Научная статья на тему 'Особенности стиля, основных образов и композиций наскальных изображений Горного Алтая скифской эпохи'

Особенности стиля, основных образов и композиций наскальных изображений Горного Алтая скифской эпохи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
514
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ / ОБРАЗ / КОМПОЗИЦИЯ / НАСКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТИПЫ РОГОВ / ПЕТРОГЛИФЫ / СКИФСКАЯ ЭПОХА / SCYTHIAN DECORATIVE ART / PETROGLYPHS / IMAGE OF THE RED DEER / BURIAL COMPLEXES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Базайченко Александр Викторович

Для изобразительного искусства скифской эпохи характерны строго определенные образы и сюжеты. Ведущее место занимает образ благородного оленя. Эти изображения узнаваемы и выделяются из общей массы наскальных изображений разных эпох. В наскальном искусстве в передаче образов меньше каноничности, присущей искусству погребальных комплексов. Очевидно, эти два комплекса изображений выполняли разную общественную роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the Scythian Petroglyph's Style, Basic Images and Compositions in the Mounting Altai

Strictly definite images and subjects are peculiar for the Scythian decorative art. Undoubtedly the leading role among them belongs to the image of the red deer. These Scythian rock paintings are quite recognizable and stand out among the petroglyphs of different epochs. It should be underlined that in rock paintings there is less canonicity than in the art of. Obviously these two complexes played different roles in the society.

Текст научной работы на тему «Особенности стиля, основных образов и композиций наскальных изображений Горного Алтая скифской эпохи»

Особенности стиля, основных образов и композиций наскальных изображений... ББК 63.4-428

А.В. Базайченко

Особенности стиля, основных образов и композиций наскальных изображений Горного Алтая скифской эпохи

Ключевые слова: стиль, образ, композиция, наскальное искусство, типы рогов, петроглифы, скифская эпоха.

Keywords: Scythian decorative art, petroglyphs, image of the red deer, burial complexes.

Алтай - горная страна, занимающая значительную часть Центральной Азии, представляющая собой единый природно-исторический регион Евразии. В настоящее время на территории Алтая известно, согласно публикациям, порядка 41 памятника наскального искусства скифского времени различной степени изученности: на территории Республики Алтай -20, в Монгольском Алтае - 6, в Восточном Казахстане - 5 и в Синьцзянь-Уйгурском национальном округе КНР - 10. В общей массе насчитывается более 1000 изображений, относящихся к скифской эпохе.

Скифский период в наскальном искусстве Горного Алтая достаточно не изучен по сей день. Дополнительного исследования требуют хронологическое определение наскальных изображений скифской эпохи, стилистические особенности наскальных изображений на данной территории, характерные сюжеты петроглифических памятников; связь с предшествующим пластом искусства эпохи бронзы и последующим хунно-сарматским временем. В результате резкого накопления за последние десятилетия материалов по наскальному искусству возникла необходимость обобщить материалы - сравнить с артефактами из погребальных комплексов, выявить общие и особенные черты петроглифов Горного Алтая с другими территориями скифо-сибирского мира, выявить функциональное отличие наскальных изображений скифского времени от наскального искусства других исторических периодов.

Интересно проследить приемы изображений с точки зрения различий в технике и их функциональных особенностей. В неолите и палеолите фигуры животных на плоскости, как правило, связаны между собой каким-нибудь сюжетом, и в результате мы часто встречаем композиции, в которых прослеживается прежде всего связь между изображенными фигурами. Такая же ситуация наблюдается и в Средневековье, где в наскальных изображениях часто встречаются композиции. Совсем не так в скифское время: в скифском наскальном искусстве животные изображались сами по себе. Мастера этой эпохи, как правильно подметила Е.В. Переводчикова, редко создавали композиции [1, с. 74-75]. Это связано с тем, что в скифскую эпоху, начиная с изображений на оленных камнях, изображение приобретает четко выраженную функцию

символа, своего рода знака, значение которого хорошо знали люди той эпохи.

Для изобразительного искусства скифской эпохи характерны строго определенные образы и сюжеты. Ведущее место занимает образ благородного оленя. Изображения этих животных на скалах узнаваемы по характерным стилистическим изображениям рогов, не уступающим часто изображениям в металле, дереве и иных материалах. Часть изображений выполнена в силуэтном стиле, довольно лаконично, самыми скупыми средствами (рис. 1-4). Другие рисунки выполнены контурно и часто украшены спиралями, завитками, запятыми, а голова обрамлена великолепными рогами (рис. 1; 2; 3-3).

Среди многообразия наскальных изображений можно выделить ранние, близкие к изображениям на оленных камнях. У этих оленей рога в виде плавно изогнутой ветви с 8-видными отростками, либо нет рогов. Ноги показаны небрежно проведенными линиями и выглядят укороченными по сравнению с натурой, на спине также есть небольшой острый горбик. Глаз изображен круглым, увеличенным, морда обычно с раскрытой пастью, удлиненная, напоминает очертаниями клюв, отчего они получили название «олени с клювовидными мордами» (рис. 1).

Рис. l. 1 - Елангаш (по Окладникову);

2, 3 - Тсагаан Салаа (по Кубареву); 4 - Калбак-Таш (по Кубареву); З, б - Бага-Ойгур (по Кубареву)

Рис. 2. 1, 3 - Тсагаан Салаа (по Кубареву); 2 - Чанкыр-Кель (по Окладникову);

4 - Калбак-Таш (по Кубареву); 5 - Бага-Ойгур (по Кубареву); 6 - Карачат (собственные материалы)

Наскальные изображения оленей скифского времени делятся на три группы: олени с подогнутыми под туловище ногами, стоящие на задних ногах и в позе внезапной остановки.

Изображения оленей в позе внезапной остановки представлены на памятнике Калбак-Таш (рис. 3-1).

У них ноги выброшены вперед, туловище немного вытянутое, морда вытянутая, слегка приподнятая, рога удлиненные, закинуты за спину в виде прямой линии с множеством вертикальных загнутых отростков, характерных для скифской эпохи. На спине обозначен небольшой горбик, шея длинная, вытянутая.

Четыре изображения оленей в позе внезапной остановки известны на памятнике Туэкта (рис. 3-2).

У трех изображений рога большие вертикальные с множеством отростков - «рога-деревья». Рисунок со скалы долины Тогусхан (рис. 3-3) также относится к этой группе изображений: тела самца и самки марала животных переданы в контурной манере. У самца ветвистые, очень красивые, но непропорционально большие удлиненные рога; пасть чуть раскрыта, видно лавролистное ухо. На крупе животного, исполненном в технике сплошной выбивки силуэта, барельефно показаны запятая и точка рядом с ней.

Аналогичное изображение на памятнике Тсагаан Салаа (Монгольский Алтай) [2, с. 328-329], оно выполнено в технике сплошного силуэта, рога большие ,закинуты за спину, шея прямая, морда вытянутая, повернутая вправо, обозначен небольшой хвост, круп животного каплевидной формы, ноги небольшие тонкие, обозначено копыто, на спине небольшой горбик (рис. 4-1).

Другая группа изображений - олени, стоящие на задних ногах. В эту группу входит изображение с памятника Калбак-Таш (рис. 4-2). Ноги оленя свиса-

Рисунок 3. 1 - Калбак-Таш (по Кубареву); 2 - Туэкта (по Миклашевичу); 3 - Тогусхан (по Окладникову)

ют вниз, они прямые и длинные, морда задрана чуть вверх, на спине небольшой горбик, два длинных рога закинуты за спину. Рога тонкие с множеством отростков, отходящих вверх от основной оси. Изображение схематичное, но в нем отражены основные признаки, характерные для изображений скифского времени.

Аналогичное изображение было обнаружено у подножья горы Хрустальной в урочище Бошту (рис. 4-3) [3, с. 276-279]. В центральной части многофигурной композиции помещена фигура благородного оленя, который легко узнаваем по огромным ветвистым рогам, вертикально идущим вверх, со множеством

Особенности стиля, основных образов и композиций наскальных изображений.

Рис. 4. 1, 4, 5 - Тсагаан Салаа (по Кубареву);

2 - Калбак-Таш (по Кубареву); 3 - Бош-Туу (г. Хрустальная) (по Тишкину, Чекрыжовой)

характерных отростков, шея и морда вытянуты вперед и вправо, тело поджарое, на спине небольшой горбик, ноги длинные прямые, свисают вниз.

В серии монгольских изображений также есть фигуры оленей, стоящих на кончиках копыт. На памятнике Тсагаан Салаа (рис. 4-4) известны два изображения - взрослый олень и олененок. У взрослого оленя большие рога 8-образной формы, закинутые за спину, морда слегка наклонена и соприкасается с ухом олененка, тело поджарое, ноги прямые длинные, обозначено копыто. Чуть ниже и правее изображен олененок, у которого отсутствуют рога, два больших уха, морда слегка приподнята, смотрит вправо, шея длинная, хвост торчит вверх. Тело поджарое, ноги длинные, согнуты в коленях, как бы неуверенно стоит, и тоже обозначено копыто. Очевидно, эта деталь была важна для этой группы изображений.

В сцене нападения хищника на оленя из Тсагаан Салаа (рис. 4-5) олень изображен тоже стоящим на задних ногах. Ноги длинные прямые, обозначено копыто, туловище поджарое, шея утолщенная вытянутая, большой круглый глаз, морда вытянутая и раздвоенная, в виде клюва. Рога большие с 8-видными отростками.

При рассмотрении известных сейчас изображений на территории Горного Алтая мы пришли к выводу, что олени с подогнутыми ногами встречаются крайне редко. Одно изображение было зафиксировано автором на комплексе Карачат в Кош-Агачском районе Республики Алтай (рис. 5-1). Схематичное изображение оленя, ноги согнуты под туловищем и образуют замкнутое овальное пространство. Рог прямой вертикальный с отростками, отходящими в разные стороны.

Рис. 5. 1 - Карачат (собственные материалы); 2 - Тсагаан Салаа (по Кубареву); 3, 4 - Бага-Ойгур (по Кубареву)

Изображений оленей с подогнутыми ногами встречается больше на территории Монгольского Алтая. На памятнике Тсагаан Салаа (рис. 5-2) известны изображение оленя, ноги которого подогнуты под туловище, на концах подобие когтей, шея и морда вытянуты вверх, на голове два вертикальных рога с отростками.

Два изображения оленей с подогнутыми ногами известно на памятнике Бага-Ойгур (рис 5-3, 4). У одного ноги подогнуты под туловище, обозначено копыто, рога отсутствуют, морда сильно вытянутая, на спине небольшой горбик. Второе изображение из этой группы, вероятно, более ранее по сравнению с предшествующими. У оленя (рис. 5-4) подогнута передняя нога, задняя прямая и тонкая, как у оленей, стоящих на задних ногах. Хвост длинный с петлей или кру-глишком на конце, что соответствует традиции эпохи бронзы. На спине небольшой горбик, морда большая с раскрытой пастью, большой круглый глаз. Рог небольшой утолщенный, с тремя мелкими отростками, загнутый к морде.

Особое внимание при изображении уделялось рогам. Рог был одним из определяющих символов животного в скифскую эпоху. При рассмотрении наскальных изображений оленей скифского времени

в Горном Алтае можно выделить шесть групп изображений по типам рогов, которые сведены нами в таблицу (рис. 2).

Первый тип: рога 8-образной формы. Классический рог изображений скифской эпохи. Большие гипертрофированные рога в виде буквы 8, встречаются изображения оленей как с одним рогом, так и с двумя рогами такой формы.

Второй тип: рог в виде стержня с отростками. Для этого типа характерна горизонтально закинутая основа рога больших размеров, с небольшими отростками с внешней стороны рога, слегка скругленными на концах.

Третий тип: рог с отростками с двух сторон. Рог больших размеров, закинутый за спину, от которого отходит множество отростков в разные стороны в виде завитков, выполненных в традиции, характерной для скифской эпохи.

Четвертый тип: рога-кусты. Для этого типа характерно наличие нескольких основных стволов с множеством мелких отростков, иногда на мелких отростках есть еще отходящие в разные стороны отростки, выполненные в характерной манере. Вероятно, не все изображения с такими рогами относятся к скифской эпохе. Скорее всего, они появились раньше, в эпоху бронзы, и продолжили существовать в скифское время.

Пятый тип: рога двойные. Две горизонтальных или вертикальных ветви рогов, с отростками по одной или по обе стороны от основы рогов. Широко известны в предшествующую эпоху, часть относится к скифскому времени.

Шестой тип: рога-деревья. Один вертикальный ствол, от которого в разные стороны отходят отростки, чаще всего параллельно друг другу. Также встречается и в другие эпохи.

Итак, для изображений оленей скифского времени характерны строго канонические позы и определен-

ные типы рогов. Эти изображения узнаваемы и выделяются из общей массы наскальных изображений разных эпох.

Наскальные изображения скифской эпохи выделяются из общей массы стилистическими особенностями: ограниченный набор канонических поз, круглый глаз, треугольное ухо, небольшой острый горбик на спине, поджарое туловище, массивные рога; округлость, плавность линий, высокая реалистичность образов в целом при сочетании условности в трактовке деталей. В фигурах акцентируются важные признаки изображения. В скифском стиле звери изображались сами по себе, они были образами - знаками мастера этой эпохи редко создавали композиции. В наскальном искусстве в передаче образов меньше каноничности, присущей искусству погребальных комплексов. Очевидно, это связано с тем, что наскальное искусство и искусство погребальных комплексов выполняли разную общественную роль.

Важным для наскального искусства является вопрос о конкретной принадлежности к археологической культуре. На территории российского Горного Алтая сейчас выделены две основные археологические культуры скифского времени, определены основные памятники, время их существования и целый ряд других вопросов, которые позволяют нам из общей известной сейчас массы памятников наскального искусства выделить памятники и изображения, относящиеся к пазырыкской и каракобинской археологическим культурам скифского времени в Горном Алтае. Однако пласт культуры, представленный наскальным искусством, настолько традиционен и своеобразен, что вряд ли можно сейчас памятники наскального искусства связывать с той или иной субкультурой, выделенной только по курганным захоронениям. Вероятно, это дело будущего.

Библиографический список

1. Переводчикова, Е.В. Язык звериных образов : очерки искусства евразийских степей скифской эпохи / Е.В. Переводчикова. - М., 1994.

2. Jacobson, E. Mongolie du Nord-Ouest Tsagaan Salaa/Baga Oigor / E. Jacobson, V. Kubarev, D. Tseevendorj // Repertoire

des Petroglyphes D'Asie Centrale. - №6. - Paris, 2001.

3. Тишкин, А. А. Изображения животных в аржано-майэмирском стиле у подножья горы Хрустальная (Горный Алтай) / А. А. Тишкин, О.И. Чекрыжова // Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. - СПб., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.