УДК [618.1-006.6:159.94]-055.2
ОСОБЕННОСТИ ТИПОВ ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ У ЖЕНЩИН СО ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ ОРГАНОВ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ
© 2006 г. Е. Г. Щукина, Л. С. Булыгина
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Обнаружение опухоли, в частности злокачественной, резко меняет жизнь больного и его близких. В представлении большинства людей рак ассоциируется с приговором к смерти, и даже очень мужественный человек тяжело переносит известие о подобном диагнозе. Диагноз онкологического заболевания приводит к сильнейшему стрессу в связи с укоренившимися представлениями о его неизлечимости, о трудности его лечения, сопряженного с рядом осложнений и дефектов (облысение после химиотерапии, калечащие операции, влекущие за собой проблему эстетического неблагополучия, чувства неполноценности, отчуждения от общества, изменения сексуального функционирования и сексуальной привлекательности).
Н. Пезешкиан [5], отмечая интенсивность эмоционального напряжения при постановке диагноза «рак», пишет, что заболевший воспринимает его как «послание смерти». Н. Н. Блинов и В. А. Чулко-ва [2] говорят о «психологическом кризисе» онкологических больных, который характеризуется повышенной тревогой, чувством безнадежности или неопределенности, одиночества, пессимистической оценкой будущего, идеями самообвинения и т. п. А. В. Гнездилов [3], изучив психологические реакции больных раком, пишет, что они могут соответствовать даже психотическому уровню. От 92 до 100 % больных со злокачественными новообразованиями, по данным Е. Ф. Бажина и А. В. Гнездилова [1], страдают нервно-психическими расстройствами.
Рак — это такое заболевание, которое больной не способен каким-либо образом контролировать. Кроме того, у него часто возникают и/или обостряются психологические и социальные проблемы. И в то же время успех лечения во многом зависит от реакции больного на первые симптомы заболевания, от времени обращения его за медицинской помощью и от отношения к своему лечению. Субъективное отношение к своему заболеванию Р. Г. Лурия назвал внутренней картиной болезни, которая складывается из интеллектуальной интерпретации диагноза заболевания, когнитивной оценки его тяжести, прогноза, эмоционального проявления и поведенческих реакций [4].
Типология психологического реагирования на болезнь, созданная А. Е. Личко и Н. Я. Ивановым, основана на оценках влияния трех факторов: природы самого заболевания, типа личности, включающего характер, и отношения к заболеванию в ближайшем окружении больного. Типы объединены в блоки. Первый включает типы отношения к болезни, при которых социальная адаптация существенно не нарушается,
— гармоничный, эргопатический и анозогнозический. Во второй и третий блоки включены типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации в связи с заболеванием: второй
— с интрапсихической направленностью (тревожный, ипохондрический,
Представлено сравнение типов отношения к болезни у женщин со злокачественными новообразованиями органов репродуктивной системы: раком шейки матки, раком яичников и раком молочной железы. Ключевые слова: злокачественные новообразования, органы репродуктивной системы, типы отношения к болезни, типы реагирования на болезнь.
неврастенический, меланхолический и апатический), третий — с интерпсихической направленностью, включающий типы с таким сенсибилизированным отношением к болезни, которое в наибольшей степени зависит от преморбидных особенностей личности больного (сенситивный, эгоцентрический, паронойяльный и дисфорический) [4].
Проведено исследование субъективного отношения к болезни по личностному опроснику ТОБОЛ (тест отношения к болезни), разработанному лабораторией клинической психологии психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, г. Санкт-Петербург. В первую группу были включены 30 женщин с диагнозом «рак молочной железы» (РМЖ), во вторую — 30 женщин с диагнозом «рак шейки матки» (РШМ), в третью — 30 женщин с диагнозом «рак яичников» (РЯ).
Таблица 1
Возрастные особенности обследованных групп женщин, %
Группа 18—35 лет % 36—45 лет % 46—55 лет %
РМЖ 27,0±4,8 26* 39,8±2,4 34 49,8±2,9 40***
РШМ 26,7±4,2 50* *** 39,6±2,5 36 48,8±1,3 14*** ***
РЯ 29,3±2,4 14*** 40,9±1,7 20 51,1±2,2 56***
Примечание. Достоверность различий: * — р < 0,05; *** — р < 0,001.
Анализ достоверности различий по возрасту выявил (табл. 1), что количество женщин с диагнозом «рак шейки матки» достоверно больше в возрастной группе 18—35 лет, т. е. женщин репродуктивного возраста. В группе 36—45 лет достоверности различий по количеству не выявлено. В группе 46—55 лет достоверно больше женщин с диагнозами «рак яичников» и «рак молочной железы» по сравнению с диагнозом «рак шейки матки». Таким образом, по данным нашего исследования, диагноз РМЖ в равной мере встречается во всех возрастных группах, в то время как диагноз РШМ чаще встречается в группе женщин молодого, репродуктивного, возраста. Диагноз РМЖ и РЯ чаще встречается у женщин старшей возрастной группы — после 46 лет. Вероятно, эти виды злокачественных новообразований либо поздно выявляются, либо более тесно связаны с периодом климактерических изменений в женском организме.
Анализ существующих типов отношения к болезни выявил, что большинство женщин склонны к эргопатическому и сенситивному типам (табл. 2).
Таблица 2
Типы отношения к болезни у женщин обследованных групп, %
Группа Г Р З Т И Н С
РМЖ — 33,3 6,7 16,7 3,3 6,7 33,3
РШМ 3 40 20 17 — — 20
РЯ — 30 23 20 — — 27
Примечание. Г — гармоничный, Р — эргопатический, З — ано-зогнозический, Т — тревожный, И — ипохондрический, Н — неврастенический, С — сенситивный.
Гармоничное отношение к болезни в целом, как показало наше исследование, не свойственно женщинам с данными видами патологии. Это свидетельствует о необходимости организации психологической и психотерапевтической поддержки пациенток, создания специальных программ по гармонизации их внутреннего состояния.
В группе женщин с диагнозом «рак молочной железы» преобладают шесть типов отношения к болезни
— эргопатический, анозогностический, тревожный, ипохондрический, неврастенический и сенситивный. Для первых двух характерно активное отбрасывание мысли о болезни и ее возможных последствиях. Наблюдается отрицание очевидного, проявления болезни приписываются случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Все это может вызывать: внутреннее неприятие статуса больного; нежелание считаться с реальным положением вещей; отказ от обследования и лечения; желание обойтись своими «средствами»; пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению, надежду на то, что «все само собой обойдется»; желание продолжать получать от жизни все несмотря на болезнь.
Непризнание себя больным и отрицание наличия симптомов болезни (анозогнозия) при этих типах отношения к болезни встречаются довольно часто. Они могут отражать внутреннее неприятие статуса больного, нежелание считаться с реальным положением вещей.
У больных с тревожным типом наблюдается непрерывное беспокойство, мнительность в отношении течения болезни, ожидание неблагоприятного прогноза, допущение возможности осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Они демонстрируют поиск новых способов лечения и «авторитетов», жажду дополнительной информации о болезни и методах лечения. В отличие от больных с ипохондрическим типом отношения к болезни у них в большей степени выражен интерес к объективным данным о болезни (результат анализов, заключение специалистов), чем фиксация на субъективных ощущениях. Поэтому они предпочитают слушать высказывания других, а не предъявлять свои жалобы. Следствием их тревожного настроения является угнетенность. Воображаемые опасности волнуют больше, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.
Тревожный тип реагирования на заболевание наиболее типичен для онкопатологии. Он базируется на появляющихся в связи с заболеванием изменениях обыденного течения жизни. Тревога проецируется в будущее и часто вызвана опасениями, что болезнь надолго и существенно изменит привычный стереотип жизни. Проявлением тревоги может быть повышенный интерес пациента к медицинской литературе, придирчивость к медицинскому персоналу, нацеленность на перепроверку получаемых от врачей сведений о болезни.
Ипохондрический тип отношения к болезни находит выражение в сосредоточенности на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях, стремлении постоянно рассказывать о них окружающим. При этом как действительные, так и надуманные проявления болезни, страдания, побочные действия лекарств преувеличиваются. Наблюдается сочетание желания лечиться и неверия в успех, требования тщательного обследования и боязни болезненности процедур, их вреда.
Для больных с неврастеническим типом отношения к болезни характерно поведение по типу раздражительной слабости. Случаются вспышки раздражения
— особенно при болях, неприятных ощущениях, неудачах лечения. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и слезами. Для этого типа характерны непереносимость болевых ощущений, нетерпеливость, неспособность ждать облегчения, а в последующем — раскаяние за причиненное беспокойство и несдержанность.
Сенситивный тип отношения к болезни находит выражение в чрезмерной озабоченности возможным неблагоприятным впечатлением, которое может появиться у окружающих в случае информирования их о своей болезни. Появляются опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно относиться, распускать сплетни и неблагоприятные слухи о причине и природе болезни. Возможна также боязнь стать из-за болезни обузой для близких, неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.
Основой сенситивного типа отношения к болезни является рефлексивный стиль мышления, ориентация на мнение и оценку окружающих. Существенными при этом становятся не собственные болезненные или неприятные ощущения, появляющиеся вследствие болезни, а реакция на информацию о болезни со стороны референтной группы. Такие пациентки склонны к извиняющемуся стилю поведения. Они стесняются, нередко в ущерб своему здоровью, обращаться к врачу или медицинской сестре, чтобы, по их мнению, «не отвлекать людей по пустякам» даже в случаях угрожающего для жизни состояния. Отмечается робость, застенчивость, повышенная скромность таких пациентов.
В группе женщин с диагнозом «рак шейки матки» полученные данные выявили преобладание пяти типов отношения к болезни — эргопатического, сенситивного, анозогнозического, тревожного и гармонического. Для последнего типа характерна трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. У них наблюдается стремление во всем активно содействовать успеху лечения, нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза (инвалидизации) для таких больных необходимо переключение интересов на те области жизни, которые останутся для них доступными.
В группе женщин с диагнозом «рак яичников» преобладали четыре типа отношения к болезни
— эргопатический, сенситивнй, анозогнозический и тревожный.
Результаты нашего исследования показали, что во всех группах больных есть разные типы отношения к болезни. Но наличие эргопатического и сенситивного типов выявлено в каждой. Анозогнозический и тревожный типы также присутствуют, но тенденция по группам различна.
Таким образом, для женщин со злокачественными новообразованиями характерно желание сохранить профессиональный статус несмотря ни на что (эргопатическое отношение к болезни), активное отбрасывание мыслей о болезни и ее возможных последствиях, желание получать от жизни все несмотря на болезнь (анозогнозический тип отношения к болезни), беспрерывное беспокойство и мнительность, вера в приметы и ритуалы (тревожный тип), боязнь разговоров о своем состоянии с окружающими и страх стать обузой для близких (сенситивный тип).
У женщин со злокачественными новообразованиями выявлено большее количество типов отношения к болезни, чем в проведенном ранее исследовании отношений к болезни у женщин с психосоматическим заболеванием (сахарный диабет) [6], где выявлено сочетание только двух типов — сенситивного и эргопатического. То есть у женщин с диабетом психологическое состояние более локализованное, ориентированное на желание работать и скрывать свое состояние от окружающих; при онкопатологии оно более диффузно и менее стабильно.
Больше половины всех обследованных женщин (с РМЖ — 40 %, РШМ — 63,3 %, РЯ — 53,3 %) показали типы отношения к болезни, относящиеся к первому блоку. Социальная адаптация у таких больных существенно не нарушена, пациентки могут сами или с помощью близких справиться со своими психологическими проблемами. Особое внимание и поддержка требуются женщинам, типы отношения к болезни которых относятся ко второму и третьему блокам. Как говорилось ранее, состояние эмоционально-аффективной сферы (второй блок) при таком отношении (с РМЖ — 26,7 %, РШМ — 16,7 %, РЯ — 20 %) проявляется в дезадаптивном поведении: реакциях по типу раздражительной слабости, тревожном, подавленном, угнетенном состоянии, «уходе» в болезнь, отказе от борьбы, «капитуляции» перед заболеванием и т. п. Больные, относящиеся к третьему блоку отношения к болезни (РМЖ
— 33,3 %, РШМ — 20 %, РЯ — 26,7 %), при различных эмоционально-аффективных реакциях на болезнь также характеризуются дезадаптивным поведением, приводящим к нарушению их социального функционирования.
Таким образом, мы выявили, что у онкологических больных есть шесть преобладающих типов отношения к болезни. Чаще встречаются эргопатический, для которого характерны уход от болезни в работу, желание сохранить работоспособность; сенситивный, когда человек особо чувствителен к межличностным отношениям, полон боязни стать обузой для близких, опасений, что окружающие его избегают из-за болезни; тревожный — отличающийся беспрерывным беспокойством и мнительностью, верой в приметы и ритуалы; анозогнозический, заставляющий больного активно отбрасывать мысли о болезни, жить надеждой, что «все обойдется».
Половина обследованных онкологических больных относятся ко второму и третьему блоку с характерным проявлением дезадаптивного поведения. Им в первую очередь наряду с медицинской необходима психосоциальная поддержка.
Искаженное отношение к раку является проблемой всего общества. Необходимо переломить житейский взгляд на опухоль как на нечто особенное и сверхъестественное и перейти к нормальному восприятию данного явления, как это имеет место при других, не менее грозных болезнях.
Женщины, страдающие раком молочной железы, шейки матки, яичников, на всех этапах диагностики и лечения, включая этап лекарственной терапии, нуждаются в психологической помощи, которая должна быть индивидуальной, учитывающей как личностные особенности пациентки, так и типы отношения к болезни.
Список литературы
1. Бажин Е. Ф. О медико-психологической работе в онкологических учреждениях : методические рекомендации / Е. Ф. Бажин, А. В. Гнездилов, Г. П. Цейтина. — Л., 1987. — 21 с.
2. Блинов Н. Н. Роль психоонкологии в лечении онкологических больных / Н. Н. Блинов, В. А. Чулкова // Вопросы онкологии. — 1996. — Т. 42, № 5. — С. 86—89.
3. Гнездилов А. В. Психогенные реакции у онкологических больных : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Гнездилов А. В. — Л., 1977.
4. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология : практическое руководство / В. Д. Менделевич.
— М. : МЕДпресс, 2001. — С. 231—238.
5. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / Н. Пезешкиан. — М. : Медицина, 1996.
— 464 с.
6. Щукина Е. Г. Типы отношения к болезни при сахарном диабете / Е. Г. Щукина // Экология человека. — 2001.
— № 3. — С. 16—17.
THE PECULIARITIES OF ATTITUDE TO THE DISEASE OF WOMEN WITH REPRODUCTIVE ORGANS CANCEROUS GROWTH
E. G. Schukina, L. S. Bulygina
Northern State Medical University, Archangelsk
In the article, the comparison of women with reproductive organs cancerous growth attitude to the disease is described. Such kinds of reproductive organs cancerous growth as carcinoma of uterine cervix, ovarian carcinoma, breast cancer are represented.
Kew words: malignant neoplasm, reproductive organs, disease attitude models, disease response models.