^ + Региональная экономика и управление:
электронный научный журнал ^ИВЯЛЕЬЗЭЙЯЯ
Трансформация аграрного сектора региона | Башкортостан
eee-region.ru/article/4011
Особенности трансформации аграрного сектора региона как экономической системы (на примере Республики Башкортостан)
Specific Character of Transformation of a Region's Agrarian Sector as an Economy System (A Case Study of the Republic of Bashkortostan)
Отраслевая экономика Отправить статью мне на email
Авторы
Масалимов Рияз Ниязович
кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории Россия, Башкирский государственный университет, Бирский филиал Мухаметшина Гульнара Салаватовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры философии и социально-экономических наук
Россия, Башкирский государственный университет, Бирский филиал Стовба Евгений Владимирович
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социально-экономических наук
Россия, Башкирский государственный университет, Бирский филиал
Аннотация
Рассматриваются особенности трансформации экономической системы аграрного сектора России в период рыночных реформ. Дан краткий анализ экономического развития агроформирований Республики Башкортостан за период с 2000 по 2012 годы. Уточняется вклад сельскохозяйственных организаций, личных подсобных хозяйств и крестьянско-фермерских хозяйств в развитие аграрной сферы региона.
Ключевые слова
экономическая система, аграрный сектор, аграрная экономика, агроорганизации, сельские территории, сельские жители.
Финансирование
Исследования выполнены при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Разработка стратегии устойчивого развития сельских территорий Республики Башкортостан», проект № 14-12-02004 а/У.
Рекомендуемая ссылка
Стовба Евгений Владимирович , Масалимов Рияз Ниязович , Мухаметшина Гульнара Салаватовна
Особенности трансформации аграрного сектора региона как экономической системы (на примере Республики Башкортостан)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (40). Номер статьи: 4011. Дата публикации: 19.11.2014. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4011/
Authors
Masalimov Rijaz Nijazovich
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of World History Russia, Bashkir State University, Birsky branch Muhametshina Gul'nara Salavatovna
Candidate of Economic Sciences Associate Professor of Philosophy and Socio-Economic Sciences
Russia, Bashkir State University, Birsky branch Stovba Evgenij Vladimirovich
PhD, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy and Socio-Economic Sciences
Russia, Bashkir State University, Birsky branch
Abstract
In the article the specific character of transformation of agrarian sector of Russian economic system in the period of market reforms is considered. The economic development of agrarian enterprises in the Republic of Bashkortostan 2000-2012 is concisely analyzed. The contribution of agrarian enterprises, personal private economies and farmers' production into development of a region's agrarian sector is specified.
Keywords
an economy system, the agrarian sector, agrarian economy, agrarian enterprises, rural territories, countrymen.
Project finance
Studies carried out with the financial support under the RHF research project "Development of a strategy for sustainable development in rural areas of the Republic of Bashkortostan", project number 14-12-02004 A/V.
Suggested Citation
Stovba Evgenij Vladimirovich , Masalimov Rijaz Nijazovich , Muhametshina Gul'nara Salavatovna
Specific Character of Transformation of a Region's Agrarian Sector as an Economy System (A Case Study of the Republic of Bashkortostan)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (40). Art. #6618. Date issued: 19.11.2014. Available at: https://eee-region.ru/article/4011/
Трансформация системы централизованного управления аграрного сектора, произошедшая в ходе радикальных экономических реформ, привела к тому, что наряду с колебаниями природно-климатических факторов сельские товаропроизводители столкнулись с колебаниями факторов, определяемых рынком. Причем в некоторых случаях глубина колебаний последнего рода приводила даже к более серьезным негативным последствиям по сравнению с влиянием метеоусловий. Адаптация агроорганизаций к изменяющимся условиям хозяйствования возможна лишь за счет структурных изменений экономических систем, ориентированных на повышение экономической устойчивости и эффективности их функционирования [3]. В этой связи представляется важной и актуальной задачей изучение процессов трансформации экономической системы аграрного сектора на региональном уровне.
В последнее десятилетие прошлого века реформирование аграрного сектора должно было привести к решению ряда принципиально новых социально-экономических задач, а именно:
• преодолению государственного монополизма в отношениях с сельским хозяйством за счёт разгосударствления во всех сферах АПК, преобразования финансово-кредитной системы, совершенствования налогообложения, коренного изменения системы реализации продукции;
• радикальному изменению форм собственности и проведению институциональных преобразований на селе, изменению организационно-правовых форм хозяйствования и обеспечению перехода к многоукладной экономике;
• созданию полноценной рыночной инфраструктуры, рыночных институтов, формирование рыночно ориентированной системы эффективно хозяйствующих на земле товаропроизводителей.
Одним из путей решения задач реформы должна была стать структурная перестройка, нацеленная на коренное изменение экономических отношений в народном хозяйстве. Однако, несмотря на то, что социально-экономические цели
проводимой аграрной реформы были очевидны и вытекали из научного анализа причин стагнации в агропромышленном комплексе, практическая её реализация пошла по совершенно иному, разрушительному сценарию.
Первый этап аграрных реформ начался без общественно признанной официальной концепции, с принятием Указа Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (1991 г.), в котором колхозам и совхозам предписывалось в двухмесячный срок провести реорганизацию. Согласно данному документу предусматривалось:
1. В кратчайшие сроки ликвидировать колхозно-совхозное производство и на его базе создать на основе частной собственности фермерские хозяйства.
2. Отказаться от системы государственных заказов на сельскохозяйственную продукцию, перейти к её свободной рыночной реализации.
3. Отказаться от дотаций, льготных кредитов субсидий и других мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Данные принципы реформирования соответствовали концепции трансформации экономики страны, предлагаемой так называемыми «реформаторами первой волны». Их концепция состояла из следующих положений:
• разрушение системы централизованного планирования и перевод экономики страны на свободные рыночные отношения по схеме «рынка совершенной конкуренции», основанные на частной собственности и мелкотоварном производстве;
• приватизация государственного имущества;
• полная либерализация цен;
• открытый характер экономики страны, свободная конкуренция с иностранным капиталом;
• свободное обращение в стране иностранных валют;
• частная собственность на землю и свободный рынок земли.
Была предпринята попытка реализовать эту концепцию не постепенно, а методами «шоковой терапии» при полном отсутствии рыночной инфраструктуры и рыночно ориентированных институциональных структур. Принципы добровольного выбора форм собственности и хозяйствования были грубо нарушены и подменены администрированием сверху, начались нерегулируемые процессы либерализации цен и приватизации государственного имущества.
В целом первый этап реформирования характеризовался явным стремлением заменить крупное колхозно-совхозное производство массой мелкотоварных фермерских хозяйств. Этот процесс не был обоснован в материально-техническом и финансовом отношении, что привело к обвальному падению производства сельскохозяйственной, а также промышленной продукции.
В результате на первом этапе реформ не сформировался эффективно работающий собственник. На смену государственной монополии на средства производства пришла монополия производителей промышленных средств, перерабатывающей промышленности и сферы торговли, что вызвало ещё большее обострение диспаритета цен. Основные результаты первого этапа реформирования оказались крайне негативными [1, 10].
Второй этап реформирования аграрного сектора России начался с осознания необходимости кардинального изменения характера реформы и корректировки основных её положений. Необходимость государственного регулирования переходных процессов и поддержки аграрного сектора стала очевидной. Из этого обстоятельства вытекали следующие особенности второго этапа реформирования:
1. Разработка научно обоснованной концепции проведения аграрных реформ с уточнением целей, критериев эффективности и методов реализации.
2. Подготовка необходимой законодательной базы и проведение аграрных реформ на строгой правовой основе при эффективном контроле со стороны государства за соблюдением правил «рыночной игры».
3. Отход от жёстких административных методов реформирования, проведение реформы в основном экономическими методами; создание для всех форм хозяйствования равных экономических возможностей в условиях свободной рыночной конкуренции.
4. Реформирование аграрного сектора в системе и во взаимосвязи с экономическими реформами в народном хозяйстве в целом.
5. Усиление социальной направленности аграрных реформ, обеспечение роста экономической заинтересованности и мотивации к труду непосредственных товаропроизводителей.
6. Оптимизация межотраслевых отношений в АПК путём развития кооперации, горизонтальной и вертикальной интеграции, а также проведения научно обоснованной ценовой политики государства.
Отрицание экономической категории «многоукладность», за которой на разных этапах развития сельского хозяйства стоят определённые формы укладов, хозяйств и промыслов, послужило субъективной причиной неразработанности теории многоукладности в аграрном секторе. Новая экономическая политика 1990-х гг., провозгласившая реформу отношений собственности, правового признания в сельском хозяйстве разных форм укладов, хозяйств, положила начало исследованиям по проблемам многоукладности аграрной экономики.
Рассмотрим трансформацию экономической системы многоукладности аграрного сектора на примере Республики Башкортостан. Исторический Башкортостан являлся всегда и ныне продолжает быть пространством преимущественно аграрного хозяйства. В социально-экономической системе сельских территорий Республики Башкортостан аграрное производство занимает важнейшую системообразующую позицию. В настоящее время республика является одним из крупнейших аграрных регионов страны и по целому ряду производственно-экономических показателей занимает лидирующие позиции среди субъектов
Российской Федерации. Так, по объему валовой продукции сельского хозяйства республика среди всех регионов Российской Федерации в 2012 г. заняла шестое место [5, с. 533].
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики доля аграрного сектора Республики Башкортостан в общем объеме продукции сельского хозяйства страны в 2012 г. составила по зерну — 2,4 %, по сахарной свекле — 2,1 %, по подсолнечнику — 1,8 %, по картофелю - 2,3 %, по овощам — 1,9 % [5]. В то же время по валовому объему производства зерна среди субъектов РФ регион занимает шестнадцатое место, производства сахарной свеклы — двенадцатое место, производства подсолнечника — пятнадцатое место, производства картофеля
— тринадцатое место, производства овощей — четырнадцатое место.
Относительно производства продукции животноводства вклад региона в общем объеме продукции сельского хозяйства РФ за аналогичный период составил по мясу
- 2,7 %, по молоку — 5,4 %, по яйцу — 2,7 %, по шерсти — 3,6 %, по меду — 8,9 % [5]. В то же время по валовому объему производства молока республика при сравнении с другими российскими регионами занимает второе место, по производству мяса - десятое место, по производству яиц — двенадцатое место, по производству шерсти — седьмое место, по производству меда — первое место.
В последние годы необходимо отметить сокращение объемов производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции в агроорганизациях региона. Так, в 2000-2012 гг. объемы производства зерна в сельскохозяйственных организациях региона уменьшились на 1,082 млн. тонн или на 44 %, сахарной свеклы - на 300 тыс. тонн или на 27 %, овощей - на 16 тыс. тонн или на 33 %. Относительно продукции животноводства за аналогичный период объемы производства молока сократились на 98 тыс. тонн или на 15 %, шерсти - на 135 тонн или на 80 %, меда - на 1473 тонны или в 3,7 раза (табл. 1).
Таблица 1 — Экономические показатели деятельности сельскохозяйственных организаций Республики Башкортостан в 2000-2012 гг. [6]
Показатели Годы 2012 г. в % к 2011 г.
2000 2005 2010 2011 2012
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.* 13,8 19,8 25,5 36,9 34,9 95
Посевная площадь, тыс. га, всего 3469 2536 2548 2468 2358 96
в том числе: — зерновых культур 1918 1356 1457 1291 1345 104
— технических культур 192 153 202 283 226 80
— картофеля и овощебахчевых культур 7,8 3,6 4,6 3,7 3,9 105
— кормовых культур 1352 1023 884 891 784 88
Поголовье скота и птицы, тыс. гол.
— крупный рогатый скот, всего 928 621 532 485 476 98
— в т.ч. коровы 338 221 196 185 180 97
— свиньи 384 216 183 171 184 108
— овцы и козы 59 17 17 16 16 100
— лошади 84 55 46 40 40 100
Производство, тыс. тонн:
— зерна (в весе после доработки) 2460 2496 675 2486 1378 55
— сахарной свеклы 1123 1020 331 1259 823 65
— подсолнечника 122 104 45 225 114 51
— картофеля 25 35 15 37 30 81
— овощей 24 19 7 17 8 47
— скота и птицы (в живом весе) 114 93 113 111 115 104
— молока 646 601 615 526 548 104
— яиц, млн. шт. 745 796 848 864 842 97
— шерсти, тонн 168 45 41 39 33 85
— меда, тонн 2022 1543 873 597 549 92
* в фактически действующих ценах.
До 90-х годов прошлого столетия основными производителями являлись сельскохозяйственные предприятия (колхозы и совхозы), на долю которых приходилось две трети всей произведенной аграрной продукции. Аграрная экономика советского периода в основном представляла собой экономику одного уклада — колхозно-совхозного [1, 3, 10]. Параллельно функционирующие формы в лице подсобных сельских хозяйств предприятий и организаций, личных подсобных хозяйств населения развивались как бы сами по себе, без достаточного внимания со стороны научных учреждений и государственных органов. В последние десятилетия соотношение произведенной сельскохозяйственной продукции меняется в сторону индивидуального сектора.
В Республике Башкортостан личные подсобные хозяйства играют определяющую роль в развитии аграрного сектора региона. Так, в 2012 г используя лишь 3,9 % всей посевной площади, ЛПХ произвели 61,5 % валовой продукции сельского хозяйства региона на сумму 65,7 млрд. руб. За период с 2010 по 2012 гг. рост объемов производства сельского хозяйства в личных подсобных хозяйствах составил 10 % или в стоимостном выражении на сумму 5,9 млрд. руб. (табл. 2).
Таблица 2 — Экономические показатели деятельности личных подсобных хозяйств Республики Башкортостан в 2000-2012 гг. [7]
Показатели Годы 2012 г. в % к
2000 2005 2010 2011 2012 2011 г.
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.* 13,5 37,8 59,7 65,6 65,7 100
Посевная площадь, тыс. га, всего 147 127 118 119 120 101
в том числе: — зерновых культур 0,7
— технических культур — 1,0 1,0 0,7 0,7 100
— картофеля и овощебахчевых культур 109 108 103 101 104 103
— кормовых культур 37 18 14 18 15 83
Поголовье скота и птицы, тыс. гол.
— крупный рогатый скот, всего 746 960 695 684 684 100
— в т.ч. коровы 387 402 292 281 280 100
— свиньи 173 263 177 121 92 76
— овцы и козы 624 740 715 711 710 100
— лошади 63 84 46 68 65 96
Производство, тыс. тонн:
— картофеля 637 1138 389 1146 631 55
— овощей 157 243 177 240 205 85
— плоды и ягоды 39 39 29 52 26 50
— скота и птицы (в живом весе) 239 278 338 253 237 94
— молока 882 1389 1378 1054 1071 102
— яиц, млн. шт. 431 467 355 307 291 95
— шерсти, тонн 1034 1794 2118 1866 1812 97
— меда, тонн 6178 8855 8734 9065 9524 105
* в фактически действующих ценах.
В последние годы увеличение объемов производства продукции личными подсобными хозяйствами обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием значительной части агроорганизаций и призван компенсировать те негативные тенденции, которые проявились в динамике развития, как сельскохозяйственных организаций, так и крестьянско-фермерских хозяйств. Производя 73 % овощей, 93 % картофеля, 63 % молока, 65 % мяса и 90 % шерсти, 76 % меда от регионального объема производства данных видов сельскохозяйственной продукции, личные подсобные хозяйства не только обеспечивают себя экологически чистыми продуктами питания, но и принимают непосредственное участие в обеспечении продовольствием городское и сельское население республики.
Необходимо отметить, что фермерское движение в Республике Башкортостан (как и в целом по стране) не получило своего оптимального развития. Так, в 2012 году К(Ф)Х региона произвели 5,8 % валовой продукции сельского хозяйства региона на сумму 6,2 млрд. руб. [3].
Таблица 3 — Экономические показатели деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан в 2000-2012 гг. [8]
Показатели Годы 2012 г. в % к 2011 г.
2000 2005 2010 2011 2012
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.* 0,3 2,8 3,4 6,5 6,2 95
Посевная площадь, тыс. га, всего 97 386 481 524 583 111
в том числе: — зерновых культур 66 229 303 299 351 117
— технических культур 7 29 40 61 48 79
— картофеля и овощебахчевых культур 0,9 1,5 2,3 2,4 2,5 104
— кормовых культур 23 126 135 162 182 112
Поголовье скота и птицы, тыс. гол.
— крупный рогатый скот, всего 13 64 72 79 94 119
— в т.ч. коровы 6 25 27 31 37 119
— свиньи 6 24 38 24 23 96
— овцы и козы 6 21 48 59 82 139
— лошади 2 8 15 18 23 128
Производство, тыс. тонн:
— зерна (в весе после доработки) 60 388 106 517 294 57
— сахарной свеклы 25 135 38 155 109 70
— подсолнечника 4 21 12 58 27 47
— картофеля 3 13 5 22 16 73
— овощей 4 18 9 24 13 54
— скота и птицы (в живом весе) 2 11 16 15 15 100
— молока 11 94 85 74 91 123
— яиц, млн. шт. 3 8 14 21 19 90
— шерсти, тонн 12 49 88 119 159 134
— меда, тонн 229 616 791 1400 2380 170
* в фактически действующих ценах.
Экономический вклад данной категории хозяйств в обеспечение продовольственной безопасности региона является менее значительным по сравнению с сельскохозяйственными организациями и ЛПХ населения. При этом за аналогичный период развития данная категория хозяйств произвела 18 % зерна, 12 % сахарной свеклы, 19 % подсолнечника на маслосемена, 2 % картофеля, 7 % овощей от регионального объема производства данных видов продукции растениеводства. Относительно продукции животноводства, К(Ф)Х республики произвели 5 % молока, 4 % мяса, 8 % шерсти, 19 % меда от регионального объема производства данных видов сельскохозяйственной продукции.
Помимо общепризнанных положительных итогов реформирования, состоявших в формировании многоукладной экономики и возникновения прав собственности, в том числе на землю, в результате преобразований в аграрной сфере наблюдается сокращение численности занятых в сельском хозяйстве, напрямую не связанное с динамикой тех производственных факторов, которые могут вызвать такую ситуацию. Идёт «вымывание» из аграрного производства наиболее активной, профессиональной части сельского населения.
В республике с 2005 г. численность сельского населения уменьшилась на 48,7 тыс. чел., составив в 2012 г. около 1592 тыс. чел. За аналогичный период число сельских жителей моложе трудоспособного возраста в республике сократилась на 17,4 тыс. чел. (табл. 4).
Таблица 4 — Показатели численности сельского населения и занятых в экономике Республики Башкортостан в 2001-2012 гг. [6, с. 12-17]
Показатели
2012 г.
2000 2005 2010 2011 2012 в % к 2011 г.
Сельское население:- тыс. чел. 1479 1641 1630 1606 1592 99
— в процентах от общей численности населения 35,9 40,4 40,1 39,4 39,2 -0,2 п.п.
Из общей численности сельского населения, население в возрасте моложе трудоспособного:- тыс. чел. 374,5 345,4 322,4 328,7 328,0 100
— в процентах от общей численности сельского населения 25,3 21,1 19,8 20,5 20,6 +0,1 п.п.
в трудоспособном возрасте:- тыс. чел. 769,5 957,8 905,0 935,6 917,3 98
— в процентах от общей численности сельского населения 52,1 58,3 56,0 58,2 57,6 -0,6 п.п.
старше трудоспособного возраста:- тыс. чел. 334,7 337,5 385,3 341,9 346,7 101
— в процентах от общей численности сельского населения 22,6 20,6 23,8 21,3 21,8 +0,5 п.п.
Общая численность занятыхв экономике, тыс. чел. 1751 1798 1771 1761 1797 102
в т.ч. в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, тыс. чел. 298,3 308,2 279,3 279,7 269,7 96
Можно сделать вывод о снижении роли сельскохозяйственных организаций в системе социально-трудовых отношений аграрной сферы на фоне возрастания значимости личных подсобных хозяйств. Эти тенденции проявились, в частности, в уменьшении числа работников, занятых в аграрном производстве; депрофессионализации кадрового состава; усилении гендерного перекоса в системе трудовых отношений; увеличении текучести кадров и доли временных и сезонных работников; деиндустриализации сельского хозяйства, снижении уровня механизации производственных процессов; снижении уровня разделения труда, что привело к изменению способа труда, предметов труда. В конечном итоге, все это привело к изменению содержания самого труда сельских тружеников, снижении интенсивности воспроизводства основного средства труда в аграрной сфере -земельных ресурсов [4, 9].
При сегодняшних ценах на энергоносители и средства производства 90 % сельских товаропроизводителей оказались не в состоянии осуществлять инвестиции за счёт собственных средств. В последние годы физическая утрата основных фондов превышает их прирост; выбытие основных производственных фондов в четыре-пять раз выше ввода их в действие, а износ составляет более 70 %. Оказались сорванными и остались лишь на бумаге принятые Правительством федеральные целевые программы «Зерно», «Возрождение российской деревни».
Не выполняются целевые программы по поддержанию плодородия земель. По существу, речь идёт о катастрофическом разрушении созданного ранее производственного потенциала, необратимых изменениях в системе воспроизводства в жизненно важной сфере экономики, что влечёт за собой рост зависимости от импорта продовольствия.
Таким образом, сложившаяся социально-экономическая ситуация не способствует формированию устойчивых предпосылок для эффективного развития сельских территорий республики. Многие сельские муниципалитеты нерационально используют имеющиеся ресурсы и не демонстрируют устойчивого развития.
Можно подчеркнуть, что для освоения земельных ресурсов необходимо изменить демографическую ситуацию, привлечь в село тысячи-тысячи людей. Но для этого жизнь на селе должна стать комфортной и привлекательной. Необходимо построить современное благоустроенное жильё, создать социальную сферу (школы и медицинские учреждения), закупить современную технику, обеспечить аграрный сектор удобрениями.
Список литературы:
1. Абалкин Л. Аграрная трагедия России // Вопросы экономики. — 2009. — № 9.
— С. 4-8.
2. Григорьев С.И. Социология жизненных сил российского села и сельского жителя в начале XXI века // Социологические исследования. — 2010. — № 9.
— С. 39-43.
3. Гусманов У Г., Гусманов Р.У, Стовба Е.В. Повышение экономической эффективности аграрного производства как важнейший фактор развития социальной сферы сельских территорий // Агропродовольственная политика России. — 2013. — № 12. — С. 87-93.
4. Масалимов Р.Н., Стовба Е.В. Социальные и психологические проблемы молодежи сельских территорий (на примере Республики Башкортостан // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2012. — № 1. — С. 374-397. URL:
http://sisp.nkras.ru/issues/2012/1/stovba.pdf (дата обращения: 10.07.2014).
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: статистический сборник / Росстат. — М., 2013. — 990 с.
6. Сельское хозяйство, охота и лесоводство Республики Башкортостан: статистический сборник. — Уфа: Башкортостанстат, 2013. — 190 с.
7. Сельскохозяйственная деятельность хозяйств населения Республики Башкортостан: статистический сборник. — Уфа: Башкортостанстат, 2013. — 69 с.
8. Сельскохозяйственная деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан: статистический сборник. — Уфа: Башкортостанстат, 2013. — 74 с.
9. Стовба Е.В., Масалимов Р.Н., Стовба А.В. Сельская молодежь в условиях модернизации аграрной экономики (на материалах Республики Башкортостан) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2014. — № 2. — С. 14. URL: http://journal-
s.org/index.php/sisp/article/view/2201414/pdf_504 (дата обращения: 10.07.2014).
10. Узун В. Аграрная реформа в России: мифы и реальность // Вопросы экономики. — 2008. — № 10. — С. 139-155.
References:
1. Abalkin L. The Agrarian Tragedy of Russia [Agrarnaja tragedija Rossii]. Voprosy Ekonomiki (Problems of Economics). 2009. No. 9. pp. 4-8.
2. Grigor'ev S.I. Sociology of Vital Forces of a Russian Country and Country People in the Beginning of the 21st Century [Sociologija zhiznennyh sil rossijskogo sela i sel'skogo zhitelja v nachale XXI veka]. Sotsiologicheskiye Issledovaniya (Sociological Studies). 2010. No. 9. pp. 39-43.
3. Gusmanov U.G., Gusmanov R.U., Stovba E.V. Increasing the Economical Effectiveness of Agrarian Production as a Most Important Factor of Development of Social Sphere of Rural Territories [Povyshenie jekonomicheskoj jeffektivnosti agrarnogo proizvodstva kak vazhnejshij faktor razvitija social'noj sfery sel'skih territorij]. Agroprodovol'stvennaya Politika Rossii (The Policy of Agricultural Food Production in Russia). 2013. No. 12. pp. 87-93.
4. Masalimov R.N., Stovba E.V. Social and Psychological Problems of Youth of Rural Territories (A Case Study of the Republic of Bashkortostan) [Social'nye i psihologicheskie problemy molodezhi sel'skih territorij (na primere Respubliki Bashkortostan]. Sovremennyie Issledovaniya Social'nykh Problem (Modern Studies of Social Problems) (Electr. Scient. Issue). 2012. No. 1. pp. 374-397. URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2012/1/stovba.pdf.
5. Regiony Rossii. Social'no-Economicheskiye Pokazateli. 2013, Statisticheskiy Sbornik (The Russian Regions. Social and Economical Indecises. 2013): A Collection of Statistics [Regiony Rossii. Social'no-jekonomicheskie pokazateli. 2013, statisticheskij sbornik]. M., 2013. 990 p.
6. Sel'skoye Khozyaystvo, Okhota I Lesovodstvo Respubliki Bashkortostan, Statisticheskiy Sbornik (Agriculture, Hunting and Forestry of the Republic of Bashkortostan: A Collection of Statistics) [Sel'skoe hozjajstvo, ohota i lesovodstvo Respubliki Bashkortostan, statisticheskij sbornik]. Ufa. Bashkortostanstat, 2013. 190 p.
7. Sel'skokhozyaystvennaya Deyatel'nost' Khozyaystv Naseleniya Respubliki Bashkortostan, Statisticheskiy Sbornik (Agricultural Activity of Population of the Republic of Bashkortostan. A Collection of Statistics [Sel'skohozjajstvennaja dejatel'nost' hozjajstv naselenija Respubliki Bashkortostan: statisticheskij sbornik]. Ufa. Bashkortostanstat, 2013. 69 p.
8. Sel'skokhozyaystvennaya Deyatel'nost' Krestyanskikh (Fermerskikh) Khozyaystv Respubliki Bashkortostan: Statisticheskiy Sbornik (Agricultural Activity of Rural (Farmers') Economies in the Republic of Bashkortostan: A Collection of Statistics) [Sel'skohozjajstvennaja dejatel'nost' krest'janskih (fermerskih) hozjajstv Respubliki Bashkortostan: statisticheskij sbornik]. Ufa. Bashkortostanstat, 2013. 74 p.
9. Stovba E.V., Masalimov R.N., Stovba A.V. Rural Youth under the Conditions of Modernization of Agrarian Economy (On the Materials of the Republic of Bashkortostan) [Sel'skaja molodezh' v uslovijah modernizacii agrarnoj jekonomiki (na materialah Respubliki Bashkortostan)]. Sovremennyie Issledovaniya Social'nykh Problem (Modern Studies of Social Problems) (Electr. Scient. Issue). 2014. No. 2. P. 14. URL. http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/2201414/pdf_504.
10. Uzun V. The Agrarian Reform in Russia: Myths and Reality [Agrarnaja reforma v Rossii, mify i real'nost']. Voprosy Ekonomoki (Problems of Economics). 2008. No. 10. pp. 139-155.
Отправить статью мне на email