Научная статья на тему 'Особенности становления психологических и речевых механизмов чтения у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи'

Особенности становления психологических и речевых механизмов чтения у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1014
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ / МЕХАНИЗМЫ ЧТЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЧТЕНИЯ / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / READING PROCESS / READING MECHANISMS / PSYCHOLOGICAL AND SPEECH MECHANISMS OF READING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Энс Ольга Александровна

В статье рассматриваются особенности психологических и речевых механизмов чтения у детей с общим недоразвитием речи. Рассмотрено влияние особенностей развития психических процессов у детей с общим недоразвитием речи на процесс овладения чтением. Выделены группы специфических ошибок при овладении процессом чтения детей с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Энс Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности становления психологических и речевых механизмов чтения у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи»

ниегп

issN 2304-120X Энс О. А. Особенности становления психологических и речевых механизмов чтения у детей 6-7лет с общим недоразвитием речи //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S11. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470156.htm.

научно-методический электронный журнал

ART 470156 УДК 376.3

Энс Ольга Александровна,

ассистент кафедры логопедии и детской речи Института детства ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск [email protected]

Особенности становления психологических и речевых механизмов чтения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

Аннотация. В статье рассматриваются особенности психологических и речевых механизмов чтения у детей с общим недоразвитием речи. Рассмотрено влияние особенностей развития психических процессов у детей с общим недоразвитием речи на процесс овладения чтением. Выделены группы специфических ошибок при овладении процессом чтения детей с общим недоразвитием речи. Ключевые слова: общее недоразвитие речи, процесс чтения, механизмы чтения, психологические и речевые механизмы чтения.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Ведущей тенденцией развития современного образования в России является интеграция детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями речи, в систему общеобразовательного пространства. В связи с этим актуальными становятся вопросы формирования здорового образа жизни указанной группы детей [1], равно как и вопросы прогнозирования и устранения трудностей в обучении, которые могут возникнуть у детей с общим недоразвитием речи. Среди всех трудностей обучения, рассматриваемые в работах современных авторов, центральное место занимают трудности овладения процессом чтения. Так, Е. В. Шкатова и Е. Т. Петрова [2], К. В. Абрамова [3] рассматривают чтение с точки зрения его воспитательного и образовательного значения в процессе обучения детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возраста. Проблемы психокоррекционной помощи детям с нарушениями чтения как компонента нарушений письменной речи освещены в работе О. Г. Грибуковой [4]. Принципы и методы ранней диагностики речевых нарушений показаны в трудах Л.В. Ковригиной [5]. Реализации процесса обучения чтению в соответствие с ФГТ рассмотрены О. В. Ма-шуковой и А. Ю. Чистобаевой [6].

Основными причинами трудностей овладения навыком чтения у детей с общим недоразвитием речи является недоразвитие всех сторон устной речи, что препятствует формированию прочных звукобуквенных связей, развитию смысловой догадки и приводит к нарушению или несформированности отдельных процессов или операций, необходимых для формирования правильного навыка чтения [7-9].

Помимо нарушения всех сторон устной речи, причиной трудностей овладения процессом чтения у детей с общим недоразвитием речи может являться специфика существующих методик обучения чтению. Среди общепедагогических и коррекцион-ных методик обучения чтению преобладают методики, основанные на аналитико-син-тетическом методе обучения. Этот метод базируется на нескольких обязательных принципах-условиях, без которых овладение чтением и письмом представляется невозможным [10]:

1. Осознание фонематической структуры слов и овладение навыками фонематического анализа и синтеза;

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Энс О. А. Особенности становления психологических и речевых механизмов чтения у детей 6-7лет с общим недоразвитием речи //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S11. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470156.htm.

2. Полноценное овладение слухопроизносительной дифференциацией и идентификацией всех фонем русского языка;

3. Владение навыком синтаксического членения речевого потока на слова и предложения;

4. Опознание графических обозначений и соотнесение графических образов букв и их звуковых значений;

5. Владение навыками перевода буквенного кода речи в звуковой через осуществление звукослияний, осмысление звукокомплексов в качестве слов;

6. Установление смысловых связей между словами.

Очевидно, что дети с общим недоразвитием речи, неспособны успешно овладеть указанными навыками в полном объеме. В первую очередь, это обусловлено сложностью самого процесса чтения. Например, такие фонетические и языковые единицы как «гласный звук», «буква», «слог» и т. д. носят абстрактно-символический характер и требуют соответствующего уровня развития понятийного и дискретно-логического мышления [11]. Во-вторых, трудности при обучении чтению посредством аналитико-синтетического метода будут обусловлены недоразвитием устной речи, а также недостаточным уровнем развития психических процессов и функций.

В силу особенностей развития устной речи у детей с общим недоразвитием речи, происходит специфическое формирование психологических механизмов чтения и, соответственно, всех компонентов функционального базиса чтения.

Так, обнаруживаются специфические расстройства пространственной ориентировки, проявляющиеся в несовершенстве символического уровня пространственных представлений и способности к их вербализации, а также в нарушении оценки пространственных отношений между предметами. Это приводит к отставанию в овладении пространственными вербально-понятийными обозначениями [12].

Нарушение внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи проявляется в следующем [13]:

- нарушения концентрации внимания;

- ограниченный объем, фрагментарность и нецелостность восприятия;

- «генерализованное и неселективное» внимание, что приводит к снижению способности сосредоточиться на существенных признаках;

- персеверация внимания, выражающееся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Отмечаются и особенности в развитии сукцессивных функций. Дети на низком уровне выполняют такие задания, как воспроизведение последовательности движений, звуковых и графических ритмов, допускают много ошибок при воспроизведении последовательности изображений, затрудняются при воспроизведении временной последовательности вербальных стимулов (слова, цифры), не способны к автоматизации речевых рядов (времена года, дни недели, месяцы) [11, 14].

У детей с общим недоразвитием речи выявляется недостаточность различных видов восприятия, что отмечается в работах И. Н. Садовниковой, О. Н. Усановой, А. Н. Корнева, Г. В. Чиркиной и др. Нарушения зрительного восприятия проявляются в бедности и недифференцированности зрительных представлений, в инертности и нестойкости зрительных следов, в отсутствии прочной и адекватной связи между буковой и звуком.

Уровень слухоречевой памяти находится в прямой зависимости от уровня речевого развития детей, следовательно, у детей с общим недоразвитием речи отмечается дефицит слухоречевой памяти. Это выражается в нарушении понимания детьми

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Энс О. А. Особенности становления психологических и речевых механизмов чтения у детей 6-7лет с общим недоразвитием речи //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S11. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470156.htm.

словесных инструкции, в ограничении возможности оперировать со слуховым материалом «на следах», в трудностях воспроизведения ритмических структур и к нарушению фонематического восприятия [15].

Недостаточный уровень всех указанных процессов приводит к разнообразным специфическим ошибкам чтения, которые можно разделить на следующие группы [16]:

- длительное овладение синтетическим чтением: длительное сохранение по-буквенного или послогового способа чтения, изолированного прочтения конечного согласного в слове;

- нарушение выразительности чтения: отсутствие дифференциации в постановке пауз, отрывистое или слитное чтение, трудности интонационного оформления вопросительных, восклицательных, иногда повествовательных предложений, затруднения в использовании логического ударения, безэмоциональность чтения;

- перестановка, замены или пропуски различных единиц чтения: замена букв разнообразной природы, нарушения звукослоговой структуры слов, аграмматизмы, повторы букв, слогов, частей слов, целых слов;

- нарушение чтения по догадке;

- нарушение понимания смысла прочитанного: отсутствие либо поверхностное понимание смысла читаемого текста, затруднения в воспроизведении прочитанного.

Выделенные группы ошибок свидетельствуют о том, что специфика становления механизмов чтения у детей с общим недоразвитием речи неблагоприятно влияет на процесс овладения чтением и обуславливает необходимость коррекционной работы по развитию психических процессов и функций, обеспечивающих становление механизмов чтения.

Ссылки на источники

1. Климова Т. В., Маркова Е. В. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. - 240 с.

2. Шкатова Е. А., Петрова Е. Т. Образовательное и воспитательное значение чтения для детей с ограниченными возможностями здоровья. // Актуальные проблемы и перспективы становления ребенка-читателя в современном информационном обществе материалы международной научно-практической конференции, Чита, 18-19 октября 2010 г. - Чита, 2010. - С. 114-117.

3. Абрамова К. В. Композиционный анализ поэтического текста в работе с детьми дошкольного возраста (на примере стихотворения Б. Пастернака «Карусель») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S8. - С. 1-6.

4. Грибукова О. Г. К вопросу о психокоррекционной помощи и психологическом сопровождении детей с нарушением письма в общеобразовательном учреждении // Актуальные проблемы современной психологии: сб. науч. ст. / Кемеровский государственный университет. - Кемерово, 2012. - С. 162-165.

5. Ковригина Л. В. Принципы и методы ранней диагностики речевых нарушений // Успехи современного естествознания. - 2005. - № 3. - С. 89-90.

6. Чистобаева А. Ю., Машукова О. В. Реализация образовательной области «Чтение художественной литературы» в соответствии с ФГТ // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Новосибирск, 2013. - С. 157-160.

7. Каше Г. А., Шуйфер Р. И. Нарушения чтения и письма как проявления системного недоразвития звуковой стороны речи у детей. - Киев, 1979. - С. 73-80.

8. Ковригина Л. В. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями. - Новосибирск, 1998.

9. Здор Е. В., Маркова Е. В. Произносительная сторона речи как объект психолого-педагогического, психолингвистического исследования // Приоритетные задачи и стратегии развития педагогики и психологии: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. - Тольятти, 2016. - С. 12-14.

10. Айнетдинова И. Г., Трубникова Н. М. Особенности механизмов письменной речи у детей // Изучение, обучение и воспитание детей с нарушениями развития. - Екатеринбург, 2008. - С. 9-17.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Энс О. А. Особенности становления психологических и речевых механизмов чтения у детей 6-7лет с общим недоразвитием речи //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S11. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470156.htm.

11. Насонова В. И. Анализ психофизических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с задержкой психического развития: автореф. ... дис. канд. психол. наук. - М., 1979. - 22 с.

12. Татаринова И. А. Трудности при овладении чтением учащимися первых классов и пути их преодоления // Логопед. - 2009. - № 5.- С. 97-99.

13. Воронова А. П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. - СПб.: Образование, 1994. - С. 12-21.

14. Kovrigina L. V. Features of formation of psychological basis of letters in children with speech underdevelopment in overcoming speech disorders // Science today: from theory to practice Proceedings of the 7nd International Academic Conference, 2016. - Р. 51-52.

15. Ткаченко Т. А. Фонематическое восприятие. - М.: Книголюб, 2008. - 32 с.

16. Токарева O. A. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков. - М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1969. - С. 39-45.

Olga Ens,

Assistant of the Chair of speech therapy and children's speech of the Institute of Childhood, Novosibirsk State

Pedagogical University, Novosibirsk

[email protected]

Peculiarities of the formation of psychological and speech mechanisms of reading in children 6-7 years with a general speech underdevelopment

Abstract. In the article features of psychological and speech mechanisms of reading in children with general hypoplasia of speech are considered. The influence of the features of the development of mental processes in children with a general underdevelopment of speech on the process of mastering reading is examined. Groups of specific errors are identified in mastering the process of reading children with a general speech underdevelopment.

Key words: general speech underdevelopment, reading process, reading mechanisms, psychological and speech mechanisms of reading.

Рекомендовано к публикации:

Ковригиной Л. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 18.05.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.05.17

Принята к публикации Accepted for publication 22.05.17 Опубликована Published 25.05.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Энс О. А., 2017

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.