Научная статья на тему 'Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте'

Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4964
701
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СУИЦИДАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СУИЦИДАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / TEENAGER / SUICIDE / SUICIDAL BEHAVIOR / SUICIDAL ACTIONS / SUICIDAL TENDENCIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шиляева Ирина Фаритовна, Астахова Анастасия Владимировна

В статье анализируются особенности и причины суицидального поведения в подростковом возрасте. В ходе исследования выявлены особенности самооценки и склонности к рискованному поведению у подростков. С учетом полученных результатов отмечается важность формирования антисуицидальных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SUICIDAL BEHAVIOR IN ADOLESCENCE

The article analyzes the peculiarities and causes of suicide behavior in adolescence. The study revealed the features of self-assessment and a tendency to risky behavior in adolescents. Taking into account the results obtained, the importance of the formation of anti-suicidal factors is noted.

Текст научной работы на тему «Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте»

Шиляева И. Ф., Астахова А. В. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 1 (79). С. 148-152.

Shilyaeva I. F., Astakhova A. V. Features of suicidal behavior in adolescence. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 1 (79). Pp. 148-152. (In Russ.).

УДК 159.9.07

И. Ф. Шиляева, А. В. Астахова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия

ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Шиляева Ирина Фаритовна - кандидат философских наук, доцент кафедры прикладной психологии и девиантологии.

E-mail: if2610@mail.ru

Астахова Анастасия Владимировна - студентка факультета психологии (специальность «Педагогика и психология девиантного поведения»).

E-mail: nastyaastahova8897@bk.ru

В статье анализируются особенности и причины суицидального поведения в подростковом возрасте. В ходе исследования выявлены особенности самооценки и склонности к рискованному поведению у подростков. С учетом полученных результатов отмечается важность формирования антисуицидальных факторов.

Ключевые слова: подросток, суицид, суицидальное поведение, суицидальные действия, суицидальные тенденции.

I. F. Shilyaeva, A. V. Astakhova

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia

FEATURES OF SUICIDAL BEHAVIOR IN ADOLESCENCE

Shilyaeva Irina Faritovna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Applied Psychology and Deviantology.

E-mail: if2610@mail.ru

Astakhova Anastasiya Vladimirovna - Student of the Faculty of Psychology ("Pedagogy and psychology of deviant behavior").

E-mail: nastyaastahova8897@bk.ru

The article analyzes the peculiarities and causes of suicide behavior in adolescence. The study revealed the features of self-assessment and a tendency to risky behavior in adolescents. Taking into account the results obtained, the importance of the formation of anti-suicidal factors is noted.

Key words: teenager, suicide, suicidal behavior, suicidal actions, suicidal tendencies.

© Шиляева И. Ф., Астахова А. В., 2018

Одной из самых важных форм девиантности выступает суицидальное поведение. Данный термин происходит от латинского sui caedo - «себя убивать». В настоящее время под суицидальным поведением понимают осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям [2].

Сегодня суицидальное поведение является глобальной общественной проблемой и рассматривается как ведущая причина смерти практически во всех странах мира. По официальной статистике каждый год в мире кончают жизнь самоубийством 1,1 млн человек. В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры, считается, что ежегодно кончают собой более 4 млн человек. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения по количеству подростковых суицидов среди детей в возрасте от пятнадцати до девятнадцати лет Россия занимает одно из первых мест [4].

Подростковый возраст полон противоречий, поэтому очень легко в этот период подпасть под воздействие каких-либо внешних воздействий. На поведение подростка оказывают влияние складывающаяся «система отношений», особенности взаимоотношений с учителями, положение в классе, психологическая атмосфера в школе, отношение учащихся к обучению, классу, самой школе, сверстникам, своему будущему, жизненные цели [1].

Причины возникновения девиантного поведения у всех «трудных» подростков, как правило, похожи:

1. Оценка телесного развития. Сильные и мужественные подростки почти не нуждаются в попытке заслужить доверие окружающих. Слабые, худые и низкие мальчики, наоборот, постоянно вынуждены доказывать окружающим свою состоятельность, пытаются выделиться, порой за счет очень сомнительных поступков.

2. Половое созревание сопровождается всплеском гормонов, которые приводят к вспыльчивости, агрессивности, непослушанию и т. п.

3. Несоответствие уровня и темпа развития личности. Ощущение взрослости и вседозволенности у подростков неизбежно сталкивается с непониманием их стремлений и притязаний со стороны взрослых.

Дети резко отрицательно реагируют на критику взрослых. Поведение подростка почти всегда неустойчиво и может с обычного плохого настроения перейти в аффективное состояние [5]. С позиции самого подростка поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, считается «нормальным», отражает стремление к приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности, развитию человеческого общества. С этих позиций отклоняющееся поведение естественно и необходимо. Неслучайно X. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением [7].

На разных этапах подросткового возраста - раннем (12-14 лет), среднем (15-16 лет) и старшем (17-18 лет) - существуют свои особенности формирования и проявления суицидального поведения, связанные со спецификой физиологии, психологии, личностными и поведенческими индивидуальными качествами.

В младшем подростковом возрасте суицидальные проявления, как правило, не планируются заранее, попытки самоубийства совершаются при помощи первых попавшихся под руку средств в ситуациях угрозы наказания. У этой группы подростков покушения на самоубийство не имеют тяжелых медицинских последствий. Это не истинное стремление к смерти, а желание избежать конфликта, устраниться от трудной ситуации [1].

В средней возрастной группе суицидальные проявления характеризуются демонстративными самоповреждениями, попытками, цель которых - отомстить обидчику, наказать окружающих. Имеют место частые попытки суицида в состоянии аффективного напряжения, в кульминационные моменты конфликта. Медицинские последствия таких покушений нередко бывают тяжелыми. Для подростков данной возрастной группы характерны приступы раздражительности и злобности, эмоциональной неустойчивости, жажда чувственных (сенсорных) переживаний в сочетании с бедностью интересов, ограниченностью кругозора, неадекватным реагированием на различные ситуации обмана, крушения надежд, неудачи. Такие подростки еще неустойчивы к стрессам, практически не владеют навыком самоконтроля.

Чем меньше возраст, тем ярче обнаруживается агрессивная направленность в психологической структуре суицидального поведения. По мнению большинства исследователей, наиболее суицидогенны те семьи, которые внешне благополучны, но внутри имеют скрытые конфликты. Семьи с асоциальной направленностью способствуют адаптации ребенка в такой же среде, играя роль защитных механизмов. Для младшего пубертата наиболее суицидоопасны внутрисемейные конфликты, для среднего и старшего - конфликты со сверстниками и в школе [1].

Несмотря на ряд различий этапов подросткового возраста, можно выделить характерные для подростков особенности проявления суицидальных наклонностей [2]:

• у подростков нет по настоящему осмысленной картины смерти. Взрослый человек осознает, что смерть - это конец жизни, а подросток до конца не понимает этого, для него это в какой-то мере виртуальная игра;

• причина самоубийства в подростковом возрасте может быть на первый взгляд незначительной, пустяковой или даже случайной;

• у подростков могут отсутствовать стадии, предшествующие собственно суициду, т. е. идеи и намерения;

• подростку очень трудно вербализовать (объяснить), что с ним происходит, описать свое состояние или проблему;

• для подростка нередко страшнее жить в той реальности, которая у него есть, нежели умереть;

• подростковый суицид - чаще всего крик о помощи, попытка обратить на себя внимание, попытка решить свои проблемы «по-взрослому».

Рассматривая проблему суицидов, можно сказать, что это явление есть крайняя форма отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. Социально-психологические факторы играют решающую роль в стимуляции всех видов суицидального поведения. Среди них на первом месте оказываются факторы дезадаптации, связанные с нарушением социализации, когда статус не соответствует уровню притязаний.

Разрушение семейного уклада отмечают практически все отечественные ученые, исследовавшие проблему детского суицида. Поэтому одним из главных факторов суицидального поведения в подростковом возрасте называют неблагоприятную семейную обстановку [3]:

• ситуация длительного конфликта в семье или ситуация развода родителей. Подростку нелегко выдерживать ситуацию, когда каждый из родителей «гнет свою линию»;

• утрата значимой привязанности, например смерть матери или любимого человека, для ребенка становится нелегким испытанием;

• отсутствие в семье «значимого взрослого». В этой ситуации проявляется социальная и психологическая изолированность подростка.

Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком на то, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти.

Неоднозначность личностного смысла суицидального поведения подростков очевидна и в общем виде может быть представлена следующими типами [1]:

1. «Протестные» формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта, когда объективное его звено враждебно или агрессивно по отношению к субъекту, а смысл суицида заключается в отрицательном воздействии на объективное звено. Месть - это конкретная форма протеста, нанесение конкретного ущерба враждебному окружению. Данные формы поведения предполагают наличие высокой самооценки и самоценности, активную или агрессивную позицию личности с функционированием механизма трансформации гетероагрессии в аутоагрессию.

2. Смысл суицидального поведения типа «призыв» состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция личности менее активна.

3. При суицидах «избежания» (наказания или страдания) суть конфликта заключается в угрозе личностному или биологическому существованию, которой противостоит высокая самоценность. Смысл суицида заключается в избегании непереносимости наличной угрозы путем самоустранения.

4. «Самонаказание» можно определить как «протест во внутреннем плане личности»; конфликт по преимуществу внутренний при своеобразном расщеплении «я», интериориза-ции и сосуществовании двух ролей: я-судьи и я-подсудимого. Причем смысл суицидов самонаказания имеет несколько разные оттенки в случаях «уничтожения в себе врага» (так сказать, «от судьи», «сверху») и «искупления вины» («от подсудимого», «снизу»).

5. Если в предыдущих четырех типах цель суицида и мотив деятельности не совпадали, что давало основания квалифицировать суицидальное поведение как действие, то при суицидах «отказа» обнаружить заметное расхождение цели и мотива не удается. Иначе говоря, мотивом является отказ от существования, а целью - лишение себя жизни [1].

Формирование суицидального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит и от особенностей личности суицидента. Важнейшей особенностью подростков является их постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Но самооценка подростков очень противоречива, недостаточно целостна, что может привести к множеству немотивированных поступков, в том числе к суициду.

В связи с этим нами проведено исследование, направленное на определение того, насколько особенности самооценки влияют на склонность к рискованному поведению подростков. В исследовании приняли участие шестьдесят подростков пятнадцати - шестнадцати лет.

Анализ результатов исследования самооценки у подростков по методике Р. В. Овча-ровой показал, что заниженная самооценка характерна для 50,0 % подростков, это, в свою очередь, свидетельствует о том, что многие подростки не верят в себя, в свои возможности, стараются быть незаметными. 34,4 % подростков имеют адекватную самооценку. Для 15,6 % испытуемых характерна завышенная самооценка. Слишком высокая самооценка может привести к переоценке своих возможностей. В результате этого у подростка возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного «отвержения», подросток может замкнуться в себе, озлобиться, часто это проявляется в еще большем высокомерии по отношению к окружающим. Таким образом, происходит разрушение межличностных отношений, и возникают внешние конфликты.

Анализ склонности к риску как черты характера имеет большое значение для психологического прогнозирования процессов принятия решения в ситуации неопределенности.

Склонность к риску определялась по методике А. Г. Шмелева. Анализ данных позволил получить показатель величины склонности к риску как черты характера и выделить у испытуемых следующие уровни склонности к риску. У большинства подростков (68,53 %) преобладает высокий уровень склонности к риску, у четверти подростков (25,00 %) выявлен средний уровень к риску, и только 6,47 % испытуемых показали низкий уровень склонности к риску. Для нас важно было посмотреть, насколько особенности самооценки и склонность к риску взаимосвязаны у подростков. В ходе анализа обнаружена статистически значимая корреляционная связь между уровнем самооценки и уровнем склонности к риску у подростков (rs = 0,372). Можно сказать, что подросток рискует и экспериментирует для того, чтобы лучше себя узнать, попробовать разные стили жизни, показать окружению, что он становится взрослым, повысить степень самостоятельности.

В заключение отметим, что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые. Жизнь подростка зависит от сформированных у него положительных установок. Его жизненная позиция и психологические особенности формируются благодаря антисуицидальным факторам, которые способствуют предотвращению душевных переживаний и препятствуют осуществлению суицидальных намерений [2]. Такими антисуицидальными факторами могут быть [1]:

• эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

• выраженное чувство долга, обязательность;

• концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

• учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих;

• представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;

• убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

• наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

• наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

• психологическая гибкость и адаптированность;

• проявление интереса к жизни, наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

• привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;

• уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

• планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;

• негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер [1].

Библиографический список

1. Алимова М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Баранул, 2014.

2. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения. М., 1980.

3. Антонова А. А., Бачило Е. В., Барыльник Ю. Б. Факторы риска развития суицидального поведения // Саратовский научно-медицинский журнал. 2012. № 2. Т. 8. С. 403-409.

4. Евсеев А. А. Статистический анализ тенденций и факторов суицидального поведения // Статистика и экономика. 2012. № 6-2. С. 86-90.

5. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). М., 2004.

6. Положий Б. С., Панченко Е. А. Суициды у детей и подростков в России: современная ситуация и пути ее нормализации [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: науч. сетев. журн. 2012. № 2. URL: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer16.php (дата обращения: 28.03.2018).

7. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.