Научная статья на тему 'Особенности стратегического управления энергосбытовыми компаниями в рыночных условиях'

Особенности стратегического управления энергосбытовыми компаниями в рыночных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЫТОВЫЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомина Алена Владимировна

Рассмотрены особенности поведения энергосбытовых компаний в условиях балансирующего рынка электроэнергии и рынка на сутки вперед. Представлены варианты стратегий продаж с учетом условий регулируемых и свободных договоров с потребителями электроэнергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности стратегического управления энергосбытовыми компаниями в рыночных условиях»

УДК 338.2(075.8)

А. В. Фомина

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЫТОВЫМИ КОМПАНИЯМИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Рассмотрены особенности поведения энергосбытовых компаний в условиях балансирующего рынка электроэнергии и рынка на сутки вперед. Представлены варианты стратегий продаж с учетом условий регулируемых и свободных договоров с потребителями электроэнергии.

На оптовом рынке существуют два вида договоров: регулируемые двусторонние договора (РДД), по которым покупатель получает пакет договоров с заранее определенными контрагентами, ценами и объемами, и свободные двусторонние договора (СДД), по которым покупатель волен в выборе своих контрагентов по договору и определении условий договоров - цена, объем и т.д.

Плюсы от заключения договора - сглаживание вариабельности цены на электроэнергию (т.к. на рынке цена в течение дня может значительно колебаться, тогда как договорная цена может быть фиксированной величиной) и возможность купить по цене ниже рыночной.

Для энергосбытовой компании (ЭСК) выгодно заключить двухсторонний договор (ДД) только тогда, когда стоимость электроэнергии по ДД (за исключением РДД, т.к. пакет РДД дается «сверху») ниже стоимости электроэнергии на рынке. В случае РДД покупатель может уменьшить объем по РДД или разорвать весь пакет РДД, если цена на рынке меньше «средней» цены по РДД.

Под стратегией ЭСК понимается совокупность действий/решений, направленных на минимизацию стоимости покупки электроэнергии на оптовом рынке [1]:

СтоимостьЭск = ЦенаЭСК ■ Объемэск = РЭСК ■ Уэск . (1)

* *

Рыночные величины - цена Р и объем V - связаны друг с другом

* *

аналитической зависимостью Р = / (V ), где / - некоторая функция. Цена и объем реализации формируются в результате пересечения спроса («лесенка» заявок покупателей) и предложения («лесенка» заявок продавцов), причем Рэск определяет цену рынка электроэнергии в узле ЭСК (отличие цены в каждом узле определяется моделью узлового ценообразования), а Уэск формирует объем электроэнергии, принятый рынком.

Оптимальная стратегия определяется решением задачи минимизации стоимостного функционала тш(Рэск ■ ^эск ) (задача сводится к минимизации цены покупки при фиксированном объеме продаж) при заданных ограничениях. В данном случае ограничениями являются правила рынка, системные условия, учитываемые при конкурентном отборе, и др.

ЭСК может влиять на Рэск, но только в том случае, когда лесенка покупателей располагается выше лесенки продавцов и с ней не пересекается. В этом случае покупатели энергии, подавая низкие ценовые заявки, снизят цену рынка (рис. 1,а).

а)

б)

Рис. 1 Ценообразование ЭСК: а) за счет подачи более низкой заявки цена снизилась; б) несмотря на подачу более низкой заявки, цена не изменилась

Во всех остальных случаях ЭСК не может влиять на Рэск , т.к. модель рынка спроектирована для выполнения условий совершенной конкуренции (за исключением отдельных случаев, подразумевающих под собой сговор продавцов либо недобросовестное использование рыночной силы и предусмотренных антимонопольным законодательством). При этих условиях участник (не являющийся ценообразующим) единственно только своими действиями никоим образом не может повлиять на цену рынка (рис. 1,б).

Степень влияния ЭСК на цену рынка определяется по результатам анализа цены на основании поданных ценовых заявок (при наличии соответствующего программного обеспечения допустимо моделирование процесса конкурентного отбора). Основной интерес представляет тот случай, когда заявка ЭСК становится ценообразующей, в противном случае цена рынка определяется совокупностью заявок всех участников [2].

Очевидно, что в течение некоторого периода времени цена на рынке электроэнергии будет не ниже переменных издержек производства электрической энергии («генераторная цена»), поскольку на рынке объективно присутствует значительный объем ценопринимающих заявок со стороны потенциальных покупателей электроэнергии, а сами участники рынка оказывают влияние на динамику изменения спроса. Поэтому справедливо допущение о невозможности влияния ЭСК исключительно своими действиями на цену рынка.

В оптимизационной задаче (1) приняты следующие ограничения:

1) «внутренние» ограничения - задаются и зависят только от ЭСК:

- договоры ЭСК на розничном рынке - фиксация цены и объема на розничном рынке с учетом профиля нагрузки клиента ЭСК;

- системы планирования потребления ЭСК;

- наличие свободных и регулируемых двухсторонних договоров (СДД и РДД, соответственно) и т.д.;

2) «внешние» ограничения - не задаются и не зависят от ЭСК:

- системные ограничения;

- правила рынка;

- заявки других участников рынка; и т.д.

Для разработки правильной стратегии необходима объективная и комплексная оценка как «внутренних», так и «внешних» факторов [3].

Стратегия покупки электроэнергии ЭСК должна формироваться с учетом влияния не на цену рынка, а на цену СДД, влияния на объем закупки с учетом действующих рыночных ограничений.

Уточним специфику двух типов рынка электроэнергии: рынок на сутки вперед (РСВ) и балансирующий рынок (БР).

Отличительными особенностями рынка на сутки вперед являются:

- централизованный сетевой аукцион с маржинальным поузловым ценообразованием; торговля электроэнергией в сутки X - 1 на сутки X;

- в день X - 1 участники (продавцы и покупатели) подают свои ценовые заявки «цена-количество»;

- торги проводятся в сутки X - 1 на сутки X;

- в результате торгов для каждого часа суток X формируются узловые цены и полные плановые объемы производства/потребления участников;

- у участников есть право и возможность заключения СДД - договорные цена и объем являются результатом свободного волеизъявления продавца и покупателя электроэнергии;

- небаланс рынка (превышение суммарных обязательств покупателей над суммарными требованиями продавцов) исключительно положительный: состоит из разницы узловых цен.

Балансирующий рынок, в свою очередь, предусматривает:

- централизованный сетевой аукцион с маржинальным поузловым ценообразованием; торговля отклонениями за час вперед;

- внешние инициативы (ВИ) поощряются - продажа отклонений; собственные инициативы (СИ) наказываются - покупка отклонений;

- продавцы отклонений - генераторы и потребители с регулируемой нагрузкой; покупатели отклонений - участники, отклонившиеся по СИ;

- на БР принимаются заявки только продавцов отклонений, у покупателей права подачи заявки нет;

- спрос на отклонения формируется Системным оператором (прогноз потребления СО);

- заявки на БР определяются суммой заявок на РСВ, отдельных заявок потребителей с регулируемой нагрузкой, а продавцы отклонений вправе подать ценопринимающую заявку;

- в результате торгов для каждого часа формируются поузловые индикаторы цен (РБр) и диспетчерские объемы электроэнергии - полные

объемы производства, балансирующие прогнозируемое потребление. Но: все финансовые расчеты на БР будут проводиться по цене

БР = тах( Рбр ; Ррсв) / ™п( ^БР; ^РСВ)

в зависимости от того, в какую сторону отклонится потребление -вверх/вниз;

- участники БР могут заключить договор между собой на поставку отклонений;

- небаланс БР определяется суммой «разницы узловых цен» (>0), «резерва» (<0) и «стоимостного небаланса» (>0/<0): он может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный небаланс распределяется на объемы ВИ участников, а отрицательный на СИ.

Предположительно, на РСВ торгуется 90-95% от суммарного фактического потребления, а на БР - 10-5%; но на БР цены на энергию выше цен РСВ. Именно поэтому, с точки зрения суммарной стоимости покупки электроэнергии, более значимым для ЭСК является РСВ, а не БР (в среднем цена БР выше цены РСВ на 5-30%).

Постулат 1. Для каждого конкретного часа для ЭСК:

- покупка определенного объема электроэнергии на БР менее выгодна, чем покупка такого же объема энергии на РСВ, т.к.:

• если Факт > ПланрСВ , то объем (Факт - ПланрСВ) отнесется на СИ ЭСК и будет ей продан по цене тах(цена РСВ, цена БЭ)1, т.е. ЭСК купит дороже, чем на РСВ;

• если Факт < ПланрСВ , то объем (ПланрСВ - Факт) отнесется на СИ ЭСК и ЭСК, получит за него с БР по цене тіп(цена РСВ, цена БЭ), т.е. ЭСК вернется меньше, чем она заплатила на РСВ.

Кроме этого, на СИ ЭСК будет распределяться отрицательный небаланс БР (ВИ для ЭСК возможна только в случае срабатывания противоава-рийной автоматики). Арбитраж между РСВ и БР для покупателя только отрицателен. Всегда выгоднее купить электроэнергию на РСВ, а не на БР.

Для ЭСК необходимо оптимизировать покупку на РСВ «по часам» -увеличивать покупку в часы с низкой ценой; уменьшать покупку в часы с высокой ценой.

Данная рекомендация применима только к потребителям-клиентам ЭСК, имеющим возможность технологического управления потреблением и которые в этой связи относительно свободны по времени потребления электроэнергии. Будем называть таких потребителей «управляемыми». Реализовать такой подход можно путем переговоров с «управляемыми» потребителями (клиентами ЭСК) при заключении с ними договоров энергоснабжения.

Оптимальная ценовая стратегия покупателя должна обязательно отвечать условию «входа» в РСВ, все иные условия оптимальности вторичны.

Постулат 2. Ценопринимающая заявка покупателя гарантирует «вход» на РСВ, за исключением тех случаев, когда системные условия или дефицит предложения не позволяют включить такую заявку в план РСВ по итогам конкурсного отбора.

Ценопринимающая заявка покупателя означает его готовность купить энергию по сколь угодно высокой цене.

1 Цена БЭ = цена, сложившаяся по итогам конкурентного отбора на БР.

Если ЭСК в точности знает объем потребления электроэнергии в данной ГТП и полностью его покупает на РСВ (или на БР, если заявка на РСВ не прошла), т.е.

V — факт — Урсв — ^розница ,

прибыль:

П — (Ррозница — РРСВ ) ^ .

В том случае, когда ЭСК не располагает достоверным прогнозом цены рынка, используется розничная цена электроэнергии:

- если С > Ррсв, где С - заявка ЭСК, то заявка прошла на РСВ;

- если С < Ррсв , заявка не прошла.

Постулат 3:

- в отношении объемов электроэнергии для потребителей, готовых оплачивать электроэнергию по цене, превышающей розничную, подается ценопринимающая заявка - объемы гарантированно пройдут в рынок;

- в отношении объемов потребителей, оплачивающих электроэнергию по розничной цене:

• если ЭСК подает заявку ниже розничной цены, т.е. С < Рр0зница, и заявка прошла, т.е. С > Ррсв , при такой стратегии ЭСК уменьшает вероятность входа в РСВ, т.к. подает ценовую заявку ниже фиксированной розничной цены, но в случае входа в РСВ гарантирует свою положительную прибыль;

• при С < Ррсв - покупка на БР. Если ЭСК подает заявку выше розничной цены и заявка прошла, т.е. С > Ррсв, то прибыль ЭСК может быть положительной или отрицательной (Рр0зница < Ррсв ).

При такой стратегии ЭСК увеличивает вероятность входа в РСВ, т.к. подает ценовую заявку выше фиксированной розничной цены, но прибыль ЭСК может быть как положительной, так и отрицательной.

Риск не пройти в РСВ и риск получить отрицательную прибыль - это разнонаправленные риски; выбор той или иной стратегии ЭСК зависит от значимости рисков для ЭСК.

Для выбора стратегии поведения ЭСК рассмотрим дерево игры (рис. 2).

1 2

Здесь в явном виде предполагается, что Ррсв и Ррсв - разные цены,

т.е. заявка ЭСК может повлиять на цену рынка. Но в общем случае можно

1 2 предполагать, что Ррсв = Ррсв.

Стратегия 1. С < Ррозница, и заявка прошла, т.е. С > Ррсв, иначе выгоднее покупка на БР.

Пусть вероятность того, что С > Ррсв , при условии, что С < Рр0зница, равняется X . Тогда выигрыш 1 ЭСК равняется

Х' [(Ррозница - РРСВ

) 'V] + +(1 -X) ' [(Ррозница - тах(РБР,РрСВ)) ' V]

2

Стратегия 2. С > Рр0зница, и заявка прошла, т.е. С > Ррсв, иначе покупка на БР.

2

Пусть вероятность того, что С > Ррсв , при условии, что С > Рр0зница,

2

равняется Р; вероятность того, что Рр0зница > Ррсв , равняется у .

Тогда выигрыш 2 ЭСК равняется

Р'[у'(Ррозница - РРСВ ) 'V ) +

+(1 -у)' (^розница - РРС В ) 'V )] + (1 -Р)' [(Ррозница - тах(РБР, РРСВ )) 'V • Правило выбора. Если Выигрыш 1 > Выигрыш 2, то необходимо выбирать Стратегию 1, если наоборот - то Стратегию 2.

Проанализируем дерево игры с точки зрения доминирования стратегии. ЭСК своими действиями, т.е. путем подачи той или иной заявки, может влиять на вероятности входа на РСВ; ценопринимающая заявка гарантирует вхождение ЭСК в рынок.

В условиях стратегии 1:

- при С < Ррозница и С > рРсв величина (Ррозница - РРСВ ) 'V > 0; при С < Ррозница и С < РРСВ величина (Ррозница - тах(РБР, РРСВ )) ' 'V0 , т.е. может быть как положительной, так и отрицательной.

Тогда ситуация С > Ррсв доминирует над ситуацией С < Ррсв в том смысле, что ЭСК всегда выгоднее оказаться в первой ситуации. Для этого ЭСК необходимо подать ценопринимающую заявку, но это нарушает основополагающее условие стратегии 1, а именно, что С < Рр03нИца -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналогично рассмотрим условия стратегии 2.

Ситуация С > Ррсв доминирует над ситуацией С < Ррсв . Тогда доминирующая стратегия ЭСК заключается в подаче ценопринимающей заявки,

2

что исключает ситуацию С < РрСВ .

Уточненное дерево игры (с учетом подачи ценопринимающей заявки в условиях стратегии 2) представлено на рисунке 3.

Выигрыш 1 равен

Х'[(Ррозница -РРСВ ) ^] + (1 -Х) '[(Ррозница - тах(РБР, РРСВ )) 'V ].

А выигрыш 2

[у' (Ррозница - РРСВ ) 'V) + (1 - у) ' (Ррозница - РРСВ ) 'V)].

Рис. 3 Уточненное дерево игры

Правило выбора стратегии сохраняется: если Выигрыш 1 > Выигрыш 2, то принимается первая стратегия, если нет - вторая.

Если ЭСК в состоянии достоверно прогнозировать цену рынка и

Р-ПСВ™. - прогнозируемая ЭСК цена РСВ, стратегия требует корректировки.

Постулат 4:

- если при прогнозе РрСВ[н. ЭСК учитывает все возможные варианты

заявки ЭСК, то и вариантов Р^СВГ^ может быть несколько (по сути, ЭСК

просчитывает свое влияние на цену и формирует свою стратегию), и оптимальной заявкой ЭСК считается заявка, которая соответствует минимальной

Р-ПСВ™., а значит и максимальной прибыли ЭСК;

- если при прогнозе РрСВ^. обнаруживается, что заявка ЭСК не влияет на цену, то необходимо подавать ценопринимающую заявку, т.к.:

• если Рр0зница < Ррсв^., то прибыль ЭСК отрицательная, путем подачи ценопринимающей заявки ЭСК хеджируется от попадания на БР;

• если Ррозница > РрСВ™. , то прибыль ЭСК положительная, путем подачи ценопринимающей заявки ЭСК гарантирует свою прибыль.

Список литературы

1. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд ; пер. с 9-го англ. изд. - М. : ИНФРА-М,

2000. - 412 с.

2. Фомина, А. В. Победители драконов получают всемогущество / А. В. Фомина, Н. К. Смирнова // Экономические стратегии. - Вып. 2. - М., 2006. - С. 28-35.

3. Фомина, А. В. Теоретические модели и основы долгосрочного макроэкономического прогнозирования / А. В. Фомина, О. М. Юнь, Ю. В. Яковец [и др.] - М. : Международный фонд Н. Д. Кондратьева, 2005. - 193 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.