Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРЕСС-РЕАКЦИЙ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ФОНЕ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ОСОБЕННОСТИ СТРЕСС-РЕАКЦИЙ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ФОНЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОВЛАДАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Будников М.Ю., Шина Соперна, Дудник Е.Н., Голубева Н.К., Глазачев О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРЕСС-РЕАКЦИЙ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ФОНЕ ПАНДЕМИИ COVID-19»

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

- Воронеж: ВГИФК, 2019. - 239 с. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://eJanbook.com/ book/140332 (дата обращения: 19.02.2022). - Режим доступа: для авториз. пользователей. - 86 с.

2. Платонов, В.Н. Теории адаптации и функциональных систем в развитии в системе знаний в области подготовки спортсменов -2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/ publication/320234321 (дата обращения: 10.02.2022. - 42с.

3. Федотова, И.В. Основы методологии постпрофессиональной адаптации спортсменов: учебно-методическое пособие / И.В. Федотова. - Волгоград: ВГАФК, 2016. - 145 с. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. -URL: https://eJanbook.com/book/158095 (дата обращения: 19.02.2022). - Режим доступа: для авториз. пользователей.

References

1. Grishina T.S. Pedagogicheskoye fizkulturno-sportivnoye sovershen-stvovaniye [Pedagogical physical culture and sports improvement].

Teaching aid. Voronezh: VGIFK publ., 2019. 239 p. [Electronic resource]. Available at: https://eJanbook.com/book/140332 (date of access: 02.19.2022).

2. Platonov V.N. Teorii adaptatsii i funktsionalnykh sistem v razvitii v sisteme znaniy v oblasti podgotovki sportsmenov-2017 [Theories of adaptation and functional systems in development in the system of knowledge in the field of training athletes-2017] [Electronic resource]. Available at: https://www.researchgate.net/publication/320234321 (date of access: 10.02.2022).

3. Fedotova I.V. Osnovy metodologii postprofessionalnoy adaptatsii sportsmenov [Fundamentals of the methodology of post-professional adaptation of athletes]. Teaching aid. Volgograd: VGAFC publ., 2016. 145 p. [Electronic resource]. Available at: https://eJanbook.com/ book/158095 (date of access: 02.19.2022)

4. Hopkins D.R., Hoeger W.W. The modified sit and reach test. In Hoeger W.W. (Ed.), Lifetime physical fitness and wellness: A personalized program, 1986. pp. 47-48. Englewood, CO: Morton.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

О (U .с Н

особенности стресс-реакции у студентов-медиков с различным уровнем физической активности на фоне пандемии coviD-19

Кандидат психологических наук М.Ю. Будников1 Шина Соперна1

Кандидат биологических наук Е.Н. Дудник1 Кандидат медицинских наук Н.К. Голубева1 Доктор медицинских наук, профессор О.С. Глазачев1 1Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва

УДК/UDC 159.91

Ключевые слова: стресс, копинг-стратегии, тревожность, самоэффективность, совладание, физическая активность.

Введение. Пандемия COVID-19 в сочетании с антиковидны-ми ограничениями и режимом самоизоляции привела к значительным последствиям для психического здоровья населения во всем мире (Dubey et al., 2020). По данным ряда исследований, студенты-медики более подвержены риску связанных со стрессом расстройств (Schwenk, Davis, & Wimsatt, 2010).

Цель исследования - выявление особенностей психологического стресса и копинг-стратегий студентов-медиков при различных уровнях физической активности.

Методика и организация исследования. Участники исследования - 541 человек в возрасте от 17 до 38 лет (20,6±2,5), 368 женщин (68 %) и 173 мужчины (32 %), студенты Первого МГМУ им. И. М. Сеченова и ВолгГМУ (393 российских и 148 иностранных студентов).

Участники отвечали на анкетные вопросы, а также заполняли психологические опросники: PSS-10, Шкала страха COVID-19 (Ahorsu D.K. и др., 2020), COPE (Carver C. S. и др., 1989), Шкала общей самоэффективности (Шварцер Р. и др., 1996), Шкала тревожности Спилбергера, PHQ-9.

Результаты исследования и их обсуждение. Между выраженностью стресса (PSS-10) и продолжительностью физической активности в течение недели обнаруживается значимая слабая отрицательная корреляция (r=-0,146, p=0,01).

С учетом рекомендаций ВОЗ, на основе анализа ответов участников исследования выделены группы низкой (n=246; 46 %), средней (n=158; 29 0%) и высокой физической активности (n=137; 25 00).

В группе высокой физической активности уровень потребления алкоголя достоверно ниже по сравнению с группами низкой (p=0,004) и средней (p=0,035) физической активности. Студенты второй группы более позитивно оценивают свои семейные и дружеские отношения по сравнению со студентами первой группы (p=0,001 и p=0,011, соответственно).

features of stress REAcTioNs iN MEDicAL sTuDENTs wiTH different level of physical activity during THE coviD-19 pandemic

PhD M.Yu. Budnikov1 Sheena Soperna1 PhD E.N. Dudnik1 PhD N.K. Golubeva1

Dr. Med., Professor O.S. Glazachev1 1I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow

Поступила в редакцию 28.04.2022 г.

Испытуемые с низкой физической активностью испытывают более выраженный психологический стресс в период пандемии COVID-19 по сравнению с группами средней (p=0,0001) и высокой физической активности (p=0,035). Они более склонны к фокусировке на неприятных событиях и эмоциях (COPE F3, p=0,003), чаще прибегают к отрицанию (COPE F6; p=0,031) и приему успокоительных (COPE F12; p=0,049) по сравнению с группой с высоким уровнем физической активности. По сравнению с группой средней физической активности они реже выбирают стратегию активного преодоления стрессовой ситуации (COPE F5, p=0,007). Тенденция к уходу от проблем, отказу от достижения целей (COPE F9) также наиболее выражена в группе низкой физической активности и наименее выражена в группе высокой активности.

По шкале самоэффективности обнаруживаются значимые различия между группами низкой и высокой активности. Кроме того, для студентов первой группы характерна более высокая ситуативная и личностная тревожность по сравнению с второй (p=0,0001; p=0,003) и третьей (p=0,001; p=0,0001) группами.

Вывод. Студенты с низким уровнем физической активности испытывают более выраженный стресс и тревогу в период пандемии COVID-19. На основе полученных данных представляется перспективной разработка программ профилактики дистресса у студентов с использованием физических упражнений.

References

1. Dubey, S., Biswas, P., Ghosh, R., Chatterjee, S., Dubey, M.J., Chat-terjee, S., Lahiri, D., Lavie, C. Psychosocial impact of COVID-19. Diabetes and Metabolic Syndrome. Clinical Research and Reviews. 2020.14(5), 779-788. doi: 10.1016/j.dsx.2020.05.035.

2. Schwenk, T., Davis, L., Wimsatt, L. Depression, stigma, and suicidal ideation in medical students. JAMA. 2010. 304(11), 1181-1190. doi: 10.1001/jama.2010.1300.

Информация для связи с автором: sport_med@list.ru

72

http://www.teoriya.ru

№9^ 2022 Сентябрь | Sebtember

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.