Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинская грамотность / стоматологическая грамотность / зубы / полость рта / стоматологические заболевания / профилактика / medical literacy / dental literacy / teeth / oral cavity / dental diseases / prevention / медициналық сауаттылық / стоматологиялық сауаттылық / тістер / ауыз қуысы / стоматологиялық аурулар / алдын алу шаралары

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — С.Х. Диханова

В данной статье нами рассмотрены основные положения стоматологической грамотности. Актуальность исследования основана на проблеме, выраженной в низком уровне стоматологической грамотности при большом количестве стоматологический заболеваний. Данная проблема является на уровне здравоохранения социально значимой, так как от состояния зубов и полости рта во многом зависит общее здоровье человека. Поэтому важно предоставлять населению нужную информацию о том, как нужно вести себя с рождения относительно питания и гигиены рта, чтобы не допустить заболевания зубов. Основными методами исследования стали литературный анализ, методы наблюдения, обобщения, опроса и сравнения. Материалами исследования определены научная литература, правовые нормы, практические материалы, монографические и иные ранее проводимые исследования. В результате установлено, что предложенные методы оценки стоматологической грамотности (OHI-S и КПУ(з)) и многие другие являются эффективными, так как позволяют установить на практике уровень стоматологической грамотности человека. Анкетный опрос указывает на низкий уровень стоматологической грамотности, который связан с проблемами как организованного плана, из-за недостаточности предоставления профилактических услуг в области стоматологии и со стороны пациентов, которые выражаются низких показателя ответственности и самоуправления. При сопоставление теоретического и фактического материала выработаны рекомендации по повышению стоматологической грамотности: повысить роль санитарно-гигиенического просвещения, что позволит обеспечить население пониманием важности гигиены полости рта, сохранения и укреплении зубов, как части здорового образа жизни; содержать зубы в чистоте и постоянно ухаживать за ними, не нужно употреблять в пищу продукты, которые наносят вред зубам; проводить на всех уровнях профилактическую работу, в том числе и на уровне врача стоматолога среди своих пациентов и так далее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С.Х. Диханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DENTAL LITERACY

In this article, we examined the main provisions of dental literacy. The relevance of the study is based on the problem expressed in a low level of dental literacy in a large number of dental diseases. This problem is socially significant at the health care level, since the general health of a person largely depends on the condition of the teeth and oral cavity. Therefore, it is important to provide the population with the necessary information on how to behave from birth regarding nutrition and oral hygiene in order to prevent dental disease. The main research methods were literary analysis, methods of observation, generalization, polling and comparison. Research materials identified scientific literature, legal norms, practical materials, monographs and other previously conducted research. As a result, it was found that the proposed methods for assessing dental literacy (OHI-S and KPU (h)) and many others are effective, since they allow to establish in practice the level of a person's dental literacy. The questionnaire indicates a low level of dental literacy, which is associated with problems as an organized plan, due to the lack of provision of preventive services in the field of dentistry and on the part of patients, which are expressed by a low rate of responsibility and self-management. When comparing theoretical and factual material, recommendations were developed to improve dental literacy: to increase the role of sanitary and hygienic education, which will provide the population with an understanding of the importance of oral hygiene, preservation and strengthening of teeth, as part of a healthy lifestyle; keep your teeth clean and take care of them constantly; you do not need to eat foods that harm your teeth; carry out preventive work at all levels, including at the level of a dentist among their patients, and so on.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ»

УДК 616.31:614.2

ОСОБЕННОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

С.Х. Диханова

Кaзaхcтaнcкий медицинский университет «ВШOЗ», Алматы, Казахстан

Резюме. В данной статье нами рассмотрены основные положения стоматологической грамотности. Актуальность исследования основана на проблеме, выраженной в низком уровне стоматологической грамотности при большом количестве стоматологический заболеваний. Данная проблема является на уровне здравоохранения социально значимой, так как от состояния зубов и полости рта во многом зависит общее здоровье человека. Поэтому важно предоставлять населению нужную информацию о том, как нужно вести себя с рождения относительно питания и гигиены рта, чтобы не допустить заболевания зубов.

Основными методами исследования стали литературный анализ, методы наблюдения, обобщения, опроса и сравнения. Материалами исследования определены научная литература, правовые нормы, практические материалы, монографические и иные ранее проводимые исследования. В результате установлено, что предложенные методы оценки стоматологической грамотности (РШ^ и КПУ(з)) и многие другие являются эффективными, так как позволяют установить на практике уровень стоматологической грамотности человека. Анкетный опрос указывает на низкий уровень стоматологической грамотности, который связан с проблемами как организованного плана, из-за недостаточности предоставления профилактических услуг в области стоматологии и со стороны пациентов, которые выражаются низких показателя ответственности и самоуправления.

При сопоставление теоретического и фактического материала выработаны рекомендации по повышению стоматологической грамотности: повысить роль санитарно-гигиенического просвещения, что позволит обеспечить население пониманием важности гигиены полости рта, сохранения и укреплении зубов, как части здорового образа жизни; содержать зубы в чистоте и постоянно ухаживать за ними, не нужно употреблять в пищу продукты, которые наносят вред зубам; проводить на всех уровнях профилактическую работу, в том числе и на уровне врача стоматолога среди своих пациентов и так далее.

Ключевые слова: медицинская грамотность, стоматологическая грамотность, зубы, полость рта, стоматологические заболевания, профилактика.

Введение. Актуальность темы исследования заключается в том, что является уровень стоматологических заболеваний населения проблемой, определяемой на уровне здравоохранения, как социально значимая. Проявляется данная проблема на уровне государства и на уровне его отдельных регионов. Отмечается высокий уровень данного вида заболеваемости и в Казахстане. Считается, что зависит уровень стоматологического здоровья уровня от показателей стоматологической грамотности как населения, так и системы здравоохранения, занимающееся профилактикой стоматологических заболеваний. При этом важным являются условия в части того, что каждый человек хочет быть здоровым и ориентируется, в современное время, на таких показателях, как здоровые зубы, являющиеся одним из важных показателей здоровья всего организма. Именно поэтому важно предоставлять населению нужную информацию о том, как нужно вести себя с рождения относительно питания и гигиены рта, чтобы не допустить заболевания зубов. В этом плане большая роль отводится основам санитарно-гигиенического просвещения по повышению стоматологической грамотности населения, для того, чтобы обеспечить их пониманием важности гигиены полости рта, сохранения и укреплении зубов, как части здорового образа жизни. На практике отмечается, что население в своем большинстве не соблюдают общепринятые нормы, предусмотренные санитарно-гигиеническими и научно-прикладными стоматологическим правилами. В то время как стоматологическая грамотность направлена на то, чтобы население не допускало заболевания зубов и полости рта. Для этого важно знать, что нужно содержать зубы в чистоте и постоянно ухаживать за ними. Также не нужно употреблять в пищу продукты, которые наносят

вред зубам. К тому же врачам-стоматологам следует постоянно проводить профилактическую работу среди своих пациентов.

Целью исследования является определение особенности методов стоматологической грамотности, направленные на сохранение стоматологического и общего здоровья.

Основными задачами исследования для достижения поставленной нами цели определены: установить роль и место стоматологической грамотности в обеспечение стоматологического и общего здоровья населения; оценить существующие методы обеспечения стоматологической грамотности населения; выявить наиболее эффективные методы оценки стоматологической грамотности; выработать рекомендации по повышению уровня стоматологической грамотности

Материалы и методы исследования. Методология исследования основана на системном подходе к анализу объекта и предмета исследования. Использованы в ходе исследования как общенаучные методы, так и частные методы. Основными методами исследования стали аналитические методы, методы обобщения, наблюдения, опроса, сравнения и сопоставления теоретического и фактического материала.

На первом этапе проведен анализ литературы по обозначенной теме. Изучены научные, правовые, практические материалы, монографические и иные ранее проводимые исследования. В основе стоматологической грамотности, как отмечают С.С. Есембаев, О.М. Мирзабеков и Н.Г. Негаметзянов положена медицинская грамотность населения. Именно она является основой для сохранения здоровья, профилактики и контроля заболеваний, в том числе и стоматологической

[I]. Исходя из этого можно дать определение медицинской грамотности. Она включает в себя вопросы направленные на обеспечение здоровья человека и включает в себе, как отмечает группа ученых S0rensen K, Van den Broucke S, Fullam J, в рамках исследования ВОЗ: «... знания, мотивацию и компетенции для доступа, понимания, оценки и применения медицинской информации, чтобы делать суждения и принимать решения в повседневной жизни, касающиеся здравоохранения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья для поддержания или улучшения качества жизни. на протяжении всей жизни»[2].

Взаимосвязь между ролью и местом медицинской (стоматологической) грамотности в обеспечение здоровья человека отражена в систематическом обзоре исследований проводимых такими авторами, как Weiss BD, Mays MZ, Martz W [3]. N.D. Berkman, S.L. Sheridan, K.E. Donahue, D.J. Halpern, К. Crotty. Они указывают, что связан низкий уровень медицинской (стоматологической) грамотности с малым применением медицинских услуг по профилактике и укреплению здоровья, а также низкой приверженностью населения к лечению. Так как в подобных условиях отмечается более частые обращения к врачам за медицинской помощью и повышенные показатели заболеваемости и смертности [4].

Стоматологическая грамотность определяется IOM (международный Институт медицины) как грамотность в области гигиены полости рта. Тем самым обращается внимание на сложные факторы, влияющие на способность человека иметь и принимать мнения и решения, которые касаются здоровья зубов и полости рта[5]. Обычно связан низкий уровень стоматологической грамотности с такими факторами: малыми стоматологическими знаниями (BD Weiss, MZ Mays, W Martz) [6]; не пониманием важности плохого здоровья зубов и полости рта (EJ Parker, LM Jamieson) [7]; нерегулярными посещениями врача стоматолога; не обращением к стоматологической информации (KA Atchison, MW Gironda, D Messadi, Der-Martirosian C.)[8]; малым доступом к получению помощи стоматолога (M Jones, JY Lee, RG Rozier.)[9]. По мнению MM Wehmeyer, CL Corwin, JM Guthmiller, J Lee связаны со стоматологической грамотностью и такие показатели стоматологических заболеваний, как пародонт (например, интенсивность Lactobacillus, отсутствие зубов, разрушенние, отсутствие или пломбированные зубы, тяжелая степень пародонтита или потеря возможности прикрепления зубов) [10].

В Республике Казахстан в 2009 году определены косвенные требования относительно стоматологической грамотности Стандартом организации оказания стоматологической помощи

[II], который разработан согласно статьи 7 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Стандартом установлены требования к организации таких норм, связанных с грамотностью, как профилактика и стоматологическая помощь. Профилактика стоматологических заболевания включает в себе комплекс, как медицинских мер, так и немедицинских, которые направлены на предупреждение образования стоматологических

заболеваний, возрастание их на ранних стадиях и проверку уже резвившихся повреждений или осложнений зубов и полости рта. Для этого предусматриваются профилактические медицинские осмотры населения. К ним отнесены целевые группы населения, в первую очередь это дети. Профилактические осмотры включают в себе скрининговые осмотры, направленные на то чтобы как можно раньше выявить на ранних стадиях стоматологические заболевания и предупредить их развитие, не допустив стать факторами риска.

Исследование существующих методов обеспечения стоматологической грамотности населения показало, что для измерения возможностей медицинской или стоматологической грамотности нужны современные инструменты медицинской грамотности. Инструменты медицинской грамотности основаны на различные рода стратегиях по ее обеспечению. К ним отнесены следующие методы: REALM основаны на быстрой оценке медицинской грамотности (измеряют при помощи распознавания нормативных слов [12]; краткий тест TOFHLA, на определение функциональной грамотности по вопросам здоровья. Позволяет проверить уровень понимания прочитанного текста [13]; скрининг медицинской грамотности, как дополнительная мера. Она разработана доктором Чю[14]. В понятие скрининга включены просьбы людей, которые они для профилактики сообщают врачу, заботясь о состоянии своего здоровья. Используется скрининг также среди лиц, у которых отмечаются трудности понимания информации в письменном виде; новейшие инструменты позволяют проверять навыки поиска и восприятия информации о стоматологической грамотности, в рамках которой зубы и полость рта определены как важные жизненные признаки[3].

Исследование эффективных методов оценки стоматологической грамотности показало, что используются чаще всего методы основанные на технологии опроса в форме анкетирования, стоматологического осмотра, а также методы по установлению стоматологических индексов (КПУ(з), OHI-S).

На практике, используя, обозначенные нами методы, на первом этапе, проводится обычно установление особенностей ухода за гигиеной полости рта посредством анкетного опроса. На втором этапе проводится обычно стоматологическое обследование зубов и полости рта. Для того чтобы оценить уровень стоматологических заболеваемости и гигиены полости рта применяют два основных индекса:

- индекс OHI-S (Green-Vermillion, Грина- Вермиллиона, 1964 года). Упрощенный индекс гигиены полости рта позволяет установить наличие налета на зубах. Применяют в рамках данного метода жидкость основе эритрозина марки Curaprox PCA 260 (Швейцария) для индикации налета на зубах. Исходя из степени зрелости налета окрашивает раствор налет дней в темно-синий цвет (если налету более 2-х дней), в розовый - если налету менее 2-х дней [15];

- индекс КПУ(з), используется для определения интенсивности кариеса (выражен данный индекс в сумма (К) кариозных зубов, (П) пломбированных зубов и (У) удаленных зубов у каждого обследованного пациента [16].

Результаты данный индексов позволяют установить на практике насколько человек стоматологически грамотен. Результаты оценки оказаны в таблице 1 (в баллах).

Таблица 1 - Коды и критерии для оценки зубного налета и интерпретация результатов

Балл Признак Значени Уровень гигиены

0 баллов Зубной налет не выявлен, что выражено в отсутствие 0,0 - 0,6 Хороший уровень

1 балл Отмечается окрашивание не более 1/3 поверхности зуба 0,7 - 1,6 Удовлетворительный уровень

2 балла Отмечается окрашивание более чем 1/3 поверхности зуба, но не более 2/3 поверхности зуба 1,7 - 2,5 Неудовлетворительный уровень

3 балла Отмечается окрашивание более чем 2/3 поверхности зуба 2,5 и более Плохой уровень

Затем производится расчет по формуле (1)

ИГср = а /6

(1)

где а - сумма балов всех зубов, обследуемых у пациента, 6 - количество зубов, подлежащих медицинскому обследованию.

Интерпретация оценочных результатов проводится по четырём уровням от хорошего до плохого по значениям индекса ОН1^, также обозначенных нами в таблице 1.

Оценка другого индекса - КПУ зубов позволяет установить интенсивность поражения зубов таким заболеванием, как кариес. Расчет проводится путем сложения значений индексов и получения среднего значения индекса КПУ для каждого обследуемого и затем поученную сумму разделили на количество человек.

Критериями оценки стали: нет удаленных зубов, кариозных полостей и значение ОН1^ - до 0,6 - полость рта в отличном состояние; нет удаленных зубов, 1-2 кариозные полости, значение OHI-S - до 1,6 - полость рта в хорошем состояние; нет удаленных зубов, 2-5 кариозных полостей, значение ОН1^ - до 1,6 - е состояние полости рта удовлетворительное; больше 5 кариозных полостей, есть удаленные зубы, значение ОН1^ больше 1,6 - состояние полости рта неудовлетворительное. На основании полученных результатов осмотра делается вывод о состоянии зубов и полости рта.

Следует отметить, что нами было проведено исследование в форме анкетного опроса. В рамках анкетирования предлагаются участникам опроса вопросы об образе жизни, о состоянии здоровья, о характере питания, о вредных привычках, о причинах и частоте обращения к стоматологу, о возможности оценить самостоятельно уровень гигиены и оценить состояние здоровья полости рта и своих зубов и так далее.

Результаты и обсуждение. Согласно литературного анализа мы установили, что можно определить, стоматологическую грамотность подобно общемедицинской грамотности, как: знание системных процессов, которые за стоматологические заболевания человека ответственны; способность понимать и применять подобные знания, в части понимания и умения человека к самостоятельному обслуживанию как зубов, так и полости рта; способность человека, когда это необходимо, ориентироваться в системе стоматологического здравоохранения по разным направлениям, особенно относительно обеспечения здоровья зубов и полости рта и здоровья в целом. Стандарт организации стоматологической помощи в Казахстане показывает, что включает в себе стоматологическая грамотность профилактику и стоматологическую помощь, как комплекс медицинских услуг, которые включают в себе профилактическую и медицинскую помощь, оказываемую пациентам, имеющим стоматологические заболевания или могущим их получить. Стоматологическая грамотность заключает в себе также недопущение сложных форм заболевания и правильную реабилитацию после перенесенных заболеваний. При этом важно обозначить, что стоматологическая помощь и профилактика оказываются населению в РК в объёме ГОБМП (гарантированный объем бесплатной медицинской помощи). Тем самым стоматологическая грамотность способствует укреплению здоровья населения в целом и формированию правильного отношения к зубам и полости рта, в частности.

На рисунке 1. покажем результаты анкетирования. По результатам анкетирования установлено, что в возрасте от 18 до 30 лет, как женщин, так и мужчин, всего 11,0% оценили свое стоматологической здоровье на «отлично» (по состоянию своих зубов).

60 40 20 0

54

10

Состояние стоматологического здоровья ■ Отлично ■ Хорошо ■ Удовлетворительно ■ Плохо

Рисунок 1 - Результаты анкетирования на состояние стоматологического здоровья

55,4 % опрошенных оценили состояние полости рта и своих зубов, как хорошее. А 33,6 % считают состояние полости рта и своих зубов удовлетворительным. Плохим свое стоматологическое здоровье не считает никто.

Хотя, как отмечает в своем диссертационном исследовании З.С. Будайчиева, результаты стоматологического обследования на ОН1^ и КПУ показывают намного выше показатели удовлетворительного или неудовлетворительного состояния полости рта. Совпадения результатов субъективной оценки состояния стоматологического здоровья и объективного обследования совпадают всего в 26,4% случаях, а в 71,3% случаях субъективная оценка значительно завышена [15]. По результатам индексного обследования, всего примерно 7,7% человек имеют хороший показатель, 64,6% - удовлетворительный показатель; 27,7% - плохой и 4,1% - неудовлетворительный.

Результаты важности основных факторов определяющих стоматологическую грамотность, отражены на рисунке 2.

□ Нет □Частично (или периодично при болях) ОДа

посещают стоматолога имеют хронические заболевания считают себя здоровыми людьми знание о влияние стоматологических заболеваний... характер питания является факторам, влияющим. придерживаются принципов здорового питания,

0

66

62

66

10

20

30

40

50

60

70

Рисунок 2 - Результаты определения важности основных факторов, определяющих

стоматологическую грамотность

Всего 30% понимают важность признания принципов здорового питания, признают питание фактором для появления - 27%, никто не имеет знаний о влиянии заболеваний зубов и полости рта на здоровье человека. В тоже время 50% считают себя здоровыми, а 38 % имеют хронические заболевания. При этом многие курят и употребляют алкоголь. Занимается спортом регулярно всего 25,4%. Стоматолога посещают в основном при болях и иных жалобах-66% респондентов, 34 % - не посещают врача

Выводы (заключение). В ходе исследования автором проведена интерпретация результатов, что позволило сделать обобщающие выводы. Стоматологическая грамотность является важной частью системы общего здравоохранения. Основана роль стоматологической грамотности на том, что наличие проблем в полости рта очень часто являются причинами патологии развития основных внутренних органов человека (ЖКТ, сердечно - сосудистой системы, эндокринной и иммунной систем и разного рода нервно и психопатологических состояний). К тому же многие стоматологические заболевания приводят к различным патологиям и деформации челюстно-лицевой области человека, чем понижают его самооценку

0

социально-психологического плана и ограничивают во многом процессам создания семьи и профессиональной деятельности. Признается важность стоматологической грамотности как на уровне ВОЗ, так и в Казахстане, согласно действующей нормативно правовой базы, как важная часть обеспечения здоровья человека в целом.

Анкетный опрос показал, что у населения отмечается низкий уровень осведомленности о важности недопущения стоматологических заболеваниях. Низкий уровень медицинской грамотности по нашему мнению связан в первую очередь с проблемами организованного плана, вытекющих из недостаточности предоставления профилактических услуг в области стоматологии, приводящих к поздней диагностике заболеваний зубов. Отмечаются также проблемы и со стороны самих пациентов, которые выражаются в плохих навыках отвесенности за своим здоровьем и самоуправления относительно повышения грамотности. Основными факторами приводящим к низкому уровню стоматологической грамотности обозначены незначительные стоматологические знания, не понимание важности плохого здоровья зубов и полости рта, нерегулярные посещения врача стоматолога, не обращение к стоматологической информации и малый доступ к получению помощи стоматолога. В то же время предложенные методы оценки стоматологической грамотности (OHI-S и КПУ(з)) и многие другие позволяют установить на практике уровень стоматологической грамотности человека, так как отражают показатели его знаний относительно важности сохранения стоматологического здоровья и недопущения заболеваний полости рта.

На основе имеющихся проблем выработаны рекомендации по повышению уровня стоматологической грамотности. В качестве основных рекомендаций следует определить следующие: нужно с детства соблюдать гигиену полости рта; не нужно употреблять в пищу продукты, которые наносят вред зубам; ходить не реже одного раза в год на профилактический осмотр к стоматологу; уделять больше внимания стоматологическому просвещению (начиная с детского сада); проводить на всех уровнях профилактическую работу, в том числе и на уровне врача стоматолога среди своих пациентов и так далее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Есембаева С. С., Мирзабеков О. М., Негаметзянов Н. Г. Концепция развития стоматологии и повышения уровня стоматологического здоровья населения РК на 2011-2015 гг.//Вестник Казахского национального медицинского университета им. С. Д. Асфендиярова. - Алматы: 2011. - № 1-2. - с. 32-37.

2 S0rensen K, Van den Broucke S, Fullam J, et al. (HLSEU) Consortium Health Literacy Project European. Health literacy and public health: A systematic review and integration of definitions and models. - BMC Public Health. 2012 - 80 р.

3 Weiss BD, Mays MZ, Martz W, et al. Quick assessment of literacy in primary care: The newest vital sign. - Ann Fam Med. 2005; - Р 514-522.

4 Berkman ND, Sheridan SL, Donahue KE, Halpern DJ, Crotty K. Low health literacy and health outcomes: An updated systematic review. - Ann Intern Med. 2011 - р 97-107.

5 IOM (Institute of Medicine) Oral Health Literacy: Workshop Summary. Washington, DC- The National Academies Press; - 2013. p 11-12.

6 Weiss BD, Mays MZ, Martz W, et al. Quick assessment of literacy in primary care: The newest vital sign. - Ann Fam Med. 2005 - р 514-522.

7 Parker EJ, Jamieson LM. Associations between indigenous Australian oral health literacy and self-reported oral health outcomes. - BMC Oral Health. 2010 - 10 р

8 Atchison KA, Gironda MW, Messadi D, Der-Martirosian C. Screening for oral health literacy in an urban dental clinic. - J Public Health Dent. 2010 - р 269-275.

9 Wehmeyer MM, Corwin CL, Guthmiller JM, Lee JY. The impact of oral health literacy on periodontal health status. - J Public Health Dent. 2014 - р 80-87.

10 Davis TC, Long SW, Jackson RH, et al. Rapid estimate of adult literacy in medicine: A shortened screening instrument. - Fam Med. 1993 - р 391-395.

11 Об утверждении Стандарта организации оказания стоматологической помощи в Республике Казахстан. Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан

от 12 декабря 2016 года № 1053. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 января 2017 года № 14664 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600014664

12 О здоровье народа и системе здравоохранения. Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года № 360-VI ЗРК. https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2000000360

13 Baker DW, Williams MV, Parker RM, Gazmararian JA, Nurss J. Development of a brief test to measure functional health literacy. - Patient Educ Couns. 1999 - р33-42.

14 Chew LD, Bradley KA, Boyko EJ. Brief questions to identify patients with inadequate health literacy. -Fam Med. 2004 - р 588-594.

15 Будайчиева З. С. Сравнительная оценка стоматологического и гигиенического статуса пациентов, применяющих стандартный и индивидуально подобранный комплекс средств гигиены полости рта. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации. - Москва, 2020. - 24 с.

СТОМАТОЛОГИЯЛЫЦ САУАТТЫЛЫЦТЬЩ ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1

С.Х. Диханова

«НДСЖМ» Назакстандык медицина университету Aлмaты, H^a^^an

ТYЙiндеме. Бул макалада стоматологиялык сауаттылыктыц непзп орны карастырылды. Бул зерттеудщ езектШп стоматологиялык аурулардыц кец таралуымен катар теменп дэрежедеп стоматологиялык сауаттылык мэселесше непзделген. Денсаулы; са;тау кшде бул мэселе элеуметтiк мацызды болып саналады, себебi тiстер мен ауыз куысы жагдайы адамныц жалпы денсаулыгына кеп ы;пал етедi. Сол себепт стоматологиялык ауруларды туындатпау ма;сатында тургындарга ауыз куысы кYтiмi женiнде акпаратты берген мацызды.

Негiзгi зерттеу эдктер^ эдеби талдау, бакылау, жалпылау, сурастыру жэне салыстыру эдiстерi. Зерттеу материалдары гылыми эдебиет, кукыктык нормалар, тэжiрибелiк материалдар, монографиялар жэне баска да жYргiзiлген зерттеулер болып табылады. Нэтижесшде керсетiлген стоматологиялык сауаттылыкты багалау эдктершщ (OHI-S и КПУ(т)) барлыгы эффективт екендiгiне кез жеткiздiк, себебi адамныц стоматологиялык сауаттылыгын тэжiрибе жYзiнде аныктауга мYмкiндiк бередi. Анкеталык талдау стоматология багытындагы алдын-алу шараларыныц жеткiлiксiздiгiнен, сонымен катар тургындардыц жауапкершiлiгi мен езш-ез1 баскаруыныц темен керсеткiштерiнiц ыкпалынан стоматологиялык сауаттылыктыц теменп децгейiн керсетедi.

Теориялык жэне iс жYзiндегi материалдарды тецес^ре отыра келесi стоматологиялык кецестер тYзiлдi: санитарлык-гигиеналык сауат ашу мэселесiн колга алу; ауыз куысы тазалыгын сактап, зиянды тагамдардан бас тарту; барлык децгейдегi алдын алу шараларын уйымдастыру. ТYЙiндi свздер: медициналык сауаттылык, стоматологиялык сауаттылык, тiстер, ауыз куысы, стоматологиялык аурулар, алдын алу шаралары.

FEATURES OF DENTAL LITERACY

S.Kh. Dikhanova

Kazakhstan's medical university "KSPH", Almaty, Kazakhstan

Summary. In this article, we examined the main provisions of dental literacy. The relevance of the study is based on the problem expressed in a low level of dental literacy in a large number of dental diseases. This problem is socially significant at the health care level, since the general health of a person largely depends on the condition of the teeth and oral cavity. Therefore, it is important to provide the population with the necessary information on how to behave from birth regarding nutrition and oral hygiene in order to prevent dental disease.

The main research methods were literary analysis, methods of observation, generalization, polling and comparison. Research materials identified scientific literature, legal norms, practical materials, monographs and other previously conducted research. As a result, it was found that the proposed methods for assessing dental literacy (OHI-S and KPU (h)) and many others are effective, since they allow to establish in practice the level of a person's dental literacy. The questionnaire indicates a low level of dental literacy, which is associated with problems as an organized plan, due to the lack of provision of preventive services in the field of dentistry and on the part of patients, which are expressed by a low rate of responsibility and self-management.

When comparing theoretical and factual material, recommendations were developed to improve dental literacy: to increase the role of sanitary and hygienic education, which will provide the population with an understanding of the importance of oral hygiene, preservation and strengthening of teeth, as part of a healthy lifestyle; keep your teeth clean and take care of them constantly; you do not need to eat foods that harm your teeth; carry out preventive work at all levels, including at the level of a dentist among their patients, and so on.

Keywords: medical literacy, dental literacy, teeth, oral cavity, dental diseases, prevention.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.