Научная статья на тему 'К проблеме взаимосвязи стрес-соустойчивости и суицидальных проявлений в подростковом возрасте'

К проблеме взаимосвязи стрес-соустойчивости и суицидальных проявлений в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
666
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СТРЕССОВАЯ СИТУАЦИЯ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СУИЦИДАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ADOLESCENCE / SOCIAL VALUES / STRESS / SUICIDAL / SUICIDAL MANIFESTATIONS / SUICIDAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зубова Л. В., Харькова А. А.

В статье осуществлен анализ взаимосвязи суицидальных проявлений и стрессоустойчивости в подростковом возрасте. В исследовании сделан акцент на стрессоустойчивости личности подростка, как психоэмоциональной устойчивости на действие стресс-факторов. Целью работы стало изучение особенностей суицидальных проявлений на определенном уровне стрессоустойчивости. В результате кластеризации были определены три группы респондентов с повышенным, средним, низким уровнем стрессоустойчивости. На основании этого была выявлена группа респондентов с низкими показателями по стрессоустойчивости по параметрам: общий уровень стрессоустойчивости, самооценка стрессоустойчивости, предрасположенность к психосоматическим заболеваниям, деструктивные способы преодоления стрессов. По суицидальным концептам наиболее выраженным, во всех трех группах, выявлены концепты: аффективность, несостоятельность, социальный пессимизм, где между группами подростков были выявлены достоверные различия. Обнаруженные свои специфические отличия и выраженность по концептам для групп респондентов с высоким, средним и низким уровнем стрессоустойчивости, позволяют в практическом плане реализовать психокоррекционные программы с акцентом на ту или иную выраженность суицидальности у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зубова Л. В., Харькова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE RELATIONSHIP STRESSOUSTYCHIVOSTI AND SUICIDAL SYMPTOMS IN ADOLESCENCE

The article presents the analysis of the relationship of suicidal symptoms and stress in adolescence. The study focuses on the stress teenager's personality as psychological and emotional stability to the action of stress factors. The aim of the work was to study the characteristics of suicidal symptoms in a certain stress level. As a result of clustering identified three groups of respondents with high, medium, low levels of stress. On the basis of this group of respondents was identified with low stress on the parameters: the overall level of stress, selfesteem stress, predraspolozhennotst to psychosomatic diseases, destructive ways of coping. By suicidal concepts most pronounced in all three groups, identified concepts affectivity, insolvency, social pessimism, where teenagers were among the groups revealed significant differences. Discovered their specific differences and severity on concepts for groups of respondents with high, medium and low levels of stress, can in practical terms, to implement psycho program with a focus on a particular manifestation of suicidality in adolescents.

Текст научной работы на тему «К проблеме взаимосвязи стрес-соустойчивости и суицидальных проявлений в подростковом возрасте»

Bibliography

1. Abrumova, A.G. Psikhologiya samoubiyjstva //Socialjnaya i klin. psikhiatriya. - 1996. - № 4. - T. 6.

2. Aleksandrovskiyj, Yu.A. Pogranichnihe psikhicheskie rasstroyjstva. - M., 2000.

3. Igumnov, S.A. Osnovih psikhoterapii deteyj i podrostkov: sprav posobie / pod red. V. T. Kondrashenko. - SPb., 2000.

4. Suicidaljnoe povedenie: suthnostj, faktorih i prichinih (krosskuljturnihyj analiz) / pod red. K.G. Ehrdihneeva, V.P. Filippova. - M., 2011.

5. Vagin, I.O. Psikhologiya zhizni i smerti. - Spb., 2002.

6. Zubova, L.V. O probleme psikhologii asocialjnoyj lichnosti v sovremennom rossiyjskom obthestve s pozicii integrativnogo podkhoda // Vestnik OGU. - 2013. № 2(151).

7. Socialjnaya rabota: teoriya i praktika: ucheb. posobie / otv. red. E.I. Kholostova, A.S. Sorvina. - M., 2003.

8. Kondrashenko V.T. Deviantnoe povedenie podrostkov: socialjno-psikhologicheskie i psikhiatricheskie aspektih. - Minsk, 1998.

9. Bodalev, A.A. Obthaya psikhodignostika / A.A. Bodalev, V.V. Stolin. - M., 2000.

10. Epanchinceva, G.A. Integracionnihe tendencii v razvitii metodov psikhologicheskogo issledovaniya / G.A. Epanchinceva, T.N. Kozlovskaya /

/ Sibir. psikhol. zhurn. - 2011. - № 39.

11. Epanchinceva, G.A. Razvivayuthaya psikhologicheskaya diagnostika samorazvitiya i samoorganizacii lichnosti / G.A. Epanchinceva, T.N. Kozlovskaya. - Germany, 2012.

Статья поступила в редакцию 16.07.13

УДК 159.9

Zubova L. V,, Kharkova A.A. THE PROBLEM OF THE RELATIONSHIP STRESSOUSTYCHIVOSTI AND SUICIDAL SYMPTOMS IN ADOLESCENCE. The article presents the analysis of the relationship of suicidal symptoms and stress in adolescence. The study focuses on the stress teenager's personality as psychological and emotional stability to the action of stress factors. The aim of the work was to study the characteristics of suicidal symptoms in a certain stress level. As a result of clustering identified three groups of respondents with high, medium, low levels of stress. On the basis of this group of respondents was identified with low stress on the parameters: the overall level of stress, selfesteem stress, predraspolozhennotst to psychosomatic diseases, destructive ways of coping. By suicidal concepts most pronounced in all three groups, identified concepts affectivity, insolvency, social pessimism, where teenagers were among the groups revealed significant differences. Discovered their specific differences and severity on concepts for groups of respondents with high, medium and low levels of stress, can in practical terms, to implement psycho program with a focus on a particular manifestation of suicidality in adolescents.

Key words: adolescence, social values, stress, stress, suicidal, suicidal manifestations, suicidal behavior.

Л.В. Зубова, д-р психол. наук, доц., зав. каф. общей психологии и психологии личности Оренбургского гос.

университета, г. Оренбург, E-mail: zubowa@yandex.ru; А.А. Харькова, преп. каф. общей психологии и

психологии личности Оренбургского гос. университета, г. Оренбург, Email: nochkangel@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СУИЦИДАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ*

В статье осуществлен анализ взаимосвязи суицидальных проявлений и стрессоустойчивости в подростковом возрасте. В исследовании сделан акцент на стрессоустойчивости личности подростка, как психоэмоциональной устойчивости на действие стресс-факторов. Целью работы стало изучение особенностей суицидальных проявлений на определенном уровне стрессоустойчивости. В результате кластеризации были определены три группы респондентов с повышенным, средним, низким уровнем стрессоустойчивости. На основании этого была выявлена группа респондентов с низкими показателями по стрессоустойчивости по параметрам: общий уровень стрессоустойчивости, самооценка стрессоустойчивости, предрасположенность к психосоматическим заболеваниям, деструктивные способы преодоления стрессов. По суицидальным концептам наиболее выраженным, во всех трех группах, выявлены концепты: аффективность, несостоятельность, социальный пессимизм, где между группами подростков были выявлены достоверные различия. Обнаруженные свои специфические отличия и выраженность по концептам для групп респондентов с высоким, средним и низким уровнем стрессоустойчивости, позволяют в практическом плане реализовать психокоррекционные программы с акцентом на ту или иную выраженность суицидальности у подростков.

Ключевые слова: подростковый возраст, социальные ценности, стрессовая ситуация, стрессоустойчи-вость, суицидальные тенденции, суицидальные проявления, суицидальное поведение.

В настоящее время проблема самоубийств приобретает актуальный характер, так как суицидальные попытки все чаще становятся острой формой поведения молодежи.

Анализ научной литературы показывает, что суицидальное поведение связывается с нарушением социальных ценностей и религиозного сознания (Э. Дюркгейм), с личностными психическими расстройствами (А.Е. Личко), с переадресацией агрессии внешнего мира на себя (З. Фрейд), с заниженной самооценкой (А. Адлер), с местью (агрессия, направленная вовне), виной (агрессия, направленная внутрь) и депрессией (желание умереть) (К. Меннингер), с душевной болью и социальной фрустрацией (Э. Шнейдман), с социально-психологической дезадаптацией (А.Г. Амбрумовой, В.А. Тихоненко, Л.Л. Бергельсон). Многие ученые сходятся во мнении, что суицид это реакция на воз-

никшую стрессовую ситуацию (Э. Шнейдман, А.Г. Амбрумова, Т. Г. Бохан и др.). Мы в нашем исследовании сделали акцент на стрессоустойчивости личности подростка, как психоэмоциональной устойчивости на действие стресс-факторов [1-4].

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов онтогенеза. Следует отметить, что не все подростки готовы к новым требованиям, которые предъявляет молодому человеку современное общество. Многие подростки не способны сделать самостоятельный выбор поведения и взять на себя ответственность за него, за свое будущее, и поэтому вынуждены прибегать к различным способам психологической защиты и стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций, что создает дополнительное эмоциональное напряжение (И.В. Дубровина, 1987, И.Ю. Кулагина, 1998). Проблема самодеструктив-

ного поведения, направленного на физическое уничтожение своего организма достаточна серьезна и требует интегративных психологических исследований скрытых причин, толкающих людей на самоубийство [5; 6].

Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать адекватные способы снятия напряжения, подростки зачастую не справляются с многочисленными проблемами, возникающими в этот период. Залогом эффективного преодоления трудных жизненных ситуаций является формирование и развитие стрес-соустойчивости личности. Именно поэтому мы в нашем исследовании связываем суицидальные проявления с уровнем развития стрессоустойчивости у подростка [3].

По мнению А.Г. Амбрумовой, в условиях стрессовой ситуации личность неодинаково перестраивают свою приспособительную тактику. Наиболее устойчивые из индивидов за счет пластичности и резервов сохраняют прежний общий уровень адаптации. Другая группа людей характеризуется временным снижением уровня, но без слома основных направлений адаптации, что влечет за собой суицидальное поведение [7; 8].

Д.С. Исаев характеризует суицидальное поведение как совокупность внутренних и внешних форм психических актов направленных на лишение себя жизни [9].

Внутренние формы суицидального поведения проявляются в суицидальных мыслях, искаженных представлениях о происходящих событиях, глубоких и длительных переживаниях; суицидальных замыслах и суицидальных намерениях. Внешние формы суицида это суицидальные проявления; суицидальные покушения и попытки.

Суицидальные мысли представлены пассивными размышлениями об отсутствии ценности, смысла жизни («жить не стоит», «счастья в жизни нет», «не живешь, а существуешь»), а также представлениями и фантазиями на тему своей смерти, но не лишения себя жизни («лучше умереть, чем так жить», «хочется заснуть и не проснуться»). В норме суицидальные мысли в виде представлений и переживаний бывают практически у всех людей при осознании неразрешимости какого-либо конфликта или психотравмирующего события, но они не переходят в суицидальные тенденции.

Суицидальные тенденции в виде замыслов и намерений характеризуются активными и серьезными размышлениями, разработкой плана совершения суицида, определение способов времени и места осуществления самоубийства. Во внешнем ведении возможны проявления побуждений к непосредственному осуществлению суицидального замысла. Следует отметить, что почти все суициденты в этот период высказывают в той или иной форме суицидальные намерения в виде намеков, причем около 12-15% делают это публично. Обычно открытые высказывания суицидальных замыслов воспринимаются окружающими демонстративно-шантажными и им вообще не придается долж-

ного внимания. Однако не стоит их недооценивать. В большинстве случаев, необходима консультация психолога [9; 10].

Суицидальные покушения или попытки выражаются в целенаправленном оперировании средствами лишения себя жизни с целью покончить самоубийством или с демонстративношантажные целями. Иногда попытки суицида не завершаются смертью по независящим от суицидиента причинам.

На наш взгляд, одной из очень важных задач в анализе суицидального поведения личности является наличие психодиагностического инструментария, который бы отвечал всем требованиям валидности и надежности при исследовании столь сложного социального явления. На современном этапе эта очень серьезная проблема, так как психологическая практика нуждается в инструментарии, который мог бы достаточно точно диагностировать варианты суицидального поведения у личности. Отсутствие должного инструментария затрудняет диагностику и своевременную профилактику данного феномена. В нашем исследовании мы использовали следующие психодиагностические методики: диагностика уровня стрессоустойчи-вости С. Коухена, Г. Виллиансона, тест на стрессоусточивость, опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разувае-вой [11; 12; 13; 5].

Целью нашего исследования является изучение особенностей суицидальных проявлений при определенном уровне и определенных значениях стрессоустойчивости.

В исследовании принимали участие 350 подростков 13-15 лет из них 130 мальчиков и 120 девочек вошедших в группу детей суицидального риска в г. Оренбурге и Оренбургской области. Обработка полученных эмпирических результатов проводилась с использованием ^критерия Стьюдента, X2 -критерия Пирсона при помощи статистического пакета SPSSStatistics 17.0.

С помощью методики самооценки стрессоустойчивости С. Коухена, Г. Виллиансона, теста на стрессоустойчивость были кластеризованы три группы респондентов с повышенным, средним, низким уровнем стрессоустойчивости. В группу с повышенными показателями по стрессоустойчивости вошли 58 подростков (1 группа) со средними значениями от 11,2 до 42,8; в группу с низкими показателями по стрессоустойчивости вошли 153 подростка (2 группа) со значениями от 24 до 110,3; в группу со средними показателя по стрессоустойчивости вошли 83 подростка (3 группа) со значениями от 20,6 до 75,2 (рис. 1).

Примечание:

1 шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять; 2 шкала определяет склонность все излишне усложнять, что может приводить к стрессам; 3 шкала предрасположенность к психосоматическим заболеваниям; 4 шкала определяет деструктивные способы преодоления стрессов; 5 шкала определяет конструктивные способы преодоления стрессов.

Из рисунка мы видим, что большая степень выраженности на низком уровне стрессоустойчивости по параметрам: общий уровень стрессоустойчивости, самооценка стрессоустойчивости, пред-расположеннотсть к психосоматическим заболеваниям, деструктивные способы преодоления стрессов преобладает во 2 группе, чем в 3 и 1 группах. Для респондентов 1 группы характерны повышенные результаты стрессоустойчиво-сти по параметрам, таким как самооценка стрессоустойчивости, конструктивные способы преодоления стрессов, низкие показатели по параметрам склонностей усложнять жизненные ситуации, использование деструктивных способов совладения со стрессами. Общий уровень стрессоустойчивости у данной группы находится на повышенном уровне.

Что касается 3 группы, то для нее характерен средний уровень стрессоу-стойчивости, так как по всем показателям группа имеет достаточно средний уровень выраженности, что свидетельствует об оптимальном уровне стрес-

120,0

100,0

80,0

60,0

40.0

20.0 0,0

110,4

42,

34,4

Л, 24,9 2Д5 27’5 24^^

22,1 1 33 9

23

0,3 20,

□ 1 группа

□ 2 группа

□ 3 группа

л* х*

і# ^ „і5^ .ей

Рис. 1. Средние значения по стрессоустойчивости для трех групп

Таблица 1

Уровень значимости различий по ^критерию Стьюдента

Параметры стрессоустойчивости ^критерий Стьюдента 1 и 2 группы ^критерий Стьюдента 1 и 3 группы ^критерий Стьюдента 2 и 3 группы

Самооценка стрессоустойчивости 13,3 16,65 15,75

1 шкала 7,05*** 9,61*** 10,39

2 шкала 4,62*** 6,08*** 8,46***

3 шкала 2,78** 3,49** 7***

4 шкала 2,84** 3,42** 8,71***

5 шкала 5,69*** 7,13*** 5,41 ***

Общий уровень стрессоустойчивости 5,8*** 7,31*** 26,26***

■ р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001

Таблица 2

Показатели выраженности суицидальных намерений по трем группам

Психодиагностический концепт Высокие значения Повышенные значения Низкие значения

Количество испытуемых (%)

1 гр. 2 гр. 3 гр. 1 гр. 2 гр. 3 гр. 1 гр. 2 гр. 3 гр.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Демонстративность 5,6 14,3 - 16,6 14,3 51,2 77,8 71,4 48,8

Аффективность 33,3 80,1 39,1 27,8 14,3 52,2 39,9 5,6 8,7

Уникальность 5,6 5,6 - 16,7 73 30,4 77,7 21,4 69,6

Несостоятельность 22,2 28,6 39,1 55,6 65,8 43,5 22,2 5,6 17,4

Социальный пессимизм 27,8 42,8 26,1 66,6 51,6 65,2 5,6 5,6 8,7

Слом культурных барьеров 11,1 - 8,7 - 14,3 8,7 88,9 85,7 82,6

Максимализм - 28,7 8,7 27,8 42,6 43,5 72,2 28,7 47,8

Временная перспектива - - 8,7 11,1 50 17,4 88,9 50 73,9

Антисуицидальный фактор 5,6 14,3 13 55,6 35,7 82,6 38,8 50 4,4

соустойчивости. У респондентов данной группы почти не проявляется предрасположенность к психосоматическим заболеваниям, и преобладают конструктивные способы преодоления стрессов. И наконец, следует обратить внимание, что по 2 группе выявлен низкий уровень стрессоустойчивости и ее самооценки. Для нее больше характерны повышенные реакции на трудности и обстоятельства, склонность все излишне усложнять, предрасположенность к психосоматическим заболеваниям, высокий уровень использования деструктивных способов преодоления стрессов, и низкий конструктивных.

Количественный и качественный анализ показал, что по параметрам стрессоустойчивости между эмпирически выделенными группами существуют статистически значимые различия. Достоверность различий была проверена с помощью ^крите-рия Стьюдента и наглядно представлена в таблице 1.

Далее нами были проанализированы данные, полученные по методике склонности к суицидальному риску Т.Н. Разуваевой для каждой из трех групп, которые представлены в таблице 2.

Приведенные данные таблицы 1 наглядно представлены на рис. 2.

Как видно из рис. 2, 33,3% респондентов 1 группы имеют высокие значения, 27,8% респондентов имеют повышенные значения по концепту аффективность. Следовательно, можно предположить, что у данных респондентов присутствует преобладание эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Реагирование на психотравмирующую ситуацию происходит в непосредственно эмоциональной сфере. В крайнем варианте может проявляться аффективная блокада интеллекта.

По концепту несостоятельность 22,2% респондентов этой группы имеют высокие значения, 55,6% респондентов имеют повышенные значения. Мы можем предположить, что у этого числа респондентов возможны проявления отрицательной концепции собственной личности, представлений о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, где формулой внутреннего диалога может выступать - «я - плохой».

По концепту социальный пессимизм 27,8% респондентов имеют высокие значения, 66,6% респондентов имеют повышенные значения. Это может свидетельствовать об отрицании концепции окружающего мира, восприятие мира как враждебного,

□ 1 группа

□ 2 группа

□ 3 группа

Рис. 2. Количественные показатели выраженности суицидальных намерений для трех групп

Примечание: I - высокий уровень суицидальных намерений; II - повышенный уровень суицидальных намерений; III - низкий уровень суицидальных намерений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружением, где формулой внутреннего диалога может выступать - «вы все недостойны меня».

Что касается 2 группы то видно, что по концепту аффек-тивность 80,1% респондентов имеют высокие значения, 14,3% респондентов имеют повышенные значения. Следовательно, можно предположить, что у данных респондентов 2 группы присутствует явное доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагирования на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте может проявляться аффективная блокада интеллекта.

По концепту социальный пессимизм 42,8% респондентов 2 группы имеют высокие значения, 51,6% респондентов данной группы имеют повышенные значения. Следовательно, мы можем говорить о том, что у респондентов присутствует отрицание концепции окружающего мира, восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружением, где формулой внутреннего диалога может выступать - «вы все недостойны меня».

По концепту несостоятельность 28,6% респондентов 2 группы имеют высокие значения, 65,8% респондентов данной группы имеют повышенные значения. Мы можем предположить, что у этого числа респондентов данной группы возможно проявление отрицательной концепции собственной личности, представлений о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, где формулой внутреннего диалога может выступать - «Я - плох».

По концепту временная перспектива 50% испытуемых имеет повышенные показатели, что может говорить о том, что данные респонденты сильно погружены в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.

Следует обратить внимание на то, что по концепту уникальность 5,6% респондентов 2 группы имеют высокие значения, 73% респондентов данной группы имеют повышенные значения. Соответственно мы можем предположить то, что эти респонденты воспринимают себя и возможно собственную жизнь в целом как явление исключительное, не похожего на другие, следователь-

но, подразумевающие исключительные варианты выхода из трудной жизненной ситуации, в частности повышен и риск выбора суицида.

Анализируя показатели 3 группы, мы отмечаем, что по концепту аффективность и несостоятельность 39,1% респондентов имеют в большей степени высокие и повышенные значения. Эти показатели говорят об отрицательной концепции собственной личности. Респонденты видят свою несостоятельность, некомпетентность, ненужность. По концепту антисуицидальный фактор 13% респондентов имеют высокие показатели, 82,6% респондентов имеют повышенные показатели. Подобный разброс значений позволяет уточнить, что данные респонденты понимают чувство ответственности за близких и чувство долга.

Количественный и качественный анализ показал, что по концептам несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров между эмпирически выделенными группами существуют статистически значимые различия (Таблица 3). Достоверность различий была проверена с помощью ^крите-рия Стьюдента. Нами найдены значимые различия у 1 группы и 2 группы по концептам «несостоятельность» ^=3,81;0,01), «социальный пессимизм» ^=4,67; 0,01), «слом культурных барьеров» ^=4,19; 0,01). Значимые различия были обнаружены у 1 группы и 3 группы по концептам «несостоятельность» ^=3,9;0,0 1), «социальный пессимизм» ^=5,49; 0,01), «слом культурных барьеров» ^=3,67; 0.01). Значимые различия были обнаружены у 2 группы и 3 группы по концептам «демонстративность» ^=3,65;0,01), «аффективность» ^=5.16;0,01), «уникальность» ^=3,21;0,01), «несостоятельность» ^=4.19;0,01), «социальный пессимизм» ^=6,83; 0,01), «слом культурных барьеров» ^=3,95; 0,01), «временная перспектива» ^=2,02; 0,5), «антисуицидальный фактор» ^=2.59; 0,5).

Следовательно, значимые различия у 1, 2, 3 групп обнаруживаются по трем психодиагностическим концептам: несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров. По концептам несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров между 1 группой и 2 группой, 1 группой и 3 группой, 3 группой и 2 группой существует достаточно высокие уровни статистической значимости различий (р<0,01). По концептам демонстративность, уникальность между 2 и 3 группой выявлен достаточно высокий уровень статистической значимости различий (р<0,01). По концептам временная перспектива

Таблица 3

Уровень значимости различий по опроснику суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) между группами по ^критерию Стьюдента

Психодиагностический концепт ^критерий Стьюдента 1 и 2 группы ^критерий Стьюдента 1 и 3 группы ^критерий Стьюдента 2 и 3 группы

Демонстративность 0,45 0,54 3,65**

Аффективность 1,22* 1,4* 5,16**

Уникальность -1,3 -1,4 3,21**

Несостоятельность 3,81** 3,9** 4,19**

Социальный пессимизм 4,67** 5,49** 6,83**

Слом культурных барьеров 4,19** 3,67** 3,95**

Максимализм -0,67 -0,94 0,88

Временная перспектива -0,79 -0,88 2,02*

Антисуицидальный фактор 0,47 0,65 2,59*

* - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001

Рис. 3. Качественные показатели по суицидальным концептам для трех групп

и антисуицидальный фактор между 2 и 3 группой выявлен низкий уровень статистической значимости различий (р<0,05). По концепту максимализм статистически значимых различий между группами обнаружено не было.

Далее нами были проанализированы средние значения по выраженности суицидальных концептов для трех групп (рис. 3) и осуществлен корреляционный анализ с параметрами стрес-соусточивости.

Что касается анализа средних значений по суицидальным концептам, то для респондентов 1 группы характерны повышенные значения по аффективности (сред.знач.=2,92), несостоятельности (сред.знач.=2,91) и социальному пессимизму (сред.-знач.=3,55).

Далее важно подчеркнуть обнаруженные статистически значимые корреляционные взаимосвязи по показателям стрессоу-стойчивости и суицидальным концептам в 1 группе.

Концепт демонтративность имеет прямую положительную корреляцию с показателем общего уровня стресса (0,505; р<0,05), самооценки стрессоустойчивости (0,55; р<0,05). Концепт аффективность имеет прямую положительную корреляцию

с повышенной реакцией на обстоятельства (0,545; р<0,05), со склонностью все излишне усложнять (0,507; р<0,05). Концепт уникальность имеет статистически прямую корреляцию с показателями общий уровень стресса (0,586; р<0,05) и предрасположенностью к психосоматическим заболеваниям (0,553; р<0,05). Концепт несостоятельность имеет статистически значимую положительную корреляцию с предрасположенностью к психосоматическим заболеваниям и отрицательную с самооценкой стрессоустойчивости (-0,515; р<0,05). Концепт слом культурных барьеров имеет отрицательную корреляцию с 1 шкалой (реакция на обстоятельства на которые мы не можем повлиять) (0,531; р<0,05). Концепт временная перспектива имеет статистически прямую корреляцию с самооценкой стрессоустойчивос-ти (0,532; р<0,05) и 3 шкалой (предрасположенность к психосоматическим заболеваниям) (0,678; р0,01)

Следовательно, мы можем сказать, что подростки данной группы дают оценку психотравмирующей ситуации эмоционально, воспринимая ее как сложную и неразрешимую. Подростки данной группы чувствуют свою ненужность и компетентность, за счет этого проявляется предрасположенность к психосома-

тическим заболеваниям и снижается самооценка собственной устойчивости в трудных ситуациях. Важно заметить, что не смотря на повышенные показатели по суицидальным концептам, обнаруженная корреляция антисуицидальный фактор с конструктивными способами преодоления стрессов (0,512; р 0,521; р<0,05), говорит, что у подростков снижен глобальный суицидальный риск за счет использования конструктивных способов преодоления стрессов.

Если обратить внимание на рис. 3, то для респондентов 2 группы характерны высокие значений по концептам аффек-тивность (сред.знач.=4,55), социальный пессимизм (сред. знач.=4,07), повышенные значения выявлены по концептам несостоятельность (сред.знач.=3,32), демонстративность (сред. знач.=2,82), уникальность (сред.знач.=2,55), временная перспектива (сред.знач.=2,97).

Корреляционный анализ во 2 группе показал следующие результаты. Концепт «Демонстративность» имеет прямую положительную корреляцию со склонностью все излишне усложнять (0,536; р<0,05). Концепт «Аффективность» имеет обратную отрицательную корреляцию с общим уровнем стрессоустойчивос-ти (-0,545; р<0,05). Концепт «Уникальность» имеет прямую положительную корреляцию с самооценкой стрессоустойчивости (0,602; р<0,05). Концепт «Несостоятельность» имеет прямую положительную корреляцию с психосоматическими заболеваниями (0,552; р<0,05), с реакцией на обстоятельства на которые не можем повлиять (0,592; р<0,05). Концепт «Социальный пессимизм» имеет прямую положительную корреляцию и показателем 4 шкалы (деструктивные способы преодоления стрессов) (0,570; р<0,05). Концепт «Максимализм» имеет статистически значимую обратную (отрицательную) корреляцию с деструктивными способами преодоления стрессов (-0,555; р<0,05).

Данные значения свидетельствуют о том, что подростки во 2 группе имеют высокие показатели по большинству суицидальных концептов. За счет повышенной эмоциональной реакции на стресс-фактор, уменьшается общий уровень стрессоустойчиво-сти. Подростки воспринимают мир как враждебный, чуждый, отделяя себя от него, используя деструктивные способы в стрессовых ситуациях. Подростки этой группы хотят привлечь к себе внимание со стороны окружающих, однако, они придают ситуации слишком мрачный и сложный характер.

Как видно из рис. 3 у респондентов 3 группы имеют повышенные значения по психодиагностическим концептам аффек-тивность (сред.знач.=3,25), несостоятельность (сред.знач.=3,58), социальный пессимизм (сред.знач.=3,65), антисуицидальный фактор (сред.знач.=3,47).

Можно проследить, что уменьшение у подростков ощущения несостоятельности и социального пессимизма ведет к увеличению общего уровня стрессоустойчивости (-0,505; р<0,05). А также с уменьшением социального пессимизма увеличивается самооценка стрессоустойчивости. У подростков данной группы обнаружилась положительная корреляция антисуицидального фактора (0,596; р<0,05) и отрицательная временной перспективы (-0,501; р<0,05) с конструктивными способами преодоления стрессов, что говорит о том, что подростки понимают ответственность перед близкими

Важно отметить, что в каждой их трех групп выявлены высокие и повышенные показатели по всем суицидальным концептам, что говорит о том, что существует суицидальный риск. На наш взгляд, важность данного исследования суицидальных проявлений заключается в выявлении лиц (даже если выборка имеет небольшой процент) с суицидальными склонностями и проведения своевременной психокоррекционной и профилактической работы.

Также обнаружились дополнительные категории факторов, касающиеся учебной деятельности, будущей профессии, предстоящих экзаменов. Негативные высказывании касались страхов, вины перед близкими, пессимистического взгляда на будущее и мир, оценивание жизни после смерти как положительного продолжения, началом другой жизни.

Осуществленный сравнительно-сопоставительный анализ взаимосвязи суицидальных проявлений у подростков с различным уровнем стрессоустойчивости обнаружил особенности суицидальных проявлений при определенной выраженности стрес-соустойчивости. Особенностями суицидальных проявлений с высоким уровнем стрессоустойчивости являются: аффектив-ность, несостоятельность, социальный пессимизм, со средней степенью выраженности остальные параметры суицидальных проявлений выражены слабо. Для подростков с низким уровнем стрессоустойчивости характерна наибольшая степень выраженности по суицидальным концептам, следовательно, мы можем говорить о повышенной склонности к суицидальному риску респондентов, не умеющих конструктивно преодолевать стрессовые ситуации. Данные результаты можно использовать при разработке коррекционно-развивающих программ по профилактике суицидальных проявлений в подростковом возрасте, учитывая индивидуальную неповторимость развития личности.

* Статья печатается при финансовой поддержке гранта РГНФ и Правительства Оренбургской области № 13-16-56009а

Библиографический список

1. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. - 1994. - № 1. - Т. 15.

2. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М., 1995.

3. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. - М., 1983.

4. Шнейдман, Э. Душа самоубийцы. - М., 2001.

5. Зубова, Л.В. О проблеме психологии асоциальной личности в современном российском обществе с позиции интегративного подхода // Вестник ОГУ. - 2013. № 2(151).

6. Франкл, В. Человек в поисках смысла / под ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - М., 1990.

7. Амбрумова, А.Г. Предупреждение самоубийств / А.Г. Амбрумова., С.В. Бородин, А.С. Михлин. - М., 1980.

8. Амбрумова, А.Г. Диагностика суицидального поведения./ А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко. - М., 1980.

9. Исаев, Д.С. Психология суицидального поведения. - Самара, 2000.

10. Кондратенко, В.Г. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.

11. Епанчинцева, Г.А. Интеграционные тенденции в развитии методов психологического исследования / Г.А. Епанчинцева, Т.Н. Козловская // Сибир. психол. журн. - 2011. - № 39.

12. Епанчинцева, Г.А. Развивающая психологическая диагностика саморазвития и самоорганизации личности / Г.А. Епанчинцева, Т.Н. Козловская. - Germany, 2012.

13. Зубова, Л.В. Информационно-когнитивный подход к методологии генезиса асоциальной личности: монография. - М., 2010.

Bibliography

1. Ancihferova, L.I. Lichnostj v trudnihkh zhiznennihkh usloviyakh: pereosmihslenie, preobrazovanie situaciyj i psikhologicheskaya zathita // Psikhol. zhurn. - 1994. - № 1. - T. 15.

2. Bodrov, V.A. Psikhologicheskiyj stress: razvitie ucheniya i sovremennoe sostoyanie problemih. - M., 1995.

3. Kitaev-Smihk, L.A. Psikhologiya stressa. - M., 1983.

4. Shneyjdman, Eh. Dusha samoubiyjcih. - M., 2001.

5. Zubova, L.V. O probleme psikhologii asocialjnoyj lichnosti v sovremennom rossiyjskom obthestve s pozicii integrativnogo podkhoda // Vestnik OGU. - 2013. № 2(151).

6. Frankl, V. Chelovek v poiskakh smihsla / pod red. L.Ya. Gozmana, D.A. Leontjeva. - M., 1990.

7. Ambrumova, A.G. Preduprezhdenie samoubiyjstv / A.G. Ambrumova., S.V. Borodin, A.S. Mikhlin. - M., 1980.

8. Ambrumova, A.G. Diagnostika suicidaljnogo povedeniya./ A.G. Ambrumova, V.A. Tikhonenko. - M., 1980.

9. Isaev, D.S. Psikhologiya suicidaljnogo povedeniya. - Samara, 2000.

10. Kondratenko, V.G. Deviantnoe povedenie u podrostkov. - Minsk, 1988.

11. Epanchinceva, G.A. Integracionnihe tendencii v razvitii metodov psikhologicheskogo issledovaniya / G.A. Epanchinceva, T.N. Kozlovskaya // Sibir. psikhol. zhurn. - 2011. - № 39.

12. Epanchinceva, G.A. Razvivayuthaya psikhologicheskaya diagnostika samorazvitiya i samoorganizacii lichnosti / G.A. Epanchinceva, T.N. Kozlovskaya. - Germany, 2012.

13. Zubova, L.V. Informacionno-kognitivnihyj podkhod k metodologii genezisa asocialjnoyj lichnosti: monografiya. - M., 2010.

Статья поступила в редакцию 16.07.13

УДК 372.853

Baskov S. V. FORMATION AT STUDENTS OF ABILITY TO INFORMATION AND INFORMATIVE ACTIVITY WHEN TRAINING IN PHYSICS. This paper proves need of development of abilities of students to information and informative activity and changes of structure of activity of students in educational process in the conditions of transition to a new stage development of informatization society.

Key words: abilities, information and informative activities, society informatization, information sources.

С.В. Басков, аспирант Челябинского гос. педагогического университета, г. Пласт, E-mail: baskovs v@m ail. ru

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ СПОСОБНОСТИ К ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

В работе обоснована необходимость развития способностей учащихся к информационно-познавательной деятельности и изменения структуры деятельности учащихся в учебном процессе в условиях перехода на новый этап развития информатизации общества.

Ключевые слова: способности, информационно-познавательная деятельность, информатизация общества, информационные источники.

Динамичность обновления содержания информации в XXI веке показывает, что информация содержит в различных формах новые знания, без усвоения которых немыслима подготовка специалистов завтрашнего дня. В XXI веке процесс усвоения информации, развития знаний, умений и навыков учащихся и студентов кардинально отличается от того, как он осуществлялся десятилетием ранее, поскольку сейчас он протекает в динамике резко изменяющихся условий среды и требований, предъявляемых современным информационным обществом. Приведем факты, подтверждающие наличие этих отличий:

• в начале XXI века наблюдается явление информационного резонанса;

• осуществляется информатизация общества и всех сфер человеческой деятельности;

• увеличение объема информации привело к сокращению времени на изучение учебного материала в школьной программе;

• развитие новых информационных технологий способствовало созданию быстрых способов поиска информации;

• появление новых источников информации;

• идет научно-информационный прогресс;

• все меньше учащихся, студентов учебных заведений обращаются за помощью к основному источнику информации XX века - книге;

• на протяжении 2000-2013 годов наблюдается резкий спад в уровне естественнонаучных знаний учащихся, читательской грамотности и т.д.

Данные отличия показывают положительные и отрицательные аспекты влияния информатизации образования на качество подготовки выпускников. Сам специалист в условиях информатизации общества должен постоянно саморазвиваться, а это возможно только тогда, когда в процессе подготовки (обучения) он будет развивать способности к информационно-познавательной деятельности, которые впоследствии преобразуются в умения и компетенции. Запущенный процесс модернизации системы образования с использованием системно-деятельностного и ком-петентностного подходов, дает понять, что в условиях протекания информатизации общества необходимо менять сам процесс обучения. Логично, что насыщение образовательного процесса информационными ресурсами раскрывает возможности широкого спектра профессионального личностного самоопределения и высокий уровень образовательной и научно-исследовательской деятельности. Следует заметить, что в реальности мы получаем жесткое противоречие, заключающееся в отсутствии активной субъектной позиции в образовательном процессе - современная система образования не может развить способности

учащихся продуктивно перерабатывать информацию для установления точки опоры своего личностно-профессионального развития. До сих пор учащиеся используют технологии сети Интернет для создания презентаций, подготовки рефератов, содержание и суть которых не сохраняется в их сознании. Они успешно используют поиск информации, находят ее, но не перерабатывают и не воспринимают. С.И. Гессен писал о том, что само обучение «...заключается не в том, чтобы сделать человека умнее, но в том, чтобы сделать его ум культурнее», важно понимать, что в процессе обучения ребенок открывает для себя новые знания, изученные ранее старшими поколениями, и постепенно раздвигает границы своего опыта [1]. Накапливание опыта приводит к формированию специфических способностей человека, которые позволяют развивать ему те области познания, как в интеллектуальном, так и в материальном плане, к которым он проявляет повышенный интерес.

Развитие способностей человека осуществлять деятельность связано с тем, как реализуется деятельностный подход в процессе обучения. Долгое время школа находилась на позиции «знаниевого» подхода, при котором основной задачей образования считалось формирование у обучаемых прочных систематизированных знаний, умения и навыки выступали второстепенными компонентами. Знаниевый и владениевый компоненты, рассмотренные в ФГОС нового поколения, указывают на то, что знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Принцип «знать» - значит выполнять действия, связанные с некоторыми знаниями, то есть познавать новое в процессе выполнения каких-либо действий [2]. Следует заметить, что в условиях перехода общества на новый уровень информационного взаимодействия должна осуществляться информационно-познавательная деятельность, являющаяся ключевой в развитии информационного общества.

Для информационного общества характерны следующие признаки:

• увеличение роли информации и информационных технологий в жизни общества;

• возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг;

• создание информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие.

Данные признаки нацеливают само общество на необходимость замены экономической структуры, основанной на тяжелой промышленности, структурой базирующейся на наукоемких отраслях человеческой деятельности, широкое использование достижений мировой науки и техники, развитие интеллекта - все это лежит на плечах «способного» будущего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.