Научная статья на тему 'Особенности структуры и содержания курса физики в профильной школе (естественнонаучный профиль)'

Особенности структуры и содержания курса физики в профильной школе (естественнонаучный профиль) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
881
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА / УРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ / ФИЗИКА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ / PROFILE SCHOOL / TIER LEARNING PHYSICS / THE PHYSICS OF NATURAL SCIENCE PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томилов А. В.

Рассматриваются уровни изучения физики в профильной школе и соответствующие данным уровням профили обучения. Обсуждаются вопросы по особенностям организации естественнонаучного профиля в школах Тюменской области. Предлагается структура курса физики в наибольшей степени удовлетворяющая особенностям естественнонаучного профиля. Согласно представленной структуре детально рассматривается содержание каждого из разделов данного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE STRUCTURE AND CONTENT OF PHYSICS OF THE NATURAL SCIENCE PROFILE

The features of the orientation of students and the labor market of the Tyumen region are considered. Levels of learning physics in specialized school and learning profiles corresponding to the levels are considered. Questions on the specifics of the organization of natural science profile in the schools of the Tyumen region are discussed. The content of each section of the profile is considered in detail in accordance with the provided structure.

Текст научной работы на тему «Особенности структуры и содержания курса физики в профильной школе (естественнонаучный профиль)»

7. Nacionaljnihyj arkhiv Respubliki Tatarstan. F.10.Op.1.D.11482.LL.18. «Posluzhnoyj spisok ordin. prof. Imper. Kazanskoyj Dukhovnoyj akademii po kafedre ehtnografii tatar, kirgizov, bashkir, chuvash, cheremis, votyakov i mordvih, istorii rasprostraneniya khristianstva mezhdu oznachennihmi inorodcheskimi plemenami i tatarskogo yazihka doktora sravniteljnogo yazihkoznaniya Statskogo sovetnika N.F. Katanova».

Статья поступила в редакцию 26.02.13

УДК 37(372.8)

Tomilov A.V. FEATURES OF THE STRUCTURE AND CONTENT OF PHYSICS OF THE NATURAL SCIENCE PROFILE. The features of the orientation of students and the labor market of the Tyumen region are considered. Levels of learning physics in specialized school and learning profiles corresponding to the levels are considered. Questions on the specifics of the organization of natural science profile in the schools of the Tyumen region are discussed. The content of each section of the profile is considered in detail in accordance with the provided structure. Key words: Profile school, tier learning physics, the physics of natural science profile.

А.В. Томилов, ст. преп. каф. физики, технологии, ТиМП, Тобольской социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск, E-mail: And-Tom.1983@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ [ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ]

Рассматриваются уровни изучения физики в профильной школе и соответствующие данным уровням профили обучения. Обсуждаются вопросы по особенностям организации естественнонаучного профиля в школах Тюменской области. Предлагается структура курса физики в наибольшей степени удовлетворяющая особенностям естественнонаучного профиля. Согласно представленной структуре детально рассматривается содержание каждого из разделов данного профиля.

Ключевые слова: профильная школа, уровневое обучение физике, физика естественнонаучного профиля.

В связи с всеобщим переходом средних общеобразовательных школ на профильное обучение наиболее острой стала проблема определения содержания и структуры школьных дисциплин. Физика также не стала исключением, ошибочно физику профильного уровня отождествляют с физикой углублённого уровня [1]. Данная проблема опасна прежде всего тем, что цели изучения физики, и, соответственно, содержание, зависят от профиля и для каждого из них они свои. Следовательно, не зная особенностей профиля невозможно преподавать предмет в соответствии с теми целями, которые ставятся в том или ином профиле, а именно подготовить учащихся в зависимости от их профессиональной ориентации, интересов и склонностей.

По данным департамента образования и науки Тюменской области, наиболее востребованными являются работники тех-

нических профессий: инженеры, конструкторы, энергетики, технологи. Данные профессии являются высокооплачиваемыми в Тюменской области [2]. Следовательно, на рынке труда образуется дефицит квалифицированных высокооплачиваемых специалистов, требующих подготовки по естественно-математическим и техническим направлениям.

Для того чтобы выяснить, какие профессии наиболее предпочтительные среди абитуриентов, нами был проведён опрос учащихся 10-11 классов города Тобольска, Тобольского и Ва-гайского районов Тюменской области. В результате чего получили следующие данные, отражённые в диаграмме (рис. 1).

Согласно полученным данным, с учётом того, что из педагогических специальностей более одного процента планируют поступление на естественно-математические специальности,

Рис. 1. Результаты опроса учащихся в их профессиональном самоопределении

получаем: около 35% опрошенных учащихся планируют продолжить своё дальнейшее обучение в вузах с естественно-математическим и техническим уклоном.

Согласно данным опроса учащихся старших классов, 33% старшеклассников планируют сдачу ЕГЭ по физике, 12% - по химии, 15% - по биологии, по математике сдача ЕГЭ обязательна. Как видно, физика необходима наибольшему количеству выпускников, вероятность успешной сдачи ЕГЭ по физике выше у учащихся, изучающих физику на профильном уровне. Проанализируем уровни изучения физики в различных профилях.

Анализ ФГОС и учебных планов показывает, что изучение физики предусматривается:

- на профильном уровне - для физико-математического, физико-химического и индустриально-технологического (по направлению электротехника/радиоэлектроника; материаловедение), естественнонаучного профилей обучения;

- на базовом уровне - для химико-биологического, биоло-го-географического и агротехнологического профилей, информационно-технологическом, а также в тех случаях, когда учащиеся не определились с профилем (т.е. в случае непрофильного обучения);

- в составе учебного предмета «Естествознание» - для социально-экономического, социально-гуманитарного, филологи-

ческого, художественно-эстетического и оборонно-спортивного профилей [3].

Учитывая специфику рынка труда Тюменской области и данные опроса учащихся, определяем, что большому количеству учащихся необходима усиленная подготовка по физике, химии и биологии. Какие профили необходимо реализовывать в школе, чтобы удовлетворить потребности учащихся с естественно-математическим уклоном? Из анализа ФгОс и учебных планов видно, что данные потребности удовлетворяются физико-математическим, физико-химическим и биолого-химическим профилем. Не каждая школа может организовывать такое количество профилей естественно-математического направления. На практике видно, что подготовка по математике к ЕГЭ ведётся достаточно серьёзная, следовательно, уровень её изучения на всех профилях очень высок, исключение составляют те специальности, где математика является основополагающим предметом, например, учитель математики или классическое математическое образование. Кроме того, ряд специальностей требует профильной подготовки трёх дисциплин: физика, химия, биология - это профессии нефтегазовой отрасли и многие медицинские специальности. Следовательно, более эффективным, в Тюменском регионе, будет организация естественнонаучного профиля, который, являясь наиболее универсальным, удовлет-

10 класс

введение

молекулярная физика

механика

электродинамика

11 класс

ядерная

квантовая физика и строение обобщающие

электродинамика физика элементарные вселенной занятия

частицы

Рис. 2. Структура курса физики естественнонаучного профиля

Рис. 3. Структура раздела «Молекулярная физика» естественнонаучного профиля

Рис. 4. Структура раздела «Механика» естественнонаучного профиля

Рис. 5. Структура раздела «Электродинамика» естественнонаучного профиля

Рис. 6. Структура раздела «Квантовая физика» естественнонаучного профиля

Рис. 7. Структура раздела «Ядерная физика и элементарные частицы» естественнонаучного профиля

Рис. 8. Структура раздела «Строение Вселенной» в естественнонаучном профиле

воряет потребности наибольшего количества учащихся, а совместно с физико-математическим профилем полностью обеспечивает профилями, учащихся выбравших естественно-математическое направление.

Как уже отмечалось, естественнонаучный профиль наиболее универсальный, область профильных дисциплин позволяет готовить учащихся к поступлению в ссузы и вузы, связанные с обучением физики, химии и биологии, также технические вузы, медицинские учебные заведения и др. При таком обучении формируются знания о том, что законы физики лежат в основе химических и биологических явлений, раскрывается их взаимосвязь, формируются знания о физических методах в химии и биологии, формируются экспериментальные умения, формируются поисково-исследовательские умения, раскрывается естественнонаучная картина мира. Исходя из того, что математика является обязательным предметом для сдачи ЕГЭ, в любом профиле ведётся специализированная работа по «натаскиванию» к данному экзамену, особенно в естественно-математических профилях.

В естественнонаучном профиле дисциплинами, изучаемыми на профильном уровне, являются физика, химия и биология. Кроме перечисленных предметов, важное значение имеют астрономия, география (особенно физическая), некоторые разделы данных дисциплин возможно изучать на профильном уровне, либо в качестве элективных курсов, например, курс «Основы геологии». Все современные естественные науки, так или иначе, используют математический аппарат для описания рассматриваемых явлений - точное формульное представление закономерностей, описывающих рассматриваемые природные явления. Поэтому многие исследователи и практики стремятся в естественнонаучный профиль ввести алгебру в качестве профильной дисциплины, данный профиль называют - «естественно-математический». Конечно, математика необходима при изучении естественных наук, но большой объём содержания профильных дисциплин приведёт к значительной перегрузке учащихся, поэтому целесообразней изучать математику в данном направлении на базовом уровне, но с углублённым и расширен-

ным изучением некоторых её разделов, либо с введением элективных курсов математического содержания.

Естественнонаучный профиль, так же как и физико-химический, не подразумевает слишком сложного математического аппарата и такого же глубокого изучения всех разделов, как в физико-математическом профиле [4]. Данный профиль занимает промежуточное значение между физико-химическим и био-лого-химическим профилями. Здесь при обучении физике необходимо учитывать межпредметные связи физики с химией и биологией, а также биологии с химией. Прежде чем определять структуру и содержание физики естественнонаучного профиля, необходимо ознакомиться с программами биологии и химии базового и профильного уровней.

На основе анализа программ по химии и биологии [5; 6] мы предлагаем следующую структуру физики для естественнонаучного профиля, с учётом особенностей профиля и определим её содержание.

Структура и содержание физики естественнонаучного профиля будет зависеть от специфических целей физики данного профиля, а также от согласованности структуры содержания курса химии и биологии.

Перечислим специфические цели физики естественнонаучного профиля:

• формирование знаний о том, что законы физики лежат в основе химических и биологических явлений;

• формирование знаний о взаимосвязи физических, химических и биологических явлений и процессов;

• формирование знаний о физических методах, применяемых в химии и биологии;

• формирование исследовательских умений [7; 8].

Исходя из анализа структуры и содержания химии и биологии базового и профильного уровней, мы предлагаем структуру физики естественнонаучного профиля (рис. 2).

Выделим особенности содержания каждого раздела физики данного профиля.

Во введении мы предлагаем рассматривать вопросы зарождения и развития научного взгляда на мир, методы научного

познания природы, особенности физического метода исследования в естествознании, связь физики, химии и биологии. Также во введении необходимо изучить некоторые вопросы механики, необходимые для изучения молекулярной физики: однородность, изотропность и симметрия пространства; однородность времени; пространственные и временные промежутки и др.

Для реализации межпредметных связей физики, химии и биологии молекулярная физика должна изучаться раньше механики. Этому способствует освоенный в основной школе курс механики и молекулярной физики, а также раздел атомно-молекулярной теории строения вещества в курсе химии основной школы. Раздел «Молекулярная физика» будет иметь следующую структуру (рис. 3).

Мы предлагаем в раздел «Молекулярная физика» добавить такие темы, как «Строение и свойства вещества», «Вещества с различными физико-химическими свойствами», «Элементы молекулярной биофизики», «Элементы фотохимии», «Физические методы изучения атомов и молекул», «Элементы биофизики клетки», «Диффузия в живой природе».

Структура раздела «Механика» представлена на рис. 4. Наиболее значимым является раздел «Законы сохранения в механике». В механике рассматриваются такие темы, как «Механические явления и законы в живой природе», «Симметрия в живой природе», «Функции и структура опорно-двигательного аппарата», «Физические движения биологических систем». «Ухо как акустическая система», «Использование акустики животными».

Структура раздела «Электродинамика» представлена на рис. 5. В данном разделе нами предлагается изучать такие темы, как «Электричество и человек», «Электрофизиология клетки», «Глаз как оптическая система», «Электрический ток в электролитах», «Химические источники электрического тока».

Наиболее логичная структура квантовой физики рассматриваемого профиля представлена на рис. 6.

С квантовыми представлениями учащиеся начинают знакомство уже в основной школе на уроках химии. В данном разделе необходимо рассмотреть такие темы, как «Строение атома», «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Электронные строения и свойства химических со-

Библиографический список

единений», «Люминесценция (хемилюминесценция; биохемилю-минесценция)».

Раздел «Ядерная физика и элементарные частицы» нами был выделен отдельно от квантовой физики и представлен следующей структурой на рис. 7.

Данный раздел имеет наибольшую межпредметную связь с биологией, нежели предыдущий. По нашему мнению, в разделе «Ядерная физика и элементарные частицы» необходимо рассмотреть следующие темы: «Химические последствия ядерных процессов», «Химия трансурановых элементов», «Действие радиации на живые организмы», «Применение радиации в медицине», «Способы защиты от радиации».

Раздел «Строение Вселенной» (рис. 8) представляет для естественнонаучного профиля большое значение. Мы считаем, что в поддержку данному разделу необходимо ввести элективный курс, посвящённый астрономии, т.к. она, являясь естественной наукой наряду с разделом физики «Строение Вселенной», будет способствовать формированию наиболее полной естественнонаучной картины мира. В данном разделе необходимо рассмотреть следующие темы: «Космическая биология», «Значение солнечной энергии в жизни человека», «Химическая эволюция Вселенной», «Распространенность и распределение химических элементов во Вселенной».

При проведении обобщающих занятий необходимо повторить материал за 10-11 классы, акцентируется внимание на межпредметных связях физики с другими естественными науками, на физических методах исследования в естествознании и формируется обобщённая естественнонаучная картина мира.

Предложенные нами структура и содержание физики естественнонаучного профиля наиболее согласованы со структурой и содержанием профильного уровня химии и биологии и учитывает межпредметные связи с данными дисциплинами. Учебников физики по естественнонаучному профилю, соответствующих особенностям данного профиля, мы не смогли найти. Учителя, обучающие физике естественнонаучного профиля, могут использовать как вспомогательный материал учебники для углублённого изучения физики, журналы «Вестник естествознания», «Химическая физика», «Биофизика» и др.

1. Осмоловская, И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе: учеб. пособие. - М.; Воронеж, 2004.

2. Официальный сайт департамента образования и науки Тюменской области [Э/р]. - Р/д: http://admtyumen.ru/ogv_ru/society/edu_science/ edu_new.htm

3. Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования // Профильная школа. - М. - 2004. - № 1.

4. Пурышева, Н.С. Методические основы дифференцированного обучения физике в средней школе: дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 1995.

5. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М., - 2000.

6. Общая методика обучения биологии : учеб. пособие для студентов пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. - М., 2003.

7. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. - М. - 2002. - № 6.

8. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего Образования // Профильная школа. - М. - 2003. - № 1.

Bibliography

1. Osmolovskaya, I.M. Differenciaciya processa obucheniya v sovremennoyj shkole: ucheb. posobie. - M.; Voronezh, 2004.

2. Oficialjnihyj sayjt departamenta obrazovaniya i nauki Tyumenskoyj oblasti [Eh/r]. - R/d: http://admtyumen.ru/ogv_ru/society/edu_science/ edu_new.htm

3. Bazisnihyj uchebnihyj plan dlya srednego (polnogo) obthego obrazovaniya // Profiljnaya shkola. - M. - 2004. - № 1.

4. Purihsheva, N.S. Metodicheskie osnovih differencirovannogo obucheniya fizike v sredneyj shkole: dis. ... d-ra. ped. nauk. - M., 1995.

5. Chernobeljskaya, G.M. Metodika obucheniya khimii v sredneyj shkole: ucheb. dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., - 2000.

6. Obthaya metodika obucheniya biologii : ucheb. posobie dlya studentov ped. vuzov / I.N. Ponomareva, V.P. Solomin, G.D. Sideljnikova; pod red. I.N. Ponomarevoyj. - M., 2003.

7. Koncepciya modernizacii Rossiyjskogo obrazovaniya na period do 2010 goda // Vestnik obrazovaniya. - M. - 2002. - № 6.

8. Koncepciya profiljnogo obucheniya na starsheyj stupeni obthego Obrazovaniya // Profiljnaya shkola. - M. - 2003. - № 1.

Статья поступила в редакцию 10.03.13

УДК 378 (075.8)

Babich M.V., Kharchenko L.N. THE PROBLEM OF ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES PROVIDED REGIONAL COLLEGE. This article presents the characteristics of educational services, the issue of quality assessment, offered the option of assessing the quality of educational services provided by the regional educational institution of vocational education.

Key words: educational services, quality of educational services, assessment of the quality of educational services.

М.В. Бабич, директор ГБОУ СПО «Региональный политехнический колледж», г. Буденновск, Е-mail: rpk49@mail.ru: Л.Н. Харченко, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, Е-mail: rpk49@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.