Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ВПОЭЗИИ А.ФЕТА'

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ВПОЭЗИИ А.ФЕТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Назывные предложения / структура / семантика / поэзия / век. / Nominal sentences / structure / semantics / poetry / century.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Эргашова Маржона Алишер Қизи

Данная статья посвящена исследованию структурно-семантических особенностей назывных предложений в поэтическом дискурсе 19 века. В работе анализируются ключевые аспекты, связанные с формой и содержанием назывных предложений, их роль в поэтическом тексте и специфика использования в поэзии XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STRUCTURE AND MEANING CONTENTNAME SENTENCES IN THE POETRY OF A. FET

This article is devoted to the study of the structural and semantic features of nominal sentences in the poetic discourse of the 19th century. The work analyzes key aspects related to the form and contentof nominal sentences, their role in a poetic text and the specifics of their use in poetry of the 19th century.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ВПОЭЗИИ А.ФЕТА»

EURASIAN JOURNAL OF ACADEMIC RESEARCH

Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 7.899 www.in-academy.uz

FEATURES OF STRUCTURE AND MEANING CONTENT NAME SENTENCES IN THE POETRY OF A. FET

Ergashova is the daughter of Marjona Alisher

1st year graduate student https://doi.org/10.5281/zenodo.10893374

ARTICLE INFO

Received: 23th March 2024 Accepted: 28th March 2024 Online: 29th March 2024

KEYWORDS Nominal sentences, structure, semantics, poetry, century.

ABSTRACT

This article is devoted to the study of the structural and semantic features of nominal sentences in the poetic discourse of the 19th century. The work analyzes key aspects related to the form and content of nominal sentences, their role in a poetic text and the specifics of their use in poetry of the 19th century.

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ПОЭЗИИ А.ФЕТА

Эргашова Маржона Алишер кизи

магистрант 1курса 10-1ГЫ 23

https://doi.org/10.5281/zenodo.10893374

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Received: 23th March 2024 Accepted: 28th March 2024 Online: 29th March 2024 KEYWORDS

Назывные структура, поэзия, век.

предложения, семантика,

Да нная статья посвящена исследованию структурно-семантических особенностей назывных предложений в поэтическом дискурсе 19 века. В работе анализируются ключевые аспекты, связанные с формой и содержанием назывных предложений, их роль в поэтическом тексте и специфика использования в поэзии XIX века.

Назывные предложения, будучи лаконичными и ёмкими, играли особую роль в поэзии 19 века. В этот период поэты активно использовали их для достижения различных целей: создания картин природы, описания предметов, передачи чувств и эмоций, создания атмосферы, философских размышлений.

Значительную роль назывные предложения играют в структуре и семантике поэтического текста. Они представляют собой особый вид предложений, которые обладают определёнными особенностями и функциями, влияя на восприятие и интерпретацию поэтических произведений. В данной статье мы обратим особое внимание на их роль и значение в поэзии А.Фета.

EURASIAN JOURNAL OF ACADEMIC RESEARCH

Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 7.899 www.in-academy.uz

Язык художественной литературы, в частности, поэтический язык, является ярким примером, иллюстрирующим особенности функционирования различных синтаксических конструкций, в которых типичные свойства языковых единиц осложняются дополнительными грамматическими и семантическими характеристиками.

Анализ ключевых аспектов назывных предложений в поэзии XIX века свидетельствует о их значимости для литературного искусства того времени и является важным шагом в изучении и интерпретации поэтических произведений этого периода.

Поэзия представляет собой уникальный объект исследований, загадочный и многогранный, характеризующийся бесконечностью смыслов и выступающий как сложный структурно-содержательный феномен. Даже несмотря на долгую историю поэтического искусства и значительное количество научных работ в этой области, сущность поэзии остается недостаточно изученной. Р. Якобсон утверждал, что «поэзия - это язык в его эстетической функции». Он подчеркивал тесную взаимосвязь между звуковой структурой и значением слова в поэтическом языке.

Основная ценность поэтического слова заключается не только в рифме и ритме, которые, хотя и важны, обычно привлекают больше внимания, а прежде всего в «сгущении смысла» как основе поэтичности. Ю. Лотман описывал поэзию как сложно структурированный смысл и отмечал увеличение информативности поэтического текста - это явление, которое кажется противоречащим теории информации. Поэтичность текста возникает в результате взаимодействия языка и мышления, ценностной системы автора и рефлексивной реальности читателя, объединения бытия, языковой картины мира и смысла, подобно основополагающим понятиям М. Хайдеггера, которые можно представить, как троичное единство: сущее - бытие - смысл бытия. Диалогическое пространство «текст - читатель» определяется «рассеянием» смысла и возможностью его «кристаллизации» в зависимости от типов смыслового насыщения внутри текста и используемых читателем методов рефлексии.

Поэтичность текста - это не что иное, как искусство создания красоты через слова. Когда автор воплощает свои мысли и чувства в тексте, он олицетворяет свою ценностную систему, свои убеждения и взгляды на мир. В результате, читатель взаимодействует с этим текстом, проникается его рефлексивной реальностью и находит в нем отражение собственного внутреннего мира.

Основные черты назывных предложений в поэзии XIX века связаны с использованием конкретных слов и образов, созданием особой атмосферы и эмоциональной окраски произведения, а также раскрытием идей автора.

Назывные предложения в поэзии 19 века часто выступают как заголовки, эпиграфы, повторения или ключевые образы, которые несут в себе глубокий смысл и символическое значение. Они способствуют созданию целостного образа произведения и его эстетическому воздействию на читателя.

Подчеркнём, что в языке лирики встречаются предложения, в которых однородные компоненты занимают позицию любого члена предложения, как главного,

ё

Щу,

"Первый лист."

"Еще майская ночь..."

"Осенний вечер."

Фиксация мимолетных мгновений:

"Шепот, робкое дыханье..."

"Ярким солнцем озаренный... "

"Вечерняя заря."

Передача настроений и чувств:

"Слышно, как снег под ногой скрипит..."

"Опять, как в годы золотые... "

"Какая ночь! Как воздух чист..."

Создание атмосферы:

"В дымных тучках пурпур розы..."

"Буря на небе вечернем..."

"О, как мучительно-сладостно..."

Особенности назывных предложений в творчестве Фета:

Частое использование метафор, эпитетов, сравнений:

"Ночь, как дым, клубится..."

"Ветер, с поля набегая... "

"Звезда горит, горит так ярко..."

Интонационное разнообразие: восклицательные, вопросительные, повествовательные предложения.

Сочетание с другими типами предложений: назывные предложения могут сочетаться с повествовательными, вопросительными, восклицательными предложениями.

Таким образом, язык художественной литературы, в частности, поэтический язык, является ярким примером, иллюстрирующим особенности функционирования различных синтаксических конструкций, в которых типичные свойства языковых единиц осложняются дополнительными грамматическими и семантическими характеристиками Назывные предложения - неотъемлемая часть поэзии Фета. Они

é

Ws,

References:

1. Бабайцева В.В. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Избранное. 2005-2010: Сб. научных и научно-методических статей. Под ред. К.Э. Штайн. М.; Ставрополь: СГУ, 2010. 400 с. С. 168-180.

2. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. М.: Флинта: Наука, 2011.496 с.

3. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке / Е.Н. Ширяев. Отв. ред. Д.Н. Шмелёв. М.: Наука, 1986. 221 с.

4. Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку. 3-е изд, испр. и доп. М.: Высшая школа, 2006. 407 с.

5. Стругацкий А.Н. "Литературный процесс XIX века: поэтический дискурс". М., 1985.

6. Murtazaeva, F. (2019). " Women" s prose" in the context of modern literature. International Journal of Recent Technology and Engineering, 8(3 Special Issue), 193-196.

7. Murtazaeva, F. R. (2019). PSYCHOLOGISM AS A STYLISH DOMINANT IN THE MODERN FEMALE PROSE OF V. TOKAREVA. Theoretical & Applied Science, (10), 717-720.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.