Научная статья на тему 'Особенности становления Я-концепции и мнестической сферы у школьников с врожденной расщелиной губы и неба'

Особенности становления Я-концепции и мнестической сферы у школьников с врожденной расщелиной губы и неба Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
827
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
становление я-концепции / формирование я-концепции школьников / школьники с врожденной расщелиной губы и неба / я-концепция

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чистоградова И. А.

Статья посвящена проблемам изучения особенностей становления Я-концепции и памяти у школьников с врожденной расщелиной губы и неба. Анализ экспериментальных результатов показал, что специфические особенности мнестических процессов в виде высокой устойчивости памяти на отрицательные слова обуславливают тенденции к формированию негативной концепции. Полученные факты важны для правильной психологической коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чистоградова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is dedicated to problems of investigation of self-conception and memory of children from 8 to 15 years old with a cleft lip and palate. Analysis of the experimental results shows that children with a cleft lip and palate have inaccessible memory for positive words and accessible memory for negative words. These peculiarities determinate their negative self-conception. Elicited facts are important for psychological correction.

Текст научной работы на тему «Особенности становления Я-концепции и мнестической сферы у школьников с врожденной расщелиной губы и неба»

И. А. Чистоградова

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ Я - КОНЦЕПЦИИ И МНЕСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ У ШКОЛЬНИКОВ С ВРОЖДЕННОЙ РАСЩЕЛИНОЙ ГУБЫ И НЕБА.

Работа представлена кафедрой специальной психологии МГПУ.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент Е. А. Екжанова

Статья посвящена проблемам изучения особенностей становления Я-концепции и памяти у школьников с врожденной расщелиной губы и неба. Анализ экспериментальных результатов показал, что специфические особенности мнестических процессов в виде высокой устойчивости памяти на отрицательные слова обуславливают тенденции к формированию негативной Я-концеп-ции. Полученные факты важны для правильной психологической коррекции.

This article is dedicated to problems of investigation of self-conception and memory of children from 8 to 15 years old with a cleft lip and palate. Analysis of the experimental results shows that children with a cleft lip and palate have inaccessible memory for positive words and accessible memory for negative words. These peculiarities determinate their negative self-conception. Elicited facts are important for psychological correction.

Центральным изменением в подростковом возрасте является развитие самосознания и его важнейшей стороны - самооценки (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Л. Ф. Обухова). Я-концепция подростков, имеющих заболевания и вследствие этого изменение внешности, характеризуется нарушениями когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов.

Работ по исследованию Я-концепции с акцентом на мнестических процессах у школьников-подростков с врожденной расщелиной губы и неба (ВРГН) в отечественной психологии не имеется.

Выполненное нами исследование посвящено изучению возрастных особенностей становления Я-концепции и мнестических функций у школьников 8-15 лет с ВРГН,

развитие которых проходит в сложных социальных условиях.

Врожденные расщелины губы и неба (ВРГН) составляют примерно 86% от аномалий челюстно-лицевой области и 20-30 % от всех пороков развития человека. Появление ВРГН обусловлено воздействием различных эндо- и экзогенных факторов. Формирование челюстно-лицевой области и закладка определенных структур мозга, участвующих в мнестических процессах, происходит примерно в одинаковые сроки эмбриогенеза. Известно, что искажение хода нормального эмбриогенеза каких-либо структур повлечет за собой нарушение формирования других структур, развивающихся коррелятивно (Г. 3. Левин, Л. Я. Пинес, Е. И. Пригонников). Следствием патологического эмбриогенеза являются не только дефекты внешности и артикуляционного аппарата, но и аномалии различных органов и систем, в том числе ассоциативных зон коры и неспецифических структур головного мозга, ответственных за развитие ВПФ, включая память.

Память, по мнению И. М. Сеченова, занимает главенствующее место в психической жизни. Пронизывая все уровни психического (В. А. Ганзен, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн), память участвует в работе всех когнитивных структур в каждый момент настоящего. Любая форма познавательной активности сознания существует только при условии включения памяти в актуальный процесс, будь то перцеп-тогенез, процесс представления или мышления 1 . Становление Я-концепции у детей и подростков во многом зависит от особенностей мнестических процессов.

Всего в эксперименте приняло участие 268 школьников в возрасте от 8 до 15 лет. Из них: школьники с ВРГН - 133 человека (73 мальчика, 60 девочек), здоровые школьники - 135 человек (73 мальчика, 62 девочки).

Для достижения цели и решения задач были использованы методы, позволяющие изучить особенности становления Я-кон-

цепции и эффективности воспроизведения мнестических следов (эмоциональные и нейтральные слова) в условиях непосредственного воспроизведения и действия различной интерференции (сбивающей когнитивной деятельности).

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась: адекватной целям и задачам методологической базой, применением апробированных методик, сбалансированностью групп по возрасту и полу, применением методов статистической обработки данных (критерий Стью-дента, критерий %2, линейная корреляция, однофакторный дисперсионный анализ, угловое преобразование Фишера, критерий Фридмана и непараметрический критерий знаков).

Анализ результатов эксперимента позволил выделить как общие возрастные, так и специфические особенности становления Я-концепции и памяти у школьников с ВРГН.

Количественный анализ экспериментального материала выявил сходные тенденции (р=0,01-0,05) в становлении особенностей памяти у школьников обеих групп. Так, у всех школьников в условиях непосредственного воспроизведения отмечается сходная возрастная динамика с приблизительно равным объемом воспроизведения, преобладание объема воспроизведения эмоциональных слов над объемом воспроизведения нейтральных слов; в условиях действия интерференции обнаружены уменьшение объема воспроизводимых слов, большая устойчивость отрицательных слов к действию гетерогенной интерференции по сравнению с положительными словами.

Однако традиционное исследование мнестической сферы не позволяет обнаружить принципиальных особенностей активности памяти у больных подростков, имеющих по данным наблюдения явные эмоциональные проблемы и негативный эмоциональный опыт. Изучение эффективности воспроизведения мнестических следов в условиях действия интерференции показа-

ло, что у школьников с ВРГН имеется большая устойчивость (р=0,05) объективных отрицательных слов-понятий к действию про- и ретроактивной интерференции тогда, как у их здоровых сверстников, напротив, с возрастом обнаруживается большая устойчивость объективных положительных слов-понятий.

Обнаружено также достоверное влияние гетерогенной интерференции (счет в уме) на мнестические процессы (р=0,01): с возрастом у школьников с ВРГН устойчивость субъективно оцененных отрицательных слов к действию гетерогенной интерференции увеличивается. Самый большой процент испытуемых, имеющих максимальную устойчивость памяти на отрицательные слова в условиях действия гетерогенной интерференции, обнаружен в группе мальчиков с ВРГН 14-15 лет, он равен 83% испытуемых против 22% в контрольной группе (р=0,01).

В экспериментальной группе школьников эффективность памяти имеет различия по признаку пола. В группе младших девочек с ВРГН отмечается асимметрия в сторону максимального числа испытуемых с высокой устойчивостью памяти в условиях действия интерференции на положительные слова (р=0,05), у старших мальчиков с ВРГН - на отрицательные слова (р=0,01). В целом, можно отметить, что у мальчиков с ВРГН при субъективной оценке объем отрицательных слов больше, чем у девочек с ВРГН (р=0,042), тогда как у здоровых школьников таких различий по признаку пола не отмечается.

Становление Я-концепции на фоне специфических особенностей памяти у школьников с ВРГН нарушается. Отмечаются не только изменения темповых характеристик становления компонентов Я-концепции с явлениями ретардации и акселерации, но и устойчивая тенденция к формированию неприятия себя (р=0,05) к более старшему возрасту, что проявляется в снижении количества положительных оценок образа «Я». Школьники с ВРГН с возрастом до-

стоверно чаще (р=0,01) актуализируют в памяти субъективно неприятные детали собственной внешности и неприятные аспекты взаимодействия с другими людьми. Следует отметить у школьников с ВРГН снижение с возрастом способности к дифференциации понятий «приятный-неприят-ный», что также влияет на становление аффективного компонента Я-концепции. Девочки с ВРГН по сравнению с мальчиками имеют более высокие показатели когнитивных составляющих в самооценке внешности и представлениях о других людях, что позволяет им легче адаптироваться.

В отличие от здоровых сверстников, у школьников с ВРГН отмечается положительная корреляция между актуализацией в памяти субъективных нейтральных слов и нейтральными реакциями в фрустрирую-щих ситуациях препятствия. Школьники с ВРГН в меньшей степени фиксированы на препятствии, стараются избегать ответственности, предполагают, что фрустриру-ющие ситуации пройдут сами собой, реже признают собственную вину. В ситуациях обвинения у школьников с ВРГН прослеживаются агрессивные реакции, направленные на ближнее окружение, что подтверждается отрицательной корреляцией между актуализацией в памяти нейтральных слов и внешнеобвинительными реакциями.

Вместе с тем, школьники с данной патологией доступны эмоциональному контакту. Путем дополнительных коррекционных воздействий можно получить адекватные эмоциональные реакции, повысить продуктивность деятельности, активизировать дополнительные ресурсы, необходимые для становления позитивной Я-кон-цепции.

Таким образом, становление Я-концеп-ции у школьников с ВРГН проходит в сложных социальных условиях. Специфические особенности мнестических процессов в виде высокой устойчивости памяти на отрица-тельные слова к действию интерференции способствуют закреплению тенденции неприятия себя, влияют на эмоцональные сте-

реотипы реагирования в ситуациях фруст- личностных девиаций у больных подрост-

рации. Знание этих особенностей, несом- ков и будет способствовать их интеграции

ненно, окажется полезным для преодоления в общество.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

2 Громова Е. А. Эмоциональная память, - М., 1980.

3 Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.

4 Онтогенез мозга: труды отдела морфологии / Под ред. Л.Я.Пинеса. - Л., 1949.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.