ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9:376
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА
О. В. Ботнарь
Научный руководитель — Т. А. Фотекова, доктор психологических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматривается проблема связи латеральной организации мозга и эмоциональных состояний подростков. Для выявления типов профильной организации мозга использовались нейропсихологические методы. Проведён сравнительный анализ данных выделенных типов (групп) испытуемых по различным эмоциональным состояниям, присущим подростковому возрасту.
Ключевые слова: профиль латеральной организации мозга, эмоциональные состояния, правши, амбидекстры, левши, праворукие, лево-рукие.
Введение. В старшем школьном возрасте осуществляется подготовка к самостоятельной жизни, происходит формирование его ценностей, мировоззрения подростка, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений старшего школьника с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе.
У подростков, по сравнению со школьниками младших классов, улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости. Объём словаря синонимов, обозначающих эти эмоции, увеличивается у старшеклассников до шести-семи слов. Начиная с подросткового возраста, знания об эмоциях становятся всё более опосредованными по отношению к ним же.
Разработкой теоретической основы эмоций занимались крупные исследователи как за рубежом [1; 2], так в нашей стране [3; 4]. Изучение литературы по теме исследования показало, что понятие «эмоциональные состояния», так же как и интерпретация термина «эмоция», не имеет однозначной трактовки. Одни исследователи понимают их как пролонгированное переживание каких-либо эмоций и рассматривают как один из наиболее высоких уровней в организации эмоционально-личностной сферы [5]. Ряд других исследователей трактуют эмоциональные состояния как интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности [6].
В качестве основы для изучения эмоциональных состояний нами выбирается профиль латеральной организации (далее - ПЛО) мозга. ПЛО обозначает определённое сочетание сенсорных и моторных асимметрий, характерное для того или иного человека. Методика оценки ПЛО по схеме «рука - ухо - глаз» разработана и описана Е. Д. Хомской [7]. В основе метода определения ПЛО лежат следующие принципы: использование трёх типов асимметрий (мануальной, слухоречевой, зрительной); оценка не только факта асимметрии, но и его степени; признание разной значимости мануальной, слухоречевой и зрительной асимметрий. Возможные 27 вариантов профиля латеральной организации мозга объединяют в пять основных типов: «чистые» правши, праворукие, амбидекстры, леворукие и «чистые» левши.
Следует отметить, однако, что в целом изучение проблемы полушарной мозговой организации эмоций начато сравнительно недавно (как в отечественной, так и в зарубежной психологии), потому имеющиеся литературные данные далеко не полны и, к сожалению, содержат ряд противоречий. Учёными проводились различные исследования связей эмоциональной сферы от различных зависимостей, таких как компьютерная [8], а также изучение влияния ПЛО мозга на успешность адаптации к образовательному процессу [9]. Работ же, касающихся исследования зависимости эмоциональной сферы от ПЛО у старших школьников, мы не обнаружили. Сказанное обусловливает актуальность настоящего исследования.
Цель исследования - изучить особенности эмоциональных состояний у старших школьников: левшей, ле-воруких, амбидекстров, правшей и праворуких.
Нами было выдвинуто предположение о том, что профиль латеральной организации мозга является основой чувственного развития и восприятия как для когнитивных, так и для эмоциональных функций, поэтому можно сказать, что правши, праворукие, амбидекстры и левши и леворукие будут иметь различия в характеристиках настроения, психических состояний, а также психической активности и эмоционального тонуса.
Методологической основой исследования является концепция Е. Д. Хомской о связи ПЛО с эмоционально-личностной сферой человека.
При проведении исследования использовались тест-опросник «Оценка настроения» Ю. Я. Киселёва; «Оценка психических активаций, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» Н. А. Курганского, Т. А. Немчина; «Психические состояния личности» А. Т. Джерсайлда, а также методы исследования профиля латеральной организации из батареи нейропсихологических методов, разработанных А. Р. Лурия и снабжённых количественной оценкой Т. В. Ахутиной и др. За каждый выбор правой стороны начислялся один балл. Применялись также методы математической статистики, описательной статистики; однофакторный дисперсионный анализ и критерий Манна-Уитни.
В качестве испытуемых были выбраны школьники 9-х и 10-х классов, а также студенты первого курса Колледжа педагогического образования, информатики и права ХГУ им. Н. Ф. Катанова, поступившие в данное учебное заведение после 9-го класса. Возраст испытуемых составил 15-17 лет. Всего для обследования выбраны 112 человек (45 юношей и 67 девушек), из которых были сформированы равные по количеству испытуемых группы. Таким образом в каждую группу вошли 28 человек.
По результатам обследования испытуемых выявились следующие типы профильной латеральной организации мозга:
П1111 - «чистые» правши. В данную группу были включены те испытуемые, кто набрал пять-шесть баллов по пробам «руки», два балла - по пробам «уха» и один балл - по пробам «глаз»;
ППЛ, ПЛП, ПЛЛ, ПАП, ПАЛ - праворукие. В эту группу вошли испытуемые, набравшие также пять-шесть баллов по пробам «руки», а по пробам «уха» и «глаза» - меньшее количество баллов, чем «чистые» правши. К ним относятся те, у кого правосторонняя манульная асимметрия сочетается с иными межполушар-ными отношениями в слухоречевой и/или зрительной системах [4];
АПП, ААЛ, АЛП, ААП, АПЛ, АЛЛ - амбидекстры. Эту группу составили испытуемые, набравшие три-четыре балла по пробам «руки»;
ЛЛЛ (ЛПП, ЛАЛ, ЛАП, ЛЛП) - левши и леворукие. В данную группу были отобраны те, кто набрал по пробе «руки» от нуля до двух баллов. Группы левшей и леворуких оказались малочисленными, вследствие чего нами было принято решение объединить их в одну. Главным критерием для выделения новой общей группы стало наличие выраженной ведущей левой руки.
Изучение эмоций (или различных проявлений эмоционально-личностной сферы) в контексте проблемы межполушарной асимметрии мозга в нейропсихологии проводится достаточно давно. Современная нейропсихология рассматривает эмоциональные проявления как сложные системные образования, на которые распространяются все положения о мозговой организации ВПФ (высших психических функций).
В настоящем исследовании сделана попытка проанализировать особенности эмоциональных состояний с позиции нейропсихологии индивидуальных различий, иначе говоря, мы сопоставляем указанные особенности с типами ПЛО.
Проведённый анализ показал, что между группами амбидекстров и правшей имеются различия по шкале «состояние эйфории» (р = 0,039). Правши более склонны к проявлению эйфорического состояния в силу того, что эйфория представляет собой положительно окрашенный аффект. Полученные по результатам исследования данные совпадают с моделью латеральной мозговой организации эмоциогенных систем: левополушарные эмо-циогенные системы связаны с «гиперстеническими» эмоциями (эйфория, мания, гнев, тревога), а правополу-шарные - с «астеническими» эмоциями (печаль, тоска, апатия, страх).
Имеются различия между группой правшей и группами амбидекстров (р = 0,046) и праворуких (р = 0,034). Самый низкий уровень проявления напряжения выявлен у группы правшей, у амбидекстров и праворуких он практически одинаковый. Следовательно, люди с ярко выраженной левополушарной латерализацией менее подвержены проявлению напряжения в отличие от людей со смешанным типом латерализации. В показателе комфортности имеется тенденция в группах между праворукими и правшами (р = 0,098), которая говорит о возможности различий между этими группами. При этом показатель комфортности выше у правшей, отсюда можно сделать вывод о том, что они больше стремятся к проявлению состояния комфортности в отличие от других групп.
Многочисленными нейропсихологическими и психофизиологическими исследованиями доказана преимущественная связь левого полушария головного мозга человека с положительными эмоциями, а правого - с отрицательными (см., например: [4]). Наше исследование не является исключением. Выявленные различия показывают, что правши, то есть люди с левополушарной латерализацией, более склонны к проявлению положительных эмоциональных состояний, таких как состояние эйфории или состояние комфортности, но при этом они менее склонны к проявлению напряжения.
Авторы ряда других работ связывают регуляцию эмоциональной сферы только с деятельностью правого полушария головного мозга. Наше же исследование показало, что и левое полушарие играет важную роль в регуляции эмоциональной сферы человека.
Таким образом, проведённое исследование позволяет прийти к следующим заключениям:
- выявленные различия немногочисленны, но на их основе можно сделать вывод, что эмоциональные состояния старших школьников испытывают незначительное влияние со стороны мозговой латерализации функций;
- «чистые» правши более склонны к тому, чтобы пребывать в состоянии эйфории; им же более присуще проявление комфортности;
- меньшую склонность, по сравнению с остальными группами, «чистые правши» показали к проявлению состояния напряжённости;
- остальные группы испытуемых имеют противоположные по полюсу проявления эмоциональных состояний по сравнению с группой правшей. Они чаще подвержены проявлениям дисфорических эмоций, а также менее склонны находиться в состоянии комфортности;
- выявлена повышенная напряжённость у групп амбидекстров и праворуких. Возможно, она обусловлена самим моментом проведения исследования.
Сравнение полученных нами данных с результатами других исследований (например: [5; 7; 9]) показало, что
левое полушарие участвует в эмоциональном регулировании, при этом оно отвечает за положительные эмоции.
Библиографический список
1. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб.: Питер, 2002. - 312 с.
2. Экман, П. Послесловие / П. Экман // Ч. Дарвин. Выражение эмоций у человека и животных. - Лондон: Harper Collins. 1998. - С. 363393.
3. Анохин, П. К. Эмоции / П. К. Анохин // Большая медицинская энциклопедия; под ред. А. Н. Бакулева. - В 36 т. Т. 35. - М.: Гос. изд-во медицинской литературы «МЕДГИЗ», 1964. - С. 339- 367.
4. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. - М.: Наука, 1981. - 215 с.
5. Выготский, Л. С. Проблемы эмоций / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1958. - № 3 - С. 74-79.
6. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология: учебник для вузов / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 454 с.
7. Хомская, Е. Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы / Е. Д. Хомская // Хрестоматия по нейропсихологии; сост. Е. Д. Хомская. - М, Изд-во РПО, 1999. - С. 410-414.
8. Добровидова, Н. А. Особенности эмоциональных состояний подростков, увлекающихся компьютерными играми / Н. А. Добровидова // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 323 - С. 316-319.
9. Молодых, Е. С. Моторные и сенсорные асимметрии, психические особенности и успеваемость старших школьников / Е. С. Молодых // Известия АГУ. - 2003. -№ 3(29). - С. 99-103.
© Ботнарь О. В., 2015
УДК 159.95
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Е. Н. Власова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье представлены результаты исследования особенностей мотивации занятий спортивной деятельностью у спортсменов-теннисистов и спортсменов-каратистов. Выявлены специфические особенности мотивации занятий спортивной деятельностью у каратистов и теннисистов.
Ключевые слова: мотивация, спортивная деятельность, каратисты, теннисисты.
Мотивационно-потребностная сфера является центральным образованием личности, поэтому её изучение чрезвычайно важно для психологической науки и практики. Мотивация определяет направленность личности и является главной движущей силой человеческого поведения.
Мотивации и мотивам посвящено большое количество работ как отечественных [1; 2; 4; 5; 6], так и зарубежных авторов [7; 10; 11]. Но, несмотря на наличие целого ряда работ, посвящённых разным аспектам проблемы мотивации, она по сей день остаётся актуальной.
Знания о мотивации человека помогают людям в той деятельности, которую они для себя выбрали, в том числе и спортивной. Без знания и понимания мотивов и потребностей человека, а также правильного использования стимулов к деятельности невозможно эффективное управление. Для правильного и успешного управления тренеру необходимо учитывать индивидуальные особенности спортсмена, так как эффективность деятельности тренера находится в прямой зависимости от степени мотивированности спортсменов.
Целью исследования стало выявление особенностей мотивации занятий спортивной деятельностью у спортсменов-теннисистов и спортсменов-каратистов.
Исходя из цели исследования были сформулированы следующие задачи: 1) выявить доминирующие цели (личностные смыслы) занятий спортом спортсменов-теннисистов и спортсменов-каратистов; 2) выяснить сте-