Магомедов Абакар Габибуллаевич
Особенности стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий.
к.э.н., доцент ДГТУ Аннотация: В статье исследуются содержание, проблемы и особенности г. Махачкала инновационной деятельности промышленных предприятий. Предлагается
комплекс мер, стимулирующих инновационное предпринимательство и создающих среду, благоприятную для инновационной деятельности промышленных предприятий.
Ключевые слова: нововведения, инновационный процесс, инновационная деятельность, стимулирование, инновационная активность.
Magomedov A.G. Features of stimulation of innovative activity of the industrial enterprises
Abstract: In article the contents, problems and features of innovative activity of the industrial enterprises are investigated. The package of measures, stimulating innovative business and creating the environment favorable for innovative activity of the industrial enterprises is offered.
Keywords: innovations, innovative process, innovative activity, stimulation, innovative activity
Кризис негативно сказался на экономике нашей страны, причём, особенно остро на промышленном секторе. Именно здесь наблюдались существенное падение объёмов производства, сокращение количества сотрудников, сужение ассортиментных групп производимой продукции, отказ от ряда перспективных проектов, сокращение государственных инвестиций и прочие негативные последствия. В таких условиях главным фактором устойчивого развития промышленных предприятий выступает постоянное и непрерывное создание и реализация нововведений. Инновации становятся основным средством улучшения экономического положения хозяйствующих субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек. В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны.
Инновационная деятельность - деятельность, которая обеспечивает превращение научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании, а также формирует систему управления этим процессом.
В полном объеме инновационная деятельность включает все виды деятельности по разработке, освоению и производству, а также реализации инноваций. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс включает в себя, по крайней мере, три этапа: генерирование идеи (в определенном случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте, реализация нововведения в практике. Основные преимущества инновационной деятельности заключаются в том, что она позволяет экономическим субъектам эффективно функционировать в современных конкурентных условиях; гарантирует постоянное приспособление производства товаров и услуг как в объеме, так и в структуре, к постоянно меняющемуся по величине и структуре спросу населения и предприятий; побуждает к эффективному применению достижений научно-технического прогресса. Внедрение инноваций дает мощный толчок в развитии производственно-технической базы страны, обеспечивает повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешних рынках, способствует решению социальных проблем на современном этапе развития.
В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами. Применительно к российскому промышленному комплексу последовательное движение в этих направлениях должно привести к увеличению числа инновационных промышленных предприятий.
Рынок подталкивает промышленные предприятия к созданию и производству новой техники, так как в условиях конкуренции выживают и выигрывают те, кто наиболее активно берется за новшества.
С другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение научно-технических результатов существенно затрудняется, а многие инновации не внедряются в хозяйственную практику, что, в частности, объясняется следующими особенностями инновационных процессов.
Во-первых, отдельным хозяйствующим субъектам невозможно сконцентрировать средства, необходимые для осуществления масштабных инноваций. Совершенствование процессов научного познания делает НИОКР все более дорогостоящими. Еще больших затрат требует реализация нововведений. Это значительные капитальные вложения, связанные с техническим переоснащением производства, расходы на поиск и приобретение научно-технической информации, обучение персонала. Немалых затрат требуют экспертиза, патентование, сертификация новой продукции и т.д.
Во-вторых, существуют инновационные процессы, которые вообще не могут осуществляться на коммерческой основе. К ним относятся фундаментальные научные исследования, результаты которых, как правило, не могут быть коммерциализированы.
В-третьих, инновационные проекты в большинстве случаев характеризуются значительной степенью неопределенности результата и длительностью лага получения отдачи. Вкладывая средства в инновации, предприниматель подвергает себя значительному инновационному риску. Осуществляя то или иное нововведение, трудно, а иногда и невозможно, заранее сказать, каковы будут его результаты и последствия, ибо результат нововведения нередко сказывается через месяцы, а то и годы после его осуществления.
В-четвертых, экономический эффект инноваций проявляется в различных видах и во многих сферах. Сопряженные инновационные эффекты зачастую превышают величину прибыли, рассчитанную на этапе инициирования проекта. Возможности коммерциализации инноваций могут расширяться, например, за счет охвата дополнительных сегментов рынка, применения инновационных технологий в других отраслях, разработки инновационных проектов в других областях с использованием элементов первоначальной разработки, стимулирования инноваций у поставщиков и потребителей через технологические цепочки и т.п.
Анализ инновационной деятельности промышленных предприятий показывает наличие ряда объективных проблем развития инновационных процессов, которые заключаются, прежде всего, в отсутствии: государственной инвестиционной политики, нацеленной на выработку эффективных механизмов мобилизации средств национальных и иностранных инвесторов и обеспечение реализации инновационных проектов; необходимых юридических и экономических стимулов для регионов и предприятий, занимающихся инновационной деятельностью.
Одной из важнейших проблем на пути внедрения новшеств в производство является инвестиционный кризис, который находит свое отражение в неэффективном использовании инвестиционных ресурсов; отсутствии условий для стимулирования негосударственных инвесторов; отсутствии полноценно функционирующего фондового рынка. Без решения инвестиционных проблем не может в стране и в регионах развиваться инвестиционная деятельность, требующая значительных капиталовложений.
Вышеперечисленные особенности и проблемы и определяют необходимость стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий, которое рассматривается нами как одна из основных функций управления, составляющая необходимый вид деятельности руководителя в процессе его воздействия на объект управления.
Комплекс мер, стимулирующих инновационное предпринимательство и создающих среду, благоприятную для инновационной деятельности предприятий, включает:
- решение вопроса о формах и объемах прямого или косвенного финансового стимулирования инновационной деятельности (прямые инвестиции, кредиты, налоговые, амортизационные и другие льготы);
- создание системы информационного обеспечения, включающей банки данных правовой, административной, технологической, лицензионной и маркетинговой информации, и предоставление комплекса услуг, обеспечивающего доступность информации предприятиям и частным лицам, участвующим в инновационном процессе;
- ликвидацию правовой, финансовой, информационной и административной безграмотности управленческого персонала;
- создание и развитие адаптивной к изменяющимся условиям сети руководящих, координирующих, информационных и посреднических органов и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающих реализацию стратегии инновационного прорыва.
При формировании организационно-экономического механизма стимулирования инновационной деятельности необходимо учитывать мотивационные критерии инновационной восприимчивости работников промышленного предприятия. Мотивация труда - важнейший фактор результативности работы и в этом качестве она составляет основу инновационного потенциала работника. Мотивационный процесс может быть представлен в виде последовательных этапов:
- осознание работником потребности в инновациях;
- выбор наилучшего способа получения определенного вида вознаграждения;
- принятие решения о его реализации;
- осуществление действия;
- получение вознаграждения;
- удовлетворение потребности.
При выборе того или иного метода важно также отчетливо представлять, что мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.
Изучение мотивации инновационной деятельности промышленных предприятий вращается вокруг двух основных проблем. Первая - это понимание взаимосвязей между мотивами и конкретным поведением (инновационным). Вторая - необходимость разработки типологии или составления перечня мотивов потребителя, достаточно полного, чтобы объять все огромное многообразие движущих сил, которые вызывают и формируют инновационное поведение.
Выбор рациональной системы стимулирования инновационной активности имеет важнейшее социально-экономическое значение для каждого промышленного предприятия. Различные виды стимулов создают на всех уровнях хозяйствования материальную основу инновационного развития промышленности и эффективного управления персоналом.
Список литературы:
1. Гамидов Г.С. и др. Инновационная экономика: стратегия, политика, решения / Гамидов Г. С., Исмаилов Т. А., Тук-кель И. Л. - СПб.: Политехника, 2007.
2. Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики.- 2001.-№ 7. С.71-85.
3. Иванов В. В. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития // Инновации. -2002. - № 6.
4. Ларичева, Е.А. Развитие инновационной культуры на предприятии / Е.А. Ларичева // Вестн. БГТУ. - 2009. - №2. - С128-133.
5. Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 4.
6. Багомедов М.А. Влияние ресурсного потенциала на социальную сферу региона// РППЭ, ISSN 1812-7096, 2011, №4, с.-248-254.
7. Кутаев Ш.К., Гордеев О.И. Модернизация экономики региона на современном этапе развития: направленность и условия реализации // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 41 (224) - С. 7-13.
8. Гимбатов Ш.М. Проблемы экономического развития в мультиэтничных регионах // Региональные проблемы преобразования экономики. № 4, 2010.