ПСИХОЛОГИЯ Грачева А.В., Бажинова А.А.
ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: подросток, суицид, суицидальное поведение, конфликт.
Аннотация: суицидальное поведение во многом зависит от многих факторов: возраст, социальное окружение. Но именно особенности подросткового периода развития определяют суицидальное поведение личности и последствия этого поведения, как для самого человека, так и для всего общества.
Key words: adolescent, suicide, suicidal behavior, conflict.
Abstract: Suicidal behavior is largely depends on many factors: age, social environment. But the peculiarities of the teenage period of development determine the suicidal behaviour of the individual and the consequences of this behavior, both for the individual and for society.
Одна из актуальных проблем современного общества - совершение суицидов среди молодого поколения. В основном - это старшеклассники.
Проблемами подростковых суицидов занимались такие психологи как А.Г. Амбрумова, С.В. Бородин, А.С. Михлин, Ю. М. Бубнов, Н. В. Ярощенко и др.
Суицид - это акт самоубийства, совершаемый в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Это осознанный акт самоустранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых их собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл [1].
На разных этапах подросткового возраста — раннем (12-14 лет), среднем (15-16 лет) и старшем (17-18 лет) существуют свои особенности формирования и проявления суицидального поведения, которые связанны со спецификой физиологии, психологии, личностными и поведенческими индивидуальными качествами.
А.Е. Личко считал, что суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным.
Е. Шир различает суицидальное поведение подростков:
-неодолимое - характеризуется преобладанием выраженного
аутоагрессивного компонента;
-преднамеренное - отличается тем, что суицид тщательно и расчетливо планируется в отношении времени, места и способа совершения;
-импульсивное - характеризуется внезапностью; -амбивалентное - осуществляется аутоагрессивный компонент и поведение, ориентированное на окружающих, а также амбивалентность в отношении способа самоубийства [5].
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, самоубийства привели в 2010 г. к 814000 смертельных исходов, из которых около 20% пришлось на подростковый возраст [6].
За последние десятилетия во всем мире наблюдается настоящая эпидемия суицидов. Ежегодно совершают самоубийство, по разным данным, от 40 до 60 тысяч человек. Оценивая показатели, наша страна находится в состоянии чрезвычайной ситуации. В России в течение длительного периода показатель самоубийств существенно превышает установленный «критический уровень» - 20 случаев на 100 тысяч населения в год.
В настоящее время Россия находится на четвертом месте по общему количеству самоубийств (почти 32 тыс. смертельных случаев за 2014 год). Выше показатель только в Индии (около 258 тыс.), Китае (около 120 тыс.) и США (около 43 тыс.) [4].
Так же по данным регионарного бюро Всемирной Организации Здравоохранения, количество самоубийств среди лиц в возрасте 11-16 лет в последнее десятилетие увеличилось в 2 раза [3].
Суицидальное поведение у подростков объясняется тем, что в этом возрасте за недостатком жизненного опыта, они не в состоянии правильно определить цель своей жизни. Однако суицидальное поведение может быть вызвано несколькими одновременно действующими мотивами, образующими систему мотивации действий и поступков человека. Движущей жизненной силой человека, определяющей его активность является цель. Цель может меняться, формироваться в процессе жизни, но она обязательно должна быть, иначе жизнь становится бесперспективной.
Основной причиной суицидальных действий подростков в 26% случаев явились болезненные состояния (психозы - 10%, пограничные состояния - 15%, соматические заболевания - 1%), в 12% - трудная семейная ситуация, в 18% - сложная романтическая ситуация, в 15% -нездоровые отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах, в 8% - нездоровые отношения со взрослыми, в 7% - боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение, в 5% -
пьянство и употребление наркотиков и в 9% - прочие, в том числе и невыясненные, причины.
У молодых людей причины суицидального поведения распределяются между любовными конфликтами, конфликтами с родителями и неприятностями в школе.
Самый опасный возраст завершенных суицидов - 14-15 лет. Самоубийства подростков чаще осуществляются в темное время суток, в период уединенности, что свидетельствует об истинности их суицидальных намерений. Девушками в 3 раза чаще совершаются демонстративно-шантажные суициды, а юношами - истинные.
Очень часто мелкие неприятности, на которые взрослый человек не обратит внимания, могут восприниматься подростком как трагичные и стать причиной суицида. Этот фактор затрудняет работу по выявлению личностных особенностей подростков-суицидентов. Типичные черты, присущие подросткам, являются факторами риска для взрослых людей. Личностной особенностью подростков, способствующих формированию суицидального поведения необходимо отметить характерную для этого возраста двойственность ощущения своего места в мире. С одной стороны, подросток уже не ребенок - у него «взрослые» желания, интересы, а с другой -абсолютная бесправность и полная зависимость от семьи. Сам подросток уже ощущает себя полноценным взрослым человеком, а родители, учителя и значимые взрослые, признавать его таковым не хотят. Это переживается очень болезненно.
Причиной суицида подростка, чаще, является длительная конфликтная ситуация в семье. В данном виде семьи преобладает давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию самостоятельности в принятии решений. В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Одним из важных и сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Когда отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, тогда в этом случае формируются защитные механизмы. Они предохраняют подростка от суицидального поведения. Для подростков с высоким уровнем суицидального риска характерно отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на близкого и взрослого.
Школьные причины суицидального поведения связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. В школе формируются
важные социальные запросы подростка. Потребность в самоуважении, потребность в положительной оценке значимых для него взрослых, потребность в общении. Мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе [2].
Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека. В этом возрасте отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, воспринимается как утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.
Важнейшей задачей профилактики суицидального поведения является выделение группы риска. Классификация контингента детей и подростков с высокой вероятностью суицидального поведения. Она включает в себя почти все варианты суицидоопасных состояний, наблюдающихся у взрослых. Существует ряд дополнительных, свойственных для данной возрастной категории, групп с высоким риском суицида:
1. Дети и подростки, перенесшие в раннем возрасте травмы черепа или мозговые инфекции с дальнейшей хорошей компенсацией состояния.
2. Дети и подростки с различными формами дисгармоничного развития- это бурные проявления .
3. Дети и подростки с тенденцией к комплексированию различных видов девиаций поведения по типу цепочки. На одном из этапов этой «цепочки» антидисциплинарные, аморальные формы поведения преобразуются в асоциальные и антисоциальные.
4. Подростки, отличающиеся высоконравственными устоями и тенденциями к идеализации чувства любви и сексуальных отношений. Своеобразное воспитание, отсутствие жизненного опыта, «книжное» восприятие действительности при столкновении с реальностью порождает у них депрессивные реакции.
Одной из основных причин суицидального поведения является потеря смысла жизни. Средства массой информации, в том числе Интернет, вводят подростка в хаос существующих ценностей жизни, ориентируя его на ложные пути в любви, семейных отношениях, счастье, дружбе. Семья, как институт общества, в настоящее время теряет свою ценность. Подросток не обратится со своими проблемами к семье, которая зарабатывает деньги и не успевает заниматься воспитанием и проблемами детей. В связи с этим, в последнее время
участились случаи подростковых самоубийств в крупных городах и мегаполисах.
В настоящий момент необходимо как можно больше внимания уделять воспитанию личности подростка.
Список литературы
1. Акопов Г. В. Методы профилактики суицидального поведения. -Самара-Ульяновск, 2005.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.: Прогресс-Универс, 2005.
3. Бородин С. В., Михлин А. С. Мотивы и причины самоубийств/Актуальность проблемы суицидологи. - М.: Изд-во Московского НИИ психиатрии, 2008.
4. Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2009.
5. Гилинский Я. И., Юнацкевич П. И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологи. - СПб.: Медицинская пресса, 2009.
6. Самохвал В.Г. Особенности деструктивного поведения в молодежной среде // Территория науки. 2015. № 3. С. 42-44.
Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
КОМАНДИРОВ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и
Ю.А. Гагарина
Ключевые слова: психическое здоровье, высшее образование, военнослужащие, педагогика, психология.
Keywords: mental health, higher education, the military, education, psychology.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы по выявлению факторов, влияющих на психическое состояние военнослужащих и определение наиболее результативных методов, способствующих укреплению и сохранению их здоровья.