-2010 годы // Лесохозяйственная информация / МПР РФ, ВНИИЛМ. - 2003. - №2. - С. 2-10.
3 Регионы России. Социально-Экономические показатели. - М.: Росстат, 2012, 2013. - 992 с.
лесное хозяйство - отрасль народного хозяйства, в состав которой «входит охрана и защита лесов, их рациональное использование и воспроизводство с учетом целевого назначения» [7]. Отдельные вопросы развития лесного хозяйства рассмотрены в работах Брезинской Л.В. [2], Моисеевой Е.Е. [2], Тарасовой В.В. [2], Клюкановой Л.Г. [6], Шишелова М.А. [10] и других авторов. При этом все авторы склонны считать, что каждую составляющую отрасли лесного хозяйства следует рассматривать как отдельный самостоятельный вид хозяйственной или управленческой деятельности. Координацию этих видов деятельности должны осуществлять государственные органы, в чьем ведении находятся леса4. Вместе с тем проблемы комплексного использования лесных ресурсов, модернизации системы управления лесами на региональном уровне еще недостаточно изучены.
В условиях опережающего развития экономики Дальнего Востока, реализации в этом регионе федеральных законов «О территориях опережающего социально-экономического развития» и «О свободном порте Владивосток» особую актуальность приобретает проблема эффективного и рационального использования лесов в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа, в которых составляющие отрасли лесного хозяйства являются отраслями специализации региона. Наибольшее внимание в настоящее время уделяется развитию экономики Приморского края. Этот регион потенциально обладает хорошими объемами лесов, но уровень их рационального использования остается невысоким (табл. 1). Наметилась тенденция уменьшения общего запаса и лесистости, увеличения площади одного пожара, что может привести к негативным последствиям в лесопользовании.
Таблица 1
Основные показатели лесопользования в Приморском крае
Показатели Темп изменений к предыдущему году
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Площадь земель лесного фонда, млн. га 11,9 11,9 11,9 11,9
Общий запас, млн. м3 1 753 785 1 753 657 1 753 359 1 753 247
Расчетная лесосека, млн. м3 7 579 7 491 7 335 7 219
Лесистость, % 79,6 78,7 78,3 78,1
Лесовосстановление, тыс. га 97 106 98 103,6
Площадь одного пожара, га 64 114,8 155,4 109,1
Составлено авторами по данным Администрации Приморского края
Государственным органам совместно с хозяйствующими субъектами в сфере лесного хозяйства необходимо принимать меры по обеспечению устойчивого лесопользования, включающего сохранение продуктивности лесов, способности к самовозобновлению (воспроизводству), комплексную переработку лесных ресурсов. В этих целях должна быть создана эффективная система управления лесами на региональном уровне. При этом государственные решения могут быть реализованы только при условии, если они совпадают с экономическими, экологическими и социальными интересами лесопользователей.
В целях совершенствования эффективности управления лесами в Приморском крае целесообразно провести модернизацию системы государственного управления лесным хозяйством на региональном уровне [3], разработать комплекс мероприятий по охране лесного фонда [4]. Основополагающей причиной ухудшения положения в отраслях лесного хозяйства является многолетнее недостаточное финансирование ключевых лесохозяйственных работ и
4 Лесной кодекс Российской Федерации (по состоянию на 03.07.2016). - М.: КНОРУС, 2016.
отсутствие индивидуальной кадровой работы с молодыми специалистами в части повышения их заинтересованности в работе в сфере лесного хозяйства.
Основными дополнительными источниками финансирования лесного хозяйства Приморского края могут стать лесные участки, переданные в аренду (для заготовки древесины и других видов использования лесов) пользователям, подчиняющимся департаменту лесного хозяйства Приморского края. Такая мера позволит на 49 лет обеспечить стабильные дополнительные доходы государственными предприятиям лесного хозяйства Приморского края и, как следствие, позволит с большим эффектом реализовать мероприятия для развития лесного хозяйства Приморского края, защите лесов от пожаров и проводить кадровую работу по привлечению лучших специалистов во все структурные подразделения департамента лесного хозяйства Приморского края и в отраслевые объединения лесопользователей.
Одним из начальных вариантов для достижения этой цели может быть использование дополнительного источника финансирования всех лесохозяйственных работ в Приморском крае путем передачи в аренду государственным лесохозяйственным предприятиям лесных участков в Чугуевском, Кавалеровском, Дальнереченском, Арсеньевском, Рощинском районах Приморского края с объемом заготовки 70 000 м3 в год. Такая форма управления лесным хозяйством обеспечит:
1) дополнительное финансирование лесохозяйственных мероприятий в сумме 287,0 млн. руб. в год. Для сравнения, в настоящее время, государственное финансирование составляет 315,0 млн. руб. в год. И вся эта сумма расходуется на текущее содержание аппарата управления;
2) создание 115 новых рабочих мест;
3) налоговые поступления в сумме 1,8 млн. руб. в год.
На арендованных лесных участках предлагается организовать полноценный замкнутый цикл освоения лесов:
1. Лесозаготовка 70 000 м3 древесины ежегодно. Это гарантия окупаемости инвестиционного проекта.
Для лесозаготовки целесообразно использовать комбинированный харвестер/форвардер американской компании Т1шЬегРго. Каждая машина при выборочной вырубке способна заготавливать до 4 000 м3 древесины ежемесячно. Использование данной техники позволит оказывать минимальное негативное влияние на окружающую среду и добиться эффективного использования лесозаготовительного оборудования.
2. Фабрика по глубокой переработке древесины 17500 м3 готовой продукции.
Фабрика будет состоять из следующих участков:
• лесной склад (открытая площадка);
• линия подготовки сырья (открытая площадка);
• лесопильная линия (Лесопильный цех №1 МЛП);
• лесопильная линия (Лесопильный цех №2 ТЛП - твердые лесные породы);
• пеллетный участок;
• участок оцилиндровки;
• сушильное хозяйство;
• деревообрабатывающий цех;
• котельная;
• инструментальный участок.
Оставшиеся после выборочной рубки ветви, обрезы стволов будут перерабатываться на месте в щепу с помощью измельчителя биомассы, где полученное сырье будет вывозиться на фабрику для получения тепловой энергии или производства пеллет. Транспортировка будет осуществляться с помощью щеповозов на базе КАМАЗ-65201. Дальнейшая переработка щепы в пеллеты производится на оборудовании российской компании ДОЗАГРАН.
3. Лесопитомник - как собственный семенной центр на 2 000 000 саженцев в год.
Для обеспечения собственным семенным фондом предлагается построить семенной центр для получения обработанных семян сосны и ели. Полученная продукция будет использоваться как для собственных нужд, так и продаваться сторонним лесопитомникам. Центр будет оснащен оборудованием шведской компании BCC. Саженцы будут выращиваться с закрытой корневой системой, что позволит высаживать их в лесу в возрасте одного года и добиться 80% выживаемости. Для получения саженцев с закрытой корневой системой предлагается применять технологическую линию компании BCC, где происходит высев семян в кассеты со специальным подготовленным грунтом, проращивание в теплице и подготовка саженцев к высаживанию на площадке закаливания.
4. Лесовосстановление - 500 гектаров ежегодно.
Высадка саженцев будет происходить в автоматическом режиме, используя посадочный аппарат шведской компании Bracke FOREST. Это позволит уменьшить расходы на восстановление леса. Для подготовки почвы планируется применять культиватор-дисковой рыхлитель Bracke T26.b, позволяющий создавать посадочные места с перевернутым дерном или холмики из минеральной почвы.
Общий объем инвестиций: 570,5 млн. руб.
Оценка инвестиций:
• срок окупаемости - 6 лет;
• дисконтированный срок окупаемости - 11 лет;
• NPV за 10 лет - 87 606 тыс. руб. (чистая приведенная стоимость -текущая стоимость будущих денежных потоков инвестиционного проекта);
• IRR - 17% (внутренняя норма доходности - процентная ставка, при которой чистая приведённая стоимость равна 0);
• PI - 0,15 (индекс доходности - показатель эффективности инвестиции).
Социально-экономические эффекты:
• эффективное и рациональное использование полученных в долгосрочную аренду лесных участков;
• производство товарной продукции в объеме 672 млн. руб. в год;
• создание 115 рабочих мест;
• ежегодные налоговые отчисления в размере 1 810 млн. руб. в течение 10 лет.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования при выборе приоритетных направлений и совершенствования механизмов государственного регулирования развития лесного хозяйства, реализация которых позволит:
• повысить эффективность функционирования всех хозяйствующих субъектов, занятых в лесном секторе экономики и, как следствие, принесет бюджетный и социальный эффект;
• усилит роль государства в активизации и развитии частно-государственного партнерства в лесохозяйственной деятельности.
Отдельные аспекты проблемы эффективного управления лесным хозяйством в Приморском крае обсуждались на 3-й Евразийской Научно-практической конференции с международным участием «Современные тенденции, перспективы развития экономики и управления в странах АТР» в Приморском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в ноябре 2016 г.
Успешная реализация предлагаемых мер по совершенствованию эффективности управления лесным хозяйством в Приморском крае будет возможна только при установлении долговременных и взаимоуважительных отношений региональной власти и бизнеса в этой сфере. Результатом такого взаимодействия будет достижение устойчивого лесопользования в регионе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова Н.Е., Шейнгауз А.С. Управление лесным комплексом многолесного региона. - Владивосток: Дальнаука, 2002. - 192 с.
2. Брезинская Л.В., Моисеева Е.Е., Тарасова В.В. К вопросу совершенствования системы управления лесами // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-2. С. 11.
3. Егоров Е.В., Таланцев В.И. Модернизация системы государственного управления лесным хозяйством Приморского края // В сб. «Современные тенденции, перспективы развития экономики и управления в странах АТР», - Владивосток, Приморский фил. РАНХиГС, т.1, 2016 - С. 85 - 92.
4. Дуплищев Д.Д., Таланцев В.И. Организация управления охраной лесного фонда в Приморском крае // В сб. «Современные тенденции, перспективы развития экономики и управления в странах АТР», - Владивосток, Приморский фил. РАНХиГС, т 1, 2016 - С. 80 - 84.
5. Карпачевский М.Л. Основы устойчивого управления: учебное пособие для вузов / М.Л. Карпачевский, В.К. Тепляков, Т.О. Яницкая, А.Ю. Ярошенко; Всемирный фонд дикой природы (WWF). - М., 2009 - 143 с.
6. Клюканова Л.Г. Устойчивое управление лесами как основной принцип ведения лесного хозяйства в Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2015. №1 (73). С. 17-28.
7. Моисеев, Н.А. Экономика лесного хозяйства / Н.А. Моисеев под редакцией С.А. Рыженковой. - М.: МГУЛ, 2012. - 395 с.
8. Мурашева А.А. Эффективность управления природопользованием региона (на примере Дальневосточного федерального округа): монография / А.А Мурашева. - М.; ГУЗ, 2006. - 213 с.
9. Орлов, М.М. Лесоуправление (Классики отечественного лесоводства / Редколлегия: М.Д. Гиряев, Д.М. Гиряев, А.И. Писаренко, С.А. Родин, В.П. Тарасенко) - М: ООО «Издательский дом «Лесная промышленность», 2006-480 с.
10. Шишелов М.А. Эффективность функционирования региональных лесопромышленных комплексов // Экономика региона-2013-№2 - С. 114-119.
11. Economics of forest resources / Gregory Amacher, Markku Olikainen, Erkki A. Korkela. - Cambridge, Mass.: MIT Press, 2009. - XXIV, 397.
Talantcev Vladimir Ivanovich
Far Eastern federal university, Russia, Vladivostok E-mail: [email protected]
Egorov Egor Valentinovich
Far Eastern federal university, Russia, Vladivostok E-mail: [email protected]
Duplishev Dmitriy Dmitrievich
Far Eastern federal university, Russia, Vladivostok E-mail: [email protected]
To the question about the effectiveness of forest management in Primorsky region
Abstract. The article deals with forestry efficient administration problems on the regional level. The term "forestry", reflected in the papers of different authors, is analyzed. The article highlights some separate areas of forestry management. There are given some forest utilization indexes of Primorye Territory, some low efficiency reasons of forest management activity are identified. The article justifies the need of forestry events realization necessary for the Primorye Territory forestry development. Special attention is given to the reasons of decline of forestry events realization target, to the system of regional forestry government modernization target, to the development of tools for analyzing and evaluating of the utilization effectiveness of forest located on the regional forest fund lands. Also the article justifies the necessity of public authority bodies and economic entities cooperation for the rational and effective events realization for the complex development and utilization of forest resources, for the forest protection and the consolidation of forest lands for the enterprises on a long-term lease. The article proposes the scheme of regional forestry modernization which includes the following steps: a timber harvesting, a timber processing, a forest nursery and a forest restoration. There are given results of project development of forestry management modernization in Primorye Territory, economic and social effects from eventual implementation are calculated.
Keywords: management system; forestry; timber exploitation; forestry events; forest protection; primorye territory; efficiency assessment