Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МОТОЦИКЛЕТНОЙ ТРАВМЫ'

ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МОТОЦИКЛЕТНОЙ ТРАВМЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
634
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТОЦИКЛЕТНАЯ ТРАВМА / МОТОЦИКЛ / ПОСТРАДАВШИЙ / СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Жерновой Михаил Геннадиевич, Журбенко Алексей Михайлович, Попов Алексей Михайлович

Показана проблематика особенностей проведения судебно-медицинской экспертизы мотоциклетной травмы. Актуальность данной тематики обусловлена значительным процентом травматизма и летальности при дорожно-транспортных происшествиях с участием объектов мотоциклетного транспорта. Это объясняется высокой скоростью движения мотоциклетного транспорта и малой защищенностью лица, управляющего мотоциклом, внешними контурами мототранспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Жерновой Михаил Геннадиевич, Журбенко Алексей Михайлович, Попов Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORENSIC MEDICAL EXAMINATION OF MOTORCYCLE INJURIES

The article discusses the the peculiarities of conducting a forensic medical examination of an automobile injury. The relevance of this topic is associated with a high percentage of injuries and fatalities in road accidents, which, according to statistics, occupy one of the leading places among the causes of death. This is due to a sharp increase in the number of vehicles traveling on highways around the world, in particular, in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МОТОЦИКЛЕТНОЙ ТРАВМЫ»

УДК 343.9

DOI: 10.17277^^.2021.01^.091-096

Показана проблематика особенностей проведения судебно-медицинской экспертизы мотоциклетной травмы. Актуальность данной тематики обусловлена значительным процентом травматизма и летальности при дорожно-транспортных происшествиях с участием объектов мотоциклетного транспорта. Это объясняется высокой скоростью движения мотоциклетного транспорта и малой защищенностью лица, управляющего мотоциклом, внешними контурами мототранспорта.

Ключевые слова: мотоциклетная травма; мотоцикл; повреждение; пострадавший; судебно-медицинская экспертиза.

Михаил Геннадиевич Жерновой, канд. мед. наук, преподаватель, кафедра криминалистики, ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина», Белгород, Россия;

Mihail_Zhernovoy@mail.ru

Алексей Михайлович Журбенко, канд. экон. наук, старший преподаватель, кафедра криминалистики, ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина», Белгород, России;

Zhurbenkoal@yandex.ru

Алексей Михайлович Попов, канд. юрид. наук, доцент, кафедра криминалистики, ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации», Москва, Россия;

pamtambov@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МОТОЦИКЛЕТНОЙ ТРАВМЫ

Актуальность. Во всем мире в целом и в Российской Федерации в частности травматизм является одной из основных причин гибели и ин-валидизации людей. Особенно велик риск травматизации при эксплуатации объектов транспорта, а применительно к такому виду транспорта, как мотоциклетный, процент вероятности получить повреждения значительно возрастает. Это объясняется следующими факторами: малозащищенность водителя и пассажиров мотоциклетного транспорта в связи с его конструктивными особенностями; неустойчивость мотоциклов (особенно двухколесных) на трассе; высокая скорость мотоцикла при сравнительно небольшой массе. При экспертизе мотоциклетной травмы необходимо учитывать ряд ее особенностей по сравнению с другими объектами транспорта (например, с автомобилем): мототравма имеет сезонность (весенне-осенний период); пострадавшие - в основном люди молодого возраста; при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) всегда страдают и водитель, и пассажир.

Согласно статистике в ДТП с участием мотоциклетного транспорта в большинстве случаев попадают молодые люди в возрасте от 18

до 25 лет. В возрастном диапазоне от 25 до 30 лет количество аварий с участием мотоциклистов снижается почти вдвое, а после 30 лет вновь возрастает. Это связано не столько с возрастными критериями, сколько с потребительскими запросами: в юном возрасте мотоцикл приобретается как первое средство передвижения ввиду его более низкой стоимости, по сравнению с автомобилем, а в зрелом возрасте, как правило, он является дополнением к уже имеющемуся во владении автомобилю. Около 90 % всех аварий с участием мотоциклетного транспорта происходят с мотоциклами типа «спортбайк» и «неоклассик», реже с мотоциклами типа «кастом» и «туризм», еще реже с участием скутеров. Единичными являются случаи попадания в ДТП мотоциклов типа «эндуро»; 2/3 от общего числа ДТП происходят с участием мотоциклетного транспорта в результате столкновения с другими объектами транспорта, 1/3 по иным причинам (техническое состояние узлов и агрегатов мототранспорта, состояние дорожного полотна, навыки управления мотоциклом).

До начала дальнейшего более углубленного изучения проблематики экспертизы, в частности судебно-медицинской, необходимо определиться с вопросом о том, что отнести к объектам мотоциклетного транспорта и дать общее понятие мотоциклетной травмы. Итак, под мотоциклетной травмой принято понимать совокупность повреждений на теле субъектов, эксплуатирующих мототранспорт, или на теле пешеходов, получивших травмы в результате столкновения с ними мотоцикла. К объектам мотоциклетного транспорта принято относить: мотоциклы, мотороллеры, мопеды и конструктивно схожие с ними объекты (скутеры, квадрациклы) [1, 4, 8].

Принято различать основные типы травм на объектах мотоциклетного транспорта, а именно повреждения, возникающие в результате:

- столкновения человека с мототранспортом;

- переезда пострадавшего его движущимся мотоциклом;

- падения пострадавшего с мотоциклетного транспорта, находящегося в движении;

- столкновения мотоцикла с другим объектом автомобильного транспорта, находящимся в движении;

- столкновения мотоцикла со статически расположенным предметом;

- мотоциклетной травмы (атипичные и комбинированные).

Повреждающими фактором в случае наезда мотоцикла на пешехода

является удар о внешние габариты и конструктивные элементы транспортного средства (рулевое колесо, руль, двигатель, фара, коляска). Образующиеся в месте удара травмы, которые называют первичными или контактными, обычно локализуются в нижней части тела пострадавшего и соответствуют проекции той части мотоцикла, которой нанесены повреждения. Такие повреждения носят характер ссадин, кровоподтеков, внут-рикожных гематом, ран, а в отдельных случаях (при условии достаточно большой скорости движения мототранспортного средства) возможны разрывы мягких тканей и переломы костей. Например, при соударении с пешеходом конструктивных элементов цилиндров образуются линейно направленные ссадины, а при ударе о фару на кожных покровах пострадавшего образуются гематомы округлой формы. При последующем опрокидывании жертвы мотоциклетной травмы на дорожное полотно или

грунт зачастую наблюдаются травмы в виде различного рода и степени тяжести повреждения области головы и головного мозга [5, 7].

Выступающими частями внешнего контура мототранспортного средства, при соударении с которыми наиболее часто на теле пострадавшего образуются повреждения, являются: грязевой щиток, расположенный над передним колесом; коляска трехколесного мотоцикла; подножка; конструктивные элементы рулевого управления. В области голеней чаще всего локализуются повреждения, вызванные ударом переднего колеса. При ударе о руль повреждения образуются в области поясницы и живота, а при травмировании пешехода внешними габаритами коляски - в тазовой области. Повреждения от подножки мототранспорта характеризуются повреждениями мягких тканей и переломом костей нижней трети голени. При наезде мотоцикла на человека изначально повреждаются нижние конечности в результате соударении с ними движущегося колеса. В дальнейшем пострадавший отбрасывается от мотоцикла с присоединением дополнительных травм от удара о грунт или покрытие дорожного полотна. При мотоциклетной травме превалируют переломы костей голеней. Но, в отличие от автомобильной травмы, для которой характерны «бампер-переломы», при ДТП с участием мотоцикла травмирующая сила от движущегося колеса направлена в продольном направлении по отношению к плоскости тела пострадавшего. Переломы носят характер оскольчатых, спиральных или косых [6].

Повреждения, возникающие в результате соударения объекта мотоциклетного транспорта с другим движущимся автотранспортом. Столкновение мотоциклетного транспорта с автотранспортом, движущемся во встречном направлении, может происходить во фронтальной и касательной плоскости. При этом происходит скольжение тела по седлу мотоцикла, элементам топливной системы и мотору. Затем пострадавший ударяется о внешние контуры мототранспорта, после чего происходит падение на грунт или автодорожное полотно с последующим скольжением по нему. В случае зацепления пострадавшего или фрагментов его одежды за конструктивные элементы мотоцикла происходит протаскивание и волочение жертвы ДТП по дорожному покрытию. При этом на кожных покровах потерпевшего образуются обширные продольные ссадины, а при значительной скорости движения мотоцикла возможны обширные лампасные разрывы мягких тканей и травматические ампутации фрагментов тела. Если столкновение объекта мотоциклетного транспорта с другим движущимся автотранспортом произошло на перекрестке, то превалирующими механизмами повреждения будет удар фронтальной поверхностью и передним колесом о боковую поверхность другого транспортного средства, который может быть перпендикулярным либо касательным. При обгоне мотоциклом другого транспортного средства и соударении с ним травмы так же будут характерны для касательных боковых повреждений [1, 5, 8].

Повреждения, возникающие в результате соударения объекта мотоциклетного транспорта со статически находящимся предметом.

Если столкновение мотоцикла происходит с предметом, имеющим огра-

ниченную поверхность и расположенным вертикально, то при фронтальном соударении передней частью мототранспортного средства с неподвижным объектом (столб, дерево, элементы дорожного ограждения) на теле пострадавшего будут наблюдаться повреждения, идентичные тем, которые образуются при скольжении по конструктивным элементам мотоцикла и ударе о них с последующим скольжением тела по грунту или автодорожному полотну. Травмы также могут быть получены при касательном столкновении с неподвижной вертикально расположенной поверхностью: рулем, колесом или боковыми габаритами мотоцикла. В случае столкновения с объектом, имеющим распространенную поверхность (кузов грузового автомобиля), характер травм будет схожим с тем, что образуется от удара о тупой предмет со значительной силой [1, 7, 8].

Повреждения, возникающие в результате соударения объекта мотоциклетного транспорта с пешеходом. При столкновении мотоцикла с пешеходом необходимо обращать внимание на то, куда именно воздействовал центр тяжести в момент приложения силы при ДТП (выше, ниже или комбинированно). В зависимости от этого будет формироваться определенная последовательность фаз образования повреждения на теле пострадавшего. Но во всех этих случаях механизмами получения травм будут удар, падение и скольжение. Повреждения, полученные в результате столкновения мотоциклетного транспорта, имеющего коляску, с пешеходом, будут иметь ряд характерных особенностей. Столкновение с подножкой коляски: в этом случае повреждения будут локализоваться в нижней и средней трети голени с образованием внутри- и подкожных гематом, различного рода повреждений мягких тканей и различной степени тяжести переломов костей скелета. При столкновении с внешними габаритами корпуса коляски травмы будут локализоваться в основном в области коленного сустава, бедра и пояса верхних конечностей. При сильном ударе возможна деформация конечности за счет повреждения суставной сумки и связочного аппарата коленного сустава и бедренной кости. При повреждениях таза зачастую наблюдаются разрывы внутренних органов (мочевой пузырь, петли кишечника) с последующим развитием внутреннего кровотечения. Тяжесть травм будет находиться в прямой пропорциональной зависимости от скорости объекта мотоциклетного транспорта, его массы, конструктивных особенностей и траектории движения [1, 7, 8].

Повреждения, возникающие в результате падения с объекта мотоциклетного транспорта. Как правило, травмы в результате таких ДТП образуются в результате действия инерционной силы. Повреждающими факторами являются: скольжение по конструктивным элементам мотоцикла; удар об элементы топливной системы; соударение тела пострадавшего с грунтом или поверхностью дорожного полотна; скольжение по грунту или автодорожному покрытию [1, 5, 8].

Повреждения, возникающие в результате опрокидывания объекта мотоциклетного транспорта. Повреждения вследствие такого ДТП образуются под действием сил инерции и сил тяжести. Среди факторов повреждения следует отметить скольжение по агрегатам мотоциклетного транспорта, соударения жертвы ДТП с грунтом или автодорожным полот-

ном, скольжение тела по трассе и удар в результате сдавливания между внешними габаритами и деталями мотоцикла и дорогой [1, 7, 8].

Заключение. На разрешение эксперта выносятся определенные вопросы, ответы на которые в последующем помогут органам следствия в определении тактики проведения оперативных действий на месте ДТП с участием объекта мотоциклетного транспорта. С этой целью тщательно осматривается труп жертвы ДТП, его одежда, поза и взаиморасположение относительно статических ориентирующих объектов. Особое внимание следует обратить на то, что после транспортировки тела пострадавшего в морг определенные элементы обстоятельств ДТП могут стать недоступны (положение тела пострадавшего относительно сторон света, грунта или автодорожного полотна; время наступления смерти). Определение времени наступления смерти особенно важно в тех случаях, когда имеет место фальсификация (перемещение трупа в целях сокрытия другого преступления). В этом случае необходимо идентифицировать причастность водителя конкретного мотоциклетного транспорта к данному ДТП. В большинстве случаев водитель мотоцикла отрицает свою причастность к ДТП, мотивируя это тем, что оно произошло до его прибытия и совершено неизвестным ему третьим лицом. В подобных ситуациях становится особенно важной своевременная и верная интерпретация обстоятельств случившегося на месте происшествия экспертом-специалистом [2, 3, 6].

Список литературы

1. Акопов В. И. Судебная медицина: учеб. для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 478 с.

2. Акопов В. И. Правовое обеспечение медицинской деятельности: учеб. и практикум для среднего профессионального образования. М.: Юрайт, 2018. 287 с.

3. Баринов Е. Х. Судебно-медицинская экспертиза в гражданском судопроизводстве по медицинским делам: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 181 с.

4. Клевно В. А., Хохлов В. В. Судебная медицина: учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 413 с.

5. Николаев П. М., Спиридонов В. А., Масаллимов И. Г. Судебная медицина. Осмотр трупа на месте происшествия: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 150 с.

6. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств: учеб. пособие для вузов / П. О. Ромодановский и др. 2-е изд. М.: Юрайт, 2019. 170 с.

7. Хохлов В. В. Судебно-медицинская танатология и осмотр трупа на месте обнаружения: практ. пособие. М.: Юрайт, 2018. 217 с.

8. Хохлов В. В. Судебная медицина. Руководство в 3 т. Т. 2: практическое пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 500 с.

References

1. Akopov V. I. Sudebnaya meditsina [Forensic medicine], Moscow: Yurayt, 2019, 478 p. (In Russ.)

2. Akopov V.I. Pravovoye obespecheniye meditsinskoy deyatel'nosti [Legal support of medical activity], Moscow: Yurayt, 2018, 287 p. (In Russ.)

3. Barinov Ye.Kh. Sudebno-meditsinskaya ekspertiza v grazhdanskom sudopro-izvodstve po meditsinskim delam [Forensic medical examination in civil court proceedings on medical cases], Moscow: Yurayt, 2019. 181 s. (In Russ.)

4. Klevno V.A., Khokhlov V.V. Sudebnaya meditsina [Forensic medicine], Moscow: Yurayt, 2019, 413 p. (In Russ.)

5. Nikolayev P.M., Spiridonov V.A., Masallimov I.G. Sudebnaya meditsina. Osmotr trupa na meste proisshestviya [Forensic medicine. Examination of the corpse at the scene], Moscow: Yurayt, 2018, 150 p. (In Russ.)

6. Romodanovskiy P.O. et al. Sudebno-meditsinskaya ekspertiza veshchestvennykh dokazatel'stv [Forensic examination of material evidence], Moscow: Yurayt, 2019, 170 p. (In Russ.)

7. Khokhlov V.V. Sudebno-meditsinskaya tanatologiya i osmotr trupa na meste obnaruzheniya [Forensic thanatology and examination of the corpse at the place of detection], Moscow: Yurayt, 2018, 217 p. (In Russ.)

8. Khokhlov V.V. Sudebnaya meditsina. Rukovodstvo v 3 tomakh [Forensic medicine. Manual in 3 volumes], vol. 2. Moscow: Yurayt, 2019, 500 p. (In Russ.)

Features of Forensic Medical Examination of Motorcycle Injuries

M. G. Zhernovoy, Cand. Med. Sci., Lecturer, Department of Criminology, I.D. Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Belgorod, Russia;

Mihail_Zhernovoy@mail.ru

A. M. Zhurbenko, Cand. Econ. Sci., Senior Lecturer,

Department of Criminology, I.D. Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Belgorod, Russia;

Zhurbenkoal@yandex.ru

A. M. Popov, Cand. Legal Sci., Associate Professor, Department of Criminology, Moscow Academy of the Investigative Committee

of the Russian Federation, Moscow, Russia;

pamtambov@yandex.ru

The article discusses the the peculiarities of conducting a forensic medical examination of an automobile injury. The relevance of this topic is associated with a high percentage of injuries and fatalities in road accidents, which, according to statistics, occupy one of the leading places among the causes of death. This is due to a sharp increase in the number of vehicles traveling on highways around the world, in particular, in the Russian Federation.

Keywords: bicycle injury; motorcycle injury; victim; forensic medical examination.

© М. Г. Жерновой, 2021 © А. М. Журбенко, 2021 © А. М. Попов, 2021 Статья поступила в редакцию 17.11.2020

При цитировании использовать:

Жерновой М. Г., Журбенко А. М., Попов А. М. Особенности судебно-медицинской экспертизы мотоциклетной травмы // Право: история и современность. 2021. № 1(14). С. 91 - 96. doi: 10.17277/pravo.2021.01.pp.091-096

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.