Научная статья на тему 'О методике выделения наскальных изображений Горного Алтая хуннского времени'

О методике выделения наскальных изображений Горного Алтая хуннского времени Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОНОГРАФИЯ / ГРАВИРОВКА / СТИЛИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД / СТРАТИГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / PETROGLYPHS / MOUNTAIN ALTAI / SCYTHIAN EPOCH / TURKIC EPOCH / HUN EPOCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Штанов Евгений Сергеевич

Показана необходимость комплексного подхода к датировке археологических материалов хуннского времени в Горном Алтае. В его основе лежит использование сравнительного, стилистического, стратиграфического методов, характеристики техники нанесения рисунков и др. С помощью примененной методики была выделена большая группа наскальных изображений Горного Алтая хуннского времени, которые ранее считались принадлежавшими к скифской эпохе или более позднему тюркскому времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Штанов Евгений Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Dating Hun Petroglyphs in the Mountain Altai

Complex approach which includes such methods as: comparative, stylistic, stratigraphic and the method of the rock painting techniques characterization are necessary to date archeological materials. With the help of the applicable complex method a large number of the Hun rock paintings which were considered to be referred to the Scythian or the late Turkic epoch were discovered.

Текст научной работы на тему «О методике выделения наскальных изображений Горного Алтая хуннского времени»

ББК 63.4-428

Е.С. Штанов

О методике выделения наскальных изображений Горного Алтая хуннского времени

Ключевые слова: иконография; гравировка; стилистический метод; сравнительный метод; стратиграфический метод.

Keywords: petroglyphs, Mountain Altai, Scythian epoch, Turkic epoch, Hun epoch.

Наскальные изображения являются одним из самых сложно поддающихся датировке археологических материалов, поэтому в данном случае необходим определенный комплексный подход. В его основе лежат критерии, по которым из всей совокупности изображений можно выделить наскальные рисунки хуннского времени в Горном Алтае.

Процедура выделения изображений хуннского времени проводилась с использованием нескольких методов: сравнительного, стилистического, стратиграфического, характеристики техники нанесения рисунков и др. Часто способность датировки зависела от случайных обстоятельств - патины (пустынного

загара) и микроэрозии, которые использовались для уточнения возраста наскальных изображений.

Нами широко использовался сравнительный метод датировки наскальных изображений по находкам из погребальных комплексов. При этом важно для полной достоверности и убедительности проводимых сравнений использовать материалы из одного района или хотя бы из одной географической провинции [1, с. 104].

Сопоставление наскальных рисунков с изображениями из закрытых комплексов Горного Алтая.

В одном из хуннских могильников Юго-Восточного Алтая (Кок-Паш) были обнаружены две костяные накладки от лука [2, с. 29-50]. На одной из них показано стилизованное изображение горного козла (бун), на другой - стилизованное изображение оленя (рис. 1 - 1, 2). Находки погребального комплекса

Рис. 1. Костяные накладки на лук хуннского типа с изображениями животных, выполненных в линейном стиле: 1, 2 - могильник Кок-Паш, курган №36 (по Васютину, 1985); 3, 4 - могильник Яломан - II, курган №62 (по Тишкину, 2003)

Кок-Паш датируются Ш-1У вв. н.э. и стилистически соотносятся с наскальными изображениями Горного Алтая хуннского времени.

Данные изображения выполнены в едином стиле. Туловище у животных вытянутое, переходит в задние ноги, изображенные едва намеченными двумя параллельными линиями. Передние и задние ноги параллельны друг другу и почти перпендикулярны туловищу. Видовые признаки животных отмечены характерным изображением морды и рогов.

Другой изобразительной находкой похожей стилистики являются костяные накладки лука из могильника Яломан-11 в Центральном Алтае. На одной из них изображен олень (рис. 1 - 3). Животное находится в состоянии покоя, динамика движения не выражена. Голова наклонена, шея и туловище вытянуты.

Вероятно, это изображена добыча охотника. Судя по отросткам рогов, это уже зрелое животное, пригодное для охоты. Вновь мы наблюдаем вытянутое туловище, изображенное двумя параллельными линиями. Задние ноги перпендикулярны туловищу и намечены двумя параллельными линиями, копыта отсутствуют.

На другой накладке для лука из того же могильника (рис. 1 - 4) изображена жанровая сценка игры собак. Животные смотрят друг на друга (т.е. они взаимосвязаны). Характерно изображение тела с помощью двух параллельных линий, переходящих в ноги. Морды вытянутые, тупые. У одной из собак хвост игриво загнут вверх. По мнению А. А. Тишкина, данные находки датируются 11-1У вв. н.э. [3, с. 488-493] и стилистически соотносятся с наскальными изображениями хуннского времени Горного Алтая (рис. 2 - 2; 3 - 2, 3, 4, 5, 6, 7).

Рис. 2. Графические композиции охоты: 1 - Бичикту-Бом (по Чорос-Гуркину, 1915); 2 - Жалтыз-Тобэ (по Кубареву, 2004)

На наш взгляд, анализ сходных признаков в иконографии и стилистике наскальных рисунков с изобразительными материалами из надежно датированных археологических комплексов представляется достаточно продуктивным, поскольку позволяет с большей долей уверенности отнести отдельные серии наскальных изображений к хуннскому времени.

Датировка наскальных изображений с помощью аналогий с сериями предметов из погребальных комплексов. При датировке наскальных изображений определенную роль приобретают предметы, найденные при раскопках погребальных комплексов. Для хуннского времени, как известно, характерно использование М-образных луков (рис. 2), как с костяными накладками (рис. 2 - 2), так и без них; трех- и двухлопастных наконечников стрел ромбической формы, иногда со свистуном (рис. 2 - 1). Например, основанием для определения даты изображений вооруженных людей могут служить изображения оружия, которое бытует, как правило,

в определенные исторические периоды. Этот метод особенно продуктивен для определения временных рамок изображений жанровых сцен охоты, военных столкновений и вооруженных людей.

Стилистический метод (анализ стиля и иконографии). В изучении наскального искусства выявление стиля занимает одно из центральных мест. По мнению американского археолога Мейера Шапиро, стиль - это совокупность отличительных особенностей художественного выражения представлений, присущих отдельным эпохам [4, с. 287]. При определении стиля учитывается многое, главным образом это тематический аспект, мотив и технические приемы. Например, изображения животных раннего хуннского времени (II в. до н.э. - I в. н.э.) приобретают новые черты: удлиненность тела, подтянутость живота. Выделяется специфическая поза размашистой рыси, когда одна нога выброшена вперед, другая согнута в колене (рис. 3 - 1). Некоторые животные изображены со спиралевидным узором в задней части тела. Такой

Рис. 3. Типичные наскальные изображения хуннского времени Горного Алтая :

1 - Сары-Сарак, Елангаш (по Окладникову, 1984); 2, 3 - Дебелю, Ахты-Катындой Средняя Катунь (по Черемисину, 2000); 4, 5, 6 - Бичикту-Бом (по Мартынову, 2006); 7 - Жалгыз-Тобэ (по Кубареву, 2004)

узор появляется в тесинскую культуру и становится характерным в таштыкском искусстве.

Графические изображения среднего этапа хуннского времени (I-IV в. н.э.) выполнены в едином линейном стиле. Их отличает общая сухость и схематичность изображений, в большинстве случаев они стилизованы. Туловище изображается двумя параллельными линиями, переходящими в задние ноги (рис. 3 - 3, 5, 6).

Наиболее тщательно прорисованы рога животных. Встречаются рога оленей, выраженные прямыми отростками разного размера, выходящими из одной линии в виде елки (рис. 3 - 2, 4), или двумя параллельными симметричными линиями с несколькими отростками (рис. 3 - 5). Отростки показаны несколькими, как правило, параллельными линиями. Такая манера изображения рогов оленей присуща именно хуннскому наскальному искусству.

Рога горных баранов, как правило, закрученные; у козлов немного скошенные, загнуты к спине или устремлены кверху (рис. 3 - 3). При этом так же, как и у оленей, на рисунках баранов встречаются рога, исходящие из одной точки в разные стороны или изображенные параллельно.

Одним из основных элементов изображений хуннского времени является образ коня. Повсеместно он дан стоя, вид сбоку (рис. 2 - 2) или в движении рысью (рис. 2 - 1). Голова, шея, грива, туловище, конечности, хвост прорисованы с большой тщательностью, с соблюдением реальных пропорций. Столь высокое внимание к образу коня в искусстве кочевников связано с возросшей потребностью использования его в хуннскую эпоху в военной и хозяйственной деятельности.

Сам по себе стилистический анализ может только частично дать относительную хронологию, другие методы позволяют установить более точную дату.

1. Кубарев, В. Д. Датировка петроглифов по находкам из погребальных комплексов Алтая / В.Д. Кубарев // Современные проблемы изучения петроглифов : сб. научных трудов. - Кемерово, 1993.

2. Васютин, А.С. Погребения предтюркского времени на могильнике Кок-Паш из Восточного Алтая / А.С. Васютин, А.М. Илюшин, В.Н. Елин, Е.А. Миклашевич // Проблемы охраны археологических памятников Сибири. - Новосибирск, 1985.

Стратиграфический метод (анализ перекрывания поздним рисунком более раннего). Петроглифы хуннского времени часто соседствуют или даже воспринимаются как единая композиция с наскальными изображениями скифского или тюркского периода. Данные изображения, выполненные в разных стилях, часто встречаются на скальных поверхностях рядом или перекрывающими друг друга (рис. 2 - 2). Подобные примеры присутствуют как на территории Юго-Восточного, так и Центрального Алтая.

Распознание и соотнесение наскальных изображений к определенным временным рамкам опирается на стилистические особенности и технические приемы, характерные для разных эпох. Кроме того, большое значение имеют случайные обстоятельства (пати-низация, микроэрозия), которые используются для уточнения возраста.

При анализе изображений учитывалась и техника исполнения рисунка. На наш взгляд, на раннем этапе, когда в наскальном искусстве существовало два художественных направления - собственно хуннское и местная скифская ( пазырыкская) традиция, рисунки выполнялись двумя способами: точечная выбивка и гравировка. Вероятно, техника точечной выбивки использовалась носителями пазырыкской культурной традиции (рис. 3 - 1). В свою очередь, новое хуннское население использовало технику гравировки. В конечном итоге гравированные изображения со временем полностью вытеснили точечную выбивку. Они становятся основными изображениями хуннского времени, а затем и тюркского наскального искусства.

Таким образом, с помощью примененной нами методики комплексного использования методов была выделена большая группа наскальных изображений Горного Алтая хуннского времени, которые ранее считались принадлежавшими к скифской эпохе или более позднему тюркскому времени.

еский список

3. Тишкин, А. А. Исследования погребально-поминальных памятников кочевников в Центральном Алтае / А.А. Тишкин, В.В. Горбунов // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 2003. - Т. IX. - Ч. I.

4. Shapiro, M. Style / M. Shapiro // Anthropology Today / Ed. By A.L. Kroeber. - Chicago, 1953.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.