Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЕМ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА'

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЕМ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
456
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИИ / КОПИНГ-УСТАНОВКИ / МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОФИЛЬ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА / РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИИ / EMOTION REGULATION STRATEGIES / COPING STRATEGY / INTERHEMISPHERIC ASYMMETRY / ADOLESCENCE / BRAIN LATERAL ORGANIZATION PROFILE / EMOTION REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Полина Степановна, Афанасьева Снежана Михайловна

Способность регулировать эмоциональное состояние, деятельность, поведение является одной из актуальных задач развития личности на жизненном пути. Гормональная перестройка организма, изменения в социальной ситуации развития в подростковом возрасте способствуют возникновению резких скачкообразных смен настроения, повышению эмоциональной напряженности, высокой чувствительности, импульсивности поведения. В старшем подростковом возрасте сохраняются трудности в совладании эмоций, поэтому могут появиться и эволюционировать стратегии регуляции эмоции, которые снижают уровень адаптации и становятся причиной развития девиантного поведения. Данная проблема рассматривается через призму изучения копинг-установок и профиля латеральной организации головного мозга старшеклассников. Результаты исследования показали, что индивидуальный профиль организации головного мозга может быть взаимосвязан с выбором конкретных видов стратегий регуляции эмоции для снижения тревожности, фрустрации. Существует возможность обусловленности предпочтения определенных стратегий, в том числе и деструктивных, в зависимости от индивидуального профиля латеральной организации. У респондентов с более высокой стрессоустойчивостью латерального профиля менее характерны деструктурирующие деятельность стратегии регуляции эмоции. «Равнополушарный» тип индивидуального профиля латеральной организации мозга обладает наиболее высоким уровнем стрессоустойчивости, адаптивности и учебной успеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алексеева Полина Степановна, Афанасьева Снежана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE PROFILE LATERAL BRAIN ORGANIZATION OF HIGH-SCHOOL STUDENTS AND THE STRATEGY OF EMOTION REGULATION

The ability to regulate the emotional state, activity, behavior is one of the significant tasks of personal development on the path of life. Hormonal restructuring of the body, changes in the social situation of development in adolescence contribute to the emergence of sudden abrupt mood swings, increased emotional tension, high sensitivity, and impulsive behavior. In older adolescence, difficulties in coping with emotions persist, so strategies for regulating emotions may appear and evolve, which reduce the level of adaptation in general and cause deviant behavior. This problem is considered in the article through the study of coping attitudes and individual functional interhemispheric asymmetry of the brain. The results of the study showed that the individual profile of the brain organization can be interconnected with the choice of specific types of strategies for regulating emotions to reduce anxiety and frustration. There is a possibility of conditionality of preference for certain strategies, including destructive ones, depending on the individual profile of the lateral organization. Respondents with a higher stress tolerance of the lateral profile are less characterized by destructive activity strategies for regulating emotions. The “equal hemisphere” type of individual profile of the lateral organization of the brain has a high level of stress resistance, adaptability and academic performance.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЕМ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА»

- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

УДК 159.9

С. М. Афанасьева, П. С. Алексеева

Особенности стратегий регуляции эмоций у старшеклассников с различным профилем латеральной организации мозга

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Способность регулировать эмоциональное состояние, деятельность, поведение является одной из актуальных задач развития личности на жизненном пути. Гормональная перестройка организма, изменения в социальной ситуации развития в подростковом возрасте способствуют возникновению резких скачкообразных смен настроения, повышению эмоциональной напряженности, высокой чувствительности, импульсивности поведения. В старшем подростковом возрасте сохраняются трудности в со-владании эмоций, поэтому могут появиться и эволюционировать стратегии регуляции эмоции, которые снижают уровень адаптации и становятся причиной развития девиантного поведения. Данная проблема рассматривается через призму изучения копинг-установок и профиля латеральной организации головного мозга старшеклассников. Результаты исследования показали, что индивидуальный профиль организации головного мозга может быть взаимосвязан с выбором конкретных видов стратегий регуляции эмоции для снижения тревожности, фрустрации. Существует возможность обусловленности предпочтения определенных стратегий, в том числе и деструктивных, в зависимости от индивидуального профиля латеральной организации. У респондентов с более высокой стрессоустойчивостью латерального профиля менее характерны деструктурирующие деятельность стратегии регуляции эмоции. «Равнопо-лушарный» тип индивидуального профиля латеральной организации мозга обладает наиболее высоким уровнем стрессоустойчивости, адаптивности и учебной успеваемости.

Ключевые слова: стратегии регуляции эмоции, копинг-установки, межполушарная асимметрия, подростковый возраст, профиль латеральной организации головного мозга, регуляция эмоции.

S. M. Afanaseva, P. S. Alekseeva

The relationship between the profile lateral brain organization of high-school students and the strategy of emotion regulation

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The ability to regulate the emotional state, activity, behavior is one of the significant tasks of personal development on the path of life. Hormonal restructuring of the body, changes in the social situation of

АЛЕКСЕЕВА Полина Степановна - доцент кафедры психологии и социальных наук, Институт психологи, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: [email protected]

ALEKSEEVA Polina Stepanovna - Associate Professor, Department of Psychology and Social Sciences, Institute of Psychology, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk , Russia.

АФАНАСЬЕВА Снежана Михайловна - студент 5 курса направления «Педагогика и психология девиантного поведения» Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: [email protected]

AFANASEVA Snezhana Mikhailovna - 5th-year student in Pedagogics and Deviant Behaviour Psychology, Institute of Psychology, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

development in adolescence contribute to the emergence of sudden abrupt mood swings, increased emotional tension, high sensitivity, and impulsive behavior. In older adolescence, difficulties in coping with emotions persist, so strategies for regulating emotions may appear and evolve, which reduce the level of adaptation in general and cause deviant behavior. This problem is considered in the article through the study of coping attitudes and individual functional interhemispheric asymmetry of the brain. The results of the study showed that the individual profile of the brain organization can be interconnected with the choice of specific types of strategies for regulating emotions to reduce anxiety and frustration. There is a possibility of conditionality of preference for certain strategies, including destructive ones, depending on the individual profile of the lateral organization. Respondents with a higher stress tolerance of the lateral profile are less characterized by destructive activity strategies for regulating emotions. The "equal hemisphere" type of individual profile of the lateral organization of the brain has a high level of stress resistance, adaptability and academic performance.

Keywords: emotion regulation strategies, coping strategy, interhemispheric asymmetry, adolescence, brain lateral organization profile, emotion regulation.

Введение

Регуляция эмоций представляет собой комплекс психических процессов, которые усиливают, ослабляют либо удерживают на одном уровне интенсивность эмоциональных реакций человека. Фокусом регуляции являются эмоциональные реакции и эмоциональные состояния, - как негативные, так и позитивные. Регуляцию эмоций принято рассматривать как процесс и как свойство личности [1].

Подростковый возраст в жизни каждого человека является одновременно сложным и важным периодом. Значимыми являются формирование образа «Я», самоотношение, меняются структура и качество взаимоотношений в социальной среде. На физиологическом уровне отмечаются изменения мозговых структур, которые значительно влияют на его поведение и деятельность. Возможны резкие смены настроения, низкий контроль над эмоциональными реакциями, характерными становятся импульсивность, легкая возбудимость, повышенная тревожность [2].

Следовательно, ключевую роль может сыграть индивидуальный профиль латеральной организации, который взаимодействует с ведущей и ведомой части полушария. По многим научным работам соотношение функциональности полушарий значительно влияет на уровень стрессоустойчивости и адаптации к меняющимся условиям. Е. Д. Хомская выделила четыре типа индивидуального профиля латеральной организации мозга: односторонний, смешанный, перекрестный и гармоничный [3]. Совокупность данных связей значительно влияет на процесс адаптации, на стрессоустойчивость, на учебную успеваемость.

Критические и стрессовые стимулы могут повлиять негативно на психоэмоциональное и психофизиологическое состояние личности, которые в дальнейшем скажутся на качестве адаптации, могут носить деструктивный характер.

Необходимость исследования проблемы стратегии регуляции эмоции в подростковом возрасте заключается в том, психологическая особенность подростков связана с низкой устойчивостью к стрессам, которое, возможно, взаимосвязано физиологическим фактором и социальной незрелостью; поэтому действия могут быть необдуманными и ход решения проблем деструктивными. Совокупность повышенной эмоциональности и низкого самоконтроля порождает высокую склонность к риску.

Основная роль саморегуляции и стрессоустойчивости заключается в том, чтобы своевременно регулировать процессы адаптации путем снижения когнитивного диссонанса, фрустрации, тревожности и ригидности. Высокий уровень саморегуляции обеспечивает: психическую устойчивость субъекта, установку контакта с субъектами деятельности без трудностей, низкий уровень конфликтности и зависимости психоэмоционального состояния от ситуации и мнения окружающих.

Особенности индивидуального профиля латерального организации могут повлиять на уровень стрессоустойчивости и адаптации к меняющимся условиям. Стимулы, вызывающие стресс, могут сказаться негативно на психоэмоциональное и психофизиологическое состоя-

ние личности, которые в дальнейшем скажутся на уровне адаптации. Далее у субъекта могут развиться деструктивные стратегии регуляции эмоции, которые могут стать благоприятной почвой для развития девиантного поведения.

Таким образом, индивидуальный профиль латеральный организации мозга может играть основную роль в выборе конкретных видов стратегий регуляции эмоции для снижения уровня стресса, то есть способность личности быстро переключаться и адаптироваться.

Следовательно, целью данной работы является выявление особенностей стратегий регуляции эмоции у старшеклассников с учетом индивидуального латерального профиля.

Исследование проблемы стратегии регуляции эмоции в подростковом возрасте

По мнению А.Е. Личко, границы подросткового возраста лежат в пределах 12-17 лет [4]. Кризис подросткового возраста имеет наибольшую продолжительность протекания, чем у других возрастных периодов. Как считает Л.И. Божович, длительная продолжительность связана с быстрым и скачкообразным темпом развития физиологических и когнитивных процессов. Эти изменения приводят к развитию новых потребностей, но не удовлетворяются из-за социальной незрелости [5]. Доминирующие центры коры головного мозга, отвечающие за внимание, сокращают период работы, соответственно, в результате внимание подростка становится неустойчивым и непродолжительным. Вторая сигнальная система ослабляет свою деятельность, это приводит к тому, что речь подростка и понимание словесной информации замедляется, актуализируется эмоциональная память. Психологическая особенность подростков связана с низкой устойчивостью к стрессам, поэтому действия могут быть необдуманными и ход решения проблем инфантильными. Совокупность повышенной эмоциональности и низкого самоконтроля порождают высокую склонность к риску. Повышается чувствительность к мнениям других людей о себе, что свидетельствует о формировании самосознания [6]. Изменения, которые происходят в эмоциональной сфере влияют на поведение подростков, которые могут демонстрировать неуправляемость, игнорирование или уход в себя, стремление к «пробе себя» в разных ситуациях. Как подчеркивает Д. И. Фельдштейн, подросток не умеет оценивать дальнейшие перспективы развития событий, не учитывает риски и не ставит на первый план свою безопасность [7].

В работах Л.И. Божович отмечается, что во время подросткового кризиса влияют 2 фактора: внешний и внутренний. В рамках данной статьи мы рассмотрим внутренний фактор, который больше влияет на стремление к самосовершенствованию, к личностному росту. Появление данного процесса протекает через появление и развитие способности, как: самопознание, самоутверждение и самовыражение. Например, подросток начинает относиться критически к своим личностным и физическим данным и значительно переживает за особенности своего характера или внешности, считая, что именно они являются причиной к неудачам в установке положительных контактов со сверстниками и т.п. Выше мы подчеркивали влияние физиологических изменений на эмоциональную сферу, из-за неспособности контролировать свое поведение, эмоцию подросток начинает обвинять себя, сильно нервничать и думать о своей несостоятельности, что ведет к усилению внутреннего напряжения [8].

В работах Д.Б. Эльконина, общение со сверстниками выступает как ведущая деятельность и влияет на «стиль» поведения подростка. Страх быть не принятым в группе своих сверстников может способствовать появлению демонстративного поведения и стремлению изменить себя по стандартам группы [9]. Общественно-полезная деятельность как вид ведущей деятельности, по мнению Д.И. Фельдштейна, способствует развитию у подростка социально значимой и одобряемой деятельности, ведет к формированию новых личностных качеств, адекватной мотивационно-потребностной сферы, которая отвечает ожиданием подростка и формирует среду для развития самосознания, стратегии регуляции и контроля над своими эмоциями [10].

Таким образом, психофизиологические изменения могут повлиять на эмоциональную сферу подростка, способствовать формированию различных стратегий регуляции эмоции, в том числе и деструктивной.

Механизм стратегии регуляции эмоции

Вопрос регуляции эмоционального состояния личности с критическими и стрессовыми стимулами изучается в различных сферах науки: медицине, психофизиологии, психологии и др. При воздействии определенных стрессогенных факторов субъект начинает вырабатывать и совершенствовать определенные стратегии, которые более эффективно регулируют эмоциональное состояние, но могут носить деструктивный характер [11].

Наиболее популярным является когнитивный подход в изучении проблемы регуляции эмоции в работах Р. Лазаруса по когнитивному статусу угрозы совладеющего поведения в природе изучения подхода психологического стресса. Продолжая и развиваю концепцию Р. Лазаруса, Р. Томпсон, Дж. Гросс, Н. Гарнефски описывают частные закономерности и феномен эмоциональной регуляции, широкий диапазон стратегий, которые размещены на временном континууме [12]. Деструктивные стратегии регуляции по своей природе препятствуют адаптации и усиливают дезадаптационные эффекты, тем самым данные процессы могут стать причиной девиантного поведения.

Н. Гарнефски выделял 2 типа стратегий регуляции эмоции: стратегии, способствующие успешной адаптации (фокусирование на планировании, рассмотрение в перспективе, позитивная переоценка, принятие, позитивная перефокусировка) и дезадаптивные или деструктивные типы стратегий (руминации или навязчивые мысли о событии катастрофизация, самообвинение, а также обвинение других) [13].

По работам многих исследований, открытое эмоционально-экспрессивное поведение может стать причиной низких показателей интенсивности переживаемых эмоций, то есть подавление экспрессии эмоции может стать причиной несовпадения внутреннего переживания и внешнего проявления. Таким образом, частое подавление экспрессии эмоции может стать причиной отчужденности и социальной изоляции индивида.

Таким образом, каждый этап стратегии имеет адаптивные и дезадаптивные формы. В основном это зависит от опыта субъекта. Следовательно, необходимо рассмотреть особенности психофизиологические изменения в подростков возрасте, которые могут повлиять на эмоциональный фон субъекта.

Нейропсихологический подход изучения эмоциональной сферы и личности позволяет возможность объяснения особенностей индивидуальных различий психических функций, основываясь из определенных принципов строения мозга, межполушарного взаимодействия и асимметрии испытуемого. А. Р. Лурия отмечал, что мозг при каждой выработке психического явления функционирует как высокодифференцированное целое. Следовательно, задействованы оба полушария мозга, но при этом каждая часть выполняет свою роль. Особенность взаимодействия межполушарной асимметрии является основанием для закономерности функционирования мозга как парного органа. То есть являются характеристикой интегративной особенности работы мозга как одной единой системы мозга и психических процессов.

В основе профиля латеральной организации лежат принципы: во-первых, использования мануальной, слухоречевой и зрительной асимметрии; во-вторых, оценка степени асимметрии; в-третьих, определение значимости слухоречевой, зрительной и мануальной асимметрии. В исследованиях Е.Д. Хомской было рассмотрено, что тип профиля латеральной организации влияет на особенности психических состояний и функций.

В.А. Москвина и В.П. Леутина изучают роль межполушарной асимметрии на особенности протекания положительных и негативных эмоций и их регулирование. При этом значения правого и левого полушария неравнозначны при обеспечении эмоциональных процессов и их регуляции. Считается, что для эмоционально-личностной стороны левшей и амбидекстров более характерна отрицательная эмоциональная система, то есть более высокая реакция на отрицательные виды стимулов, склонность к негативным типам эмоций и преобладание негативных эмоциональных состояний. В работах Е.Д. Хомской доказано, что испытуемые с ведущей правой рукой более чувствительны к эмоциям положительного значения, а леворуким и амбидекстрам характерен сдвиг в сторону эмоций отрицательного значения.

Таким образом, индивидуальный профиль латеральной организации напрямую связан с уровнем адаптивности, стрессоустойчивости личности. Многочисленные исследования показывают, что сформированные индивидуальные латеральные профили не изменяются с возрастом, а несформированные профили могут видоизмениться.

Материалы и методы исследования

Для эмпирического исследования была сформирована выборка респондентов, обучающихся в 10 классе СУНЦ и ФТЛ в возрасте от 16-17 лет. Общее количество респондентов составило 65 человек.

Нами была использована процедура нейропсихологической диагностики, разработанная и снабженная количественной оценкой в лаборатории нейропсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством Т.В. Ахутиной. Были внесены изменения, связанные с количеством проб, проведено 19 проб, соответствующих цели исследования.

Для выявления тенденций развития стратегий регуляции эмоции старшеклассников был использован «Опросник копинг-установок подростков ACOPE» (Patterson, McCubbin, 1981).

Был произведен математико-статистический анализ данных с помощью пакета SPSS 22.0. Проводился анализ нормальности распределения (метод Колмогорова-Смирнова), коэффициент корреляции Пирсона (r-Пирсона) - для выявления взаимосвязи между стратегией регуляцией эмоции и профилем латеральной организации мозга.

Результаты и обсуждение

На рис. 1 размещены развития стратегий регуляции эмоции у старшеклассников по уров-

1Ряд1 2,5 2,82 3,12 2,73 2,58 2,14 1,07 2,41 1,46 2,59 3,4 3,17

Рис. 1. Уровни развития стратегий регуляции эмоции у старшеклассников

Анализ результатов позволяет нам говорить о тенденции применения конструктивных стратегий регуляции эмоции старшеклассниками в исследуемой выборке. Но при общем положительном фоне стратегий наблюдаются «привычки» постоянного ухода или игнорирования проблемы путем «релаксации» и «отвлечения». Эти деструктивные стратегии регуляции эмоций и игнорирование устоявшихся проблем могут привести к снижению уровня адаптации.

Чаще всего в стрессовых ситуациях респонденты склонны использовать «юмор» (-3,4), т.е. предпочтение отдают стратегии дистанцирования. Анализируя данный факт, мы согласимся с Р. Томпсоном, который утверждает, что юмор включает процесс преодоления негативных переживаний через субъективное снижение степени эмоциональной вовлеченности и ее значимости. Старшеклассник использует приемы рационализации и обесценивания, переключения внимания, отстранения. Как отмечают Дж. Гросс и Р. Томпсон, постоянное обесценивание проблемы не способствует овладению ситуацией, вызывает страх. Следовательно, когнитив-

ная сфера субъекта может функционировать в одном направлении, пропуская важнейшие сферы жизнедеятельности [12].

Достаточно выраженной является использование стратегии регуляции эмоции «Развитие уверенности в себе» (- 3,12). Этот результат говорит о том, что старшеклассники делают попытки осмысления, анализа ситуации, совершенствования удачных или выработки новых стратегий. Для старшеклассников, предпочитающих данную стратегию, характерно планирование с учетом объективных условий и прошлого опыта, свойственно положительное переосмысление негативных ситуаций, а также могут рассматривать этот случай как процесс самосовершенствования или саморазвития. Но данная стратегия может заиметь характеристики деструктивной, если респондент начнет видеть себя как субъект возникновения проблемной ситуации. Следовательно, существует доля вероятности развития самообвинения, который может дезорганизовать процесс адаптации в изменяющихся условиях социальной жизни.

По ранжированию результатов следующим идет процесс «Релаксации» - 3,17 б. Данная стратегия характеризует субъект как отстраняющийся от напрягающих мыслей путем фантазирования, отвлечения и отрицания проблем, тем самым временно снижая уровень тревожности и фрустрации. Но при этом решение актуальных задач откладывается и накапливается, следовательно, совокупность данных факторов снижает уровень адаптации в целом. Возможно, из-за данной стратегии могут эволюционировать более деструктивные стратегии, далее девиантный тип поведения. При низком уровне гибкости, «релаксация» может мутировать и стать «избеганием». Хроническое использование стратегии избегания может стать причиной низкой психосоциальной функционировании. Релаксация может стать причиной для развития дополнительных негативных эмоций из-за пропущенных событий, которые могли бы стать причиной развития субъекта как личности, следовательно, приводят к повышению уровня тревожности и фрустрации.

Данные по исследованию тенденций индивидуального латерального профиля респондентов в возрасте 16-17 лет, отражены на рис. 2 «Индивидуальный латеральный профиль у старшеклассников»:

Рис. 2. Индивидуальный латеральный профиль старшеклассников

Наиболее выраженными являются профили латеральной организации: смешанный и односторонний, которые являются менее устойчивыми к стрессовым ситуациям. Меньше в исследуемой выборке представлены стрессоустойчивые типы ПЛО: перекрестный, равнополушар-ный. «Смешанный тип» составил 61,9%. В работах Е.Д.Хомской описывается, что данному профилю свойственно влияние ведущих полушарий на одного или двух ведущих органов на своей стороне тела. Получается, что сочетание между стороной тела и ведущим полушарием может быть неоднозначным. Следовательно, совокупность данных физиологических факто-

ров влияет отрицательно на психические процессы: низкая социальная адаптивность и стрес-соустойчивость, которая в значительной мере отражается на учебной успеваемости.

«Односторонний» индивидуальный латеральный профиль (19,04%) характеризует то, что ведущее полушарие занимается организацией работы ведущих органов на своей стороне тела. При стрессовых ситуациях идет процесс отключения ведомого полушария и нарушается процесс межполушарной кооперации, следовательно, снижается синхронизация работы мозга, наблюдается низкая стрессоустойчивость индивида, средняя успеваемость в учебных процес-

«Перекрестный» индивидуальный латеральный тип (14,28%) отличает то, что организация сторон тела идет с противоположной стороны ведущего полушария. Исследовательские работы указывают на то, что обучающиеся при данном типе имеет высокую учебную успеваемость, а также высокие показатели по вербальным способностям, высокую стрессоустойчи-вость [3].

«Равнополушарный» тип индивидуального латерального профиля представлен в абсолютном меньшинстве (4,7%). Для данного типа латерального профиля свойственна развитость мозолистого тела, обеспечивающего координацию и интеграцию работ частей мозга. Следовательно, ведущие и ведомые части полушария синхронно координируют ведущие части тела. Таким образом, субъектам с «равнополушарным» типом латеральной организации характерен высокий уровень стрессоустойчивости, адаптивности и учебной успеваемости.

Изучив особенности стратегии регуляции эмоции и индивидуальный личностный профиль у подростков, установили взаимосвязь между данными переменными с помощью метода коэффициента корреляции Пирсона (табл.).

Таблица

Стратегии регуляции/тип латеральной организации Отвлечение Релаксация Смешанный ,497* ,440* Одно сторонний ,493* -,210 Перекрестный -,014 -,098 Равнополушарный -,201 -,455*

Взаимосвязь между профилем латеральной организации и стратегией регуляции эмоции у старшеклассников

Изучив взаимосвязь между данными явлениями, установили, что между конструктивными стратегиями регуляции эмоции (развитие уверенности и т.п.) и индивидуальным профилем латеральной организации отсутствует корреляционная связь на высоком уровне значимости. Но по результатам анализа наблюдается, что смешанный (г=0,497*, р=0,05) и односторонний (г=0,493*, р=0,05) индивидуальные латеральные профили имеют положительную корреляционную связь на высоком уровне значимости с отвлечением. Возможно, это связано тем, что вырабатывается общая усталость, т.е. моральная и физическая, и поэтому для баланса когнитивного диссонанса и временного снижения уровня тревожности, фрустрации и физической утомляемости применяется данная стратегия как «кокон безопасности» от стрессогенных или критически стрессогенных стимулов. Но на этом фоне может повыситься уровень ригидности, понизиться уровень академической успеваемости и адаптации в целом. При не гибком «избегании» возможен переход на деструктивную сторону, которая может стать причиной ад-диктивного, самоповреждающего -девиантного поведения.

У перекрестного индивидуального профиля латеральной организации мозга не была выявлена выраженная взаимосвязь с остальными стратегиями регуляциями эмоции. Следовательно, возникает предположение, что, во-первых, у всех представителей данной выборки использование конструктивных и деструктивных стратегии регуляции эмоции выражено на среднем уровне. Во-вторых, высока вероятность применения только конструктивных или

только деструктивных стратегий регуляции. Из данного предположения вытекает гипотеза, что у перекрестного типа латеральной организации существует подгруппа, которая отличается друг от друга, но имеет схожие параметры, следовательно, необходимо изучить данный феномен более тщательно.

Далее наблюдается отрицательная корреляционная связь релаксации с равнополушарным типом ПЛО (r=-0,455*, p=0,05). Е.Д. Хомская пишет, что данный тип является стрессоустойчивым 100%, следовательно, у субъектов не возникает необходимость абстрагироваться от стрессогенных факторов из-за психофизиологических особенностей. Они наименее ригидны, агрессивны, тревожны, поэтому при любых стимулах быстро вырабатывают, видоизменяют реакцию для повышения уровня адаптации [3].

Заключение

Таким образом, к особенностям стратегий регуляции эмоции у старшеклассников с учетом индивидуального латерального профиля можно отнести:

1) тенденцию предпочтения старшеклассниками конструктивных стратегий регуляции эмоции;

2) деструктивные стратегии представлены «привычками» постоянного ухода или игнорирования путем «релаксации» и «отвлечения»;

3) преобладают индивидуальные латеральные профили с низкой устойчивостью к стрессу: смешанный и односторонний.

Преобладание однородности выборки по нейропсихологическим показателям не позволил более широко рассмотреть взаимосвязь индивидуального латерального профиля со стратегиями регуляции эмоций. Однако для респондентов с более стрессоустойчивым латеральным профилем менее характерны деструктурирующие деятельность стратегии регуляции эмоции. Следовательно, латеральный профиль может выступать как фактор, влияющий на склонность к предпочтению конкретных видов стратегий регуляции эмоции для снижения тревожности, фрустрации.

Литература

1. Падун М.А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы / М.А. Падун // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. - № 6. - С. 57-69.

2. Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 20 - 33.

3. Хомская Е. Д. Нейропсихология индивидуальных различий / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Бу-дыка, Е. В. Ениколопова. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 186 с.

4. Личко А.Е. Саморазрушающее поведение у подростков / А.Е. Личко, Ю.В. Попов // Социальная психиатрия: Фундаментальные и прикладные исследования. - Л., 1990. - С. 77-82.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. 3-е изд. - М.: Изд-во МПСУ; Воронеж: МОДЭК. 2001.

6. Личко А.Е. Саморазрушающее поведение у подростков / А.Е. Личко, Ю.В. Попов // Социальная психиатрия: Фундаментальные и прикладные исследования. - Л., 1990. - С. 77-82.

7. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. -1996. № 1. - С. 20-33.

8. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1988. № 6. - С. 31.

9. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович, Л.В. Блогонаде-жина. - М.: Педагогика, 1972. - С. 22-29.

10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. -367 с.

11. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1988. № 6. - С. 31.

12. Gross J.J., & Thompson R.A. (2007) Emotion regulation: Conceptual foundations. In J.J. Gross (Ed.), Handbook of emotion regulation. - New York: Guilford Press, Р. 3-24.

13. Garnefski N. Negative life events, cognitive emotion regulation and emotional problems / N. Garnefski, V. Kraaij, Ph. Spinhoven // Personality and Individual Differences. - 2001 - Vol. 30 - P. 1311-1327.

References

1. Padun M.A. Regulyatsiya emotsii: protsess, formy, mekhanizmy / M.A. Padun. Psikhologicheskii zhurnal.

- 2010. - T. 31. - № 6. - p. 57-69

2. Polivanova K. N. Psikhologicheskoe soderzhanie podrostkovogo vozrasta. Voprosy psikhologii. 1996. № 1. p. 20-33

3. Khomskaya E. D. Neiropsikhologiya individual'nykh razlichii / E. D. Khomskaya, I. V. Efimova, E. V. Budyka, E. V. Enikolopova. - M. : Izd-vo MGU, 1997. - 186 p

4. Lichko, A.E. Samorazrushayushchee povedenie u podrostkov / A.E. Lichko, Yu.V. Popov. Sotsial'naya psikhiatriya: Fundamental'nye i prikladnye issledo- vaniya. - L., 1990. - pp. 77-82

5. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti. Izbrannye psikhologicheskie trudy / pod red. D. I. Fel'dshteina. 3-e izd. M.: Izd-vo MPSU; Voronezh: MODEK. 2001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Lichko, A.E. Samorazrushayushchee povedenie u podrostkov / A.E. Lichko, Yu.V. Popov . Sotsial'naya psikhiatriya: Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya. - L., 1990. - pp. 77-82

7. Polivanova K. N. Psikhologicheskoe soderzhanie podrostkovogo vozrasta // Voprosy psikhologii. 1996. № 1. pp. 20-33

8. Fel'dshtein D. I. Psikhologicheskie osobennosti razvitiya lichnosti v podrostkovom vozraste // Voprosy psikhologii. 1988. № 6. p. 31

9. Bozhovich, L.I. Izuchenie motivatsii povedeniya detei i podrostkov / L.I. Bozhovich, L.V. Blogonadezhina.

- M.: Pedagogika, 1972. - p. 22-29

10. El'konin D. B. Izbrannye psikhologicheskie trudy / D. B. El'konin. - M. : Pedagogika, 1989. - 367 p.

11. Fel'dshtein D. I. Psikhologicheskie osobennosti razvitiya lichnosti v podrostkovom vozraste . Voprosy psikhologii. 1988. № 6. p. 31

12. Gross, J.J., & Thompson, R.A. (2007) Emotion regulation: Conceptual foundations. In J.J. Gross (Ed.), Handbook of emotion regulation. - New York: Guilford Press, 3-24

13. Garnefski, N. Negative life events, cognitive emotion regulation and emotional problems / N. Garnefski, V. Kraaij, Ph. Spinhoven // Personality and Individual Differences. - 2001 - Vol. 30 - P. 1311-1327

^SMSr^r

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.