Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ / КАЧЕСТВО / ЖИЗНЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ОСОБЕННОСТИ / РЕГИОНЫ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кротова О.М., Данилова М.А.

В статье представлены итоги эмпирического исследования субъективного качества жизни старшеклассников, проживающих в разных регионах России, с учетом воздействия пандемии коронавирусной инфекции. Описываются психологические особенности субъективного качества жизни старшеклассников из разных регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кротова О.М., Данилова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SUBJECTIVE QUALITY OF LIFE IN HIGH SCHOOLS FROM DIFFERENT REGIONS OF RUSSIA

The article presents the results of an empirical study of the subjective quality of life of high school students living in different regions of Russia, taking into account the impact of the coronavirus pandemic. The psychological characteristics of the subjective quality of life of high school students from different regions of Russia are described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ»

УДК 159.9

Кротова О.М. студент 3 курса

факультет психологии и педагогического образования Крымский инженерно-педагогический университет

имени Февзи Якубова Республика Крым, г. Симферополь Данилова М.А., кандидат психологических наук

доцент кафедры психологии Крымский инженерно-педагогический университет

имени Февзи Якубова Республика Крым, г. Симферополь

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

Аннотация. В статье представлены итоги эмпирического исследования субъективного качества жизни старшеклассников, проживающих в разных регионах России, с учетом воздействия пандемии коронавирусной инфекции. Описываются психологические особенности субъективного качества жизни старшеклассников из разных регионов России.

Ключевые слова: субъективное, качество, жизнь, старшеклассники, особенности, регионы, Россия.

Krotova O. M.

3rd year student

faculty ofpsychology and pedagogical education Crimean engineering and pedagogical University

named after Fevzi Yakubov Republic of Crimea, Simferopol Danilova M. A., candidate of psychological Sciences associate Professor of the Department of psychology Crimean engineering and pedagogical University

named after Fevzi Yakubov Republic of Crimea, Simferopol

PECULIARITIES OF SUBJECTIVE QUALITY OF LIFE IN HIGH SCHOOLS FROM DIFFERENT REGIONS OF RUSSIA

Annotation. The article presents the results of an empirical study of the subjective quality of life of high school students living in different regions of Russia, taking into account the impact of the coronavirus pandemic. The

psychological characteristics of the subjective quality of life of high school students from different regions of Russia are described.

Keywords: subjective, quality, life, high school students, features, regions, Russia.

Субъективное качество жизни представляет собой осмысление личностью индивидуального благополучия как субъективного удовлетворения, выражаемого либо ощущаемого ею в физических, ментальных и социальных ситуациях, отражает помимо эмоционального переживания различных жизненных обстоятельств, также и конкретную ценностную значимость жизни для отдельного индивида40. К основным психологическим составляющим субъективного качества жизни относятся аффективный и когнитивный компонент, то есть удовлетворенность

41

жизнью41.

Появление новой коронавирусной инфекции COVID-19 и борьба с ней, изменили жизнь общества и заставили осуществить переоценку ценностей, что, в свою очередь, понижает меру благополучия и качество жизни в целом.

Следует отметить, что пандемия коронавирусной инфекции оказала существенное влияние на качество жизни учащихся старших классов, так как из-за вынужденного перехода на дистанционное обучение и соблюдения режима самоизоляции, молодежь вынуждена была столкнуться со многими ранее неизвестными явлениями, кардинально трансформировавшими их обычный жизненный уклад. Это и смена жизнедеятельности, режима дня, спад физической активности, ограничение в свободе, а также эмоциональные перемены.

Качество жизни молодежи является одной из важнейших детерминант, на основе которой предоставляется возможным сделать долгосрочный прогноз, касаемо стабильности в конкретной стране, определить ведущие потребности ее населения. В связи с этим актуальность приобретает эмпирическое исследование субъективного качества жизни старшеклассников, проживающих в разных регионах России.

Цель исследования - выявление особенностей субъективного качества жизни у старшеклассников из разных регионов России.

Объект исследования - субъективное качество жизни старшеклассников.

Предмет исследования - особенности субъективного качества жизни у старшеклассников из разных регионов России.

40 Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования. 2009. № 1. С.33-42.

41 Гужавина Т.А. Ластовкина Д.А., Озерова О.Ю. Качество жизни в оценках населения региона // Проблемы развития территории. 2016. Вып. 2 (82). С. 98-111.

Гипотеза исследования - субъективная оценка качества жизни у старшеклассников имеет отличия в зависимости от региона проживания.

Эмпирическое исследование проводилось в 2020 году. В нем приняло участие 90 обучающихся 9-11 классов в возрасте от 14,8 до 17 лет. Все старшеклассники оздоровились в МДЦ «Артек» в Республике Крым, и прибыли на базу МДЦ «Артек» из г. Москвы, Краснодарского края, разных городов Республики Крым. Распределение испытуемых по выборкам осуществлялось по принципу проживания в разных регионах России и возраста - в результате составлены три выборки по 30 испытуемых в каждой.

Первая выборка - учащиеся 9-11 классов, проживающие на территории Республики Крым. Вторая выборка - старшеклассники, проживающие на территории г. Москва и Московской области. Третья выборка - старшеклассники, проживающие на территории Краснодарского края.

Диагностический инструментарий, относительно определения психологических составляющих субъективного качества у старшеклассников был представлен шкалой психологического благополучия К. Рифф и шкалой субъективного благополучия М.В. Соколовой.

В результате интерпретации показателей по шкалам опросника К. Рифф, в соответствии с разделением по региону проживания, выяснилось следующее: старшеклассники, поживающие на территории Республики Крым, в достаточной мере обладают способностью управлять средой (высокие показатели по шкале «Управление средой» - 60); имеют свою зону ответственности, успешно контролируют происходящее вокруг них, способны открывающиеся любого рода возможности эффективно применять, разные обстоятельства использовать для собственных целей, представляются целеустремленными (64,2). Они могут сопереживать, допускают привязанности, могут выстраивать близкие отношения, осознают важность и вместе с тем демонстрируют готовность идти на взаимные уступки в поддержании взаимоотношений (66,3).

Оказалось, что старшеклассники, проживающие на территории Республики Крым, уверены, что события прошлого и современной жизни наделены смыслом (65,8), владеют конкретными целеполагающими убеждениями, позитивным самоотношением, знаниями и представлениями о собственных сильных сторонах характера (61,7).

В свою очередь старшеклассники, проживающие в Краснодарском крае, оказались более довольны собственным личностным ростом (64), позитивными взаимоотношениями (63.2), автономией (63,9). Наименьшую удовлетворенность вызвала сфера управление средой (51). Для данной выборки оказалось характерно на момент тестирования испытывать затруднения в планировании и организации ежедневной деятельности,

недостаток четкости в постановке жизненных целей и ориентиров. Они иногда могут чувствовать себя не в силах изменить обстоятельства. На среднем уровне выражено ощущение направленности. Самооценка в целом позитивная, но также может появляться недовольство и разочарованность прошлыми событиями, неявно выраженная личностная тревога.

У старшеклассников из г.Москва и Московской области наибольшим благополучием наделена сфера отношений (среднее по выборке равно 62 балла), далее - сфера жизненных целей (59,8) - старшеклассники удовлетворены собственными жизненными ориентирами. Третье место по благополучию занимает в данной выборке личностный рост (67), указывая в пользу того, что они удовлетворены сферой социальной, собственными успехами и собственным саморазвитием как личности.

Сравнение выборок позволило зафиксировать присутствие достоверных различий по таким шкалам, как «Управление средой», «Цель в жизни». В Таблице 1 представлены показатели по вышеупомянутой методике, полученные в результате расчета математического критерия Т -Крускала-Уоллиса.

Таблица 1

Уровень субъективного благополучия у старшеклассников из разных регионов России_

№ шкалы Эмпирическое значение Т-критерий Крускала-Уоллиса

1 1 Положительные отношения 83,5 р< 0,01

2 Автономия 87,5 р< 0,5

3 Управление средой 7,5 р< 0,05

4 Личностный рост 88,5 р< 0,5

5 Цель в жизни 49 р< 0,05

6 Самопринятие 72 р< 0,1

7 Итоговый показатель психологического благополучия 23,5 р< 0,01

Из табл.1 видно, что значительное расхождение в выборках наблюдается по шкале «Управление средой» и «Цель в жизни». Незначительная доля различий имеет место по шкале «Самопринятие», а относительно оставшихся шкал расхождения не слишком очевидны. Достоверность различий статистически достоверна при р< 0,05.

Полученные результаты однозначно не указывают на большую выраженность состояний эмоционального комфорта и психологического благополучия у старшеклассников Республики Крым, по сравнению со сверстниками из иных регионов России. Интерпретируя результаты тестирования, мы предположили, что старшеклассники, проживающие в Крыму, несколько более эффективно могут управлять собственной жизнью и окружающей средой, ставить значимые для себя цели, использовать возможности. Они демонстрируют способность к реалистичным оценкам

имеющихся перспектив, ощущение самодостаточности, положительные оценки собственных индивидуально-психологических свойств, достижений, прошлого, что может обуславливаться, по нашему мнению, широко известными событиями 2014 года, когда жители Крыма осознали силу своего выбора, способность самостоятельно изменять будущее.

Возможно, что различия в ощущении недостатка целеустремленности, возможности влиять на происходящее в окружении у старшеклассников могут проявляться ввиду того, что проживание в большом мегаполисе, наряду с перспективами, порождает и ряд препятствий, обусловленных стремительностью городской жизни, больших физических, психологических и информационных перегрузках.

В Крыму города менее многочисленны, жизнь более размерена и, если можно так сказать, прогнозируема, по сравнению с такими огромными городами - миллионниками, как Москва и Краснодар. А ситуация с самоизоляцией вносила постоянное напряжение в общество, заставляя учащихся переживать. Крымские дети в 2020 году получили возможность оздоравливаться на территории полуострова, что оказалось менее доступно для детей из других регионов России в летний период.

По итогам сравнительного анализа особенностей субъективного благополучия у старшеклассников из разных регионов России по «Шкале субъективного благополучия» М.В. Соколовой, определено, что у старшеклассников из Республики Крым имеет место достаточный уровень субъективного благополучия (индекс субъективного благополучия равен 2 стена). Отметим, что стены в методике распределяются от 0 до 10, где 10 стенов - признак эмоционального дискомфорта. Чуть менее эмоционально комфортно ощущают себя старшеклассники из Москвы (индекс субъективного благополучия равен 5 стенов) и старшеклассники из Краснодарского края (индекс равен 4 стена).

У старшеклассников из Республики Крым высокий уровень отмечается по шкале «степень удовлетворенности повседневной деятельностью» (7,2), остальные шкалы - в границах среднего. Наименее выражена оказалась «самооценка здоровья» (3,2). Следовательно, старшеклассники в выборке довольны собственным здоровьем.

В свою очередь старшеклассники из Москвы характеризуются средним (достаточным) уровнем субъективного благополучия (индекс равен 5). Также в границах от 4 до 7 стенов находятся всего два показателя в выборке москвичей - «Значимость социального окружения» (5) и «Самооценка здоровья» (4,6). Опасными звоночками выступили наличие от 8 до 9 стенов по шкалам «Напряженность и чувствительность», «психоэмоциональная симптоматика». Наиболее выражена оказалась шкала «психоэмоциональная симптоматика»: старшеклассники воспринимают ситуацию как эмоционально недостаточно благоприятную. О неблагоприятной ситуации, присутствии трудностей, негативно влияющих

на эмоциональное состояние, свидетельствует и высокий балл по шкале «напряженность и чувствительность» (9,2).

Наименьший показатель в данной выборке, указывающий на благополучие в области скачков и лабильности эмоционального состояний, - это «Изменения настроения» (равен 3,4 стена). На основании интерпретации результатов можно предположить, что в выборке старшеклассников из Москвы присутствует беспокойство и тревога, негативно влияющие на ощущение субъективного благополучия.

Указывают в пользу умеренного субъективного благополучия, при условии, что о полном эмоциональном комфорте говорить нельзя, показатели по шкалам «Психоэмоциональная симптоматика», «Напряженность и чувствительность», «Значимость социального окружения» и «Изменения настроения» в выборке старшеклассников из Краснодарского края.

Итог соотношения выборок на предмет особенностей субъективного благополучия старшеклассников из разных регионов России при помощи критерия Т, представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ субъективного благополучия старшеклассников из разных

№ шкалы Эмпирическое значение Т-критерий Крускала- Уоллиса

1 Напряженность и чувствительность 4,886 p <0,05

2 Психоэмоциональная симптоматика 7,760 p <0,001

3 Изменения настроения 2,48 р >0,1

4 Значимость социального окружения 11,43 р >0,1

5 Самооценка здоровья 5,24 р >0,1

6 Степень удовлетворенности повседневной деятельностью 2,98 р >0,1

7 Индекс субъективного благополучия 5,27 p <0,05

На основании самооценки благополучия, выяснилось, что старшеклассники из разных регионов России отличаются удовлетворенностью в эмоциональном плане: старшеклассники из Москвы оказались более эмоционально напряженными, болезненнее реагировали на происходящие с ними события, в отличие от сверстников из Республики Крым и Краснодарского края. Индекс субъективного благополучия в выборках достоверно отличается на уровне р <0,05: старшеклассники из Республики Крым от сверстников из г.Москвы и Краснодарского края, отличаются большей степенью выраженности субъективного благополучия. Относительно остальных шкал методики М.В. Соколовой представление

старшеклассников из разных регионов России в оценке субъективного благополучия разнятся незначительно - от 0,3 до 1 стена.

Интерпретируя полученные результаты, возникает предположение, что старшеклассники, проживающие в Республике Крым и Краснодарского, в большинстве своем чаще, чем москвичи, довольны условиями своей жизни; в частности, экологической обстановкой, политической ситуацией, свободой доступа к информации; считают, что у них удовлетворены основные потребности, необходимые для полноценной жизни.

Выводы:

1. На основании обобщения результатов эмпирического исследования, ранее заявленная гипотеза исследования подтвердилась: субъективная оценка качества жизни у старшеклассников имеет отличия в зависимости от региона проживания, относительно степени выраженности субъективного благополучия. Старшеклассники, проживающие в Республике Крым, отличаются большей степенью выраженности субъективного благополучия, по сравнению со сверстниками из Москвы и Краснодарского края.

2.Необходима дополнительная проверка данного факта в рамках перспективы исследования.

Использованные источники:

3. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования. 2009. № 1. С.33-42.

4. Гужавина Т.А. Ластовкина Д.А., Озерова О.Ю. Качество жизни в оценках населения региона // Проблемы развития территории. 2016. Вып. 2 (82). С. 98-111.

5. Фетискин, Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/ М., Издательство Института Психотерапии, 2005. 490 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.