Научная статья на тему 'Особенности существования и развития фермерских усадеб в Белгородской области'

Особенности существования и развития фермерских усадеб в Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕРМЕРСКАЯ УСАДЬБА / СЕМЕЙНАЯ ФЕРМА / АГРОХОЛДИНГ / ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыжкова О.С.

Статья посвящена проблемам существования и развития фермерской усадьбы в Белгородской области. Раскрываются задачи, стоящие перед правительством, рассматривается его политика распределения земель РФ. Поднимается вопрос об актуальности жизни в сельской местности на фоне общего процесса урбанизации как в производственном, так и в социальном плане. Исследуется целесообразность проектирования фермерских усадеб на фоне растущих фирм-агрохолдингов. Проводится анализ сельскохозяйственных площадей в стране. Рассматривается вопрос увеличения площади земельных участков фермерских хозяйств. Исходя из выше сказанного, намечается путь реше-ния земельной проблемы фермерских усадеб Белгородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности существования и развития фермерских усадеб в Белгородской области»

Рыжкова О.С., аспирант

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

ОСОБЕННОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕРМЕРСКИХ УСАДЕБ

В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

агсЫ8ип@Н81

Статья посвящена проблемам существования и развития фермерской усадьбы в Белгородской области. Раскрываются задачи, стоящие перед правительством, рассматривается его политика распределения земель РФ. Поднимается вопрос об актуальности жизни в сельской местности на фоне общего процесса урбанизации как в производственном, так и в социальном плане. Исследуется целесообразность проектирования фермерских усадеб на фоне растущих фирм-агрохолдингов. Проводится анализ сельскохозяйственных площадей в стране. Рассматривается вопрос увеличения площади земельных участков фермерских хозяйств. Исходя из выше сказанного, намечается путь решения земельной проблемы фермерских усадеб Белгородской области.

Ключевые слова: фермерская усадьба, усадьба фермера, семейная ферма, агрохолдинг, земельная реформа, планировочная организация территории._

Введение. На фоне общего процесса урбанизации, сельской местности в настоящее время уделяется мало внимания. Однако сейчас на территории сельской местности проживает 38,2 млн. жителей (достаточно большой показатель), необходимо сосредоточить внимание на этом факте.

На сегодняшний день считается, что деревня постепенно вымирает. В 1980-е годы сельское население РСФСР сократилось на 3,7 млн. человек. Но с 1992 по 2000 годы процесс пошел в обратную сторону, и количество крестьян увеличилось на 1,3 млн. человек. С тех пор существует уверенная тенденция роста этих показателей.

Что касается состава населения данной территории, то четверть работников - мужчины до 30 лет, из которых у 7 % высшее образование, а у 18 % - среднее профессиональное. Этот фактор говорит о том, что база для создания качественных конкурентоспособных фермерских хозяйств существует, а следовательно правительству необходимо больше внимания уделять мелким предпринимателям.

Производство на селе поднимается с колен. Постепенно растут стада, а по птице - давно удалось превзойти эталонный советский уровень. Резко поднялась урожайность, и в целом село стало гораздо продуктивнее. Например, сейчас уже нет тех потерь, что бывали при перевозке, уборке и хранении сельхозпродукции.

Основная часть. Как мы видим, сельскохозяйственные территории содержат в себе огромный потенциал, который необходимо рационально использовать, не откладывая решения данной задачи в долгий ящик. Для того чтобы приступить восстановлению статуса сельской жизни, нам необходимо выявить те проблемы, с которыми приходится сталкиваться среднестатистическому крестьянину.

Одна из ключевых и самых главных проблем - с 1917 г. власти так и не выполнили знаменитое обещание. Земля не досталась крестьянам. Вот доказательство: в России - 450 млн. га земель, из них 166 млн. га - сельхозугодия. В руках агрохолдингов 132,3 млн. га. Малые крестьянские хозяйства имеют лишь 16 млн. га, а личные участки занимают 2,8 млн. га. Причем 20 % этой земли (1,5 млн. участков) - заброшено. Так что пока, о развитии фермерского хозяйства не приходится говорить. В такой ситуации фермерам просто не дают возможности развернуться. Средний размер крестьянского надела настолько мал (0,4) га, что говорить о производстве высококачественной продукции хотя бы для нужд самого фермера не имеет смысла.

С начала 2000-х годов агрохолдинги начали завоевывать потребительский рынок. На рабочие места предпочтительно нанимаются приезжие люди без образования, не требующие высокой оплаты труда. В итоге, коренное население фактически остается без работы. По опросам, 57 % сельчан хотели бы пойти на работу в хозяйства. Но для них - мест нет.

Политика правительства слабо поддерживает сельское население в этом плане. По статистике доля земли в частной собственности есть у 14,5 млн. жителей РФ. Всего население -145 млн. человек. Следовательно, землей владеет лишь одна десятая населения. Если же теоретически поделить земельное богатство страны на всё население, каждый станет крупным землевладельцем. Получится около 10 с небольшим гектар на каждого. Семья из трех человек получит громадный участок. Это решило бы проблемы не только аграрного характера, но и социального.

На самом деле, у государства есть программы по раздаче бесплатных земель различным привилегированным категориям граждан

(например, закон о родовых поместьях в Белгородской области). Но в реальности обещания не работают, либо работают неправильно. Во многих регионах даже самые первоочередные льготники ждут земли по пять лет и больше.

Согласно данным Росреестра, земли РФ в общей сложности 1,6 млн. га. Из них 115 млн. га отдано под пашни, 1,2 млн. га выделено под дороги, 135 млн. га - земли Минобороны. В частной собственности только 7 % земельного фонда. Тогда как у государства - 92 % (рис. 1) [1].

Рис. 1. а - диаграмма распределения земель Российской Федерации (млн. га); б - доли сельскохозяйственных земель страны (млн. га)

Причем почти вся госземля - федеральная, что странно, ведь в Конституции РФ четко прописано, что земля нашей страны принадлежит народу. Такая политика, суть которой поощрение деятельности агрохолдингов и крупных предпринимателей есть часть гораздо более масштабного плана. Он предполагает следующее. Чиновники уверены - в ближайшие 10...15 лет в стране возникнут восемь "городов - агломераций". Каждый с населением в десятки миллионов человек. Они станут такими же центрами притяжения рабочей силы, как сейчас Москва и Санкт-Петербург. Постепенно туда стянется 90 % населения, освободив сельскохозяйственные территории для различных корпораций.

Но это рискованный проект. За два года его реализации импорт продовольствия вырос с 17,4 до 27,6 млрд. долларов. Затем, за первый год выполнения госпрограммы, ещё на 9 млрд долларов. По сравнению с 2005 г. - рост более чем в два раза. Тем временем доля аграрного сектора в ВВП страны сократилась на порядок - до 1 %. При том, что на селе - 27 % населения [2].

При всей неэффективности работы агро-холдингов, государство все равно поддерживает их деятельность. Как пишут в статье "Новости АПК России": "Минсельхоз России на федеральном уровне поддерживает проекты интеграции крестьянских фермерских хозяйств с крупными сельскохозяйственными товаропроизводителями". Делают они это путем субсидирования процентных выплат по инвестиционным кредитам, а также некоторыми другими способами. Например, в Ростовской области взаимо-

действие крупных предприятий с малыми осуществляется в виде обеспечения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, кормами, минеральными удобрениями, семенным материалом, средствами защиты растений, а также молодняком сельскохозяйственной птицы и животных на договорной основе. В это же время, в Брянской области крупные перерабатывающие предприятия агропромышленного комплекса взаимодействуют с КФХ путем приобретения производимой фермерами сельхозпродукции на договорных началах. Всё это, естественно, делает малые хозяйства все более зависимыми от агрохолдингов, ведь вся полученная продукция потом отдается в руки крупных предпринимателей и неизвестно насколько ощутимой может быть польза от таких действий.

Из этого можно сделать вывод, что поглощение крестьянского фермерского хозяйства во многих областях уже началось. Сейчас оно завуалировано под помощь и поддержку агрохол-дингам, но на самом деле вскоре границы сотрутся, и исчезнет уникальность фермерской продукции. Фермерам надо предоставить поддержку для индивидуального развития, чтобы сохранить индивидуальные особенности производства и качества продукции.

Крупные агрохолдинги, как правило, возникают из крупнейших городов России. Одним из путей развития КФХ является устойчивое социальное и экономическое развитие территорий малых городов. Существование и функционирование малых городов нашей области, а также их развитие представляется объективно не-

обходимым, поскольку именно они способны быть связующим звеном в достаточно большом и многообразном социальном и физическом пространстве Белгородчины [4].

Также не стоит забывать и о заповедных и самобытных местах Белгородчины. Туристический бизнес может являться образующим усадьбу фермера, и даже стать основным доходом. Данная отрасль хозяйства тоже требует больших земельных ресурсов, нетронутых сельхозтехникой или восстановленных природных пейзажей. Развитие сельского туризма - включает себя формирование территорий туристического назначения, в частности создание музейно-туристских комплексов в малых городах и сельских поселениях Белгородской области [5].

Для этого необходимо развивать качество жизни на селе. Одним из, безусловно, важных факторов развития является модернизация производственных мощностей фермера. Для успешной конкуренции с агрохолдингами, фермерским угодьям необходима современная техника, отлаженная система водо- и газообеспечения, жилье, построенное по новейшим технологиям. Это даст толчок к развитию сельского хозяйства, освоению заброшенных территорий.

Вывод. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что невозможно устроить полноценное, конкурентоспособное фермерское хозяйство на той территории, которую имеет сейчас подавляющее большинство землевладельцев (0,4 га). И даже в случае закона о родовых поместьях, где на семью выделяется 1,2 га [3], данной площади будет достаточно лишь для удовлетворения нужд самого фермера.

Так что можно сделать вывод о том, что для наиболее полноценного развития фермерской усадьбы и выхода ее на внешний рынок необходимо увеличение ее площади. Данное условие также можно осуществить путем долгосрочной аренды участков земли у государства. Это также позволит фермерскому хозяйству существовать, развиваться и успешно конкурировать с крупными агрохолдингами.

Ресурс земли - это тот ресурс, которым Россия владеет, пожалуй, даже в большей мере, чем необходимо работающему сельскому населению. Возможно стоит задуматься и использовать его более рационально.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. К. Гурдин, Земля на столе президента // Агромакс. 2014. № 3 [55]. С. 16-18.

2. К. Гурдин, Селовое решение // Агромакс. 2014. № 3 [55]. С. 6-8.

3. Федеральный конституционный закон от 18 февраля 2010 г., в ред. законов Белгородской области от 03.05.2011 № 36, от 31.10.2013 № 239 "О родовых усадьбах в Белгородской области".

4. Перькова М.В. Малые города как фактор устойчивого развития территорий // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2014. №4. С. 63-66.

5. Крушельницкая Е.И. Приоритетные направления градостроительного формирования территорий туристического назначения в Белгородской области // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2014. №4. С. 49-53.

Ryzhkova O.S.

FEATURES EXISTENCE AND DEVELOPMENT OF FARMING ESTATES IN THE BELGOROD REGION

The article investigates the existence and development of farm estates in the Belgorod region. Reveals the challenges facing the government considered its land distribution policy of the Russian Federation. Raises questions about the relevance of life in rural areas with the overall process of urbanization both in production and in social terms. Reveals the feasibility of designing farm estates amid growing companies of agricultural holdings. The analysis of agricultural land in the country. The question of increasing the area of land farms. On the basis of the above, planned way to solve the problem offarmers' land estates of the Belgorod region.

Key words: farm homestead, homestead farmer family farm, agricultural holding, land reform, planning organization of the territory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.