Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВАНИЯ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВАНИЯ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
перевозки / страхование / скоропорящийся товар / рефрижераторный риск / transportation / insurance / perishable goods / refrigerator risk

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малышева А. А., Федосеева М. Н.

На долю скоропортящихся товаров и грузов, требующих соблюдения установленного температурно-влажностного режима, в общем объеме ежемесячных перевозок по России приходится почти 15%. В международном сегменте это порядка 8%. В междугороднем и областном – около 25%. Иными словами, объем товаров, доставляемых морским транспортом с рефрижераторным оборудованием, достаточно большой. К этому надо добавить, что их потери в среднем из расчета за год перевозок колеблются на уровне 5–15% в зависимости от региона. Почти в 20% случаев гибель или повреждения части груза, перевозимого с рефрижераторной установкой, спровоцирована именно нарушениями работы такой установки. Во избежание непредвиденных выплат, транспортной компании выгодно разместить на страхование не только стандартные риски (ДТП, пожар, погодные явления), но и рефрижераторный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INSURANCE OF PERISHABLE GOODS BY SEA TRANSPORT UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS

The share of perishable goods and cargo requiring compliance with the established temperature and humidity regime in the total volume of monthly transportation in Russia accounts for almost 15%. In the international segment, this is about 8%. In intercity and regional – about 25%. In other words, the volume of goods delivered by cars with refrigerated equipment is quite large. It should be added to this that their losses on average per year of transportation fluctuate at the level of 5-15%, depending on the region. In almost 20% of cases of death or damage to a part of the cargo transported with a refrigerated installation, it is caused by violations of the operation of such an installation. In order to avoid unforeseen payments, it is advantageous for the transport company to place on insurance not only standard risks (accident, fire, weather events), but also refrigerated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВАНИЯ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

РАЗДЕЛ IV. МЕНЕДЖМЕНТ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

Для цитирования: Малышева А.А., Федосеева М.Н. Особенности страхования скоропортящихся грузов на морском транспорте в условиях санкций / Науч.рук. Ю.С. Цветкова, старший преподаватель кафедры «Международного и морского права» ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова // Океанский менеджмент. 2023. № 4(22). С. 42-44.

Малышева А.А.,

студент 4 курса бакалавриата, кафедра Международного и морского права, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Федосеева М.Н.,

студент 4 курса бакалавриата, кафедра Международного и морского права, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Научный руководитель: Цветкова Ю.С., старший преподаватель кафедры Международного и морского права,

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВАНИЯ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Аннотация. На долю скоропортящихся товаров и грузов, требующих соблюдения установленного температурно-влажностного режима, в общем объеме ежемесячных перевозок по России приходится почти 15%. В международном сегменте это порядка 8%. В междугороднем и областном - около 25%. Иными словами, объем товаров, доставляемых морским транспортом с рефрижераторным оборудованием, достаточно большой. К этому надо добавить, что их потери в среднем из расчета за год перевозок колеблются на уровне 5-15% в зависимости от региона. Почти в 20% случаев гибель или повреждения части груза, перевозимого с рефрижераторной установкой, спровоцирована именно нарушениями работы такой установки. Во избежание непредвиденных выплат, транспортной компании выгодно разместить на страхование не только стандартные риски (ДТП, пожар, погодные явления), но и рефрижераторный.

Ключевые слова: перевозки, страхование, скоропорягцийся товар, рефрижераторный риск.

FEATURES OF INSURANCE OF PERISHABLE GOODS BY SEA TRANSPORT UNDER THE

CONDITIONS OF SANCTIONS

Abstract. The share of perishable goods and cargo requiring compliance with the established temperature and humidity regime in the total volume of monthly transportation in Russia accounts for almost 15%). In the international segment, this is about 8%o. In intercity and regional - about 25%o. In other words, the volume of goods delivered by cars with refrigerated equipment is quite large. It should be added to this that their losses on average per year of transportation fluctuate at the level of 5-15%o, depending on the region. In almost 20%o of cases of death or damage to a part of the cargo transported with a refrigerated installation, it is caused by violations of the operation of such an installation. In order to avoid unforeseen payments, it is advantageous for the transport company to place on insurance not only standard risks (accident, fire, weather events), but also refrigerated.

Keywords: transportation, insurance, perishable goods, refrigerator risk.

Известно, что данный риск относится к ограниченной группе рейсов - перевозкам рефрижераторами. Важно отметить, что страхование рефрижиратора - это не комплексная защита для такой доставки. Она предполагает выплату только в случаях, когда груз пострадал в результате:

• перебоев в работе холодильного оборудования;

• несанкционированного отключения рефрижераторной установки;

• выхода из строя холодильника (в том числе, в результате аварии, если у водителя не было возможности оперативно устранить проблему с режимом);

• сбоя настроек рефрижератора и т. д.1

Другими словами, услуга по страхованию рассчитана на все случаи, когда ущерб спровоцирован именно оборудованием (его перенастройками без ведома водителя, работой, отключениями).

Страхование рефрижераторного риска - это опция, а не самостоятельный страховой продукт. То есть она может использоваться только как расширение к уже существующей программе страховки ответственности экспедитора или грузоперевозчика.

Следует отметить, что, если компания, осуществляющая экспедицию с привлечением нескольких подрядчиков, на одном из этапов привлекает собственный транспорт с холодильной установкой, ей нужно заключить 2 полиса. Во-первых, страхование экспедитора, во-вторых, -перевозчика. Иначе после выплаты заказчику по договору страховки ответственности за экспедицию страховщик обратится за компенсацией к страхователю как к перевозчику, коим тот на определенном участке пути и являлся.

1 Захарова H.A., Бевзюк Е.А., Кабанцева Н.Г., Ларионова В.А., Слесарев С.А. Комментарий к Закону РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.

Для подключения рефрижераторного риска в общую страховую программу, как правило, достаточно просто отметить его в списке дополнительных рисков. Это несколько увеличит итоговую страховую премию, но защитит логистический бизнес от серьезных потерь.

Еще один важный вопрос касается условий, которые должны быть соблюдены для подключения рефрижераторного риска в принципе. Они устанавливаются каждой страховой организацией и могут отличаться. Но в целом это довольно простой набор правил.

Так, для страхования рефрижераторной перевозки (риска повреждения или гибели груза по причине выхода из строя специального оборудования или сбоев в его работе), необходимо:

• Чтобы груз изначально был в состоянии (на стадии готовности), которое позволит ему выдержать перевозку на установленное расстояние в течение заданного времени, если с холодильной установкой ничего не случится. Здесь учитывается не только состояние скоропортящейся продукции, но и план ее перегрузок. Он должен учитывать все погрузочно-разгрузочные работы (в том смысле, что груз должен их выдержать).

• Транспортные средства, оборудованные рефрижераторами, должны регулярно проходить технический осмотр и обслуживание. Перед каждым очередным рейсом перевозчик должен проводить проверку работоспособности холодильной установки. Если страхователь не предоставит подтверждений, что такая проверка проводилась, страховая защита может не сработать.

• Сама установка (рефрижератор) тоже должна проходить осмотры и проверки. Для страхования рефриска он обязательно должен быть оборудован самописцем и подключаться к бортовой сети автомобиля.

• Некоторые страховщики принимают рефрижераторный риск на страхование только при условии, что оборудованные холодильниками машины окажутся по документам не старше 5-7 лет. Требования к возрасту установки тоже могут иметь место (обычно максимальный возраст, в котором рефрижератор можно застраховать, составляет 5-10 лет)1.

Поскольку автомобили с охлаждающей техникой должны оснащаться хорошей изоляцией внутреннего отсека, страховые компании обычно по умолчанию считают, что в течение 24 часов после отключения холодильника груз должен оставаться в сохранности. Потому страховая защита де-факто начинает действовать только при условии, что фактическая остановка (или смена режима работы в результате диверсии) оборудования имела место более чем на сутки до порчи. Если водитель сможет доставить товар раньше (или у него появится возможность перегрузить продукцию в другой рефрижератор/холодильник на складе), инцидент не будет рассматриваться, как страховой.

Еще одно очень специфическое условие касается времени наступления страхового случая. В страховании находящегося в холодильных камерах имущества есть понятие беспретензионного периода. Его еще называют франшизой в период ожидания. Обычно этот период устанавливается в диапазоне от 12 до 36 часов.

Суть беспретензионного периода состоит в следующем:

- страховщик вправе потребовать установления времени, в течение которого товар при поломке холодильника будет сохранять свойства;

- по страхованию имущества в рефрижераторах и холодильных установках возмещение ущерба, наступившего во время беспретензионного периода, CK не производит;

- есть свои исключения: если в период ожидания товар потерял качества в результате проникновения в камеру хладагента, заморозки, присутствия в зоне хранения испорченных ранее продуктов, - убыток возмещается всегда.

Размер франшизы в период ожидания может устанавливаться по согласованию со страховщиком. То же касается классической франшизы - она в страховании скоропортящегося имущества тоже используется. Применение двух видов франшиз позволяет снизить цену полиса.

Следует отметить, что рефрижераторный риск в некоторых страховых компаниях страхуется как опция, только если в машинах страхователя установлено специальное телематическое оборудование. Как правило, это датчик температуры, но в некоторых случаях требуется также устройство контроля давления, опрокидывания, вибрации.

На основании данных, полученных с помощью такой техники, страховщик в итоге будет принимать решение о выплате. С ней он сможет понять, произошла ли авария в пути или во время остановки, есть ли в ней доля вины водителя, насколько оперативно он реагировал на смену температурно-влажностного режима в грузовом отсеке, правильно ли изначально были заданы настройки ит. д.

Пристатейный библиографический список:

1. Комментарий к Закону РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (постатейный) / Захарова H.A., Бевзюк Е.А., Кабанцева Н.Г., Ларионова В.А., Слесарев С.А. // СПС Консу льтантПлюс.

1 Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / И.И. Баринова, Л.М. Егоров, Г.Г. Иванов и др.; под ред. Г.Г. Иванова. М.: Спарк, 2000. С.434.

2. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / ИИ Баринова, Л.М. Егоров, Г.Г. Иванов и др.; под ред. Г.Г. Иванова. М.: Спарк, 2000. 734 с.

3. Левушкин А.Н., Кузьмина И.К. Исполнение договора морского страхования в сфере эксплуатации транспорта при перевозке груза в России и Великобритании // Транспортное право. 2022. № 4. С. 68 - 75.

» о

+) и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.