Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 7 (73). 2021. № 4. С. 150-160.
УДК 159
ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Пучкова Л. Л.
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»
Симферополь, Республика Крым, Россия
E-mail: persik_ 73@maiL ru
В статье осуществлен анализ особенностей субъективного благополучия студентов-психологов в период дистанционного обучения. По итогам эмпирического исследования особенностей субъективного благополучия студентов-психологов в период дистанционного обучения выявлены факторы, определяющие субъективное благополучие студентов факультета психологии - это «Детерминанты субъективного благополучия студентов-психологов», «Отношение к здоровью и семейным отношениям», «Субъективный контроль». Субъективное благополучие студентов-психологов в период дистанционного обучения обуславливается локусом контроля, способностью управлять средой, сформированными жизненными целями, ощущением психологического благополучия, эмоциональным отношением к собственному здоровью и жизни, достаточной удовлетворенностью повседневной жизнью при недостаточной удовлетворенности обучением в вузе. Ключевые слова: субъективное благополучие, студенты-психологи, особенности, дистанционное обучение.
ВВЕДЕНИЕ
Субъективное благополучие является многосторонней и комплексной научной категорией. Конкретизация дефиниций субъективное и психологическое благополучие, определение факторов благополучия, его границ, степени субъективности-объективности - все эти вопросы сегодня требуют детальной разработки в рамках социально-психологических исследований.
В настоящее время активно развиваются исследования в направлении обеспечения психологической безопасности образовательного пространства и выделения его показателей (Баева И. А.), которое немыслимо без акцентирования на вопросах психологического, субъективного благополучия собственно участников образовательного процесса [1]. Мало создать психологически безопасную среду: трудно измерить степень благополучия каждого, находящегося в ней субъекта. Ведь отношение субъекта к себе, миру и окружающим людям постоянно изменяется под воздействием как индивидуальных, так и социальных факторов.
Необходимо отметить, что для формирования субъективного благополучия сензитивным периодом выступает юношеский возраст (от 16 до 25 лет), когда происходят кардинальные трансформации в отношениях индивида к себе и к миру, становление идентичности, субъектности [2, с. 38]. Исследователями НМИЦ ПН им.
150
Бехтерева В. М. было установлено, что наиболее подвержены стрессу в период пандемии молодые люди (до 20 лет) [3].
Успешность обучения студента обусловлена таким ведущим фактором, как психологический комфорт. Тогда как жизненные трудности, негативный опыт зачастую выступают в качестве базы для оптимизации психологического благополучия, поэтому ситуация дистанционного обучения может в данном ключе предстать как в качестве позитивного фактора, стимулирующего самостоятельность, саморазвитие, так и негативного, обедняющего коммуникативную сторону общения, снижающего ощущения студентом благополучия.
С учетом актуального социального контекста развития современной молодежи, психосоциального состояния российского общества, еще более актуальным становится вопрос о субъективном благополучии студенчества в условиях социо-эмоциональной депривации, вызванной пандемией коронавирусной инфекции СОУГО-19, которая преобразила жизнь общества, заставила осуществить переоценку ценностей, оказала и продолжает оказывать крайне негативное воздействие на соматическое, материальное и моральное состояние людей, что в свою очередь понижает качество жизни и изменяет меру ощущения благополучия.
И если базовой категорией в плане обеспечения психологической безопасности образовательной среды выступает взаимодействие между педагогом и студентом, то в условиях вынужденного дистанцирования данная категория утрачивает свою силу и полноту. В связи с этим, цель исследования заключалась в изучении особенностей субъективного благополучия студентов-психологов в период дистанционного обучения.
Объект исследования - субъективное благополучие студентов-психологов.
Предмет - особенности субъективного благополучия студентов-психологов в период дистанционного обучения.
В основе исследования предположение о том, что содержательными характеристиками субъективного благополучия студентов-психологов в период дистанционного обучения выступают: эмоциональная оценка удовлетворенности жизнью, соматическим здоровьем, взаимоотношениями с окружающими, субъективный контроль, психологическое благополучие, сформированные жизненные цели, способность влиять на окружающую действительность.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Существует множество подходов к трактовке феномена благополучие и субъективное благополучие в разных научных дисциплинах (философии, социологии, психологии), при этом зачастую используемые дефиниции обладают близким смыслом: «качество жизни», «удовлетворенность жизнью», «благополучие», «счастье».
Относительно исследований субъективного благополучия, интерес представляют два методических подхода: социологический подход взаимосвязан с прямой фиксацией точек зрений людей, относительно их субъективной
151
удовлетворенности собственной жизнью; психологический подход представляется как наиболее релевантный для изучения категории субъективного благополучия.
Субъективная оценка благополучия представляется Д. Г. Давыдовым как самоописание индивидом ощущений, переживаний и оценок собственной жизни, отражение уровня удовлетворенности потребностей, как на сознательном, так и на бессознательном уровне [4, с. 55].
В рамках психоаналитической теории З. Фрейда субъективное благополучие рассматривается сквозь призму внутриличностного конфликта, который может проявляться у любого индивида, однако им не осознается [5]. Разрешение конфликтов происходит с различным успехом: исход может быть благоприятным, сопровождаемым субъективным благополучием, а может выразиться в муках и борьбе, провоцирующих развитие тревоги, депрессии, неврозов и психосоматических расстройств, социальной дезадаптации.
В рамках бихевиористской теории А. Бандура представляет концепцию самоэффективности, отражающую объединение и гармонизацию познавательных, социальных, эмоциональных и поведенческих возможностей личности, связанных с актуализацией личностного потенциала и с удовлетворенностью человека собственной жизнью. Личностные представления о самоэффективности возникают и закрепляются в ходе активной деятельности, нацеленной на решение различных ситуативных задач [5].
В гуманистической психологии Абрахама Маслоу, субъективное благополучие человек достигает в результате удовлетворения базовых потребностей. Трудности с их удовлетворением провоцируют у него возникновение тревожности, ощущение собственной неполноценности, фрустрации.
Критерии субъективного благополучия по К. Роджерсу - это вера в первоначальную творческую мудрость личности, ее конструктивный потенциал; наличие обязательных условий коммуникации, содействующих личностному развитию («безусловное позитивное принятие другого человека», «активное эмпатическое слушание», «конгруэнтное самовыражение в общении») [5].
Сегодня в рамках позитивной психологии Бонивелла И., Леонтьева Д. А., Чиксентмихайи М. ключевым приоритетом в жизни человека выступает благополучие [6, 7, 8]. Благополучие в данном контексте - это нечто априори возможное для каждого индивида, а уровень выполнения взаимосвязан с уровнем становления и реализации его личностного потенциала, самосовершентсования.
Отечественные исследователи делают акцент на обособленности понятий субъективное и психологическое благополучие. Шамионовым Р. М. субъективное благополучие понимается в качестве выражения человеком субъективного отношения к самому себе, собственной жизнедеятельности с позиции усвоенных нормативных представлений о «благополучной» внешней и внутренней среде и характеризующееся переживанием удовлетворенности [9].
Куликовым Л. В. субъективное благополучие обозначается как интегративное образование, складывающееся из множества составляющих: социальное благополучие, духовное, физическое и психологическое благополучие [10].
152
Соколова М. В. субъективное благополучие определяет в рамках понятия удовлетворенности жизнью и связывает с субъективными стандартами личности в отношении внутренних представлений о «хорошей жизни», пониманием счастья [11, с.56].
Таким образом, субъективное благополучие - это многофакторный феномен, в состав которого входит такой субъективный критерий, как психологическое благополучие. Согласно Рифф К., психологическое благополучие - это психологический ресурс личности, состоящий в возможности позитивного и полноценного функционирования, отражающий оценку личностью собственного функционирования с точки зрения максимально возможного раскрытия внутреннего потенциала. При этом не все, что соответствует удовольствию, способствует достижению психологического благополучия, замечает Павлоцкая Я. И. [12].
Обобщив ряд взглядов исследователей, можно заключить, что благополучная жизнь базируется на постоянном движении человека к подлинному счастью, используя для этого собственные индивидуальные достоинства. Тогда как в условиях длительного дистанционного обучения возникают предпосылки не только для снижения удовлетворенностью получаемым образованием у студентов, но и изменения ощущения субъективного благополучия в целом.
В связи с этим актуальность приобретает изучение субъективного благополучия у студентов-психологов в период дистанционного обучения.
ПРОЦЕДУРА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Весной 2020 года на факультете психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 80 студентов-психологов в возрасте от 22 до 27 лет. Были сформирована экспериментальная выборка (n=80) путем рандомизации из студентов 3, 4 и 5 курса.
Изучение особенностей субъективного благополучия студентов-психологов в период дистанционного обучения осуществлено на основании следующего инструментария: шкала психологического благополучия Рифф К. (версия Лепешинского Н. Н.), шкала субъективного благополучия Соколовой М. В., цветовой тест отношений (ЦТО) Эткинда А. М. («оценка студентами собственного Я», «моя жизнь», «мое здоровье», «моя учеба»), опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) авторы: Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М.
Исследование проводилось при помощи мессенджеров, он-лайн версий тестов. Стимульный материал к тесту ЦТО Эткинда высылался респондентам на электронную почту. Эмпирические данные были обработаны с помощью компьютерных программ SPSS, Microsoft Excel.
На первом этапе исследования из числа всех респондентов по результатам интерпретации шкалы субъективного благополучия М. В. Соколовой, были выделены три группы: с низкой (30%), средней (45%) и высокой степенью субъективного благополучия (25%). Помимо этого, выяснилось, что у студентов-психологов в целом по выборке индекс субъективного благополучия равен 5 стенов.
153
В границах от 4 до 7 стенов находятся всего два показателя - «Значимость социального окружения» (5) и «Самооценка здоровья» (4,6).
Опасным звоночком выступил показатель по шкале «Напряженность и чувствительность» (9,2), «Психоэмоциональная симптоматика» (10,2), что указывает на общую тенденцию для студентов воспринимать ситуацию как эмоционально недостаточно благоприятную, присутствие трудностей, негативно влияющих на эмоциональное состояние.
Наименьший показатель в данной выборке, указывающий на благополучие в области лабильности эмоционального состояний, - это «Изменения настроения» (равен 3,4 стена).
Таким образом, можно предположить, что в выборке присутствует беспокойство и тревога, негативно воздействующие на субъективное благополучие. Студенты, находящиеся на дистанционном обучении, не достаточно довольны условиями своей жизни (экологической обстановкой, политической ситуацией, свободой доступа к информации) и ограничением основных потребностей, необходимых для полноценной жизни.
Исходя из данных опросника Рифф К. «Шкала психологического благополучия», наибольшим благополучием наделена сфера отношений (среднее по выборке равно 62 балла), далее - сфера жизненных целей (59,8) - студенты-психологи удовлетворены собственными жизненными ориентирами. Третье место по благополучию занимает в данной выборке личностный рост (67), указывая в пользу того, что студенты удовлетворены сферой социальной, собственными успехами и собственным саморазвитием. Уровень психологического благополучия в целом по выборке характеризуется как средний.
В результате изучения данных по «Цветовому тесту отношений» (ЦТО) Эткинда А. М., выяснилось следующее: эмоциональное отношение к себе, к своей жизни, учебе и здоровью у студентов-психологов обладает определенной спецификой. Частота присвоения цвета в ЦТО у студентов-психологов дана ниже в табл.1.
Таблица 1
Частота присвоения цвета в ЦТО у студентов-психологов
№ Цвет Я сам мое здоровье моя жизнь моя учеба в вузе
1 Синий 15 15 14 12
2 Зеленый 15 17 16 10
3 Красный 22 18 14 10
4 Желтый 22 20 18 18
5 Фиолетовый 6 10 16 5
6 Коричневый - - 2 5
7 Черный - - - 5
8 Серый - - - 15
Из таблицы 1 видно, что в отношении к самому себе у студентов-психологов преобладает красный и желтый цвет (по 22 выбора), что свидетельствует в пользу стремления к увеличению жизненной активности, достижения живости и
154
энергичности. Здоровье наделяется чаще всего желтым и красным цветами, ассоциируется с оптимизмом, потребностью в поиске выхода из ситуации и обретения новых возможностей, с достижением успеха, повышением жизненной активности, энергичности.
«Моя жизнь» для студентов-психологов ассоциируется с потребностью в поиске выхода и новых возможностей, расценивается как приятная, яркая, открывающая перспективы (выбор желтого цвета). Также жизнь ассоциируется со спокойствием, склонностью фантазировать. Ощущают гармонию в контактах с другими людьми, жалеют себя (об этом свидетельствуют синий и фиолетовый цвета). У 5 студентов выявлено утомление, стремление уйти от социальных контактов, страх одиночества, устойчивое стрессовое состояние (выбор коричневого цвета в отношении жизни).
Анализ цветовых выборов, относительно обучения студентов-психологов в вузе, позволил выявить у 50 студентов ассоциации с основными цветами (зеленым, синим, желтым, красным), что указывает на положительное отношение к ситуации обучения. Однако остальные 30 студентов продемонстрировали эмоционально негативное отношение к обучению, выбрав серый, коричневый, черный и фиолетовый цвета. Что дало основания предположить, что у таких студентов обучение в дистанционном формате вызывает стресс, фрустрацию.
Проанализировав данные диагностики по уровню субъективного контроля в выборке по опроснику УСК, заключено следующее: индекс общей интернальности равен 8 и свидетельствует в пользу выраженности субъективного контроля у студентов, когда большая часть значительных перемен и жизненных перипетий понимается как итог собственной деятельности, как шанс управлять ими. Студенты ощущают собственную ответственность за указанные события, за собственную жизнь.
Ид равен 5,2 и свидетельствует в пользу того, что жизненные достижения студентами-психологами осознаются не полностью в качестве своих побед, но и не приписываются внешним обстоятельствам. Большая часть считает, что они сами добились всего в жизни.
Высокий показатель отмечается у студентов в области неудач (Ин = 9), указывая на сформированное чувство субъективного контроля в отношении негативных сторон всего происходящего с ними.
Показатель выше среднего выявлен в области производственных отношений (Ип равен 8). Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни оказалась выше среднего (Из = 7,5), что указывает на готовность брать на себя ответственность за собственное здоровье.
Следовательно, студенты-психологи больше ориентированы на самих себя, отличаются выраженностью внутреннего локуса контроля.
С целью описания характерных особенностей субъективного благополучия у студентов во время дистанционного обучения, проведен факторный анализ. Результаты факторизации представлены в таблице 2. Факторизации подверглись показатели всех шкал опросников: шкалы психологического благополучия Рифф К. (в таблице 2 шкалы от № 1 до № 7) и субъективного благополучия Соколовой М. В.
155
(шкалы от № 8 до № 14), цветовой тест отношений Эткинда А. М. (в таблице 2 шкалы от № 15 до № 18) и опросник «Уровень субъективного контроля» (от № 19 до № 25).
Таблица 2
Особенности субъективного благополучия у студентов-психологов в период дистанционного обучения
№ ШКАЛЫ МЕТОДИК ФАКТОР 1 ФАКТОР 2 ФАКТОР 3
1 Положительные отношения 0,180 -0,261 0,648
2 Автономия 0,466 -0,568 -0,155
3 Управление средой 0,911 0,153 0,014
4 Личностный рост 0,364 -0,203 0,434
5 Цель в жизни 0,832 -0,285 0,105
6 Самопринятие 0,551 -0,104 0,579
7 Психологическое благополучие 0,819 -0,388 0,307
8 Напряженность и чувствительность -0,594 0,419 0,029
9 Признаки психиатр.симптоматики -0,168 0,633 0,440
10 Изменения настроения 0,731 0,688 0,051
11 Значимость соц.окружения -0,670 0,429 0,284
12 Самооценка здоровья -0,240 0,531 0,227
13 Степень удовлетворенности повседневной деятельностью 0,013 0,138 0,812
14 Индекс субъективного благополучия -0,172 -0,783 -0,443
15 Я -0,399 0,694 0,120
16 Моя жизнь -0,067 -0,035 0,872
17 Мое здоровье -0,584 0,774 0,132
18 Моя учеба -0,743 -0,641 -0,003
19 Общая интернальность -0,029 -0,140 0,777
20 Интернальность в области достижений 0,059 -0,591 0,074
21 Интернальность в области неудач 0,433 0,416 -0,146
22 Интернальность в области производственных отношений 0,256 -0,244 -0,528
23 Интернальность в межличностных отношениях -0,379 0,049 0,355
24 Интернальность в отношении здоровья и болезни -0,304 0,136 0,086
25 Интернальность в области семейных отношений 0,319 0,701 -0,164
Сумма квадратов факторных нагрузок 5,984 4,987 2,963
Доля дисперсии 0,239 0,199 0,119
Примечание: * жирным курсивом выделены показатели р<0,07.
На основании факторного анализа выделено три фактора: наиболее нагруженным оказался первый фактор (0,239), второй фактор (0,199) и наименее нагруженным выступил третий фактор (0,119).
156
Первый фактор составили субшкалы методики Рифф К. «Управление средой» (0,911), «Цель в жизни» (0,832), «Психологическое благополучие» (0,819) с положительными знаками. А также шкалы «Изменение настроения» (0,731) с положительным знаком и «Моя учеба» (-0,743) с отрицательным знаком. Фактор условно назван «Детерминанты субъективного благополучия студентов-психологов». Степень выраженности отрицательных эмоций и ощущения психологического благополучия - допустимая. Наличие взаимосвязей между показателями «управление средой», «цели в жизни» и «психологическое благополучие» свидетельствуют в пользу того, что негативные эмоции, напряжение студентов нивелируются по причине наличия сформированных жизненных целей, ощущения собственной причастности к управлению окружающей средой, способностью оказывать на нее значимое влияние, обладание достаточным оптимизмом и психологическим благополучием. Попадание указанных шкал в фактор говорит о том, что степень принятия самого себя находится в прямой зависимости от способности влиять на окружающую действительность.
Психологическое благополучие также взаимосвязано с эмоциональным отношением студентов к учебе: дистанционный формат обучения снижает степень психологического благополучия, провоцирует изменения настроения.
Второй фактор получил название «Отношение к здоровью и семейным отношениям» и образован тремя показателями: «Индекс субъективного благополучия» (-0,783) с отрицательным знаком, эмоциональное отношение к здоровью по ЦТО «Мое здоровье» (0,774) и «шкала интернальности в области семейных отношений» (0,701) с положительным знаком. Имеет место значимость здоровья для студентов-психологов в определении субъективного благополучия, а также локуса контроля. Степень субъективного благополучия психологов имеет обратную зависимость с интернальностью в области семейных отношений и эмоциональным отношением к собственному здоровью. Чем выше оценки здоровья и семейных отношений, тем выше ощущение студентами субъективного благополучия. И напротив, понижению субъективного благополучия студентов способствует отрицательные оценки соматического здоровья и взаимоотношений в кругу семьи.
В третий фактор вошли субшкалы методики измерения субъективного благополучия «Степень удовлетворенности повседневной деятельностью» (0,812), «Общая интернальность» (0,777), «Моя жизнь» (0,872) с положительным знаком Фактору было присвоено название «Субъективный контроль».
Следовательно, удовлетворенность повседневной деятельностью, эмоциональное отношение к собственной жизни обусловлены общей интернальностью. От степени субъективного контроля зависит удовлетворенность жизнью: чем выше субъективный контроль, тем более довольны своей повседневной жизнедеятельностью студенты, и наоборот.
По итогам факторного анализа можно заключить, что студенты-психологи характеризуются достаточным уровнем субъективного благополучия, преобладанием внутреннего локуса контроля, испытывают эмоциональный дискомфорт, о чем свидетельствует попадание в фактор шкалы «Изменение
157
настроения». В отношениях с близкими людьми серьезные проблемы отсутствуют, но и о полном эмоциональном комфорте в этой области говорить нельзя.
Субъективное благополучие обуславливается взаимодействием личностной оценки объективных факторов, существующей системой взаимоотношений, системой ожиданий и эмоциональным отношением к собственному здоровью, жизни и учебе.
ВЫВОДЫ
1. Субъективное благополучие включает в себя множество субъективных (духовное благополучие, эмоциональные оценки удовлетворенности жизнью) и объективных (соматическое здоровье, материальное благосостояние) факторов.
2. Дистанционный характер обучения может провоцировать снижение успеваемости, учебной мотивации у студентов, отрицательно сказаться на благополучии, самочувствии, самооценке, удовлетворенности жизнью, самосознании студентов, а может выступить триггером саморазвития и раскрытия творческого потенциала, обретения новых навыков и умений.
3. Выделены факторы субъективного благополучия студентов-психологов в период дистанционного обучения - это фактор «Детерминанты субъективного благополучия студентов-психологов», «Отношение к здоровью и семейным отношениям», «Субъективный контроль».
4. Субъективное благополучие студентов-психологов в период дистанционного обучения обуславливается интернальным локусом контроля, присутствием способности управлять средой и сформированных жизненных целей, ощущением психологического благополучия, эмоциональным отношением к собственному здоровью и жизни, достаточной удовлетворенностью повседневной деятельностью при недостаточной удовлетворенности обучением в вузе в условиях пандемии.
5. Определение специфичности субъективного благополучия у студентов будет способствовать открытию новых тенденций, относительно их успешной профессионализации, в направлении оказания психологической помощи студентам в период дистанционного обучения по оптимизации субъективного благополучия.
Список литературы
1. Баева И. А. Модель психологической безопасности подростка в образовательной среде / И. А. Баева, Е. Б. Лактионова, Л. А. Гаязова, И. В. Кондакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена - 2019. - № 194. - С. 7-15.
2. Летягина С. К. О социально-психологических факторах формирования деликвентного поведения в юношеском возрасте/ С. К. Летягина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2009. - Т. 2. - № 3-4. - С. 31-37.
3. Сорокин М. Ю. Психологические реакции населения как фактор адаптации к пандемии COVID -19 / М. Ю. Сорокин, Е. Д. Касьянов, Г. В. Рукавишников, О. В. Макаревич // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2020. - № 2. - С. 87-94.
4. Давыдов Д. Г. Современные подходы к исследованию качества жизни / Д. Г. Давыдов // Социальные науки и современное общество. - № 2 (16). - 2012. - С. 54-67.
5. Хьелл Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2000. - 658 с.
158
6. Бонивелл И. Ключи к благополучию: что может позитивная психология / пер. с англ. М. Бабичевой. - М.: Время, 2009. - 192 с.
7. Леонтьев Д. А. Позитивная психология — повестка дня нового столетия / Д. А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9. - № 4. - С. 36-58.
8. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания / М. Чиксентмихайи. - М.: Смысл; Альпина нон-фикшн, 2011. - 520 с.
9. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие и ценностно-смысловые образования личности в профессиональной сфере / Р. М. Шамионов // Известия Саратовского ун-та, 2006. - Т. 6. - С. 104109.
10. Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л. В. Куликов // Общество и политика / Ред. В. Ю. Большаков. - СПб., Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. - С. 476-510.
11. Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия / М. В. Соколова. - Ярославль, 1996. - 84 с.
12. Павлоцкая Я. И. Психологическое благополучие и социально-психологические характеристики личности: монография / Я. И. Павлоцкая // Волгоградский институт управления - филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС. - Волгоград. - 2016. - 167 с.
FEATURES OF THE SUBJECTIVE WELL-BEING OF PSYCHOLOGY STUDENTS DURING DISTANCE LEARNING
Puchkova L. L.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: persik_ 73@>mail ru
The article analyzes the features of the subjective well-being of psychology students in the context of distance learning. Subjective well-being includes many subjective (spiritual well-being, emotional assessments of life satisfaction) and objective (somatic health, material well-being) factors. Subjective well-being is a multifactorial phenomenon that includes such a subjective criterion as psychological well-being. Psychological well-being is a psychological resource of the individual, consisting in the possibility of positive and full functioning, reflecting the assessment of the individual's own functioning from the point of view of the maximum possible disclosure of internal potential. Summarizing a number of views of researchers, we can conclude that a successful life is based on the constant movement of a person to true happiness, using their own individual merits. While in the conditions of long-term distance learning, there are prerequisites not only for a decrease in students ' satisfaction with the education they receive, but also for a change in the feeling of subjective well-being in general.
Summarizing a number of views of researchers, we can conclude that a successful life is based on the constant movement of a person to true happiness, using their own individual merits. While in the conditions of long-term distance learning, there are prerequisites not only for a decrease in students ' satisfaction with the education they receive, but also for a change in the feeling of subjective well-being in general. In this regard, the study of subjective well-being in psychology students during distance learning becomes relevant. Distance learning can provoke a decrease in academic performance, academic motivation of students, negatively affect the well-being, well-being, self-esteem, life satisfaction, self-awareness of students, and can act as a trigger for self-development and disclosure of creative potential, acquiring new skills and abilities.
159
In the spring of 2020, at the Faculty of Psychology of the Tauride Academy of the Crimean Federal University. V. I. Vernadsky conducted an empirical study, which was attended by 80 psychology students aged 22 to 27 years. An experimental sample (n=80) was formed by randomization from 3rd, 4th, and 5th year students. The study of the features of the subjective well-being of psychology students during distance learning was carried out on the basis of the following tools: the scale of psychological well-being Riff K. (version of Lepeshinsky N. N.), the scale of subjective well-being Sokolova M. V., the color test of relations (CTO) Etkind A.M. ("students' assessment of their own self', "my life", "my health", "my study"), the questionnaire "Level of subjective control" (USK) authors: Bazhin E. F., Golynkina E. A., Etkind A.M. Based on the results of an empirical study of the features of the subjective well-being of psychology students in distance learning, the factors that determine the subjective well - being of students of the Faculty of Psychology of the V. I. Vernadsky KFU are identified: "Determinants of the subjective well-being of psychology students", "Attitude to health and family relations", "Subjective control". The subjective well-being of psychology students during distance learning is determined by the locus of control, the ability to manage the environment, formed life goals, a sense of psychological well-being, an emotional attitude to their own health and life, sufficient satisfaction with everyday life with insufficient satisfaction with studying at the university. In this regard, the identification of the features of subjective well-being in psychology students will contribute to the discovery of new trends regarding their successful professionalization, in the direction of providing psychological assistance to students during distance learning to optimize subjective well-being.
Keywords: subjective well-being, psychology students, features, distance learning.
References
1. Baeva I.A., Laktionova E.B., Gayazova L.A., Kondakova I.V., Model of psychological safety of a teenager in the educational environment, Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 194, 7 (2019).
2. Letyagina S.K., On the socio-psychological factors of the formation of delinquent behavior in youth, Izvestiya Saratovskogo universiteta. New series. Acmeology of Education series. Developmental psychology, 2, 31 (2009).
3. Sorokin M.Yu., Kasyanov E.D., Rukavishnikov G.V., Makarevich O.V., Psychological reactions of the population as a factor of adaptation to the COVID - 19 pandemic, Review of psychiatry and medical psychology, 2, 87 (2020).
4. Davydov D.G., Modern approaches to the study of the quality of life, Social Sciences and Modern Society, 2 (16), 54 (2012).
5. Hjell L., Ziegler D., Theories of personali, 658 p. (St. Petersburg. 2000).
6. Bonivell I., Keys to well-being: what positive psychology can do, 192 p. (Moscow, 2009).
7. Leontiev D.A., Positive psychology — the agenda of the new century, Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 9, 4, 36 (2012).
8. Csikszentmihalyi M., Potok: psychology of optimal experience, 520 p. (Moscow, 2011).
9. Shamionov R.M., Subjective well-being and value-semantic education of the individual in the professional sphere, Izvestiya Saratovskogo un-ta, 6, 104 (2006).
10. Kulikov L.V., Determinants of life satisfaction, Society and Politics, 476 p. (St. Petersburg, 2000).
11. Sokolova M.V., Scale of subjective well-being, 84 p. (Yaroslavl, 1996).
12. Pavlotskaya Ya.I., Psychological well-being and socio-psychological characteristics of the individual: monograph, Volgograd Institute of Management is a branch of the Russian Academy of Sciences, 167 p. (Volgograd, 2016).
160