Научная статья на тему 'Особенности эмоциональных состояний старшеклассников в зависимости от латеральной организации мозга'

Особенности эмоциональных состояний старшеклассников в зависимости от латеральной организации мозга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
339
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА / PROFILE OF THE LATERAL ORGANIZATION OF THE BRAIN / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / EMOTIONAL STATE / ПРАВШИ / ПРАВОРУКИЕ / RIGHT-HANDED / АМБИДЕКСТРЫ / AMBIDEXTROUS / ЛЕВШИ / ЛЕВОРУКИЕ / LEFT-HANDED

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ботнарь Олег Валентинович

В статье рассматривается проблема связи латеральной организации мозга и эмоциональных состояний подростков. Для выявления типов профильной организации мозга использовались нейропсихологические методы. Проведён сравнительный анализ данных выделенных типов (групп) испытуемых по различным эмоциональным состояниям, присущим подростковому возрасту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Pupils’ Emotional State Depending on Latte-General Organization of the Brain

The article considers the problem of connection of the lateral organization of the brain and emotional state of adolescents. To identify types of specialized organization of the brain neuropsychological methods have been used. Comparative analysis of selected types (groups) of subjects in different emotional state inherent in adolescence has been carried out.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоциональных состояний старшеклассников в зависимости от латеральной организации мозга»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9:376

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА

О. В. Ботнарь

Научный руководитель — Т. А. Фотекова, доктор психологических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается проблема связи латеральной организации мозга и эмоциональных состояний подростков. Для выявления типов профильной организации мозга использовались нейропсихологические методы. Проведён сравнительный анализ данных выделенных типов (групп) испытуемых по различным эмоциональным состояниям, присущим подростковому возрасту.

Ключевые слова: профиль латеральной организации мозга, эмоциональные состояния, правши, амбидекстры, левши, праворукие, лево-рукие.

Введение. В старшем школьном возрасте осуществляется подготовка к самостоятельной жизни, происходит формирование его ценностей, мировоззрения подростка, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений старшего школьника с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе.

У подростков, по сравнению со школьниками младших классов, улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости. Объём словаря синонимов, обозначающих эти эмоции, увеличивается у старшеклассников до шести-семи слов. Начиная с подросткового возраста, знания об эмоциях становятся всё более опосредованными по отношению к ним же.

Разработкой теоретической основы эмоций занимались крупные исследователи как за рубежом [1; 2], так в нашей стране [3; 4]. Изучение литературы по теме исследования показало, что понятие «эмоциональные состояния», так же как и интерпретация термина «эмоция», не имеет однозначной трактовки. Одни исследователи понимают их как пролонгированное переживание каких-либо эмоций и рассматривают как один из наиболее высоких уровней в организации эмоционально-личностной сферы [5]. Ряд других исследователей трактуют эмоциональные состояния как интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности [6].

В качестве основы для изучения эмоциональных состояний нами выбирается профиль латеральной организации (далее - ПЛО) мозга. ПЛО обозначает определённое сочетание сенсорных и моторных асимметрий, характерное для того или иного человека. Методика оценки ПЛО по схеме «рука - ухо - глаз» разработана и описана Е. Д. Хомской [7]. В основе метода определения ПЛО лежат следующие принципы: использование трёх типов асимметрий (мануальной, слухоречевой, зрительной); оценка не только факта асимметрии, но и его степени; признание разной значимости мануальной, слухоречевой и зрительной асимметрий. Возможные 27 вариантов профиля латеральной организации мозга объединяют в пять основных типов: «чистые» правши, праворукие, амбидекстры, леворукие и «чистые» левши.

Следует отметить, однако, что в целом изучение проблемы полушарной мозговой организации эмоций начато сравнительно недавно (как в отечественной, так и в зарубежной психологии), потому имеющиеся литературные данные далеко не полны и, к сожалению, содержат ряд противоречий. Учёными проводились различные исследования связей эмоциональной сферы от различных зависимостей, таких как компьютерная [8], а также изучение влияния ПЛО мозга на успешность адаптации к образовательному процессу [9]. Работ же, касающихся исследования зависимости эмоциональной сферы от ПЛО у старших школьников, мы не обнаружили. Сказанное обусловливает актуальность настоящего исследования.

Цель исследования - изучить особенности эмоциональных состояний у старших школьников: левшей, ле-воруких, амбидекстров, правшей и праворуких.

Нами было выдвинуто предположение о том, что профиль латеральной организации мозга является основой чувственного развития и восприятия как для когнитивных, так и для эмоциональных функций, поэтому можно сказать, что правши, праворукие, амбидекстры и левши и леворукие будут иметь различия в характеристиках настроения, психических состояний, а также психической активности и эмоционального тонуса.

Методологической основой исследования является концепция Е. Д. Хомской о связи ПЛО с эмоционально-личностной сферой человека.

При проведении исследования использовались тест-опросник «Оценка настроения» Ю. Я. Киселёва; «Оценка психических активаций, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» Н. А. Курганского, Т. А. Немчина; «Психические состояния личности» А. Т. Джерсайлда, а также методы исследования профиля латеральной организации из батареи нейропсихологических методов, разработанных А. Р. Лурия и снабжённых количественной оценкой Т. В. Ахутиной и др. За каждый выбор правой стороны начислялся один балл. Применялись также методы математической статистики, описательной статистики; однофакторный дисперсионный анализ и критерий Манна-Уитни.

В качестве испытуемых были выбраны школьники 9-х и 10-х классов, а также студенты первого курса Колледжа педагогического образования, информатики и права ХГУ им. Н. Ф. Катанова, поступившие в данное учебное заведение после 9-го класса. Возраст испытуемых составил 15-17 лет. Всего для обследования выбраны 112 человек (45 юношей и 67 девушек), из которых были сформированы равные по количеству испытуемых группы. Таким образом в каждую группу вошли 28 человек.

По результатам обследования испытуемых выявились следующие типы профильной латеральной организации мозга:

П1111 - «чистые» правши. В данную группу были включены те испытуемые, кто набрал пять-шесть баллов по пробам «руки», два балла - по пробам «уха» и один балл - по пробам «глаз»;

ППЛ, ПЛП, ПЛЛ, ПАП, ПАЛ - праворукие. В эту группу вошли испытуемые, набравшие также пять-шесть баллов по пробам «руки», а по пробам «уха» и «глаза» - меньшее количество баллов, чем «чистые» правши. К ним относятся те, у кого правосторонняя манульная асимметрия сочетается с иными межполушар-ными отношениями в слухоречевой и/или зрительной системах [4];

АПП, ААЛ, АЛП, ААП, АПЛ, АЛЛ - амбидекстры. Эту группу составили испытуемые, набравшие три-четыре балла по пробам «руки»;

ЛЛЛ (ЛПП, ЛАЛ, ЛАП, ЛЛП) - левши и леворукие. В данную группу были отобраны те, кто набрал по пробе «руки» от нуля до двух баллов. Группы левшей и леворуких оказались малочисленными, вследствие чего нами было принято решение объединить их в одну. Главным критерием для выделения новой общей группы стало наличие выраженной ведущей левой руки.

Изучение эмоций (или различных проявлений эмоционально-личностной сферы) в контексте проблемы межполушарной асимметрии мозга в нейропсихологии проводится достаточно давно. Современная нейропсихология рассматривает эмоциональные проявления как сложные системные образования, на которые распространяются все положения о мозговой организации ВПФ (высших психических функций).

В настоящем исследовании сделана попытка проанализировать особенности эмоциональных состояний с позиции нейропсихологии индивидуальных различий, иначе говоря, мы сопоставляем указанные особенности с типами ПЛО.

Проведённый анализ показал, что между группами амбидекстров и правшей имеются различия по шкале «состояние эйфории» (р = 0,039). Правши более склонны к проявлению эйфорического состояния в силу того, что эйфория представляет собой положительно окрашенный аффект. Полученные по результатам исследования данные совпадают с моделью латеральной мозговой организации эмоциогенных систем: левополушарные эмо-циогенные системы связаны с «гиперстеническими» эмоциями (эйфория, мания, гнев, тревога), а правополу-шарные - с «астеническими» эмоциями (печаль, тоска, апатия, страх).

Имеются различия между группой правшей и группами амбидекстров (р = 0,046) и праворуких (р = 0,034). Самый низкий уровень проявления напряжения выявлен у группы правшей, у амбидекстров и праворуких он практически одинаковый. Следовательно, люди с ярко выраженной левополушарной латерализацией менее подвержены проявлению напряжения в отличие от людей со смешанным типом латерализации. В показателе комфортности имеется тенденция в группах между праворукими и правшами (р = 0,098), которая говорит о возможности различий между этими группами. При этом показатель комфортности выше у правшей, отсюда можно сделать вывод о том, что они больше стремятся к проявлению состояния комфортности в отличие от других групп.

Многочисленными нейропсихологическими и психофизиологическими исследованиями доказана преимущественная связь левого полушария головного мозга человека с положительными эмоциями, а правого - с отрицательными (см., например: [4]). Наше исследование не является исключением. Выявленные различия показывают, что правши, то есть люди с левополушарной латерализацией, более склонны к проявлению положительных эмоциональных состояний, таких как состояние эйфории или состояние комфортности, но при этом они менее склонны к проявлению напряжения.

Авторы ряда других работ связывают регуляцию эмоциональной сферы только с деятельностью правого полушария головного мозга. Наше же исследование показало, что и левое полушарие играет важную роль в регуляции эмоциональной сферы человека.

Таким образом, проведённое исследование позволяет прийти к следующим заключениям:

- выявленные различия немногочисленны, но на их основе можно сделать вывод, что эмоциональные состояния старших школьников испытывают незначительное влияние со стороны мозговой латерализации функций;

- «чистые» правши более склонны к тому, чтобы пребывать в состоянии эйфории; им же более присуще проявление комфортности;

- меньшую склонность, по сравнению с остальными группами, «чистые правши» показали к проявлению состояния напряжённости;

- остальные группы испытуемых имеют противоположные по полюсу проявления эмоциональных состояний по сравнению с группой правшей. Они чаще подвержены проявлениям дисфорических эмоций, а также менее склонны находиться в состоянии комфортности;

- выявлена повышенная напряжённость у групп амбидекстров и праворуких. Возможно, она обусловлена самим моментом проведения исследования.

Сравнение полученных нами данных с результатами других исследований (например: [5; 7; 9]) показало, что

левое полушарие участвует в эмоциональном регулировании, при этом оно отвечает за положительные эмоции.

Библиографический список

1. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб.: Питер, 2002. - 312 с.

2. Экман, П. Послесловие / П. Экман // Ч. Дарвин. Выражение эмоций у человека и животных. - Лондон: Harper Collins. 1998. - С. 363393.

3. Анохин, П. К. Эмоции / П. К. Анохин // Большая медицинская энциклопедия; под ред. А. Н. Бакулева. - В 36 т. Т. 35. - М.: Гос. изд-во медицинской литературы «МЕДГИЗ», 1964. - С. 339- 367.

4. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. - М.: Наука, 1981. - 215 с.

5. Выготский, Л. С. Проблемы эмоций / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1958. - № 3 - С. 74-79.

6. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология: учебник для вузов / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 454 с.

7. Хомская, Е. Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы / Е. Д. Хомская // Хрестоматия по нейропсихологии; сост. Е. Д. Хомская. - М, Изд-во РПО, 1999. - С. 410-414.

8. Добровидова, Н. А. Особенности эмоциональных состояний подростков, увлекающихся компьютерными играми / Н. А. Добровидова // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 323 - С. 316-319.

9. Молодых, Е. С. Моторные и сенсорные асимметрии, психические особенности и успеваемость старших школьников / Е. С. Молодых // Известия АГУ. - 2003. -№ 3(29). - С. 99-103.

© Ботнарь О. В., 2015

УДК 159.95

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Е. Н. Власова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье представлены результаты исследования особенностей мотивации занятий спортивной деятельностью у спортсменов-теннисистов и спортсменов-каратистов. Выявлены специфические особенности мотивации занятий спортивной деятельностью у каратистов и теннисистов.

Ключевые слова: мотивация, спортивная деятельность, каратисты, теннисисты.

Мотивационно-потребностная сфера является центральным образованием личности, поэтому её изучение чрезвычайно важно для психологической науки и практики. Мотивация определяет направленность личности и является главной движущей силой человеческого поведения.

Мотивации и мотивам посвящено большое количество работ как отечественных [1; 2; 4; 5; 6], так и зарубежных авторов [7; 10; 11]. Но, несмотря на наличие целого ряда работ, посвящённых разным аспектам проблемы мотивации, она по сей день остаётся актуальной.

Знания о мотивации человека помогают людям в той деятельности, которую они для себя выбрали, в том числе и спортивной. Без знания и понимания мотивов и потребностей человека, а также правильного использования стимулов к деятельности невозможно эффективное управление. Для правильного и успешного управления тренеру необходимо учитывать индивидуальные особенности спортсмена, так как эффективность деятельности тренера находится в прямой зависимости от степени мотивированности спортсменов.

Целью исследования стало выявление особенностей мотивации занятий спортивной деятельностью у спортсменов-теннисистов и спортсменов-каратистов.

Исходя из цели исследования были сформулированы следующие задачи: 1) выявить доминирующие цели (личностные смыслы) занятий спортом спортсменов-теннисистов и спортсменов-каратистов; 2) выяснить сте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.