Научная статья на тему 'Особенности становления ориентаций студентов на освоение ценностей и норм физической культуры'

Особенности становления ориентаций студентов на освоение ценностей и норм физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ И НОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / PHYSICAL CULTURE / VALUES AND NORMS OF PHYSICAL CULTURE / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Елена Вениаминовна

Физическая культура рассматривается как совокупность умений личности управлять физическими и психическими силами организма на основе компетенций, раскрывающих научные представления о возможностях сохранения и укрепления здоровья человека с учетом его индивидуальных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the formation of orientations in students' development of values and norms of physical culture

In the article, physical culture is considered as a set of personal skills meant to manage individual physical and mental powers of the body on the basis of competences revealing the scientific understanding of the possibilities of preserving and strengthening of human health, and taking into account individual characteristics of a person.

Текст научной работы на тему «Особенности становления ориентаций студентов на освоение ценностей и норм физической культуры»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Социология

УДК 340.12 Е.В. Морозова

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ОСВОЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И НОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Физическая культура рассматривается как совокупность умений личности управлять физическими и психическими силами организма на основе компетенций, раскрывающих научные представления о возможностях сохранения и укрепления здоровья человека с учетом его индивидуальных особенностей.

Ключевые слова: физическая культура, ценности и нормы физической культуры, студенческая молодёжь.

Механизмы становления культуры индивида реализуются через интериоризацию последовательности социально значимых установок на нормативное поведение. Как отмечал П.А. Сорокин, без культурных ценностей человеческое взаимодействие было бы просто физическим, а не социальным явлением. Без включения культурного элемента, значения ценностей и норм невозможно изучать факторы, регулирующие взаимодействие между индивидами. Он выделял именно культурную систему, под которой понимал взаимосвязанное единство норм, ценностей, идей, материальных предметов, то есть культурные феномены, имеющие идеологическую, поведенческую, материальную или смешанную форму [2. С.219]. То есть можно говорить об интегративности культуры, в том числе и физической, представленной нормами и ценностями, включёнными в общую культуру человека. Поэтому умело организованные совместными усилиями педагогов, врачей, родителей просвещение и воспитание, эффективная работа медицинских учреждений, школ, физкультурно-спортивных учреждений являются одним из самых действенных способов закрепления установки человека на развитие физической культуры, а значит, на сохранение, укрепление своего психического и физического здоровья.

В настоящее время становятся очевидными общественные потребности во всеобъемлющем использовании средств физической культуры для формирования здорового образа жизни, менталитета молодого поколения как важнейших факторов обеспечения жизнеспособности и созидательной активности молодёжи. Уровень здоровья общества становится характеристикой его жизнеспособности как социального организма, гармоничного развития и поддержания равновесия с окружающей средой. Здоровье, не являясь неизменным, данным от природы свойством, представляет собой динамический процесс, и каждому человеку требуется научиться управлять происходящими в организме изменениями на основе знаний сущности и содержания физической культуры.

Не менее важно формировать потенциал здоровья, создавать, развивать, активизировать позитивные для организма условия, факторы, обстоятельства, которые содержатся в самых различных сторонах жизни человека, формируются в процессе воспитания. Для этого необходимо, чтобы ценность здоровья в рамках культуры его формирования была наивысшей и определялась потребностью не столько в самосохранении, сколько в самосовершенствовании. Данная потребность характеризуется тем, что человек целенаправленно ищет и находит созданные культурой методы достижения полноценного психофизического развития для увеличения потенциала здоровья, с ориентацией на развитие и расширение возможностей своего организма [1. С.12].

Отчётливо проявившееся осознание неудовлетворённости имеющимся потенциалом здоровья как жизненным ресурсом практически у всех социальных групп населения не сопровождается формированием и реализацией особой культуры поведения, ориентированной на повышение, укрепление и сохранение потенциала здоровья. Поведение человека, направленное на формирование здорового образа жизни, в который входит соблюдение физиологически оптимального режима труда и отдыха, рациональное питание, достаточный уровень физической активности, соблюдение правил личной и общественной гигиены, охрана окружающей среды, полезные для личности формы досуга, соблюдение правил психогигиены, - имеет большее значение для его здоровья, чем характер воздействующих на него негативных факторов. Цель формирования здорового образа жизни человека - это, прежде всего, процесс

Е.В. Морозова

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

самоизменения личности, а затем - его предметные знания, умения, навыки, получаемые в процессе подготовки и ходе профессиональной деятельности, приобретаемые жизненным опытом.

Для здорового образа жизни недостаточно сосредоточивать усилия лишь на преодолении факторов риска. Не менее важно формировать потенциал здоровья. Для этого необходим переход на новый уровень самоорганизации, когда ценность здоровья оказывается наивысшей и определяется не самосохранением, а самосовершенствованием.

Через систему ценностных ориентаций личности физическая культура оказывает стабилизирующее либо дестабилизирующее воздействие на образ жизни индивида и общества, обеспечивает формирование индивидуального интереса к физическому совершенству как социально и культурно осознаваемой потребности. Определённой культуре соответствует своя система ценностей, а условия, в которых происходит их развёртывание в соответствии с потребностями социальных субъектов, формируют установку на заданную ценностную систему. Для человека, обладающего набором ценностей, вариативных по своей сути, детерминирующими ценностями могут быть оздоровление, наличие красивого тела или его совершенство. Чтобы эти ценности являлись приоритетными при определённом выборе той или иной деятельности, необходимо, чтобы в обществе они были занормированными.

Нередко в системе образования субъекты обучения сдерживают включение механизмов нормативного развития и саморазвития личности. Процесс обучения и воспитания трансформируется в постоянное принуждение личности к освоению правил, определяемых преподавателем. Рассматривая физическую культуру как сконструированную и управляемую телесность, можно утверждать, что существует противоречие в понимании её сущности и применяемых форм приобщения к ней различных категорий учащейся молодежи, включая студентов. С одной стороны, уроки физкультуры существуют с первого класса по одиннадцатый, с другой стороны, у многих студентов отсутствует устойчивая установка на занятия физкультурой в вузе. Следовательно, в течение 10 лет занятий нынешней системой организации уроков по данному предмету в школе не удается выработать представления о ценности и нормах регулярного использования приобретаемых знаний и умений для укрепления психофизического здоровья молодого человека. Более того, многие школьники не используют то, чему они учатся на уроках физкультуры, при выполнении утренней зарядки, спортивных занятий во время каникул.

Исследования по теории детерминации человеческого поведения показывают, что на индивидов действует внешняя или внутренняя необходимость, вызывающая конкретные поступки [1. С.15]. Для школьников уроки по физической культуре часто являются внешней необходимостью, так как на них провозглашается ценность укрепления здоровья для общества, а не конкретного ребенка. Если он не болеет, то ему трудно воспринять пользу от 2-3 уроков по этому предмету в школе. Организм не дает наглядного результата после 40 минут прыжков, бега и т.п. Возникает противоречие между общественной и личной ценностью того знания, тех умений, которые ученик приобретает на уроках физкультуры. Личный смысл тогда ясен, когда наглядно можно увидеть, почувствовать прибавление жизненных сил организма или овладение каким-то новым навыком работы руками, ногами, телом.

Так, в Древней Спарте мальчики наглядно видели результаты занятий по тому, что можно назвать физкультурой, так как повышалось мастерство владения мечом, копьем, щитом и т.п. Не столько укреплялось здоровье, сколько приобретались компетенции, связанные с нормами ведения боя. В наше время занятия физкультурой протекают в виде набора общих упражнений, не имеют осязаемого результата. Следовательно, для тех учащихся, которые имеют относительно нормальное здоровье, ценность занятий должна заключаться в постоянной отработке отдельных приемов, например игры в футбол, баскетбол, метания ядра, бега и т.п. При этом на каждом занятии должно быть сравнение прежнего и нового результата.

Тогда начинают действовать в качестве дополнительного фактора формирования ориентаций на занятия физической культурой потребности в самореализации и самоутверждении. Каждый ученик приходит на урок, чтобы полнее реализовать свои склонности к определенному виду упражнений или самоутвердиться среди сверстников как человек, наращивающий свое мастерство в результате систематических занятий. Это не означает превращение уроков физкультуры в занятия по типу тех, которые используются в спортивных секциях. Не ставится задача получить спортивный разряд, стать победителем в крупных соревнованиях.

Для ребенка ценностью становится возможность выявить и реализовать природные задатки и способности к определенным физическим действиям на основе овладения культурой их выполнения.

Особенности становления ориентаций студентов. ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Тогда происходит и общее укрепление физических и психических сил организма, так как вместо абстрактной установки социума на здоровье используется естественная потребность индивида в ярком, наглядном для всех проявлении его жизненных сил. Приобретенные новые ценности управления телом формируют нормы его постоянного поддержания в активном состоянии. У учащихся возникает стереотип занятий не абстрактной, а конкретной по содержанию физической культурой. Тогда включается постоянно действующая потребность в самореализации и самоутверждении на каждом уроке физкультуры с помощью дополнительных занятий в свободное время [1. С.18].

Однако снятие данного противоречия требует индивидуального подхода к организации занятий на уроках физической культуры. Должны создаваться группы из несколько человек, которые на данном уроке отрабатывают навыки выполнения отдельных упражнений, постоянно отмечая некое продвижение в качестве владения определенными органами тела. Также очевидно, что приобретаемые на уроках физической культуры знания и умения не становятся содержанием компетенций учащихся. Их не учат, как использовать определенные знания, навыки для преодоления конкретных болезненных состояний, восстановления и укрепления жизненных сил организма. Сталкиваясь с проблемой профилактики болезней, мобилизации жизненных сил организма в отдельных жизненных ситуациях, они не могут опираться на те знания и навыки, которые приобрели на уроках физкультуры. В результате у школьников к окончанию школы не возникает того позитивного отношения к урокам физкультуры, которое побуждает их активно посещать соответствующие занятия во время обучения в вузе. Они ничего нового для себя не получают, встречаясь с той же системой внешнего принуждения, абстрактного утверждения ценности занятий, не формирующих компетенции. Возникает противоречие, отражающее особенности именно высшей школы. Если изучение в вузе разных предметов дает видимый прирост знаний и умений по сравнению со школой, то занятия физкультурой не ориентированы на решение этой задачи. Возникает острое противоречие между общим развитием культуры личности в процессе получения высшего образования и не меняющимся уровнем физической культуры в результате посещения студентами соответствующих занятий. Критерием изменения ориентаций и установок на формирование физической культуры должен стать уровень личной активности по использованию наиболее подходящих способов целостного развития, управления своей телесностью и здоровьем. Таким образом, анализ системы формирования ценностных ориентаций на физическую культуру студентов даёт возможность изучить её сложную, открытую, неустойчивую структуру, имеющую различные иерархические уровни, с целью поиска ресурсов развития данного вида культуры у будущих специалистов с высшим образованием.

***

1. Меренков А.В. Социальные компетенции и методы их формирования у школьников // Екатеринбург: традиции и инновации компетентностного подхода в образовании. Екатеринбург, 2008. Ч. 1. С. 12-18.

2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 219.

Поступила в редакцию 20.11.11

E. V. Morozova

Features of the formation of orientations in students’ development of values and norms of physical culture

In the article, physical culture is considered as a set of personal skills meant to manage individual physical and mental powers of the body on the basis of competences revealing the scientific understanding of the possibilities of preserving and strengthening of human health, and taking into account individual characteristics of a person.

Keywords: physical culture, values and norms of physical culture, youth.

Морозова Елена Вениаминовна, ассистент Morozova E.V., assistant

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6

E-mail: e_moroz@mail.ru E-mail: e_moroz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.