Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ В ПЕРВОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XXI ВЕКА'

ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ В ПЕРВОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
40
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ КОМИССИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО / ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕНЦИАЛЫ СТРАН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алимов Ботур

В данной статье рассматриваются особенности торгово-экономического сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в начале нового тысячелетия. Отмечается, что Россия является важным стратегическим партнёром '(Таджикистана в вопросах торгово-экономического сотрудничества. Автор отмечает, что в основе экономического сотрудничества Российской Федерации с Республикой Таджикистан лежат Межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве (Соглашение о свободной торговле) от 10 октября 1992 г., об углублении экономического сотрудничества и развитии интеграционных связей от 27 февраля 1995 г. Данный документ предусматривал создание постоянно действующей Межправительственной российско-таджикской комиссии по экономическому' сотрудничеству, которой поручалось разработка долгосрочных программ развития двусторонних экономических отношений и совершенствование их механизмов. Вопросы импорта и экспорта товаров и услуг в отношениях между Таджикистаном и России выражают солидарность и взаимный интерес обеих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRADE AND ECONOMIC RELATIONS BETWEEN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AND THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIRST DECADE OF THE 21ST EYELID

In this article it is considered features of trade economic cooperation between the Republic of Tajikistan and the Russian Federation at the beginning of the new millennium. It is noted that Russia is the important strategic partner of Tajikistan in questions of trade economic cooperation. The author notes that intergovernmental agreements on trade and economic cooperation (the agreement on free trade) of October 10, 1992, about deepening of economic cooperation and development of integration communications of February 27, 1995 are the cornerstone of economic cooperation of the Russian Federation with the Republic of Tajikistan. This document provided creation of constantly operating Intergovernmental Russian-Tajik commission on economic cooperation which was entrusted with the development of long-term programs of development bilateral economic the relation and improvement of their mechanisms. Questions of import and export of goods and services in the relations between Tajikistan and Russia I express solidarity and mutual interest of both countries.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ В ПЕРВОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XXI ВЕКА»

ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ В ПЕРВОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XXI ВЕКА

Ботур АЛИМОВ

кандидат исторических наук, заведующий кафедрой международных отношений Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики Адрес: Республика Таджикистан, г.Худжанд. alirnovb@rumbler.ru

В данной статье рассматриваются особенности торгово-экономического сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в начале нового тысячелетия. Отмечается, что Россия является важным стратегическим партнёром Таджикистана в вопросах торгово-экономического сотрудничества. Автор отмечает, что в основе экономического сотрудничества Российской Федерации с Республикой Таджикистан лежат Межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве (Соглашение о свободной торговле) от 10 октября 1992 г., об углублении экономического сотрудничества и развитии интеграционных связей от 27 февраля 1995 г. Данный документ предусматривал создание постоянно действующей Межправительственной российско-таджикской комиссии по экономическому сотрудничеству, которой поручалось разработка долгосрочных программ развития двусторонних экономических отношений и совершенствование их механизмов. Вопросы импорта и экспорта товаров и услуг в отношениях между Таджикистаном и России выражают солидарность и взаимный интерес обеих стран.

Ключевые слова: торговое сотрудничество, экономическое сотрудничество, межправительственная комиссия, стратегическое партнёрство, перспективы производственного сотрудничества, экономические потенциалы стран.

Традиционно консолидирующим началом формирования таджикского рынка был российский рынок. С ростом экономического потенциала республик Средней Азии создавались предпосылки формирования крупной экономической зоны, в пределах которой получили развитие внутризональные связи. Вместе с тем Россия к началу 90-х годов оставалась основным экономическим партнером Таджикистана[1 .]

На рассматриваемом этапе Российская Федерация оставалась главным экономическим и торговым партнером Таджикистана, находясь на первом месте по объему товарооборота, твердо удерживая лидирующие позиции по экспорту своих товаров в республику [2.]

В рамках двусторонних отношений была сформирована необходимая договорно-правовая база и механизмы взаимодействия. За период с 1992 по 2010 года подписано 174 межгосударственных, межправительственных и межведомственных документов между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией и с её регионами (договоров, соглашений, протоколов, меморандумов и программ) по разным направлениям сотрудничества, которые в полной мере обеспечивают правовое поле для сотрудничества хозяйствующих субъектов сторон.

В основе экономического сотрудничества Российской Федерации с Республикой Таджикистан лежат межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве (соглашение о свободной торговле) от 10 октября 1992 г., об углублении экономического сотрудничества и развитии интеграционных связей от 27 февраля 1995 г. Данный документ предусматривал создание постоянно действующей Межправительственной российско-таджикской комиссии по экономическому сотрудничеству, которой поручалось разработка долгосрочных программ развития двусторонних экономических отношений и совершенствование их механизмов. В центре внимания Комиссии должны быть вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества, анализ реализации достигнутых на этом направлении договоренностей, конкретные шаги по дальнейшему

развитию сотрудничества сторон в сфере торговли, промышленности, энергетики, сельского хозяйства, освоения природных ресурсов и в других областях экономического сотрудничества, представляющий взаимный интерес[3.]

Все возникающие вопросы двустороннего сотрудничества, а также приоритетные направления сотрудничества вносились в повестку дня очередных заседаний комиссии, которая принимает по ним решения для исполнения. В рамках Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией образованы подкомиссия по военно-техническому сотрудничеству и совместная рабочая группа по вопросам водного хозяйства.

В качестве приоритетных направлений экономического сотрудничества Комиссия определила кооперацию в электроэнергетической области, взаимодействие в освоении природных ресурсов Таджикистана. Сформирована двусторонняя рабочая группа по вопросам завершения строительства гидроэлектростанций Вахшского каскада. Рассмотрен вопрос о перспективах создания совместных предприятий и финансово-промышленной группы на базе таджикского предприятия ВПК «Востокредмет». В рамках МПК сформированы подкомиссии по военно-техническому сотрудничеству, межрегиональному сотрудничеству, взаимодействию в области энергетики. На рассмотрении сторон находится проект межправительственного соглашения о создании и деятельности Международного научно-исследовательского центра «Памир-Чакалтай» (МНИЦ), в котором заложены основные принципы проведения актуальных ядерных и астрофизических исследований космических лучей сверхвысоких энергий международным научным сообществом в горах Восточного Памира [4].

Всего проведено одиннадцать заседаний комиссии. 9 ноября 2010 года в Москве состоялось 11 -е заседание совместной Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Таджикистаном. На заседании стороны рассмотрели состояние двусторонних торгово-экономических отношений и перспективы их развития. На заседании стороны еще раз подтвердили общее стремление к созданию прочной законодательной основы, обеспечивающей дальнейшее развитие торгово-экономического, инвестиционного, научно-технического и других видов сотрудничества между Российской Федерацией и Таджикистаном.

Прорывом в экономическом сотрудничестве между странами явилось подписание в ходе официального визита в Таджикистан Президента Российской Федерации В.В.Путина 16 октября 2004 года Межправительственных соглашений о досрочном погашении задолженности Таджикистана перед Российской Федерацией путем передачи в собственность России узла «Нурек» - системы контроля космического пространства (242,4 млн. долл. США) и инвестировании оставшейся части задолженности (50 млн. долл. США) в строительство Сангтудинской ГЭС-1, а также о долевом участии России в строительстве упомянутой гидроэлектростанции (участник с российской стороны - ОАО «Интер РАО ЕЭС России». Такие подходы позволили впервые на пространстве СНГ реализовать крупный гидроэнергетический проект, при одновременном погашении долга Таджикистана перед Россией [5].

Экономика России и Таджикистана развивалась в рамках единой союзной государственности, экономические потенциалы обоих государств отличаются высокой степенью взаимодополняемости. Так, в обеспечении потребности Таджикистана в энергоносителях участвует в основном Россия. Твердое топливо поступает в первую очередь из России. Нефтепродукты ввозятся в значительной мере из России (в основном с заводов Урала и Поволжья). На российские поставки приходится пятая часть ввозимого в Таджикистан мазута, свыше трети - дизельного топлива, более двух пятых - бензина. Таджикистан также импортирует из России удобрения, изделия из черных металлов, транспортные средства, медикаменты, товары народного потребления, зерновые, продукты питания и прочее.

В свою очередь Таджикистан вывозит за пределы республики овощи, фрукты и консервы из них, хлопчатобумажные и шелковые ткани, швейные изделия и ряд других товаров. При этом Россия является основным потребителем этой продукции. Гак, из всех вывозимых из Таджикистана овощей и фруктов 95% направляется в Россию. В Россию поступает четверть всех вывозимых из Таджикистана тканей, треть - трикотажных изделий.

На российском рынке реализуется не только преобладающая часлъ продукции таджикского агропромышленного комплекса (80-90% от общего объема вывоза), но и продукция специализированных производств машиностроения и химической промышленности, цветной металлургии и хлопкового комплекса.

Перспективы производственного сотрудничества России с Таджикистаном определяются, прежде всего, его богатой минерально-сырьевой базой. Таджикистан располагает запасами более 40 видов минерального сырья, включая свинец, цинк, бор, серебро, уран, а так же рядом предприятий по их переработке [6].

Определенный интерес представляют поставки таджикского хлопка-волокна и шерсти для нужд российской текстильной промышленности. Так, по данным Агентства по статистике при Президенте Таджикистана, экспорт хлопка-волокна за 7 месяцев 2010-го превысил 50 тыс. тонн. Экспортная выручка достигла $ 70 млн. В сравнении с тем же периодом-2009 поставки возросли на 11 тыс. тонн, а доходы от экспорта повысились более чем на $30 млн. Основной покупатель этого хлопка - Россия: ее доля в импорте таджикистанского «белого золота» ныне достигает 30%. Причем средняя экспортная цена на хлопок-волокно Таджикистана в сравнении с январем - июлем-2009 выросла на рекордную величину - примерно на $430 долларов и превысила $1 тыс. долл. 460 за тонну[7.]

В 2010 г. в Душанбе введено в действие крупное таджикско-российское предприятие по производству хлопковой пряжи, что явилось одним из положительных факторов в развитии российской переработки хлопка и хлопчатобумажной отрасли .

Это предприятие, по данным Министерства экономического развития и торговли Таджикистана, первоначально будет перерабатывать до 4 тыс. тонн волокна в год. В дальнейшем его мощности могут быть увеличены минимум вдвое. Свыше половины производимой продукции намечено поставлять в Россию. В планах обеих сторон - создание других предприятий по переработке таджикского хлопка с последующими поставками полуфабрикатов и готовой продукции российским потребителям, в том числе переработчикам. До половины объема хлопкового сырья из Таджикистана в РФ получают текстильные фабрики Ивановской области.

В области металлургии Россия заинтересована в поставке руд. Так Исфаринский металлургический завод на 70% удовлетворяет потребности России в барии, солях стронция, висмуге. Определенными перспективами обладают таджикские месторождения молибденовых руд[8].

Кроме того, возможной сферой совместной деятельности является производство алюминия в г.Турсунзаде на Таджикском алюминиевом заводе, рассчитанном на проектную мощность 517 тыс. т первичного алюминия в год, что составляет около 17% производства алюминия в бывшем СССР. Однако ситуация осложняется тем, что для его производства используется привозное сырье: глинозем поставляется из Украины; кокс, каменноугольный пек и другие материалы из России. Использование импортного сырья и высокие транспортные тарифы приводят к значительному увеличению себестоимости продукции этого предприятия.Вместе с тем при увеличении спроса на алюминий на внутрироссийском и внешнем рынках совместное производство алюминия с использованием мощностей упомянутого алюминиевого завода может представлять существенный интерес.

Для Таджикистана актуальны поставки из России определенной продукции металлургии (медный прокат, литейный чугун, прокат черных металлов).

В области машинно - и приборостроении перспективными направлениями производственного сотрудничества являются радиоприборостроение и оптико-электронное приборостроение.

В перспективе Россия заинтересована в поставках своей машиностроительной продукции (тракторы, сельскохозяйственные машины, насосы и др.) на таджикский рынок. В связи с этим Таджикистану необходимо оказывать всестороннее содействие российским производителям в целях их закрепления на его рынке.

В области химической промышленности Таджикистан заинтересован в поставках из России азотных удобрении, аммиачной селитры, пластика и каучука. В перспективе российской стороной может быть рассмотрена возможность совместного производства на Вахшском азотно-туковым заводе аммиака и карбамида.

В области легкой промышленности Россия заинтересована в совместном выращивании, переработке хлопка и производства хлопчатобумажных изделии. При этом в качестве вклада российской стороны могут быть организованы поставки хлопкосеющим хозяйствам Таджикистана тракторов, других сельхозмашин, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и химических средств защиты растений .

Как уже отмечалось выше, Россия остается одним из важнейших торгово-экономических партнеров Таджикистана, выйдя в 2010 г. на первое место по объему товарооборота, твердо удерживая первое место по экспорту своих товаров в республику.

Итоги 2010 г. подтвердили устойчивость этой тенденции. Россия во внешнеэкономических связях Таджикистана продолжает сохранять лидирующие позиции. Внешнеторговый оборот Российской Федерации с Республикой Таджикистан за январь-август 2010 года составил 569,1 млн. долларов США, что по сравнению с аналогичным периодом 2009 года составляет 100,3 %.

Экспорт товаров из Республики Таджикистан в Российскую Федерацию за этот период составил 60,7 млн. долларов США, что составляет 123,1 % от показателя соответствующего периода прошлого года.

Импорт товаров в Республику Таджикистан из Российской Федерации в этот же период составил 508,4 млн. долларов США, что составляет 109,6% от показателей соответствующего периода прошлого года.

Основными товарами экспорта в Россию за 2010 г. были: хлопок - 32,6 млн. долларов США (48,9% от общей суммы поставок, рост - в 2,1 раза), фрукты и орехи - 13,8 млн. долларов США (20,7% объема, рост - на 32,2%), овощи и корнеплоды - 8,2 млн. долларов США (12,3% объема, снижение - на 0,7%).

По состоянию на декабрь 2010 г. объем экспорта плодоовощной продукции в Россию из Таджикистана составил 23,2 млн. долларов США (рост к соответствующему периоду прошлого года - на 18,8%), общий вес поставок - 89,6 тыс. тонн (снижение на 1,0%).

В Таджикистан из России за указанный период поставлялись: машино-техническая продукция - 126,7 млн. долларов США (соответственно: 21,3% объема и рост - на 67,7%), древесина и изделия из нее - 58,7 млн. долларов США (9,9% от объема и рост - на 48,7%), черные металлы и изделия из них - 24,7 млн. долларов США (4,2% от объема, снижение - на 36,1%), продукция мукомольно-крупяной промышленности - 17,9 млн. долларов США (3,0% объема и рост - в 23,1 раза).

Правительство России в апреле 2011 г. ввело временный мораторий на экспорт нефтепродуктов российскими перерабатывающими предприятиями. Нефтяные компании в мае будут продавать весь произведенный бензин на внутреннем рынке. Владимир Путин поручил Минэнерго в кратчайшие сроки подготовить документы для повышения экспортных пошлин на нефтепродукты.

Эта ситуация подстегнет инфляцию в Таджикистане, который сильно зависит от импорта российских нефтепродуктов. По словам руководителя дочернего предприятия российского холдинга «Газпром» - ОАО «Газпромнефть-Таджикистан», Ф. Мирзоева цены на нефтепродукты в Таджикистане «будут расти капитально». При этом, первая волна подорожания уже началась, а последующие события, с учетом длительности российского моратория, предугадать не берется никто.

Последствия ограничения поставки российского топлива для экономики Таджикистана, 92 % пслребностей которого покрывалось за счет нефтепродуктов российского происхождения, могут быть самыми плачевными. Таджикистану стоит ожидать роста цен практически на весь перечень товаров и услуг в связи с возможным дефицитом топлива и его подорожания.

Средняя стоимость российского топлива, завозимого в первом квартале в Таджикистан, составляла 885 долларов США за тонну (с учётом пошлины), в то время как цена тонны туркменского топлива составляет 915 долларов США. С начала 2011 года в Таджикистан было завезено 14! тыс. тонн нефтепродуктов, из которых 112 тыс. тонн было поставлено из России. Основным поставщиком российского топлива в Таджикистан является «Газпром-нефть Таджикистан», занимающий 35% топливного рынка республики.

Анализ товарооборота показывает, что темпы роста импорта в Республику Таджикистан российских товаров опережают темпы роста экспорта таджикских товаров в Российскую Федерацию, что обусловлено, прежде всего, строительством крупных объектов в Таджикистане с участием российских инвестиций - Санггудинской ГЭС-1, пятизвездочной гостиницы «Хайят» и Бизнес центра в столице.

В свете вышеизложенного, дальнейшее развитие таджикско-российских отношений видится оптимистичным в связи с отсутствием каких-либо серьезных разногласии по вопросам, как в двустороннем, так и многостороннем формате. На наш взгляд таджикско-российское стратегическое взаимодействие, опирающееся на созданную солидную договорно-правовую базу, впредь должно развертываться на базе нескольких постоянно-действующих векторов и механизмов:

1. Систематические политические консультации на высшем и высоком уровнях;

2. Регулярные, плановые заседание таджикско-российской межправительственной комиссии, деятельность которой реализовывалась бы на основе разработки, реализации контроля за ходом выполнения программ широких мер по дальнейшему поэтапному упрочению всесторонних отношений между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией;

3. Постоянная координация своей внешнеполитической деятельности с целью осуществления в необходимых случаях совместных или согласованных действий, в том числе по вопросам региональной безопасности;

4. Углубленное и более доверительное сотрудничество военных и правоохранительных органов и спецслужб двух государств на качественно новом уровне во взаимовыгодных сферах и рамках норм международного права;

5. Интенсивное и реальное сближение национальных систем образования путем сохранения общего образовательного, интеллектуального и информационно- культурного пространства.

6. Практическое применение договоренностей, достигнутых в рамках различных двусторонних соглашений и эффективная их реализация в полном объеме.

7. Партнерское взаимодействие в рамках различных международных организаций.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Экономические отношения Таджикистана с Россией, http://catalog.frnb.ru/tajikistanl2.shtml

2. По материалам Посольства Российской Федерации в Республике Таджикистан.

3. Рахмонов Эмомали. Тысяча лет в одну жизнь. - Душанбе: Ирфон, 2003. - 520с.

4.Кошлаков Г.В., Тураева М.О, Майтдинова Г. М.Экономические интересы России в Таджикистане: риски и возможности,- Душанбе, 2009, - 255с.

5. Кошлаков Г.В., Тураева М.О, Майтдинова Г. М. Экономические интересы России в Таджикистане: риски и возможности. -Душанбе, 2009, - 240с.

6. Интервью Эмомали Рахмона «Независимой газете», июнь 1997 г.

7. Шарипов Л. Таджикско-российские отношения: состояние и перспективы-Вестник. Таджикистан и современный мир 2003г №2 - 52с.

8.Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан. Статистический сборник.- Душанбе: Госкомстат РТ, 2003. -18с.

FEATURES OF TRADE AND ECONOMIC RELATIONS BETWEEN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AND THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIRST DECADE OF THE 21ST EYELID

In this article it is considered features of trade economic cooperation between the Republic of Tajikistan and the Russian Federation at the beginning of the new millennium. It is noted that Russia is the important strategic partner of Tajikistan in questions of trade economic cooperation. The author notes that intergovernmental agreements on trade and economic cooperation (the agreement on free trade) of October 10, 1992, about deepening of economic cooperation and development of integration communications of February 27, 1995 are the cornerstone of economic cooperation of the Russian Federation with the Republic of Tajikistan. This document provided creation of constantly operating Intergovernmental Russian-Tajik commission on economic cooperation which was entrusted with the development of long-term programs of development bilateral economic the relation and improvement of their mechanisms. Questions of import and export of goods and services in the relations between Tajikistan and Russia I express solidarity and mutual interest of both countries.

Keywords: trade cooperation, economic cooperation, intergovernmental commission, strategic partnership, prospects ofproduction cooperation, economic capacities of the countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.