ОСОБЕННОСТИ ТЕСТИРОВАНИЯ В ПРАКТИКУМЕ ПО ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ В.В. Панасенко, доцент
А.И. Викулин, канд. техн. наук, преподаватель
Черноморское высшее военно-морское Ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова (Россия, г. Севастополь)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-158-164
Аннотация. В статье рассматривается методика разработки, составления и применения тестовых заданий больших объёмов, для подготовки обучаемых к практической работе с электронными и аналоговыми топографическими картами по дисциплине Военная топография. Рассмотрены особенности применения программного продукта. Определены основные параметры и трудозатраты для планирования деятельности разработчиков, обоснованы основные рекомендации.
Ключевые слова: военная топография, компьютерное тестирование, топографические карты, навык.
В соответствии с рабочей программой, тематическим планом, фондом оценочных средств по дисциплине Военная топография предусмотрен рубежный контроль в виде различных контрольных работ на топографических картах [1]. С целью качественной подготовки к которым разработан тест (далее по тексту - ТЕСТ) имеющий сугубо практическую направленность и предназначенный для:
- закрепления и систематизации знаний, получения навыков обучаемыми по рассматриваемым вопросам (темам, разделам) дисциплины Военная топография;
- самостоятельного выявления обучаемыми вопросов (тем, разделов), недостаточно усвоенных во время работы над учебным материалом;
- развития пространственного мышления в целом и развития глазомера в частности;
- привития навыков безынструментальных решений;
- привития навыков как алгоритмичных решений, так и при необходимости, поиска альтернативных путей в решении основных типовых задач Военной топографии;
- выработки навыков быстрого чтения топографических карт, фрагментарного выделения на них необходимой информации с её быстрым последующим анализом и использованием по предназначению;
- понимания и использования физического смысла различных величин, составных частей топокарт, как в решении задач, так и для до-
полнительной (альтернативной) проверки результатов решения;
- работы, в первую очередь, на реальных, а не на уже хорошо изученных учебных картах;
- выработки навыков работы с незнакомыми топографическими картами, в различных координатных зонах, с применением условных знаков, отсутствующих на картах СНОВ;
- привития навыков принятия решений в условиях дефицита времени, при обработке большого объёма данных;
- определения объективного рейтинга обучаемых, в силу высокой вариативности ТЕСТА;
- экономии времени ППС (профессорско-преподавательского состава) на проверку знаний и умений большого количества обучаемых, при отсутствии субъективной составляющей оценки и предоставления равных условий, для всех тестируемых;
- определение проблемных мест усвоения дисциплины в целом и выработки ППС кор-рекционных мероприятий, направленных на более качественное изучение конкретных вопросов (тем, разделов) дисциплины, обусловленных, в первую очередь, особенностями подготовки (спецификой основной специальности) обучаемых.
Целью настоящей статьи является описание основных вопросов разработки, составления и применения тестовых заданий больших объёмов в практикуме по Военной топографии. Рассмотрены особенности применения
используемого программного продукта. Определены основные параметры и трудозатраты для планирования деятельности разработчиков, обоснованы основные рекомендации.
Необходимость разработки ТЕСТа обусловлена:
- минимизацией времени пользователей (обучающихся) на изучение основных типовых задач дисциплины путём интенсификации обучения;
- повышением среднего балла контрольных работ (точек) по дисциплине, уменьшением количества задолженностей, успешностью итоговой аттестации.
Основная цель разработки - получение высококачественного, конкурентоспособного, апробированного продукта - ТЕСТА по заявленной тематике, для использования в учебном процессе.
Сопутствующие цели:
- 11 разделов поделены на 55-ть тем - 55-ть типовых формулировок поставленных вопросов и задач;
- общее количество тестовых заданий: 2200;
- опытным путём изучить ограничения и нюансы использования выбранной тестовой программы (программной оболочки), влияющие на её дальнейшее применение в учебном процессе по дисциплинам кафедры, определить рекомендации разработчикам тестов;
- оценить возможности разработчика при работе с большими объёмами данных, с целью получения реальных трудозатрат 1111С, для их учета в планировании деятельности кафедры.
Состав ТЕСТА:
- ТЕСТ: закрытый;
- разделов в ТЕСТЕ: 11;
- тестовых заданий в каждом разделе ТЕСТА: 200;
- количество выносимых из каждого раздела вопросов на тестирование одного обучаемого, приведено в таблице 1 (правая колонка);
- количество тестовых заданий, выносимое для тестирования одного обучаемого: 100;
- каждый вопрос ТЕСТА: открыто пронумерован (рис. 1);
Таблица 1. Количество выносимых вопросов на ТЕСТ
Раздел № Всего вопросов в разделе Кол-во выносимых вопросов
1 Целеуказание 1-200 200 10
2 Система географических координат ШИРОТА 201-400 200 10
3 Система географических координат ДОЛГОТА 401-600 200 10
4 Система полных прямоугольных координат Х 601-800 200 7
5 Система полных прямоугольных координат Y 801-1000 200 7
6 Система прямоугольных координат Х 1001-1200 200 11
7 Система прямоугольных координат Y 1201-1400 200 12
8 Дирекционный угол азимут 1401-1600 200 8
9 Расстояние 1601-1800 200 13
10 Площадь 1801-2000 200 6
11 Масштаб карты 2001-2200 200 6
Версия 2.0 2200 100
ара i М 41 41 <Ь uS y □ Рис. 1. Нумерация вопросов и иллюстрирующих изображений ТЕСТА
- время, отводимое для тестирования одного обучаемого (ограничение времени): 55';
- т.е. среднее время для ответа на одно тестовое задание: 33'';
- вариантов ответа на тестовые задания: от 5 до 10;
- всего вариантов ответа: 13 780 (подробнее в таблице 2);
Таблица 2. Количество вариантов ответов в тестовых заданиях
Номера тестовых заданий Количество вариантов ответов Номера тестовых заданий Количество вариантов ответов
1-160 10 1521-1580 7
161-180 7 1581-1600 6
181-200 9 1601-1620 7
201-600 5 1621-1660 6
601-610 10 1661-1700 7
611-800 5 1701-1780 8
801-810 10 1781-1800 7
811-1100 5 1801-1900 9
1101-1200 6 1901-2000 8
1201-1300 5 2001-2140 7
1301-1400 6 2141-2200 5
1401-1520 5
Всего: 13 780
Среднее: 6,26
Медиана: 5,00
- при 100 бальной система оценивания, вес одного тестового задания: 1 балл;
- при 5-ти бальной системе оценивания: 5 -90 баллов, 4 - 75 баллов, 3 - 60 баллов, неудовлетворительно - менее 60;
- порядок вопросов: случайный; порядок вариантов: случайный; ограничений по количеству запусков: нет;
- для иллюстрирования ТЕСТА принято в работу карт топографических цифровых раз-
личных масштабов, шт: 700, суммарным размером: 1,54 ГБ;
- каждое тестовое задание имеет своё уникальное открыто пронумерованное изображение (рисунок 1);
- все изображения кликабельны; увеличение изображений, по запросу пользователя в процессе ответа, оптимизировано под размеры применяемых для тестирования мониторов (экранов ноутбуков) и свободной экранной площади ТЕСТА, путём масштабирования до 65-85 % первичных изображений в промежуточные, используемые при сборке ТЕСТА;
- для корректного и удобного для пользователя отображения иллюстрирующих изображений, с ТЕСТОМ необходимо работать в полноэкранном режиме;
- в ТЕСТЕ использовались фрагменты топографических карт масштабов: 1:100 000, 1:50 000, 1:25 000, 1:10 000;
- с целью отработки навыков работы на картах разной местности, в различных координатных зонах и при максимальной цветовой гамме, использовались карты (рис. 2): России, Украины, Афганистана, Израиля [2].
Рис. 2. Регионы, топографические карты которых используются
При проведении тестирования обучаемых были получены следующие основные результаты:
- в первичном (пробном) тестировании в июле-августе 2024 г. принимало участие 167 обучаемых различных специальностей и уровня подготовки;
- эмоции, как подготовленной фокус-группы, выступающей в качестве тестиров-щиков, так и большинства обучаемых, весьма положительны, в особенности в части систематизации знаний;
- при первом запуске, ограничения по времени наступает у 16-20% обучаемых;
- при втором и последующем запусках, количество проявлений ограничений по времени не существенно;
- отмечается определение объективного рейтинга обучаемых;
- ожидается повышение среднего балла при первичной сдаче контрольных работ по инструментальной работе на картах;
- окончательный анализ результативности применения возможен после включения ТЕСТА в состав рубежного контроля и набора статистических данных, при соответствующих внесениях изменений в РП, ТП и ФОС дисциплины Военная топография.
Используемая версия программного продукта My Test Х: 10.0.2.1. Информации о каких-либо ограничениях в работе с программой в открытом доступе не обнаружено. Двухлетний опыт составления тестовых заданий и анализ результатов работы с программой My Test Х, дает возможность сделать выводы [3]:
- принципы построения программы предопределяют крайне критичное отношение к размеру исполняемого файла;
- продукт My Test Х целесообразно использовать только для окончательной сборки ТЕСТА;
- требуется предварительная, весьма существенная и затратная по времени подготовка в других общеизвестных приложениях;
- объем файла текстуальной части ТЕСТА (вопросы с ответами без изображений, с редакцией тем, групп) - абсолютно незначителен, и составил 60,7 кБ (0,05957 МБ), т.е. 0,0158% от объема конечного файла; данной величиной, при планировании деятельности разработчиков, можно пренебречь;
- размер конечного файла ТЕСТА (вопросы, ответы, изображения 2200 тестовых заданий): 377 МБ.
Анализ полученных результатов, показал, что основные величины для планирования деятельности разработчиков ТЕСТОВ, при заявленных параметрах следующие:
- средний размер файла раздела на 200 вопросов с изображениями: 34,26 МБ;
- средний размер «1-го вопроса» с изображением: 0,171 МБ (рис. 3);
Рис. 3. Средний размер одного используемого изображения, Мб
Следует обратить внимание разработчиков: - была осуществлена неудачная попытка работы с необработанными изображениями общим размером 2200-ти (двух тысяч двухсот) изображений в 2,18 ГБ (2 232 МБ); при этом средний размер одного изображения со-
ставил 1,01 МБ, вследствие этого размер конечного файла ТЕСТА превысил 540 МБ;
- опытным путём установлено: при объеме конечного файла ТЕСТА свыше 540 МБ, прекращается корректная работа программы, выражающаяся в невозможности сохранения файла (рис. 4);
Оа
Задание #2190 2190) Чему равна сторона квадрата километровой (координатной) < [ Задание #21312131) Чему равна сторона квадрата километровом (координатной) < 0
Задание #2192 2192) Чему равна сторона квадрата километровом (координатной) < [ Задание #2133 2133) Чему равна гт-' Задание #2194 2134; Чему равна ст \ Задание #2135 2135) Чему равна сгн ' Задание #2136 2196) Чему равна ст [ Задание #2137 2197) Чему равна сгн Задание #2196 2198) Чему равна сторона квадрата километровом (координатной) < Задание #2199 2199) Чему равна сторона квадрата километровом (координатной) | О 1Д
MyTestEditor X
Произошла ошибка при сохранении файла... ОК
О 9
4046 025
22 354
Х=494б 725 Y=06 588 850
Рис. 4. Сообщение программы о некорректности работы
- некоторый обход данного ограничения возможен при компиляции, путём последовательного импорта 2-ух или более частей итогового ТЕСТА, сумма размеров которых больше вышеуказанных пограничных 540 МБ;
- при обращении пользователя, в случае использования необработанных изображений, происходит искажение (горизонтальное растягивание) вставленной в ТЕСТ картинки, т.е. нарушаются пропорции вертикального и горизонтального размера изображения, что при-
водит к некорректному восприятию информации обучаемыми [3].
- период от момента окончательно сформированной идеи, до получения конечного продукта и начала работы с фокус-группой, составил 83 «рабочих» дня;
- текстовый вариант ТЕСТА без изображений, преобразованный встроенным редактором в формат RTF, занимает 677 страниц, без дополнительного форматирования;
- при наличии в файле ТЕСТА уже добавленных изображений, экспорт всего ТЕСТА в текстовый файл, в данной версии программы на различных ПК получить не удалось
(рис. 5), но будет справедливым предположить, что текстовый вариант ТЕСТА с изображениями в формате RTF займёт около 1980 страниц;
Рис. 5. Сообщение программы о некорректности работы
- размер рабочей папки ТЕСТА 14,74 ГБ, при размере конечного файла в 377 МБ (0,368 ГБ) - разница в 40 раз, что иллюстрирует большой объём предварительной подготовки для окончательной сборки ТЕСТА;
- по результатам первичного (пробного) тестировании выявлено около 1,5% ошибок разработчика в составлении ТЕСТА: реальных ошибок, возможного двоечтения, неоднозначности, как в формулировках вопросов, так и в иллюстрирующих изображениях;
- после первичного (пробного) тестировании необходимо уделить некоторое время для устранения выявленных недостатков.
Выводы и рекомендации:
1) Полностью исключить возникновение ошибок в процессе создания ТЕСТА невоз-
можно, но для их минимизации, возможно предпринять ряд действий, в том числе описанных выше.
2) При формировании идеи ТЕСТА целесообразно использовать максимально детализированный развернутый план проекта.
3) Большое количество времени занимает формирование файла(ов) черновика(ов) ТЕСТА - его текстуальной части, таблица 3:
- общий объём 11 файлов черновиков ТЕСТА составил 447 страниц;
- общее время редактирования составило более 758 ч (31 сут. / 93 «условных» рабочих дня);
- среднее время работы над черновиками разделов не определялось, вследствие различных трудозатрат, медианное значение составило 74 ч 50 мин.
Таблица 3. Размеры папок 11-ти файлов черновиков г ГЕСТА (по 200 шт.)
Файлы черновиков ТЕСТА (текстовый процессор Microsoft Word) Размер файла, МБ Кол-во страниц Общее время редактирования, час:мин.
1 Целеуказание^с 621 69 86:17
2 Система географических координат ШИРОТАЛос 506 38 77:00
3 Система географических координат ДОЛГОТАЛос 203 38 74:50
4 Система полных прямоугольных координат X.doc 540 44 75:12
5 Система полных прямоугольных координат Y.doc 576 47 75:19
6 Система прямоугольных координат X.doc 485 36 74:36
7 Система прямоугольных координат Y.doc 549 40 75:03
8 Дирекционный угол азимут^с 489 37 07:15
9 Расстояние^с 576 51 74:18
10 Площадь^с 576 33 70:19
11 Масштаб карты^с 491 14 68:29
Всего: 5 612 447 758:38
4) Для иллюстрирования ТЕСТА (коллажа продукта Power Point, в силу его распростра-изображений) целесообразно применение нённости и простоты использования [3].
5) Вследствие вышесказанного, максимальный размер ТЕСТА при вышеописанном подходе и обозначенных параметрах, составит около 3100 тестовых заданий.
6) На данном этапе получены некоторые статистические данные и основные требуемые для планирования работы разработчиков результаты.
7) Использование ТЕСТА целесообразно:
- в виде отдельного контрольного занятия (контрольной точки);
- для допуска к практическим и контрольным работам на бумажных и электронных картах;
- периодической проверки знаний и умений в решении основных типовых задач Военной топографии в различных условиях деятельности;
- в виде одного из разделов (этапов) итоговой аттестации.
8) Электронная версия ТЕСТА будет доступна в учебнике «Практикум по Военной топографии», издание которого запланировано на 2025 год.
9) Использование ТЕСТА никоим образом не отменяет высокоточную инструментальную работу на реальных топографических картах, а является подготовительным меро-
приятием к ней. Библиографический список
1. Методические разработки кафедры БСФ по дисциплине «Военная топография». - Севастополь: ЧВВМУ, 2018-2024.
2. Топографические карты масштабов: 1:100 000, 1:50 000, 1:25 000, 1:10 000.
3. Электронный учебник: А.Н. Володин, В.В. Панасенко, В.А. Хорошев «Военная топография». - Севастополь. - ЧВВМУ, 2019, 2024.
FEATURES OF TESTING IN THE WORKSHOP ACCORDING TO MILITARY TOPOGRAPHY
V.V. Panasenko, Associate Professor
A.I. Vikulin, Candidate of Technical Sciences, Lecturer
The Black Sea Higher Naval Order of the Red Star School named after P.S. Nakhimov (Russia, Sevastopol)
Abstract. The article discusses the methodology of developing, compiling and applying large-volume test tasks to prepare students for practical work with electronic and analog topographic maps in the discipline of Military topography. The features of the application of the software product are considered. The main parameters and labor costs for planning the activities of developers are determined, and the main recommendations are substantiated.
Keywords: military topography, computer testing, topographic maps, skill.