Научная статья на тему 'Особенности становления социально-культурной активности дошкольников как условия когнитивно-эмоционального развития в новом цифровом обществе'

Особенности становления социально-культурной активности дошкольников как условия когнитивно-эмоционального развития в новом цифровом обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
социальная активность / культурные практики / синергетический подход / событийно организованное образовательное пространство / когнитивно-эмоциональное развитие / социально-преобразовательная деятельность / эпоха цифровой повседневности / образовательная технология событийности / совместная деятельность детей и взрослых / Social agency / Cultural practices / Synergetic approach / Event-based educational space / Cognitive-emotional development / Social-transformative activity / Digital era / Event-based education techniques / Joint activities of children and adults

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батенова Юлия Валерьевна, Типушков Сергей Владимирович, Филиппова Оксана Геннадьевна

Проблема и цель. В статье исследуется проблема когнитивно-эмоционального развития ребенка в эпоху цифровой повседневности и рассматриваются возможности синергетического подхода в процессе становления социальной активности детей старшего дошкольного возраста. Цель статьи – определить основные особенности становления социально-культурной активности дошкольников как условия когнитивно-эмоционального развития в новом цифровом обществе. Методология. Теоретико-методологической основой исследования стал синергетический подход и его основные принципы: комплексно-тематического планирования, витагенности, психологического комфорта, свободы выбора и самовыражения, сотрудничества, вариативности, интегративности, творчества, непрерывности. Для получения фактических данных применялись психодиагностические методы и методики: (1) структурированное наблюдение за детьми в коллективной деятельности, (2) тест «Изучение социальных эмоций», (3) тест «Изучение действенности общественного и личного мотива» Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной. В исследовании приняли участие 56 дошкольников. Для обнаружения случайности результатов и отслеживания динамики экспериментальные данные были подвергнуты математической обработке (T-критерий Вилкоксона, обеспечивающий обоснованность и достоверность результатов проведенного исследования). Результаты. Авторами предложен и теоретически обоснован синергетический подход как стратегия когнитивно-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Выявлен синергетический эффект в процессе становления социальной активности детей в эпоху цифровой повседневности. Основные результаты показали, что применение синергетического подхода и комплекса различных видов и форм культурных практик, таких как творческая мастерская, исследовательский квест, игровое имитационное моделирование, проектирование, коллекционирование, студийная работа, вызвало значительное влияние на показатели социальной активности детей старшего дошкольного возраста как условия когнитивно-эмоционального развития. Исследованием подтверждено предположение о том, что достижение высокого уровня становления социальной активности дошкольников возможно при условии создания в образовательном процессе детского сада событийно организованного пространства совместной деятельности детей и взрослых. Заключение. Авторами подчеркивается, что применение в образовательной практике синергетического подхода и совокупности культурных практик позволяет повысить у детей уровни социальной активности, инициативности, самостоятельности, ответственности, способствует перераспределению внимания ребенка от цифровых устройств в систему координат детского коллектива и формированию в нем положительных взаимоотношений на основе речевого общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми посредством амплификации творческого опыта познания, применения в новом качестве и преобразования окружающей действительности. Результаты исследования позволяют сделать вывод о выявленном синергетическом эффекте создания событийно организованного образовательного пространства совместной деятельности детей и взрослых, содержащего разнообразные культурные практики, направленные на включенность детей дошкольного возраста в социально-преобразовательную деятельность в процессе становления социальной активности как условия когнитивно-эмоционального развития в новом цифровом обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батенова Юлия Валерьевна, Типушков Сергей Владимирович, Филиппова Оксана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of forming preschoolers’ socio-cultural agency as a condition for their cognitiveemotional development in the digital society

Introduction. The article presents a theoretical review and an experimental study of preschoolers’ cognitive and emotional development in the digital era. The purpose of the research is to identify and clarify the synergetic effect of creating an event–organized educational space for joint activities of children and adults in the implementation of a complex of various types and forms of cultural practices aimed at developing agency and initiative in preschool children within the framework of socially transformative activities in digital society. Materials and Methods. The study follows the basic principles of the synergetic approach. In order to obtain empirical data, the following methods and techniques of psychological assessment were used: (1) structured observation of children’s joint activities, (2) social emotions inventory, and (3) G. A. Uruntayeva and Yu. A. Afonkina’s ‘Studying the effectiveness of social and personal motive’ inventory. The sample consisted of 56 preschoolers. In order to detect the randomness of the results and track the dynamics, the experimental data were subjected to mathematical processing (Wilcoxon's Ttest, which ensures the validity and reliability of the results obtained). Results. The research findings show that the use of a synergetic approach and a complex of various types and forms of cultural practices, such as a creative workshop, a research quest, game simulation modeling, design, collecting, and studio work have a significant impact on the indicators of older preschool children’s social agency as a condition for their cognitive and emotional development. The study confirms the assumption that achieving a high level of preschoolers’ social agency is possible provided that an event-organized space of joint activities of children and adults is created in the educational process of the kindergarten. Conclusions. The article concludes about the effectiveness of the synergetic approach in the implementation of a set of different types and forms of cultural practices as conditions for preschoolers’ cognitive and emotional development in the new digital society. The authors emphasize that the use of a synergetic approach and a set of cultural practices in educational practice increases the level of initiative, independence, and responsibility in children, and contributes to redirecting their attention from digital devices to the peer-group and developing positive relationships based on verbal communication and cooperation between peers and adults through the amplification of the creative experience of cognition, application the surrounding objects in a new quality and transforming them.

Текст научной работы на тему «Особенности становления социально-культурной активности дошкольников как условия когнитивно-эмоционального развития в новом цифровом обществе»

УДК 316.6+373.2+159.942+004.055 Научная статья / Research Full Article

DOI: 10.15293/2658-6762.2305.08 Язык статьи: русский / Article language: Russian

Особенности становления социально-культурной активности дошкольников как условия когнитивно-эмоционального развития в новом цифровом обществе

Ю. В. Батенова1, 2, С. В. Типушков3, О. Г. Филиппова1

1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Челябинск, Россия

2 Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия

3 Средняя общеобразовательная школа № 44 имени С. Ф. Бароненко, Челябинская область, г. Копейск, Россия

Проблема и цель. В статье исследуется проблема когнитивно-эмоционального развития ребенка в эпоху цифровой повседневности и рассматриваются возможности синергетического подхода в процессе становления социальной активности детей старшего дошкольного возраста. Цель статьи - определить основные особенности становления социально-культурной активности дошкольников как условия когнитивно-эмоционального развития в новом цифровом обществе.

Методология. Теоретико-методологической основой исследования стал синергетический подход и его основные принципы: комплексно-тематического планирования, витагенности, психологического комфорта, свободы выбора и самовыражения, сотрудничества, вариативности, интегративности, творчества, непрерывности.

Для получения фактических данных применялись психодиагностические методы и методики: (1)

структурированное наблюдение за детьми в коллективной деятельности,

(2) тест «Изучение социальных эмоций», (3) тест «Изучение действенности общественного и личного мотива» Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной.

Финансирование проекта: Исследование выполнено в рамках реализации гранта Российского научного фонда № 23-28-10173, https://rscf.ru/project/23-28-10173/ по теме «Развитие когнитивных функций и социальных эмоций у дошкольников в условиях цифровой избыточности и дефицита речевого общения»

Библиографическая ссылка: Батенова Ю. В., Типушков С. В., Филиппова О. Г. Особенности становления социально-культурной активности дошкольников как условия когнитивно-эмоционального развития в новом цифровом обществе // Science for Education Today. - 2023. - Т. 13, № 5. -С. 158-178. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2305.08

Н Автор для корреспонденции: Юлия Валерьевна Батенова, batenovaiiv@cspii.rii

© Ю. В. Батенова, С. В. Типушков, О. Г. Филиппова, 2023

Science for Education Today 2023. Том 13. № 5 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

В исследовании приняли участие 56 дошкольников. Для обнаружения случайности результатов и отслеживания динамики экспериментальные данные были подвергнуты математической обработке (T-критерий Вилкоксона, обеспечивающий обоснованность и достоверность результатов проведенного исследования).

Результаты. Авторами предложен и теоретически обоснован синергетический подход как стратегия когнитивно-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Выявлен синергетический эффект в процессе становления социальной активности детей в эпоху цифровой повседневности. Основные результаты показали, что применение синергетиче-ского подхода и комплекса различных видов и форм культурных практик, таких как творческая мастерская, исследовательский квест, игровое имитационное моделирование, проектирование, коллекционирование, студийная работа, вызвало значительное влияние на показатели социальной активности детей старшего дошкольного возраста как условия когнитивно-эмоционального развития. Исследованием подтверждено предположение о том, что достижение высокого уровня становления социальной активности дошкольников возможно при условии создания в образовательном процессе детского сада событийно организованного пространства совместной деятельности детей и взрослых.

Заключение. Авторами подчеркивается, что применение в образовательной практике си-нергетического подхода и совокупности культурных практик позволяет повысить у детей уровни социальной активности, инициативности, самостоятельности, ответственности, способствует перераспределению внимания ребенка от цифровых устройств в систему координат детского коллектива и формированию в нем положительных взаимоотношений на основе речевого общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми посредством амплификации творческого опыта познания, применения в новом качестве и преобразования окружающей действительности. Результаты исследования позволяют сделать вывод о выявленном синергети-ческом эффекте создания событийно организованного образовательного пространства совместной деятельности детей и взрослых, содержащего разнообразные культурные практики, направленные на включенность детей дошкольного возраста в социально-преобразовательную деятельность в процессе становления социальной активности как условия когнитивно-эмоционального развития в новом цифровом обществе.

Ключевые слова: социальная активность; культурные практики; синергетический подход; событийно организованное образовательное пространство; когнитивно-эмоциональное развитие; социально-преобразовательная деятельность; эпоха цифровой повседневности; образовательная технология событийности; совместная деятельность детей и взрослых.

Постановка проблемы

Исследование проблем в области цифро-визации детства и детской культуры необходимо осуществлять в целях разработки стратегии развития ребенка в цифровом пространстве. Это направление исследований является приоритетным на федеральном и региональных уровнях. Становление начал социальной активности ввиду целенаправленности в госу-

дарственно-общественном управлении вектора гражданско-патриотического воспитания считается инвестицией в благополучное будущее современного мира, отличительной чертой которого является столкновение взглядов и интересов, ценностей и моделей поведения, влекущих за собой серьезные опасения, связанные с безопасностью и цифровизацией.

Science for Education Today 2023. Том 13. № 5 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Гипотезы о том, что цифровизация оказывает воздействие на когнитивную, коммуникативную, эмоциональную, психофизиологическую, социальную сферы развития человека, уже находят свое подтверждение [19; 25]. За последний год, по данным лаборатории Касперского1, 85 % детей не мыслит своей жизни без цифровых устройств. С 4-5 лет приобщают к гаджетам своих детей 92 % родителей. Соответственно, рост/созревание происходит в условиях цифровой повседневности, которую современные ученые называют «фи-джитал-мир» (англ. physics - реальность; digital - виртуальность)2. Таким образом, информационно-цифровое изобилие оказывает неоднозначное влияние на воспитание, обучение и развитие современных детей. Проводимое за гаджетами время неизбежно вытесняет другие виды детской деятельности, в том числе мыслительную, творческую и социально-преобразовательную.

Как следствие, требование разработки способов и механизмов становления социальной активности как условия когнитивно-эмоционального развития обучающихся продиктовано задачей поддержки позитивной социализации детей в современном информационном обществе, необходимостью обеспечения информационной безопасности детства в мультикультурном образовательном пространстве.

В качестве одного из эффективных способов становления социальной активности ребенка мы предлагаем использование в образовательной деятельности технологии событийности, содержащей совокупность культурных

практик в процессе реализации синергетиче-ского подхода как условия когнитивно-эмоционального развития дошкольников в эпоху цифровой повседневности.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена неготовностью педагогов к реализации синергетического подхода; рассогласованностью действий участников образовательного процесса, несовершенством механизмов реализации синергетического подхода, каким является взаимодействие субъектов образовательного процесса; несоответствием дидактических форм, методов, средств, которые используются в дошкольной образовательной организации, процессу развития социальной активности и, как следствие, необходимостью их пересмотра и обновления.

В исследовании мы выдвинули предположение о том, что добиться социальной активности детей старшего дошкольного возраста как условия когнитивно-эмоционального развития в эпоху цифровой повседневности возможно путем применения синергетиче-ского подхода и вовлечения воспитанников в социально-преобразовательную деятельность, основанную на мотивации и познавательном интересе с помощью создания событийно организованного образовательного пространства совместной деятельности детей и взрослых при реализации комплекса различных видов и форм культурных практик.

За последнее десятилетие вопросам развития социальной активности личности посвящено немало работ, в особенности в контексте волонтерской деятельности и гражданской

1 Треть родителей в России волнует проблема детской цифровой зависимости. URL:

https://www.kaspersky.ru/about/press-re-leases/2023_tret-roditelej-v-rossii-volnuet-problema-detskoj -cifrovoj -zavisimosti

2 Мир фиджитал: как виртуальная и дополненная реальность меняют бизнес. URL:

https ://trends.rbc.ru/trends/indus-try/6182488e9a7947289bef1279

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

160

Science for Education Today 2023. Том 13. № 5 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

инициативы у молодежи. Отметим, что понятие «социальная активность» является традиционным для российской науки и практики, тогда как в зарубежных источниках мы обнаруживаем сходный, но не идентичный термин «просоциальное поведение» (prosocial behavior). Так, S. X. Xiao, L. D. Hanish, L. M. Malouf с соавторами [25] представляют исследование о роли непринужденных, совместных и структурированных занятий дошкольников со сверстниками другого пола с помощью технологии Buddy Up в формировании социально-эмоциональной компетентности как основы просоциального поведения. R. M. Sticker, N. Christner, C. Pletti, M. Paulus [20] подчеркивают значимость нравственной самооценки для просоциального поведения и представляют факторную структуру, в которую входят такие просоциальные поведенческие корреляты, как помощь, обмен, утешение.

О том, что дети дошкольного возраста при организации совместной деятельности демонстрируют метакогнитивные стратегии, позволяющие определять, у кого учиться, утверждают T. Resendes, B. Benchimol-Elkaim, C. Delisle с соавторами [17]. Наконец, A. Shoshani в своем исследовании [19] показал, как просоциальные игры в виртуальной реальности влияют на просоциальное поведение детей дошкольного возраста в реальных условиях, и заключил, что геймифицирован-ная среда способствует просоциальному развитию в дошкольном возрасте.

Исследователи N. Polinsky, R. Flynn, E. A. Wartella, H. Uttal [16], наоборот, пришли к выводу о том, что чрезмерная геймификация способствует трансформации детской игры и приводит к снижению взаимопомощи, содействия и в целом общего уровня контактируе-мости детей с другими людьми. X. Wei, H. Jiang, H. Wang, J. Geng, T. Gao, L. Lei,

L. Ren [24] установили, что экранная зависимость и недостаточность социального взаимодействия ведет к эмоциональной неустойчивости и тревожным расстройствам у детей. Подобного мнения придерживаются исследователи N. Sharifian, K. Sol, L. B. Zahodne, T. С. Antonucci [18], которые доказали, что социальная успешность, одобрение и поддержка друг друга зависят от количества взаимодействий детей с близкими людьми и продолжительности непосредственного общения. Однако Y. Nurymov, Z. Umirzakova [21] считают, что цифровые игры и онлайн-плат-формы благотворно влияют на детей, испытывающих дефицит социальных контактов, и предоставляют тем самым компенсаторные возможности и значительный потенциал для отработки эмоционально окрашенного поведения при помощи имитации жизненных ситуаций и способствуют повышению социальных навыков детей.

Заинтересованность бытом и совместный досуг родителей и детей позитивно отражается на социальной активности и гармонизации детско-родительских отношений. Это доказали в своем исследовании ученые A. G. Viana, E. S. Trent, C. E. Haley, E. M. Raines [23]. В свою очередь, для развития социальной активности детей M. T. Corkin, E. R. Peterson, A. M. Henderson, K. E. Waldie, E. Reese, S. M. Morton [13] выявили пользу совместного просмотра с родителями экранных носителей с последующим диалогом и обсуждением мнений. Родительская поддержка, по мнению S. Perone, A. J. Anderson, P. D. Zelazo [15], также положительно влияет на социальную адаптацию и активность детей во время сетевых компьютерных игр. Ученые A. Ventouris, C. Panourgia, S. Hodge [22] изучили ключевую роль не только родителей в поддержке активности и инициативности детей в группе сверстников, но и педагогов.

Science for Education Today 2023. Том 13. № 5 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Представленные выше исследования рассматривают коммуникативный аспект поведения, однако в нашем понимании этот аспект является лишь критерием социальной активности и представляется более узким по отношению к ней.

Такие научные категории, как «культурные практики», «синергетический подход», «событийно организованное образовательное пространство» и «социально-преобразовательная деятельность», в зарубежных публикациях обнаружить не удалось.

Рассмотрим педагогические средства развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста в отечественной научной литературе. Н. А. Беликова, Е. В. Маркова, А. А. Погодина [1] в своем исследовании определяют истоки активности личности в мотивационно-потребностной сфере человека и разрабатывают педагогические технологии развития социальной активности детей посредством ситуаций-задач и аксиологического подхода. Условие реализации данной технологии - наличие этого качества у самих педагогов, работающих с детьми. Педагог также должен хорошо владеть информацией о ситуации и событиях, происходящих в современном мире и обществе, и обладать высоким уровнем информационной культуры [1]. О. Г. Филиппова, Ю. В. Батенова [10] в качестве эффективных средств формирования социальной активности выделяют вовлечение детей в проектную деятельность с соблюдением речевого и цифрового этикета, а также утверждают, что личность дошкольника более успешна и активна, если способна эффективно коммуницировать, взаимодействовать с другими людьми, объективно воспринимать информацию, адекватно реагировать на происходящие изменения [10].

Обратимся к рассмотрению понимания сущности, особенностей и специфики организации культурных практик в дошкольной образовательной организации. Понятие «культурная практика» в целом является интегра-тивным, направленным на личностное развитие ребенка. О. Д. Ульзутуева с соавторами [9] относит культурную практику к видам детской деятельности, наряду с проектной, познавательной, творческой, где ребенок имеет возможность познакомиться с интересующей его информацией и освоить культурные способы деятельности. Т. Д. Пашкевич [4] рассматривает культурную практику как вид самостоятельной деятельности в комфортных условиях, раскрывающих социально и личностно значимые умения для формирования индивидуального уникального опыта.

Рассмотрим обоснованность применения синергетического подхода в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях.

Н. Т. Торманов с соавторами [8] изучал специфическое действие синергетического подхода в условиях дистанционного образования. По его мнению, синергетика обеспечивает функционирование человека как одновременно биологического и интеллектуального существа, т. е. координирует и поведение человека, и его интеллектуальную деятельность. В совместной деятельности и речевом общении она обеспечивает параллельность и син-хронизированность действий субъектов образования [8]. М. А. Сатыбекова [6] считает, что взаимопроникновение естественных и общественных наук становится мощным методологическим орудием для использования синерге-тического подхода при изучении механизмов созидания и творчества, средством гуманизации образования, а также движущей силой универсального эволюционного мировоззрения. Н. О. Маткеримов и Б. А. Джунушалиева

Science for Education Today 2023. Том 13. № 5 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

[3] делают упор на открытости системы образования и применимости синергетического подхода, однако авторы подчеркивают, что для его эффективности важно учитывать природу человека и психологические механизмы его деятельности. Уровень творческого решения обучающимися нестандартных задач выше при организации педагогом соревновательной деятельности, когда требуются алгоритмическое мышление, самостоятельность, компетенции и личностный потенциал [3].

В своих исследованиях А. М. Сукиасян [7] рассматривает возможность применения синергетического подхода к формированию игротехнической компетенции современного педагога, использующего в своей работе интеграцию классических и инновационных образовательных технологий и синергию их видового взаимодействия в условиях цифровиза-ции образования. В нашем исследовании эта позиция автора важна с точки зрения выявления синергетического эффекта при использовании педагогом технологии событийности, содержащей интеграцию традиций и инноваций в образовательной деятельности и синергию видового взаимодействия культурных практик (творческой мастерской, исследовательского квеста, игрового имитационного моделирования, проектирования, коллекционирования, студийной работы), направленных на развитие у дошкольников социальной активности как условия когнитивно-эмоционального развития дошкольников в эпоху цифровой повседневности.

Уточним понятие видового разнообразия культурных практик, входящих в создаваемое нами событийно организованное образовательное пространство совместной деятельности детей и взрослых, направленных на развитие у детей дошкольного возраста социальной активности в процессе реализации синер-гетического подхода.

1. Творческая мастерская - форма организации различных направлений (художественной, театральной, игровой, сувенирной, архитектурной) партнерской деятельности детей дошкольного возраста и мастера-педагога, побуждающего детей к самостоятельной работе, поощряющего активность без принуждения, контроля или обязательного включения ребенка в отдельное направление деятельности, в процессе которой формируется ощущение свободы самовыражения, возможность взаимодействовать с другими участниками и непринужденно беседовать на разные вопросы, а также возможность выбора предпочтений по увлечениям и условиям выполнимости [12].

2. Исследовательский квест - вид образовательной интерактивной деятельности (игра-квест, медиаквест, квест на природе, комбинированные варианты), не имеющей четкой структуры, не ограниченной сроками, количеством участником и пространством, не требующей конечного продукта и оценивания результатов, при которой дети являются субъектами деятельности, используют собственный опыт и одновременно обогащают его. Исследовательский квест направлен на решение проблемных ситуаций, способствующих развитию умений работать с различными источниками информации, повышению уровня мотивации и познавательного интереса к самостоятельному поиску, освоению целостной картины мира, развитию навыков самоанализа информационных потребностей, регулятивных свойств личности, навыков коммуникации и совместной работы, творческих начал личности, что существенно профилактирует зависимость от гаджетов [11].

3. Игровое имитационное моделирование - технология формирования познавательной и социальной активности, содержащая со-

2023. Том 13. № 5

вокупность упражнений, с целью анализа ситуаций и имитации тех или иных трудовых действий и приемов, ответственности за их последствия и представление результатов, акцентирующих внимание на синергии взаимодействия обучающихся, стремящихся к получению высоких результатов деятельности, открывающих уникальные возможности для самореализации при осмыслении результатов сотрудничества. Игровое имитационное моделирование позволяет формировать у обучающихся профессионально-ориентированное мышление, самостоятельность, творчество, предпринимательские способности, лидерские качества, аргументационные умения и умения ориентироваться в быстро меняющейся ситуации [7].

4. Проектирование - уникальная форма организации совместной деятельности детей и взрослых, реализующая дидактические принципы связи обучения с жизнью, единства совместной деятельности и диалогического общения, которая позволяет педагогам вовлечь родителей, объединить детей с целью планирования совместной деятельности, выстраивания межличностных отношений, сотрудничества с партнерами, нацеленными на общий результат. Проектирование позволяет ребенку обогатить свой опыт, укрепить уверенность в своих силах, почувствовать себя нужным, формирует способность принимать самостоятельные решения, договариваться с другими участниками проектной группы [5].

5. Коллекционирование - форма активности детей, основанная на классификационной работе исследовательского характера по освоению родовидовых отношений объектов и предметов, где систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов дает возможность развития умений поиска основа-

ISSN 2658-6762

ний для группировки и систематизации какого-либо множества однородных объектов

[4].

6. Студийная работа - форма организации творчества ребенка, его художественного мышления и мастерства в выборе оригинальных замыслов, техник. Студия представляет собой специально оборудованную, многофункциональную и оформленную комнату, наполненную положительной эмоционально-творческой атмосферой, обеспечивающей комплексное развитие дошкольников в сотрудничестве со сверстниками и взрослым, не ограничивающее свободу и активность детей, поощряющее творческое воображение, осознанное переживание и воплощение своего настроения и отношения к окружающему миру [2].

Таким образом, результаты отечественных исследований существенно дополняют и расширяют знания о педагогических средствах развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста, способствует пониманию сущности, особенностей и специфики организации культурных практик в дошкольной образовательной организации.

Однако в проанализированных работах отсутствует описание такого методологического инструмента, как синергетический подход, который возможно реализовать при соблюдении принципов комплексно-тематического планирования, витагенности, психологического комфорта, свободы выбора и самовыражения, сотрудничества, вариативности, интегративности, творчества, непрерывности.

Цель статьи - определить основные особенности становления социально-культурной активности дошкольников как условия когнитивно-эмоционального развития в новом цифровом обществе. Основные задачи исследования - выявление и обоснование синергетиче-

http://sciforedu.ru

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

164

2023. Том 13. № 5

ского эффекта при создании событийно организованного пространства совместной деятельности детей и взрослых в процессе организации различных видов и форм культурных практик, направленных на развитие у детей дошкольного возраста активности и инициативности в социально-преобразовательной деятельности в условиях цифрового общества.

Методология исследования

Методологической основой исследования стал синергетический подход, а также теоретические и эмпирические методы. Анализ проблемы позволяет утверждать, что применение синергетического подхода влечет за собой ориентацию дошкольников на сотрудничество, содействие, созидание в условиях социальной среды, определяющей проектирование индивидуальных маршрутов саморазвивающейся личности ребёнка.

Принципами реализации событийно организованного пространства совместной деятельности детей и взрослых в процессе осуществления различных видов и форм культурных практик для нас стали: витагенность, психологический комфорт, свобода выбора и самовыражения, сотрудничество, вариативность, интегративность, творчество, непрерывность. При отборе содержания культурных практик системообразующим был определен принцип комплексно-тематического планирования.

Необходимо также отметить, что синер-гетический подход и его принципы как стратегия и тактика становления социальной активности детей старшего дошкольного возраста в социально-преобразовательной деятельности применялись в совокупности с различными видами и формами культурных практик, таких как творческая мастерская, исследовательский квест, игровое имитационное моделирование,

ISSN 2658-6762

проектирование, коллекционирование, студийная работа и др.

Для получения экспериментальных данных применялись такие психодиагностические методы и методики, как структурированное наблюдение за детьми в коллективной деятельности, тест «Изучение социальных эмоций», тест «Изучение действенности общественного и личного мотива» Г. А. Урунтае-вой, Ю. А. Афонькиной.

В опытно-экспериментальной работе принимали участие 56 детей старшего дошкольного возраста, посещающих детские образовательные организации г. Челябинска (средний возраст 6 лет 4 месяца).

Исследование проводилось в группе во время реализации различных видов и форм культурных практик, описанных выше. Для начала были определены критерии и показатели социальной активности дошкольников, которые являются специфическими индикаторами ожидаемого синергетического эффекта и которые подлежат диагностике (табл. ).

В таблице представлено три критерия и четыре показателя на каждый из них. Межличностное взаимодействие традиционно понимается как интерактивный компонент общения, предполагающий умение сотрудничать, обмениваться целенаправленными действиями и выстраивать диалог. Инициативность подразумевает внешнюю активность, которая сопровождается наблюдаемыми признаками, такими как частота обращений к партнеру в заданной ситуации, умение инициировать способы решения проблемы, смелость и самостоятельность. Под вовлеченностью мы понимаем эмоциональное и интеллектуальное состояние, сопровождающее процесс деятельности, в котором ребенок стремится выполнить задание как можно лучше, достичь результатов.

http://sciforedu.ru

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

165

Science for Education Today

2023. Том 13. № 5 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Таблица

Критерии и показатели социальной активности детей дошкольного возраста как индикаторы синергетического эффекта

Table

Criteria and indicators of social activity of preschool children as indicators of synergetic effect

Критерии Показатели

Межличностное взаимодействие - Проявляют ли социальные эмоции*; - умеют ли работать в команде; - умеют ли убеждать, аргументировать; - осуществляют ли взаимопомощь и сотрудничество

Инициативность - количество транзакций в контексте решаемой ситуации; - направленность на оптимальное решение; - предлагают ли средства для осуществления деятельности; - способны ли действовать по собственному замыслу

Вовлеченность - проявляют ли устойчивость интереса к деятельности; - наличие социальных мотивов**; - исполнительность; - ответственность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прим.: * - тест «Изучение социальных эмоций» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина);

** - тест «Изучение действенности общественного и личного мотива» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).

Note: * - test "Study of social emotions" (G. A. Uruntayeva, Yu. A. Afonkina);

** - test "Study of the effectiveness of social and personal motive" (G. A. Uruntayeva, Yu. A. Afonkina).

В процессе наблюдения педагогом велся протокол, где фиксировались представленные показатели. Каждый показатель имеет свой вес: если показатель не выражен - ребенок получает 0 баллов, если слабо выражен - 1 балл, выражен - 2 балла. Таким образом, максимальное значение, которое можно набрать по критерию - 8 баллов. Критерий имеет высокий показатель, если ребенок набрал 6-8 баллов, средний показатель - 3-5 баллов и низкий показатель - 0-2 балла.

Результаты исследования

На рисунках 1-2 представлены результаты наблюдения до и после внедрения комплекса культурных практик, таких как творческая мастерская, исследовательский квест, игровое имитационное моделирование, проектирование, коллекционирование, студийная работа.

2023. Том 13. № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

27 28 27

20

18

1 13 16

10 9 ■

ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ

■ Межличностное взаимодействие ■ Инициативность ■ Вовлеченность

Рис. 1. Результаты наблюдения до внедрения комплекса культурных практик с применением синергетического подхода

Fig. 1. Results of observation before the introduction of a set of cultural practices using

a synergetic approach

30

25 26

19

15 15 14

— 12 —

ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ

■ Межличностное взаимодействие ■ Инициативность ■ Вовлеченность

Рис. 2. Результаты наблюдения после внедрения комплекса культурных практик с применением синергетического подхода Fig. 2. Results of observation after the introduction of a set of cultural practices using a synergetic approach

Как видно на гистограммах, по результатам исследования уровня развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста, полученным на начальном и итоговом этапах, видно, что проведенная работа

дала положительные результаты. Количество детей с низким уровнем развития существенно снизилось, в особенности по показателю «вовлеченность» (Тэмп = 49; p < 0,05). Количество

Science for Education Today 2023. Том 13. № 5 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

детей со средним уровнем осталось практически на прежнем уровне. Количество дошкольников с высоким уровнем увеличилось, однако эмпирические значения по критериям «инициативность» и «вовлеченность» не попали в зону значимости, тогда как критерий «межличностное взаимодействие» имеет достоверный положительный сдвиг (Тэмп = 63; Р < 0,01).

Такие показатели, как «проявление социальных эмоций» и «наличие социальных мотивов», дополнительно проверялись с помощью методик, позволяющих оценить, насколько у ребенка действенны личные и общественные мотивы, что имеет значение в контексте нашей цели исследования.

Проявление социальных эмоций изучалось с помощью беседы. Вопросы беседы включали анализ ситуации, где ребенку предлагалось ее завершить (например, «Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила свои кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: "Молодец, Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку". Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?»). При обработке результатов особое внимание уделялось не столько правильности ответа, сколько мотивам выбора варианта поведения. Таким образом, мы получаем возможность сделать вывод о сформированности социальных эмоций и их воздействии на поведение детей. Сравнение результатов беседы на констатирующем и контрольном этапах исследования показало тенденцию к повышению значений данного показателя, что может свидетельствовать о важности социальной ориентированности для дошкольников, об умении выражать поддерживающее отношение и способность понимать партнера.

Содержание мотивов поведения и характер их соподчинения в рамках такого показателя, как «наличие социальных мотивов», исследовались с помощью игры-соревнования на точность попадания мяча в цель. Дети делились на подгруппы по желанию, каждая подгруппа могла сделать пять бросков. Воспитатель объяснял, что если участник команды бросает мяч в красный круг, то баллы насчитываются лично ему, если бросает в синий круг, то баллы начисляются команде, если не попадает в цель, то баллы списываются по желанию либо из личных, либо из командных достижений. Результаты наблюдения фиксировались в протоколе и анализировались на предмет выявленных мотивов поведения. Исследование данного показателя продемонстрировало существенную разницу между результатами констатирующего и контрольного этапов в сторону улучшения показателя. Оценка достоверности сдвига подтвердилась расчетом Т-критерия Вилкоксона (Тэмп < Ткр; р < 0,01). Полученное значение говорит о сформированности такого показателя, как «наличие социальных мотивов», и свидетельствует о том, что дети после реализации комплекса культурных практик в условиях событийно организованного образовательного пространства совместной деятельности детей и взрослых демонстрируют доминирование общественных мотивов и ценностей и осмысленность правил поведения в общении. Данный метод так же позволил проследить связь мотивов поведения каждого ребенка с особенностями межличностных отношений детей.

Таким образом, результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в развитии социальной активности и позволяют зафиксировать синергетический эффект создания событийно организованного образова-

Science for Education Today 2023. Том 13. № 5 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

тельного пространства совместной деятельности детей и взрослых при реализации комплекса различных видов и форм культурных практик. Выявленные изменения дают нам основания сделать вывод о том, что реализация синергетического подхода и внедряемый в образовательный процесс комплекс приемов способствуют эффективному становлению социальной активности дошкольников как условия когнитивно-эмоционального развития в эпоху цифровой повседневности.

Заключение

Теоретические и практические результаты проведенного исследования заключаются в том, что анализ имеющихся отечественных и зарубежных публикаций актуализировал проблему поиска эффективных средств становления социальной активности дошкольников как условия когнитивно-эмоционального развития в эпоху цифровой повседневности.

На основании проведенного экспериментального исследования авторами сделан ряд выводов.

1. В эпоху цифровой повседневности происходит трансформация коммуникативных процессов и социальных отношений. Педагогами и психологами отмечается естественное снижение роли непосредственного прямого общения и, как следствие, утрата навыков партнерских взаимоотношений, сотрудничества, социальной активности вне информационно-коммуникационных технологий. Данный вывод стал основополагающим для определения стратегии исследования развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста как условия когнитивно-эмоционального развития обучающихся в эпоху цифровой повседневности.

2. Авторами предложен и теоретически обоснован синергетический подход как

стратегия становления социальной активности детей старшего дошкольного возраста в социально-преобразовательной деятельности на основе создания в детском саду событийно организованного пространства совместной деятельности детей и взрослых, включающего совокупность культурных практик. С помощью психолого-педагогического эксперимента с опорой на синергетический подход и принципы комплексно-тематического планирования реализованы культурные практики в процессе становления социальной активности как условия когнитивно-эмоционального развития дошкольников в эпоху цифровой повседневности.

3. Модуляция компонентов системы применения различных видов и форм культурных практик с использованием синергетиче-ского подхода способствует становлению социальной активности детей старшего дошкольного возраста как условия когнитивно-эмоционального развития в эпоху цифровой повседневности. Ведущими компонентами являются инновационные механизмы и средства воспитания, при этом они должны быть комплексными, скоординированными в пространстве и времени, последовательными, конгруэнтными, непрерывными.

4. Теоретическое и экспериментальное исследование подтвердило достоверность и обоснованность реализации синергетического подхода при использовании педагогом технологии событийности, содержащей синергию видового взаимодействия культурных практик, направленных на становление у дошкольников созидательной социальной активности в социально-преобразовательной деятельности через агентов социализации, речевое общение, положительные взаимоотношения и партнерство, амплификацию творческого опыта в социально-преобразовательной деятельности.

2023. Том 13. № 5

5. В процессе организации совокупности различных видов и форм культурных практик дети становятся субъектами деятельности, применяют собственный витагенный опыт и одновременно обогащают его.

Все это свидетельствует о том, что си-нергетический подход является эффективным методологическим инструментом в дошкольном образовании и социально-преобразова-

ISSN 2658-6762

тельной деятельности, а реализация разнообразных видов и форм культурных практик, представляющих событийно организованное образовательное пространство совместной деятельности детей и взрослых, позволяет существенно повысить уровень социальной активности детей старшего дошкольного возраста как условия когнитивно-эмоционального развития ребенка в цифровую эпоху.

http://sciforedu.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беликова Н. А., Маркова Е. В., Погодина А. А. Сущность и условия реализации технологии формирования основ социальной активности дошкольников // Вопросы науки и образования. - 2020. - № 6. - С. 23-29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42417559

2. Котлякова Т. А., Колесникова Е. А. Развитие изобразительного творчества старших дошкольников: возможности студийной формы работы // Поволжский педагогический поиск. - 2018. - № 2. - С. 38-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35426612

3. Маткеримов Н. О., Джунушалиева Б. А. Использование синергетического подхода к электронному обучению в высших учебных заведениях // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. - 2020. - № 10. - С. 211-215. DOI: https://doi.org/10.26104/NNTIK.2019.45.557 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45616376

4. Пашкевич Т. Д. Культурные практики как средство развития самостоятельности и активности детей дошкольного возраста // Учитель Алтая. - 2021. - № 1. - С. 191-197. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=45662584

5. Прокопьева З. И., Сивцева П. В. Метод проекта как способ развития познавательной активности мальчиков старшего дошкольного возраста // Народное образование Якутии. - 2022. -№ 3. - С. 90-92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53326966

6. Сатыбекова М. А. Синергетический подход в биологическом образовании // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. - 2022. - № 8. - C. 224-225. DOI: https://doi.org/10.26104/NNTIK.2022.86.88.055 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=49996187

7. Сукиасян А. М. Педагогическая синергетика как составляющая личностно ориентированного обучения в современной школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2020. - № 3. - С. 13-18. DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-3-13-18 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=44011593

8. Торманов Н. Т., Бакирова А. С., Манакбаева У. Е. Специфики дистанционного образования с применением синергетического подхода обучения // Вестник Казахского национального университета. Серия Педагогические науки. - 2021. - № 1. - С. 159-169. DOI: https://doi.org/10.26577/JES.2021.v66.i1.15 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=46587614

Science for Education Today 2023. Том 13. № 5 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

9. Ульзутуева О. Д., Гармаева И. С., Тудупова А. Б. Организация культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2022. - Т. 17, № 2. - С. 139-145. DOI: https://doi.org/10.21209/1996-7853-2022-17-1-139-145 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=48569302

10. Филиппова О. Г., Батенова Ю. В. Психолого-педагогические основы формирования информационно-языковой компетентности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях эмоциогенной нестабильности общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10, № 1. - С. 29-33. DOI: https://doi.org/10.26140/anip-2021-1001-0005 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44817632

11. Хоменко Е. В. Исследовательское обучение: к вопросу конститутивных признаков понятий «исследовательская деятельность», «исследовательские умения» // Гуманитарная парадигма. - 2021. - № 4. - С. 79-87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47387992

12. Шинкарева Н. А., Тыхенова В. А. Творческая мастерская как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 2. - С. 18. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.31557 URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=48418681

13. Corkin M. T., Peterson E. R., Henderson A. M., Waldie K. E., Reese E., Morton S. M. Preschool screen media exposure, executive functions and symptoms of inattention/hyperactivity // Journal of Applied Developmental Psychology. - 2021. - Vol. 73. - P. 101237. DOI: https: //doi.org/ 10.1016/j.appdev.2020.101237

14. Ivanova N., Timoshina E. Principles of Formation of Foundations of Senior Preschool Children's Social Activity // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 146. - Р. 385-389. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.08.135

15. Perone S., Anderson A. J., Zelazo P. D. The influence of parental guidance on video game performance, exploration, and cortical activity in 5-year-old children // Cognitive Development. -2021. - Vol. 60. - P. 101126. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2021.10112

16. Polinsky N., Flynn R., Wartella E. A., Uttal D. H. The role of spatial abilities in young children's spatially-focused touchscreen game play // Cognitive Development. - 2021. - Vol. 57. - P. 100970. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.cogdev.2020.100970

17. Resendes T., Benchimol-Elkaim B., Delisle C., René J.-L., Poulin-Dubois D. What I know and what you know: The role of metacognitive strategies in preschoolers' selective social learning // Cognitive Development. - 2021. - Vol. 60. - P. 101117. URL: https://doi.org/10.1016/j.cog-dev.2021.101117

18. Sharifian N., Sol K., Zahodne L. B., Antonucci T. С. 7.04 - Social relationships and adaptation in later life // Comprehensive Clinical Psychology (Second Edition). - 2022. - Vol. 7. - P. 52-72. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818697-8.00016-9

19. Shoshani A. From virtual to prosocial reality: The effects of prosocial virtual reality games on preschool Children's prosocial tendencies in real life environments // Computers in Human Behavior. - 2023. - Vol. 139. - P. 107546. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2022.107546

20. Sticker R. M., Christner N., Pletti C., Paulus M. The moral self-concept in preschool children: Its dimensions and relation to prosocial behaviors // Cognitive Development. - 2021. - Vol. 58. -P. 101033. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j .cogdev.2021.101033

21. Tu C., Nurymov Y., Umirzakova Z., Berestova A. Building an online educational platform to promote creative and affective thinking in special education // Thinking Skills and Creativity. -2021. - Vol. 40. - P. 100841. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100841

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2023. Том 13. № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

22. Ventouris A., Panourgia C., Hodge S. Teachers 'perceptions of the impact of technology on children and young people's emotions and behaviors // International Journal of Educational Research Open. - 2021. - Vol. 2. - P. 100081. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100081

23. Viana A. G., Trent E. S., Haley C. E., Raines E. M. Outcome findings and issues in psychotherapy with children and adolescents: internalizing disorders // Comprehensive Clinical Psychology (Second Edition). - 2022. - Vol. 5. - P. 25-47. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818697-8.00046-7

24. Wei X., Jiang H., Wang H., Geng J., Gao T., Lei L., Ren L. The relationship between components of neuroticism and problematic smartphone use in adolescents: A network analysis // Personality and Individual Differences. - 2022. - Vol. 186. - P. 111325. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j .paid.2021.111325

25. Xiao S. X., Hanish L. D., Malouf L. M., Martin C. L., Lecheile B., Goble P., Fabes R. A., DeLay D., Bryce C. I. Preschoolers' interactions with other-gender peers promote prosocial behavior and reduce aggression: An examination of the Buddy Up Intervention // Early Childhood Research Quarterly. - 2022. - Vol. 60. - P. 403-413. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2022.04.004

Поступила: 11 июля 2023 Принята: 9 сентября 2023 Опубликована: 31 октября 2023

Батенова Юлия Валерьевна: основной исполнитель исследования, формирование теоретических основ исследования, обобщение эмпирических материалов, оформление материалов исследования.

Типушков Сергей Владимирович: исполнитель исследования, ресурсы и сбор материалов.

Филиппова Оксана Геннадьевна: руководитель исследования, замысел и концептуальный анализ, администрирование проекта.

Все авторы ознакомились с результатами работы и одобрили окончательный вариант рукописи.

Информация о конфликте интересов:

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

Заявленный вклад авторов:

Science for Education Today

2023. Том 13. № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Информация об авторах

Батенова Юлия Валерьевна

кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии детства,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

проспект Ленина, д. 69, 454080, Челябинск, Россия.

кафедра психологии управления и служебной деятельности,

Южно-Уральский государственный университет (Национальный

исследовательский университет),

проспект Ленина, д. 85, 454080, Челябинск, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1792-2736

E-mail: batenovauv@cspu.ru

Типушков Сергей Владимирович

директор,

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 44 имени С.Ф. Бароненко», ул. Лихачёва, 4, 456617, Челябинская область, г. Копейск, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6192-9644 E-mail: ooomoct@rambler.ru

Филиппова Оксана Геннадьевна

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра педагогики и психологии детства,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

проспект Ленина, д. 69, 454080, Челябинск, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6691-5778 E-mail: oksimish@mail.ru

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

DOI: 10.15293/2658-6762.2305.08 Research Full Article / Article language: Russian

Peculiarities of forming preschoolers' socio-cultural agency as a condition for their cognitive- emotional development in the digital society

Yulia V. Batenova a o1-2, Sergey V. Tipushkov3, Oksana G. Filippova1

1 South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation

2 South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation 3 Municipal Educational Institution "Secondary School No. 44 named after S.F. Baronenko",

Kopeisk, Chelyabinsk region, Russian Federation

Abstract

Introduction. The article presents a theoretical review and an experimental study of preschoolers' cognitive and emotional development in the digital era. The purpose of the research is to identify and clarify the synergetic effect of creating an event-organized educational space for joint activities of children and adults in the implementation of a complex of various types and forms of cultural practices aimed at developing agency and initiative in preschool children within the framework of socially transformative activities in digital society.

Materials and Methods. The study follows the basic principles of the synergetic approach. In order to obtain empirical data, the following methods and techniques ofpsychological assessment were used: (1) structured observation of children's joint activities, (2) social emotions inventory, and (3) G. A. Uruntayeva and Yu. A. Afonkina's 'Studying the effectiveness of social and personal motive ' inventory. The sample consisted of 56 preschoolers. In order to detect the randomness of the results and track the dynamics, the experimental data were subjected to mathematical processing (Wilcoxon's T-test, which ensures the validity and reliability of the results obtained).

Results. The research findings show that the use of a synergetic approach and a complex of various types and forms of cultural practices, such as a creative workshop, a research quest, game simulation modeling, design, collecting, and studio work have a significant impact on the indicators of older preschool children's social agency as a condition for their cognitive and emotional development.

Acknowledgments

The study was financially supported by the Russian Science Foundation. Project No. 23-28-10173, https://rscf.ru/project/23-28-10173/ ("Development of cognitive functions and social emotions in preschoolers in conditions of digital redundancy and lack of speech communication")

For citation

Batenova Yu. V., Tipushkov S. V., Filippova O. G. Peculiarities of forming preschoolers' socio-cultural agency as a condition for their cognitive- emotional development in the digital society. Science for Education Today, 2023, vol. 13 (5), pp. 158-178. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2305.08

E3 Corresponding Author: Yulia V. Batenova, batenovauv@cspii.rii

© Yulia V. Batenova, Sergey V. Tipushkov, Oksana G. Filippova, 2023

The study confirms the assumption that achieving a high level of preschoolers' social agency is possible provided that an event-organized space ofjoint activities of children and adults is created in the educational process of the kindergarten.

Conclusions. The article concludes about the effectiveness of the synergetic approach in the implementation of a set of different types andforms of cultural practices as conditions for preschoolers' cognitive and emotional development in the new digital society. The authors emphasize that the use of a synergetic approach and a set of cultural practices in educational practice increases the level of initiative, independence, and responsibility in children, and contributes to redirecting their attention from digital devices to the peer-group and developing positive relationships based on verbal communication and cooperation between peers and adults through the amplification of the creative experience of cognition, application the surrounding objects in a new quality and transforming them.

Keywords

Social agency; Cultural practices; Synergetic approach; Event-based educational space; Cognitive-emotional development; Social-transformative activity; Digital era; Event-based education techniques; Joint activities of children and adults.

REFERENCES

1. Belikova N. A., Markova E. V., Pogodina A. A. The essence and conditions for the implementation of technology for the formation of the foundations of social activity of preschoolers. Questions of Science and Education, 2020, no. 6, pp. 23-29. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42417559

2. Kotlyakova T. A., Kolesnikova E. A. Developing visual arts of senior preschoolers: Possibilities of studio form of work. Volga Pedagogical Search, 2018, no. 2, pp. 38-44. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35426612

3. Matkerimov N. O., Dzhunushalieva B. A. Use of a synergetic approach to electronic learning in higher education. Science, New Technologies and Innovations of Kyrgyzstan, 2020, no. 10, pp. 211-215. (In Kyrgyz) DOI: https://doi.org/10.26104/NNTIK.2019.45.557 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45616376

4. Pashkevich T. D. Cultural practical trainings as a mean of development of preschool children independence and activity. Teacher of Altai, 2021, no. 1, pp. 191-197. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45662584

5. Prokopyeva Z. I., Sivtseva P. V. Project method as a way to develop cognitive activity of boys of older preschool age. National Education of Yakutia, 2022, no. 3, pp. 90-92. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53326966

6. Satybekova M. A. Synergetic approach in biology education. Science, New Technologies and Innovations of Kyrgyzstan, 2022, no. 8, pp. 224-225. (In Kyrgyz) DOI: https://doi.org/10.26104/NNTIK.2022.86.88.055 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49996187

7. Sukiasyan A. M. Pedagogical synergetics as a component of person-centered learning in a modern school. Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2020, no. 3, pp. 13-18. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-3-13-18 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44011593

8. Tormanov N. T., Bakirova A. S., Manakbayeva U. E. Studying the specifics of distance education using a synergetic approach to learning. Bulletin of the Kazakh National University. Pedagogical Sciences Series, 2021, no. 1, pp. 159-169. (In Kazakh) DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2021.v66.ii.15 URL:

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46587614

9. Ulzutueva O. D., Garmaeva I. S., Tudupova A. B. Organization of cultural practices in the educational process of a preschool educational institutions. Scientific Notes of the Trans-Baikal State University, 2022, vol. 17 (2), pp. 139-145. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.21209/1996-7853-2022-17-1-139-145 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48569302

10. Filippova O. G., Batenova Yu. V. Psychological and pedagogical foundations of information and language competencies in preschool and primary school children in the context of emotional instability of society. Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2021, vol. 10 (1), pp. 29-33. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.26140/anip-2021-1001-0005 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44817632

11. Khomenko E. V. Research training: On the question of constitutive features of the concepts "research activity", "research skills". Humanitarian Paradigm, 2021, no. 4, pp. 79-87. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47387992

12. Shinkareva N. A., Tykhenova V. A. Creative workshop as a means of developing creative imagination in older preschool children. Modern Problems of Science and Education, 2022, no. 2, pp. 18. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17513/spno.31557 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48418681

13. Corkin M. T., Peterson E. R., Henderson A. M., Waldie K. E., Reese E., Morton S. M. Preschool screen media exposure, executive functions and symptoms of inattention/hyperactivity. Journal of Applied Developmental Psychology, 2021, vol. 73, pp. 101237. DOI: https://doi.org/10.1016/j.appdev.2020.101237

14. Ivanova N., Timoshina E. Principles of formation of foundations of senior preschool children's social activity. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014, vol. 146, pp. 385-389. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2014.08.135

15. Perone S., Anderson A. J., Zelazo P. D. The influence of parental guidance on video game performance, exploration, and cortical activity in 5-year-old children. Cognitive Development, 2021, vol. 60, pp. 101126. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2021.101126

16. Polinsky N., Flynn R., Wartella E. A., Uttal D. H. The role of spatial abilities in young children's spatially-focused touchscreen game play. Cognitive Development, 2021, vol. 57, pp. 100970. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2020.100970

17. Resendes T., Benchimol-Elkaim B., Delisle C., René J.-L., Poulin-Dubois D. What I know and what you know: The role of metacognitive strategies in preschoolers' selective social learning. Cognitive Development, 2021, vol. 60, pp. 101117. URL: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2021.101117

18. Sharifian N., Sol K., Zahodne L. B., Antonucci T. C. 7.04 - Social relationships and adaptation in later life. Comprehensive Clinical Psychology (Second Edition), 2022, vol. 7, pp. 52-72. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818697-8.00016-9

19. Shoshani A. From virtual to prosocial reality: The effects of prosocial virtual reality games on preschool Children's prosocial tendencies in real life environments. Computers in Human Behavior, 2023, vol. 139, pp. 107546. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2022.107546

20. Sticker R. M., Christner N., Pletti C., Paulus M. The moral self-concept in preschool children: Its dimensions and relation to prosocial behaviors. Cognitive Development, 2021, vol. 58, pp. 101033. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2021.101033

21. Tu C., Nurymov Y., Umirzakova Z., Berestova A. Building an online educational platform to promote creative and affective thinking in special education. Thinking Skills and Creativity, 2021, vol. 40, pp. 100841. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100841

22. Ventouris A., Panourgia C., Hodge S. Teachers' perceptions of the impact of technology on children and young people's emotions and behaviors. International Journal of Educational Research Open, 2021, vol. 2, pp. 100081. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100081

23. Viana A. G., Trent E. S., Haley C. E., Raines E. M. Outcome findings and issues in psychotherapy with children and adolescents: internalizing disorders. Comprehensive Clinical Psychology (Second Edition), 2022, vol. 5, pp. 25-47. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818697-8.00046-7

24. Wei X., Jiang H., Wang H., Geng J., Gao T., Lei L., Ren L. The relationship between components of neuroticism and problematic smartphone use in adolescents: A network analysis. Personality and Individual Differences, 2022, vol. 186, pp. 111325. DOI: https: //doi. org/ 10.1016/j .paid.2021.111325

25. Xiao S. X., Hanish L. D., Malouf L. M., Martin C. L., Lecheile B., Goble P., Fabes R. A., DeLay D., Bryce C. I. Preschoolers' interactions with other-gender peers promote prosocial behavior and reduce aggression: An examination of the buddy up intervention. Early Childhood Research Quarterly, 2022, vol. 60, pp. 403-413. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.ecresq.2022.04.004

Submitted: 11 July 2023 Accepted: 9 September 2023 Published: 31 October 2023

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

The authors' stated contribution:

Yulia Valeryevna Batenova

Contribution of the co-author: main author of the study, formation of the theoretical foundations of research, generalization of empirical materials, design of research materials.

Sergey Vladimirovich Tipushkov

Contribution of the co-author: author of the study, resources and collection of materials.

Oksana Gennadievna Filippova

Contribution of the co-author: head of the study, concept and conceptual analysis, project administration

All authors reviewed the results of the work and approved the final version of the manuscript.

Information about competitive interests:

The authors declare no apparent or potential conflicts of interest in connection with the publication of this article

Information about the Authors

Yulia Valeryevna Batenova

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Pedagogics and Psychology of Childhood Department, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Prospect Lenina, 69, 454080, Chelyabinsk, Russian Federation. Department of Psychology of Management and Official Activity, South Ural State University (National Research University), Prospect Lenina, 85, 454080, Chelyabinsk, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1792-2736 E-mail: batenovauv@cspu.ru

Sergey Vladimirovich Tipushkov

Director,

Municipal Educational Institution "Secondary School No. 44 named after S.F. Baronenko",

Likhacheva str., 4, 456617, Kopeisk, Chelyabinsk region, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6192-9644 E-mail: ooomoct@rambler.ru

Oksana Gennadievna Filippova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Pedagogics and Psychology of Childhood Department, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Prospect Lenina, 69, 454080, Chelyabinsk, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6691-5778 E-mail: oksimish@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.