Научная статья на тему 'Особенности таджикского менталитета как объект социально-философского анализа'

Особенности таджикского менталитета как объект социально-философского анализа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8460
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таджикский менталитет / коллективизм / традиционализм / общест- венное мнение / семейные ценности / вестернизация / модернизация / Tajik mentality‚ collectivism‚ traditionalism‚ social opinion‚ family values‚ Westernization‚ modernization

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Урунова Хамида Умарбоевна

Основной целью статьи является рассмотрение таджикского менталитета какобъекта социально-философского анализа. В статье выявлены специфические особенности таджикского менталитета, отличающие его от способа мышления других народов. Приведены конкретные примеры проявления таджикской ментальности в общественной традиционной жизни таджикского народа. Проанализированы черты таджикского менталитета в контексте процесса глобализации и модернизации, и обсуждаетсявопрос о том, способствует ли национальный менталитет процессу модернизации или,наоборот, препятствует, имеет ли это явление хорошие результаты с точки зрениянациональных ценностей, или поиск идентичности блокирует развитие современногообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF TAJIK MENTALITY AS AN OBJECT OF SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The basic goal of the article is to analyze Tajik mentality as an object of social philosophy. The author elicits the specific peculiarities of Tajik mentality differentiating it from the way of other peoples` thinking. She adduces concrete examples of Tajik mentality evincing in traditional social life of the Tajik nation. She analyzes the features of Tajik mentality in the process of globalization and modernization; the following issues being discussed: whether national mentality promotes the process of modernization or‚ vice versa‚ hinders it; whether this phenomenon engenders good results from the point of view of national values or a quest of identification blocks the development of modern society.

Текст научной работы на тему «Особенности таджикского менталитета как объект социально-философского анализа»

09 00 11 СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 09 00 11 SOCIAL PHILOSOPHY

УДК 1 Ф ББК 87.3

Урунова Хамида Умарбоевна,

кандидат педагогичеких наук, докторант отдела социальной философии Института философии, политологии и права АН Республики Таджикистан

Urunova Hamida Umarboevna,

candidate of pedagogical sciences,

PhD student of the Department of social philosophy, political sciences and law of the AS of Tajikistan Republic E-MAIL :hamidaurunova@yandex. ru

Ключевые слова: таджикский менталитет, коллективизм, традиционализм, общественное мнение, семейные ценности, вестернизация, модернизация

Основной целью статьи является рассмотрение таджикского менталитета как объекта социально-философского анализа. В статье выявлены специфические особенности таджикского менталитета, отличающие его от способа мышления других народов. Приведены конкретные примеры проявления таджикской ментальности в общественной традиционной жизни таджикского народа. Проанализированы черты таджикского менталитета в контексте процесса глобализации и модернизации, и обсуждается вопрос о том, способствует ли национальный менталитет процессу модернизации или, наоборот, препятствует, имеет ли это явление хорошие результаты с точки зрения национальных ценностей, или поиск идентичности блокирует развитие современного общества.

Key words: Tajik mentality, collectivism, traditionalism, social opinion, family values, Westernization, modernization

The basic goal of the article is to analyze Tajik mentality as an object of social philosophy. The author elicits the specific peculiarities of Tajik mentality differentiating it from the way of other peoples' thinking. She adduces concrete examples of Tajik mentality evincing in traditional social life of the Tajik nation. She analyzes the features of Tajik mentality in the process of globalization and modernization; the following issues being discussed: whether national mentality promotes the process of modernization or, vice versa, hinders it; whether this phenomenon engenders good results from the point of view of national values or a quest of identification blocks the development of modern society.

Одна из особенностей социально-философского анализа происходящих социальных процессов в современном мире заключается в том, что он должен рефлексировать и подвергнуть критическому анализу новые явления и тенденции развития как в материальной, так и в духовной жизни общества. Следует заметить, что изменившаяся

ОСОБЕННОСТИ ТАДЖИКСКОГО МЕНТАЛИТЕТА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО

АНАЛИЗА

THE PECULIARITIES OF TAJIK MENTALITY AS AN OBJECT OF SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

42

Урунова Х.У. Особенности таджикского менталитета как объект социально-философского анализа

парадигма социального познания для выявления детерминации этих явлении предполагает активный интеллектуальный поиск и нахождение новых, практически значимых проблем и введения целого ряда новых категорий, концептов, открывающих неисследованные проблемные поля и новые направления социально-философской мысли. Очевидно, что современный трансформирующийся социум характеризуется качественно новыми социальными феноменами. На наш взгляд, одной из таких проблем современной духовной жизни общества является проблема ментальности в целом, и национального менталитета в частности. Следует заметить, что в последние годы данная проблема в силу ряда причин превратилась в актуальную проблему не только теории, но и практики построения суверенных государств.

В последние годы в социально-философской литературе, особенно в средствах массовой информации, публикуются научные и научно-популярные статьи об особенностях национального менталитета во взаимосвязи с вопросами формирования национального самосознания, национального мышления, национальной идеологии и т. д. Плюрализм мнений в определении сущности национального менталитета при отсутствии глубокого социально-философского анализа, не даёт возможности раскрыть содержание данного социального феномена. Мы предполагаем, что в условиях глобализации на социально-политическом пространстве молодых независимых государств сталкиваются различные идеологические и геополитические интересы. Вследствие проникновения в «ткань» социальных отношений новейших информационных технологий и телекоммуникационных средств данный процесс ускоряется и приобретает новые контексты, которые угрожают национальным интересам. Именно этим продиктована необходимость исследования особенностей национального менталитета как сложного и противоречивого явления, включающего в себя мысли, чувства, эмоции, ценности, традиции, образ жизни и т. д.

Следует заметить, что в последние годы в связи с активизацией разработки проблемы менталитета авторы достаточно часто обращаются к таким понятиям как «ментальность», «менталитет» и «таджикский менталитет». Разумеется, в рамках одной статьи невозможно рассмотреть все аспекты данной комплексной и многогранной проблемы. Поэтому, в некотором плане ограничивая свою задачу, мы предпримем попытку в постановочной форме рассмотреть особенности таджикского менталитета.

Таджикский народ имеет многовековую историю, обладает богатым культурным наследием. Таджикское общество, будучи традиционным, все время сохраняло свои культурные ценности, национальные традиции, и даже сегодня, несмотря на процессы демократизации и модернизации общества, традиции не теряются, а наоборот, -укрепляются, усиливаются методы их сохранения, что свидетельствует об устойчивости традиционализма таджикского общества. Если охарактеризовать таджиков как отдельный народ по национальному, культурному, этническому признаку, то первое, на что следует обратить внимание, - это его специфический склад ума, способ мышления, его национальный менталитет. Становится ли менталитет преградой для развития и модернизации? Или именно благодаря нашему особому менталитету мы не теряем, а наоборот, сохраняем свои морально-нравственные, духовные ценности, что является основополагающими столпами любого здорового человеческого общества? Что же такое вообще менталитет? Почему мы говорим «таджикский» менталитет? Эти и другие вопросы являются объектом исследования данной работы, в которых автор собирается разобраться.

43

Urunova H.U. The Peculiarities of Tajik Mentality as an Object of Social-Philosophical Analysis

Во-первых, нужно исходить из словарного значения данного понятия. Слово «менталитет», «ментальность» образовано от позднелатинского слова «mentalis», которое в переводе означает «умственный», «образ мыслей», «совокупность умственных навыков», «мировосприятие», «умонастроение», «уровень сознания, характерный для определенной общественной группы». А также менталитет означает склад ума, способ мышления, точку зрения конкретных людей, имеющих одни культурно-этнические корни. Как отмечают И.Г. Дубов, А.В. Петровский, ментальность, «являясь формой выражения группового сознания, позволяет понять своеобразие восприятия и оценки различными социальными и политическими группами того или иного общественного явления или процесса» (3;1).

Рассмотрение менталитета в онтогенезе показывает, что его нельзя рассматривать в отрыве от духовной жизни определённой общины людей, от их образа жизни и особенностей восприятия социального бытия. В этом плане необходимо учесть, что менталитет любого народа «предстаёт... как коллективная черта, а не индивидуальная» (2;1), т.е. менталитет всегда является надындивидуальным явлением. В этом отношении таджикский менталитет не является исключением. Мы предполагаем, что такая характеристика таджикского менталитета требует тщательного и глубокого изучения и деликатного подхода к себе.

Исследование структуры таджикского менталитета показывает, что он обладает специфическими особенностями, характеризующимися следующими чертами:

1. Коллективизм

2. Традиционализм

3. Строгий учет общественного мнения

4. Гуманизм

5. Т олерантность

6. Почитание семейных ценностей

7. Культура стыда (нангу номус)

Как следует из сказанного, первой отличительной чертой таджикского менталитета выступает коллективизм. В отличие от западного образа жизни и мышления, характерной чертой которого является индивидуализм, таджикское общество приветствует коллективистские действия. «Индивидуализм не приветствуется, так как свобода индивидуальных действий может привести к нарушению заведенного, особенно религиозного порядка, проверенного временем» (7, с.14). Если подойти к данной ситуации аналитически, то коллективизм в нашем обществе играет позитивную роль, так как делает наш народ сплоченным, объединенным, солидарным, укрепляет родственные отношения, в то время как на Западе индивидуализм привел людей к разъединению, разрыву связей между молодым и старшим поколениями. Совершеннолетний считает себя уже независимым от семьи, родителей и требует самостоятельности. Самым страшным, кульминацией индивидуализма, с точки зрения нашего восточного менталитета, является то, когда сын или дочь, достигшие совершеннолетия, требуют от родителей «не вмешиваться в их личную жизнь». Такая ситуация, к счастью, не наблюдается в нашем обществе, так как семья, родители -это сакральное, святое для нас, а противостоять святому - большой грех.

Вместе с тем, подчеркивая коллективистскую черту, на наш взгляд, нельзя полностью исключить индивидуальные качества людей в процессе формирования менталитета той или иной нации. Как замечает видный российский психолог Д.И. Фельдштейн, хотя нормы развития духовности личности, образ её жизни и мышление определяются окружающим её миром, тем не менее, в этом процессе важное значение имеет способность

44

Урунова Х.У. Особенности таджикского менталитета как объект социально-философского анализа

индивида к самовыражению, саморегуляции, самоопределению, самоосуществлению, создающая условия, наряду с присвоением общественных норм, идеалов и принципов для претворения задач преобразования себя и окружающих. (6, с.14)

Следующим принципом, согласно которому можно дать характеристику таджикскому менталитету, является традиционализм. Таджики высоко чтут древние традиции и обычаи. Соблюдение традиций в нашем обществе является настолько серьезным делом, что в случае их игнорирования человек становится объектом неизбежного осуждения общества. Соблюдение традиций и обычаев сильнее соблюдения законов, официально принятых государством. К примеру, люди платят штраф за несоблюдение закона «Об урегулировании традиций и праздничных мероприятий». Какой бы государство ни принимало закон и какие бы ни устанавливало меры ответственности за его нарушение, все равно народу трудно отказаться от своих традиций, ставших неотъемлемой частью жизни, даже в какой-то степени смыслом жизни. Эта ситуация свидетельствует об устойчивости традиционализма в нашем обществе. Данный очевидный факт - пример того, что даже сила власти и государственных органов иногда недостаточна для полного решения проблемы. «Внести нечто совершенно новое в массовое сознание — дело практически безнадежное, можно лишь актуализировать те комплексы представлений, которые уже существуют в головах людей. Иными словами, менталитет, или коллективное сознание, во многом определяет бытие общества и реальное содержание происходящих в нем социальных процессов». (2, с.111) Здесь возникает вопрос: подвергается ли менталитет изменению, находясь под влиянием социальной трансформации? Может ли сила власти внести коренные сдвиги в сознание людей, и к каким последствиям это может привести? В качестве ответа на данный вопрос снова приведем слова И.Г. Дубова, А.В. Петровского, которые отмечают: «В условиях кардинальных социальных изменений менталитет, не будучи поддержан устоявшимися правилами, обычаями и традициями, может качественно меняться, и человеческие представления о жизни общества, подходы к оценке самих себя, других людей, социальных явлений могут претерпевать неожиданные и при этом качественные деформации, существенно перемещаясь в континууме «иррациональный подход — рациональный подход». (3, с.111) Подобные качественные сдвиги нередко носят болезненный, порой личностно разрушающий характер. В этом процессе, особенно когда речь заходит о таджикском менталитете, важную роль играет общественное мнение. Видимо, это связано с тем, что таджики обращают особое внимание на мнение окружающих. «Что люди скажут?» -этот вопрос носит, с одной стороны, дисциплинирующий, регулирующий, а с другой, -блокирующий характер. Общественное мнение дисциплинирует, упорядочивает поведение, поступки человека, заставляет его действовать по тем морально-этическим нормам, которые одобрены той общиной, где он живет. Суть блокирующего свойства общественного мнения заключается в том, что оно со всех сторон давит на человека, жмет на его, и в результате человек, если он боится человеческого мнения, если он раб общественного мнения, он не сможет проявить свою индивидуальность, будет двигаться по течению, куда и толпа. Таджикский народ всегда находился под сильным давлением общественного мнения, которое определяет правильность или неправильность того или иного человеческого действия. Конечно, общественное мнение является показателем в любом обществе и его учет способствует дальнейшему выполнению и осуществлению государственных и социальноэкономических планов и проектов. Но в данном случае речь идет о том, что наш народ, преувеличив значение общественного мнения, сделал себя жертвой и рабом осуждения своего поведения окружающими людьми. Мы считаем, что необходимо находить в

45

Urunova H.U. The Peculiarities of Tajik Mentality as an Object of Social-Philosophical Analysis

ситуациях золотую середину между двумя крайностями: принимать общественное мнение во внимание, или нет. Если да, то следует рационально обосновать разумность своего поведения, также и в противоположном случае нужно суметь конструктивно подойти к решению проблемы.

В противоположность западному индивидуализму, для таджикского менталитета характерен гуманизм. В принципе, коллективизм, гуманизм, учет общественного мнения -связанные между собой критерии таджикского менталитета, исходящие из одного источника-привязанности, склонности быть в кругу людей. Самым общеизвестным примером для объяснения и обоснования данной характеристики является таджикское гостеприимство. Но также есть и «непрямое», или «искусственное» гостеприимство, когда таджик подсознательно выражает желание принимать своего гостя, противореча своему искреннему желанию. Такую ситуацию можно наблюдать где угодно в таджикском пространстве, где исполнителем действия является сам таджик.

Толерантность или иногда «избыточная» толерантность - одна из характерных особенностей таджикского менталитета. «Не таджик» не имел бы столько терпения к тому, что противоречит его точке зрения, позиции, идеологии, мировоззрению и т.д. Мы считаем, что главным источником проявления таджикской толерантности является исламская религия, которая воспитывает человека в духе уважения к мнениям и позициям других. Терпеливое отношение в таджикском обществе - один из сильнейших факторов устойчивости, стабильности, порядка, начиная с семейных отношений и заканчивая социально-политическими. Демократия и процесс демократизации в нашем обществе имеют свои национальные особенности. Если демократия подразумевает свободу слова, выборов и т.д. и характерной чертой демократического общества является плюрализм, то в западных обществах этот аспект ярко выражается в форме различных восстаний, забастовок, прямых обращений к государству и его правителям. Народ выражает свое недовольство, пользуясь свободой слова. Что касается таджикского общества, то наш народный менталитет не даст, не позволит действовать в такой степени плюралистически и демократически. В данном случае наша толерантность выступает в качестве защитника от общественных конфликтов и скандалов, дестабилизации и беспорядка. Таджикский менталитет со своей толерантностью спасает общественную жизнь от «лишних» проблем. По определению М.Х. Рахимова, такое поведение таджикского народа говорит об еще одной традиционной специфике менталитета, как «царепочитание». Он отмечает: «Другой традиционной отличительной чертой менталитета таджиков является такая черта, как «царепочитание», или почитание «сильной власти».... В целом образ «справедливого царя» всегда был центральным персонажем литературных произведений и устного народного творчества, обожествляющих власть падишахов и султанов, представленных в образе «вершителей судеб» народа и «носителей» божественной власти на Земле». (4, с.3)

Важнейшей ценностью таджикского менталитета являются взаимоотношения в семье. В этом плане таджикский менталитет играет преимущественно позитивную роль, поставив семью в центр внимания. Почитание семейных ценностей как особая дирекция мышления нашего народа сформировано столетиями благодаря религиозному воспитанию. Семья, коллективность, многодетность, многочисленность родственных связей- это сакральность нашего традиционного общества. Здесь бросается в глаза сильное отличие между восточными и западными обществами. В результате индивидуалистической тенденции, стремления к формированию и развитию карьеры, равноправия мужчин и женщин происходят неблагоприятные, но очевидные факты: развод супругов, уменьшение числа детей в семье, отказ от деторождения и т.д. Все эти факты свидетельствуют о

46

Урунова Х.У. Особенности таджикского менталитета как объект социально-философского анализа

деструктивном характере западного мышления, менталитета, «индивидуализма». По поводу вопроса о равноправии мужчин и женщин можно сказать, что они равны с точки зрения закона, но наш таджикский менталитет не готов это принять и согласиться с этой идеологией. К счастью, нашему традиционному обществу индивидуализм не угрожает своим вредоносным вирусом. Пока иммунитет нашего общества не ослаб, наш менталитет играет роль «антивируса», защитного механизма от «заразы» из Запада, дестабилизирующей нашу мораль.

Культура стыда является следующей особенностью таджикского мышления. Здесь нам необходимо очень четко определить понятие слова «стыд» и его виды. Стыд - это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка. Здесь речь идет об особом виде стыда, который присущ только нашему восточному типу менталитета - стыд, имеющий физиологический характер. По всему миру, где не практикуется религиозная практика, очевидны сцены бесстыдства и разврата. Для западного типа мышления определенный поступок является предметом «высокого искусства», в то время как наш менталитет категорически осуждает и считает его проявлением аморальности и безнравственности. Но, к сожалению, в условиях глобализации западное воспитание проникает и в нашу культуру и пытается разрушить наши моральные ценности. И наша задача сегодня заключается в том, чтобы не потерять, а сохранять их, не дать нашему обществу дестабилизироваться, находясь под влиянием вестернизации.

Список использованной литературы:

1. http://www.onlinedics.rU/slovar/pol/s/mentalitet. (дата обращения: 18.03.2015)

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Менталитет (дата обращения: 18.03.2015)

3. http://glossword. info/index.php/term/9-psihologicheskiij-slovar-, 111 -mentalitet. xhtm. (дата обращения: 08.02.2015)

4. Калонов А. Тахаммулпазири ва плюрализм дар фазои динии Точикистони муосир: Материалы научного семинара. 21-22 июня 2010. - Душанбе. - С. 164-173.

5. Рахимов М. Демократические процессы сквозь призму традиционной таджикской ментальности: Материалы научного семинара. - Душанбе. 21-22 июня 2010 г. - С.113

6. Фельдштейн ДИ. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

7. Шамолов А.А. Социокультурная традиция и модернизация таджикского общества: Материалы научного семинара. - Душанбе, 21-22 июня 2010 г. - С.14-21.

Reference Literature:

1. http://www.onlinedics.rU/slovar/pol/s/mentalitet. (date of addresing: 18.03.2015)

2. http: // ru. Wikipedia.org/wiki/Mentalitet (date of addresing: 18.03.2015)

3. http://glossword. info/index.php/term/9-psihologicheskiij-slovar-, 111 -mentalitet. xhtm. (date of addresing: 08.02.2015)

4. Kalonov A. «Tolerance and Pluralism in the Religious Space of Contemporary Tajikistan». Materials of the scientific seminar. June 21-22, 2010. - Dushanbe.-pp. 164-173.

5. Rakhimov M. «Democratic Processes through Tajik Traditional Mentality». Materials of the scientific seminar. June 21-22, 2010. - Dushanbe. - p. 113.

6. Feldstin D.I. Psychology of Personal Development in Ontogenesis. - Moscow, «Pedagogy» 1989. - 208 pp.

7. Shamolov A.A. «Social Cultural Tradition and Modernization of Tajik Society». Materials of the scientific seminar. June 21-22, 2010. - Dushanbe. - pp.14-21.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.