Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ'

ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
167
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автомобильных дороги / магистрали / инфраструктура / Automobile roads / highway / infrastructure

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мырадов Й., Сапаргулыева Г., Довлетов С., Амангулыев А.

В статье рассмотрены особенности конструкции автомобильной дороги. Представлены их различия в зависимости цели и загруженности дороги. Приводиться виды и особенности автомобильных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Мырадов Й., Сапаргулыева Г., Довлетов С., Амангулыев А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses peculiarities of road constructing. The specific differences of each type of road depending on its average estimated vehicle load. Examples of types and at methods exist today to improve it. The article focuses on the stages and level of listening comprehension especially for undergraduate and graduate students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ»

УДК 625.72

Мырадов Й.,

Старший преподаватель, Кандидат технических наук, Туркменский государственный архитектурно-строительный институт.

Сапаргулыева Г., Преподаватель,

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт.

Довлетов С., Студент,

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт.

Ашхабад, Туркменистан.

Амангулыев А., Студент,

Туркменский государственный сельскохозяйственный университет

имени С.А. Ниязова, Ашхабад, Туркменистан.

ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности конструкции автомобильной дороги. Представлены их различия в зависимости цели и загруженности дороги. Приводиться виды и особенности автомобильных дорог.

Ключевые слова: автомобильных дороги, магистрали, инфраструктура

Myradow Y.,

Senior lecturer, Associate professor of technical sciences, Turkmen State Architecture and Construction Institute.

Sapargulyyeva G., Lecturer,

Turkmen State Architecture and Construction Institute.

Dowletow S., Student,

Turkmen State Architecture and Construction Institute.

Ashgabat, Turkmenistan. Amangulyyew A., Student,

Turkmen State Agricultural University named after S.A. Niyazov,

Ashgabat, Turkmenistan.

Abstract

The article discusses peculiarities of road constructing. The specific differences of each type of road depending on its average estimated vehicle load. Examples of types and at methods exist today to improve it. The article focuses on the stages and level of listening comprehension especially for undergraduate and graduate students.

Keywords:

Automobile roads, highway, infrastructure

Дорожная конструкция - это система, включающая дорожную одежду и земляное полотно. Дорожная одежда представляет собой многослойную конструкцию, предназначенную для перераспределения давления на грунт от действия транспортной нагрузки. Прочность материала дорожной одежды постепенно снижается по мере удаления от поверхности дорожного полотна.

В конструкции дорожной одежды различают следующие слои:

1) покрытие;

2)основание;

3) дополнительный (подстилающий) слой.

Эти части дорожной одежды, в свою очередь, могут состоять из одного или нескольких слоев различных материалов.

Земляное полотно - это дорожное сооружение, служащее осно- ванием для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги. Земляное полотно строят в виде насыпейили выемок из грунтов, удовлетворяющих требованиям прочности, плотности, фильтрации. Дорожное основание представляет собой несущую часть дорожной одежды, которая вместе с покрытием обеспечивает распределение и передачу нагрузки на грунт земляного полотна. Дорожное покрытие - это верхний, наиболее прочный слой дорожной одежды, воспринимающий непосредственное воздействие нагрузки, атмосферных факторов и определяющий основные транспортно-эксплуатационные качества дороги. Его устраивают одно-, двух- или трехслойным. Покрытия могут относиться к низшему, облегченному, переходному и капитальному типам. Покрытие низшего типа устраивают из грунтов, улучшенных добавками гравия, шлака. Покрытие переходного типа устраивают из щебеночного или гравийного материала, а также из грунтов, укрепленных вяжущими веществами. Облегченное покрытие устраивают из асфальтобетонных смесей, смесей на основе эмульсий, слоев по методу пропитки и смешения на месте. Покрытия капитального типа устраивают из цементобетона и горячего асфальтобетона.

Aвтомобильная дорога - это комплекс инженерных сооружений, предназначенных для движения автомобилей. В зависимости от интенсивности их движения автомобильные дороги подразделяют на 5 категорий.

Автомобильные дороги I категории подразделяют на два вида:

I а - скоростные дороги (автомобильные магистрали), проходящие в обход городов и населенных пунктов. Имеют пересечение с автомобильными и железными дорогами только в разных уровнях.

Транспортные развязки на них должны обеспечивать въезд и выезд без пересечения потоков движения в одном уровне.

I б - подъезды к крупным транспортным узлам, туристским центрам, предназначенные для движения автомобилей с высокими скоростями. Имеют пересечения в различных уровнях с дорогами II и III категории и с железными дорогами; вместе с тем, допускается примыкание дорог III категории в одном уровне.

Интенсивность движения - это количество автомобилей и других транспортных средств, проходящих через определенное сечение дороги в обоих направлениях в единицу времени (час, сутки).

Расчетная интенсивность - это среднегодовая суточная интенсивность движения на последний год перспективного периода, установленного для дорог общей сети равным 20 годам. Расчетная интенсивность в физических транспортных единицах принимается в случае, когда легковые автомобили составляют менее 30% общего транспортного потока. Для приведения интенсивности движения транспортных средств к легковому автомобилю существуют коэффициенты приведения [1], которые

изменяются от 0,5 - для мотоциклов до 6,0 - для автопоездов грузоподъемностью свыше 30 т.

Автомобильные дороги 1...М категорий прокладывают в обход населенных пунктов с устройством подъездов к ним. Когда по технико-экономическим расчетам установлена целесообразность проложения дорог 1.111 категорий через населенные пункты, их проектируют в соответствии с требованиями СНиП.

Поскольку интенсивность движения зависит от скорости транспортных средств, для проектирования элементов дороги (плана, продольного и поперечного профилей) принимают расчетные скорости, т.е. максимальную скорость одиночных автомобилей, обеспечивающую безопасность движения при нормальных погодных условиях. Основные расчетные скорости составляют от 150 км/ч -для категории I а до 60 км/ч - для категории V.

Список использованной литературы:

1. Проектирование автомобильных дорог: Справочник инженера-дорожника / Под ред. Г.А. Федотова. -М.: Транспорт, 1989.

2. Вейцман М.И. и др. Дорожная терминология. - М: Транспорт, 1985.

3. Леонович И. И., Стрижевский В. А., Шумчик К. Ф. Испытание дорожно-строительных материалов. - Мн.: Выш. школа, 1991.

© Мырадов Й., Сапаргулыева Г., Довлетов С., Амангулыев А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.