Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ КОМПАНИЯМИ'

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ КОМПАНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ / STRATEGY / STRATEGIC MANAGEMENT / STRATEGIC DEVELOPMENT / TRANSPORT COMPANY / TRANSPORT STRATEGY OF RUSSIA / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ / MECHANISM OF STRATEGY IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головатенко Кристина Сергеевна

Эффективная реализация транспортной стратегии Российской Федерации требует участия и согласованных действий от каждой компании транспортной отрасли. Все это свидетельствует о важности стратегического управления и необходимости разработки и реализации стратегии развития любой транспортной компании. В предлагаемой статье рассматривается понятие стратегии развития предприятий, а также этапы ее разработки. Основное внимание уделяется особенностям стратегического развития транспортных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STRATEGIC MANAGEMENT OF TRANSPORT COMPANIES

Effective implementation of the transport strategy of the Russian Federation requires participation and concerted action from each company in the transport industry. All this testifies to the importance of strategic management and the need to develop and implement a strategy for the development of any transport company. The article deals with the concept of enterprise development strategy, as well as the stages of its development. The main attention is paid to the peculiarities of strategic development of transport companies .

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ КОМПАНИЯМИ»

Раздел 8 Публикации молодых ученых

УДК 346.7

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ КОМПАНИЯМИ

ГОЛОВАТЕНКО КРИСТИНА СЕРГЕЕВНА

магистрант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Алтайский филиал, 656038, г. Барнаул,

просп. Ленина, д. 54, Россия E-mail: kristuska_95@mail.ru

Аннотация. Эффективная реализация транспортной стратегии Российской Федерации требует участия и согласованных действий от каждой компании транспортной отрасли. Все это свидетельствует о важности стратегического управления и необходимости разработки и реализации стратегии развития любой транспортной компании.

В предлагаемой статье рассматривается понятие стратегии развития предприятий, а также этапы ее разработки. Основное внимание уделяется особенностям стратегического развития транспортных компаний.

Ключевые слова: стратегия; стратегическое управление; стратегическое развитие; транспортная компания; транспортная стратегия России, механизм реализации стратегии.

FEATURES OF STRATEGIC MANAGEMENT OF TRANSPORT

COMPANIES Kristina S. Golovatenko

master's degree, Financial University under the Government of the Russian Federation, Altai branch, 656038, Barnaul, 54 Lenin Ave., Russia

E-mail: kristuska_95@mail.ru

Abstract. Effective implementation of the transport strategy of the Russian Federation requires participation and concerted action from each company in the transport industry. All this testifies to the importance of strategic management and the need to develop and implement a strategy for the development of any transport company.

The article deals with the concept of enterprise development strategy, as well as the stages of its development. The main attention is paid to the peculiarities of strategic development of transport companies.

Key words: strategy; strategic management; strategic development; transport company; transport strategy of Russia, the mechanism of strategy implementation.

Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, в условиях перехода к интенсивному, инновационному, социально ориентированному типу развития Россия стремится стать одним из лидеров глобальной экономики. Для этого требуется принятие и реализация стратегических решений, способствующих развитию транспортной отрасли в долгосрочной перспективе. На современном этапе развития страны сущность транспортной стратегии заключается в активном участии государства в социально-экономическом развитии в целях повышения качества транспортных услуг, сокращения издержек, зависящих от транспортной отрасли, повышения конкурентоспособности российской транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли [1].

Цели стратегии развития организации состоят том, чтобы создать конкурентные преимущества, устранить негативный эффект в результате нестабильной окружающей среды, обеспечить доходность, уравновесить внешние требования и внутренние возможности. Через это видение можно рассматривать все деловые ситуации, с которыми предприятия могут сталкиваться в повседневной жизни. Способность предприятий реализовывать самостоятельную стратегию во всех областях делает ее более гибкой, устойчивой, позволяет адаптироваться к требованиям времени и обстоятельствам.

Пионерами в области теории стратегического управления в начале 60-х годов ХХ века были американские ученые А. Чандлер, К. Эндрюс и И. Ансофф. Позднее (в 70-х годах) стратегическое управление разграничили, введя понятия «политика бизнеса» и «стратегическое планирование». Оставляя за стратегическим планированием перечисленное выше содержание, суть стратегического управления связали с предпринимательской природой бизнеса, гарантирующей создание, обновление и выживание организации в целом через интеграцию функциональных процессов. Дальнейшее развитие теории стратегического управления, оказавшее определяющее влияние на его практику, получило с появлением в 80-х годах прошлого столетия концепции конкурентных стратегий М. Портера [2].

А. Чандлер, автор одной из первых работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия - «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей». Данное определение представляет собой классический взгляд на саму сущность стратегии [3, с. 1]. М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури отмечают, что стратегия представляет собой концептуальный элемент науки управления и определяют ее как «детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение целей» [4, с. 257]. По М. Портеру, стратегия -«способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и

слабые стороны. Стратегия как решение компромиссов в конкуренции» [5, с. 39].

И. Ансофф определил стратегию как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности». Эти правила он распределил на четыре группы [6]:

1. Правила по оценке результатов деятельности организации в настоящем и в будущем.

2. Правила по формированию отношений организации с потребителями.

3. Правила по формированию отношений внутри организации.

4. Правила по ведению текущей деятельности: процедуры, приемы.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что стратегию нужно

формулировать тогда, когда произошло или намечается преобразование внешней среды, а также качественные изменения системы ценностей высшего руководства организации.

Существует множество современных определений стратегии. В качестве одного из обобщающих можно привести определение стратегии, сформулированное О.В. Кузьменко, Д.С. Чернышовым: «стратегия организации - это система элементов управления, включающая приоритетные направления, формы, методы, средства, правила, способы использования ограниченных ресурсов, а также научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия с целью выработки и принятия экономически эффективного решения с позиции достижения стратегических целей и поддержания конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. С этой точки зрения можно рассматривать любую стратегию предприятия: финансовую, инвестиционную, инновационную и другие» [3, с. 3]. Согласно одной из классификаций, разработка стратегия должна осуществляться на трех уровнях: уровне бизнес-единиц, уровне функциональных служб, уровне организации в целом (корпоративном).

В статье Е.В. Лукиной [7] поднят вопрос о взаимосвязи стратегии и тактики, методологических основах стратегического управления, соотношении теории и эмпирики в выработке эталонной стратегии и др.

Корпоративные стратегии определяют способ взаимодействия с рынком и согласования потенциала организации ее требованиями. Они направлены на решение задач, связанных с процессом увеличения объема предпринимательской деятельности, усилиями по удовлетворению рыночного спроса, созданием новых сфер деятельности, стимулированием инициативы и творчества работников организации по более глубокому изучению потребностей и удовлетворению запросов потребителей. Функциональные стратегии представляют собой основные стратегии, которые позволяют организации выбрать целевые рынки и разработать для них комплекс мероприятий. Инструментальные стратегии позволяют организации выбрать способы наилучшего использования отдельных составляющих в комплексе мероприятий для повышения их эффективности. Для каждой функциональной службы формируется собственная стратегия в рамках стратегий

соответствующей бизнес-единицы (бизнес-плана) и в рамках общей корпоративной стратегии [8, с.26].

Обобщая мнения различных авторов, мы пришли к выводу, что этапы разработки и реализации стратегии развития предприятия должны быть следующими:

1. Стратегический анализ организационной среды.

2. Разработка миссии и целей.

3. Выбор стратегии/стратегий различных уровней.

4. Реализации стратегии развития.

5. Контроль и корректировка стратегии.

Рассмотрим особенности стратегического управления транспортной компанией.

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.

Однако на сегодняшний день можно отметить ряд проблем в транспортной отрасли РФ, которые оказывают решающее влияние на эффективность ее функционирования. К ним можно отнести: низкий уровень эффективности и качества транспортных услуг; значительная перегруженность дорожных сетей, влияющая на скорость доставки груза и пассажиров; отсутствие предпосылок для формирования справедливой конкуренции; повышенная аварийность и тяжесть последствий аварий; отрицательное влияние функционирования транспорта на окружающую среду и здоровье граждан; сокращение транзитного потенциала страны.

Основные цели и задачи развития транспортной отрасли Российской Федерации изложены в «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года». В данном документе предложено два сценария развития транспортной отрасли: минимальный и максимальный. Минимальный вариант сценария рассматривает совершенствование отрасли, которое основано на инерционном импортоориентированном технологическом варианте развития экономики. Данный вариант содержит энерго-сырьевой сценарий развития экономики, в том числе с сохранением промышленного подъема, а также привлечения новых месторождений природных ресурсов, совершенствования и стимулирования транзитного потенциала страны. Максимальный вариант сценария заключается в стремлении завоевать лидирующую позицию в некоторых научно-технических областях и фундаментальных исследованиях. Данный вариант сценария является сценарием инновационного роста и включает в себя достижение определенных конкурентных преимуществ в ряде наукоемких секторов [1].

Особенности стратегического развития транспортных компаний обусловлены характерными чертами, отличающими их от компаний других

отраслей.

Как отмечают Т.О. Графова, Д.А. Горбик, транспортная система страны воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, длительность производственного цикла, производственные запасы, и оказывает влияние на создание и развитие территориально-производственных комплексов. От качества транспортной системы страны зависит не только экономическое положение самого транспорта, но и эффективное функционирование и развитие других сфер экономики, которые обслуживает транспорт [9, с. 19].

Организации транспортной отрасли представляют собой материальную базу общественного разделения труда и связующим звеном между циклами производства и потребления, предприятиями отрасли промышленности и сельского хозяйства, добывающей и обрабатывающей отрасли, экономическими районами и населением.

Транспортный рынок отличается от других рынков, прежде всего, тем, что транспортной услуги не существует до момента ее оказания. Транспортная услуга обладает и другими признаками услуг: невозможностью оценки качества до ее оказания; невозможностью накопления; трудностью оказать услугу повторно в том же качестве. Данные особенности вызывают определенные затруднения в сравнении, оценке и продвижении на рынок услуг транспортной отрасли.

Сложность разработки стратегии развития транспортной компании резко увеличивается при мультимодальных перевозках, в том числе международных. Например, транспортные услуги по перевозке груза из Китая (порт Нингбо) в Россию (г. Новосибирск). Необходимо соблюсти последовательные этапы перевозки, правильно оформить документы с учетом особенностей и специфики стран:

- заказ и предоставление контейнера под погрузку на склад поставщика;

- подготовка упаковочного листа, инвойса и маркировки товара;

- установка пломбы и взвешивание контейнера;

- погрузка на борт судна, оплата фрахта и локальных платежей;

- размещение на складе СВХ в порту Владивосток;

- подготовка пакета документов для подачи таможенной декларации;

- подготовка документов для получения ДО-2 и постановка на железную дорогу;

- получение железнодорожной накладной и прибытие на станцию г. Новосибирска;

- контроль раскредитации и автовывоз до склада клиента.

А. И. Федоренко, В. И. Ляско выделили следующие основные принципы стратегического управления транспортными компаниями:

- сознательный и обоснованный выбор целей и стратегии развития;

- непрерывный поиск новых форм и видов деятельности для повышения конкурентоспособности организации;

- создание гибкой организационной структуры, которая обеспечивает поиск наилучших условий функционирования и развития предприятия, а

также его адаптации к внешней среде;

- разработка стратегии с учетом уникальных возможностей организации;

- четкое разграничение вопросов стратегического и оперативного управления организацией [10, с. 54].

В процессе разработки стратегии развития транспортной компании необходимо учитывать факторы, оказывающие на нее влияние, которые, как известно, могут быть внешними и внутренними. Наиболее неопределенное влияние оказывают факторы внешней среды, поэтому их исследованию необходимо уделять большее внимание.

В процессе выбора стратегии и способа ее реализации руководитель транспортной компании может выбирать только такой путь развития, который не будет противоречить требованиям законодательства, а также принятым в обществе социальным и гражданским нормам. На сегодняшний день все большему количеству транспортных компаний приходится учитывать общественные ценности и приоритеты. Например, забота общества о сохранности природной среды создает проблемы повышения экологичности производственной деятельности, в том числе в транспортной отрасли. Это обусловлено тем, что транспорт является источником вредных выбросов в окружающую среду.

Кроме того, особенностью влияния факторов внешней среды на деятельность транспортных компаний является тот факт, что направление влияния может быть одинаковым для всех компаний отрасли, тогда как сила этого влияния изменяется в зависимости от размера компании. А именно, чем крупнее транспортная компания, тем большее влияние на нее оказывают факторы внешней среды.

Что касается такого фактора внешней среды, как конкуренция, то необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики транспортные компании должны больше согласовывать свои действия, чем соперничать. Это требуется для достижения определенного уровня качественных показателей перевозок и сокращения стоимости транспортной составляющей в конечной цене товаров.

Среди внутренних факторов, оказывающих влияние на деятельности транспортных компаний, можно отметить значительное влияние большой капиталоемкости процесса перевозки груза и пассажиров. Высокая стоимость приобретаемых транспортных средств вызывает необходимость наиболее интенсивного их использования. В связи с этим транспортные компании должны постоянно стремиться к сокращению простоев транспорта, что будет способствовать снижению уровня постоянных издержек и росту положительного финансового результата.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно отметить, что в настоящее время необходимость и значимость стратегического управления транспортными компаниями существенно возрастают. Вместе с тем, при выборе стратегии развития транспортных компаний важно в гораздо большей

степени учитывать особенности их функционирования и факторы, оказывающие воздействие со стороны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации. - Режим доступа: https: //www. mintrans.ru/documents/3/1009

2. Дюдюн Т.Ю. Методологический инструментарий формирования стратегии развития организации / Т.Ю. Дюдюн, А.В.Шишкин // Economics. - 2019. - №26. - С. 15-19.

3. Кузьменко О. В., Чернышов Д. С. Роль стратегического планирования в повышении устойчивости развития предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 1. - С.1-5.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учебник. - М.: Вильямс, 2016. - 672 с.

5. Портер М. Э. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2016. - 456 с.: ил.

6. АнсоффИ.И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Питер, 1999. - 416 с.

7. Лукина Е.В. Методический подход к разработке стратегии маркетинга / Е.В. Лукина // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. - 2018. Т.

7. - №1. - С. 26-36 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=34881765.

8. Баринов В. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие /В. А. Баринов, В. Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 280 с.

9. Графова Т.О. Разработка стратегии развития предприятия транспортной отрасли как основа построения стратегического учета / Т.О. Графова, Д.А. Горбик // Научный результат. Экономические исследования. - 2017. - №4. -С. 18-22.

10. Федоренко А. И., Ляско В. И. Экономика транспортных компаний: стратегии развития, обоснование стратегических решений. - М.: Техполиграфцентр, 2012. - 229 с.

УДК 338.2 ГРНТИ 06.39.02

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

КОРОЛЁВ ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.