наблюдение за беременными группы риска, проведение своевременного скрининга для ранней диагностики ГСД, что позволит улучшить перинатальные исходы.
БЛИЗКИЕ И ОТДАЛЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ
Н.В. Трегулова
Научный руководитель - д.м.н., доц. Н.Ю. Крутикова
Смоленский государственный медицинский университет Кафедра поликлинической педиатрии
Цель. Изучение близких и отдаленных последствий перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС) у детей.
Материалы и методы. Всего проанализировано 80 историй развития детей, из них: 40 историй развития детей первого года жизни: 1-я группа - дети с ППЦНС (п=20), 2-я группа - здоровые дети I и 11А групп здоровья (п=20), 40 историй развития детей 14 лет: 1-я группа - дети с ППЦНС в анамнезе (п=20), 2-я группа - здоровые дети (п=20). Результаты. У детей первого года жизни установлено, что в 1-й группе преобладали: у 30%
- пневмония, у 15% - гнойный конъюнктивит, у 10% - дисплазия тазобедренных суставов, у 10% - мышечная кривошея. Последствия перинатального поражения в конце первого года жизни выявлены у 65%, они выражались в задержке психического развития у 10% детей, задержке моторного развития - у 10%, синдроме вегетативно-висцеральной дисфункции - у 45%. У детей 2-й группы на протяжении года превалировали: у 15% - атопический дерматит, у 10% - анемия, у 5% - лактазная недостаточность.
У детей 14 лет в 1-й группе выявлены: сколиоз 1-11 степени - у 75% детей, вегетососудистая дистония (ВСД) - у 40%, плоскостопие - у 30%, дискенезия желчевыводящих путей (ДЖВП)
- у 30%, диффузный нетоксический зоб -у 20%, хронический гастродуоденит - у 20%, патология органа зрения - у 15%. У детей из 2-й группы выявлены: сколиоз I степени -у 25% детей, патология органа зрения - у 45%, хронический гастродуоденит -у 15%, ВСД -у 10%, плоскостопие -у 10%, ДЖВП - у 10%, диффузный нетоксический зоб -у 10%. Вывод. Первый год жизни ребенка и подростковый период занимают ведущее место по напряженности происходящих в организме морфофункциональных перестроек. Клиническая картина близких и отдаленных последствий ППЦНС у детей вариабельна, проявляется расстройствами нервно-психического развития, вегетативными расстройствами, ортопедической патологией, патологией со стороны органа зрения.
ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ ИНФЕКЦИОННОГО МОНОНУКЛЕОЗА
Н.В. Трегулова, Е.Д. Коршкова Научный руководитель - доц. А.И. Грекова
Смоленский государственный медицинский университет Кафедра инфекционных болезней у детей
Инфекционный мононуклеоз (ИМ) как одна из герпетических инфекций является актуальной проблемой в педиатрии и связана с широкой циркуляцией герпетических вирусов среди населения.
Цель. Изучение этиологии и клинико-лабораторных особенностей ИМ у детей. Материал и методы. Проанализирована 91 история болезни детей с ИМ, находившихся в детском инфекционном отделении ОГБУЗ «КБ № 1» в 2014 году.
Результаты. Дети поступали в стационар в разные сроки заболевания: в первые трое суток -35,2% детей, на четвертые-шестые сутки - 30,8%, свыше шести суток - 34%. Диагноз ИМ был поставлен при поступлении в стационар только у 23% детей, остальные поступали
с другими диагнозами: ОРВИ - 36,3%, ангина - 21%, скарлатина - 2,2%, паротитная инфекция - 1%, без диагноза - 16,5%. В 66% случаев ИМ встречался у мальчиков, в 34% -у девочек. Детей до трех лет было 34%, с трех до шести лет - 47,3% , старше шести лет -18,7%. Наиболее часто данное заболевание встречалось в весенне-летний период - 68,2%. При изучении этиологии установлено, что ИМ вызывался вирусом Эпштейна Барра (IV типа) в 38,8% случаев, вирусом герпеса VI типа - в 22%, цитомегаловирусом (V типа) - в 1%, смешанной этиологии (IV и VI типы - в 27,5%, V и VI типы - в 7,7%, IV, V, VI типы -в 3,3%). В клинической картине преобладали среднетяжелые формы заболевания - 97,8%. ИМ протекал типично со следующими симптомами: лихорадка (82,4%), синдром острого тонзиллита (ангина) (97,8%), аденоидит (91,5%), лимфоаденопатия (90%), гепато-спленомегалия (78%), синдром экзантемы (10%). Диагноз ИМ в 100% был подтверждён лабораторно. У 61,5% больных в общем анализе крови отмечался диагностический титр атипичных мононуклеаров (свыше 10%). Обнаружение вируса: из крови методом полимеразной цепной реакцией (ПЦР) - у 82,4% детей, из ротоглотки методом ПЦР - у 45%. Синдром цитолиза наблюдался у 38,4% детей.
Вывод. В этиологии ИМ играют роль различные герпетические вирусы (IV, V, VI типы). ИМ у большинства детей протекал типично, однако отмечена поздняя госпитализация, связанная с недостаточной диагностикой на догоспитальном этапе.
КИШЕЧНЫЙ ШОВ
П.И. Федорин, А.В. Мордовский, В.Ю. Королев Научный руководитель - доц. С.В. Шаматкова
Смоленский государственный медицинский университет Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии
В настоящее время успехи современной абдоминальной хирургии не уменьшают проблем несостоятельности кишечного шва при повреждении полых органов желудочно-кишечного тракта.
Цель. Разработка техники кишечного шва, обеспечивающего оптимальные условия для заживления раны.
Материалы и методы. В эксперименте на свиньях выполнено 20 тонкокишечных и 10 толстокишечных анастомозов в двух сериях. В опытной серии формирование анастомоза осуществляли оригинальным швом. Сущность предлагаемого способа состоит в том, что сквозным возвратным швом прошивали стенку кишечной петли, после чего захватывали серозную оболочку или серозную и мышечную оболочки приводящей кишечной петли, швы завязывали с формированием узлов на серозной оболочке приводящей петли (Удостоверение на рационализаторское предложение № 1582 от 19.06.2013). В контрольной серии накладывали межкишечный анастомоз «конец в конец» однорядным узловым швом. После чего резецировали фрагмент кишечника длиной 15 см с участком анастомоза в центре. Изучение прочности и герметичности кишечного шва выполняли с использованием системы для создания и регистрации внутрикишечного давления в области анастомоза. В каждом случае давление нагнеталось до величины разрывного внутрикишечного напряжения, при котором происходит нарушение герметичности кишечного анастомоза.
В результате было выявлено преимущество оригинальной методики, особенно при выполнении толстокишечных анастомозов. Пиковое значение внутрикишечного давления, при котором наблюдается нарушение герметичности зоны анастомоза, в первой серии на 30-40±5 мм рт. ст. превышало значения во второй серии.
Выводы. Положительный эффект достигается благодаря уменьшению площади инвагинации. Это обеспечивает сохранность брыжеечного кровоснабжения и в последующем - создание благоприятных условий для репаративного процесса в зоне анастомоза.