Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
209
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / ВОЛЬНЫЙ СТИЛЬ / РАВНОМЕРНЫЙ СПОСОБ / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / СРЕДНЯЯ ДИСТАНЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кадуцкая Лариса Анатольевна, Малахов Владимир Алексеевич, Коник Алексей Алексеевич, Лопатин Игорь Иванович, Звягинцев Дмитрий Михайлович

Подготовка спортсменов в различных видах спорта имеет свои особенности. В отдельных видах спорта (плавание, легкая атлетика и т.п.) могут быть особенности подготовки даже в зависимости от вида дисциплины или дистанции. Любой вид спорта претерпевает изменения по мере его развития и становления, те методические приемы и технические действия, которые имели успех в прошлом могут не только не принести успех на современных соревнованиях, но и навредить, привести к ухудшению результатов. Спортивный успех, рост спортивного мастерства спортсмена зависит многих факторов. Однако, относительно неизменным является необходимость рационального и полноценного применения всех видов подготовки спортсменов: физической, технической, тактической, психологической. При этом с ростом показателей физической подготовленности спортсменов, на первый план выходит именно техническая и тактическая подготовка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кадуцкая Лариса Анатольевна, Малахов Владимир Алексеевич, Коник Алексей Алексеевич, Лопатин Игорь Иванович, Звягинцев Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TACTICAL TRAINING OF SWIMMERS AT THE MIDDLE-DISTANCES

The training of athletes in various sports has its own characteristics. There may be training features, even depending on the type of discipline or distance in some sports (swimming, athletics, etc.). Any sport undergoes changes as it develops and becomes, those methodological techniques and technical actions that have been successful in the past may not only fail to bring success in modern competitions, but also harm, lead to deterioration of results. Sports success, the growth of sportsmanship of the athlete depends on many factors. However, relatively unchanged is the need for the rational and full-fledged application of all types of training of athletes: physical, technical, tactical, psychological. At the same time, with the growth of the athletes' physical fitness indicators, it is technical and tactical training that comes to the fore.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ»

УДК 797.212.4

ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ НА СРЕДНИЕ

ДИСТАНЦИИ

Лариса Анатольевна Кадуцкая, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Алексеевич Малахов, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород; Алексей Алексеевич Коник, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Иванович Лопатин, старший преподаватель, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путили-на, г. Белгород; Дмитрий Михайлович Звягинцев, тренер-преподаватель, Белгородский Дворец детского творчества, г. Белгород

Аннотация

Подготовка спортсменов в различных видах спорта имеет свои особенности. В отдельных видах спорта (плавание, легкая атлетика и т.п.) могут быть особенности подготовки даже в зависимости от вида дисциплины или дистанции. Любой вид спорта претерпевает изменения по мере его развития и становления, те методические приемы и технические действия, которые имели успех в прошлом могут не только не принести успех на современных соревнованиях, но и навредить, привести к ухудшению результатов. Спортивный успех, рост спортивного мастерства спортсмена зависит многих факторов. Однако, относительно неизменным является необходимость рационального и полноценного применения всех видов подготовки спортсменов: физической, технической, тактической, психологической. При этом с ростом показателей физической подготовленности спортсменов, на первый план выходит именно техническая и тактическая подготовка.

Ключевые слова: плавание, вольный стиль, равномерный способ, спортивная тренировка, средняя дистанция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p259-262

FEATURES OF TACTICAL TRAINING OF SWIMMERS AT THE MIDDLE-

DISTANCES

Larisa Anatolievna Kadutskaya, the candidate of pedagogical sciences, docent, Vladimir Ale-kseevich Malakhov, the candidate of pedagogical sciences, docent, National Research University "BelgorodState University", Belgorod; Aleksey Alekseevich Konik, the candidate ofpedagogical sciences, docent, Igor Ivanovich Lopatin, the senior teacher, Belgorod law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod; Dmitriy Mikhailo-vich Zvyagintsev, the trainer-teacher, Belgorod Palace of Children's Creativity, Belgorod

Abstract

The training of athletes in various sports has its own characteristics. There may be training features, even depending on the type of discipline or distance in some sports (swimming, athletics, etc.). Any sport undergoes changes as it develops and becomes, those methodological techniques and technical actions that have been successful in the past may not only fail to bring success in modern competitions, but also harm, lead to deterioration of results. Sports success, the growth of sportsmanship of the athlete depends on many factors. However, relatively unchanged is the need for the rational and full-fledged application of all types of training of athletes: physical, technical, tactical, psychological. At the same time, with the growth of the athletes' physical fitness indicators, it is technical and tactical training that comes to the fore.

Keywords: swimming, freestyle, uniform method, sports training, middle distances.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из наименее исследованных в научной и методической литературе является тактическая подготовка спортсменов пловцов. В то же время плавание - это тот вид спор-

та, в котором тактике необходимо уделять значительное внимание. Особенно данный аспект касается средних и длинных дистанций. При их преодолении необходимо не только умение правильно распределить силы на дистанции, но и по заплывам [2].

Известны случаи, когда спортсмен слишком быстро начинал свой заплыв, пытаясь догнать лидера с первых метров дистанции, не выдерживал темп и финишировал гораздо хуже своего предварительного результата. Отмечаются случаи, когда, победив с максимальным для себя результатом в предварительных заплывах, спортсмен не выигрывал в финальном заплыве. В то же время чрезмерная экономия сил перед финалом может привести к непопаданию в него. В настоящее время, многие авторы отмечают, что ведущие спортсмены проплывают такую среднюю дистанцию как 400 метров вольным стилем в спринтерской манере. Во многом это стало возможно с ростом физической подготовленности современных пловцов, а также выравнивании их технической оснащенности [1]. В это же время, тактическая подготовленность менее квалифицированных пловцов, например спортсменов 2 спортивных разрядов, изучена недостаточно.

Цель исследования - экспериментальным путем выявить наиболее рациональный способ тактики проплывания средней дистанции 400 метров вольным стилем.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент был организован на базе МБУ Спортивная школа г. Губкина Белгородской области. В эксперименте приняли участие пловцы, имеющие 2 спортивный разряд в количестве 24 человек. В результате анализа научной и методической литературы, а также опыта выступления ведущих пловцов было выявлено три основных тактических способа (варианта) преодоления средней дистанции в плавании: финишное ускорение, стартовое ускорение, равномерное преодоление дистанции. Несмотря на то, что даже при равномерном способе преодоления дистанции различают более быстрые и медленные отрезки, отличительной чертой двух предыдущих способов является целенаправленность их применения, не связанная с физиологическими процессами в организме.

По итогам предварительного тестирования, заключающегося в проплывании дистанции 400 метров вольным стилем, нами было организовано три экспериментальных группы. Распределение по группам происходило таким образом, чтобы средние результаты были примерно равны и не имели статистически значимых отличий.

Первая экспериментальная группа (1 ЭГ) занималась с акцентированной работой над финишным ускорением. Тренировочный процесс второй экспериментальной группы (2 ЭГ) был построен с совершенствованием финишного ускорения. Третья экспериментальная группа (3 ЭГ) тренировала умение равномерного преодоления дистанции. Количество тренировочных занятий в недельном цикле у всех групп были одинаковы, содержание тренировок, за исключением описанных ранее методических особенностей, так же не отличалось.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как уже было отмечено ранее, исходные результаты на дистанции 400 метров вольным стилем в экспериментальных группах не отличались. По истечению шести месяцев эксперимента, в рамках соревновательной деятельности (Чемпионата Белгородской области по плаванию, проходившем в г. Губкин в октябре 2022 года), нами было проведено итоговое тестирование с обработкой результатов при помощи методов математической статистики. Для удобства обработки полученных результатов при помощи методов математической статистики по ^критериям Стьюдента нами проведена сравнительная характеристика испытуемых третьей экспериментальной группы с испытуемыми первой и второй экспериментальной группы соответственно.

Таблица - Итоговые показатели пловцов на дистанции на 400 метров

Контрольные упражнения Группы Статистические показатели

Х±т t Р

Преодоление дистанции 400 метров, сек 1 ЭГ 277,5±2,1 2,4 <0,05

2 ЭГ 285,6±2,7

1 ЭГ 277,5±2,1 2,5 <0,05

2 ЭГ 285,4±2,3

Анализ данных, полученных по итогам педагогического эксперимента, свидетельствует о более быстром преодолении дистанции 400 метров спортсменами третьей экспериментальной группы, в сравнении со спортсменами других экспериментальных групп.

Дополнительно нами был проанализирован такой показатель как коэффициенты оптимальной скорости на дистанции 400 метров. Данный показатель отражает отношение лучшего времени, продемонстрированного на отрезке 100 метров дистанции к среднему времени, продемонстрированному на отрезке 100 метров.

Спортсмены, тренировавшиеся проплывать дистанцию 400 метров вольным стилем равномерным способом, продемонстрировали наиболее высокие показатели на соревнованиях. Их результаты имеют статистически значимые отличия в сравнении с результатами спортсменов, выполнивших стартовое и финишное ускорение. При помощи метода наблюдения выявлено, что спортсмены третьей экспериментальной группы проплывали дистанцию 400 метров в достаточно интенсивном стиле. Спортсмены первой экспериментальной группы после более быстрого старта не смогли удержать преимущество, в то время как пловцы второй экспериментальной группы, несмотря на финишное ускорение, финишировали последними.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В теории практике соревнований пловцов отмечается три основных тактических способа (варианта) преодоления средней дистанции в плавании: финишное ускорение, стартовое ускорение, равномерное преодоление дистанции. Все перечисленные способы применялись ведущими пловцами в различные временные периоды, в том числе и на крупнейших соревнованиях.

2. По результатам педагогического эксперимента выявлено, что при проплывании дистанции 400 метров вольным стилем, лучше всего себя зарекомендовал равномерный способ преодоления дистанции.

3. Тактика финишного ускорения зарекомендовала себя как наименее эффективная.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буренок Е.Д. Особенности развития анаэробной мощности у пловцов-спринтеров 15-17 лет // Е.Д. Буренок, А.К. Прибыток, В.А. Говако // Инновации. Наука. Образование. - 2020. - № 12. - С. 534-538.

2. Специальная силовая подготовка квалифицированных пловцов-кролистов / В.А. Огуль-чанский, Э.А. Аленуров, Е.Н. Амелина, И.С. Погосова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2019. - № 3 (29). - С. 59-67.

1,050 1,045 1,040 1,035 1,030 1,025 1,020 1,015 1,010

До эксперимента После эксперимента 1 ЭГ —^2 ЭГ 3 ЭГ

Рисунок - Изменение среднего показателя коэффициента оптимальной скорости, усл. ед.

REFERENCES

1. Burenok, E.D., Pribytok, A.K. and Govako, V.A. (2020), "Features of the development of anaerobic capacity in swimmers-sprinters 15-17 years old", Innovation. The science. Education, No. 12, pp. 534-538.

2. Ogulchansky, V.A., Alenurov, E.A., Amelina, E.N. and Pogosova. I.S. (2019), "Special strength training of qualified rabbit swimmers", Physical education and sports training, No. 3 (29), pp. 59-67.

Контактная информация: 89205666067@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2022

УДК 796.015

БИОРИТМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТЫ СОРЕВНОВАНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОМ СПОРТЕ

Игорь Сергеевич Кальбердин, старший преподаватель, Евгений Павлович Крылов,

старший преподаватель, Юлия Вячеславовна Малыкова, старший преподаватель, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,

Самара

Аннотация

Студенты-спортсмены во время соревновательной деятельности за пределами своего региона постоянно сталкиваются со стрессом, исходящего от смены климата, временного диапазона, температурного режима. Цель статьи - оценка адаптивных возможностей организма студентов к соревновательному процессу с учетом биоритмологических составляющих. Участниками исследования стали студенты обоих полов сборных команд по баскетболу, волейболу и легкой атлетики 2021-2022 учебного года Самарского университета. В работе мы определяли роль адаптационного потенциала на результативности соревнований, как лучше использовать полученные данные на практике.

Ключевые слова: биоритмы, хронотип, соревновательный процесс, адаптационный потенциал.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p262-266

BIORHYTHMS AND THEIR INFLUENCE ON THE EFFICIENCY OF THE TRAINING PROCESS AND THE RESULTS OF COMPETITIONS IN STUDENT

SPORTS

Igor Sergeevich Kalberdin, the senior teacher, Evgeny Pavlovich Krylov, the senior teacher, Julia Vyacheslavovna Malykova, the senior teacher, The Korolev National Research University, Samara

Abstract

Student-athletes during competitive activities outside their region are constantly faced with stress coming from climate change, time range, temperature regime. The purpose of the article is to assess the adaptive capabilities of the students' organism to the competitive process, taking into account the bio-rhythmological components. The participants of the study were students of both sexes of the national basketball, volleyball and athletics teams of the 2021-2022 academic year of Samara University. In the article, we determined the role of adaptive potential on the effectiveness of competitions, how best to use the data obtained in practice.

Keywords: biorhythms, chronotype, competitive process, adaptive potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.