Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Парамонова Ю.А., Разуваева Т.Н.

В статье рассматривается взаимосвязь уровня социального интеллекта и факторов суицидального риска студентов. Представлены результаты корреляционного анализа, в ходе которого были выявлены достоверные отрицательные связи между изучаемыми показателями, а именно между уровнем социального интеллекта и такими факторами суицидального риска: временная перспектива, уникальность, демонстративность, антисуицидальный фактор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES SUICIDE RISK STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF SOCIAL INTELLIGENCE

The article examines the relationship between the level of social intelligence and the factors of suicidal risk of students. The results of the correlation analysis are presented, during which reliable negative relationships were found between the levels of social intelligence and such factors of suicidal risk: temporal perspective, uniqueness, demonstrativeness, anti-suicidal factor.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

4. Натаниэль Поппер. Цифровое Золото. Невероятная история Биткойна или о том, как идеалисты и бизнесмены изобретают деньги заново-«Вильямс», 2016. -350с.

УДК 159.9.07

Парамонова Ю.А. студент 3 курса факультет психологии Разуваева Т.Н., доктор психологический наук

профессор

кафедра общей и клинической психологии Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет Россия, г. Белгород ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА СТУДЕНТОВ С

РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Аннотация: в статье рассматривается взаимосвязь уровня социального интеллекта и факторов суицидального риска студентов. Представлены результаты корреляционного анализа, в ходе которого были выявлены достоверные отрицательные связи между изучаемыми показателями, а именно между уровнем социального интеллекта и такими факторами суицидального риска: временная перспектива, уникальность, демонстративность, антисуицидальный фактор.

Ключевые слова: личность, студенты, социальный интеллект, суицидальный риск.

Paramonova Y.A. 3rd year student Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod Razuvaeva T.N.

Doctor of Psychology

Professor of the Department of General and Clinical Psychology

Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod FEATURES SUICIDE RISK STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF SOCIAL INTELLIGENCE Abstract: The article examines the relationship between the level of social intelligence and the factors of suicidal risk of students. The results of the correlation analysis are presented, during which reliable negative relationships were found between the levels of social intelligence and such factors of suicidal risk: temporal perspective, uniqueness, demonstrativeness, anti-suicidal factor.

Key words: personality, students, social intelligence, suicidal risk.

Человек по своей особенности социальное существо, что и является его характерным отличием от других представителей мира. Для благоприятного и продуктивного личностного развития каждому из нас необходимо взаимодействие с другими людьми в разных сферах жизнедеятельности. Вне социума личность развиваться не может. Успешное взаимодействие определяется спектром личностных характеристик и особенностей. Одним из важнейших факторов, влияющих на построение социально-коммуникативного взаимодействия, является социальный интеллект. Социальный интеллект определяется как способность правильно понимать поведение других людей. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой активности человека и его невербальных реакций (мимики, жестов, поз) [2].

Изначально понятие «социальный интеллект» было введено в научный оборот Э. Торндайком в 1920 году для определения «дальновидности в межличностных отношениях».

Ю.Н. Емельянов определял социальный интеллект как устойчивую способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Данная способность обозначена автором как основанная на особенностях мыслительных процессов, аффективных реакциях и социального опыта. При этом Ю.П Емельянов предлагает термин «коммуникативная компетенция», схожий по содержанию на социальный интеллект [3].

Ряд ученых, изучая связь социального интеллекта и общего интеллекта, пришли к выводу о независимости двух данных категорий личности (Дж. Гилфорд, М.И. Бобнева, А.Л. Южанина и др.) [1].

Имеет место связь социального интеллекта с некоторыми шкалами теста ММР1, такими как: положительная со шкалой «играние роли» (Макклеланд); обратная связь со шкалой «уверенность в себе» (Гибсон); с «социальной преемственностью» и «социальной уверенностью» - чем выше социальный интеллект, тем общение с человеком приятнее для окружающих, тем увереннее он себя чувствует. На основании этого, можно говорить о том, что чем выше социальный интеллект, тем более адаптивен человек [5].

Снижение социального интеллекта способствует уменьшению социальной адаптации личности, нарушению межличностного взаимодействия и возникновению конфликтов [2]. Так как человек -социальное существо, то проблемы во взаимоотношениях с окружающими и разрушение успешных социальных контактов оказывают влияние на различные сферы жизнедеятельности, а также может способствовать образованию ряда внутриличностных конфликтов. В ситуациях постоянного недоразумения с окружающими, отсутствия умения выстраивать личное и деловое взаимодействие человек может замкнуться в себе и стать асоциальным. Это, конечно, окажет влияние на его дальнейшее развитие. В результате потери равновесия с окружающим миром и разочаровании в себе, как субъекте взаимодействия, могут возникнуть суицидальные мысли и

повыситься суицидальный риск.

Суицидальный риск - это вероятность возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий [4]. Суицидальный риск может быть связан с различными сферами личности, в том числе, на наш взгляд, и с проблемами во взаимодействии с окружающими.

Таким образом, факторы суицидального риска студентов зависят от ряда параметров, в том числе от социальной адаптации личности и эффективности межличностного взаимодействия, которые в свою очередь определяются уровнем социального интеллекта. Анализ литературы показал, что особенности суицидального риска студентов с разным уровнем социального интеллекта изучены недостаточно, что и представляет собой актуальность исследования.

Цель исследования: выявить особенности связи факторов суицидального риска и уровня социального интеллекта личности студентов. Мы исходили из предположения о том, что при повышении уровня социального интеллекта происходит закономерное снижение выраженности факторов суицидального риска, в частности таких, как: временная перспектива, уникальность, демонстративность.

В качестве диагностического инструментария использовались такие методики, как: тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и «Опросник суицидального риска» в модификации Т.Н. Разуваевой, позволяющий выявить сформированность факторов суицидального риска. В исследовании приняли участие студенты вуза в возрасте от 19 до 23 лет.

В результате исследования факторов суицидального риска студентов было выявлено, что у них выражен каждый фактор суицидального риска. Результаты представлены на рис. 1.

Рис. 1. Выраженность факторов суицидального риска в исследуемой

выборке (ср.б.)

Максимальные показатели были обнаружены по следующим шкалам: «Антисуицидальный фактор» (4,8), «Социальный пессимизм» (4,36), «Аффективность» (3,85», «Максимализм» (3,66). Это говорит о том, что студенты имеют хорошо развитую способность снижения суицидального риска, проявляющуюся в понимании ответственности за близких, чувства долга и греховности самоубийства. Данный фактор является показателем наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы. В большинстве случаев суицидальный риск студентов связан с отрицательным представлением об окружающем мире, с восприятием мира как не соответствующего для установления нормальных отношений человека с другими людьми; с чрезмерной эмоциональной реакцией на психотравмирующую ситуацию; и с распространением одного конфликта на все другие сферы жизнедеятельности, то есть наблюдается аффективная фиксация на неудачах.

В группе студентов социальный интеллект выражен на среднем уровне способности понимать поведение окружающих и свое собственное, и действовать оптимально ситуации (3,43), что соответствует средневыборочной норме.

Корреляционный анализ показал наличие четырех достоверных отрицательных связей между исследуемыми показателями. Полученные результаты наглядно представлены в виде корреляционной плеяды на рис. 2.

Временная перспектива

Уникальность

4>ч0,747

ч \ \ N ч ч ч ч ч ч ч ч \Л

—-

{ Со1

яя

✓ *

- 0,60»

✓ У *

* * * * * * ✓ у

ЖЖ

Социальный интеллект

0,586'

ч ч ч ч

✓ / / / ✓ / и и

' ч' ч- 0,595

ч ч ' ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч

чч

Рис. 2. Корреляционная плеяда факторов суицидального риска и уровня социального интеллекта

Примечание: г>0 -г< 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 р < 0,01 - **

р < 0,05 - *;

В результате исследования была выявлена связь уровня социального

интеллекта и такого фактора суицидального риска, как «Временная перспектива» (г= -0,747, р<0,01). Чем выше уровень социального интеллекта, тем ниже суицидальный риск в связи с невозможностью конструктивного планирования будущего. Люди с высоким социальным интеллектом более успешно строят планы на будущее, не испытывает чрезмерной фиксации на настоящей ситуации, а также у них не происходит трансформация чувства неразрешенности актуальной проблемы в всеобъемлющий страх неудач. В данной ситуации у человека не возникает внутренний конфликт, разочарование в себе и своем будущее, что благоприятно сказывается на дальнейшем жизненном пути и тем самым не приводит к суицидальным мыслям в данном направлении.

Достоверная связь наблюдается между «Уникальностью» и уровнем социального интеллекта (г= -0,605, р<0,01). Это говорит о том, что при более высоком социальном интеллекте суицидальный риск по данному фактору имеет более низкую степень выраженности. Развитый социальный интеллект обеспечивает адекватное восприятие себя, ситуации и своей жизни в целом, что предостерегает от возникновения как внутренних, так и межличностных конфликтов, которые могут стать причиной суицидальных тенденций в поведении. Фактор «Уникальности» связан с «непроницаемостью» опытом и недостаточным навыком использования опыта других людей и своего собственного. Социальный интеллект, в свою очередь, способствует максимальному извлечению информации о поведении людей, их возможных ошибках и способах достижения целей, что позволяет аккумулировать жизненный опыт.

«Демонстративность», как один из факторов суицидального риска также имеет связь с уровнем социального интеллекта на достоверном уровне (г= -0,595, р<0,01). Человек с высоким социальным интеллектом не стремится привлечь внимание окружающих к своим проблемам, добиться сочувствия и понимания. Это происходит благодаря умению распознавать отношение к себе других людей, развитой эмпатии и способности поставить себя на место другого человека, а также возможности прогнозировать реакцию окружающих в определенных обстоятельствах. Демонстративность проявляется в поведении как «крик о помощи», а социальный интеллект обеспечивает адаптацию во взаимоотношениях и способность разбираться в людях, найти в них поддержку.

В ходе исследования была выявлена связь уровня социального интеллекта и «Антисуицидального фактора» (г= -0,586, р<0,01): при более высоком социальном интеллекте человек меньше боится боли и физических страданий, меньше воспринимает суицидальные поступки как греховные и антиэстетичные. Возможно, это связано с более реалистичным взглядом на мир, который является следствием понимания истинного отношения людей к ситуациям и окружающим. На наш взгляд, данная связь представляет интерес и требует дальнейшего изучения и подтверждения.

В результате корреляционного анализа подтвердилась гипотеза о

взаимосвязи между уровнем социального интеллекта и факторами суицидального риска. В научной литературе недостаточно исследований по данной тематике, что представляет актуальность дальнейшего изучения. Нами были выявлены отрицательные связи между изучаемыми показателями, что говорит о закономерном понижении факторов суицидального риска при повышении социального интеллекта. Таким образом, полученные результаты представляют интерес не только с теоретической точки зрения, но и с практической в рамках профилактики и снижения суицидального риска студентов.

Использованные источники:

1. Белякова М.Ю., Булыгина В.Г., Токарева Г.М. Социально-психологические и патопсихологические факторы риска совершения повторных общественно опасных деяний у лиц с негативно-личностными расстройствами [Электронный ресурс] // Психология и право. - 2015. - Том 5. - .№1. - С. 1-14. Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2015/n1/76141.shtml

2. Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. М.: ИП РАН, 2009. - 352 с.

3. Михайлова Е.С. Социальный интеллект: Концепции, модели, диагностика. СПб.: СПбУ, 2007. - 266 с.

4. Глоссарий суицидологических терминов / Билле-Браге У., Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцсх В. Ф., Крыжановская Л.А., Жабокрицкий С.В., Сонник Г.Т. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.psychiatry.ru/lib/56/book/110/chapter/2

5. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности. В сб.: «Проблемы оценивания в психологии». Саратов, издательство Саратовского университета, 1984. - С. 63-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.