Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 1. С. 48-56. УДК 316.477
DOI: 10.24147/2410-6364.2024.1.48-56
ОСОБЕННОСТИ ТЕМПОРАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В. И. Волохова н, Н. М. Клепикова
Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия)
Колоссальный информационный поток и высокая степень неопределенности социальных ситуаций предъявляют новые требования к способности самоорганизации и эффективному планированию времени. Модернизация образовательных площадок предполагает стратегии непрерывного обучения, включая большой пласт самостоятельной работы с использованием дистанционных технологий. В связи с этим возрастают новые требования к формированию компетенций, сосредотачивающихся вокруг навыков организации времени, планирования деятельности, меняющей темпы. Проблемное поле данной статьи сфокусировано вокруг противоречия между потребностью в исследованиях динамических темпоральных характеристик современных студентов и недостаточной проработанностью данной темы в образовательных практиках. Авторами исследуется проблема темпоральной компетентности в процессе обучения у студентов педагогического вуза на разных курсах обучения. Цель статьи - определить особенности формирования изучаемых характеристик в зависимости от курса обучения. В рамках данного исследования получены результаты, отражающие особенности временных характеристик студентов с первого по четвертый курс. Для выявления особенностей темпоральной компетентности студентов было проведено эмпирическое исследование с использованием диагностических методик: методика изучения временной перспективы личности Ф. Зимбардо (в адаптации А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой, О. В. Митиной), методика «Семантический дифференциал времени» (Л. И. Вассерман, Е. А. Трифонова, К. Р. Червинская). Эмпирическую выборку составили студенты очной формы обучения в количестве 246 человек в возрасте от 17 до 21 года (120 женского пола и 126 мужского). В результате исследования были выявлены и описаны особенности функционирования темпоральной компетентности от первого курса к выпускному.
Ключевые слова: темпоральность; время; темпоральная компетентность; отношение к времени; временная перспектива; студенты.
FEATURES OF TEMPORAL COMPETENCE OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS
V. I. Volokhova н, N. M. Klepikova
Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia)
A colossal information flow and a high degree of uncertainty in social situations impose new demands on the ability to self-organize and effectively plan time. Modernization of educational platforms involves strategies for continuous learning, including a large layer of independent work and distance technologies. In this regard, new requirements for the formation of competencies are increasing, centered around the skills of organizing time and planning activities that change pace. The problem field of this article is focused around the contradiction between the need for research into the dynamic temporal characteristics of modern students and the insufficient elaboration of this topic in educational practices. The authors explore the problem of temporal competence in the learning process among students of a pedagogical university in different courses of study. The purpose of the article is to determine the features of the formation of the studied characteristics depending on the course of study. Within the framework of this study, results were obtained reflecting the characteristics of the time characteristics of students from the first to the fourth year. To identify the characteristics of students' temporal competence, an empirical study was conducted using diagnostic methods: the method of studying the time perspective of personality by F. Zimbardo (adapted by A. Syrtsova, E. T. Sokolova, O. V. Mitina), the "Semantic Differential method time" (l. I. Wasserman, E. A. Trifonova, K. R. Chervinskaya). The empirical sample consisted of 246 full-time students aged 17 to 21 years (120 females and 126 males). As a result of the study, features of the functioning of temporal competence from the first year to the graduation were identified and described.
Keywords: temporality; time; temporal competence; relation to time; time perspective; students.
© Волохова В. И., Клепикова Н. М., 2024 48
1. Введение
Интенсивность научно-технического прогресса и социально-психологических перемен обуславливают модернизацию образовательных площадок. Тенденция распространения непрерывного и информального образования (стихийного, спонтанного, непреднамеренного) приводит к смещению координат - происходит стирание границ между взрослостью и достаточностной компетентностью для выполнения какой-либо деятельности: всегда немного «не хватает», чтобы к этой деятельности приступить. Неинституционализиро-ванные формы непрерывного образования получают особую популярность (обучение через ютуб-каналы, самообучение, доступность специализированной литературы в интернет-пространстве и др.). Такое образование носит неформальный характер, однако в последнее время получает огромное распространение. Цифровая повседневность [1] становится неотъемлемой частью жизни, точнее, самим ее содержанием.
Традиционный образовательный процесс построен на модели XX века, когда обучающемуся не приходилось сталкиваться с таким количеством отвлекающих внимание факторов. Без навыка самоорганизации, организации внимания субъект образовательного процесса сталкивается с многочисленными трудностями. С одной стороны, есть множество технических средств, помогающих ускорить образовательный процесс (калькулятор, электронная почта, мессенджеры), с другой стороны, наблюдается отсутствие навыка, который мы именуем темпоральной компетентностью.
Модернизация педагогического образования является неотъемлемой частью современных социальных, политических и стратегических задач, происходит возникновение вопросов и поиск решений через осмысление категории пространственно-временных характеристик психики субъекта. Такое осмысление позволяет учитывать закономерности и факторы всего жизненного пути в его развитии и регуляции. Основываясь на культурно-исторической концепции Л. С. Выготского [2] и принципе развития, мы предполагаем, что темпоральный пласт психики трансформируется путем встраивания в социальные, культурные, научно-технические условия развития общества.
2. Теоретический обзор
Современная образовательная реформа вместо использования таких понятий, как «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», обращается к компетентностному подходу, а именно -понятиям «компетенция», «компетентность» [3; 4]. Такой подход означает становление нового инновационного процесса в образовании, прочно входящего в научный обиход и возникающего как реакция на проблему соответствия системы образования запросам современного общества [4; 5]. Необходимо отметить, что при этом категория «профессиональная компетентность учителя» стала критерием качества подготовки выпускников высших учебных заведений, расширяя концептуальные требования для повышения эффективности профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом [4], возникновения интереса к таким, например, конструктам, как эмоциональный интеллект в структуре профессиональной деятельности будущего педагога [6], исследования временной «картины мира» студентов, склонных к академической прокрастинации [7]. Несомненно, важным является то, что осмысление категории времени и особенностей его переживания происходит в рамках конкретной культурно-исторической эпохи [8]. Вслед за С. В. Дух-новским мы рассматриваем отношение к времени как ресурсную характеристику личности [9]. Ф. Зимбардо предполагал, что понимание доминирующей временной перспективы субъекта дает представление о его приоритетах, мотивации и моделях принятия решений, что обуславливает постановку вопроса о темпоральной компетентности как совокупности характеристик личностного времени, когнитивного компонента, эмоционального и поведенческого компонентов [10].
О возможности формирования и развития темпоральной компетентности, в том числе в образовательном процессе, указано в работах А. Ю. Прокопенко «Модель формирования темпоральной компетентности будущих социальных педагогов» [11], А. К. Болотовой «Программа развития компетентности во времени» [5], Д. М. Мельниковой «О необходимости целенаправленного формирования временной компетентности у студентов педвуза» [12], Л. П. Еньковой «О проблеме специальной работы в вузе по формированию
временной компетентности у студентов» [13], П. А. Амбаровой «Формирование конструктивных темпоральных стратегий поведения» [14], О. В. Кузьминой «Формирование временной компетентности через осознание ценности времени и выработки поведения» [15].
Мы предполагаем, что темпоральная компетентность имеет специфику формирования и функционирования на каждом возрастном этапе. По мере вхождения человека в социальную среду и регистр социальных отношений происходит усвоение социокультурного пласта отношений со временем и обращения с ним. В формировании темпоральной компетентности особенно важны институты первичной социализации ребенка, например, семья, где происходит первичное формирование темпоральной компетентности (как в родительской семье проводили свободное время, какие темпоральные особенности были у тех, с кем ребенок идентифицирован, и так далее), образовательные учреждения, в том числе университет. Современные государственные стандарты выделяют отдельную универсальную компетенцию, которая звучит как «Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни». Данная компетенция ориентирована на формирование темпоральной компетентности.
«Период юности - этап принципиально важный для становления личности, формирования картины мира, личностной и социальной идентичности и жизненных стратегий, определяющих возможности самореализации или дезадаптации, в том числе в крайних (де-виантных) ее проявлениях. Именно с юностью в первую очередь связано планирование жизненных целей и перспектив, выбор приоритетных сфер самоактуализации, жизненного пути, имеющего свою временную архитектонику и темпоральную структуру» [16, с. 76]. С. А. Учурова отмечает, что «формирование и развитие темпоральной компетентности в юношеском возрасте имеет ряд специфических особенностей. Именно в этом возрасте процесс осмысления себя часто сочетается с нежеланием замечать течение времени, с откладыванием важных решений «на потом». «Простраивание» временной перспективы прямо связано со способностью человека осмысливать жизнь, ставить перед собой цели, адекватные его внутренней сущно-
сти» [3]. Именно в юношеском возрасте время для личности является смыслом и ценностной категорией жизни. Следовательно, именно этот период является сензитивным для формирования умений рациональной организации жизни во времени и развития темпоральных характеристик личности [17].
«Человек сейчас оказался не только и не просто в сложной ситуации многоплановых, многоуровневых преобразований, а уже в исторически новом пространстве-времени, обусловленном общей динамикой объективного развития общества» [18, с. 4]. Современное общество транслирует достаточно жесткие требования к эффективности личности - успевать всё. Успешная, высокоэффективная личность способна быстро адаптировать поведение к новой информационной модели и выполнять несколько задач, при этом сохраняя свою ресурсность, простраивать пространственные акценты (учеба, семья, работа, самообразование). В условиях модернизации современного российского образования особо пристального внимания, на наш взгляд, требует исследование конструкта темпоральной компетентности подготовки будущего профессионала - студента педагогического вуза.
Под темпоральной компетентностью мы понимаем владение навыками планирования времени и самоорганизации, ощущение неразрывности прошлого и будущего, расстановка приоритетов в выборе деятельности, пластичность временных рамок общения, рациональное распределение режима дня и способность его корректировать в зависимости от условий [19]. Темпоральная компетентность включает такие параметры, как временная перспектива [20], эмоциональная окраска времени и проявленность дезорганизаторов времени [9], образует сбалансированную временную характеристику личности [21].
3. Организация исследования
Для выявления особенностей темпоральной компетентности студентов педагогического вуза нами было проведено эмпирическое исследование, в качестве основного математического метода выбран непараметрический критерий различия Манна - Уитни. Эмпирическую выборку составили студенты различных направлений бакалавриата (14-й курсы) очной формы обучения ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». Всего в исследовании приняло участие 246 человек в возрасте
от 17 лет до 21 года, из них 120 женского пола и 126 мужского.
Для достижения поставленной цели был использован комплекс следующих психодиагностических методик: Методика изучения временной перспективы личности (ZTPI) Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой, О. В. Митиной, представляющая пятифакторную структуру времени [22]; Методика «Семантический дифференциал времени» (СДВ) Л. И. Вассермана, Е. А. Трифоновой, К. Р. Червинской, которая
содержит 25 континуумных шкал и позволяет выявить отношение испытуемого к личному времени [23].
4. Результаты исследования
С целью подтверждения гипотезы о наличии различий в особенностях темпоральной компетентности студентов был проведен сравнительный анализ показателей, полученных при тестировании. Средние значения показателей факторов 2ТР1 студентов разных курсов обучения представлены в табл. 1.
Таб л иц а 1
Средние значения показателей факторов ZTPI студентов разных курсов обучения
Фактор ZTPI Курс обучения ОП Различие в парах
1-й (N = 67) 2-й (N = 65) 3-й (N = 62) 4-й (N = 52)
Негативное прошлое 2,877 2,631 2,9 2,851 2,795 1-2, 2-3
Гедонистическое настоящее 3,436 3,383 3,257 3,595 3,412 3-4
Будущее 3,683 3,495 3,484 3,716 3,588
Позитивное прошлое 3,865 3,724 3,492 3,701 3,719 1-3, 2-3
Фаталистическое настоящее 2,8 2,459 2,545 2,368 2,564 1-2, 1-3,1-4
Примечания. ОП - общий показатель; «-» - статистически значимые различия при р < 0,05.
Приведенные в таблице результаты отражают изменчивость системы отношений к временному континууму на разных курсах обучения.
Фаталистическое отношение к настоящему, при котором оно видится независимым от воли личности, изначально предопределенным, снижается от курса к курсу. Негативное отношение к прошлому немного меняет свой
вектор на втором курсе, но к третьему и четвертому возвращается практически к исходным показателям. Следует отметить, что на третий курс обучения приходятся минимальные значения факторов «гедонистическое настоящее» и «позитивное прошлое».
Средние значения показателей факторов СДВ на разных курсах обучения представлены в табл. 2.
Таб л иц а 2
Средние значения показателей факторов СДВ студентов разных курсов обучения
Фактор СДВ Курс обучения ОП Различие в парах
1-й (N = 67) 2-й (N = 65) 3-й (N = 62) 4-й (N = 52)
Настоящее
Активность времени 6,088 3,405 4,286 7,211 5,045 1-2,1-3,2-4,3-4
Эмоциональная окраска времени 7,088 6,000 5,095 6,158 6,189
Величина времени 7,118 6,027 4,857 7,105 6,324 1-3
Структура времени 5,441 3,649 2,238 4,105 4,009 1-2, 1-3, 3-4
Ощущаемость времени 3,029 2,324 2,667 4,105 2,910 2-4
Средняя величина оценки времени 5,765 4,281 3,829 5,737 4,899 1-2, 1-3, 3-4
Прошлое
Активность времени 4,382 3,405 1,714 3,000 3,315 1-3
Эмоциональная окраска времени 4,912 6,676 2,619 5,316 5,135 1-3, 2-3
Величина времени 7,176 4,946 5,667 5,895 5,928 1-2
Структура времени 3,529 1,595 -0,524 1,526 1,775 1-3, 2-3
Ощущаемость времени -0,941 0,649 1,143 1,947 0,477 1-2,1-3, 1-4
Средняя величина оценки времени 3,812 3,454 2,124 3,537 3,326 1-3
Будущее
Активность времени 5,735 4,378 3,048 7,737 5,117 1-2, 1-3, 1-4, 2-4, 3-4
Эмоциональная окраска времени 10,059 7,919 7,048 10,737 8,892 3-4
Величина времени 12,029 9,297 7,762 12,000 10,306 1-2, 1-3, 2-4, 3-4
Окончание табл. 2
Курс обучения
Фактор СДВ 1-й 2-й 3-й 4-й ОП Различие в парах
N = 67) N = 65) N = 62) N = 52)
Структура времени 8,294 5,486 5,238 6,737 6,514 1-2, 1-3
Ощущаемость времени 0,706 1,432 1,000 3,368 1,459 1-4, 2-4, 3-4
Средняя величина оценки времени 7,365 5,703 4,819 8,116 6,458 1-2, 1-3, 2-4, 3-4
Примечания. ОП - общий показатель; «-» - статистически значимые различия при р < 0,05.
У студентов с первого по третий курс наблюдается уменьшение оценки активности времени прошлого, на четвертом - небольшой подъем. Для всего периода обучения показатели на уровне «ниже средних значений», прошлое студенты воспринимают стабильно как «недостаточно активное». Восприятие аффективной составляющей времени прошлого изменчиво с пиковым максимальным значением на втором курсе (прошлое окрашено позитивно), минимальным значением на третьем (прошлое окрашено негативно) и оптимальным значением на четвертом (прошлое воспринимается целостно в единстве положительных и отрицательных эмоций). Показатели фактора «Величина времени прошлого» резко уменьшаются на втором курсе и постепенно увеличиваются к четвертому. Студенты второго курса усматривают в прошлом какое-то обстоятельство, лишающее происходящее в тот момент личностной значимости. Позитивная оценка структурированности прошлого теряется на втором, третьем курсах, к четвертому восстанавливается, оставаясь в пределах значений «ниже среднего».
Активность времени в настоящем максимально ощущается на первом и четвертом курсах обучения. Вероятно, это связано с психическим напряжением, возникающим на этапах обучения, которые максимально событийно и эмоционально насыщены.
Анализируя оценки студентов относительно будущего, мы отмечаем схожую картину с оценками других временных интервалов, с той лишь разницей, что по многим факторам они находятся в диапазоне высоких значений. Студенты эмоционально и интеллектуально захвачены будущим.
5. Обсуждение результатов
Полученные в ходе эмпирического исследования результаты позволяют утверждать, что навыки управления временем и темпоральная компетентность (компетентность управления временем) имеют свои особенности функционирования от первого курса к выпускному.
Согласно полученным результатам сравнительного анализа по методике изучения временной перспективы личности (факторы 2ТР1), фактор негативного прошлого, связанный с негативной реконструкцией травматичных событий, практически не различается на первом и четвертом курсах. Это объясняется спецификой эмпирической выборки -большим процентом студентов психологического факультета, которые, изучая дисциплины, вынуждены возвращаться к своему опыту и проживать его, осмысляя. В сочетании с результатами, полученными по фактору «позитивное прошлое», который характеризуется радостным отношением ко времени и жизни, мы можем предположить, что в юношеском возрасте происходит переоценка событий прошлого в целом, такая динамика является необходимой для формирования здорового отношения к собственной линии жизни. Фактор «гедонистическое настоящее» имеет яркое динамическое отражение у студентов между первым и четвертым курсами, резкий скачок между третьим и четвертым курсами, что может объясняться необходимостью обрести опыт «рискованного» отношения ко времени и жизни в ситуации неопределенности профессионального становления после окончания университета. Фактор «будущее» немного «проседает» на втором и третьем курсах, однако на четвертом курсе появляются достаточно высокие средние значения, что определяется мотивацией на достижение будущих целей и вознаграждений. Этот фактор означает сформированные навыки организационного планирования и высокую личную эффективность. Снижение средних показателей по фактору «фаталистическое настоящее» позволяет сделать вывод о принятии ответственности за собственную жизнь и управление своим временем.
Палитра динамики отношения к прошлому, настоящему и будущему прослеживается благодаря результатам, полученным в ходе сравнительного анализа по методике «Семан-
тический дифференциал времени» на разных курсах обучения. Студенты второго, третьего, четвертого курсов оценивают свое прошлое как недостаточно упорядоченное и структурированное. Ощущаемость времени прошлого последовательно нарастает по мере продвижения студентов от первого курса к четвертому, тем не менее все значения низкие, следовательно, наблюдается некоторое психологическое отчуждение прошлого. Фактор эмоциональной окраски настоящего времени демонстрирует стабильно высокие показатели, что позволяет нам отметить общую удовлетворенность студентов актуальной жизненной ситуацией. Величина времени, а точнее, ощущение его смысловой наполненности снижается у студентов к третьему курсу, но на четвертом возвращается к исходным показателям. Особо отметим, что показатели по фактору «Величина времени» колеблются на уровне высоких значений, следовательно, студенты всех курсов обучения ощущают «глубину» и «объем» своего психологического времени. Такую же тенденцию демонстрируют показатели по фактору «Структура времени» и «Средняя величина оценки времени». Снижаясь на втором и третьем курсах до минимальных значений, они вновь возрастают на четвертом курсе почти до исходных цифр. Изменчивость показателей фактора «Ощу-щаемость времени» имеет тот же характер, что описан нами выше, при этом значения располагаются в области «ниже среднего». Студентам не хватает эмоциональной и когнитивной вовлеченности в актуальную ситуацию. Особый дефицит вовлеченности регистрируется на втором и третьем курсах обучения. Активным, эмоционально окрашенным, протяженным и структурированным ощущается будущее первокурсниками и выпускниками бакалавриата, в то время как на втором и третьем курсах показатели этих параметров снижаются. Минимальные значения демонстрируют студенты третьего курса обучения. Ощущаемость времени будущего нарастает почти последовательно, приобретая к четвертому курсу максимальное значение. Студенты совершают рывок от «наблюдателя» до «активного творца» будущего.
6. Выводы и заключение
По результатам исследования нашло свое эмпирическое подтверждение наше предположение о том, что характеристики темпоральной компетентности вариативны в зави-
симости от курса обучения. Показатели фаталистического отношения к настоящему, при котором оно видится независимым от воли личности, изначально предопределенным, снижается от курса к курсу, что означает овладение студентами во время обучения в университете стратегиями темпоральной управляемости жизни.
Характеристика будущего, точнее, показатели ощущаемости времени (методика СДВ) будущего нарастают почти последовательно, приобретая к четвертому курсу максимальное значение. Студенты совершают рывок от «наблюдателя» до «активного творца» будущего. Это позволяет делать выводы об обретении некоторой свободы в конструировании своего времени, обретении ощущения управляемости временем и его контролируемости. Динамика фактора «будущее» (методика 2ТР1) также позволяет сделать вывод о достаточно результативной стратегии личной эффективности и сформированных четких целях на будущее.
Современное образование претерпевает качественные изменения, что формирует запрос на новые требования к субъектам образовательного процесса, а именно к темпоральным характеристикам студенческого периода. В связи с чем считаем данный вопрос перспективным направлением для дальнейших исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Марцинковская Т. Д., Андреева (Голубе-ва) Н. А., Преображенская С. В. Информационная идентичность и восприятие информации как новая цифровая повседневность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. - 2023. - Т. 13, Вып. 3. -С. 347-361. - DOI: 10.21638Zspbu16.2023. 304.
2. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры : избранные психологические труды. - Воронеж : МОДЭК, 1996. -512 с.
3. Учурова С. А. Развитие социальной компетентности в образовательном процессе. -Екатеринбург : УрФУ, 2011. - 196 с.
4. Савельева С. С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза : монография. - Воскресенск : Позитив : РосНОУ, 2012. - 220 с.
5. Болотова А. К. Психология организации времени : учебное пособие для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 254 с.
6. Деревянченко В. С., Маленова А. Ю. Эмоциональный интеллект как фактор стрессо-устойчивости и копинг-поведения педагога // Современный учитель - взгляд в будущее : сборник научных статей международного научно-образовательного форума. -Екатеринбург : [б. и.], 2022. - С. 303-306.
7. Курденко А. Н., Кошенова М. И. Временная «картина мира» студентов, склонных к академической прокрастинации // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. -2019. - № 3. - С. 86-98.
8. Нестерова С. Б. Теоретические подходы к понятию «психологическое время» // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2019. -№ 1. - С. 159-169.
9. Духновский С. В. Отношение к времени как ресурсная характеристика личности // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. - 2022. - Т. 5, № 1 (14). - С. 55-61.
10. Zimbardo P. G., Boyd J. N. Putting time in perspective: A valid, reliable, individual-differences metric // Journal of Personality and Social Psychology. - 1999. - № 77 (б). -P. 1271-1288.
11. Прокопенко А. Ю. Модель формирования темпоральной компетентности будущих социальных педагогов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - С. 330. - URL: https://science-education. ru/ru/article/view?id=9124 (дата обращения: 22.12.2023).
12. Мельникова Д. М. Временные детерминанты самоактуализации в профессиональном становлении педагогов // Л0М0Н0С0В-2015 : материалы Международного молодежного научного форума / отв. ред. : А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. - М. : МАКС Пресс, 2015. - URL: https://olymp. msu.ru/archive/Lomonosov_2015/data/section _22_6929.htm (дата обращения: 20.12.2023).
13. Енькова Л. П. Временная компетентность у студентов педагогических специальностей и проблема ее диагностики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -2011. - № 3. - С. 123-125.
14. Амбарова П. А. Темпоральные стратегии поведения социальных общностей в условиях перехода к нелинейному социальному времени: управленческий подход : дис. ... д-ра социол. наук. - Нижний Новгород : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2016. - 395 с.
15. Кузьмина О. В. Развитие временной компетентности как условие успешной социализации студентов // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2016. - № 1. - С. 47-52.
16. Волохова В. И., Кошенова М. И., Шабанов Д. М. Исследование динамики психологического времени в эпоху юности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2020. - № 4 (48). - С. 75-90.
17. Бабатина С. И. Особенности развития временных представлений личности в онтогенезе // Актуальные проблемы психологии развития личности : материалы международной науч.-практ. конф. / под науч. ред. М. М. Карнелович. - Гродно : ГрГУ, 2013. -С. 154-163.
18. Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 4. - С. 3-11.
19. Волохова В. И. Взаимосвязь психологических границ и темпоральной компетентности личности : дис. ... канд. психол. наук. -Санкт-Петербург, 2020. - 178 с.
20. Zimbardo P. G., Keough K. A, Boyd J. N. Present time perspective as a predictor of risky driving // Personality and Individual Differences, 1997. - Vol. 23, no. 6. -P. 1007-1023.
21. Boniwell I., Zimbardo P. G. Balancing one's time perspective in pursuit of optimal functioning // Positive Psychology in Practice / eds.: P. A. Linley, S Joseph. Hoboken ; NJ : Wiley, 2004. - P. 1-23.
22. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29, № 3. -С.101-109.
23. Вассерман Л. И., Трифонова К. Р., Червин-ская Е. А. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии : пособие для врачей и медицинских психологов. СПб. : СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2009. - 44 c.
REFERENCES
1. Martsinkovskaya T.D., Andreeva (Golubeva) N.A., Preobrazhenskaya S. V. Information identity and perception of information as a new digital daily routine. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya = Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 2023, Vol. 13, iss. 3, pp. 347-361. DOI: 10.21638/ spbu16.2023.304. (In Russian).
2. Vygotskii L.S. Developmental psychology as a cultural phenomenon, selected psychological works. Voronezh, MODEK publ., 1996. 512 p. (In Russian).
3. Uchurova S.A. Development of social competence in the educational process.
Ekaterinburg, UrFU publ., 2011. 196 p. (In Russian).
4. Savelyeva S.S. Pedagogical conditions for the formation of professional competence of a teacher in the educational process of a university, monograph. Voskresensk, Positive publ., RosNOU publ, 2012. 220 p. (In Russian).
5. Bolotova A.K. Psychology of time organization, textbook for university students. Moscow, Aspect Press publ., 2006. 254 p. (In Russian).
6. Derevyanchenko V.S., Malenova A.Yu. Emotional intelligence as a factor of stress resistance and coping behavior of a teacher, in: Sovremennyi uchitel' - vzglyad v budushchee, collection of scientific articles. Ekaterinburg, 2022, pp. 303-306. (In Russian).
7. Kurdenko A.N., Koshenova M.I. Temporary "picture of the world" of students prone to academic procrastination. Vestnik po pedagogike i psikhologii Yuzhnoi Sibiri, 2019, no. 3, pp. 86-98. (In Russian).
8. Nesterova S.B. Theoretical approaches to the concept of "psychological time". PEM: Psychology. Educology. Medicine, 2019, no. 1, pp. 159-169. (In Russian).
9. Dukhnovsky S.V. Attitude to time as a resource characteristic of a person. Vestnik Kaluzhskogo universiteta. Seriya 1. Psikhologicheskie nauki. Pedagogicheskie nauki = Bulletin of Kaluga University. Series 1. Psychological Sciences. Pedagogical sciences, 2022, Vol. 5, no. 1 (14), pp. 55-61. (In Russian).
10. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable, individual-differences metric. Journal of Personality and Social Psychology, 1999, no. 77 (b), pp. 1271-1288.
11. Prokopenko A.Yu. Model of formation of temporal competence of future social educators. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2013, no. 2, available at: https://science-education.ru/ru/article/view7id =9124 (date of access: December 22, 2023). (In Russian).
12. Melnikova D.M. Temporary determinants of self-actualization in the professional development of teachers, in: LOMONOSOV-2015, materials of the International Youth Scientific Forum. Moscow, MAKS Press publ., 2015, available at: https://olymp.msu.ru/ archive/Lomonosov_2015/data/section_22_69 29.htm (date of access: December 20, 2023). (In Russian).
13. Enkova L.P. Temporary competence among students of pedagogical specialties and the problem of its diagnosis. Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya = Scince Vector of Togliatti State University. Series:
Pedagogy, Psychology, 2011, no. 3, pp. 123125. (In Russian).
14. Ambarova P.A. Temporal strategies for the behavior of social communities in the transition to nonlinear social time: a management approach, doctoral thesis. Nizhny Novgorod, University named after the first President of Russia B.N. Yeltsina, 2016. 395 p. (In Russian).
15. Kuzmina O.V. Development of temporary competence as a condition for successful socialization of students. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya "Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika", 2016, no. 1, pp. 47-52. (In Russian).
16. Volokhova V.I., Koshenova M.I., Shabanov D.M. Study of the dynamics of psychological time in the era of youth. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya "Psihologo-pedagogicheskie nauki" = Vestnik of Samara State Technical University, Series "Psychological and Pedagogical Sciences", 2020, no. 4 (48), pp. 75-90. (In Russian).
17. Babatina S.I. Features of the development of temporary representations of personality in ontogenesis, in: Dauksha L.M. (ed.). Aktual'nye problemy psikhologii razvitiya lichnosti, materials international scientific conference. Grodno, GrSU publ., 2013, pp. 154-163. (In Russian).
18. Feldshtein D.I. Problems of psychological and pedagogical sciences in the spatio-temporal situation of the 21st century. Vestnik sportivnoi nauki, 2013, no. 4, pp. 3-11. (In Russian).
19. Volokhova V. I. Interrelation of psychological boundaries and temporal competence of the individual, PhD thesis. St. Petersburg, 2020. 178 p. (In Russian).
20. Zimbardo P.G., Keough K.A., Boyd J.N. Present time perspective as a predictor of risky driving. Personality and Individual Differences, 1997, Vol. 23, no. 6, pp. 10071023.
21. Boniwell I., Zimbardo P.G. Balancing one's time perspective in the pursuit of optimal functioning, in: Linley P.A., Joseph S. (eds.). Positive Psychology in Practice. Hoboken, NJ, Wiley, 2004, pp. 1-23.
22. Syrtsova A., Sokolova E.T., Mitina O.V. Adaptation of F. Zimbardo's personality time perspective questionnaire. Psikhologicheskii zhurnal, 2008, Vol. 29, no. 3, pp. 101-109. (In Russian).
23. Wasserman L.I., Trifonova K.R., Chervinskaya E.A. Semantic time differential: expert psychodiagnostic system in medical psychology, a manual for doctors and medical psychologists. St. Peterburg, SPb NIPNI im. V.M. Bekhtereva publ., 2009. 44 p. (In Russian).
Информация о статье Дата поступления 13 декабря 2023 Дата принятия в печать 15 января 2024
Сведения об авторах
Волохова Валентина Игоревна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета (Новосибирск, Россия). Адрес для корреспонденции: 633126, Россия, Новосибирск, ул. Ви-люйская, 28. E-mail: [email protected]. SPIN-код: 7527-8925.
Клепикова Наталья Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета (Новосибирск, Россия). Адрес для корреспонденции: 633126, Россия, Новосибирск, ул. Ви-люйская, 28. E-mail: [email protected]. SPIN-код: 3241-4143.
Для цитирования
Волохова В. И., Клепикова Н. М. Особенности темпоральной компетентности студентов педагогического вуза // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2024. -№ 1. - С. 48-56. - DOI: 10.24147/24106364.2024.1.48-56.
Article info
Received
December 13, 2023 Accepted January 15, 2024
About the authors
Volokhova Valentina Igorevna - PhD in
Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Social Psychology and Victimology of the Faculty of Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia). Postal address: 28, ul. Vilyuiskaya, Novosibirsk, 633126, Russia. E-mail: [email protected]. RSCI SPINcode: 7527-8925.
Klepikova Natalya Mikhailovna - PhD in
Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Social Psychology and Victimology, Faculty of Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University, (Novosibirsk, Russia). Postal address: 28, ul. Vilyuiskaya, Novosibirsk, 633126, Russia. E-mail: [email protected]. RSCI SPINcode: 3241-4143.
For citations
Volokhova V.I., Klepikova N.M. Features of Temporal Competence of Pedagogical University Students. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2024, no. 1, pp. 48-56. DOI: 10.24147/2410-6364.2024.1.48-56. (In Russian).