ПСИХОЛОГИЯ
йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-30-35 УДК 159.922
Эйдельман Александра Борисовна
Институт психологии Российской академии наук, г. Москва
ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ВОЗРАСТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В МОЛОДОМ ВОЗРАСТЕ
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-29-02155
В статье представлены результаты исследования субъективного возраста людей молодого возраста. Обосновывается применение уточняющих вопросов при изучении субъективного возраста и его компонентов. Определено, что разграничение ситуаций оценки субъективного возраста снижает неопределенность самоощущения. Зафиксировано, что когнитивная иллюзия в молодом возрасте не значительна. Так же установлено, что оценка физического здоровья и социального функционирования в этом возрасте не связана с психологическим благополучием. Для достижения и сохранения психологического благополучия в молодом возрасте наибольшую значимость имеют ролевое функционирование и жизненная активность. Выявлено, что снижение психологического благополучия приводит к снижению субъективного возраста. Установлено, что социальный субъективный возраст для людей 20-30 лет может использоваться как ресурс в терапии.
Ключевые слова: субъективный возраст, социальный возраст, когнитивная иллюзия, молодой возраст, психологическое благополучие, психологическое здоровье, качество жизни.
В современном мире с повышением технической и экономической оснащенности развитых стран, наблюдается тенденция к повышению качества жизни людей по разным параметрам: экономическому, политическому, социальному, физиологическому и др.
Но, несмотря на развитие человеческой цивилизации, в настоящее время достижение и сохранение психологического здоровья осложняется рядом социо-культурных условий, таких как экономическая и политическая нестабильность, конкурентная среда как внутри, так и между государствами, миграционные процессы, темп жизни в крупных городах. В результате влияния этих и многих других факторов, психологическое здоровье человека снижается, наблюдается рост соматических и психических заболеваний, неудовлетворенность собой и своей жизнью, увеличение количества случаев агрессивного и аутоагрессивного поведения. При этом, психологическое здоровье, базируется на психическом здоровье, но относится к личности в целом и требует активности субъекта, его заинтересованности в собственном развитии [1].
В связи с этим, поиск ресурсов, повышающих психологическое здоровье, удовлетворенность собой и своей жизнью, становится актуальной задачей психологии в современном мире.
Рассматривая субъективный возраст как отражение самоощущения, на котором строится психологическое благополучие, и изучая его особенности в различных возрастах, мы приближаемся к пониманию механизма формирования психологического здоровья в онтогенезе, а также возможности его поддержания и укрепления в рамках того или иного возраста.
Большинство исследований в области психологического благополучия, направлены на изучение
самого феномена, его структуры, а так же внешних факторов, повышающих его уровень (Н. Брэд-берн, К. Рифф, Р. Райан и Э. Деси, Д.С. Корниенко , В.А. Хащенко и др.). Изучению субъективных, внутренних факторов психологического благополучия, несмотря на установленный факт о высокой доле влияния таких факторов на уровень психологического благополучия [6], уделено гораздо меньше внимания.
На основании выявленных существенных различий в субъективном возрасте при различных уровнях психологического благополучия [5], а также наличия связи субъективного возраста с качеством жизни, состоянием здоровья и удовлетворенностью старостью в пожилом возрасте [2], мы предполагаем, что, являясь частью внутренней субъективной картины мира индивида, субъективный возраст вносит вклад в регуляцию жизнедеятельности человека и может рассматриваться в качестве одного из его ресурсов.
Под субъективным возрастом в нашем исследовании мы будем рассматривать репрезентацию человеком собственного возраста, формирующуюся под влиянием раннего опыта, глубинных убеждений и ожиданий, а также условий жизни. Субъективный возраст включает в себя: биологический, эмоциональный, социальный и интеллектуальный компоненты [3].
Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи субъективного возраста и психологического благополучия в возрастные периоды, соответствующе кризисным периодам (20-30 лет -период самоопределения; 40-50 лет - кризис среднего возраста, 60-70 лет - изменение статуса и образа жизни).
В настоящей статье представлена часть полученных результатов исследования субъективного
Вестник КГУ Л 2019
© Эйдельман А.Б., 2019
30
возраста и психологического благополучия в молодом возрасте (20-30 лет).
В качестве респондентов выступили психически здоровые молодые люди и девушки в возрасте от 20 до 30 лет (M=25,61; SD=2,51), проживающие в Москве и Московской области в количестве 51 человека. Из них 14 мужчин (27,5%) и 37 женщин (72,5%).
В рамках описываемой части исследования использовались следующие методики: авторская анкета для выявления социо-демографических показателей; шкала психологического благополучия (ШПБ) К. Рифф в модификации Т.Д. Ше-веленковой, П.П. Фесенко для выявления уровня и структуры психологического благополучия (Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко, 2005); опросник «Age-of-me» (B. Barak, 2009) в адаптации Е.А. Сергиенко для выявления субъективного возраста и его составляющих; опросник конкретизирующий составляющие субъективный возраста; опросник SF-36 (Health Status Survey - Short Form) (Ware, 1994) для оценки собственного психологического здоровья.
На основании методики «Age-of-me» оценивался биологический субъективный возраст (на сколько лет человека себя чувствует), эмоциональный субъективный возраст (на сколько лет выглядит), социальный субъективный возраст (на сколько лет действует) и интеллектуальный субъективный возраст (на сколько лет оценивает свои интересы). Было обнаружено, что большинство респондентов молодого возраста ощущают себя моложе своего хронологического возраста (54,9%). Однако когнитивная иллюзия, под которой понимается разница между хронологическим и субъективным возрастом, не велика (Мсв=-0,31; SDсв=4,07). При этом расхождение в субъективной оценке возраста в разных компонентах различно (табл. 1).
Из данных таблицы 1 видно, что большинство респондентов чувствуют себя моложе своего возраста (54,9%), считают, что выглядят моложе своего реального возраста (70,6%). Но они ощущают себя социально (41,1%) и интеллектуально (49%) старше своего хронологического возраста, т. е. способными к построению более зрелых отношений с окружающими и обладающими более зрелыми интересами и увлечениями.
При этом средние значения когнитивной иллюзии в компонентах субъективного возраста, как и в случае интегрального показателя, так же не значительны: Мбв=0,33, 8Ббв=7,48; Мэв=2,16, 8Бэв=3,5; Мсоцв=-1,55, 8Бсоцв=7,04; Мив=-2,2, SDm=8,4, что объясняется большим разбросом в субъективной оценке возраста. Т.е. у условно здоровых молодых людей когнитивная иллюзия не высока М=(-2,2; 2,16). Стандартное отклонение выше 5 единиц фиксируется в области биологического, социального и интеллектуального возрастов. Наличие большого разброса данных связано с тем, что субъективный возраст, это субъективные когнитивные оценки.
Тот факт, что эмоциональный субъективный возраст, имеющий под собой оценку удовлетворенности своим внешним видом (look, эмоциональное отношение) обладает меньшим разбросом, чем другие компоненты, говорит об ориентации респондентов на внешне фиксируемые признаки, которые регулируются социальными установками. Замеченный факт требует дополнительного изучения.
Полученные данные подтверждают более ранние результаты российских исследований субъективного возраста молодежи. В частности, в 2013 г. масштабное исследование субъективного возраста показало, что в группе молодых людей 20-30 лет когнитивная иллюзия не значительна, кроме как в случае эмоционального возраста [3].
В исследовании онтогенетических особенностей субъективного возраста было установлено, что небольшое значимое снижение возраста у респондентов 20-30 лет наблюдается только в биологической и эмоциональной составляющих субъективного возраста [4].
Полученный нами данные незначительно отличаются от зарубежных исследований Н.Л. Галам-бас и др., в которых отмечается переход от завышения своего возраста к занижению после рубежного возраста - 23 года [7]. Медиана возраста в нашей выборке равна 25,61, однако тенденция к занижению своего субъективного возраста не ярко выражена. Данное несовпадение может быть связано со спецификой нашей выборки. Однако данный факт требует уточнения через увеличение объема выборки для достоверности сопоставления результатов.
Таблица 1
Распределение респондентов по субъективному возрасту в %
Компоненты субъективного возраста Моложе хронологического возраста Равно хронологическому возрасту Старше хронологического возраста
Биологический возраст 54,9 (28/51) 21,6 (11/51) 23,5 (12/51)
Эмоциональный возраст 70,6 (36/51) 15,7 (8/51) 13,7 (7/51)
Социальный возраст 31,4 (16/51) 27,5 (14/51) 41,1 (21/51)
Интеллектуальный возраст 23,5 (12/51) 27,5 (14/51) 49 (25/51)
Субъективный возраст 54,9 (28/51) 5,9 (3/51) 39,2 (20/51)
Таблица 2
Распределение респондентов по субъективному возрасту в %
Компоненты субъективного возраста Моложе хронологического возраста Равно хронологическому возрасту Старше хронологического возраста
Биологический возраст 29,4 (15/51) 7,9 (4/51) 62,7 (32/51)
Эмоциональный возраст 58,8 (30/51) 4 (2/51) 37,2 (19/51)
Социальный возраст 78,4 (40/51) 4 (2/51) 17,6 (9/51)
Интеллектуальный возраст 31,4 (16/51) 15,7 (8/51) 52,9 (27/51)
Субъективный возраст 43,1 (22/51) 0 (0/51) 56,9 (29/51)
Для более детального изучения субъективного возраста и его составляющих, был разработан перечень вопросов, уточняющих самоощущения (Например, когда предстоит много работы, я чувствую себя как ... ; после хорошего отпуска я выгляжу на ... лет; после ссоры я поступаю как человек в . лет; мое любимое занятие в свободное время как у человека в . лет). Согласно полученным результатам той же выборки, большинство респондентов молодого возраста оценивают себя старше своего хронологического возраста (56,9%). Когнитивная иллюзия в данном случае, как и по результатам основной методики измерения субъективного возраста не велика (Мсв=-0,83; 8Бсв=2,69). Результаты распределения респондентов представлены ниже (табл.2)
Согласно результатам уточняющего опроса, молодые люди преимущественно чувствуют себя старше своего возраста (62,7%), считают, что выглядят моложе своего реального возраста (58,8%). Так же они ощущают себя моложе в социальном плане (78,4%) и интеллектуально старше (52,9%) своего хронологического возраста.
При этом средние значения когнитивных иллюзий в компонентах субъективного возраста, как и в случае интегрального показателя, так же не значительны: Мбв=-3,34, 8Ббв=5,91; Мэв=0,46, 8Бэв=3,0; Мсоцв=2,09, 8Бсоцв=5,71; Мив=-2,53, 8Бив=5,24. Стандартное отклонение выше 5 единиц так же фиксируется в области биологического, социального и интеллектуального возрастов. Однако применение уточняющих вопросов привело к снижению разбросов ответов и уменьшению стандартных отклонений по всем компонентам и интегральному показателю субъективного возраста.
Разграничение ситуаций приводит к повышению однородности ответов, т.е. конкретизация снижает неопределенность самоощущения. Так же это смещает тенденцию в субъективном восприятии возраста из области «младше» в область «старше» и наоборот, предположительно вследствие повышения уровня рефлексии. Сравнительный анализ оценок субъективного возраста и его компонентов по двум методикам выявил существенные различия в оценке биологического (р=0,01), эмоционального (р=0,05) и социального возрастов (р=0,01). Значимых различий в оценке интегрального по-
казателя субъективного возраста, а также в оценке интеллектуального возраста не фиксируется.
Таким образом, уточнение и разграничение ситуаций оценки субъективного восприятия возраста приводит к значимым изменениям в самооценке возраста. В первую очередь это сказывается на том, как человек себя чувствует, ощущает, на сколько лет он выглядит и как он оценивает свое взаимодействие с социумом.
При изучении психологического благополучия выявлено, что среди респондентов молодого возраста полностью удовлетворены своей жизнью (высокие баллы по ШПБ) 56,9%, не удовлетворены отдельными сторонами своей жизни (низкие показатели по 1-2 субшкалам ПБ) 19,6%, не удовлетворены вообще своей жизнью (низкие показатели по 3 и более субшкалам ПБ) 23,5%. Данное распределение отличается от полученных ранее результатов [5]: полностью удовлетворены своей жизнью -37,5%; не удовлетворены отдельными сторонами своей жизни - 38,7%; не удовлетворены в общем своей жизнью - 23,8%. Подобные расхождения связаны скорее всего с различием в критериях отбора респондентов.
Проведенный корреляционный анализ данных по методике ШПБ и опроснику 8Р-36 позволил выявить значимые взаимосвязи компонентов психологического благополучия с различными шкалами физического и психологического здоровья (табл. 3).
С интегральным показателем психологического благополучия связано только ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (р=0,05). Т.е. у молодых людей без ограничения физических возможностей фиксируется взаимосвязь психологического благополучия и качества жизни на уровне эмоционального и ролевого функционирования.
Обнаружена обратная взаимосвязь между субшкалой «Цели в жизни» и компонентом физического здоровья «Интенсивность боли». Т.е. чем сильнее ощущаема физическая боль, тем более кажется неопределенным будущее, меньше целенаправленность жизни.
Т.е. физическое состояние здоровья в молодом возрасте воспринимается как помеха или помощь в эффективном функционировании, которое молодыми людьми воспринимается как средство
Таблица 3
Взаимосвязь психологического благополучия и качества жизни
Компоненты ПБ Физический компонент здоровья Психологический компонент здоровья
PF RP P GH VT SF RE MH
Общий показатель ПБ - 0,323* - - 0,460** - 0,385** 0,414**
Позитивные отношения - - - - - - - -
Автономия - 0,341* - - 0,443** - 0,500** 0,382**
Управление средой 0,335* 0,356* - - 0,563** - 0,487** 0,513**
Личностный рост - - - - - - - -
Цели в жизни - - -0,353* - 0,359* - - 0,294*
Самопринятие 0,298* 0,318* - - 0,419** - 0,469** 0,446**
Примечания: ** - на уровне 0,01; * - на уровне 0,05; ПБ - психологическое благополучие; РЕ - физическое функционирование; КР - ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием; Р - интенсивность боли; ОН - общее состояние здоровья; УТ - жизненная активность; БЕ - социальное функционирование; КЕ - ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием; МН - психическое здоровье.
достижения психологического благополучия. Физическая боль и физическое самочувствие, а также возможность физического действия в возрасте 2030 лет не воспринимается как условие «счастливой жизни».
Так же из данных таблицы 3 видно, что компоненты психологического благополучия имеют больше связей с психологическим компонентом здоровья, чем с физическим. Выявлены значимые взаимосвязи общего уровня психологического благополучия с жизненной активностью, ролевым функционированием, обусловленным эмоциональным состоянием и психическим здоровьем (р=0,01).
Структурный анализ взаимосвязей психологического благополучия и состояния здоровья выявил несколько особенностей молодого возраста. Показатели «Управление средой» и «Самопринятие» связаны с шкалами как психологического компонента здоровья (р=0,01), так и физического (р=0,05). Таким образом, отношение к себе, принятие своих достоинств и недостатков, своего прошлого, а так же ощущение компетентности в управлении собственной жизнью напрямую связаны со степенью жизненной активности молодого человека, его ролевым функционированием (обусловленным и физическим, и эмоциональным состоянием), настроением и физическим состоянием.
Отсутствие взаимосвязей между социальным функционированием и психологическим благополучием (и всеми его компонентами) говорит о том, что количество социальных контактов в молодом возрасте не связано с удовлетворенностью жизнью.
Корреляционный анализ субъективного возраста и качества жизни позволил выявить взаимосвязи между социальным субъективным возрастом и шкалами психологического компонента здоровья.
Согласно полученным аналитическим данным, чем старше себя оценивают люди в возрасте 2030 лет в социальном плане, тем выше они ощущают собственную жизненную активность (г=0,313, р=0,05) и тем выше их психическое здоровье
(г=0,293, р=0,05). При этом, ощущение себя моложе или старше своего реального возраста не связано с физическим здоровьем в молодом возрасте.
Корреляционный анализ оценки качества жизни и субъективного возраста по уточняющему опросу выявил больше взаимосвязей между ними. Но в данной возрастной категории они также немногочисленны.
Социальный субъективный возраст связан с жизненной активностью (г=0,422, р=0,01) и психическим здоровьем (г=0,468, р=0,01), причем уточнение ситуаций самоощущения усиливают качество этой взаимосвязи. Так же выявлена обратная связь между биологическим возрастом и ролевым функционированием, обусловленным физическим состоянием (г=-0,341, р=0,05), т.е. чем моложе себя чувствуют респонденты в данной возрастной категории, тем сильнее физическое состояние оказывает влияние на их поведение. Тенденция к инфантилизму приводит к доминированию физического компонента в ролевом функционировании.
Так же выявлена взаимосвязь эмоционального субъективного возраста и интенсивности болевых ощущений (г=0,463, р=0,01), т.е., чем интенсивнее болевые ощущения испытывает респондент 2030 лет, тем чаще он оценивает себя, как выглядящего на более старший возраст и наоборот.
Полученные данные частично соотносятся с более ранним исследованием взаимосвязи субъективного возраста и качества жизни, где была обнаружена тенденция к снижению показателей физического и психологического компонентов здоровья при оценке себя на более молодой возраст в группе респондентов 20-30 лет [4].
Однако обнаруженные связи интеллектуального субъективного возраста у адекватно оценивающих свой возраст молодых людей и шкал физического компонента здоровья не нашли подтверждение в нашем исследовании. Возможно, это связано с особенностями проведения исследования (нами не производилось деление общей группы на
Таблица 4
Распределение респондентов по субъективному возрасту и уровню психологического благополучия в %
Когнитивная иллюзия Психологическое благополучие Частичное психологическое благополучие Психологическое неблагополучие
Субъективный возраст Моложе ХВ 25,5 (13/51) 13,7 (7/51) 15,7 (8/51)
Равно ХВ 3,9 (2/51) 2 (1/51) 0 (0/51)
Старше ХВ 27,5 (14/51) 3,9 (2/51) 7,8 (4/51)
Биологический возраст Моложе ХВ 31,5 (16/51) 11,7 (6/51) 11,7 (6/51)
Равно ХВ 13,7 (7/51) 2 (1/51) 5,9 (3/51)
Старше ХВ 11,7 (6/51) 5,9 (3/51) 5,9 (3/51)
Эмоциональный возраст Моложе ХВ 41,2 (21/51) 11,7 (6/51) 17,6 (9/51)
Равно ХВ 9,9 (5/51) 3,9 (2/51) 2 (1/51)
Старше ХВ 5,9 (3/51) 3,9 (2/51) 3,9 (2/51)
Социальный возраст Моложе ХВ 13,7 (7/51) 5,9 (3/51) 11,7 (6/51)
Равно ХВ 13,7 (7/51) 9,9 (5/51) 3,9 (2/51)
Старше ХВ 29,5 (15/51) 3,9 (2/51) 7,8 (4/51)
Интеллектуальный возраст Моложе ХВ 11,7 (6/51) 3,9 (2/51) 7,8 (4/51)
Равно ХВ 13,7 (7/51) 5,9 (3/51) 7,8 (4/51)
Старше ХВ 31,5 (16/51) 9,9 (5/51) 7,8 (4/51)
Примечание: ХВ - хронологический возраст.
подгруппы в зависимости от знака когнитивной иллюзии).
Для более детального рассмотрения особенностей субъективного возраста в молодом возрасте было проведено деление общей выборки на группы в соответствии с уровнем психологического благополучия (табл. 4).
Из данных таблицы 4 видно, что молодые люди неудовлетворенные полностью или частично своей жизнью оценивают себя преимущественно моложе своего хронологического возраста, в то время как психологически благополучные молодые люди примерно в равном количестве оценивают себя моложе и старше своего реального возраста. Такое распределение свидетельствует о том, что нарастание психологического неблагополучия ведет к увеличению желания стать младше, что может рассматриваться как проявление защитного механизма.
Так же стоит отметить изменение распределения по социальному возрасту среди респондентов с разным уровнем психологического благополучия. Психологически благополучные молодые люди оценивают себя старше в социальном плане, действующими на более старший возраст, чем их хронологический, в то время как молодые люди с низким психологическим благополучием склонны оценивать свои действия на меньший возраст, чем хронологический. Т.е. неудовлетворенные собой и своей жизнью люди в основном характеризуются инфантильностью и неспособностью справляться со своими социальными взаимодействиями.
Корреляционный анализ психологического благополучия и субъективного возраста по результатам уточняющего опроса выявил, что социальный субъ-
ективный возраст связан практически с каждой субшкалой и интегральным показателем психологического благополучия (1=0,345, р=0,05). Т.е., чем старше оценивают себя молодые люди в социальном взаимодействии, тем они более удовлетворены своей жизнью в целом, тем лучше они управляют своей жизнью и средой (г =0,433, р=0,01), больше чувствуют возможностей для развития (1=0,322, р=0,05), четче ставят перед собой цели и лучше достигают их (1=0,311, р=0,05), а так же больше принимают себя как с положительной, так и с отрицательной стороны (1=0,322, р=0,05), и наоборот.
Отрицательная связь интеллектуального возраста и самопринятия (г=-0,278, р=0,05), по-видимому, говорит о том, что самопринятие молодых людей растет при ориентации на «детские» интересы и развлечения, что отражает тенденцию инфантилизма в современном обществе. Другие компоненты субъективного возраста не связаны с компонентами психологического благополучия в молодом возрасте.
Заключение. В рамках данного исследования были выявлены следующие особенности субъективного восприятия себя в молодом возрасте.
Всего лишь от 0 до 5,9% респондентов молодого возраста оценивают себя на свой возраст, в зависимости от методики. При этом когнитивная иллюзия возраста не велика (-3,34; 2,16) и имеет различный разброс по разным компонентам субъективного возраста и методикам (2,69; 8,4). Наименьший разброс зафиксирован в оценке эмоционального возраста, где имеет место ориентация на внешние признаки в опоре на социальные стандарты и установки.
Разграничение ситуаций оценки субъективного возраста активизирует процесс рефлексии, повышает однородность ответов и снижает неопределенность самоощущения. А также смещает когнитивную иллюзию в рамках социального возраста из зоны «старше» в зону «младше», а в рамках биологического и общего субъективного возрастов наоборот, из зоны «младше» в зону «старше» своего хронологического возраста.
Оценка собственного физического здоровья и социального функционирования для условно здоровых людей 20-30 лет не связана с психологическим благополучием. При этом наибольшей значимостью для достижения и сохранения психологического благополучия в этом возрасте обладает ролевое функционирование и степень жизненной активности.
Нарастание психологического неблагополучия ведет к увеличению желания стать младше, что может рассматриваться как проявление защитного механизма от собственной неуспешности.
В молодом возрасте социальный субъективный возраст является наиболее важным для достижения или сохранения психологического благополучия.
Социальный возраст как наиболее связанный с психологическим благополучием компонент субъективного возраста может рассматриваться как ресурс психологического здоровья в молодом возрасте среди условно здорового населения.
Полученные данные восполняют пробел в изучении субъективных факторов психологического здоровья в целом, и субъективного возраста в частности. Они могут быть использованы в рамках практической психологии для профилактики и коррекции психологического здоровья молодых людей.
Библиографический список
1. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 3 - С. 17-21.
2. Мелёхин А.И., Сергиенко Е.А. Субъективный возраст как предиктор жизнедеятельности в поздних возрастах // Современная зарубежная психология. - 2015. - Т. 4. - № 3. - С. 6-14.
3. Сергиенко Е.А. Субъективный и хронологический возраст человека // Психологические исследования. - 2013. - Т. 6. - № 30. - С. 10.
4. Сергиенко Е.А., Киреева Ю.Д. Индивидуаль-
ные варианты субъективного возраста и их взаимосвязи с факторами временной перспективы и качеством жизни // Психологический журнал. -
2015. - Т. 36. - № 4. - С. 39-51.
5. Сергиенко Е.А., Эйдельман Г.Н. Возрастная идентификация современной молодежи как фактор самодетерминации // Образование и саморазвитие. - 2015. - Т. 3. - № 45. - С. 62-72.
6. Эйдельман Г.Н., Сергиенко Е.А. Роль субъективных факторов в психологическом благополучии молодежи в ситуации профессионального самоопределения // Психологические исследования. -
2016. - Т. 9 (50). - С. 4.
7. Galambos N.L., Albreacht A.K., Jansson S.M. Dating, sex, and substance use predict increases in adolescents' subjective age across two years // Intern. journal of behavioral development. - 2009. -V. 33 (1). - P. 32-41.
References
1. Dubrovina I.V. Psihicheskoe i psihologicheskoe zdorov'e v kontekste psihologicheskoj kul'tury lichnosti // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. - 2009. - № 3 - S. 17-21.
2. Melyohin A.I., Sergienko E.A. Sub"ektivnyj vozrast kak prediktor zhiznedeyatel'nosti v pozdnih vozrastah // Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. - 2015. - T. 4. - № 3. - S. 6-14.
3. Sergienko E.A. Sub"ektivnyj i hronologicheskij vozrast cheloveka // Psihologicheskie issledovaniya. -2013. - T. 6. - № 30. - S. 10.
4. Sergienko E.A., Kireeva YU.D. Individual'nye varianty sub"ektivnogo vozrasta i ih vzaimosvyazi s faktorami vremennoj perspektivy i kachestvom zhizni // Psihologicheskij zhurnal. - 2015. - T. 36. -№ 4. - S. 39-51.
5. Sergienko E.A., Ejdel'man G.N. Vozrastnaya identifikaciya sovremennoj molodezhi kak faktor samodeterminacii // Obrazovanie i samorazvitie. -
2015. - T. 3. - № 45. - S. 62-72.
6. Ejdel'man G.N., Sergienko E.A. Rol' sub"ektivnyh faktorov v psihologicheskom blagopoluchii molodezhi v situacii professional'nogo samoopredeleniya // Psihologicheskie issledovaniya. -
2016. - T. 9 (50). - S. 4.
7. Galambos N.L., Albreacht A.K., Jansson S.M. Dating, sex, and substance use predict increases in adolescents' subjective age across two years // Intern. journal of behavioral development. - 2009. -V. 33 (1). - P. 32-41.